УДК 37.017.92:379.8(470.344) DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.020
Р. М. Васильева1, 3. И. Воронова1, М Ю. Григорьевская2, П. М. Балтаев1
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА «НАРСПИ» МБУК «ЦКС Г. ЧЕБОКСАРЫ»)
1 Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия
2Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты формирования этнокультуры детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях. Проведен анализ практической деятельности в этом направлении клуба «Нарспи» МБУК «Централизованная клубная система г. Чебоксары». Показано значение реализации авторской программы формирования этнокультуры детей и подростков «Эгномир», направленной на их вовлечение в культурно-досуговые мероприятия этнической направленности. Отмечено, что проектная деятельность обогащает современную практику культурно-досуговой деятельности по формированию этнокультуры молодежи.
Ключевые слова: этнос, этнокультура, этнокультурное воспитание, этнические ценности, формирование этнокультуры детей и подростков, культурно-досуговые учреждения.
R. М. Vasilyeva1, Z. I. Voronova1, М. Yu. Grigoryevskaya2, N. М. Baltaev1
FORMATION OF ETHNIC CULTURE AT CHILDREN AND TEENAGERS
IN CULTURAL AND RECRATIONAL INSTITUTIONS (AS EXAMPLIFIED BY «NARSPI» CLUB OF MBIC «CHEBOKSARY CCS»)
Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia
2Moscow Cadet Corps «Boarding School for Girls», Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the main aspects of the formation of ethnic culture of children and teenagers in cultural and recrational institutions; provides the analysis of the practical activities of «Nars-pi» club of MBIC « Cheboksary Central Club System»; shows the importance of the authors' program «ETNOMIR» for the formation of ethnic culture at children and teenagers and the strategy of involving them in ethnic oriented cultural and leisure activities. The authors emphasize that the project activity enriches the modern practice of cultural and recreational activity on the formation of the culture of young people.
Keywords: ethnos, ethno-culture, ethno-cultural education, ethnic values, formation of ethno-culture at children and teenagers, cultural and recreational institutions.
Актуальность исследуемой проблемы. Для современного российского общества характерны миграция, туризм, межкультурные обмены, творческое взаимодействие людей разных национальностей. В этих условиях возможны межнациональные конфликты и розни, поэтому формирование этнокультуры детей и подростков, знающих историю и культуру своего и других народов, становится одной из главных педагогических задач специалистов культурно-досуговых учреждений. Решение проблемы приобщения под-
растающего поколения к традиционной культуре этноса обеспечивает гармоничное взаимодействие различных культур, дружелюбное общение между разными этносами.
Вместе с тем предварительное изучение состояния и тенденций формирования эт-нокультуры детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях показало разрозненность существующих подходов и отсутствие педагогически обоснованной системы ее формирования. Нами выявлено противоречие между требованиями, предъявляемыми в настоящее время обществом и государством к уровню сформированное™ этнокультуры детей и подростков, и отсутствием целостной системы ее формирования в культурно-досуговых учреждениях. Теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, образования, культуры и педагогической практики, отсутствие специальных исследований по формированию этнокультуры детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях, а также необходимость и возможность использования их потенциала в решении данной проблемы обусловили выбор цели статьи - разработать авторскую программу «Этномир», направленную на формирование этнокультуры детей и подростков, и экспериментально проверить эффективность ее реализации в условиях культурно-досугового учреждения.
Материал и методика исследований. Методами исследования явились теоретический анализ педагогической, психологической, этнопедагогической литературы в аспекте изучаемой темы, изучение и обобщение опыта практической деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию этнокультуры детей и подростков.
Для проверки эффективности применения разработанной авторской программы «Этномир», направленной на формирование этнокультуры детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях, был организован и осуществлен педагогический эксперимент, который состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов и проходил в течение двух лет.
Экспериментальной базой явился клуб «Нарспи» МБУК «Централизованная клубная система г. Чебоксары». В исследовании приняли участие 84 детей и подростков в возрасте 8-14 лет, проживающих в микрорайоне данного культурно-досугового учреждения. Были сформированы две равные по количеству (42 человека) группы: экспериментальная (далее - ЭГ) и контрольная (далее - КГ). Испытуемые ЭГ принимали непосредственное участие в реализации программы «Этномир», КГ не участвовала в ее апробации.
На констатирующем этапе экспериментального исследования путем анкетного опроса осуществлялись первичная диагностика и оценка уровня сформированное™ этнокультуры детей и подростков, посещающих клуб «Нарспи».
На формирующем этапе была разработана и внедрена в образовательную среду клуба «Нарспи» авторская программа «Этномир», направленная на формирование этнокультуры подрастающего поколения.
На контрольном этапе исследования проводилась повторная диагностика сформированное™ этнокультуры детей и подростков, членов клуба «Нарспи» МБУК «Централизованная клубная система г. Чебоксары».
Результаты исследований и их обсуждение. Любое общество и государство нуждаются в определенном типе личности, обладающем ценными и социально значимыми качествами. Целенаправленное формирование таких качеств у детей и подростков позволяет выработать у них крепкий стержень моральной и социально-творческой позиции. Личность в процессе социализации, приобщаясь к достижениям культуры общества, постепенно овладевает имеющимися в культурной среде общепринятыми ценностями и тем самым становится их носителем, потребителем и творцом. Приобретение этнических ценностей связано с культурной деятельностью и является основой для формирования этнокультуры детей и подростков в процессе их социализации. Как правило, данный процесс происходит в двух
направлениях: как восприятие уже созданных людьми этнокультурных ценностей (освоение) и как создание ценностей в результате собственной творческой деятельности.
Формирование этнокультуры, являясь непрерывным и целостным процессом воспитания детей и подростков, осуществляется в процессе их общения, самопознания, самоидентификации, познания ими природы и общества и обеспечивается через изучение самой культуры народа [3]. Это любовь к Родине, Отечеству, родному краю; почтительность по отношению к старшим, женщинам, физически слабым людям и детям.
Одним из объединяющих признаков этноса является культура, то есть культурные традиции определенного народа, складывающиеся из века в век и передающиеся из поколения в поколение. Культура любого этноса характеризуется его ценным наследием, и значительная часть населения проявляет повышенный интерес к пониманию и познанию истории и культуры своего народа, стремится сохранить свою культурную самобытность и традиции. Формирование этнической культуры личности, включающей в себя язык, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки, является условием сохранения культурного наследия народов России и его трансляции в современное мировое культурное пространство.
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что в российской педагогической теории и практике накоплен определенный опыт формирования этнической культуры подрастающего поколения в различных институтах воспитания. Понятие «эт-нокультура», тождественное понятию «этническая культура», сложившееся на рубеже XX-XXI вв., имеет различные подходы к своему пониманию.
М. Ю. Новицкая считает, что этнокультура - это «непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми природы и общества (в том числе и художественными средствами), это способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях, это коллективная форма народной исторической памяти» [7, с. 30].
Э. Ф. Вертякова в своем исследовании отмечает, что «этнокультура - это культура определенного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе» [3, с. 27].
Исследования Н. А. Бердяева показывают, что «культура никогда не была и не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечно-сти» [2, с. 93]. Исходя из такого понимания этнокультуры, можно судить, что культура, включающая в себя материальные и духовные ценности, является объединяющим фактором любого этноса и движущей силой развития многих поколений.
Установлено, что «этнокультура» тесно связана с понятиями «этнос», «традиция и традиционная культура», «ценности», имеющими непосредственное отношение к нашей теме исследования. Термин «этнос» в научный оборот был введен в 1923 г. ученым С. М. Широкогоровым (1887-1939). По его мнению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традициями и отличаемых от других таковых групп» [9]. В «Этнопсихологическом словаре» дается следующее определение понятия «этнос»: в переводе с древнегреческого означает «группу людей», «стаю», «толпу», «племя», «народ» [10, с. 180]. Его суть заключается в том, что он вбирает в себя базовые накопленные веками и передающиеся из поколения в поколение ценности народа и общества: язык, культуру, знание о традициях и обычаях. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу.
Согласно «Российской педагогической энциклопедии», «этническая общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин „этническая общность" близок к понятию „народ" в этнографическом смысле» [8, т. 2, с. 145].
Термин «народ» выражает единение этносов. При этом этносы, объединившись в единый народ с общими целями и задачами, способны образовать свою религию, цивилизацию и даже государство. В соответствии с Конституцей Российской Федерации «мы -многонациональный народ России» [6]. Если народ многонациональный, то значит полиэтнический и единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения. Рассмотрев с точки зрения различных авторов определение этноса, мы пришли к выводу, что это стабильный коллектив людей, который устойчиво развивается и переходит из поколения в поколение с установившимися этническими ценностями, культурой, сформированным этническим сознанием и стереотипом поведения.
Таким образом, в основе этнокультуры лежит понятие «культура», под которой мы понимаем определенные ценности, накопленные веками и передающиеся из поколения в поколение, например, культурные традиции народа, то есть этнические ценности. Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Составляющими этнокультуру компонентами являются язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки.
Проблемами этнокультурного воспитания активно занимались исследователи Т. И. Бакланова, Г. Н. Волков, Г. И. Губа и др. Их разработки строятся на лучших культурных традициях народа, этнокультуру они рассматривают как культуру определенного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде и пр. Накопленные веками этнические ценности искусно передавались будущим поколениям. Г. Н. Волков считал, что «во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, ... о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями [4, с. 75]. Вслед за Т. И. Баклановой мы полагаем, что «этнокультурное образование включает обучение народной культуре (или культурам) и этнокультурное воспитание. Его основной частью является этноху-дожественное образование, осуществляемое на материалах и средствами различных видов народного художественного творчества (устного, музыкального, декоративно-прикладного, театрального, танцевального и др.). Такое образование обладает огромным педагогическим потенциалом, так как в традиционной культуре каждого народа России воплощены любовь к Родине, родной природе, родному дому, культурному наследию предков, ценностное отношение к труду, семье, народной мудрости, учению и многие другие этнические ценности, составляющие основу воспитательного потенциала [1, с. 22].
При определении понятия «этнокультурное воспитание» мы солидарны с Г. И. Губой, представляющим его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры» [5, с. 120].
Исходя из этого, можно судить, что культура этноса - это ценности конкретного этноса, как материальные, так и духовные. Здесь личность выступает в качестве потребителя этнических ценностей, с одной стороны, творца и носителя этих ценностей - с другой. Таким образом, обогащается этнический опыт и формируется культурное наследие этноса. Этнокультура является устойчивой формой накопления этнических ценностей,
культурного наследия народа. Считаем, что народная мудрость, народная художественная культура могут служить основой содержания этнокультурного воспитания.
Под формированием этнокультуры детей и подростков мы понимаем непрерывный и целостный процесс усвоения ими этнических ценностей, накопленных народом веками и передаваемых последующим поколениям. Весьма значимыми этническими ценностями являются устное народное творчество, календарно-обрядовые праздники, народные игры, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, народные и историко-бытовые танцы, хороводы. Именно они выступают фундаментом для построения целостных представлений об этнокультурных особенностях своего народа. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.
Анализ изучения основных аспектов этнокультурного воспитания разными российскими учеными позволяет сделать вывод, что сегодня специалисты культурно-досуговых учреждений призваны осуществлять целенаправленную воспитательную работу по формированию этнокультуры детей и подростков через удовлетворение их этнокультурных потребностей. На самом деле, в само содержание культурно-досуговой деятельности включен этнический компонент, под которым понимается деятельность социальных субъектов по сохранению, трансляции, освоению и развитию традиций, этнических ценностей и норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.
Но как привлечь детей и подростков к постижению культуры своих предков, своего народа? Какие формы и методы воспитания использовать, чтобы работа по формированию их этнокультуры была наиболее эффективной?
Изучение культурно-досуговой деятельности клуба «Нарспи», основанного в 1985 г. супругами, организаторами деятельности ряда народных художественных коллективов 3. И. и А. Е. Григорьевыми, являющегося сегодня филиалом МБУК «Центральная клубная система г. Чебоксары», показывает, что здесь проводится определенная работа по сохранению и распространению этнокультурных ценностей среди населения, организации культурного обмена и диалога между представителями этнических групп. Однако анализ культурно-досуговой деятельности клуба показал отсутствие педагогически обоснованной системы формирования этнокультуры детей и подростков. Об этом свидетельствуют и результаты предварительной диагностики, полученные на констатирующем этапе нашего эксперимента, позволившем определить первоначальный уровень сформированное™ этнокультуры у детей и подростков, посещающих клуб.
В качестве метода, позволившего осуществить реализацию задач исследования, был выбран анкетный опрос детей и подростков разных национальностей, проживающих в микрорайоне клуба «Нарспи». Анкета состояла из 11 вопросов:
1. Что Вы понимаете под этнокультурой личности?
2. Знаете ли Вы обычаи, традиции своего народа и соблюдаете ли их?
3. Хотели бы Вы побольше узнать о культуре своего народа?
4. Удовлетворяете ли Вы свои потребности в развитии собственной этнокультуры, посещая клуб «Нарспи»?
5. Вы знакомы с культурой и традициями народов, проживающих в Чувашской Республике?
6. Для чего необходимо знакомство с культурой, традициями и обычаями других народов?
7. Какие учреждения культуры Вы посещаете?
8. Что Вас привлекает в клубе «Нарспи»?
9. Нужно ли взаимодействовать клубу «Нарспи» с другими учреждениями (Чувашский национальный конгресс (ЧНК). Дом дружбы народов, национально-культурные центры)?
10. Какие мероприятия этнического содержания Вы можете предложить организовать в клубе «Нарспи»?
11. Как Вы думаете, в чем проявляется культура человека?
Для оценки уровня сформированное™ этнокультуры детей и подростков были сформулированы следующие критерии и показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели для измерения уровня сформированности этнокультуры детей и подростков
Уровни Критерии Показатели
ВЫСОКИМ Когнитивный - имеет очень хорошие знания об истории и культуре своего народа, своей страны, других стран, а также традициях, обьиаях и обрядах этноса; - проявляет знания об объектах и предметах искусства и культуры, закономерностях их использования в жизни общества; - умеет анализировать, рассуждать, выражать свое отношение к традиционной культуре воспитания; - достаточно хорошо знает нормы взаимоотношений между людьми (детьми, сверстниками, взрослыми и пожилыми)
Потребностно-мотивационный - проявляет большой интерес к достижениям культуры и жизни других народов и стремление развивать общечеловеческие ценности; - активно проявляет интерес ко многим видам искусства; - с большим уважением относится к своей и чужим культурам; - смело может противостоять экстремизму в среде сверстников; - активно проявляет интерес к культурным национальным традициям; - часто посещает театры, музеи, библиотеки, художественные выставки
Практически-деятельностный - строит дружеские взаимоотношения с людьми (сверстниками и взрослыми); - активно участвует и инициирует мероприятия нравственной направленности; - любит заниматься различными видами художественно-эстетической деятельности; - участвует в художественной самодеятельности, занимается различными ее видами; - отлично знает различные виды искусства
СРЕДНИИ Когнитивный - имеет знания об истории и культуре своего народа, своей страны, других стран, а также традициях, обьиаях и обрядах своего этноса; - имеет поверхностные знания об объектах и предметах искусства и культуры, закономерностях их использования в жизни общества; - умеет анализировать, рассуждать, выражать свое отношение к традиционной культуре воспитания; - знает различные виды искусства
Потребностно-мотивационный - проявляет небольшой интерес к достижениям культуры и жизни других народов и стремление развивать общечеловеческие ценности; - неактивно проявляет интерес ко многим видам искусства; - уважает свою и чужую культуру; - не может противостоять экстремизму в среде сверстников; - не всегда посещает театры, музеи, библиотеки, художественные выставки; - не всегда проявляет интерес к национальным культурным традициям
Практически-деятельностный - не всегда может строить дружеские взаимоотношения, не очень хорошо знает нормы взаимоотношений между людьми (детьми, сверстниками, взрослыми и пожилыми); - участвует в мероприятиях нравственной направленности, но не является их инициатором; - не всегда занимается видами художественно-эстетической деятельности; - не всегда участвует в художественной самодеятельности и занимается различными ее видами
Продолжение таблицы 1
низкии Когнитивный - демонстрирует плохие знания об истории и культуре своего и других народов, в том числе о народных традициях, обычаях, обрядах; - имеет поверхностные знания об объектах и предметах искусства и культуры, закономерностях их использования в жизни общества; - не умеет анализировать, рассуждать, выражать свое отношение к традиционной культуре воспитания; - плохо осведомлен о нормах взаимоотношений между людьми (детьми, сверстниками, взрослыми и пожилыми); - может поддаваться отрицательному влиянию, экстремизму членов неформальных групп
Потребностно-мотивационный - проявляет интерес к достижениям культуры и жизни своего и других народов и стремится развивать общечеловеческие ценности очень редко и несамостоятельно; - не проявляет интерес к жанрам культуры и искусства этнонаправ-ленности; - с определенным уважением относится к своей и чужой культуре; - не проявляет интерес к культурным национальным традициям, обьиаям; - не проявляет особого интереса к театрам, музеям, библиотекам, выставкам этносо держания
Пракгически-деятельностный - очень редко способен строить дружеские взаимоотношения между людьми (сверстниками и взрослыми); - мало участвует в мероприятиях этнокультурной направленности, их инициатором не выступает; - видами художественно-творческой деятельности не занимается; - не участвует в художественной самодеятельности с этнокультурным содержанием; - очень редко посещает театры, музеи, библиотеки, художественные выставки; - не может противостоять экстремизму в среде сверстников
Результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни сформированности этнокультуры детей и подростков в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента
Группы Уровни, в %
Высокий Средний Низкий
Экспериментальная 17,6 49,6 32,8
Контрольная 18,5 45,4 36,1
Определение уровня сформированности этнокультуры детей и подростков производилось на основе вычисления суммы полученных в ходе анкетирования ответов. В ЭГ 17,6 % респондентов имеют высокий уровень сформированности этнокультуры, 49,6 % -средний и 32,8 % - низкий уровень сформированности этнокультуры. В КГ получены следующие данные: 18,5 % опрошенных имеют высокий уровень, 45,4 % - средний и 36,1 % - низкий. Это говорит о том, что дети и подростки плохо знают историю и культуру своего народа, в том числе язык, традиции, обычаи, обряды; проявляют поверхностный интерес к достижениям культуры и жизни своего и других этносов; редко участвуют в мероприятиях этнокультурной направленности; не часто посещают театры, музеи, библиотеки, художественные выставки. Специалисты клуба «Нарспи» не в полной мере выполняют функции по формированию этнокультуры своих воспитанников, соответственно, от них требуется целенаправленная и систематическая работа по улучшению сложившегося положения.
На формирующем этапе эксперимента нами осуществлялась проверка эффективности реализации в клубе «Нарспи» авторской программы формирования этнокультуры детей и подростков «Этномир».
Ее задачами являются:
- углубление знаний об истории, культуре и языке своего народа, а также усвоение другой информации этнокультурной направленности;
- формирование этнокультурного самосознания для позиционирования себя как представителя этноса;
- развитие интереса к своей этнической культуре, ее положительного эмоционального восприятия, способности чувствовать и понимать родную культуру;
- формирование национальных поведенческих особенностей, толерантного отношения, уважения к представителям других этносов, этнического опыта поведения.
Важными условиями реализации программы явились создание организационно-педагогической и этнокультурной досуговой среды, а также ориентирование сотрудников клуба «Нарспи» на поиск новых форм работы этнической направленности:
- привязка режима работы клуба к досуговым мероприятиям этнокультурного содержания;
- изучение этнокультурной досуговой среды и этнокультурных потребностей детей и подростков;
- создание условий, стимулирующих их самодеятельность;
- привлечение для проведения мероприятий этнической направленности других творческих коллективов, работников культуры, музеев, библиотек, ЧНК, Дома дружбы народов и др.
Реализация программы проходила через такие виды деятельности, как информационно-познавательный, культурно-просветительский, ценностно-ориентационный, коммуникативный, художественно-творческий.
Были теоретические занятия, на которых с помощью бесед, дискуссий с использованием наглядного демонстрационного материала знакомили детей и подростков с необходимой информацией этнокультурного содержания. К примеру, студенты Чувашского государственного института культуры и искусств С. Химори (Япония) и Гао Цзичжун (Австралия) провели мастер-класс «Тайны Востока», на котором методами рассказа и показа поведали о культуре своего народа, продемонстрировали народные танцы. В своем выступлении они выразили искреннюю любовь и уважение к своему этносу, Родине, предкам, показали пример для подражания. Подобные встречи способствуют формированию этносознания членов клуба.
С целью ознакомления детей и подростков с проектом создания памятника «Скорбящая мать» чувашским солдатам, воевавшим на территории Крыма, в клубе «Нарспи» проводились беседы. После этого дети проявили большую активность в подготовке и участию в благотворительном концерте, организованном ЧНК в Чувашском государственном институте культуры и искусств с целью сбора средств для установления памятника.
В клубе практикуется проведение вечеров-встреч с известными людьми. Так, например, к Году И. Я. Яковлева была организована встреча с поэтессой А. В. Юрату на тему «Где ты, мое детство?». Она познакомила детей с идеями чувашского просветителя и этнической педагогикой.
Практические занятия в рамках реализации программы предполагали непосредственное участие детей и подростков в праздниках, театрализованных представлениях, обрядах этнической направленности. Респонденты программы «Этномир» были активны в республиканских, городских фестивалях, смотрах-конкурсах, праздниках.
Так, ознакомление их с культурными традициями обеспечивалось на следующих конкурсах и фестивалях: Республиканском фестивале-конкурсе детских и юношеских хо-
реографических коллективов «Здравствуй, Мир!», Международном телевизионном конкурсе «Национальное достояние», Всероссийском фестивале-конкурсе танцевального направления, III Республиканском конкурсе вокально-хореографического творчества «В ритме весны - 2018», V Городском фестивале-конкурсе «Весеннее вдохновение - 2019» и др.
Проводились также концерты, посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню народного единства, в процессе которых ветераны, участники военных действий рассказывали детям, как важна армия для сохранения накопленного веками культурного наследия российского народа.
Большое воспитательное значение имели праздничные концерты и театрализованные представления, посвященные Дню Республики («Чувашия, край родной»), Дню города Чебоксары («Город мечты»).
Диапазон культурно-досуговых мероприятий этнокультурного содержания в рамках реализации авторской программы «Этномир» достаточно широк: разработка социокультурных проектов, культурных программ; проведение фольклорно-этнографических празднеств, народных гуляний, смотров национальных кухонь; создание тематических проектов, посвященных юбилейным датам в истории Отечества.
Одним из важных направлений в формировании этнокультуры личности явилось изучение и изготовление предметов декоративно-прикладного искусства под руководством мастеров художественных промыслов. Дети и подростки своими руками создавали женские налобные повязки «масмак», шейные украшения «май сыххи». «тевет» и другие принадлежности народного костюма.
В настоящее время во многих сферах жизнедеятельности людей все большую актуальность приобретает проектная деятельность, которая способствует своевременному выявлению проблем и успешному их решению через привлечение всевозможных ресурсов и принятие управленческих решений. Реализация социокультурных проектов в клубе «Нарспи» помогает выявлять интересы детей и подростков и предлагать им этнокультурный продукт по их потребностям.
В рамках программы «Этномир» в клубе «Нарспи» реализован ряд проектов. Один из них, «Асанне арчи» («Бабушкин сундук»), является победителем городского конкурса этнокультурной направленности в номинации «Родные истоки». Его цели - формирование у детей и подростков мотивации к самостоятельному изучению истории и культуры родного края, чувашского языка; сохранение и передача подрастающему поколению национальных традиций. Данный проект дает возможность погрузиться в этнокультурную среду, познакомиться с прикладными материалами о языке и культуре родного края.
Для его написания нами была выявлена и сформулирована проблема, связанная с бесцельным времяпровождением детей и подростков в сети Интернет, оказавшихся по этой причине оторванными от национальной культуры, языка и ценнейших народных традиций.
Проект направлен на решение проблемы самоидентификации (отношения личности к самой себе) чуваша с самого раннего возраста. Он помог погрузить детей и подростков в мир языковой культуры, познакомить их с гербом, флагом и другими символами народа, изделиями декоративно-прикладного творчества, в том числе национальными головными уборами и украшениями, костюмами, а также национальными праздниками и народными играми. Ценность проекта заключается в том, что обучение, приобщение к чувашской народной культуре начинается с детского возраста. При создании проекта использована поговорка библейского происхождения «Устами младенца глаголет истина», означающая, что сказанное ребенком легче и быстрее воспринимается взрослыми. Исходя из этого, к реализации проекта мы активно привлекали и детей, и взрослых.
В бабушкином сундуке хранится культурное наследие наших предков (старинные ценные вещи). Вытаскивая поочередно из него элементы костюма и примеряя их, дети
вспоминали то далекое время, когда бабушки носили эти шедевры искусства, и могли догадаться, как и по какому случаю те носили соответствующую одежду. Демонстрация костюмов позволяла строить предположения о том, как выглядели бабушки в традиционных народных костюмах, как менялись национальные украшения и головные уборы по мере превращения девочки в девушку, невесту, женщину. Хотя бабушкин сундук и был рядом, но его невозможно было открыть, не пройдя испытания, изложенные в проекте. Этот проект помог юному поколению прикоснуться к сокровищам чувашского народа, которые дошли до нас благодаря бережному и заботливому отношению к ним родственников.
Идея создания проекта «Асанне арчи» возникла в процессе организации новогоднего праздника для участников клубных формирований. Узнав, что Дед Мороз (Хёл Мучи) поздравит участников и зрителей мероприятия на русском и чувашском языках, родители заявили: «Почему Дед Мороз будет говорить на чувашском языке, зачем нам нужен чувашский язык?». Для решения возникшей проблемы был разработан и реализован проект «Асанне арчи» в двух основных формах:
1. Игра-путешествие с интерактивным погружением детей.
В центре зала установили сундук, из которого поочередно доставались предметы национального костюма и украшения (масмак, тухья, хушпу, май сыххи. capá, яркач). Ведущие, беря ту или иную вещь, рассказывали об истории ее возникновения, значении, а также о чувашских орнаментах и узорах, использованных при ее создании.
Также проводилась игра «Угадай значение, сделай предложение». Используя раздаточный материал (листы с чувашской символикой и узорами), ребята пытались разгадать на вышитых элементах костюма значения символов и узоров.
Для расширения кругозора провели игру «Вопрос-ответ». К примеру, на вопрос «Как переводится слово „мама" на чувашский язык?» из зрительного зала единогласно звучало «анне».
Чтобы дети не уставали, проводились небольшие «хореографические паузы» с использованием национальных танцевальных мотивов чувашей и организовывались игры «Шарттанла», «Писихиллс» и др.
2. Театрализованная постановка.
Для приобщения детей к родному языку, культуре была поставлена сказка «Ахахпи» на чувашском языке с синхронным переводом на русский. Ребята в национальных костюмах исполняли роли героев сказки: acarre (дедушки) Ахмантей, асанне (бабушки), внучки Ахахпи, ее подружек. В процессе постановки проводилась игра «Ссрсм пусса вир акрам».
В результате все участники пытались разговаривать на чувашском языке, многое узнали о символах, орнаментах и узорах чувашской вышивки, национальных головных уборах и украшениях, в том числе подвесных.
Все другие проекты в рамках реализации программы «Этномир» также имеют национальную, этническую направленность. Интересным и познавательным оказался разработанный и реализованный в 2018 г. инновационный проект-фестиваль «Чаваш ташши илемё», нацеленный на сохранение национальной культуры, языка, обычаев и традиций. В 2019 г. он повторно прошел в концертном зале Дома дружбы народов в г. Чебоксары.
Клуб «Нарспи» является одним из организаторов праздника этнической направленности «Ача-пача Акатуйё», цель которого - не только сохранение национальной культуры, но и взаимообогащение культуры народов через открытый диалог. Дети и подростки в рамках данного праздника с радостью знакомились с культурой, традициями, обрядами чувашского народа, в том числе его представителей, проживающих компактно в других регионах Российской Федерации.
Активно участвовали ребята и в реализации проекта «Сывлах ташши» (зарядка с элементами чувашского танца), руководителем которого является А. А. Лукина. Он направлен на воспитание гармонично развитой личности, развитие национальной культуры, популяризацию народной песни, танца и укрепление здоровья. Реализация проекта «Сывлах ташши» на открытом воздухе позволила создать у участников чувство гармонии с окружающим миром, развивать и укреплять неформальные способы взаимодействия с ним, а также формировать культурно-этические ценности и нормы. Зарядка началась с торжественной части, с поздравления собравшихся, продолжилась показом мастер-класса (разучивание элементов чувашского народного танца под веселые чувашские песни), завершилась общим чувашским хороводом детей и взрослых.
Тесные контакты с ЧНК помогают клубу «Нарспи» реализовывать такие национальные проекты, как фестиваль «Шапар-кёсле», фестиваль-конкурс, посвященный исполнительнице чувашских народных песен И. Вдовиной, и т. п., которые способствуют сохранению народных традиций, укреплению связи времен и созданию атмосферы дружбы народов.
В формировании этнокультуры личности большое значение имеет оригинальный способ проведения праздника «Папин вальс», посвященного Дню защитника Отечества. Дети и подростки, участники формирующего эксперимента из студии танца «Сарпике», пригласили своих пап на занятия по хореографии, где они совместно разучивали элементы народного танца. Под девизом «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны!» разрабатывались элементы танца для разминки и сложные комбинации у станка, участники получали огромный заряд положительной энергии и хорошего настроения. В процессе изучения танцевальных движений организаторы праздника знакомили детей и родителей с различными танцевальными культурами, бытом и историей разных этносов, прививая им любовь и уважение к культурам народов мира. Участники узнавали национальное своеобразие танцев, их манеру и характер исполнения.
Одним из факторов, влияющих на качество жизни родителей и детей, является качество семейного досуга. Для решения вопроса о том, используется ли свободное время семьи для того, чтобы жизнь всех ее членов стала интереснее, насыщеннее, духовно богаче, в клубе «Нарспи» был реализован проект «Танцуем вместе с мамой», предусматривающий совместные занятия по хореографии детей и родителей (мам), способствующие установлению положительного, продуктивного взаимодействия внутри семьи и являющиеся залогом хороших дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми в будущем.
В рамках реализации программы «Этномир» участниками клуба «Землячество» проводились праздники национальной кухни, где дети и подростки готовили и пробовали блюда разных национальностей, играли в народные игры, участвовали в различных конкурсах этнической направленности. Подобные праздники помогают полностью погрузиться в атмосферу места и времени проживания разных народов, доброты и взаимопонимания.
Приоритетным направлением деятельности клуба «Нарспи» по формированию этнокультуры детей и подростков является создание оптимальных условий для участия в мероприятиях, организованных совместно с семьей, школой, ЧНК, Домом дружбы народов, Республиканским научно-методическим центром, студиями и кружками декоративно-прикладного творчества, другими культурно-досуговыми учреждениями. Данные обстоятельства учитывались авторами при разработке и практической реализации программы «Этномир». Их проведение позволило решить ряд поставленных исследовательских задач.
На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное измерение уровня сформированности этнокультуры детей и подростков ЭГ и КГ (табл. 3).
Таблица 3
Уровни сформированности этнокультуры детей и подростков экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
Группы Уровни, в %
Высокий Средний Низкий
Экспериментальная 43,7 42,0 14,3
Контрольная 29,4 44,4 26,2
Цель контрольного этапа - проверить и обосновать эффективность реализации авторской программы «Этномир». Результаты анкетирования показали, что в ЭГ имеющих высокий уровень сформированности этнокультуры стало 43,7 %, средний - 42,0 %, низкий - 14,3 %. Это говорит о том, что дети и подростки ЭГ характеризуются наличием хороших знаний об истории и культуре своего народа, своей страны, других стран, а также о традициях, обычаях и обрядах своего народа; проявляют живой и повышенный интерес к достижениям культуры и жизни других народов и стремление развивать общечеловеческие ценности; активно участвуют в мероприятиях нравственной направленности и часто являются их инициаторами; посещают театры, музеи, библиотеки, художественные выставки; активно занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства и участвуют в художественной самодеятельности.
В КГ формирующий эксперимент не проводился, результаты сформированности этнокультуры в этой группе оказались заметно ниже: высокий уровень был отмечен у 29,4 % детей и подростков, средний - у 44, 4 %, низкий - у 26,2 %.
Сравнительный анализ результатов анкетирования до и после формирующего эксперимента показал, что уровень сформированности этнокультуры у детей и подростков после реализации авторской программы «Этномир» значительно повысился.
Резюме. Таким образом, в ходе экспериментальной работы нами была доказана эффективность реализации программы «Этномир» по формированию этнокультуры детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях, где активно использовались различные формы, виды, методы и средства не только формирования этнокультуры, но и межкультурного взаимодействия и сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учебное пособие. - М. : МГИК, 1992. - 102 с.
2. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М. : Философское общество СССР, 1990.-240 с.
3. Вертякова Э. Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Челябинск, 1998. - 34 с.
4. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2004. - 488 с.
5. Губа Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Курск, 2007. - 168 с.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№31.-Ст. 4398.
7. Новицкая М. Ю. Культура народов России и мира как источник формирования содержания духовно-нравственного образования // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. - 2011. - Вып. 29. - С. 47-53.
8. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993.
9. Широкогоров С. М. Место этнографии среди наук и классификация этносов // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Вып. 4, т. II. - С. 126-147.
10. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. -М. : МПСИ, 1999. - 343 с.
Статья поступила в редакцию 09.08.2019
REFERENCES
1. Baklanova Т. I. Organizaciya i nauchno-metodicheskoe obespechenie hudozhestvennoj samodeyatel'nosti: uchebnoe posobie. - M. : MGIK, 1992. - 102 s.
2. Berdyaev N. A. Sud'ba Rossii. Opyty po psihologii vojny i nacional'nosti. - M. : Filosofskoe obshchestvo SSSR, 1990.-240 s.
3. Vertyakova E. F. Etnokul'turnoe razvitie doshkol'nikov v processe hudozhestvenno-tvorcheskoj de-yatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Chelyabinsk, 1998. - 34 s.
4. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2004. - 488 s.
5. Guba G. I. Etnokul'turnoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih Shkolnikov v teatral'noj deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kursk, 2007. - 168 s.
6. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom po-pravok, vnesennyh Zakonami RF о popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. - № 31. - St. 4398.
7. Novickaya M. Yu. Kul'tura narodov Rossii i mira kak istochnik formirovaniya soderzhaniya duhovno-nravstvennogo obrazovaniya // Uchenye zapiski Volgo-Vyatskogo otdeleniya Mezhdunarodnoj slavyanskoj akademii nauk, obrazovaniya, iskusstv i kul'tury. - 2011. - Vyp. 29. - S. 47-53.
8. Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya : v 2 t. / gl. red. V. V. Davydov. - M. : Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 1993.
9. Shirokogorov S. M. Mesto etnografii sredi nauk i klassifikaciya etnosov // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. - 2000. - Vyp. 4, t. II. - S. 126-147.
10. Etnopsihologicheskij slovar' / pod red. V. G. Krys'ko. -M. : MPSI, 1999.-343 s.
The article was contributed on August 09, 2019
Сведения об авторах
Васильева Раиса Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: Vasileva Raisac/,mail.ru
Воронова Зинаида Ивановна - доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Григорьевская Марианна Юрьевна - кандидат педагогических наук, педагог-воспитатель Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Балтаев Николай Михайлович - доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Vasilyeva, Raisa Mikhaylovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Folk Arts, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Voronova, Zinaida Ivanovna - Associate Professor of the Department of Folk Arts, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Grigoryevskaya, Marianna Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Teacher and Educator, Moscow Cadet Corps «Boarding School for Girls», Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Baltaev, Nikolay Mikhaylovich - Associate Professor of the Department of Folk Arts, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]