Научная статья на тему 'Этнопедагогическая теория как основа формирования личности в информационном обществе'

Этнопедагогическая теория как основа формирования личности в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ETHNO-PEDAGOGICAL THEORY / FORMATION OF THE PERSON / INFORMATION SOCIETY / STRUCTURE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Данная работа посвящена рассмотрению проблемы формирования личности на основе этнопедагогической теории. Показано, что она формируется и развивается в условиях динамично расширяющегося информационного поля, воздействующего на личность как в положительном, так и в отрицательном плане. Рассмотрены возможности использования этнопедагогической теории в формировании личности, обоснована разработка этнопедагогической системы, реализуемой посредством этнопедагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL THEORY AS A BASIS OF THE PERSON FORMATION IN INFORMATION SOCIETY

This work is devoted to the consideration of the problem of the person formation based on the ethno-pedagogical theory. It is shown that the modern person is being formed and develops in conditions of dynamically extending information field influencing the person both in positive and in negative aspects. The author considers the possibilities of the use of the ethno-pedagogical theory in formation of the person; justifies the development of the ethno-pedagogical system implemented by means of ethno-pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая теория как основа формирования личности в информационном обществе»

УДК 37.032:39

Ш. М.-Х. Арсалиев

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК ОСНОВА

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению проблемы формирования личности на основе этнопедагогической теории. Показано, что она формируется и развивается в условиях динамично расширяющегося информационного поля, воздействующего на личность как в положительном, так и в отрицательном плане. Рассмотрены возможности использования этнопедагогической теории в формировании личности, обоснована разработка этнопедагогической системы, реализуемой посредством этнопедагогических технологий.

Ключевые слова: этнопедагогическая теория, формирование личности, информационное общество, структура личности.

Благо отдельного человека и отдельной нации связано с общим благом для всех.

Анри Барбюс

Актуальность исследуемой проблемы определяется сложностью современного этапа развития социума, определяемого как информационный. Новые условия формирования и развития личности определяют необходимость пересмотра всех установок и принципов, определяющих успешность этого процесса. Этнопедагогическая теория, успешно развивающаяся как одно из перспективных направлений психолого-педагогических наук, обладает большим потенциалом в данном контексте. Воздействие современного информационного поля на личность должно способствовать ее развитию и совершенствованию. Этнопедагоги-ческая теория, реализуемая посредством этнопедагогических технологий, обеспечивает новый уровень развития личностной сферы, для которого характерно осознание личностью себя как активного преобразователя окружающей действительности и одновременно как представителя интересов, традиций и устоев определенного этнического сообщества. В этом случае необходим баланс между личным и общественным, этническим и национальным и т. д. Это актуализирует рассмотрение компонентов этнопедагогической теории, понятий, входящих в нее, с точки зрения и с учетом особенностей современного информационного пространства, в котором формируется, развивается, осуществляет свою жизнедеятельность и совершенствуется личность [18], [19], [21], [22], [23].

© Арсалиев Ш. М.-Х., 2017

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич - доктор педагогических наук, профессор, директор Института чеченской и общей филологии Чеченского государственного университета, профессор Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный, Россия; e-mail: shavadi@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2017

Материал и методика исследований. Изучение и исследовательский анализ нау-коведческих, философских, педагогических, этнографических, психологических и этно-педагогических источников, рассматривающих различные аспекты изучаемой проблемы, показали ее сложность, многоплановость и неоднозначность. Данный анализ касался прежде всего трех ключевых понятий: информационного поля, личности и этнопедагоги-ческой теории.

С целью достижения комплексности в рассмотрении данной проблемы были использованы на мировоззренческом уровне - генетический и эволюционный подходы, на общенаучном уровне - системный, междисциплинарный подходы, на конкретно-научном - деятельностный подход, на методическом уровне - технологический подход.

Генетический подход означает признание того факта, что многое в структуре личности определяется на генетическом уровне; эволюционный подход - что формирование и развитие личности рассматривается в соответствии с общими законами эволюции. В соответствии с системным подходом этнопедагогическая система реализует формирование и совершенствование личности, которая, в свою очередь, рассматривается как система. Деятельностный подход означает признание того факта, что динамика личностной сферы возможна только в деятельности - индивидуальной, коллективной, учебной и т. д. Междисциплинарный подход предусматривает рассмотрение проблемы с позиций различных областей науки: психолого-педагогической, исторической, этнопедагогической, лингвистической, философской и т. д. Это необходимо в связи с тем, что мы рассматриваем личность в соответствии с основными положениями современной научной картины мира, что становится возможным только в междисциплинарном поле. Технологический подход означает, что реализация этнопедагогической системы осуществляется посредством эт-нопедагогических технологий, включающих этноинформацию и научно обоснованную последовательность педагогических действий.

Результаты исследований и их обсуждение. Современная этнопедагогическая теория развивается в новых условиях, определяемых как информационный этап развития общества. В действительности в современном мире информация является основой всего, владение информацией дает достаточно серьезное преимущество в решении многих проблем, поэтому современное общество называют информационным. Термин появился в США в конце ХХ столетия в связи с рассмотрением индустриального и постиндустриального этапов общественного развития. По мнению ученых, информационное общество - это результат поступательного развития постиндустриального общества. Социум на этом этапе представляет собой качественно более высоко развитую общность, находящуюся на исторической стадии развития цивилизации, в которой основными продуктами производства являются информация, знания и технологии. Главной особенностью информационного общества является признание значимости информации, компетентности и знаний в жизнедеятельности социума. Основная цель информационного общества -формирование мирового глобального информационного пространства, которое, с одной стороны, несет в себе всю возможную информацию о мире и обществе, с другой стороны - обеспечивает взаимодействие этой информации и личности, в результате которого личность развивается и совершенствуется, изменяя мир вокруг себя. Естественно, что основную роль в таком пространстве играют информационные технологии, обеспечивающие взаимодействие информации и личности, а также средства коммуникации, способствующие восприятию и передаче информации.

С другой стороны, современное общество, которое мы называем информационным, характеризуется:

1) ростом социальной диверсификации жизни;

2) усложнением процесса принятия личностью решений о ее роли в системе всех существующих на сегодняшний день отношений в социуме (профессиональных, гражданских, религиозных, социальных, национальных, политических);

3) неопределенностью социальных установок и всего спектра ценностных установок личности и социальной группы как следствием стремительных изменений в экономическом, политическом, национально-государственном устройстве страны;

4) ростом гипермобильности населения, обусловленным динамикой этнографической структуры общества, характеризующегося стремительными и сложно регулируемыми миграционными процессами, приводящими к перемещению, дистанцированию и сближению конфессиональных, этнических, поколенческих и социальных слоев общества, результатом чего становится рост социальной напряженности;

5) появлением в социуме стереотипов восприятия проявлений этнофобии, жестокости, ксенофобии, мигрантофобии как привычных социальных норм и явным или скрытым копированием негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп;

6) широким распространением манипулятивных технологий формирования установок «свои - чужие», конструированием образа врага, использованием лингвистических и изобразительных средств, разжигающих вражду, в СМИ и сети Интернет [5].

В информационном обществе личность формируется, развивается и совершенствуется в условиях постоянно меняющегося информационного поля. Данное понятие в наше время глобальной информатизации жизнедеятельности имеет различные ракурсы рассмотрения и определения в научной литературе. Информационное поле в философии - «социо-естественное информационно-функциональное поле (картина мира), трактуемое как субъект-объектный феномен культуры, а также социокультурное информационно-коммуникативное поле (картина жизни) как субъект-субъектный феномен культуры» [15, с. 100]. Социологи выделяют информационные поля «по базовым жизненным смыслам» и «характеру интегральной "картины мира" в разных странах» [1, с. 190], а также по социометрическим параметрам в рамках социальных групп [20]. В культурологии информационное поле рассматривают как «воспроизводство специфических взаимоотношений между различными социальными группами по поводу их коллективного существования в условиях городской среды, конструирование социальной реальности различных социальных групп, формирование регулирующих норм и ценностей, образование организационной структуры интернет-сообществ» [9, с. 64]. В экономике информационным полем называют «комплекс технологий обеспечения товарами и услугами потребителя» [12, с. 89]. Специалисты в прикладной информатике рассматривают данный феномен с опорой на формализованное представление диалектической логики [16]. Информационное поле выступает как обобщающее понятие в обзоре региональной прессы и изменений в постсоветской России в журналистике [26], а также как один из аспектов профессиональной компетентности журналиста [6]. В образовательной системе его рассматривают как совокупность всего содержания обучения во всех его видах и формах [15]. «С лингвистической точки зрения любое информационное поле (СМИ, текста, языковой личности) можно представить как выраженный в языковой форме сгусток информации (знаний о мире), являющийся результатом первичной текстовой деятельности и объектом вторичной текстовой деятельности» [7, с. 29].

Суммируя приведенные определения, отметим, что информационное поле этнокультурной личности, на наш взгляд, - это пространство, в котором этнокультурная личность формируется, развивается и совершенствуется, это знания о мире, включающие всю совокупность этнической и культурной информации, которую личность получает и пропускает через себя, формируя или не формируя новые собственные личностные смыслы, пересматривая уже имеющиеся.

Являясь частью определенного этноса, член социума становится носителем определенного стиля выражения себя, поведения, смысловые и содержательные установки которого обусловлены той этнокультурной средой, в которой член социума осуществляет свою жизнедеятельность. «Факторы, обусловливающие стереотип поведения, усваиваются на этническом уровне в процессе научения через условный рефлекс подражания (сигнальная наследственность), а на социальном - в процессе обучения (социализации), при котором важнейшую роль играют символически организованные (развитые у человека до лингвистического уровня) этнические образцы. Эти образцы создаются в процессе этногенеза и формируются главным образом в рамках подсистем организации и культуры этноса» [10, с. 135].

Что представляет собой формирование личности в современном информационном обществе? Это сложный, многоплановый процесс, в основе которого лежит постоянное взаимодействие личности и информационного поля. Воздействие информационного поля на личность необходимо рассматривать в соответствии со структурой личности.

Проблема структуры личности достаточно глубоко разработана в зарубежной и отечественной психологии. В основу ее решения положены идеи, предложенные С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясищевым и другими. Разработано множество конкретных вариантов структуры личности (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Юнг, Г. Олпорт, К. К. Платонов, В. С. Мерлин, К. Левин, К. Роджерс, В. Франкл, Г. Айзенк, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Чтобы рассмотреть влияние этнопедагогической теории на формирование личности, примем за основу структуру личности, предложенную К. К. Платоновым [25] (рис. 1). Основной компонент первого блока - направленность личности, под которой понимается все то, что связано с отношением человека к внешнему миру, к действительности. В основе направленности лежит система взаимодействующих интересов и потребностей, характерных для данной личности, различные ее свойства, идейные и практические установки, все то, что мы обобщаем в понятии «мировоззрение». Следующий блок представляет собой характер, подразумевающий стиль поведения человека в социуме в совокупности всех его проявлений и свойств: направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. Система способностей личности, которая обеспечивает успех в деятельности, формирует третий блок в структуре личности, который определяет возможности личности в достижении успеха. Темперамент, являющийся проявлением типологических особенностей личности и характеризующий протекание психических процессов в динамике, составляет четвертый блок в структуре личности. Естественно, как у всякой системы, у личности есть система самоуправления, саморегуляции, коррекции, самоконтроля, прогнозирования, осуществляющая анализ, управление и прогнозирование всей многогранной деятельности личности, существующая над всеми остальными компонентами и взаимодействующая с ними.

Структура личности

I

Система саморегуляции (определяется этническим происхождением)

Направленность личности (отношение человека к действительности) Характер (стиль поведения человека в социальной среде) Возможности личности (система способностей, обеспечивающих успех в деятельности) Темперамент как динамическая характеристика протекания психических процессов

Рис. 1. Структура личности (по К. К. Платонову)

Рассмотрим теперь указанные компоненты структуры личности в контексте этно-педагогической теории. Направленность личности (первый блок) однозначно определяется этническим происхождением, восприятие действительности всегда происходит через призму этнического происхождения, это заложено генетически.

Вопрос о соотношении системы способностей личности и принадлежности к определенному этносу был, остается и всегда будет одним из самых дискуссионных в целом комплексе наук. Мы придерживаемся того мнения, что система способностей не зависит от этнической принадлежности, а, скорее, от социального происхождения, социально-экономических условий и уровня жизни, в которых формируется и развивается личность.

Еще более сложным является вопрос о взаимоотношении характера как типа поведения личности в социальной среде и принадлежности к определенному этносу. Многие исследователи отмечают факт существования психологических особенностей у различных этносов. Н. Д. Джандильдин дает следующее определение этническому характеру: «Совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально -этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях ее развития» [11, с. 122]. С. М. Арутюнян говорит о «психологическом складе нации», определяя его как «своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры» [4, с. 31]. Б. Д. Парыгин полагает неоспоримым «факт существования психологических особенностей у различных социальных групп, слоев и классов общества, а также наций и народов» [24, с. 74]. Однако существует и другое мнение, согласно которому национальный характер - это определенный набор универсальных общечеловеческих черт, а не специфических, присущих только одному этносу (В. Г. Костомаров, Ю. В. Бромлей и др.). Н. А. Ерофеев и другие полагают, что национальный (этнический) характер существует только на уровне бытового сознания, но не в научном сознании [13], [17]. Эта же точка зрения выражена в концепции вторичной национальной личности (И. И. Халеева). Учитывая и частично разделяя мнение многих ученых по данной проблеме, мы полагаем, что следует гово-

рить о взаимосвязи этнического и особенностей характера, но пока это не обосновано в достаточной степени с научной точки зрения, однако в полной мере проявляется на бытовом уровне.

Наконец темперамент как динамическая характеристика протекания психических процессов вызывает также немало дискуссий в плане взаимосвязи с этническим происхождением. Этнический темперамент формируется в результате воздействия климатической среды, географического положения территории проживания этноса, образа жизни, рода занятий и, самое главное, спецификой этнической культуры. Речь идет о различиях в эмоциональных реакциях на жизненные ситуации, явления привычной и непривычной среды. Как правило, принято говорить не об этническом темпераменте, а о преобладании хорошо известных устоявшихся типов темперамента, о специфическом сочетании свойств темперамента у тех или иных этносов. Система саморегуляции, по нашему мнению, напрямую связана с этническими особенностями, с генетически заложенными чертами, характеризующими тот или иной этнос.

Если говорить о глобальных этапах формирования личности в контексте теории деятельности (по А. Н. Леонтьеву) [20, с. 158], то их различают два. На первом условном этапе происходят установление иерархии мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным; установление первых иерархических отношений мотивов, первые подчинения непосредственных побуждений нормам социальным. Все это касается и этнических норм, и традиций, с которыми впервые сталкивается и знакомится формирующаяся личность. А. Н. Леонтьев говорит о том, что в мир ребенка взрослые вводят различные окружающие его предметы, что обусловливает восприятие вещей «не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности» [20, с. 157]. На первом этапе формирования личности происходят созерцание и восприятие, соприкосновение формирующейся личности с этнокультурой, со всеми ее компонентами. Этнолингвистический компонент воспринимается в форме этнического языка, элементов устного народного творчества, с этнохудожественным компонентом ребенок сталкивается, созерцая произведения народного искусства, народного декоративно-прикладного творчества, принимая участие в народных играх, наблюдая архитектуру, хореографию, быт родного этноса. Воспринимая поведенческий компонент, ребенок сталкивается с принятым у данного этноса отношением к женщине, этикой семейных отношений, народными обычаями, традициями и эстетическими идеалами. Формирующаяся личность также сталкивается пока только в плане созерцания с характерными для данного этноса конструктами, входящими в мировоззренческий компонент: нравственными категориями, культом, эстетикой окружающей природы, образом мышления, идеалами и т. д. Именно в этот момент происходит соприкосновение ребенка с миром бытовой и художественной этнокульту-ры - посредством окружающей ребенка обстановки, характерной для конкретного этноса, вещей из бытового обихода, используемых представителями данного этноса, убранства жилища, одежды и т. д.

Осознание, анализ, приятие или неприятие всего вышеперечисленного происходят на втором этапе, который характеризуется осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания, что выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению, в способности к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Происходят

осознание личностью мотивов поведения, связанных с этническим происхождением, с традициями и устоями определенного этноса, переживание связанных с этим эмоций, и далее формируется этническое самосознание. Личность учится осуществлять саморуководство и самовоспитание в этническом плане, некоторые этнические установки становятся личностными смыслами, другие отвергаются личностью, к некоторым формируется нейтральное отношение. Принятие или непринятие этнических установок происходит во взаимодействии с внутренним миром личности, с уже существующими личностными смыслами. Все указанное приводит к формированию личностной идентичности, которая представляет собой сложный феномен и рассматривается в соответствии с систем-но-деятельностным подходом как основная цель функционирования образовательной системы.

В рамках системно-деятельностного подхода к образованию (А. Г. Асмолов), которое рассматривается как один из основных видов социальной деятельности общества, основной задачей является достижение такого личностного результата образования, как сформированность:

1) гражданской идентичности (в процессе формирования идентичности человека как гражданина своей многонациональной страны, воспитания гражданского патриотизма и любви к Родине во всех ее многонациональных проявлениях);

2) этнической и региональной идентичности - чувства сопричастности к судьбе и единения с малой родиной (селом, городом, регионом), знания истории родного края, региона, своего этноса, других этносов и общенациональной истории, краеведческих знаний, владения этническим (родным) языком, языком межнационального общения, а также языками других этносов;

3) культурной идентичности - направленности на приобщение к этнической и национальной культуре, этнической и национальной литературе, устному народному творчеству и т. д.;

4) общечеловеческой идентичности, подразумевающей направленность на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т. д.).

Таким образом, опора на этнопедагогическую теорию предполагает:

- в формировании гражданской идентичности личности - формирование установок, позволяющих личности соотносить национальную и этническую гражданственность, то есть идентифицировать себя как гражданина многонационального государства и одновременно гражданина определенного региона, ценностей, позволяющих обеспечивать баланс национальной и региональной гражданственности;

- в формировании этнической и региональной идентичности личности - широкого спектра знаний по истории, этнографии, обычаям и традициям родного края, региона;

- в формировании культурной идентичности личности - знаний в области культуры, установок, позволяющих идентифицировать себя как представителя региональной (этнической) культуры, так и общенациональной российской культуры, а также как активного участника мирового культурного процесса;

- в формировании общечеловеческой идентичности личности - установок, позволяющих быть носителем общечеловеческих ценностей.

Основное условие успешного использования этнопедагогической теории в формировании и развитии личности - комплексность, подразумевающая наличие элементов этнокультурного знания во всех образовательных дисциплинах, начиная с изучения этнического языка и литературы и заканчивая формулировкой математических и физических задач на основе этнокультурной тематики.

Именно на решение задач формирования всех видов идентичности направлена разработка современной этнопедагогической теории, в основе которой лежит этнопедагоги-ческая система [2], представленная на рисунке 2.

По нашему мнению, системообразующим элементом этнопедагогической системы является этнос, поскольку именно он определяет особенности данного типа систем [3], [8], [14]. В данном случае этнос выступает как носитель этнических особенностей, этнического характера, этнической культуры, включающей и педагогические элементы.

Поэтому этнос располагается в центре системы, обеспечивая все связи остальных элементов. Отметим, что рассматриваемый нами этнос существует в условиях многонационального государства, таким образом, есть понятия, связанные с определенным этносом (этнические особенности, этническая культура, этнический характер), а также понятия, предполагающие, что данный этнос существует в условиях многонационального государства (национальная культура, национальные особенности, национальный характер и т. д.).

То есть это предполагает существование отдельных этносов в составе единой нации, например, этнос - чеченцы, калмыки, карачаевцы и т. д., нация - россияне, объединяющая в себе все существующие в ней этносы, в том числе и русский.

В личности этнопедагога и воспитанника мы также акцентируем внимание на этнокультурной компетентности, которая входит в состав структуры личности и связана с принадлежностью к определенному этносу. Разница состоит в том, что педагог должен этой компетентностью обладать, а у воспитанника мы ее только формируем и развиваем, то есть ее наличие у воспитанника - это цель функционирования этнопедагогической системы.

Иерархия целей этнопедагогического процесса представляет собой систему целей, реализация которых приведет к формированию этнокультурной личности. Мы говорим именно об иерархии, поскольку сюда входят все цели, начиная от глобальных, в масштабах цивилизации, общества и государства, и заканчивая целями конкретной этнопедаго-гической задачи в учебно-воспитательном процессе.

Информационно-технологическое обеспечение этнопедагогического процесса имеет две составляющие: информационную/содержательную (этноинформация) и техноло-гическую/деятельностную (этнопедагогические технологии). В информационной составляющей мы акцентируем внимание на информации этнокультурного характера в соответствии со структурой этнокультуры, с которой воспитанник взаимодействует в этнопедаго-гическом процессе, и дифференцируем следующие ее компоненты: этнолингвистический (родной язык, устное народное творчество), этнохудожественный (произведения народного искусства, народное декоративно-прикладное творчество, игры, эстетика архитектуры, хореографическая эстетика, бытовая эстетика), поведенческий (отношение к женщине, этика семейных отношений, народный эстетический идеал, эстетика народных обычаев и традиций), мировоззренческий (мировоззренческие конструкты, нравственные категории, культ, эстетика окружающей природы и т. д.). Технологическая составляющая подразумевает эт-нопедагогические технологии реализации этнопедагогического процесса.

Таким образом, этнопедагогическая система, направленная на формирование и развитие воспитанника как этнокультурной личности, реализуется педагогом посредством этнопедагогических технологий с учетом особенностей современного информационного пространства.

В результате реализации данной этнопедагогической системы формируется личность:

1) идентифицирующая себя как часть многонационального российского социума;

2) обладающая знаниями в области истории своего этноса и своей многонациональной Родины, относящаяся к этой истории бережно и осознающая ответственность за судьбу своей страны и своего этноса, а также других этносов, входящих в состав многонациональной державы;

3) осознающая ответственность за судьбу всей цивилизации в целом;

4) принимающая основные ценности этнической, региональной, национальной и общецивилизационной культуры;

5) демонстрирующая готовность и умение вести диалог и углублять сотрудничество с людьми разных убеждений, национальных культур и религий;

6) проявляющая великодушие и толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир;

7) осознающая свою сопричастность к судьбам человечества;

8) имеющая установки на владение универсальными способами познания мира.

Предлагаемая нами этнопедагогическая система имеет достаточный потенциал для решения одного из основных существующих противоречий современного поликультурного образовательного пространства - между необходимостью формирования этнокультурной компетентности обучаемых и недостаточной разработанностью этнопедагогических технологий для решения этой проблемы. Последовательное изучение всех компонентов этнопедагогиче-ской системы, формирование иерархической структуры целей этнопедагогического процесса, разработка его информационно-технологического обеспечения позволят создать этнопедаго-гические технологии, позволяющие решить проблему формирования личности, обладающей необходимыми умениями и навыками эффективного межэтнического взаимодействия.

Учет следующих этнопедагогических принципов призван обеспечить эффективность формирования и развития личности в условиях информационного общества:

- адаптация содержания этнокультурного наследия этноса к интересам и потребностям современной молодежи: необходимо учитывать, что наследие - это прошлое, а молодежь живет сегодняшним днем, сталкиваясь с современными ценностями, реалиями и проблемами, переживая современную социально-экономическую ситуацию, являясь свидетелем современных событий во всех областях жизни социума, поэтому любая традиция, обычай, любой элемент наследия должны соотноситься с сегодняшним днем, иначе в его использовании не будет смысла, следовательно, не будет ожидаемого результата;

- учет возрастных особенностей личности в этнокультурном контексте: важно соотносить формы, методы и приемы, используемые в той или иной деятельности, с возрастом обучающихся, для которых она предназначена, пренебрежение данным фактором приведет к отсутствию заинтересованности;

- сохранение и развитие творческого потенциала личности в процессе реализации этнопедагогического процесса;

- формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия, на самоидентификации личности как представителя этноса, национальности, региона, государства;

- развитие и углубление междисциплинарных связей в этнопедагогическом процессе, формирование системы обобщенных понятий: междисциплинарность всегда обеспечивает комплексность рассмотрения любого явления;

- гармоничность, системность и научность этнопедагогической деятельности;

- учет особенностей современного информационного пространства и его взаимодействия с личностными смыслами;

- учет особенностей взаимодействия этнопедагогического и информационного пространства.

Успешная реализация этнопедагогических технологий, разработанных на основе этнопедагогической теории, позволит решить следующие задачи, связанные с такой модернизацией образования, которая позволит формировать и развивать личность, идентифицирующую себя во всех социальных проявлениях:

- разработка и реализация на государственном уровне проектов, укрепляющих популярность и действенность образовательного процесса как ведущего вида социальной деятельности общества;

- целенаправленное формирование гражданской идентичности как условия преодоления политических и социальных рисков на пути развития многонационального государства посредством укрепления многонационального общества, преодоление кризиса идентичности, наблюдавшегося в различных регионах и национальных республиках;

- проектирование и реализация образовательных программ для различных уровней образования, обеспечивающих формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном российском обществе;

- компенсация потенциальных рисков молодежи, возникающих в ходе взаимодействия с информационным пространством, с помощью воздействия религии и семьи;

- повышение мобильности, качества и доступности образования как основного ресурса развития и совершенствования личности, повышение ее статуса и значимости в современном обществе, обеспечение успешности ее жизнедеятельности;

- стимулирование стремления к самосовершенствованию, «развитие компетентности к обновлению компетенций как ценностной целевой установки при проектировании образовательных программ разного уровня, позволяющей представителям подрастающих поколений в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами» [5, с. 153];

- разработка стандартов общего образования как норм, обеспечивающих баланс интересов семьи, общества, государства и школы в достижении качественного образования и позволяющих осуществить жизненные притязания молодежи.

Резюме. Современная личность формируется, развивается и совершенствуется в условиях информационного общества, существующего в динамично расширяющемся информационном поле, взаимодействующем с личностью и воздействующем на личностные смыслы. В такой ситуации залогом успешного формирования личности становится формирование всех видов ее идентичности, то есть механизмов осознания себя, своей роли в социуме, своей значимости в этническом, национальном, межнациональном и цивилизационном масштабе. Осознание собственных возможностей, своей значимости и одновременно своей личностной ответственности связано с понятием идентичности. В случае успешного решения задачи формирования гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности во всех ее проявлениях в контексте образования как ведущей социальной деятельности общества будут достигнуты системные социальные эффекты, выражающиеся в осознании представителями подрастающих поколений себя гражданами России, а также в уменьшении риска распада страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам и риска различных социальных конфликтов (этнических, конфессиональных, межрегиональных и т. п.). Необходимо, по словам А. Г. Асмолова, «...уйти от механистической административно-территориальной систематизации компонентов стандартов образования на федеральный, региональный и школьный компоненты стандартов и раскрыть реальные ценностные установки образования» [5, с. 285]. Глобальным положительным результатом станут рост конкурентоспособности российского общества в современном мире, углубление взаимопроникновения культур на всех уровнях и, как следствие, появление более благоприятных условий для развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Л. Российское общество в культурно-информационном поле Европы [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы Европы. - 2003. - № 4. - С. 189-199. - Режим доступа : http://eHbrary.ru/item.asp?id=5218675.

2. Арсалиев Ш. М.-Х., Мусханова И. В. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 3(23). - С. 102-106.

3. Арсалиев Ш. М.-Х., Писаренко В. И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 79-84.

4. Арутюнян С. М. Нация и ее психический склад. - Краснодар : Изд-во Краснодарского гос. пед. ун-та, 1966. - 268 с.

5. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М. : Просвещение, 2012. - 447 с.

6. Ахметова Д. Н. Специфика взаимодействия с информационным полем в информационно -коммуникативной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. - Т. 2, № 3. - С. 26-27. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id= 13367490.

7. Болотнов А. В. Информационное поле и его типы в медиакоммуникации: лингвистический аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9. - С. 28-32.

8. Волков Г. Н., Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 28-44.

9. Губанков А. Н. Субъекты информационного поля сетевой коммуникации в культурной сфере [Электронный ресурс] // Вопросы культурологии. - 2011. - № 9. - С. 64-69. - Режим доступа : http : //elibrary. ru/item.asp?id= 16863468.

10. Гуц А. К., Паутова Л. А. Глобальная этносоциология. - 2-е изд., доп. - М. : Либроком, 2009. - 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Джандильдин Н. Д. Природа национальной психологии. - Алма-Ата : Казахстан, 1971. - 304 с.

12. Дудин С. Г. Эволюционная составляющая теории маркетинговых систем и информационное поле [Электронный ресурс] // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2005. - № 5. -С. 89-93. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=9587649.

13. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853. - М. : Наука, 1982. - 320 с.

14. Ильина Т. Б. Структура и содержание этнопедагогической компетентности педагогов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 69-75.

15. Каширин В. В., Каширина О. В. Информационное поле культуры [Электронный ресурс] // Человек: образ и сущность. - 2008. - № 1. - С. 99-113. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=11605626.

16. Козлов В. Памяти Денисова. Теория информационного поля и информационный подход к анализу систем [Электронный ресурс] // Прикладная информатика. - 2010. - № 3(27). - С. 113-128. - Режим доступа : http : //elibrary. ru/item.asp?id= 14569484.

17. Козлов В. И., Шепелев Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. - 1973. - № 2. - С. 69-83.

18. Лазарева М. А. Принципы разработки этнопедагогической модели формирования нравственных качеств студента неязыкового вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2007. - № 3. - С. 40-46. - Режим доступа : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=381.

19. Ларионов В. В., Писаренко С. Б. Видовое информационное поле в инновационной педагогике: состав, структура, свойства и применение в тестировании [Электронный ресурс] // Инновации в образовании. -2005. - № 1. - С. 55-61. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=9228008.

20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл ; Академия, 2004. - 352 с.

21. Леонтьев Б. П. Метод исследования информационного поля социальных групп [Электронный ресурс] // Школа университетской науки. - 2010. - № 1-2. - С. 310-316. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id= 15518434.

22. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Этнокультурное образование педагогов среднего профессионального учебного заведения: возможные подходы // Казанский педагогический журнал. - 2015. -№ 1. - С. 17-23.

23. Нездемковская Г. В. Становление этнопедагогики в России // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 326. - С. 186-193.

24. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. - М. : Мысль, 1966. - 328 с.

25. Платонов К. К. Структура и развитие личности / отв. ред. А. Д. Глоточкина - М. : Наука, 1986. -

256 c.

26. Усманова Д. Политика в информационном поле Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика. - 2007. - № 1. -С. 234-239. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=9588214.

UDC 37.032:39

Sh. M.-Kh. Arsaliev

ETHNO-PEDAGOGICAL THEORY AS A BASIS OF THE PERSON FORMATION IN INFORMATION SOCIETY

Chechen State University, Grozny, Russia Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

Abstract. This work is devoted to the consideration of the problem of the person formation based on the ethno-pedagogical theory. It is shown that the modern person is being formed and develops in conditions of dynamically extending information field influencing the person both in positive and in negative aspects. The author considers the possibilities of the use of the ethno-pedagogical theory in formation of the person; justifies the development of the ethno-pedagogical system implemented by means of ethno-pedagogical technologies.

Keywords: ethno-pedagogical theory, formation of the person, information society, structure of the person.

REFERENCES

1. Andreev A. L. Rossijskoe obshhestvo v kul'turno-informacionnom pole Evropy [Jelektronnyj resurs] // Aktual'nye problemy Evropy. - 2003. - № 4. - S. 189-199. - Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item. asp?id=5218675.

2. Arsaliev Sh. M.-H., Mushanova I. V. Jeksperimental'naja proverka modeli jetnopedagogizacii formiro-vanija lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve Chechenskoj Respubliki // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija : Novye gumanitarnye issledovanija. - 2012. - № 3(23). - S. 102-106.

3. Arsaliev Sh. M.-H., Pisarenko V. I. Modelirovanie jetnopedagogicheskih tehnologij v kontekste sov-remennoj nauchnoj kartiny mira // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 79-84.

4. Arutjunjan S. M. Nacija i ee psihicheskij sklad. - Krasnodar : Izd-vo Krasnodarskogo gos. ped. un-ta, 1966. - 268 s.

5. Asmolov A. G. Optika prosveshhenija: sociokul'turnye perspektivy. - M. : Prosveshhenie, 2012. - 447 s.

6. Ahmetova D. N. Specifika vzaimodejstvija s informacionnym polem v informacionno-kommunikativnoj professional'noj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i jergonomiki. -2007. - T. 2, № 3. - S. 26-27. - Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id= 13367490.

7. Bolotnov A. V. Informacionnoe pole i ego tipy v mediakommunikacii: lingvisticheskij aspekt // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. - № 9. - S. 28-32.

8. Volkov G. N., Arsaliev Sh. M.-H. Jetnopedagogicheskie cennosti, tendencii i prognozy // Izvestija Che-chenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2009. - № 2. - S. 28-44.

9. Gubankov A. N. Sub''ekty informacionnogo polja setevoj kommunikacii v kul'turnoj sfere [Jelektronnyj resurs] // Voprosy kul'turologii. - 2011. - № 9. - S. 64-69. - Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id= 16863468.

© Arsaliev Sh. M.-Kh., 2017

Arsaliev, Shavadi Madov-Khazhievich - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Institute of Chechen and General Philology Chechen State University, Professor Chechen State Pedagogical University, Russia; e-mail: shavadi@inbox.ru

The article was contributed on February 14, 2017

10. Guc A. K., Pautova L. A. Global'naja jetnosociologija. - 2-e izd., dop. - M. : Librokom, 2009. - 248 s.

11. Dzhandil'din N. D. Priroda nacional'noj psihologii. - Alma-Ata : Kazahstan, 1971. - 304 s.

12. Dudin S. G. Jevoljucionnaja sostavljajushhaja teorii marketingovyh sistem i informacionnoe pole [Jel-ektronnyj resurs] // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, jekonomiki i prava. - 2005. - № 5. - S. 89-93. -Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id=9587649.

13. Erofeev N. A. Tumannyj Al'bion. Anglija i anglichane glazami russkih. 1825-1853. - M. : Nauka, 1982. - 320 s.

14. Il'ina T. B. Struktura i soderzhanie jetnopedagogicheskoj kompetentnosti pedagogov // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 3. - S. 69-75.

15. Kashirin V. V., Kashirina O. V. Informacionnoe pole kul'tury [Jelektronnyj resurs] // Chelovek: obraz i sushhnost'. - 2008. - № 1. - S. 99-113. - Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id=11605626.

16. Kozlov V. Pamjati Denisova. Teorija informacionnogo polja i informacionnyj podhod k analizu sis-tem [Jelektronnyj resurs] // Prikladnaja informatika. - 2010. - № 3(27). - S. 113-128. - Rezhim dostupa : http : //elibrary.ru/item.asp?id= 14569484.

17. Kozlov V. I., Shepelev G. V. Nacional'nyj harakter i problemy ego issledovanija // Sovetskaja jetnografija. - 1973. - № 2. - S. 69-83.

18. Lazareva M. A. Principy razrabotki jetnopedagogicheskoj modeli formirovanija nravstvennyh kachestv studenta nejazykovogo vuza [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2007. - № 3. -S. 40-46. - Rezhim dostupa : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=381.

19. Larionov V. V., Pisarenko S. B. Vidovoe informacionnoe pole v innovacionnoj pedagogike: sostav, struktura, svojstva i primenenie v testirovanii [Jelektronnyj resurs] // Innovacii v obrazovanii. - 2005. - № 1. -S. 55-61. - Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id=9228008.

20. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M. : Smysl ; Akademija, 2004. - 352 s.

21. Leont'ev B. P. Metod issledovanija informacionnogo polja social'nyh grupp [Jelektronnyj resurs] // Shkola universitetskoj nauki. - 2010. - № 1-2. - S. 310-316. - Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id=15518434.

22. Muhametzjanova F. Sh., Shajhutdinova G. A. Jetnokul'turnoe obrazovanie pedagogov srednego profes-sional'nogo uchebnogo zavedenija: vozmozhnye podhody // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - № 1. -S. 17-23.

23. Nezdemkovskaja G. V. Stanovlenie jetnopedagogiki v Rossii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 326. - S. 186-193.

24. Parygin B. D. Obshhestvennoe nastroenie. - M. : Mysl', 1966. - 328 s.

25. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti / otv. red. A. D. Glotochkina - M. : Nauka, 1986. - 256 c.

26. Usmanova D. Politika v informacionnom pole Respubliki Bashkortostan [Jelektronnyj resurs] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija : Filologija. Zhurnalistika. - 2007. - № 1. - S. 234-239. -Rezhim dostupa : http://elibrary.ru/item.asp?id=9588214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.