Научная статья на тему 'Деятельностный патриотизм как фактор развития творческих способностей подростка'

Деятельностный патриотизм как фактор развития творческих способностей подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ACTIVE APPROACH / РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN FOLK CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGIC POTENTIAL / ФАКТОР / FACTOR / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Алина Олеговна

В контексте современного образования рассматривается деятельностный патриотизм как социокультурный, педагогический и личностный феномен. Анализируются и обобщаются основные подходы к исследованию понятий «деятельность» и «патриотизм». В условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры выявляется роль деятельностного патриотизма как важнейшего фактора развития творческих способностей подростка.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the context of the modern education the active patriotism is considered as a social and cultural, pedagogic and personal phenomenon. There are analyzed and summarized the basic approaches to the research of the notions “activity” and “patriotism”. In the conditions of implementation of the pedagogic potential of the Russian folk culture there is revealed the role of active patriotism as the most important factor of development of teenager’s creative abilities.

Текст научной работы на тему «Деятельностный патриотизм как фактор развития творческих способностей подростка»

известия вгпу.

School management in the conditions of conceptual changes in the system of education: context actualization

There is considered the influence of strategic projects and programmes of development on the state of the Russian education in the 2000-2010, analyzed the evaluation of the changes given by scientists. There is substantiated the need in projecting of the new model of school management that takes into consideration the constant influence of the external changes and provides the effective work in these conditions; there are noted the principles of the model.

Key words: strategy of education development, evaluation of changes in the system of education, projecting of the new models of school management.

(Статья поступила в редакцию 8.06.2015)

А.о. гаврилова

(Волгоград)

деятельностный патриотизм как фактор развития творческих способностей подростка

В контексте современного образования рассматривается деятельностный патриотизм как социокультурный, педагогический и личностный феномен. Анализируются и обобщаются основные подходы к исследованию понятий «деятельность» и «патриотизм». Вусло-виях реализации педагогического потенциала русской народной культуры выявляется роль деятельностного патриотизма как важнейшего фактора развития творческих способностей подростка.

Ключевые слова: деятельностный патриотизм, русская народная культура, педагогический потенциал, фактор, творческие способности, подросток, деятельность.

В современном динамичном мире, изобилующем не всегда абсолютными и вечными, а порой и вовсе ложными и мнимыми ценностями, происходит стремительная смена социокультурных ориентиров, установок, приоритетов. В таком социокультурном «калейдоско-

педагогические науки -

пе» событий, чувств, норм и смыслов теряются истинные ценности, такие как любовь, милосердие, семья, дружба, уважение, труд, созидание, патриотизм. Последняя ценность переживает особый кризис в условиях прогрессирующих социогуманитарных проблем образования и воспитания подрастающего поколения. Современный подросток, проходя этапы социализации, попадает в среду норм и ценностей, которые чаще всего обладают амбивалентным характером, вследствие чего вступают в острое противоречие с духовно-нравственной культурой. Оставаясь один перед нравственным выбором, подросток оказывается в ситуации беспомощности и социальной апатии. В этом случае для успешного преодоления кризисных ситуаций и во избежание социальных рисков подросток должен обладать такими качествами, как эмоциональная стойкость, мобильность, ответственность, решительность, моральная гибкость, креативность. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает проблема развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры, где ключевая роль отводится феномену патриотизма как деятельностного компонента творчества.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3, 2012) под воспитанием понимается деятельность, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [9]. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» базовые национальные ценности определены как «хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях» [10, с. 3]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ключевая роль отводится патриотическому, духовно-нравственному воспитанию обучающихся, что «является первостепенной за-

© Гаврилова А.О., 2015

дачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [5, с. 15]. В данном случае патриотизм рассматривается как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё отечество, малую родину (край, республику, город, сельскую местность, где гражданин родился и рос); активную гражданскую позицию, готовность к служению своей стране. таким образом, основные положения о необходимости творческого развития личности на основе патриотически обусловленной деятельности закреплены в соответствующих законодательных документах.

к.Д. ушинский писал, что патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда отчизне грозит какая-либо опасность. он должен гореть ровным, светлым огнём при выполнении им повседневных дел и обязанностей [8]. особенно ярко выражены патриотические чувства личности в её творческой деятельности, желании утвердить свои нравственные и духовные идеалы, опредметить их, передать последующим поколениям в форме произведений искусства, предметов материальной культуры, различных продуктов творчества. русская народная культура воплощает в себе национальные идеалы героизма, гуманистические начала, глубокое философское осмысление окружающего мира. русская народная культура как порождение творческого гения народа и его бытия, сосредоточив в себе огромные созидательные силы, обладает богатейшим педагогическим потенциалом, который эффективно влияет не только на развитие творческих способностей подростка, но и на формирование его этнической идентичности, национального самосознания, глубоких и сильных патриотических чувств к своей отчизне.

В рамках нашего исследования под педагогическим потенциалом русской народной культуры мы понимаем сложносостав-ную, синтетическую систему различных параметров (система духовно-нравственных этнокультурных ценностей, нормы и смыслы, художественно-образная выразительность русской народной культуры), выступающих в качестве возможностей, способностей и ресурсов русской народной культуры; совокупность сил, присущих русской народной культуре, действие которых актуально или может быть актуализировано в определённых условиях и при наличии соответствующих факторов для

а школы -

достижения каких-либо педагогических целей. реализация педагогического потенциала русской народной культуры подразумевает использование педагогических возможностей данной культуры в образовательном процессе, воспроизведение традиционных ценностей, норм и смыслов в педагогической деятельности субъектами образования [3].

Деятельностный патриотизм, сформированный в процессе творчества и в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры, является действенным механизмом, внутренним фактором и стимулом творческого развития личности. При этом под фактором, вслед за Н.М. Борытко, мы понимаем «существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении, внутреннюю причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты» [1, с. 17]. таким образом, деятельностный патриотизм является мощным источником, внутренней силой творческого развития и саморазвития личности современного подростка.

С целью более глубокого научного осмысления деятельностного патриотизма как уникального социокультурного, педагогического и личностного феномена обратимся к исследованию ключевых понятий.

Понятие «деятельность» в современной научной литературе предстаёт как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия (Г.С. Батищев, В.А. лекторский, В.Н. Сагатовский и др.). разработка теории деятельности связана с именами таких учёных, как л.С. Выготский, П.я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. леонтьев, А.р. лурия, С.л. рубинштейн и др. Данная теория раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека: творческого мышления, воображения, фантазии, сознания, национального самосознания. По результатам деятельности личности можно определить её индивидуальные особенности (творческие способности, направления мышления, стиль творчества, склад ума, грани мировоззрения, ценностные ориентации).

В исследованиях деятельность определяется как динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром. В процессе данного взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с реальностью (А.Г. Маклаков). Деятельность человека является много-

- известия вгпу. пе,

образным явлением, имеющим сложное иерархическое строение (А.Н. Леонтьев). Деятельности отводится ведущая роль в развитии творческих способностей личности, которые создаются в данной деятельности, т.е. психические свойства проявляются, формируются и развиваются в деятельности. творческие способности не могут возникнуть, проявиться вне соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов). Таким образом, деятельность как активный, целенаправленный процесс, находящийся в неразрывном единстве с сознанием личности, детерминирована внутренними мотивами и побуждениями субъекта, его личностными качествами, ценностными ориента-циями и принципами.

Проблема формирования патриотизма, патриотических ценностей, чувств и смыслов отражена во многих исследованиях (А.В. Беляев, И.Ф. Бондаренко, Т.Н. Мальков-ская, П.М. Рогачев, Л.В. Русецкий, В.А. Сухом-линский и др.). В категории «патриотизм» преломляется главным образом эмоционально-психологическое отношение личности к своей стране, малой родине, семье, людям, которое преимущественно выражается в символической форме. Патриотизм (греч. ра^ - Отечество, родина) как ценностное чувство апеллирует к традиционным социально-культурным ценностям. В исследованиях патриотизм определяется как абсолютная ценность (А.Ф. Лосев), моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны; гордость за её экономические, социальные и культурные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к родному краю (О.В. Крючкова, О.А. Хат-кевич); элемент духовности (А.Ф. Аниси-мов, Л.П. Буева, Ю.С. Гуров, А.Д. Косичев, Г.И. литвинова, р.В. Михайлова). Патриотизм является социально-психологическим феноменом, который характеризуется синергией аксиологического, нормативного, идеацион-ного моментов; социально-философской категорией, которая выполняет мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, регулятивную и воспитательную функции. Патриотизм есть проявление социальности, творческое начало всей человеческой жизни, этическая норма и возвышенный идеал (Г.А. Тихомиров). Многообразные формы проявления патриотизма детерминированы исторически-

гогические науки -

ми, социально-экономическими, политическими и культурными условиями социума.

Патриотизм обладает культурообуслов-ленными особенностями. Феномен патриотизма рассматривается учёными в культурно-педагогическом аспекте, где типы патриотизма соответствуют типам культур с присущими им особенностями, при этом различные типы патриотизма в системе ценностных ори-ентаций будут состоять из разных компонентов. Например, патриотизм этнического типа связан с самоидентификацией этнонациональ-ного уровня и представляет собой готовность идентифицировать себя с этнической группой и защищать её интересы. Для патриотизма этнического типа на первом месте будут уважение к традициям, к предкам, безопасность родной земли и этнической общности (В.И. Ру-денко).

И.В. Власюк в структуре патриотизма в качестве системообразующего ядра выделяет такой компонент, как гражданско-патриотическое сознание личности, которое формируется под влиянием сложного комплекса социальных отношений в обществе и рассматривается как понятие на мировоззренческом и социальном уровнях [2].

Патриотизм рассматривается как глубинное осознание своей родственности с отчизной, своей укоренённости в её бытии; целостное и потому неискоренимое отношение к родине. Патриотизм выступает делом совести каждого гражданина, его внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб своей страны. В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, памятью предков и их славных дел (В.С. Кукушин). В данном контексте патриотизм является мощным стержнем духовно-нравственного воспитания и развития личности подростка, важнейшим ресурсом роста социокультурной энергии, направленной на возрождение общества, культуры, страны.

В.И. лутовинов рассматривает патриотизм как возвышенное чувство к своей родине, которое обнаруживает своё бытие в социокультурной деятельности личности. Истинный патриотизм - единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности -является действенной побудительной силой и реализуется в её деятельности на благо родины [6].

Проведённые нами анализ и систематизация научных педагогических, социологиче-

ских, культурологических, психологических, и философских знаний о феномене патриотизма позволили нам сделать следующие выводы: патриотизм - многоаспектное понятие, обладающее уникальной духовно-нравственной природой и способностью трансформироваться в зависимости от контекста, в котором данная дефиниция рассматривается. Данная категория интегрирует в своём ценностно-смысловом содержании вариативные компоненты (исторические, политические, культурные, социальные, духовные, этнические, художественно-эстетические). Однако в структуре патриотизма всегда выделяются инвариантные компоненты, имеющие эмоционально-ценностную окраску. Среди них: любовь к своему Отечеству; готовность служению своей стране на благо общества, соотечественников; глубокое чувство привязанности к своей Родине. Проявляясь главным образом как эмоционально-возвышенное чувство к Отечеству, патриотизм выступает в качестве основной составляющей и доминантой духовного внутреннего мира личности, характеризует высокий уровень её социализации, вхождения в данную этнокультурную среду. Деятель-ностный патриотизм как педагогический феномен является духовно-нравственной, творческой категорией, которая тесным образом связана с индивидуально-личностными качествами и глубокими гражданскими чувствами личности. Деятельностный патриотизм представляет собой сложно структурированное целостное образование, объединяющее в себе эмоционально-ценностную, интеллектуальную, нормативно-регулятивную и творческую сферы бытия личности подростка. В структуре деятельностного патриотизма как интегративного образования в качестве доминанты выделяется такая составляющая, как патриотическое сознание личности, которая генетически связана с высоконравственными, духовными чувствами подростка и выражается в продуктивной творческой деятельности, направленной на утверждение духовных идеалов народа. Деятельностный патриотизм - это патриотизм, воплощённый в активной творческой деятельности субъекта. Возвышенные духовно-нравственные чувства подростка к своей Отчизне, культуре, людям реализуются в продуктах творческой деятельности. Человечество изобрело способность опредмечивать, материализовывать свои внутренние духовные качества, чтобы вновь их дематериализовать, извлекая духовное содержание из артефактов, и «присваивать» их каждым этим

а школы -

актом распредмечивания (М.С. Каган). Иными словами, деятельностный патриотизм способствует процессу опредмечивания художественных и эстетических идеалов и принципов подростка, воплощения своих чувств, переживаний, сложных внутренних индивидуально-личностных процессов в продуктах творческой деятельности. Подросток реализует в творчестве себя, свою индивидуальность, внутренний мир, переживания, устремления, мечты, фантазии.

Деятельностный патриотизм является сильнейшим внутренним стимулом, духовно-нравственным ресурсом, питающим творческую сферу деятельности подростка, активизирующим созидательные начала личности. Он обеспечивает реализацию сущностных сил личности в процессе социокультурно обусловленной творческой деятельности. Современный подросток, являясь субъектом культуры, становится источником самой творческой деятельности. «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Потому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [7, с. 438]. Субъектный характер творческой деятельности подростка определяется его индивидуально-личностными характеристиками и качествами, ценностными ориента-циями, мировоззрением, устремлениями и це-леполаганием. Творческая деятельность подростка есть проявление его субъектности, т.к. в творчестве созидается и сама личность творца. творчество как материальное воплощение и проявление деятельностного патриотизма является процессом и результатом самосовершенствования личности подростка.

Процесс развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры упорядочен и проходит несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Вначале в процессе изучения отечественной истории, этнографического материала подростки приобретают глубокие и систематизированные знания в области русской народной культуры, искусства, творчества. Затем осваивают ряд живописных, графических и дизайнерских умений и навыков, этнокультурных компетенций, необходимых им для продуктивной, успешной творческой деятельности. Далее подростки учатся анализировать результаты собственной художественно-творческой деятельности; различные ситуации проблемного характера,

известия вгпу. педагогические науки

возникающие в процессе творчества; явления и предметы действительности, окружающий мир с позиции активно действующей созидающей личности. На заключительном этапе ключевое значение приобретает рефлексия подростка, его эмоционально-ценностное отношение к русской народной культуре как уникальному творческому феномену, своей стране, её богатейшей истории. Здесь происходит глубокое философское осмысление подростком своих действий, чувств, поступков, переживаний, индивидуального творческого бытия; осознание своей гражданской ответственности за сохранение и приумножение этнокультурных ценностей и творческого наследия русской народной культуры; становление подростка как субъекта творческой деятельности [4].

Таким образом, деятельностный патриотизм является комплексным, многоаспектным феноменом, обладающим ценностной природой, детерминирующим созидательные мотивы, устремления, смыслы, цели, творческую деятельность личности, характеризующимся субъектными, индивидуально-личностными качествами и возвышенными гражданскими чувствами подростка. Деятельностный патриотизм, воспитанный в процессе творчества и в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры, является не только гарантом сохранения национальной культуры, народного творчества, этнокультурной творческой идентичности, но и важнейшим фактором развития творческих способностей современного подростка.

список литературы

1. Борытко Н.М. Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2010. № 9 ( 53). С. 16-20.

2. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование программ взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2015. № 3 (98). С. 52-55.

3. Гаврилова А.О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16022 (дата обращения: 14.05.2015).

4. Гаврилова А.О., Власюк И.В. Феномен де-ятельностного патриотизма в развитии творческих способностей подростка // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2015. № 3 (37). С. 9-13.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Дани-люк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.

6. Лутовинов В.И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика: науч.-теор. журн. / под ред. А.Я. Данилюк. 2008. № 7. С. 50-53.

7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. М., 1997.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 1.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3, 2012). URL: http:// docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 14.05.2015).

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е

изд., дораб. М.: Просвещение, 2011.

* * *

1. Borytko N.M. Celostnyj podhod kak sistema reguljativov nauchno-pedagogicheskogo issledovanija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2010. № 9 ( 53). S. 16-20.

2. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie programm vzaimodejstvija shkoly i sem'i v formirovanii grazhdansko-patrioticheskogo soznanija obuchajushhegosja // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2015. № 3 (98). S. 52-55.

3. Gavrilova A.O. Struktura pedagogichesk-ogo potenciala russkoj narodnoj kul'tury // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16022 (data ob-rashhenija: 14.05.2015).

4. Gavrilova A.O., Vlasjuk I.V. Fenomen dejatel'nostnogo patriotizma v razvitii tvorcheskih sposobnostej podrostka // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2015. № 3 (37). S. 9-13.

5. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija grazhdanina Rossii / A.Ja. Daniljuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. M.: Prosveshhenie, 2011.

6. Lutovinov V.I. Problemy vospitanija patriotizma // Pedagogika: nauch.-teor. zhurn. / pod red. A.Ja. Daniljuk. 2008. № 7. S. 50-53.

7. Rubinshtejn S.L. Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti // Rubinshtejn S.L. Izbrannye filosof-sko-psihologicheskie trudy. M., 1997.

8. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochinenija: v 6 t. / sost. S.F. Egorov. M.: Pedagogika, 1990. T. 1.

9. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijs-koj Federacii» (№ 273-FZ, 2012). URL: http://docs. cntd.ru/document/902389617 (data obrashhenija: 14.05.2015).

10. Fundamental'noe jadro soderzhanija obshhego obrazovanija / Ros. akad. nauk; Ros. akad. obrazovani-ja; pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. 4-e izd., dorab. M.: Prosveshhenie, 2011.

педагогика школы

Active patriotism as the factor of teenager's creative abilities development

In the context of the modern education the active patriotism is considered as a social and cultural, pedagogic and personal phenomenon. There are analyzed and summarized the basic approaches to the research of the notions "activity" and "patriotism". In the conditions of implementation of the pedagogic potential of the Russian folk culture there is revealed the role of active patriotism as the most important factor of development of teenager's creative abilities.

Key words: active approach, Russian folk culture, pedagogic potential, factor, creative abilities, teenager, activity.

(Статья поступила в редакцию 8.06.2015)

т.Б. гоМБоЕВ (улан-удэ)

государственно-общественное управление системой среднего образования республики Бурятия в процессе реализации комплексного проекта модернизации образования

Дан обзор этапов становления и развития государственно-общественного управления региональной системой среднего образования в процессе реализации Комплексного проекта модернизации образования; рассмотрены основные механизмы и формы государственно-общественного управления образовательной системой, а также основные результаты реализации данного проекта в Республике Бурятия.

Ключевые слова: управление, государственно-общественное управление, региональная система среднего образования, модернизация, развитие образования.

Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы управления образованием.

За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Совершенствуется правовая база академической самостоятельности образовательных учреждений, преодолевается ведомственный подход к управлению ими. Осуществляется процесс взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах. Основная цель дальнейшего реформирования - создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общества для динамичного развития и удовлетворения запросов личности и общества в условиях модернизации образовательной сферы.

Необходимость модернизации системы образования не вызывает сомнений в мировой педагогике. Пожалуй, наиболее радикальную позицию при этом заняли сторонники так называемой неинституционной педагогики -П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гуллэд, Ф. Клейн, Дж. Холт и др. (США). Дж. Холт считает, что пришло время отказаться от «косметических операций» и приступить к решительной модернизации школьного обучения, т.к. школа в нынешнем ее состоянии не соответствует запросам ученика. И. Иллич заявляет, что современная школа «обречена на исчезновение» и следует полностью менять ориентиры образования. Единомышленник Иллича французский педагог Л. Бернар считает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем; следовательно, надо отказаться от самой школы [3].

Одним из значительных этапов модернизации отечественной образовательной структуры является реализация приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование». В основе данного проекта лежит программно-целевой подход к управлению образованием, который предполагает интеграцию и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования (как преодоление местничества и ведомственности). ПНП «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного его качества, адекватного меняющимся запросам общества и сложившимся социально-экономическим реалиям.

© Гомбоев Т.Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.