Научная статья на тему 'Методы педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна'

Методы педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ / AESTHETIC POSITION / METHODS OF FORMATION / SELF-DEVELOPMENT / ARTISTIC AND DESIGN ACTIVITIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трошкина Ю.Ю.

В статье раскрывается сущность основных методов педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна. Анализируется специфика эстетической позиции личности и ее обусловленность особенностями художественно-проектной деятельности, предопределяющей профессиональную. Раскрывается сущность концептуальной педагогической модели развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в художественно-проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE AESTHETIC POSITION OF FUTURE BACHELORS OF DESIGN

The article reveals the essence of the basic teaching methods of pedagogical support for the development of the aesthetic position of future bachelors of design. The article analyzes the specifics of the aesthetic position of the person and its dependence on the peculiarities of artistic and design activity, predetermining professional. The article reveals the essence of the conceptual pedagogical model of development of aesthetic position offuture bachelor of design in art and design activity.

Текст научной работы на тему «Методы педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна»

УДК 378.147:7.05 ТРОШКИНА Ю.Ю.

старший преподаватель, кафедра дизайна и art-менеджмента, Донецкий национальный университет

E-mail: nebo_design@maiI.ru

UDC 378.147:7.05 TROSHKINA JU. Y.

Senior Lecturer of the Department of Design and Art-Management, Donetsk National University E-mail: nebo_design@mail.ru

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА

METHODS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE AESTHETIC POSITION

OF FUTURE BACHELORS OF DESIGN

В статье раскрывается сущность основных методов педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна. Анализируется специфика эстетической позиции личности и ее обусловленность особенностями художественно-проектной деятельности, предопределяющей профессиональную. Раскрывается сущность концептуальной педагогической модели развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в художественно-проектной деятельности.

Ключевые слова: эстетическая позиция, методы формирования, саморазвитие, художественно-проектная деятельность, профессиональноеразвитие.

The article reveals the essence of the basic teaching methods of pedagogical support for the development of the aesthetic position offuture bachelors of design. The article analyzes the specifics of the aesthetic position of the person and its dependence on the peculiarities of artistic and design activity, predetermining professional. The article reveals the essence of the conceptual pedagogical model of development of aesthetic position offuture bachelor of design in art and design activity.

Keywords: aesthetic position, methods of formation, self-development, artistic and design activities, professional development.

Общество, в котором мы живем чрезвычайно сложно, динамично и противоречиво. Социальные перемены затрагивают и политику, и экономику, и духовную жизнь. Все это приводит к ломке ранее сложившихся идеалов и ценностных представлений. Молодежь, попадая в такую ситуацию, испытывает неопределенность в отношении своей будущей жизни и работы.

В связи с этим возникает новая ориентация учебно-воспитательного процесса, содержание которого должно быть направлено на усиление культуросозидательной направленности и развитие эстетической позиции личности студента. Опираясь на наше исследование, эстетическую позицию личности мы определяем как культурный феномен, в котором проявляется деятель-ностное состояние личности, определяющее становление художественно-творческого отношения к миру, что способствует формированию профессионально-эстетических компетентностей, способных обеспечить художественно-проектную деятельность новыми качествами. Эстетическая позиция будущего бакалавра дизайна - необходимая психологическая первооснова деятельности личности на творческом уровне. Она является механизмом настройки личности на эстетическое поведение. Специфика эстетической позиции личности обусловлена особенностями художественно-проектной

деятельности, предопределяющей профессиональную. Эстетическая позиция будущего бакалавра дизайна - это интегративное социально-психологическое образование, возникающее на основе осмысления и обоснованности эстетической потребности, которая выражается в стремлении к ценностному отношению к человеческой индивидуальности, в убежденности личности в социальной значимости эстетической деятельности, направленной на овладение профессиональными навыками и умениями. Основной задачей такой деятельности является создание продукта, максимально соответствующего критериям технологичности, красоты, выразительности и эргономичности.

Направленность личности на творческую деятельность является одним из основных элементов эстетической позиции, которая действует как побудительная сила в процессе профессиональной деятельности дизайнера. Изучение эстетической позиции возможно через исследование соотношения ее с формами воплощения, через изучение социальных, эстетических, психологических механизмов ее реализации.

До настоящего времени мало разработанной остается проблема развития эстетической позиции студентов, будущих бакалавров дизайна.

В процессе профессиональной деятельности ди-

© Трошкина Ю.Ю. © Troshkina Ju. Y.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

зайнера обнаруживается взаимосвязь функциональных, графических и эстетических слагаемых художественно-проектной деятельности. Реализация студентами учебной и вне учебной художественно-проектной деятельности потребовала решения еще одной задачи -разработки и классификации методов педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна. Совокупность методов, форм и средств, направленных на развитие эстетической позиции будущих специалистов-профессионалов, и составляет методику нашей экспериментальной работы. Решая задачи по определению методов педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайнеров, мы опирались на классификацию методов управления творчеством личности, разработанную А.Г. Кучерявым [1]. В частности, выделяя шесть групп соответствующих методов по определенным критериям, исследователь акцентирует особое внимание на методах формирования сознательного отношения к творчеству, потребности в нем. методах организации и стимулирования творческой деятельности и методах непосредственной сотворчества педагога и воспитанника [Там же, с. 85-105]. Учитывая особенности учебной художественно-проектной деятельности, деятельностного подхода к ее организации и наличия связи ее с эстетической позицией личности, мы распределили все методы педагогического обеспечения процесса развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна на три группы:

- методы формирования мотивов саморазвития эстетической позиции в учебной художественно-проектной деятельности;

- методы организации художественно-проектной деятельности, направленные на развитие эстетической позиции;

- методы стимулирования стремления к творческим достижениям, к развитию способности понимания и использования образного языка графического дизайна в выполнении учебно-творческих заданий.

Реализуя методы формирования мотивов саморазвития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна, мы исходили из того, что наиболее характерные особенности стиля учебной художественно-проектной деятельности, как интегративной характеристики, зависят от индивидуального своеобразия, особенностей развития интеллектуальных, мировоззренческих, нравственных, коммуникативных, эстетических и регулятивных качеств личности. Важными положениями, которые обеспечили регуляцию выбора соответствующих методов, были психологические положения о структуре самосознания личности и особенностей ее саморазвития. Учитывая эти суждения, к основным методам формирования мотивов саморазвития эстетической позиции будущего бакалавра дизайнера в учебной художественно-проектной деятельности мы отнесли следующие:

- раскрытие основных требований к будущему дизайнеру как творческой личности;

- педагогические характеристики уровней развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайнера;

- создание ситуаций эмоционального переживания студентом знаний о себе как об эстетически развитой личности в сфере решения профессиональных задач будущего бакалавра дизайнера;

- создание ситуаций для сопоставления студентом самооценки уровня развития эстетической позиции и ее оценок со стороны сокурсников;

- самоанализ готовности инициировать проекты решения творческих задач;

- детализация плана самообразования и самовоспитания эстетических способностей личности и уровень проявления желания, стремления к его осуществлению;

- актуализация эстетического опыта, эстетических взглядов, ведущие к целенаправленному поиску определенной эстетической ценности.

Критериями распределения методов организации учебной художественно-проектной деятельности, направленной на развитие эстетической позиции, мы выбрали следующие:

- направленность способов взаимосвязанных действий преподавателя и студентов на формирование у последних интегративных умений руководствоваться эстетическими принципами в художественно-проектной деятельности (характеризуют свойства личности руководствоваться принципами простоты, гармонии и красоты в процессе и оценке результатов художественно-проектной деятельности);

- направленность методов на развитие художественных способностей личности (выражается в склонностях, потребностях и возможностях к художественному творчеству, в легкости освоения навыков художественно-проектной деятельности);

- направленность методов на формирование убежденности личности в социальной значимости художественно-проектной деятельности (характеризуется глубоким осознанием личностью роли и значения художественно-проектной деятельности для общества, а также способности личности доказательно обосновывать ее эстетическую ценность).

Только целенаправленно организованное для будущего бакалавра дизайнера образовательное пространство развития эстетической позиции позволит сформировать потребность в эстетической творческой деятельности, выработать стратегию взаимодействия, овладеть необходимыми знаниями, умениями и эстетическими отношениями.

Методы стимулирования развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна:

- педагогические требования к содержанию и характеру решения творческих дизайнерских задач;

- актуализация эстетического потенциала будущих бакалавров дизайна в сочетании с подчеркиванием необходимости дальнейшего самоформирования:

- поощрение действий студента, направленных на духовно-творческое развитие;

- постановка близких и дальних перспектив саморазвития и развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайнера, который работает творчески;

- формирование у студентов эстетического отношения к художественно-проектной деятельности;

- активизация эмоциональных сторон личности будущих бакалавров дизайна [2,с. 71];

- обогащение их личностно-ценностного отношения к различным аспектам художественно-проектной деятельности.

Соблюдая перечисленные организационно-педагогические условия, используя методы, соответствующие указанным критериям, мы разработали концептуальную педагогическую модель развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в художественно-проектной деятельности, встроенную в процесс профессионально-теоретической подготовки в вузе.

Концептуальная модель включает следующие составляющие:

- целевая составляющая, конкретизирующая общую направленность главной цели и все многообразие конкретных задач педагогического процесса по развитию эстетической позиции;

- содержательная составляющая включает основные учебные дисциплины культурологической и про фе ссиона льно -художе ственной направленно сти, входящие в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Дизайн» и вне учебные мероприятия;

- организационно-технологическая составляющая, выявленные нами организационно-педагогические условия, принципы и методы, необходимые для развития эстетической позиции.

Мы предполагаем, что применение концептуальной модели развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна позволит улучшить качество профессиональной подготовки в целом. Преподавателю, который работает по методике педагогического обеспечения развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна, следует акцентировать внимание на необходимости формирования у студентов убежденности в социальной значимости эстетической деятельности, направленной на овладение профессиональными навыками и умениями, основной задачей, которой является создание продукта, максимально соответствующего критериям технологичности, красоты и выразительности, эргономичности.

Библиографический список

1. Кучерявый О.ТШедагогжа i психолопядитячоггворчост! (Аспект само формувшлмвмшьоргашзовуватитворчгстьдггей): Навч. поабник. К.: I3MH, 1998.156 с.

2. Олоицев О.II. Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки: диссер. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Московский государственный университет культуры и искусств. М., 2010.231 с.

3. Леонтьев ДА. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы чтений памяти JI.C. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. С. 214-223.

4. Muxatmoe С.М. История дизайна: становление дизайна как самостоятельного вида проектно-хстожественной деятельности. М., 2004. 279 с.

5. Новлянская З.Н., Мелик-Паишев А.А., АдаскинаАА. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод.пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 46.

6. Троштн О.ЯПедагопчшумовирозвиткушщативностамайбут1хдизайнер1в у процесшавчально-творчощяльносп: диссер. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Луганськийнащональнийпедагопчний ун-т ¿м. Тараса Шевченка. Луганськ. 2004. 227 с.

References

1. KucherycnyA.G. Pedagogics and Psychology of children's creativity (aspect of self-formation of the abilities to organize creativity of children): Textbook. К .: ICTM, 1998. p.'l56

2. Olontsev O.I. Pedagogical conditions of formation of an art-shaped thinking of the designers in the process of high school preparation: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. MoscowStateUniversityofCultureandArts. M., 2010. p. 231

3. Leontiev D.A. Ways of development of creativity: the person as a detennining factor // Imagination and creativity in education and professional activities: Reading materials memory ofL.S.Vygotsky: The Fourth International Conference. M .: Russian State Humanitarian University, 2004, pp 214-223.

4. Mikhailov S.M. Design History: The emergence of design as an independent type of design and artistic activities. M., 2004. 279 p.

5. NovlvanskayaZ.N., Melik-PashayevA.A., AdaskinaA.A. and others. Artistically gifted children, its identification and development: Manual. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. P. 46.

6. Troshkyn А. К Pedagogical conditions of development of the initiative in the future designers in the process of educational and creative activities: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Lugansk National Pedagogical University of Taras Shevchenko. Luhansk. 2004. Pp. 227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.