УДК 81:39
В. И. Писаренко
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Южный федеральный университет, г. Таганрог, Россия
Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению лингвистического компонента как важной составляющей личностной сферы. Проанализированы понятие этнокультуры, ее особенности и структура. Анализ взаимосвязи этнического происхождения и языковой принадлежности позволил подчеркнуть их определяющую роль в осознании личностью этнической идентичности. Описаны функции языка в этнической системе и его роль в формировании модели мира, характерной для конкретного этноса. В соответствии со структурой этнокультуры дифференцированы основные компоненты этнокультурного наследия с их взаимосвязью с этническим языком и этнолингвистической коммуникативной компетентности личности, уровень сформированности которой определяет успешность ее жизнедеятельности.
Ключевые слова: этнокультура, личность, компетентность, этнолингвистическая коммуникативная компетентность личности, этнокультурное образование.
Актуальность исследуемой проблемы. Формирование и развитие этнокультурной личности представляют собой стратегические цели системы образования. Поликультурный мир, в котором осуществляет жизнедеятельность личность, сложен, разнообразен и предъявляет к ней высокие требования. Способность члена социума к общению связана с владением языковыми средствами, то есть с наличием лингвистического компонента в структуре этнокультурной личности. Современная ситуация усложнения межнациональных отношений, очевидного социального расслоения общества, усиления тенденций индивидуализации жизненного пространства личности актуализирует проблему использования потенциала этнического языка в формировании, развитии и совершенствовании личности носителя этнокультуры. Решению указанной проблемы будут способствовать развитие и совершенствование этнокультурного образования. Цель данной работы - рассмотреть роль языка в осознании личностью этнической идентичности в современном культурном процессе, его взаимосвязь с культурой.
Материал и методика исследований. В рассмотрении лингвистического компонента в структуре этнокультурной личности используются современная научная концепция четырехуровневой структуры методологических оснований, включающая мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни; социально-философские теории развития общества; концепции личности и личностного развития. Одним из основных
© Писаренко В. И., 2017
Писаренко Вероника Игоревна - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, г. Таганрог, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2017
является системный подход, в соответствии с которым язык, личность и этнос рассматриваются как системный феномен. В работе также использован синергетический подход, согласно которому указанные системы рассматриваются как открытые и самоорганизующиеся. Использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, сравнение, противопоставление, идеализация, моделирование, классификация, проектирование (функциональное, процессуальное, структурное) и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Этнокультурная личность формируется как результат этнокультурного образования [1], [2]. «Этнокультурное образование -целостный учебно-воспитательный процесс освоения содержания этнокультуры в дея-тельностном опыте, осознания преемственности в развитии культуры этноса (а в широком смысле и суперэтноса), понимания этнокультурного многообразия, взаимодействия культур, общего и особенного в них» [3, с. 9]. Специфика этнокультурного образования заключается, по мнению А. Б. Афанасьевой, «в доминантной направленности на изучение традиционной культуры, прежде всего на изучение культуры родного этноса и суперэтноса (российского в нашей стране), а также этнокультур других народов» [4, с. 112]. Лингвистический компонент может быть представлен в структуре личности в самых разнообразных вариантах. Роль лингвистического компонента в формировании этнокультурной личности очевидна. Ключевыми понятиями в решении рассматриваемой проблемы являются этнокультурная личность, структура личности, лингвистический компонент структуры личности и этнокультура. Все эти понятия так или иначе связаны с феноменом культуры, к которому и следует обратиться как к базовому понятию.
В работах многих ученых (Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, Н. Я. Данилевского, А. Кребера, П. А. Сорокина, А. Тойнби и др.) культура часто ассоциируется либо с социумом в целом, либо с овеществленным трудом, либо со всей совокупностью духовных и материальных ценностей, созданных человеком. Принципиальным для нашей работы является рассмотрение феномена человека как создателя культуры и форм ее трансляции (М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Д. С. Лихачев и др.).
Роль и место языка в современном культурном процессе имеют различные трактовки в современной науке, его рассматривают как часть, форму, инструмент культуры и ее элемент. Имеют место мнения о полном поглощении языка культурой (И. Я. Леваш, М. В. Михайлов, О. Шпенглер), отсутствии взаимосвязи языка и культуры (А. Тойнби), широком значении термина «язык» не только как вербального средства, но и как средства культуры (О. Шпенглер).
Принадлежность языка к культуре, их глубокая взаимосвязь и зависимость прослеживаются многими учеными с давних времен. Достаточно назвать идеи Протагора, Демокрита, Платона (теория поиска этимологии), ближе к нашему времени - В. К. Тредиа-ковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и многих других.
Помимо лингвистических наук, предметом изучения которых является язык, его изучением занимаются социолингвистика, нейролингвистика, психолингвистика, а также множество новых направлений - лингвофольклористика (Г. Ф. Благова, М. А. Бобунова, Д. Ю. Полиниченко, Л. Т. Хроленко), этнолингвистика (В. В. Красных), мифолингвисти-ка (С. З. Агранович), этноконфликтология (Ю. А. Сорокин) и т. д. В определенной степени это дань научной моде на междисциплинарность, однако это свидетельствует и об изменении самой парадигмы лингвистических исследований (А. С. Уайбо) в направлении культуроцентризма и антропоцентризма и ее переходе на качественно более высокую ступень развития. В изучении взаимоотношений языка и этноса, этнокультуры большую
роль сыграли философско-антропологические идеи В. фон Гумбольдта, антропологическая лингвистика Э. Сепира, Б. Ли Уорфа, В. Порцига, Л. Вайсберга (неогумбольдтиан-ство), Ф. де Соссюра, этнолингвистика Ф. Боаса и его последователей (Э. Сепир, С. Лем, М. Сводеш, К. Ли Хейл, Дж. Л. Трейджер), фундаментальные положения об антропоцентризме языка и мышления (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. А. Потебня), идеи о сущности языковой картины мира (Н. Д. Арутюнова, В. И. Постовалов, Ю. А. Сорокин).
Невозможно не учитывать тот факт, что языковая картина современного мира представляет собой сложное, многоплановое явление, носящее глобальный характер, о чем говорит дифференциация учеными как минимум 6000 языков, которые используют различные этнические общности и группы. Лингвисты определяют 12 языковых семей, объединяющих 96 % языков мира. Практически не существует стран, где люди говорят на одном языке, но есть страны, где используются более сотни. Некоторые используются далеко за пределами территории их происхождения. Только небольшая часть этнических общностей использует язык, который считается для них родным. В то же время очень часто на одном языке говорят народы, имеющие разное происхождение. Учитывая все это, можно сделать вывод, что этническое происхождение и языковая принадлежность - явления разноплановые. Но довольно часто исторически наблюдается совпадение этнической и языковой принадлежности, что делает эту классификацию необходимой для идентификации этносов и этнических общностей [6], [7].
Языки очень сильно отличаются друг от друга. Например, в русском языке нет артиклей, которые есть в английском, немецком и французском. Тем не менее они принадлежат к одной языковой семье, и, следовательно, различия между ними сравнительно невелики. Естественно, гораздо больше разница между далекими друг от друга языками. Для эскимосов, например, характерна особенность, которая заключается в том, что фразу практически невозможно разбить на отдельные слова. У китайцев почти все слова не меняют своей формы, они очень короткие, односложные, но их значение и смысл фраз зависят от музыкального тона. Несмотря на эти различия, все языки народов мира объединяют некоторые общие черты, которые ученые называют языковыми универсалиями, действующими с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах. Универсалии активно изучаются на предмет их происхождения и объяснения, на данный момент известны далеко не все, и пока есть только предположения о причинах их появления. Ученые высказывают мнение, что они зависят от глубинных законов мыслительной деятельности, а также от устройства голосового аппарата человека. Именно так выделяется базисный словарь - слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени. Как правило, по объему это около двухсот слов, например существительные, называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные и т. д. Базисный словарь тоже меняется: исчезают одни слова, им на смену приходят другие. Ученые установили, что «за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39» [11]. «Исходя из этого, можно по количеству общих слов в родственных языках проследить, как давно они разделились, сколько времени прошло с тех пор, как говорящие на них народы составляли единый этнос» [6, с. 186]. Как мы видим, лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Но все же лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, так как понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде.
Любой из существующих языков, накапливая и одновременно представляя опыт жизни народа во всем его разнообразии и полноте, является и той основой, с помощью
которой осознается этническая идентичность. «На разных уровнях анализа все больше внимания уделяется тому неоспоримому факту, что этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами группы, сколько с его символической ролью в формировании чувства родственности с группой и одновременно в процессах межгрупповой дифференциации. Адекватное социально-психологическое объяснение неоднозначности роли языка в становлении и сохранении этнической идентичности возможно только в межгрупповом контексте. Этнические группы находятся в непрерывном контакте. В полиэтническом обществе функционируют различные языки, и этническая идентичность каждой из действующих групп в значительной степени обусловлена компетентностью ее членов в "чужих" языках и степенью соответствия реального и желаемого их использования» [5, с. 75].
Каждый представитель этноса, относящийся к новому поколению, овладевая языковыми средствами, получает представление о коллективном социально-историческом этническом опыте, социальных ценностях, коллективном знании о действительности. В результате общения в этническом социуме он знакомится с существующими традиционными оценками действительности, обычаями, традициями, нормами поведения. Это обусловливает невозможность влияния языка на опыт, культуру, образ жизни и поведение конкретного индивида.
Именно в языковых средствах запечатлены социальные, эстетические, этические, моральные нормы, воспитательные и художественные идеалы. История цивилизационно-го развития народа хранится посредством языка и в языке, который отражает характер этноса, особенности антипатии и симпатии во взаимоотношениях с другими этносами, связи с соседними народами и особенности взаимоотношений с ними. Именно в языке запечатлен весь познавательный опыт народа, вехи его развития, изменения во всех сферах жизни. В нем отражены все тонкости восприятия и отражения действительности этносом, нюансы оценочного отношения к ней [1]. В этнической системе язык выполняет:
1) функцию средства осуществления любых форм коммуникации, обеспечивающего все виды взаимодействия - политического, культурного, социального и т. д.: коммуникативная функция этнического языка - одна из основных, без которой невозможны общение между представителями этноса, обмен информацией и воспитание молодого поколения;
2) функцию средства получения, хранения и трансляции информации (номинация понятий, описание, обработка и хранение знаний в индивидуальной и коллективной памяти, обеспечивающих выживание и самосохранение народа): весь массив информации, касающейся этноса, хранится, анализируется и передается последующим поколениям на этническом языке;
3) функцию средства самоидентификации этнического сообщества: в данном случае язык выступает как средство принадлежности к нему и как один из показателей этой принадлежности, кроме того, в языковых средствах заложено то, чем один этнос отличается от другого, - они описывают своеобразие конкретного этноса, его отличительные особенности и т. д.;
4) функцию средства консолидации этноса: владение одним языком объединяет членов этноса, обеспечивает внутриэтнические связи, представляет все культурное наследие, за которым стоят многие поколения этноса.
В последнее время повышается интерес к проблемам этнокультурного содержания и нормирования в языке, традициям, нормам поведения, обрядам различных этносов. Этот интерес носит научный и междисциплинарный характер, обнаруживаясь в трудах и
лингвистов, и этнографов, и историков, и социологов, и психологов, и представителей многих других научных направлений. «Раскрываясь как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, проблема этнокультурной нормы у большинства исследователей неразрывно связывается с процессом выявления этнических особенностей обрядов, психологии, системы языка тех или иных народов» [6, с. 187].
Изучение и анализ литературы, посвященной изучению этнической идентичности (А. Г. Агаев, А. Г. Аклаев, С. А. Арутюнов, Л. Л. Аюпова, Ю. В. Блумфилд, Е. М. Верещагин, М. Н. Губогло, А. А. Леонтьев, Т. Н. Никулин, Д. Б. Никольский, Ю. А. Сорокин, Л. В. Щерба, А. Хомский, П. Джонсон и др.), позволили прийти к заключению, что под этнической идентичностью понимается достаточно обширный круг явлений, связанных как с жизнедеятельностью отдельной личности, так и с действиями группового характера в пределах определенного этноса, связанными с процессом самоопределения и самоидентификации. Этническая самоидентификация представляет собой сложный психосоциальный процесс, в основе которого лежат когнитивные, эмоционально-ценностные и поведенческие механизмы осознания, отождествления и проявления себя представителем определенной этнической общности, дифференцирующей себя от других. Этническая самоидентичность - явление комплексное, связанное со взаимодействием личностных смыслов и пространства жизнедеятельности личности.
Таким образом, язык является важным фактором формирования этнической идентичности в полиэтнической среде. Уровень компетентности в этническом и «чужом» языках и степень ее совпадения с речевым поведением влияют на содержание и проявление этнической идентичности.
«Модели мира различаются в силу того, что отображают всю сумму представлений о мире внутри различных этносов. Однако модель мира в каждой культуре состоит из набора взаимосвязанных универсальных понятий, равнодоступных для общего восприятия всем человечеством и исходящих из общего посыла. В то же время в ней отражается то специфическое, которое присуще только носителю конкретной культуры» [7, с. 19]. Речь идет о языковой картине мира, которая представляет запечатленные в языке процессы и результаты концептуализации действительности, творческую мыслительную и языковую (речевую) активность представителей этноса. Эта действительность оформляется в этнокультуру, поддерживаемую, развиваемую и передаваемую этносом от поколения к поколению, различные аспекты которой рассмотрены в трудах таких ученых, как Ю. В. Бромлей, Н. Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов, Л. Н. Гумилев, Э. С. Маркарян, В. И. Козлов, С. А. Токарев, В. В. Пименов [8], А. П. Садохин [9], М. И. Солнышкина, Ф. Ф. Шигапова, Р. Р. Габ-драхманова [10] и др. В соответствии со структурой этнокультуры дифференцированы следующие основные компоненты этнического культурного наследия:
- этнолингвистический (родной язык, устное народное творчество);
- этнохудожественный (произведения народного искусства, народное декоративно-прикладное творчество, игры, эстетика архитектуры, хореографическая, бытовая эстетика);
- поведенческий (отношение к женщине, этика семейных отношений, народный эстетический идеал, эстетика народных обычаев и традиций);
- мировоззренческий (мировоззренческие конструкты, нравственные категории, культ, эстетика окружающей природы и т. д.).
Однако каждый из перечисленных компонентов так или иначе связан с этническим языком в содержательном или описательном аспекте (табл. 1).
Таблица 1
Взаимодействие этнического языка и элементов этнокультуры
Элемент структуры этнокультуры Использование этнического языка Примеры
Этнолингвистический Содержательное Язык этноса в художественной литературе, устном и письменном народном творчестве (сказках, сказаниях, песнях, загадках, поговорках, народной мудрости и т. д.), этнолингвистические компетенции
Этнохудожественный Описательное Описание произведений народного искусства, предметов народного декоративно-прикладного творчества, правил народных игр, эстетических и изобразительных особенностей этнической архитектуры, особенностей движений в этнической танцевальной культуре, быта, жилища и т. д.
Поведенческий Описательное Описание особенностей отношения к женщине, старшему поколению, детям, этических особенностей семейных отношений, народных эстетических идеалов, народных обычаев, традиций и т. д.
Мировоззренческий Описательное Описание мировоззренческих конструктов, нравственных категорий, их сущности, объяснение значения культовых моментов в этнической культуре и т. д.
Из таблицы видно, что этнический язык используется и взаимодействует со всеми компонентами этнокультуры, выполняя содержательную, описательную, объяснительную, иллюстративную функции.
Говоря о роли этнического языка с использованием компетентностного подхода, следует подчеркнуть важность сформированности этнолингвистической коммуникативной компетентности личности, которая представляет собой сложную интегрированную систему взаимодействующих и взаимосвязанных знаний, умений, навыков и субъективного опыта, позволяющую субъекту общения добывать и использовать информацию, учиться действовать и взаимодействовать с другими в этнокультурной и поликультурной среде. Данная компетентность личности в ее современной интерпретации, которую мы принимаем за основу, включает в свой состав следующие виды компетенций: этнолингвистическую, этно-коммуникативную и социокультурную. Если строго следовать компетентностному подходу, личность имеет и другие виды компетентности, однако мы говорим только о тех, которые имеют принципиальное значение в рамках нашего исследования.
Этнолингвистическая (языковая) компетенция - это наличие знаний в области фонетики, лексики, грамматики (лексических, фонетических и грамматических правил функционирования единиц языка в речи). Сущность данного вида компетентности состоит во владении знаниями о системе этнического языка. Сюда же входит и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме, владение аспектами этноязыка (фонетическим, лексическим, грамматическим и др.), которые существуют только в системе языка. Этнический (родной) язык познается сначала на уровне восприятия, имитации и только потом как системное явление с правилами, законами и подсистемами. Формируясь и развиваясь, личность постепенно переходит от имитационного владения языком к системному.
Следующей компетенцией является этнокоммуникативная - способность средствами этнического языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит ком-
плекс умений, позволяющих осуществлять речевое общение, в ходе которого происходят передача опыта, взаимодействие с миром культуры, представление себя в мире культуры, фактически происходит социализация личности.
Социокультурная компетенция подразумевает знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их традиций, обычаев, этикета, особенностей повседневной жизнедеятельности, социальных стереотипов, истории, культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе общения. Именно данная компетенция представляет собой владение тем пластом народной культуры, который отличает один этнос от другого.
Рассмотренные компетенции взаимодействуют в личностной сфере, а уровень их сформированности определяет этнокультурную компетентность конкретной личности.
Резюме. Таким образом, язык играет основную роль в современном культурном процессе, выступая как инструмент, элемент, часть, форма и содержание культуры. Языковая картина мира характеризуется глобальностью, многоплановостью и сложностью входящих в нее компонентов. Современный язык - явление динамичное, дескриптивное и содержательное одновременно, этнический язык - это содержательная часть этнокульту-ры и ее инструмент одновременно. Выполняя свои многочисленные функции (номинативную, дескриптивную, информативную, прагматическую, познавательную, коммуникативную и др.) и будучи фактором общеэтнической идентичности, язык отражает все культурные особенности конкретного этноса. В связи с этим необходимо уделять повышенное внимание развитию и совершенствованию лингвистической компетентности личности в родном языке, поскольку от этого зависит успех жизнедеятельности индивида и всего этноса, частью которого он является. Сформированность этнолингвистической коммуникативной компетентности личности - представителя определенного этноса -позволяет ей ощущать себя частью мирового социального и культурного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсалиев Ш. М.-Х., Мусханова И. В. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 3(23). - С. 102-106.
2. Арсалиев Ш. М.-Х., Писаренко В. И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 79-84.
3. Афанасьева А. Б. Модель этнокультуры в музыкальном образовании школьника // Музыка в школе. -2006. - № 4. - С. 9-17.
4. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в аспекте космического мировоззрения // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - № 3. - С. 112-116.
5. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 75-86.
6. Макарова Е. Ю. Язык в системе этнических признаков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. - 2009. - № 2(10). - С. 184-188.
7. Макарова Е. Ю. Язык как основа этнической культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. -Волгоград, 2006. - 25 с.
8. Пименов В. В. Этнология. - М. : Наука, 1994. - 287 с.
9. Садохин А. П. Этнология. - М. : Гардарики, 2004. - 352 с.
10. Солнышкина М. И., Шигапова Ф. Ф., Габдрахманова Р. Р. Лингвистические маркеры этнолингвистической и профессиональной идентичности // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2015. - № 4(42). - С. 150-156.
11. Список Сводеша [Электронный ресурс]. - Режим доступа : М1р://ги.шк1ре(11а.о^/?оМ111=83279891.
UDC 81:39
V. I. Pisarenko
LINGUISTIC COMPONENT IN STRUCTURE OF ETHNO-CULTURAL PERSONALITY
Southern Federal University, Taganrog, Russia
Abstract. The given work is devoted to consideration of a linguistic component as an important component in personal sphere. The article analyzes the concept of ethno-culture, its features, and structure. The analysis of interrelation of ethnic origin and language contributes to underlining their significant role in comprehension of ethnic identity. The work also presents the language functions in ethnic system and its role in formation of the model of the world, characteristic for a specific ethnos. According to the ethno-cultural structure, the basic components of ethnocultural heritage and their interrelation with ethnic language are differentiated. The components of ethno-linguistic communicative competence of the person are considered. They determine the person's ability to live a successful life.
Keywords: ethno-culture, personality, competence, ethno-linguistic communicative competence of the person, ethno-cultural education.
REFERENCES
1. Arsaliev Sh. M. -H., Mushanova I. V. Jeksperimental'naja proverka modeli jetnopedagogizacii formirovanija lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve Chechenskoj Respubliki // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija : Novye gumanitarnye issledovanija. - 2012. - № 3(23). - S. 102-106.
2. Arsaliev Sh. M.-H., Pisarenko V. I. Modelirovanie jetnopedagogicheskih tehnologij v kontekste sovremennoj nauchnoj kartiny mira // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 79-84.
3. Afanas'eva A. B. Model' jetnokul'tury v muzykal'nom obrazovanii shkol'nika // Muzyka v shkole. - 2006. -№ 4. - S. 9-17.
4. Afanas'eva A. B. Jetnokul'turnoe obrazovanie v aspekte kosmicheskogo mirovozzrenija // Obshhestvo. Sreda. Razvitie. - 2015. - № 3. - S. 112-116.
5. Doncov A. I., Stefanenko T. G., Utalieva Zh. T. Jazyk kak faktor jetnicheskoj identichnosti // Voprosy psihologii. - 1997. - № 4. - S. 75-86.
6. Makarova E. Ju. Jazyk v sisteme jetnicheskih priznakov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2 : Jazykoznanie. - 2009. - № 2(10). - S. 184-188.
7. Makarova E. Ju. Jazyk kak osnova jetnicheskoj kul'tury : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 24.00.01. -Volgograd, 2006. - 25 s.
8. Pimenov V. V. Jetnologija. - M. : Nauka, 1994. - 287 s.
9. Sadohin A. P. Jetnologija. - M. : Gardariki, 2004. - 352 s.
10. Solnyshkina M. I., Shigapova F. F., Gabdrahmanova R R. Lingvisticheskie markery jetnolingvisticheskoj i professional'noj identichnosti // Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. -2015. - № 4(42). - S. 150-156.
11. Spisok Svodesha [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://ru.wikipedia.org/?oldid=83279891.
© Pisarenko V. I., 2017
Pisarenko, Veronika Igorevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Foreign Languages, Institute of Management in Economical, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, Taganrog, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on February 08, 2017