Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / СТУДЕНТЫ / ПРОГРАММА «МОЙ ЭТНОМИР» / ETHNOCULTURAL EDUCATION / ETHNOCULTURE / ETHNOCULTURAL VALUES / FOSTERING OF ETHNOCULTURE / REGIONAL UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS / STUDENTS / “MY ETHNOMIR” PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Раиса Михайловна

Статья посвящена исследованию формирования энокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств. Актуальность проблемы обоснована недостаточной ее разработанностью и отсутствием целостной, педагогически обоснованной системы формирования энокультуры студентов.В статье рассматривается авторская программа «Мой Этномир», в которой предложены основные ориентиры формирования этнокультуры студентов при изучении дисциплин с национальным компонентом в вузе и во внеучебное время. Дано определение понятий «этнос», «этнокультура», «этнокультурные ценности», «этнокультурное воспитание», «формирование этнокультуры». Показана возможность формирования этнокультуры студентов в целостном педагогическом процессе регионального вуза культуры и искусств. Выявлен воспитательный потенциал учебных дисциплин регионального компонента основных образовательных программ, расширяющий возможности формирования этнокультуры студентов. Рассмотрены внеурочные мероприятия, проводимые в рамках реализации программы (научно-практические конференции, конкурсы и фестивали, проектная деятельность и т. п.). Экспериментально доказана эффективность реализации авторской программы «Мой Этномир» в Чувашском государственном институте культуры и искусств. Эксперимент позволил сделать вывод о том, что после проведения определенной педагогической работы по авторской программе «Мой Этномир» уровень сформированности этнокультуры студентов значительно вырос, у них сформировалось этнокультурное мировоззрение, повысился интерес к народному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING OF ETHNOCULTURE AT STUDENTS IN THE REGIONAL UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

The article is devoted to the study of fostering of ethnoculture at students of the regional university of culture and arts. The relevance of the study is due to its having been poorly developed and there being no integral pedagogically justified system of fostering of ethnoculture at students.The article considers the author’s programme “My Ethnoworld” which presents the basic guidelines of fostering of ethnoculture at students when studying university and extracurricular subjects with the ethnic component; provides the definition of the concepts of ethnos, ethnoculture, ethnocultural values, ethnocultural education, fostering of ethnoculture. It shows that it is possible to foster ethnoculture at students in an integral pedagogical process of the regional university of culture and arts; reveals the educational potential of the regional component of the basic educational programmes, which expands the possibilities of fostering of ethnoculture at students; considers some extracurricular events held in terms of implementation of the programme (research-to-practice conferences, contests and festivals, projects, etc.); experimentally proved the effectiveness of the implementation of the author’s programme “My Ethnoworld” in the Chuvash State Institute of Culture and Arts. The experiment proved that after the implementation of the author’s programme “My Ethnoworld”, the level ethnoculture at students has significantly increased; the students have developed an ethnocultural worldview and an interest in folk arts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

УДК 378.016:[39:008] DOI 10.37972/chgpu.2020.109.4.020

Р. М. Васильева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию формирования энокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств. Актуальность проблемы обоснована недостаточной ее разработанностью и отсутствием целостной, педагогически обоснованной системы формирования энокультуры студентов.

В статье рассматривается авторская программа «Мой Этномир», в которой предложены основные ориентиры формирования этнокультуры студентов при изучении дисциплин с национальным компонентом в вузе и во внеучебное время. Дано определение понятий «этнос», «этнокульту-ра», «этнокультурные ценности», «этнокультурное воспитание», «формирование этнокультуры». Показана возможность формирования этнокультуры студентов в целостном педагогическом процессе регионального вуза культуры и искусств. Выявлен воспитательный потенциал учебных дисциплин регионального компонента основных образовательных программ, расширяющий возможности формирования этнокультуры студентов. Рассмотрены внеурочные мероприятия, проводимые в рамках реализации программы (научно-практические конференции, конкурсы и фестивали, проектная деятельность и т. п.). Экспериментально доказана эффективность реализации авторской программы «Мой Этномир» в Чувашском государственном институте культуры и искусств. Эксперимент позволил сделать вывод о том, что после проведения определенной педагогической работы по авторской программе «Мой Этномир» уровень сформированности этнокультуры студентов значительно вырос, у них сформировалось этнокультурное мировоззрение, повысился интерес к народному творчеству.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, этнокулыпура, этнокультурные ценности, формирование этнокультуры, региональный вуз культуры и искусств, студенты, программа «Мой Этномир».

R. М. Vasilyeva

FOSTERING OF ETHNOCULTURE AT STUDENTS IN THE REGIONAL UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of fostering of ethnoculture at students of the regional university of culture and arts. The relevance of the study is due to its having been poorly developed and there being 110 integral pedagogically justified system of fostering of ethnoculture at students.

The article considers the author's programme "My Ethnoworld" which presents the basic guidelines of fostering of ethnoculture at students when studying university and extracurricular subjects with the ethnic component; provides the definition of the concepts of etlmos, ethnoculture, etlinocultural values. ethnocultural education, fostering of ethnoculture. It shows that it is possible to foster ethnoculture at students in an integral pedagogical process of the regional university of culture and arts; reveals the educational potential of the regional component of the basic educational programmes, which expands the possibilities of fostering of ethnoculture at students: considers some extracurricular events held in terms of implementation of the programme (research-to-practice conferences, contests and festivals, projects, etc.); experimentally proved the effectiveness of the implementation of the author's programme

"My Ethnoworld" in the Chuvash State Institute of Culture and Arts. The experiment proved that after the implementation of the author's programme "My Ethnoworld", the level ethnoculture at students has significantly increased; the students have developed an ethnocultural worldview and an interest in folk arts.

Keywords: ethnocultural education, ethnoculture, ethnocultural values, fostering of ethnoculture, regional university of culture and arts, students, "My Ethnomir " programme.

Введение. Образовательная миссия регионального вуза культуры и искусств переплетаться с миссией по сохранению и популяризации культурных традиций чувашского народа и народов многонациональной России. Предметом наших изысканий стала авторская программа «Мой Этномир», направленная на развитие этнокультуры студентов в региональном в вузе культуры и искусств. Цель исследования - выявить эффективность реализации разработанной авторской программы «Мой Этномир» по формированию этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных кризисных условиях развития общества обширное влияние массовой культуры на молодежь приводит к снижению их интереса к истории, культуре и традициям родного народа, разрушению культурной преемственности поколений. Молодые люди, не знающие традиций своего народа, могут в дальнейшем оказаться оторванными от него, не знать своих корней, а это, в свою очередь, может повлечь за собой утрату накопленного культурно-исторического опыта, являющегося фундаментом формирования этнокультурной личности. В этих условиях, особенно в период обновления российского образования, формирование этнокультуры студенческой молодежи является важнейшей педагогической задачей, особенно в региональном вузе культуры и искусств. Суть и смысл формирования этнокультуры студентов заключается в освоении, принятии этнокультурных ценностей и идей, на основе которых у них формируется мировоззрение, миропонимание и, как следствие, совершенствуются практические навыки.

Проведенный нами анализ состояния и тенденций формирования этнокультуры студентов в одном из региональных вузов - Чувашском государственном институте культуры и искусств - позволил выявить, что отсутствует целостная, педагогически обоснованная система ее формирования. Рассматриваемая нами проблема обладает большой значимостью для педагогической теории и практики. Ее актуальность вызвана и тем, что в настоящее время имеется недостаточно специальных исследований, посвященных формированию этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужила авторская программа по формированию этнокультуры обучающихся «Мой Этномир».

Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в том числе этнопедагогической, по изучаемой теме; анализ учебно-воспитательных программ; рассмотрение и обобщение опыта этнокультурного воспитания обучающихся в региональном вузе культуры и искусств в образовательном процессе (в ходе освоения национального компонента учебных дисциплин) и во внеучебное время; анкетирование; беседа; педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности студентов (творческие задания, отчеты практик, публичные выступления); количественный и качественный анализ и интерпретация результатов эксперимента и др.

Результаты исследования и их обсуждение. На современном этапе развития общества одной из основных задач высших учебных заведений является формирование этнокультуры будущих специалистов, особенно в нынешних условиях, когда у значительной части молодежи отмечается отсутствие элементарной культуры. Это можно наблюдать и среди студентов Чувашского государственного института культуры и искусств, что проявляется в недостаточном знании истории своей страны, культуры родного народа, традиций предков и др. Следует отметить, что образовательно-воспитательная среда

института располагает богатым педагогическим потенциалом для формирования этнокуль-туры студентов, способствующей полноценной социализации в полиэтническом мире.

Вопросы этнокультурного воспитания молодежи нашли отражение в работах Г. Н. Волкова, Т. И. Баклановой, Р. М. Васильевой, Г. И. Губа, Н. А. Береза, А. А. Квит-ковской (см. в [2], [3], [4], [5]), но в них не рассматривается формирование этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств. В настоящем исследовании проблемы формирования этнокультуры студентов рассматриваются с опорой на вышеуказанных авторов. Материалом для исследования стали Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты. В таких нормативных документах, как Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЭ) [8] и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», проблема воспитания молодежи ставится в круг государственных приоритетов, определяется система мер, направленных на развитие образовательно-воспитательной среды в системе образования и создание педагогических условий расширения возможностей для раскрытия их творческого потенциала и успешной реализации способностей личности [7], [8], [9]. Решение этих вопросов будет более эффективным при вовлечении самой молодежи в реализацию различных проектов и программ по возрождению, развитию, сохранению и распространению культурного наследия народов России.

Согласно Конституции Российской Федерации [7] культура в стране является уникальным наследием ее многонационального народа, поддерживается и охраняется государством. Конституция признает приоритетную роль культуры в укреплении целостности и суверенитета страны, является гарантом осуществления права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Несмотря на то что формирование этнокультуры личности является малоизученной проблемой, в отечественной педагогике накоплен определенный опыт. С точки зрения Т. И. Баклановой, «этнокультурное образование включает обучение народной культуре (или культурам) и этнокультурное воспитание. Его основной частью является этнохудожест-венное образование, осуществляемое на материалах и средствами различных видов народного художественного творчества (устного, музыкального, декоративно-прикладного, театрального, танцевального и др.). Такое образование обладает огромным педагогическим потенциалом, так как в традиционной культуре каждого народа России воплощены любовь к Родине, родной природе, родному дому, культурному наследию предков, ценностное отношение к труду, семье, народной мудрости, учению и многие другие этнические ценности, составляющие основу воспитательного потенциала» [1, с. 22].

Исходя из этого в современной науке под этнокультурой понимается накопленная веками система определенных знаний, ценностей, норм и образцов, которая выступает важным приоритетным средством этнической социализации личности. «Личность в процессе социализации, приобщаясь к достижениям культуры данного общества, постепенно овладевает имеющимися в культурной среде общепринятыми ценностями и тем самым становится ее носителем, потребителем и творцом» [3, с. 138].

Вслед за академиком Г. Н. Волковым мы считаем, что этнокультурное воспитание личности основывается на добрых обычаях и лучших культурных традициях народа, его нравственно-этических нормах, образцах поведения, образе жизни, одежде и пр. Одной из важных задач педагогов является передача детям и молодежи положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями [4].

В «Этнопсихологическом словаре» понятие «этнос» трактуется как «группа людей», «стая», «толпа», «племя», «народ» [10, с. 180]. Под этносом мы понимаем стабильный, устойчиво развивающийся коллектив людей с установившимися традициями, этническими ценностями, культурой, сформированным этническим сознанием и определенным стереотипом поведения.

Этнокультура в нашем понимании - это культура того или иного народа, как материальная, так и духовная, проявляющаяся в образе жизни, социально-бытовых установках, традициях, календарно-обрядовых праздниках, народных играх, декоративно-прикладном искусстве. Именно они способствуют формированию целостного представления об этнокультурных особенностях того или иного народа.

Для формирования этнокультуры молодежи необходим целенаправленный образовательно-воспитательный процесс по усвоению этнических ценностей, накопленных народом веками и передаваемых из поколения в поколение [6].

В Чувашском государственном институте культуры и искусств педагогический коллектив прилагает немало усилий для распространения этнокультурных ценностей в среде студентов, организации культурного диалога и культурного обмена, достижения мира и согласия в процессе взаимодействия с людьми различных национальностей.

С 2017 по 2020 гг. нами проводился эксперимент, в рамках которого была реализована авторская программа «Мой Этномир». В нем приняли участие 80 студентов (в эксперименте участвовала только экспериментальная группа, контрольная группа в его апробации непосредственного участия не принимала).

На начальном этапе эксперимента посредством метода анкетного опроса была проведена первичная диагностика и оценка исходного уровня сформированности этнокультуры студентов. Опрос состоял из 22 вопросов (мы интересовались у студентов, осведомлены ли они об искусстве, традициях и культуре - родной и чужой, выдающихся деятелях искусства, участвуют ли они в культурной жизни республики и соответствующих мероприятиях и т. д.).

Таблица 1

Уровни сформированности этнокультуры студентов (ЭК и КГ) на констатирующем этапе эксперимента

Уровни Группы

Экспериментальная Контрольная

Количество испытуемых (чел.) Количество испытуемых (в %) Количество Испытуемых (чел.) Количество испытуемых (в %)

Высокий 7 8,7 % 6 7,5 %

Средний 52 65 % 54 67,5 %

Низкий 21 26,3 % 20 25%

Результаты опроса показали, что студенты имеют поверхностные знания о культуре, обычаях, традициях своего народа и народов, проживающих в Чувашской Республике, плохо знают деятелей искусства, мастеров народного художественного творчества, а также объекты, предметы искусства и культуры, возможности их использования в жизни; они недостаточно ориентированы на общечеловеческие и этнокультурные ценности; не стремятся налаживать контакт со сверстниками и взрослыми людьми другой национальности, хотя и проявляют к ним терпимое отношение.

С учетом вышеизложенных проблем на формирующем этапе эксперимента нами была разработана и внедрена в образовательно-воспитательную среду института авторская программа по формированию этнокультуры студентов «Мой Этномир».

Цель программы - формирование этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств.

Задачи программы: формирование этнокультурного самосознания у студентов для позиционирования себя как представителя определенного этноса; углубление знаний об истории, культуре и языке своего народа, а также усвоение другой информации этнокультурной

направленности; развитие интереса к своей этнической культуре, ее положительного эмоционального восприятия, способности чувствовать и понимать родную культуру; формирование этнических стереотипов и опыта поведения, толерантности, означающей признание прав и уважение представителей других этносов [3].

На территории Чувашской Республики технологиями популяризации традиционной культуры являются государственная программа Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма» и национальный проект «Культура», способствующие активизации деятельности по сохранению традиционной народной культуры, укреплению национального согласия, общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России.

Реализация программы предусматривала некоторое обновление содержания образования и воспитания в вузе, а именно акцент на формировании гуманистических, этносоциальных ценностей и образцов этнокультурного поведения. В нашем вузе изучение национального компонента является обязательным, поскольку институт выполняет государственный заказ и готовит специалистов сферы культуры и искусства в первую очередь для Чувашской Республики. Предметы, связанные с чувашским языком и культурой, изучаются практически на всех направлениях подготовки.

Преподавателями вуза выявлен воспитательный потенциал практически всех учебных дисциплин основных образовательных программ. Использование в институте национально-регионального компонента расширяет возможности этнокультурного образования за счет изучения следующих дисциплин: «Чувашский язык и литература», «Культура родного края», «Традиционная культура чувашского народа», «Чувашская вышивка», «Национальный костюм», «Национальные головные уборы и украшения», «Народные игрушки», «Народные куклы», «Традиционные промыслы», «История чувашской музыки», «Чувашский песенный фольклор» и др.

Педагогически правильно построенная система учебно-воспитательного процесса, когда «целесообразно сочетаются разные формы работы - индивидуальные, парные, групповые - помогает развивать и сплачивать коллектив, формировать у студентов культуру межнационального общения» [2, с. 22].

Педагогический процесс при реализации программы формирования этнокультуры студентов осуществлялся на основе определенных методологических подходов, таких как системный (В. Г. Афанасьев, Ю. П. Сокольников и др.), культурологический (В. П. Комаров, Л. И. Харченко), аксиологический (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова), личностно-деятельностный (А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин), этнопедагогический (Г. Н. Волков) и т. п.

В процессе формирования этнокультуры студентов нами активно использовались иллюстративные (демонстрация наглядного материала, рассматривание), словесные (обсуждение, диалог, разъяснение, беседа, дискуссия, комментарии), частично-поисковые (теоретическое изучение народных традиций, поиск информации об известных и менее известных народных традициях и обычаях), практические (упражнения, игры, творческие задания, изучение народных традиций, разучивание песен, народных танцев и хороводов) методы, а также самооценка и анализ.

В рамках реализации программы «Мой Этномир» стала устойчивой традицией защита выпускных квалификационных работ на родном чувашском языке (темы работ были посвящены Чувашии). Кроме того, в программы выпускников музыкально-театральных специальностей, хорового дирижирования входили музыкальные номера в виде арий из чувашских опер, народных песен и песен композиторов Чувашии.

Также студенты принимали активное участие во всех крупных мероприятиях, акциях и проектах этнокультурной направленности, проводимых в Чувашской Республике и за ее пределами.

Ежегодно они привлекались к участию в научно-практических конференциях различного уровня, таких как Международная научно-практическая конференция «Культура и искусство: традиции и современность», всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Мир культуры - взгляд в будущее», всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и развитие традиций отечественной хоровой культуры», межрегиональная детско-юношеская научно-практическая конференция «Культурное наследие XXI века», «Этническая культура в современном мире», онлайн-конференция «Таван самах - халах хавачс» («Родное слово - сила народа»), посвященная Дню чувашского языка, международный этнокультурный форум «Золотая колыбель» и др.

Выдающимся прецедентом в аспекте формирования этнокультуры у студенческой молодежи стал межрегиональный фестиваль национального костюма «Национальный костюм - культурное наследие народа» (2017), целью которого явилось сохранение культурной самобытности чувашей через пропаганду и популяризацию национального костюма как уникальной этнической составляющей культурного наследия народа. Участниками конкурса были представители Чувашии и других регионов страны, где компактно проживают наши соплеменники, с которыми институт всегда поддерживает тесные дружественные связи, проводя совместные мероприятия.

Фестиваль-конкурс «Золотая россыпь веков» (2019) дал возможность студентам окунуться в атмосферу историко-этнографического экскурса почти двухсотлетней давности и познакомиться с образом жизни и деятельностью предыдущих поколений. Он способствовал повышению престижа национальной культуры и помог сформировать у студентов потребность в сохранении и развитии самобытности чувашского народа. Фестиваль явился наиболее благоприятной средой для проявления у них творческой самостоятельности и организаторских способностей. Кроме того, мы обнаружили у студентов рост потребности в возрождении, сохранении и трансляции традиционных образцов культуры.

Также в рамках реализации программы наши студенты участвовали в таких фестивалях, проведенных в партнерстве с другими организациями культуры, как всероссийский песенно-хоровой интернет-фестиваль с международным участием «Асамат кспсрс» («Радуга»), межрегиональный фестиваль национальных культур «Семицветик», межрегиональный фестиваль-конкурс «Воспевая край родной», «Хсрарам. сан уманта таятап пусама!» («Женщина, я преклоняюсь перед тобой!»), межрегиональный фестиваль «Ор-намент-фест-эреш» и др.

Положительный эффект привнесло участие в следующих мероприятиях: Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна -моя Россия»; конкурсе чтецов памяти народной артистки Чувашской Республики Антонины Баулиной; межрегиональном конкурсе «Чувашская красавица» (2017, 2018, 2019); Республиканском конкурсе сочинений «Герой Чувашии моей»; Всероссийском конкурсе на лучшее изделие художественного творчества, народных промыслов, ремесел и изобразительного искусства «Все краски жизни для тебя»; мероприятиях, посвященных празднованию 550-летия со дня образования г. Чебоксары, 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию Чувашской автономной области; республиканской студенческой онлайн-олимпиаде по истории и культуре Чувашии; круглом столе «Христианское мировоззрение и чувашская культура»; поэтическом онлайн-марафоне «Хвала тебе, Чувашия, мой дом!» и др.

Интересным и познавательным для студентов было участие в Большом этнографическом диктанте, а также в праздничных мероприятиях, приуроченных ко Дню народного единства, в рамках которых ставилась задача возродить в сердцах студентов любовь к своему народу, к изучению родного языка и народных традиций.

Участие студентов в творческих конкурсах, фестивалях и конференциях имеет положительное значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Профессиональные советы и трюки, истории из опыта народных мастеров и педагогов помогали молодежи исправлять свои ошибки и самосовершенствоваться. Подробное изучение и рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных профессионалами и народными умельцами, благоприятно повлияло на качество исполнения изделий студентами экспериментальной группы.

Помимо участия в конкурсах, наши студенты становились исполнителями различных грантов и проектов, посвященных теме сохранения и трансляции уникальности этнических культур, таких как всероссийский конкурс «Инносоциум» с проектом «Аудио-спектакли по чувашским народным сказкам и легендам для незрячих детей»; республиканский фестиваль «Культурное наследие Чувашии - современная ретроспектива» (грант благотворительного фонда «Ренова»); музыкально-образовательный форум «Колыбель родная - музыка Чувашии», «Музыкально-педагогические традиции школы И. Я. Яковлева и их претворение в современной чувашской музыке для детей и юношества» (грант Главы Республики); Международный фестиваль-конкурс «Межкультурный диалог» (грант Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь»),

Необходимо отметить, что большими воспитательными возможностями характеризуется совместная общественно значимая и досуговая деятельность преподавателей и студентов. Такая форма работы в вузе практикуется для проведения мастер-классов.

Совместно с преподавателями кафедры народного художественного творчества студенты экспериментальной группы проводили мастер-классы «Чувашская вышивка», «Изготовление головных уборов и украшений», «Образы сказок, мифов, семейных преданий в скульптуре малых форм и в живописи» и др. Когда студенты своими руками изготавливают изделия и предметы декоративно-прикладного искусства, это способствует сохранению и возрождению традиций народной культуры. Кроме того, преподаватели знакомили их с каждым изделием и узором, историей их возникновения, значением, формой и местом использования. Это способствовало расширению кругозора студентов.

Также институт приглашал ведущих деятелей культуры и искусства Чувашской Республики, мастеров народных художественных промыслов на практические занятия, творческие встречи, мастер-классы, семинары, проводимые в рамках учебного процесса. Бесценным материалом для изучения традиционной чувашской вышивки служил творческий опыт тщательно исследовавшей этот вид народного искусства известной вышивальщицы, заслуженного работника культуры, мастера народных художественных промыслов, педагога, исследователя, автора ряда книг по чувашской вышивке Евгении Жачевой. Она известна тем, что вышила «азбуку» чувашской вышивки, разместив на панно 68 швов, 35 из которых основные и 30 - разновидности, а также «букварь» чувашской вышивки, состоящий из орнаментов чувашской вышивки. Азбука и букварь чувашской вышивки являются величайшим наглядным пособием при изучении вышеуказанной дисциплины в институте.

Большой воспитательный потенциал для формирования этнокультуры студентов заложен в коллективно-творческих мероприятиях, которые проводились в социальном партнерстве с Республиканским центром народного творчества, Чувашским национальным конгрессом, Чувашскими национально-культурными автономиями, Домом Дружбы народов, землячествами. На таких мероприятиях активно решались проблемы сохранения и развития традиционной культуры, языка, этнокультурного самосознания молодежи в современных условиях. Данная коллективная форма работы позволила выработать восприимчивость к этнокультурным ценностям, приобрести новых друзей, стать более целеустремленным и научиться работать в творческом коллективе, а также помогала формировать взаимопонимание между представителями разных национальностей, способствовала сплочению студенческого коллектива.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика сформированное™ этнокультуры студентов. Результаты анкетирования показали, что в экспериментальной группе увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированное™ этнокультуры - 47 человек (58,75 %), что позволяет говорить о том, что после формирующего эксперимента студенты имеют хорошие знания истории и культуры своего и других народов, прекрасно осведомлены и соблюдают традиции, обычаи и обряды разных национальностей, отлично знают чувашских деятелей культуры и искусств, творческой интеллигенции. Студенты являются инициаторами и активными участниками мероприятий этнокультурного содержания, в том числе календарно-земледельческих и се-мейно-бытовых праздников, проводимых в республике, стране.

В контрольной группе экспериментальная работа не проводилась, соответственно результаты оказались гораздо ниже: высокий уровень этнокультуры сформирован лишь у 16 участвовавших в эксперименте (20 %).

Таблица 2

Уровни сформированности этнокультуры студентов (ЭК и КГ) на контрольном этапе эксперимента

Уровни Группы

Экспериментальная Контрольная

Количество испытуемых (чел.) Количество испытуемых (в %) Количество испытуемых (чел.) Количество испытуемых (в %)

Высокий 47 58,75 % 16 20%

Средний 33 41,25 % 46 57,5 %

Низкий 0% 18 22,5 %

Сравнительный анализ результатов эксперимента дает возможность сделать вывод о том, что после проведения определенной педагогической работы по авторской программе «Мой Этномир» уровень сформированности этнокультуры студентов значительно вырос.

Выводы. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что для формирования этнокультуры студентов в региональном вузе культуры и искусств при реализации разработанной авторской программы «Мой Этномир» необходимы следующие условия:

- энтузиазм преподавателей;

- комплекс преподаваемых дисциплин этнокультурного содержания;

- участие студентов в этнических конкурсах, фестивалях, форумах, мероприятиях;

- участие студентов в научно-практических конференциях, посвященных проблемам сохранения национальных культур;

- мастер-классы народных мастеров, деятелей искусств, педагогов;

- внеучебные мероприятия и семинары, темами которых являются национальный язык, родная культура и искусство, а также культуры других этнических групп.

Проведенная на основе авторской программы «Мой Этномир» опытно-экспериментальная работа подтверждает ее эффективность.

У студентов сформировалось этнокультурное мировоззрение, повысился интерес к народному творчеству, и, как следствие, усовершенствовались навыки создания изделий декоративно-прикладного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учебное пособие. - М. : МГИК, 1992. - 102 с.

2. Береза H. А. Этнокультурное воспитание студенческой молодежи в вузе // Профилактика зависимостей. - 2019. - № 1(17). - С. 144-149.

3. Васильева Р. М, Воронова 3. И., Григорьевская М. Ю., Балтаев H. М. Формирование этнокультуры детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях (на примере клуба «Нарспи» МБУК «ЦКС г. Чебоксары») // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. -№4(104).-С. 137-149.

4. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2004. - 488 с.

5. Губа Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Курск, 2007. - 168 с.

6. Казакова Е. И. Формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Тамбов, 2013. - 181 с.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

8. Об образовании : Федеральный закон. - М. : Инфра-М, 2010. - 54 с.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://base.garant.ru/70813498/.

10. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. - М. : МПСИ, 1999. - 343 с.

Статья поступила в редакцию 25.08.2020

REFERENCES

1. Baklanova Т. I. Organizaciya i nauchno-metodicheskoe obespechenie hudozhestvennoj samodeyatel'nosti : uchebnoe posobie. - M. : MGIK, 1992. - 102 s.

2. Bereza N. A. Etnokul'turnoe vospitanie studencheskoj molodezhi v vuze // Profilaktika zavisimo-stej. -2019.-№1(17).-S. 144-149.

3. Vasil'eva R M., Voronova Z. I., Grigor'evskaya M. Yu., Baltaev N. M. Formirovanie etnokul'tury detej i podrostkov v kul'turno-dosugovyh uchrezhdeniyah (na primere kluba «Narspi» MBUK «CKS g. Cheboksary») // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogouniversitetaim. I. Ya. Yakovleva.-2019.-№4(104).-S. 137-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2004. - 488 s.

5. Guba G. I. Etnokul'turnoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih Shkolnikov v teatral'noj deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kursk, 2007. - 168 s.

6. Kazakova E. I. Formirovanie etnokul'turnoj identichnosti podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.05. - Tambov, 2013. - 181 s.

7. KonstituciyaRossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF о popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2014. -№31.-St. 4398.

8. Ob obrazovanii : Federal'nyj zakon. - M. : Infra-M, 2010. - 54 s.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 iyunya 2014 g. № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudar-stvennoj molodezhnoj politiki RF na period do 2025 g.» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://base.garant.ru/70813498/.

10. Etnopsihologicheskij slovar'/pod red. V. G. Krys'ko. - M. : MPSI, 1999. - 343 s.

The article was contributed on August 25, 2020 Сведения об авторе

Васильева Раиса Михайловна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: vasileva_Raisa@mail.ru

Author information

Vasilyeva, Raisa Mikhaylovna - Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Folk Arts, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: vasileva_Raisa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.