Научная статья на тему 'Педагогические условия развития творческой активности старшего подростка в этнокультурной среде'

Педагогические условия развития творческой активности старшего подростка в этнокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИНКРЕТИЗМ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SENIOR TEENAGER / CREATIVE ACTIVITIES / LEISURE ACTIVITIES / ETHNIC CULTURE / SYNCRETISM / DIALOGISM / MULTICULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болденко Ольга Алексеевна, Палаткина Галина Владимировна

В статье рассматриваются различные научные подходы, определяющие педагогические условия развития творческой активности старшего подростка. Рассмотрены особенности развития творческой активности в этносреде, обусловленные возрастной спецификой. Обоснован мультикультурный подход организации досуговой деятельности. Кратко описана авторская проектно-целевая технология развития творческой активности подростков в досуговой деятельности средствами этнокультуры Приведены результаты опроса старших подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болденко Ольга Алексеевна, Палаткина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of development of creative activity of senior teenager in ethno-cultural environment

The article discusses various scientific approaches determining pedagogical conditions for development of creative activity of senior teenagers. It condiders the features of creative activity development in ethnic environment which are determined by age specifics. Multicultural approach to the organization of leisure activities is justified. The author's design-and-target technology for development of creative activity of teenagers in leisure activities by means of ethnic culture is briefly described. The results of the survey of the senior teenagers are given

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития творческой активности старшего подростка в этнокультурной среде»

О. А. Болденко

(Великий Новгород), Г. В. Палаткина

(Астрахань)

Педагогические условия развития творческой активности

старшего подростка в этнокультурной среде

В статье рассматриваются различные научные подходы, определяющие педагогические условия развития творческой активности старшего подростка. Рассмотрены особенности развития творческой активности в этносреде, обусловленные возрастной спецификой. Обоснован мульти-культурный подход организации досуговой деятельности. Кратко описана авторская проектно-целевая технология развития творческой активности подростков в досуговой деятельности средствами этнокультуры Приведены результаты опроса старших подростков

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой активности старшего подростка в этносреде.

Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами:

- одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»;

- подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам;

- нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования];

- слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д.

Результаты комплексного анализа понятия «условия» позволяют заключить, что оно «является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями: условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.; обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека; влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты».

В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена:

- «педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса] и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, при-родно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.] среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование»;

- «в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние, содействующие формированию процессуальной составляющей системы, элементы»;

- реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы, содержащей совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов

педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов] для достижения цели педагогической деятельности [13, с. 14].

Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие».

Выявление и реализация организационно-педагогических условий, обеспечивают эффективное развитие творческой активности старшего подростка в этносреде [11].

Нами разработана и экспериментально проверена проектно-целевая технология развития творческой активности старшего подростка в досуговой деятельности средствами этнокультуры.

Приведем результаты опроса старших подростков: на вопрос: «Принимаете ли вы участие в проводимых в вашем образовательном учреждении творческих конкурсах, мероприятиях?» - 85,3% подростков ответили, что принимают участие, остальные ответили отрицательно. 76,7% из положительно ответивших принимают участие как зрители, и только 23,3% принимают участие как актеры, ведущие, певцы, танцоры. На вопрос: «Почему вы не принимаете активное участие?» - опрошенные ответили, что мероприятия либо не соответствуют их возрасту, либо не интересны.

Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие творческой активности старших подростков в досуговой деятельности требует соответствия содержания и средств воспитания в ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

Это дает основание применить условие адекватности в постановке реалистичных целей и задач при учете реального уровня творческой активности старшего подростка и педагогического потенциала средств этнокуль-туры.

Несоблюдение этого условия приведет к отсутствию мотивации развития своей творческой активности, непринятию средств эт-

нокультуры как возможности творческого самовыражения.

Досуговая деятельность - важнейший резерв развития творческой личности старших подростков. Применение средств этнокульту-ры в досуговой деятельности позволяет развивать творческую активность подростков эффективней. Кроме того, досуговая деятельность помогает ближе узнать подростков, изучить их интересы и потребности, выявить возможности и способности каждого. Добровольное участие становится основой организации деятельности подростков по интересам, а воздействуя на интересы и потребности, можно управлять процессом развития творческой активности старших подростков в целом.

Условие добровольности участия в творческой досуговой деятельности развития творческой активности старшего подростка средствами этнокультуры в досуговой деятельности базируется на свободном решении старшего подростка участвовать в досуговой деятельности, в подготовке мероприятий, исходя из своих возможностей, интересов и потребностей. Это условие предусматривает свободу выбора не только форм, но и партнеров своей досуговой деятельности. Несоблюдение этого условия может привести к отторжению позитивного опыта творческой деятельности, ценностей этнокультуры, отсутствию желания творческого саморазвития, проявления инициативности.

При этом основные условия стимулирования творческой активности старшего подростка обуславливаются:

- благоприятной атмосферой досуговой деятельности старшего подростка;

- поощрением выработки оригинальных творческих идей старшим подростком;

- обеспечением возможностей для творческой практики старшего подростка;

- использованием положительного примера творческого подхода к решению межэтнических проблем.

- обогащением окружающей среды старшего подростка разнообразными и новыми для него этническими предметами, что способствует развитию его любознательности.

Многие средства этнокультур находятся в синкретичной связи друг с другом. Так, хоровод всегда сопровождается танцем и пением, исполнение частушек предусматривает перепляс. Использование этой особенности функ-

ционирования средств этнокультуры может эффективно влиять на эмоциональную и креативную составляющую творческой активности старших подростков, так как в этом возрасте они особенно ярко проявляются. Среди опрошенных нами в г. Сочи в 2010 году 150 старших подростков 110 человек (73,3%] ответили, что наиболее привлекательными для них являются зажигательные кавказские или татарские танцы, так как при их исполнении можно не только энергично двигаться, но и «громко выкрикивать различные звуки». На вопрос: «Какое исполнение народных песен или танцев им больше хочется смотреть?» - 84 человека (56%), то есть более половины ответили, что интереснее смотреть народные танцы или песни в современном исполнении.

В связи с этим эффективное развитие творческой активности старшего подроста средствами этнокультуры в досуговой деятельности будет при условии, если этот процесс строить на синкретичности этнокультурных средств, предусматривающих неразрывность и комбинирование их использования. Это даст возможность более ярко и красочно организовывать различные мероприятия, что будет мотивировать старших подростков к поиску новых форм проявления их творчества, неожиданных сочетаний различных средств различных этнокультур, что значительно обогатит их творческую активность. Несоблюдение этого условия может привести к снижению инициативности, самостоятельности и настойчивости старших подростков в развитии творческой активности [6, с. 203].

Обмен эмоциональными, креативными, творческими, этнокультурными и экспрессивными ценностями в досуговой деятельности старших подростков, их совместное продуцирование предполагают построение процесса развития творческой активности на условиях диалогичности. Это предусматривает построение педагогического процесса как субъект-субъектного, так как именно в процессе взаимодействия воспитателя и воспитанника может происходить становление активности старших подростков.

В процессе взаимодействия участников педагогического процесса происходит обмен и продуцирование этнокультурных ценностей, от которых во многом зависит направленность на творческую деятельность, творче-

ское и эмоциональное напряжение, критичность, которые являются источником появления творческой активности. Диалогичность требует от участников педагогического процесса взаимного уважения и искренности. Применение этого условия стимулирует процесс сотворчества, который очень важен именно для возраста старшего подростка. Несоблюдение этого условия может привести к потере интереса к проявлению творчества, отторжению этнокультурных ценностей, что в конечном итоге может привести к неприятию самого феномена «творческой активности».

При развитии творческой активности старших подростков средствами этнокульту-ры необходимо учитывать, что их досуговая деятельность осуществляется в современном обществе, которое характеризуется мульти-культурностью. Так, например, Астраханская область насчитывает функционирование 200 различных этносов, Краснодарский край -более 100 (перепись населения 2010 г.]. В той же Астраханской области функционирует более 20, а в Краснодарском крае около 40 национальных общественных организаций. Каждый из этих этносов обладает своей уникальной этнокультурой [10, с. 279-282].

В совокупности эти этнокультуры обуславливают общий менталитет региона и определяют приоритеты проявления различных видов искусств, развитие творчества и культуры в целом. Следовательно, необходимо построение педагогического процесса таким образом, чтобы каждый представитель культуры чувствовал себя комфортно и свободно в проявлении своего творчества, не испытывал негативные эмоции, так как они не будут способствовать активному проявлению его творчества.

Поэтому развитие творческой активности старших подростков средствами этнокультуры должно проходить на основе мультикуль-турного подхода, который предполагает обеспечение одинаковых условий для организации досуговой деятельности средствами этнокультуры старшего подростка независимо от его этнической или религиозной принадлежности. Это условие предусматривает использование средств всего спектра функционирующих этнокультур конкретного региона и страны в целом. Согласно этому условию в одном мероприятии могут использоваться

как средства различных этнокультур, так и отдельно взятой этнокультуры. Но при этом не должно отдаваться предпочтение какой-либо одной этнокультуре.

Сохранение и стимулирование национальной идентичности должно сопровождаться понимаем того, что мы живем в мультикуль-турном обществе и должны уважать тех, кто нас окружает. Обращение к средствам различных этнокультур обогащает творческие способности старших подростков, стимулирует к познанию новых видов искусств. Несоблюдение этого педагогического условия может привести к интолерантности, неприятию ценностей иных этнокультур, а значит, снижению эффективности процесса развития творческой активности старших подростков средствами этнокультуры [10, с. 279-282].

Таким образом, нами научно обоснованы следующие педагогические условия эффективности развития творческой активности старших подростков средствами этнокультуры в досуговой деятельности: опора на муль-тикультурный подход (обеспечение одинаковых условий для организации досуговой деятельности средствами этнокультуры старшего подростка независимо от его этнической или религиозной принадлежности], синкре-тичность этнокультурных средств (нераз-

рывность и комбинирование использования этнокультурных средств], диалогичность процесса развития творческой активности старших подростков средствами этнокульту-ры в досуговой деятельности (построение педагогического процесса как субъект-субъектного, так как именно в процессе взаимодействия воспитателя и воспитанника может происходить становление активности старших подростков], активизации собственных творческих возможностей (опора на собственный творческий потенциал самих старших подростков в организации их досуговой деятельности средствами этнокультуры], адекватность в постановке реалистичных целей и задач (учет реального уровня творческой активности старшего подростка и педагогического потенциала средств этнокультуры], добровольности участия в творческой досу-говой деятельности (свободное решение старшего подростка участвовать в досуговой деятельности, в подготовке мероприятий этнокультурной направленности исходя из своих возможностей, интересов и потребностей].

В связи с этим изучение многокрасочной палитры этнических культур является одной из важных научно-исследовательских задач, особенно в развитии творческой активности старшего подростка.

Литература

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

2. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельно-стный аспект : моногр. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

3. Григорова В. Г. Развитие творческой активности старших подростков: теоретический и научно-методологический подход // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 1. -С. 17-20.

4. Енин В. А. Педагогические условия воспитания творческой активности у учащихся в процессе внеклассной работы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 228 с.

5. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.

6. Лысенко А. В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 203 с.

7. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.

8. Немов Р. С. Психология : сл.-справ. : в 2 ч. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч. 2. - 352 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка : ок. 53000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс ; Мир и образование, 2007. - 640 с.

10. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

11. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.

12. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. -М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

13. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. - 2009. - № 4. -С. 279-282.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.