А.О. ГАВРИЛОВА (Волгоград)
методика развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры
Приведено авторское определение понятия «творческие способности подростка». Представлена и описана авторская методика развития творческих способностей современного подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Выделены ступени развития педагогической ситуации и принципы деятельности учителя по развитию творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры на каждом этапе. Представлены результаты системного формирующего эксперимента.
Ключевые слова: методика, творческие способности, подросток, педагогический потенциал, русская народная культура, индивидуальный образовательно-творческий маршрут, педагогическая ситуация, принцип, этап.
Современный этап социокультурного развития характеризуется активными процессами этнизации содержания образования, связанными с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, включением в образовательный процесс этнокультурного компонента. Сегодня особенно остро стоит проблема развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Русская народная культура является прочным фундаментом национальной системы ценностей и важным звеном социокультурной преемственности. В ней сосредоточен творческий опыт, который опирается на многовековые художественные традиции. Данные положения находят отражение в Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.), где заложена идея необходимости творческого развития личности на этнокультурной основе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет методологическую основу ФГОС, подчёркивается ведущая роль
школы в воспитании гражданина и патриота, раскрытии талантов и способностей подрастающего поколения, подготовке школьников к жизни в современном конкурентном мире. Внимание акцентируется на важности формирования ценностно-смысловой сферы личности, усвоении школьниками базовых национальных ценностей [4].
Произведения русской народной культуры, использующие систему традиционных «архетипических» художественных образов, являются одним из важнейших «установочных» каналов воздействия на чувственно-эмоциональную часть подсознания и ценностные ориентации подростков (С.Д. Кириенко). Каждый из образцов этнографического материала (народные костюмы, украшения, предметы домашнего обихода, произведения русского народного искусства), помимо своего прямого функционального назначения, имеет и нематериальную, духовную ценность, обладает глубинным смыслом, пропитан древними символами и художественными образами, которые передавались из поколения в поколение, от мастера к ученику (Т.П. Малахова).
В рамках нашего исследования под творческими способностями подростка мы понимаем индивидуально-личностное этнокульту-росообразное системно-целостное свойство, характеризующееся созидательно-преобразующей природой, проявляющееся в успешной активной, продуктивной, патриотически обусловленной творческой деятельности, направленной на утверждение смыслообразующих личностных и национальных идеалов. данное личностное свойство включает в себя фантазию, воображение, художественно-образное мышление, зрительную память, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; оно способствует созданию оригинальных авторских продуктов творчества (материальные: произведения искусства, предметы материальной культуры, орудия труда, культурные артефакты; нематериальные: идеи, ценности, продукты интеллектуально-творческого труда). Творческие способности являются динамичным образованием, характеризующимся процессами развития, саморазвития и творческой этнокультурации. Развитие данного свойства представляет собой процесс поэтапной реализации учителем следующих ступеней развития педагогической ситуации, задающих направление для актуализации педагогическо-
О Гаврилова А.О., 2016
го потенциала русской народной культуры:
Творчество как предстояние; Творчество как ценность; Творчество как смысложизненный ориентир. Эффективное развитие творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры обеспечивается соблюдением принципов этнокультуросообразности, ценностного взаимодействия, субъектности и сотворчества.
Творческий человек - это человек с сильным национальным характером, высокодуховная личность, гражданин и патриот своего Отечества. Русская народная культура, сосредоточив в себе огромные созидательные силы, обладает богатейшим педагогическим потенциалом, способным эффективно влиять не только на развитие творческих способностей подростка, но и на формирование национального самосознания, этнической идентичности, патриотических чувств к своей Родине [3].
По мнению С.В. Куликовой, полем национальной самоидентификации русского человека является русская национальная культура. В традициях и национальной культуре России сформировался набор тех непреходящих качеств, которые проверены временем и представляют собой идеал русского человека: патриотизм, терпимость, духовность, великодушие, взаимная любовь, высокая нравственность, совестливость, правота, честность, трудолюбие, стремление к добру, подвижничество, мудрость, умеренность, храбрость, решимость, мужество, устойчивость в несчастьях и опасностях. Поддерживаемые народными традициями, эти идеальные качества стали не только стержневыми компонентами личности русского человека, но и целью народной педагогики. В воспитании национального самосознания российских школьников необходимо опираться на ценности, являющиеся аксиологическими доминантами для отечественного образования, к которым с уверенностью можно отнести семью, религию, природу, фольклор и традиции народной педагогики [5]. Согласно Е.В. Бондаревской, «культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребёнку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации» [1, с. 75-76].
Методическая система работы педагога является конечным результатом всей научной деятельности и одновременно начальным пунктом практической деятельности. При этом успех деятельности педагога-практика зависит от грамотно выстроенной методики его работы (В.В. Краевский). Под методической системой учёные понимают информационную модель, в которой представлены и описаны все взаимосвязанные элементы и сформулированы требования к организации процесса обучения (В.М. Жучков), вариативная система действий учителя по реализации какой-либо концепции (В.И. Загвязинский), единство и взаимосвязь её цели и задач, содержания, деятельности субъектов, дидактико-методического комплекса и образовательных результатов (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин). Все составляющие методической системы обучения выступают в тесной взаимосвязи. Это проявляется в том, что всякое изменение одной из них влечёт за собой закономерное изменение других составляющих и всей системы в целом (А.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина). Методика воспитательной работы рассматривается учёными как раздел теории воспитания, посвященный особенностям организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разработке рекомендаций по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению её эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе [6].
Воспитательная методика понимается нами как система технологий, направленная на реализацию определённой педагогической «идеологии» как совокупности целей и основных методических идей. Она относится к действиям педагога по организации воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих [2, с. 91].
Разработанная нами методика развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры основывается на реализации поэтапно выстроенного образовательного процесса, включающего в себя целенаправленное создание педагогических ситуаций творческого контакта подростка с русской народной культурой.
При выделении этапов нашей опытно-экспериментальной работы по отработ-
ке методики развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры мы опирались на процедуру выделения стадий учебно-воспитательного процесса (Б.С. Братусь, В.С. Ильин, Г.И. Школьник). Таким образом, основными этапами нашей работы стали проектировочно-диагностический, мотивационно-ценностный, деятельностно-созидательный. названия этапов отражают специфику и характер деятельности учителя по развитию творческих способностей подростка, определяемые выделенными нами принципами: этнокультуросообразно-сти, ценностного взаимодействия, субъектно-сти, сотворчества. В рамках реализации данных этапов возможен выбор индивидуальных образовательно-творческих маршрутов: Творческое путешествие в мир русской народной культуры; Секреты мастерства в русской народной культуре; Высшие смыслы созидания в русской народной культуре.
В контексте ситуационного подхода в развитии творческих способностей подростка мы спроектировали систему педагогических ситуаций на этнокультурной основе: 1) знакомство подростка с русской народной культурой; 2) сознательное восприятие и творческое принятие русской народной культуры как уникального ценностного художественного явления; 3) творческое ценностное взаимодействие подростка с русской народной культурой; 4) поиск собственного творческого «Я-созидателя» в русской народной культуре; 5) обретение смыслов этнокультуросо-образного творчества; 6) актуализация творческого потенциала подростка через постижение художественно-образной выразительности, эстетики и смыслов русской народной культуры. Представленные педагогические ситуации имеют трёхкомпонентную структуру - три ступени развития: а) творчество как предстояние; б) творчество как ценность; в) творчество как смысложизнен-ный ориентир.
С целью отработки методики развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры системный формирующий эксперимент проводился в 2013-2016 гг. на базе лицея № 8 «Олимпия», Центра «Олимпия» дзержинского района г. Волгограда, новониколаевских СОШ № 1 им. А.Н. Левченко, № 2 и 3 новониколаевского района Волгоградской области, Центра духовно-нравственного обра-
зования «Архангел» Прихода храма Архангела Михаила Новониколаевского района Урю-пинской епархии.
Выделенные этапы стали в проведённом формирующем эксперименте этапами развития творческих способностей подростка в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры. Они нашли отражение в комплексе разработанных нами авторских этноориентированных образовательных программ: «Русская народная культура и мир творчества», «Искусство каллиграфии и рукописной книги», «русская народная культура в мире творчества», «Искусство русской каллиграфии и рукописной книги», «Этнокультурная компетентность. русская народная культура и творчество», «Каллиграфическая культура. Искусство каллиграфии и рукописной книги в творческом развитии личности». В процессе урочной, внеурочной и студийной (студия живописи, графики и дизайна «Жар-птица», студия каллиграфии и рукописной книги «Русская легенда», руководитель -А.О. Гаврилова) деятельности нами использовались методы интенсификации обучения изобразительному искусству и художественному творчеству в контексте проектирования и реализации этнокультурных основ образования. Технологическими ориентирами для нас служили выделенные ранее ступени развития педагогической ситуации, которые являются системой условий, обеспечивающей целенаправленное и поступательное развитие творческих способностей современного подростка, источниками которого становятся бифуркационные процессы.
Целями проектировочно-диагностиче-ского этапа стали: стимулирование интереса подростков к русской народной культуре, проектирование перспектив этнокульту-росообразной творческой деятельности. Содержательный и процессуальный компоненты деятельности учителя коррелируют с первой ступенью развития педагогической ситуации (Творчество как предстояние), где широкий спектр методов творческого развития личности направлен на постепенное вхождение подростка в мир русской народной культуры. Ведущими принципами развития творческих способностей подростка стали ценностное взаимодействие и этнокультуросообразность как системообразующий принцип. Принцип ценностного взаимодействия здесь работает в нескольких направлениях, обеспечивая открытость новому этнокультуросообразному твор-
ческому опыту, бережное отношение к этнокультурному наследию, ценностное восприятие окружающей действительности в контексте русской народной культуры. Принцип эт-нокультуросообразности обеспечивает корректное вхождение современного подростка в мир этнокультурных ценностей.
основными действиями учителя на данном этапе являются: изучение степени вовлеченности подростков в русскую народную культуру, творческих интересов подростков, а также диагностика уровня развития творческих способностей подростка; изучение отношения родителей к этнокультурному и творческому воспитанию в современном образовательном учреждении, степени вовлечённости родителей в этнокультурное и творческое воспитание своего ребёнка; изучение отношения педагогов к инициативе, связанной с реализацией педагогического потенциала русской народной культуры в развитии творческих способностей подростка; выявление уровня этнокультурной компетентности и каллиграфической культуры субъектов образования; формирование образовательного этнокультурного пространства в школе; организация и проведение ряда образовательных мероприятий, направленных на преодоление стереотипного мышления относительно этнокультуросо-образного творчества, снятие творческого напряжения и формирование готовности к ценностному творческому взаимодействию подростка с русской народной культурой.
нами были организованы и проведены образовательные мероприятия, целями которых были популяризация русской народной культуры среди подростков, вовлечение их в русскую народную культуру, формирование устойчивого творческого интереса к ней. Для этого мы проводили творческие мастер-классы, арт-мастерские, интерактивные экскурсии, дискуссионные клубы и классные часы. Спецификой данных мероприятий на проектировочно-диагностическом этапе являлись побуждающая направленность, чтобы вызвать положительную творческую реакцию, формирование толерантности в мировоззрении, взглядах и суждениях. например, мастер-классы, проводимые нами на различные темы, демонстрировали широкие возможности применения художественных традиций народной культуры в современном творчестве, а также позволяли подростку самому пробовать свои силы в создании авторского творческого продукта в этнокультур-
ной стилистике, в творческих конкурсах, состязаниях. Подростки разрабатывали проекты своей будущей творческой деятельности, концептуальные идеи, обосновывали целевые установки, содержание и предполагаемые результаты творческой деятельности. Самостоятельная работа подростков заключалась в подготовке мультимедийных презентаций, докладов, рефератов, сочинений и эссе по теме русской народной культуры и её различных аспектов, что позволило значительно расширить их творческий и этнокультурный кругозор, приобрести необходимый багаж теоретических знаний и компетенций. Формированию практических умений и навыков способствовала культурно-созидательная деятельность. Подростки на данном этапе учились воссоздавать этнокультурные артефакты при помощи художественных и технологических средств современного искусства. Анализ результатов данного этапа показал позитивные изменения в творческой деятельности подростков: сформировался устойчивый интерес к русской народной культуре, её художественным традициям; они начали применять этнокультурные знания в собственном творчестве, наметили перспективы этнокультуросообразной творческой деятельности.
На мотивационно-ценностном этапе мы осуществляли работу, нацеленную на формирование устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему познанию русской народной культуры, изучению её средств художественно-образной выразительности; этнокультурных ценностных ориентаций, убеждений и установок современного подростка; его умений ориентироваться в мире сложных ценностей русской народной культуры, наполненных самобытной народной философией и фольклорными представлениями. на данном этапе формируется ценностное отношение к русской народной культуре как уникальному источнику творческого вдохновения. Содержательно-процессуальные характеристики данного этапа коррелируют со второй ступенью развития педагогической ситуации (Творчество как ценность), когда происходят активная интериоризация этнокультурных ценностей и формирование потребности в глубинном проникновении в сущностные творческие процессы и явления русской народной культуры. основными принципами развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры являются сотворчество и этно-
культуросообразность как ключевой принцип. Принцип сотворчества призван обеспечивать оптимальные условия для открытого диалога субъектов образования на ценностной основе в контексте творчества. Подразумеваются диалог как продуктивное творческое общение, обмен творческим опытом, ценностное взаимодействие подростка с русской народной культурой и педагогом. Спецификой сущностных характеристик данного этапа является формирование толерантного бережного ценностного отношения к Другому (другому народу, человеку, другой культуре и т. д.). любовь к родной культуре должна быть сопряжена с уважением мирового культурного многообразия как необходимой ценности и источника постоянного цивилизационного развития. Принцип этнокультуросообразности на данном этапе обеспечивает глубокое понимание духовно-творческих основ русской народной культуры и их воплощение в материальных этнокультурных артефактах.
К основным действиям учителя мы отнесли: создание ситуаций самоопределения подростка в творческой сфере путём постижения ценностей и смыслов русской народной культуры; создание условий для раскрытия подростком внутренней ценностной сущности русской народной культуры на созидательном уровне; предоставление возможности творческой самореализации подростка через постижение красоты и ценностно-смысловой сферы родной культуры; организация образовательных мероприятий, направленных на взаимодействие подростка с русской народной культурой на ценностной основе, формирование аксиологического потенциала личности; создание проблемных ситуаций, требующих от подростка самостоятельного принятия решений, готовности к усвоению этнокультурных ценностей и активного перевода их во внутренний план личности.
на данном этапе мы организовали и провели для подростков арт-лаборатории и творческие семинары-презентации, в процессе которых рассматривались ценностно-смысловые основы русской народной культуры. В ходе заседаний арт-лабораторий подросткам предоставлялась возможность аргументировать свою творческую позицию, учиться правильно задавать вопросы, чтобы получать необходимую информацию, выступать в роли экспертов. В процессе творческих семинаров-презентаций подростки погружались в художественно-эстетический мир ценностей
русской народной культуры, выполняли живописные, графические, каллиграфические упражнения и этюды в этнокультурной стилистике, направленные на развитие творческого, художественно-образного и ассоциативного мышления, зрительной памяти, фантазии, воображения, способности к творческой интерпретации. Подростки изучали средства художественно-образной выразительности русской народной культуры и учились применять их в собственном творчестве. Обучающиеся приходили к пониманию и осмыслению важнейшей роли русской народной культуры в развитии современного искусства и творчества. Проводимые нами образовательные мероприятия были нацелены не только на создание ситуаций погружения подростка в мир ценностей русской народной культуры, но и на их переосмысление подростком, формирование умений творчески интерпретировать традиции русской народной культуры в собственном творчестве, эффективно организовывать свою творческую деятельность и представлять её качественные результаты. Анализ результатов данного этапа показал позитивные количественно-качественные изменения в творчестве подростков: у них сформировались высокая творческая мотивация и ценностное отношение к русской народной культуре; наблюдалось стремление к творческой деятельности, обогащённой художественными ценностными конструктами русской народной культуры и её художественно-образной выразительностью; подростки научились ориентироваться в сложной системе координат русской народной культуры, её многогранном творческом мире.
На деятельностно-созидательном этапе подросток обретает индивидуально-личностные смыслы творчества. Этнокультурные ценности и нормы приобретают особый смысл для подростка, становятся его жизненным принципом и ориентиром. На данном этапе внутренние личностные механизмы смыс-лообразования, запускаемые актуализированным педагогическим потенциалом русской народной культуры, становятся стимулом дальнейшего творческого саморазвития подростка. Содержательно-процессуальные характеристики данного этапа коррелируют с третьей ступенью развития педагогической ситуации (Творчество как смысложиз-ненный ориентир), когда подросток обретает индивидуально-личностные смыслы творчества в процессе постижения смыслов рус-
ской народной культуры в контексте созидательной этнокультуросообразной патриотически обусловленной деятельности, становится активным субъектом данной деятельности, ответственным и духовно-нравственным творцом собственной жизни, истинным патриотом своей Родины. Целями данного этапа являются: становление субъектности в патриотически обусловленном творчестве путём обретения его личностных смыслов; формирование потенциала творческого саморазвития подростка, становление «Я-патриота» и «Я-созидателя». Ведущим принципом реализации педагогического потенциала русской народной культуры является субъектность при обязательной этнокультуросообразности. Принцип субъектности обеспечивает формирование и становление личности подростка как созидающего субъекта русской народной культуры, накопление личностного творческого опыта, процессы творческой самоактуализации подростка с помощью педагогического потенциала русской народной культуры. Специфика принципа этнокультуросообразно-сти на данном этапе заключается в обеспечении эффективного проектирования смысло-творческих ориентиров подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры, формирования этнокультуро-сообразной творческой направленности личности. Специфической особенностью данного этапа является формирование творческой направленности личности как внутреннего побудителя, заставляющего подростка постоянно творчески совершенствоваться, стимулирующего творческие силы, мобилизующего творческую продуктивность и трудолюбие.
К основным действиям учителя на данном этапе мы отнесли: создание ситуаций для творческого самоопределения подростка; формирование творческой направленности личности как смыслообразующей позиции субъекта созидательной деятельности; формирование субъектности подростка в творчестве; создание ситуаций для свободной творческой самореализации подростка с помощью потенциала русской народной культуры; формирование чёткой гражданско-патриотической позиции подростка в жизни и творчестве; конструирование условий для творческого саморазвития подростка как ведущего ориентира, принципа и стиля жизни современного человека.
Мы организовали и провели образовательные мероприятия, направленные на раз-
витие смысловой сферы подрастающего поколения как основного внутреннего условия творческого саморазвития, становления субъ-ектности и творческой духовности личности. на деятельностно-созидательном этапе формируется система индивидуально-личностных смыслов в русле деятельностного патриотизма как основополагающего фактора развития творческих способностей подростка. Этому способствовали такие организованные нами мероприятия, как разработка и реализация социально-педагогических проектов по развитию, сохранению и популяризации русской народной культуры на различных инновационных площадках современного мегаполиса («Русский народный раёк: смех на счастье», «основы русской народной духовно-нравственной культуры: от сердца к сердцу»), проведение конкурса талантов «звёздная палитра», творческого фестиваля «Мир русской народной культуры». У подростков формируется патриотически обусловленная смысловая сфера, детерминирующая осознанную, ответственную этнокультуросообразную творческую деятельность; порождающая постоянное стремление к творческому саморазвитию на основе самобытности русской народной культуры. Также мы организовали и провели коллективную творческую рефлексию с участием подростков, учителей и педагогов дополнительного образования, в процессе которой у субъектов образования появилась возможность переосмыслить свою творческую позицию, наметить перспективы дальнейшего творческого самосовершенствования с помощью потенциала русской народной культуры. В результате реализации данного этапа подростки приобрели индивидуально-личностные смыслы творчества, составили планы дальнейшего творческого самосовершенствования; у каждого школьника сформировалась творческая направленность с индивидуальной этнокультурной спецификой.
В процессе развития творческих способностей подростка мы использовали следующие группы методов: практико-ориентированные (направленные на овладение практическими умениями и навыками, необходимыми в художественно-творческой деятельности), конструктивно-поисковые (обеспечивающие эффективное изучение, обобщение теоретического материала, стилизацию художественных образов, приобретение знаний, умений и компетенций, овладение мастерством в области изобразительного искусства и художествен-
ного творчества), методы активной творческой деятельности (на основе знаний, умений и компетенций, полученных на занятиях изобразительным искусством (художественное иллюстрирование литературных произведений, создание авторских рукописных книг, живопись и т. д.), у подростков возникает стремление к самостоятельности, устойчивая мотивация к продуктивной творческой деятельности, появляется уверенность в себе, своих творческих способностях), рефлексивно-творческие (обеспечивающие творческое самодвижение, творческую самореализацию, свободу в созидательном самоутверждении). Каждый из методов включает в себя такие компоненты, как: а) выявление индивидуально-личностных особенностей и профессиональных качеств обучающихся; б) индивидуальный подход к подросткам на занятиях изобразительным искусством и художественным творчеством, предполагающий конструирование индивидуальных образовательно-творческих маршрутов; в) система междисциплинарных связей по изучению русской народной культуры.
Наша опытно-экспериментальная работа показала, что ведущей формой организации образовательного процесса является педагогическое сотрудничество. Анализ результатов эксперимента показал следующее: уровень развития творческих способностей подростков значительно повысился; повысилась творческая мотивация обучающихся, появилась устойчивая потребность в самовыражении; сформировалось желание приобретать знания о русской народной культуре; творческие работы подростков стали красочными, оригинальными, более яркими, интересными с точки зрения художественно-образной выразительности; подростки стали применять в своих творческих работах такие приёмы, как гротеск, метафора, трансформация образа, синтез, декорирование, преувеличение или преуменьшение элементов композиции, стилизация и т. д.; уровень знаний обучающихся в области изобразительного искусства и художественного творчества (композиция, каллиграфия, живопись, графика, дизайн, иллюстрирование книг, стихосложение), а также в сфере русской народной культуры значительно повысился.
Таким образом, проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: обучающиеся повысили уровень развития творческих способностей, овладели художественно-
выразительными средствами изобразительного искусства и русской народной культуры, занимаясь по авторским экспериментальным программам. Педагогический эксперимент показал, что знакомство подростков с русской народной культурой способствует более эффективному освоению глубоких знаний, овладению профессиональными художественными умениями и навыками, активизации образного мышления и воображения, фантазии, развитию творческих способностей. Количественно-качественный анализ результатов системного формирующего эксперимента продемонстрировал стабильность значимых и существенных изменений по результатам каждого этапа работы учителя по реализации методики развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Обучение школьников по разработанной нами методике не только позволяет повысить уровень их творческих способностей, но и способствует успешному освоению теоретических и практических знаний, умений и навыков; духовному обогащению; воспитанию высокой нравственности; формированию национального самосознания. Разработанная нами методика, нацеленная на развитие творческих способностей подростков на основе педагогического потенциала русской народной культуры, эффективна; данные эксперимента показали состоятельность нашего подхода к обучению и подтвердили продуктивность нашей технологии.
список литературы
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.
3. Гаврилова А.О., Власюк И.В. Феномен де-ятельностного патриотизма в развитии творческих способностей подростка // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2015. № 3 (37). С. 9-13. URL: http://grani.vspu. ru/files/publics/1428656770.pdf (дата обращения: 05.07.2016).
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Дани-люк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.
5. Куликова С.В. Воспитание национального самосознания россиянина как историко-
педагогическая проблема // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3. С. 14-17.
6. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремки-на и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004.
* * *
1. Bondarevskaja E.V. Teorija i praktika lich-nostno-orientirovannogo obrazovanija. Rostov n/D.: Izd-vo Rost. ped. un-ta, 2000.
2. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti: monografija / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Peremena, 2001.
3. Gavrilova A.O., Vlasjuk I.V. Fenomen deja-tel'nostnogo patriotizma v razvitii tvorcheskih spo-sobnostej podrostka // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2015. № 3 (37). S. 9-13. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/142 8656770.pdf (data obrashhenija: 05.07.2016).
4. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija grazhdanina Rossii / A.Ja. Daniljuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. M.: Prosveshhenie, 2011.
5. Kulikova S.V. Vospitanie nacional'nogo samo soznanija rossijanina kak istoriko-pedagogicheskaja problema // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2011. № 3. S. 14-17.
6. Metodika vospitatel'noj raboty: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / L.A. Bajkova, L.K. Grebenkina, O.V. Eremkina i dr.; pod red. V.A. Slastenina. M.: Akademija, 2004.
Methods of development of teenagers' creative abilities based on the pedagogic potential of the Russian folk culture
The article deals with the notion "creative abilities of a teenager". It represents and describes the author's methods of development of modern teenagers' creative abilities based on the pedagogic potential of the Russian folk culture. The author describes the stages of development of a pedagogic situation and the principles of teacher's work aimed to develop teenagers' creative abilities based on the pedagogic potential of the Russian folk culture, determines teacher's actions at every stage. The results of the systemic forming experiment are represented.
Key words: Russian folk culture, methodology, creative abilities, teenager, pedagogic potential, principle, individual educational and creative route, pedagogic situation, stage.
(Статья поступила в редакцию 06.07.2016)
© Роговская Н.И., Покусаева Т.Н., 2016
ДИДАКТИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
н.и. роговская, т.н. покусаева
(Волгоград)
познавательные и воспитательные возможности фонетического конкурса на английском языке как формы внеурочной деятельности в процессе иноязычного образования учащихся
Представлены возможности фонетического конкурса на английском языке как формы внеурочной деятельности. Рассмотрены цели, задачи, проведен анализ ежегодного мероприятия на базе школы № 61 г. Волгограда. Отобраны критерии для определения призеров и победителей фонетического конкурса.
Ключевые слова: фонетический конкурс, познавательный аспект, воспитательный аспект, внеурочная деятельность, иноязычное образование, школьники.
В современных условиях стремительного развития международных общественных и экономических отношений всё большую значимость приобретает обучение иностранным языкам, а от образования требуют подготовки личности, обладающей обширными коммуникативными умениями и навыками. В соответствии с ФгоС нового поколения, одним из основных результатов обучения иностранному языку является то, что обучающийся должен владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне разговорного. В связи со сказанным необходимо формирование социокультурной и коммуникативной компетенций, а также развитие познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка, поддержание его на высоком уровне, т. е. осознанное стремление учащегося развивать свои способности и возможности, желание достичь более высокого уровня знаний и умений, понимание необходимости владения иностранным языком.