DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.014 Борисов А.Д.
ORCID: 0000-0001-6309-4460, Аспирант, Российский государственный социальный университет НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЦ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»
Аннотация
Данная статья затрагивает проблемы формирования информационной грамотности у лиц «третьего возраста» в аспекте непрерывного образования, а также проблемы повышения качества жизни. Приводит анализ разработанности данной проблемы в России, а также анализ трактовок термина «непрерывное образование». Описывает перспективы на бедующее с учетом тенденций развития образования. Рассматривает Непрерывное образование как средство обеспечения гуманитарной безопасности. Предлагаются пути совершенствования образования пожилых людей.
Ключевые слова: «третий возраст», информационная грамотность, непрерывное образование.
Borisov A.D.
ORCID: 0000-0001-6309-4460, postgraduate student, Russian state social university CONTINUING EDUCATION IN THE ASPECT OF INFORMATION LITERACY
OF PERSONS "THIRD AGE"
Abstract
This article addresses the problem offormation of information literacy ofpersons "third age" in the aspect of continuous education, as well as the problem of improving the quality of life. Results in the analysis of elaboration of this problem in Russia, as well as the analysis of interpretations of the term "lifelong education ". Describes prospects for the future given the trends of education development. Considers lifelong education as a means of ensuring human security. Suggest ways to improve the education of older people.
Keywords: "Third age", information literacy, continuing education.
Обучение пенсионеров на сегодняшний день нацелено не только на увеличение багажа знаний, а также в предоставлении поддержки в подборе направленности самореализации, моделирование вектора общественного и профессионального становления.
Психофизиология, геронтология, медицина, андрагогика обеспокоены увеличением доли населения относящейся к сегменту лиц «третьего возраста» во всем мире. Эта проблема обязана коснуться и педагогики, которая занимается исследованием и созданием методик непрерывного образования. Люди «третьего возраста» уделяют больше внимания, самопознанию, самосовершенствованию. Об этом периоде жизни в педагогике упоминается редко. Изучением этого возраста с разных аспектов занимаются другие вышеупомянутые науки. В современных трудах, уделяющих интерес обучению лиц «3 возраста» акцентируется внимание на организационных, общественных и психофизиологических нюансах. Отсутствуют значительные педагогические исследования парадокса продолжения обучения с учетом индивидуального маршрута обучения, который индивид прошел в течении всего жизненного периода.
В трудах, приуроченных к проблематике самореализации лиц «3 возраста» мало предусматривается роль и значимость информатики и информативных технологий. Писатель в собственных публикациях ранее подмечал присутствие этой проблемы [7, c. 82-87].
Не все ученые (к примеру, А.В. Петровский, Н.В. Андренкова и др.), которые занимаются изучением трудностей социализации личности, в различных стадиях ее существования, не анализируют процедуру социализации лиц «третьего возраста».
В качестве исключения Российскими учеными анализируется социализация на послетрудовом этапе как благоприятный процесс. Ученые, отмечают, что наступление пенсионного возраста индивида совпадает с его пиковым уровнем профессионализма. (Владимирова Д.Г., Солдатова Л.А., Ермолаева М.В., Краснова О.В., Змеев С.И., Соколова И.В. и др.)
С позиции С.Г. Вершаловского образование пожилых рассматривается как инструмент социализации. "Важно не столько количество лет обучения и корреляции между этими показателями и различными характеристиками жизнедеятельности человека, сколько направленность образования, его способность содействовать поиску решений в ситуациях социального выбора и, тем самым, преобразовывать качество жизни»
Одна из проблем заключается в разбросе трактовки понятий направления непрерывного образования.
К примеру, Римарева И.И. утверждает, что данное понятие нельзя толковать однозначно, так как оно требует соотношение с отличными друг от друга сторонами социальной реальности. Она предлагает разбить это понятия на две составляющие непрерывность и образование. По ее словам, понятие непрерывности призвано усилить значимость понятия образования [4].
Бим-Бад Б.М. позиционирует данное понятие таким образом: «Непрерывное образование как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости» [1, c. 168].
Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств дает следующее определение. «Непрерывное образование — образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных,
дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни» [6, с. 113].
По педагогическому словарю Новикова А.М., непрерывное образование («образование через всю жизнь», «образование в течении всей жизни») - «одна из ведущих современных идей развития образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». Непрерывное образование -образование, охватывающее всю жизнь человека - от рождения до смерти и включающее в себя формальные (школа университет и др.) и не формальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования. Связь между изучаемым содержанием и различными аспектами развития человека на всех этапах жизнь, способность к ассимиляции новых достижений научного, культурного и социального прогресса; совершенствование умений учиться, стимулирование мотивации к учебе, реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразование» [2, с. 125]
Проанализировав другие авторские трактовки данного термина, автор приходит к выводу, что определение Новикова максимально точно описывает значение термина «непрерывное образование».
Проведя анализ некоторого количества работ, прослеживается не совсем верное использование определения «непрерывное образование»
Например: «Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования». Автор в своей работе указывает что, «в эксперименте принимали участие старшеклассники, студенты всех курсов академии, педагоги-технологи, работники и организаторы школьного и средне - профессионального обучения» [8, с. 9].
«Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования» - «Всего в эксперименте на всех его этапах участвовало:657 старшеклассников и учащихся лицея, 977 студентов, 781 слушатель курсов повышения профессиональной и научной квалификации» [3, с. 9]. И другие примеры*.
В следствии чего, можно сделать следующий вывод. В проанализированных работах представляется только тот жизненный этап, который интересен исследователю. А также в работах не рассматривается «третий возраст». Опускается вопрос соотношения конкретных жизненных этапов и контекста непрерывного образования в целом.
Если взять во внимание отрывок из определения: «Непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека - от рождения до смерти», то замечается некое расхождение. На сегодняшний день все наше обучение идет по этапам. Детский сад, школа, вуз и далее сам процесс обучения заканчивается. В контексте непрерывного образования необходимо изменить саму парадигму обучения. Человек должен учиться всегда. Проблема заключается в отсутствии мотивации продолжения обучения. Следуя принципу непрерывности образования, важно не только формирование профессионализма личности, но и воспитывать широкую познавательную мотивацию. С раннего возраста обучать различным способам самообразования.
С.Л. Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» предупреждает опасности развития личности вне контекста непрерывного образования. По его словам, классическое образование приводит индивида к одной узкоспециализированной деятельности и сведение к одной функции. Профессор настаивает на «необходимости становления личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности» [5, с. 550].
Резюмируя вышесказанное, именно высокая мотивация к самообразованию, воспитанная во время школьной и студенческой поры, сформирует у человека высокую познавательную активность в тех областях науки, на которые не хватало времени на других этапах его жизни. Сформированная высокая познавательная активность очень благоприятно влияет на людей пенсионного, «третьего возраста». Помогает им самореализоваться, найти себя в своей новой жизни.
Формировать высокую познавательную активность важно не только у студентов и школьников, но и у взрослых и пожилых людей. Как показывает практика, многие взрослые, которые ходят на курсы повышения квалификации, делают это не потому что сами хотят развиваться, а потому что от них этого требует работодатель. Такие люди заметно отличаются от тех, у кого сформирована высокая познавательная активность.
Люди с высокой познавательной активностью приходят на курсы уже немного подготовленные, более активны в процессе самого обучения, выполняю задания преподавателя с большим удовольствием.
Не мотивированные же люди, с низкой познавательной активностью, слабо активны на занятиях, задания выполняют «для галочки», и, зачастую, не стараются понять материал, а просто заучивают.
Именно поэтому важны тонкости образования взрослых и особенно пожилых людей. На практике часто мотивация обучения падает тогда, когда обучающийся перестает понимать преподаваемый ему материал, и начинает его заучивать. А зачастую многие курсы по формированию информационной грамотности, в своей программе обучения ставят упор на заучивание алгоритмов действий, а не на попытки сформировать информационную грамотность и донести до обучающегося суть.
Автор уже отмечал, что данный подход не только малоэффективен, в плане обучения лиц «третьего возраста», но и никак не мотивирует, а иногда и демотивирует обучающихся [7, с. 82-87].
В результате можно отметить то что, исследуя возможности беспрерывного образования немаловажно не выпускать из виду аспект воспитания, в любом человеке, обширной определительной мотивировки. Привить навыки самообучения. Научить различным методам самообразования. Продемонстрировать нужность приобретенных знаний в перспективе. Сформированная познавательная мотивирование в раннем возрасте и с годом укрепившаяся, либо сформированная в престарелом возрасте, способна стать основой стопроцентной жизни. Что, в теории, может даже продлить жизнь.
Примечания
*Жарикова Л.И. Управление формированием ценностного отношения к непрерывному образованию студентов и специалистов в условиях региона; Лефтерова Т.В., Майстер В.А. Непрерывное образование в системе высшего образования
Литература
1. Б. M. Бим-Бад Педагогический энциклопедический словарь. M.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
2. Новиков A.M. Педагогика: словарь системы основных понятий. M.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
3. Овчинникова И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-р пед. наук: 13.00.08. Mагнитогорск, 2009. 46 с.
4. Римарева И. И. Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема. // http://www.rozmarin.narod.ru/ URL: http://www.rozmarin.narod.ru/text9.htm (дата обращения: 27.01.2016).
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2 изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
6. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. M., 2004. 244 с.
7. Соколова И.В., Борисов А.Д. Информационно-профессиональная подготовка лиц "третьего возраста" как условие их успешной самореализации // Педагогическая информатика. 2015. №3. 92 с.
8. Шабанов А.Г Mоделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования: дис. ... д-р пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2004. 357 с.
References
1. B. M. Bim-Bad Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2008. 528 s.
2. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. M.: Izdatel'skij centr IJeT, 2013. 268 s.
3. Ovchinnikova I.G. Razvitie informacionnoj kul'tury obuchajushhihsja v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: avtoref. dis. ... d-r ped. nauk: 13.00.08. Magnitogorsk, 2009. 46 s.
4. Rimareva I. I. Nepreryvnoe obrazovanie - opredelenie, struktura, specifika, problema. // http://www.rozmarin.narod.ru/ URL: http://www.rozmarin.narod.ru/text9.htm (data obrashhenija: 27.01.2016).
5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. 2 izd. SPb.: Piter, 2002. 720 s.
6. Slovar' soglasovannyh terminov i opredelenij v oblasti obrazovanija gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. M., 2004. 244 s.
7. Sokolova I.V., Borisov A.D. Informacionno-professional'naja podgotovka lic "tret'ego vozrasta" kak uslovie ih uspeshnoj samorealizacii // Pedagogicheskaja informatika. 2015. №3. 92 s.
8. Shabanov A.G Modelirovanie processa distancionnogo obuchenija v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: dis. ... d-r ped. nauk: 13.00.08. Barnaul, 2004. 357 s.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.105 Брюханов С.А.
ORCID: 0000-0001-8258-6321, Нижнетагильский социально-педагогический институт ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация
В статье продуцируются дефиниция и системный подход к репродуктивной культуре педагога-дизайнера, определяются системные компоненты репродуктивной деятельности в дизайне и педагогике дизайна, а также артикулируется функциональное содержание процессов репродукции и необходимости формирования репродуктивной культуры студентов-дизайнеров в связи со спецификой их профессиональной деятельности. Были рассмотрены направления обучения дизайнеров в высшей школе, проанализированы подходы к их обучению, а также затронуты пути решения проблем формирования репродуктивной культуры студентов-дизайнеров.
Ключевые слова: репродуктивная культура дизайнера, художественно-педагогическое образование, проблемы высшего художественного образования.
Bryukhanov S.A.
ORCID: 0000-0001-8258-6321,
Social and Pedagogical Institute BASES OF FORMATION OF REPRODUCTIVE CULTURE OF DESIGN STUDENTS
Abstract
The paper produced by the definition and systematic approach to reproductive culture of the teacher-designer, system components are determined by the reproductive activities in design and design pedagogy and articulates the functional content of the reproduction process and the need for the formation of the reproductive culture of design students in connection with their specific professional activity. Directions designers of training were considered at high school, analyzed the approaches to their training, as well as solutions to problems affected the formation of the reproductive culture of design students.
Keywords: reproductive culture of a designer, artistic and pedagogical education, the problem of higher art education.
Происходящие в образовании системные процессы сегодня выдвигают новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения. От высшей школы (как структуры научно-практического образовательного уровня) требуется переосмысление дидактических подходов к профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения, в том числе и такого направления, как декоративно-прикладное искусство и дизайн.