Научная статья на тему 'Национальное искусство и дизайн: образовательный аспект'

Национальное искусство и дизайн: образовательный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬ / ПРОГРАММА / ART / DESIGN / NATIONAL STYLE / EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / MODULE / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольцова Е.А.

В статье феномен дизайна рассматривается как инструмент сохранения и развития культуры. Национальное искусство анализируется с позиции его применения при обучении будущих дизайнеров. Приводится пример функционирования гибкого механизма комплексной модульной программы подготовки студентов-дизайнеров «Интегративное проектирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кольцова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National art and design: an educational aspect

In the article, the phenomenon of design is seen as an instrument for the preservation and development of culture. National art is analyzed from the point of view of its application in the training of future designers. An example of the functioning of the flexible mechanism of the complex modular program for the preparation of students-designers “Integrative designing” is given.

Текст научной работы на тему «Национальное искусство и дизайн: образовательный аспект»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 622-627

Национальное искусство и дизайн: образовательный аспект1

Е.А. Кольцова

Московский международный университет 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 17 Moscow international University Leningradsky prospect, 17, Moscow 125040 Russia e-mail: elen112008@yandex.ru

Ключевые слова: искусство, дизайн, национальный стиль, образование, профессиональное подготовка, модуль, программа.

Key words: art, design, national style, education, vocational training, module, program.

Резюме: В статье феномен дизайна рассматривается как инструмент сохранения и развития культуры. Национальное искусство анализируется с позиции его применения при обучении будущих дизайнеров. Приводится пример функционирования гибкого механизма комплексной модульной программы подготовки студентов-дизайнеров «Интегративное проектирование».

Abstract: In the article, the phenomenon of design is seen as an instrument for the preservation and development of culture. National art is analyzed from the point of view of its application in the training of future designers. An example of the functioning of the flexible mechanism of the complex modular program for the preparation of students-designers "Integrative designing" is given. [Koltsova E.A. National art and design: an educational aspect]

Как продукт творческой деятельности человека, искусство является моделью, с которой берут пример подражания (Кашекова, 2009).

Дизайн, как вид творческой деятельности, представляет собой художественное проектирование предметно-пространственной и коммуникативной среды с учетом функционального комфорта, эстетической гармонии и выразительности, оказывающей влияние на человека (Кольцова, 2018). Несмотря на свой молодой возраст (чуть более 120 лет),

1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры» 27.8975.2017/8.9

дизайн сумел охватить все сферы человеческой жизни, вне зависимости от принадлежности людей к социальной или этнической группе, их уровня образования и доходов. После долгих споров о том, к какому виду деятельности его отнести - проектному или художественному, дизайн был признан новым видом искусства.

С культурологической точки зрения особый интерес дизайн представляет как инструмент сохранения и развития культуры. По роду своей деятельности дизайнер постоянно соприкасается с аспектами культуры. Он создает предметный мир, формируя тем самым эстетику окружения. Результат деятельности дизайнера определяет социокультурное бытие человека, т. е. в некотором смысле культуру (Кольцова, 2018). Задача современного дизайнера среды несколько шире, чем создание комфортного, эргономичного пространства. Цель искусства - не просто отобразить (в контексте средового дизайна - преобразить) тот или иной объект, а сделать его носителем значения (Лотман, 1962-1993). Таким образом, главная задача дизайнера, как творца, - наполнить объект дизайнерского проектирования эмоционально-ценностным смыслом. Как отмечает Анна Муравина: «дизайнер в своих проектах рассказывает историю на языке дизайна, управляет ощущениями зрителя, переводит эмоции в плоскость практики».

У дизайна и искусства сложная многоплановая связь, историческое родство и непрекращающиеся контакты. Дизайн, интерпретируя образно-стилевые тенденции искусства в объектах дизайнерской деятельности, выводит на уровень массовой культуры достижения художественного творчества. Обеспечивая взаимосвязь разнообразных сфер человеческой деятельности, продуктивный обмен между различными национальными культурами, современный дизайн становится центром формирования нового типа культуры. И здесь мы можем говорить о внутренней целостности культуры и согласованности между ее различными элементами, т. е. о культурной интеграции, интерпретируя данный термин как функциональную взаимозависимость между различными элементами культуры (Стукалова, 2008).

Современный уровень проектирования требует от специалиста в области дизайна широкого культурного и

профессионального кругозора. Высокий уровень культуры предполагает знание своих национальных истоков и традиций. Поэтому так важно при подготовке студентов-дизайнеров уделять внимание изучению не только высоких исторических стилей, но и национального искусства народов своей страны.

Россия уникальная страна по многообразию этнического состава (более 180 этнических групп). Каждая этническая группа в составе народа России обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную систему ценностей. Да и само уникальное русское понятие «народ» не имеет аналогов в других языках. Сообразно с подходом понимания нации как исторически сложившейся общности людей, характеризующейся такими общими признаками как культура, язык, территория, национальное самосознание, можем сказать, что национальное искусство народов России велико, многолико и многогранно.

Наши предки всегда старались украсить свое жилище, сделать его безопасным, комфортным и гармоничным для проживания, т. е. обобщенно можно сказать - занимались дизайном. Конечно, в большей мере декор жилища выполнял функцию оберега. Например, модель мироздания, воссозданная на фасаде русского жилища деревянным орнаментальным украшением, противопоставлялась враждебному по отношению к человеку пространству. Тем не менее эстетическая составляющая этих украшательств не вызывает сомнения. В средовом дизайне вещи формируют некий текст, обладающий смыслом и воспринимаемый как стремление человека к гармонии в окружающей его среде (Барсукова, Алексеева, Паллотта, 2018). Поэтому, дизайнеру, профессионально работающему с организацией и обустройством гармоничного средового пространства, в том числе и жилого, важно знать, понимать и грамотно применять в своей работе национальные особенности искусства своего народа, осознавать причинно-следственные связи, формирующие именно такой стиль жилища, костюма.

Обратимся к образовательному аспекту в рамках данной

темы.

Динамичные социально-экономические процессы

оказывают влияние на систему профессионального образования, которая претерпевает постоянные изменения. Сегодня подготовка компетентного специалиста невозможна без применения инновационных методов обучения. Например, в целях развития профессионального мышления студентов, обучающихся дизайну, И.В. Алексеева предлагает применять Блейз-метод, основой которого служит психоэмоциональное Альфа-состояние личности. Суть предлагаемого Блейз-метода в достижении гармоничной работы мозга в процессе проектной деятельности дизайнера, Данная гармония базируется на креативном ментальном состоянии личности в режиме альфа ритма работы мозга при применении технологии Блика (Алексеева, 2017).

Кроме того, неотъемлемой чертой современной вузовской подготовки является гибкость учебного процесса. В связи, с чем для подготовки студентов-дизайнеров Е.А. Кольцовой предложена комплексная модульная программа «Интегративное проектирование», способная гибко реагировать на изменение целей и задач обучения. (Кольцова, 2018). В структуре программы восемь модульных блоков, которые соответствуют количеству семестров обучения студентов направления подготовки 54.03.01 «Дизайн». Крупные блоки учебной информации состоят из модулей, количество которых определяется количеством интегрируемых учебных дисциплин: проектирование, конструирование, материаловедение, эргономика, цветоведение.

Модули программы формируются вокруг темы задания по дисциплине проектирование, как ключевого предмета при подготовке студентов-дизайнеров, ориентированных на прикладной вид деятельности. Поскольку знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данного предмета в наибольшей степени необходимы для успешной реализации процесса дизайн-проектирования

В приведенной ниже таблице демонстрируется вариативность формирования содержания модулей программы зависимости от дидактической цели.

Е.А. Кольцова / E.A. Koltsova

Формирование модулей программы в зависимости от дидактической цели_

Цель

Научить формировать

гармоничную предметно-

пространственную среду

общественного назначения с учетом функции, конструктива, нормативных

требований_

Научить формировать

гармоничную предметно-

пространственную среду

общественного пространства, создавать атмосферу

национального колорита в заведении общепита

Тема практического задания по дисциплине Проектирование

Дизайн-проект общественного интерьера (кинотеатр, кафе, салон красоты, магазин)_

Дизайн-проект общественного интерьера (кафе, ресторан) в национальном стиле

Содержание модулей

проектирова ние

материаловед ение

проектирова ние

материаловед ение

1.Особенности проектировани я интерьеров общественного назначения

2.Архитектурн о-

планировочны е особенности общественных сооружений

3.Композицио нные

особенности общественных интерьерных пространств

4.Концепт. формообраз. общественных интерьеров

5.Понятие «эко-дизайн»

1.Требования к материалам, применяемым в отделке общественных интерьеров

2.Современны е отделочные материалы для общественных интерьеров З.Обеспечение высококомфор тной среды посредством применения инновационны х материалов

1.Особенности проектировани я интерьеров общественного назначения 2.Архитектурн о-

планировочны

е особенности

общественных

сооружений

З.Особенности

национального

стиля, в

концепции

которого

выполняется

дизайн-проект

4.Современ.

интерпретации

национального

стиля в

дизайне

1.Требования к материалам, применяемым в отделке общественных интерьеров. 2.Отделочные материалы, традиционные для

национального

стиля, в

котором

выполняется

дизайн-проект

З.Возможност

и вторичного

применения

строительно-

отделочных

материалов и

мебели

Учебное задание по дисциплине «Проектирование» представляет собой «сквозную комплексную задачу», для решения которой необходимо изучить материал, изложенный в рамках нескольких тем интегрируемых в модульный блок предметов. В процессе выполнения учебных заданий по каждому модульному блоку формируются профессиональные навыки и способности будущих специалистов в сфере дизайна, соответствующие компетенциям студентов-дизайнеров, ориентированных на прикладной вид профессиональной деятельности.

Кроме того, применение комплексной модульной программы «Интегративное проектирование» дает возможность приобщить студентов к изучению культуры своего народа, особенностей национального стиля через выполнение практического задания по предмету проектирование.

ЛИТЕРАТУРА

Alekseeval.V., Barsukova N.I., Pallotta V.I., Skovorodnikova N.A., 2017. The innovation blaze-method of development professional thinking designers in the modern higher education. - European Journal of Contemporary Education. 6 (4): 615-626. Barsukova N.I., Alekseeva I.V., Pallotta V.I. 2018. Identification of traditional Russian national origins in the design of modern country houses. -Interciencia Journal. 43 (3): 240-263. Кашекова И.Э. 2009. Изобразительное искусство: Учебник для вузов. М:

Академический Проект. 835 с. Кольцова Е.А. 2018. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров. Дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. M. 213 c.

Лотман Ю.М. 2005. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). СПб.: Искусство. 704 с. Стукалова О.В. 2008. Интегративные процессы в современной культуре в контексте идей Ю.М. Лотмана (педагогический аспект). - Педагогика искусства. № 4. - URL: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2008/stukalova_08_12_2008.htm.

Получена /Received: 09.10.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.