Научная статья на тему 'К вопросу о непрерывности образования средствами компьютерных телекоммуникаций'

К вопросу о непрерывности образования средствами компьютерных телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
2289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВООБРАЗОВАНИЕ / КРИЗИС КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЦЕСС ФАСИЛИТАЦИИ / СТАБИЛИЗАЦИЯ / СOMPETENCE CRISIS / LIFE LONG EDUCATION / NEW EDUCATION / PROCESS OF FACILITATION / STABILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Марина Германовна, Карнакова Вероника Андреевна

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия традиционного и непрерывного образования на современном этапе, причины их дифференциации и условия стабилизации их взаимодействий средствами компьютерных телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Марина Германовна, Карнакова Вероника Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о непрерывности образования средствами компьютерных телекоммуникаций»

27. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] / под. ред. Д. Н. Ушакова // 1940. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov (дата обращения: 15.01.2012).

28. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Электронный ресурс] / И. Э. Унт. - 1990. - Режим доступа :

http://www.ahmerov.com/book_560.html (дата обращения: 11.11.2011).

29. Федоров, А. В. Медиаобразование в зарубежных странах: монография [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Кучма, 2005. - 324 с.

30. Федоров, А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития: монография [Текст] / А. В. Федоров, И. В. Челышева. - Таганрог : Познание, 2002. - 266 с.

31. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.

А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. - 2-е изд. - М. : Сов. Энциклопедия, 1989. -815с.

32. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство [Текст] / И. Д. Фрумин // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. С. 50 - 51.

33. Щевелева, Г. М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию: монография / Г. М. Шевелева - Воронеж : Воронеж. гос. технол. акад., 2001. - 103 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Евдокимова Марина Германовна

Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ИрГУПС» Иркутск, Россия

Карнакова Вероника Андреевна

Студентка факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 377.8:004 ББК 74.05

К ВОПРОСУ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия традиционного и непрерывного образования на современном этапе, причины их дифференциации и условия стабилизации их взаимодействий средствами компьютерных телекоммуникаций.

Ключевые слова: непрерывное образование; новообразование; кризис компетенции; процесс фасилитации; стабилизация.

TO THE PROBLEM OF LIFELONG EDUCATION AS NEW EDUCATION BY MEANS OF COMPUTER TELECOMMUNICATIONS

The article deals with the problem of interaction of traditional and lifelong education nowadays. Their difference reasons and stabilization conditions of their interaction by means the computer telecommunications.

Key words: life long education; new education; competence crisis; process of facilitation, stabilization.

Вопрос о предпосылках возникновения непрерывности образования широко рассматривается в работе Л.И. Кундозеровой, В.П. Густяхиной и С.М. Редлих «Непрерывное педагогическое образование». Авторы приводят примеры о том, что потребность в непрерывном педагогическом образовании была присуща человечеству всегда, но длительное время не осознавалась. Древние люди, передавая свой опыт, осуществляли этот процесс всю сознательную жизнь. С возникновением языка, особенно письменности, когда появилась реальная возможность фиксировать и накапливать знания, когда отношения в обществе достаточно усложнились, возникла элита, способная создавать, накапливать и транслировать знания. Образование носило в значительной мере характер самообразования, и в этом смысле процессом непрерывного образования была охвачена лишь небольшая прослойка общества, оно было уделом немногих [3]. Также очевидно, истоки современных воззрений на непрерывное образование прослеживаются у Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки, Конфуция и других [2, с. 52].

В.А. Кутырев полагает, что развитие идеи непрерывного образования связывают с развитием книгопечатания, промышленной революцией, ростом требований общества к уровню квалификации его членов. Великий педагог Я.А. Ко-менский утверждал, что в жизни нет другой цели кроме учебы [4, с. 14].

Как известно, впервые концепция «непрерывного образования была представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком П. Ленграндтом. Он одним из первых привнёс в теорию непрерывного образования гуманистические идеи: в центр всех образовательных систем ставится человек, которому следует создать все условия для его развития на протяжении всей его жизни. В 1972 году, как сообщает Т.Г. Навазова, был опубликован доклад Международной комиссии по развитию образования (доклад Э. Фора «Учиться, чтобы быть: мир образования сегодня и завтра»), в котором обосновывалось предположение о так называемом непрерывном образовании в качестве «руководящей концепции» в области образования, как в развитых, так и развивающихся странах [5, с.

17].

Наравне с термином «непрерывное образование» существуют и другие трактовки: пожизненное образование (lifelong education), перманентное образование (permanent education), образование для взрослых (adult education), возобновляющееся образование (recurrent education) и другие. Такое многообразие синонимичных «сиамских терминов» свидетельствует о разноаспектности непрерывного профессионального образования.

В своей работе «Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема» И.И. Римарева отмечает, что информационное общество диктует человеку новое восприятие знания, способы получения знания, способы

представления информации, необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования исследуемой ситуации (объекта, процесса, явления) в условиях быстро меняющейся нестабильной внешней среды. Таким образом, главной целью обучения становится формирование знаний, умений и навыков о получении новой порции информации, конструировании действительности для решения практических задач повышения функциональности, эффективности, управляемости разнообразных социальных структур и саморазвития человека. Решение такой цели требует нахождения новой точки отсчета в развитии мыслительной деятельности, интеграции научного знания, создания новой модели образованного человека - исследователя [6, с. 56].

Суть педагогической концепции, интегрирующей результаты междисциплинарных исследований, видится в раскрытии природы непрерывного педагогического образования посредством категорий цели, содержания образования, методов и форм обучения и входящих в их состав конкретных образовательных технологий, критериев эффективности процесса непрерывного образования учителя, механизмов управления.

Основополагающая концептуальная идея исследования состоит в том, что система непрерывного педагогического образования призвана обеспечить такой тип личностного и профессионального развития учителя, который традиционной системой профессиональной педагогической подготовки, локализованной в отдельно взятом образовательном учреждении, недостижим, так как последнее изначально ориентировано на определенную не явным образом «знаниевую» функцию образования. Учитель, не прошедший целостную многоэтапную и многопрофильную социализацию в области своей профессии, не может быть подготовлен к ее «исполнению» на уровне современной образовательной парадигмы. Непрерывное педагогическое образование обеспечивает полноценную самореализацию в определенном личностном и профессиональном образе жизнедеятельности. Для педагога это особенно важно, ибо природа педагогической деятельности такова, что требует «всего» человека, и разностороннее развитие учителя — духовное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое — и есть в подлинном смысле его полноценная профессиональная подготовка.

В этой связи становится более ясной сущность гуманитарной, личностной парадигмы непрерывного педагогического образования. Понятие непрерывности педагогического образования используется не только как «антитеза» конечности, завершенности, фрагментарности образовательного процесса. Введение нового понятия оправдано, когда отражает принципиально новые явления, не обозначаемые или неточно описываемые традиционными, уже используемыми понятиями, категориями.

Однако некоторые факторы мешают претворению непрерывного профессионального образования в жизнь. Рассмотрим схему И.И. Римаревой, представленную в той же работе [6, с. 56].

Рис.1. Система непрерывного образования в структуре мыслительной дея*

тельности ( приоритетное направление)

Согласно этой схеме традиционная система образования ориентирована на получение учащимся знаний, умений и навыков. Таким образом, целью становится знание, а идеальным результатом - эрудиция, в то время как система непрерывного образования ориентирована на формирование индивидуального алгоритма познания, и целью такового является превращение информации и формирование устойчивого исследовательского навыка оперирования информацией, а результатом - новообразование [6, с. 56].

В связи с этим фактом очевиден кризис компетентности традиционного профессионального образования или когнитивный диссонанс, который возник ещё в конце 90-х годов прошлого века. Новые задачи рассматривались по-старому, при появлении новейших технологий. Возрастала тревога и полная беспомощность получать и обрабатывать информацию. Наблюдалось стремление сохранить привычные способы действия и когнитивную систему в образовании. В результате всего перечисленного страдала «Я - личность».

Если быть более последовательным в решении этого вопроса, следует рассмотреть систему различий, представленных Н.К. Сергеевым и В.В. Арнаутовым [7].

Таблица 1.

Различие традиционной и непрерывной систем образования

Аспект рассмотре- ния Традиционная система образования Система непрерывного образования

Цели образования Ориентировка на подготовку человека на выполнение определенных функций в сложившихся социальных и производственно- Ориентируется на целостное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни, на

экономических условиях. Имеет дело лишь с внешними социальными ролями, с односторонним «частичным» (К. Маркс) человеком. Последний рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора, реальных возможностей целеобра-зования и целеосуществления. повышение возможностей трудовой и социальной его адаптации в быстроменяющемся мире. Имеет целью развитие способностей каждого человека, его стремлений и возможностей самосозидания, разностороннего саморазвития.

Содержание образования Содержание характеризуется поверхностной «энциклопедично-стью», перегруженностью информационным и фактологическим материалом, зачастую не связанным с нуждами общества или запросами самого учащегося. Выступает как определенный объем знаний, умений, навыков, которые должны быть прочно усвоены учащимися для последующего применения. Содержание ориентируется на опережающее отражение проблем развития общества, производства, науки, культуры, других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования, основу которых составляют фундаментализация образования, усиление внимания к методологической его составляющей. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования -«личностный опыт» как компонент содержания образования.

Методы и формы образовательной деятельности Ученик - объект одностороннего воздействия педагога, чья роль сводится к доходчивому преподнесению познавательной информации. Доминируют информационно-репродуктивные методы обучения, носящие описательный характер. Проблемные и практические методы используются более для иллюстрации и наглядности, доминирует воспроизводство образцов прошлого опыта. Преимущественно используются индивидуальноколлективные формы организации учебы, при которых каждый ученик осваивает материал индивидуально, но с одинаковым Ученик является преимущественно субъектом учебного процесса. Педагог выполняет функции организатора учебы, призван на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении. Доминируют продуктивные, активнотворческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера, имеющие целью дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. Обучение строится по коллективноиндивидуальному принципу, при котором каждый ученик имеет возможность двигаться вперед

темпом для всей группы учащихся. своим темпом, осваивая необходимое содержание и технологии в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Результат Индивид, подготовленный лишь для выполнения определенных социально-производственных функций. Развивающаяся личность, подготовленная к универсальной деятельности, имеющая сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способная самостоятельно их удовлетворять.

Очевидно, необходим процесс фасилитации, то есть создание доступных и возможных внешневнутренних условий как для создания новообразовательного пространства, так и для процесса самоактуализации личности педагога и ученика. Вслед за И.И. Римаревой мы полагаем, что одним из условий процесса фасилитации является «взаимодействие» традиционного с непрерывным образованием. «Система непрерывного образования не может существовать, отбросив практику традиционной системы образования. Традиционная система образования в том виде, в котором она существует сейчас, не соответствует потребностям современности и препятствует развитию потенциальных возможностей человека. Поэтому мы можем говорить о необходимости реформирования образования, которое заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя традиционную систему образования, использующую ее опыт, при сохранении приоритета ценности новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. Таким образом, традиционная система образования будет выполнять функцию своеобразного солитона - структурно устойчивой, нерушимой единицы системы непрерывного образования, которая вбирает в себя новые знания, не изменяя при этом ни отношения, ни характера прежде накопленной информации» [6, с. 58].

Вторым неотъемлемым условием выхода из кризиса некомпетентности является реорганизация структуры образовательного пространства — открытость непрерывного образования средствами компьютерных телекоммуникаций. Процесс стабилизации: расширение физического, временного пространства, развитие диалоговых взаимоотношений становится возможным благодаря ресурсам телекоммуникаций. Безусловно, новые технологии получения знаний, основанные на использовании дидактических свойств компьютера, позволяют индивидуализировать учебных процесс при сохранении его целостности за счет интеллектуальных компьютерных систем, а, следовательно, для становления личности расширяют степень свободы в выборе этих ресурсов для самообразования. Огромный спектр образовательных услуг компьютерных телекоммуникаций доступен для всех слоёв общества в любое для них удобное время, в любой части континента, в частности в России: Телешкола www.teleschool.ru, Открытый Колледж www.college.ru, Дистанционное образование в Интернете www.lessons.ru, Информационно-справочный сайт Центра дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru/ и многие другие ресурсы. Это позволяет

личности пересмотреть ценности, нормы и идеалы в профессиональном росте, а также прогнозировать и внутренне оценивать свою учебную деятельность.

В таком тандеме, как полагает И.И. Римарева, взаимодействие двух систем будет диктовать новые условия формирования нового образовательного пространства:

• на уровне человека возникнет необходимость формирования

индивидуальной исследовательской ментальности;

• на уровне образовательной системы - формирование инфраструктуры для развития исследовательских проектов и разработок;

• на уровне педагогической системы - формирование методов и способов моделирования и проектирования; мотивирования исследовательских навыков и умений у учащегося и педагога и ориентирование его на многопрофильное обучение;

• на уровне социума - формирование системы непрерывного образования как социальной ценности и средства актуализации социальных и индивидуальных потребностей и возможностей через научноисследовательскую деятельность [6, c. 58].

Библиографический список

1. Арнаутов, В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // автореф. дис: канд. пед. наук. Волгоград. 1995.

2. Коптаж, Г. Непрерывное образование: основные принципы // Alma mater. 1991. © 6. С. 52-62.

3. Кундозерова Л.И., Густяхина В.П., Редлих С.М. Непрерывное педагогическое образование, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.uni-altai.ru/Joumal/pedagog/ (дата обращения 12.11.11)

4. Кутырев, В. А. Образование как образ жизни // Alma mater. 1997. © 10. С. 14-19.

5. Навазова, Т. Г. Методология непрерывного профессионального образования // Человек и образование. 2005. © 3. С. 17-22. . [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://obrazovanie21.ru/ (дата обращения 13.11.11)

6. Римарева, И. И. Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема / И. И. Римарева // Психология и соционика межличностных отношений. - 2004.-№4. - С.51-59. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.socionics.ibc.com.ua/ (дата обращения 13.11.11)

7. Сергеев Н.К., Арнаутов В.В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): Монография. Волгоград: Перемена, 1997.

Внимание: опыт Багрий Татьяна Викторовна

Старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.