Научная статья на тему 'Педагогический аспект понятия «Патриотизм» как методология патриотического воспитания'

Педагогический аспект понятия «Патриотизм» как методология патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3021
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / GOALS OF PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вырщиков Анатолий Николаевич

Анализируются философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are analyzed the philosophic, sociological, psychological aspects of the notion patriotism from the point of view of pedagogy. On the basis of the interdisciplinary synthesis there are determined the methodological issues of patriotic education by means of the pedagogic interpretation of the notion of patriotism.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект понятия «Патриотизм» как методология патриотического воспитания»

ятельной, поисковой, творческой деятельности, активизирующих личность в целом. Это, в свою очередь, предполагает высокую требовательность учителя и коллектива к идейнополитической направленности личности, ее готовности к труду и нравственной воспитанности.

литература

1. Рубинштейн С.л. Бытие и сознание. М., 1957.

Unity of education and upbringing

There is substantiated the urgency of the unity of education and upbringing. There is revealed the category "unity” with regard to pedagogic phenomena. There are sorted out the basic characteristics and stages of the unity of education and upbringing relevant to the potential of education content.

Key words: unity, education, upbringing, process.

А.н. Вырщшоь

(Волгоград)

педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания

Анализируются философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, цели патриотического воспитания.

В отечественной педагогической науке понятие российского патриотизма рассматривается, как правило, в контексте проблем патриотического воспитания как предмета исследования. Педагогический анализ диссертационных работ по патриотическому воспитанию, выполненных за последнее десятилетие, по-

зволяет судить о количественных и качественных параметрах исследований.

Во-первых, наблюдается крайне осторожное обращение исследователей к проблемам методологии патриотического воспитания. Из общего массива проанализированных 47 диссертационных работ следует отметить методологическую направленность докторских диссертаций В.В. Гладких (2011), Н.В. Ипполитовой (2000), В.Ю. Микрюкова (2009), В.В. Пи-онтковского (2006), Е.л. Райхлиной (2011) и др. Во-вторых, в исследованиях ярко выражена предметная направленность патриотического воспитания. Патриотическое воспитание и его аспекты (направления) исследуются как процесс в определенных условиях (различные возрастные группы, воспитательный потенциал различных образовательных областей, дополнительного образования, социокультурной деятельности и проч.). Вместе с тем государственная политика в сфере патриотического воспитания, зафиксированная в трех государственных программах, реализуемых в нашей стране с 2001 г., ставит задачу обеспечения устойчивого развития федеральной, региональных, муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания. данное требование стало предметом исследования докторских диссертаций т.Е. Ве-жевич (2011), В.В. Гладких (2011). В-третьих, среди педагогических диссертационных исследований, к сожалению, пока нет фундаментальных исследований по проблемам интеграции ценностного потенциала патриотизма в социально-институциональное пространство образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций.

Понятие патриотизма в современных исследованиях определяется как основа национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах идентичности с прошлым, настоящим и будущим своей Родины, ее традициями, стереотипами, ценностями. к этой группе исследований можно отнести работы А.В. Абрамова (2001), Ю.А. Андреевой (2008), М.П. Бочарова (1997), к.А. Воробьева (1996), Н.В. Ипполитовой (2001), А.В. кузнецовой (2004), С.А. тюшкевича (2005) и др. Патриотизм рассматривается как комплекс чувств преданности, верности, гордости, любви и т.д. в исследованиях С.Ю. Ивановой (2004), А.А. крупник (1999), В.к. левашова (2006), В.И. лутовинова (1999, 2004, 2008), В.В. Макарова (1990), А.Ю. Параши-

© Вырщиков А.Н., 2012

на (2007), Ю.Н. Трифонова (1994), В.Н. Шей-ко (2003) и др. Понятие патриотизма связывается с механизмами регуляции общественных отношений, консолидации общества и преодоления этнической, национальной, религиозной, корпоративной замкнутости в исследованиях Д.В. Артюхова (2006), И.Н. Иванченко (2007), Д.А. Карманова (2007), И.А. Милюковой (2007), А.В. Потемкина (2009) и др. Педагогический аспект понятия патриотизма как феномена, охватывающего сферы смыслов, определяющего вектор поведения и деятельности человека в пространстве социальности, обосновывается в исследованиях А.К. Быкова (2009, 2011), М.П. Бузского (2004, 2010), А.Ю. Парашина (2007) и др.

Итак, проанализировав исследования, можно констатировать, что патриотизм - это ценностная установка сознания и особое поведение субъектов в обществе (особые отношения), в которых страна, ее существование и проблемы переводятся из сферы фактического и реального в сферу ценностно-сакрального измерения. Патриотизм сегодня - это важнейшая и всеобщая форма социально-гражданской сакрализации, т.е. возвышение своей страны, Отечества через процесс гражданской и над-этнической идентификации. Так, А.А. Козлов считает, что патриотизм «... представляет собой интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь “человек (общество) - среда обитания и развития” и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и иных представлений» [3].

Педагогический аспект патриотизма обнаруживает себя в нравственно-эмоциональном «присвоении» бытия и истории России через процесс, направленный на установление эмоциональной связи человека со своей страной, проявление патриотического сознания, поведения и отношений, на результат и показатель сакрализации и духовного освоения феноменов Родины и Отечества. Главная проблема педагогической интерпретации понятия патриотизма - как поднять общественное сознание личности до ценностного статуса патриотизма в социальной жизни и культуре в России? Если понимать патриотизм как единственное отношение, в котором страна сакрализуется, то он

выглядит как некое чудо. Однако существуют те отношения (социально общего к единичному - формированию индивидов, их сознанию), значительное усиление смысла которых может переходить в патриотизм.

Поскольку в структуре личности важную роль играет духовность, то для воспитания патриотического сознания личности важным оказывается не только постижение культуры и искусства, но и норм нравственности. Однако этот процесс требует «узнавания» форм его проявления и воздействия. Среди них можно выделить значимые для воспитания традиции, обычаи и моральные нормы. В.Д. Шад-риков пишет, что «. обычай так же императивен, как и институт. Он содержит в себе и способ поведения, и источники активности, и нравственную норму в скрытой форме. Обычай изначально социален. Он несет в себе нравственную основу, но она не отрефлекси-рована <...> В процессе воспитания ребенок усваивает нормы морали. При этом нравственные нормы, мораль определяют поведение человека, выступая или как стимул, или - если они стали личностно значимыми - как мотив. В первом случае человек “сверяет”, сопоставляет свое поведение с моральными нормами и старается их выполнить из страха наказания. Во втором случае нравственные нормы служат мотивом поведения» [5, с. 43, 76]. Духовность здесь является основой соединения традиций, обычаев, культуры и моральных установок и принципов. Это становится основой внутренней целостности личности, смысловым стержнем ее патриотического сознания.

для формирования общественно востребованной личности (а патриотизм имеет социальную направленность) «. организация воспитания должна соответствовать действительности <...> исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого <...> Основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, в развитии “вкуса” к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами» (Там же, с. 298).

Исследования психологов и педагогов XX в. показывают, что воспитание личности всегда идет от социально-коллективного к индивидуальному. Так, Л.С. Выготский писал: «Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды - сперва как коллек-

тивная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрап-сихологическая. Изучение генезиса этих процессов показывает, что всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический. Это связано с тем, что ребенок овладевает вниманием других или, наоборот, начинает по отношению к себе применять те средства и формы поведения, которые являлись первоначально коллективными» [1, с. 338 - 339].

Выражением этого социального бытия человека выступает и содержание коллективного прошлого той общности, в которой он осуществляет социализацию. как справедливо подчеркивает В.Б. Устьянцев, «системообразующим элементом духовного горизонта жизненного пространства человека является социальная память. В своих исходных знаковых структурах социальная память выражает способность сохранять и передавать социальную информацию о человеке и его жизнедеятельности посредством созданных культурных кодов. С возникновением социальной памяти пространство жизни человека приобретает новые социальные измерения. Освоение традиций и опыта прошлых поколений выступает необходимым условием жизнедеятельности индивида в информационном пространстве цивилизаций» [4, с. 35]. Как раз «стирание» социальной памяти в современной рыночной среде является одним из важных источников роста социального отчуждения и падения нравственного и духовно-культурного уровня личности.

В реальности внешняя социальная среда постоянно переходит в жизнедеятельность личности через символический мир культуры и патриотизма как ее архетипическо-го основания. В.Д. Гатальский подчеркивает, что, «оперируя знаками как “орудиями” культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует “натуральные” психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный “мир культуры”, который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, “высшие функции” вращиваются в сознание личности, переходят в интрапсихиче-скую плоскость» [2, с. 54].

Одним из направлений педагогического осмысления феномена патриотизма является осознание особой социальной потребности личности - ориентации человека на диалог с

другими, на активное сотрудничество. Основа такой установки - потребность в самореализации, в расширении горизонта своего самосознания, личностно выраженного Я. Эти «поиски другого» через активную социальную жизнедеятельность выделяют для личности в качестве ценностно-смыслового ориентира диалогически ориентированную культуру, которая в России всегда была основой взаимодействия этносов, наций, народов и составляла основу соборности, коллективизма, об-щинности, т.е. тех социально значимых черт жизнедеятельности, которые выражают основу патриотического сознания, патриотических чувств, патриотических отношений и патриотической деятельности.

Таким образом, педагогический аспект понятия «патриотизм» выступает методологией патриотического воспитания, ибо позволяет определить понятие патриотизма, выделить его как особое - сакральное - отношение в обществе и в сознании людей; перевести феномен патриотизма в предмет педагогического исследования и воздействия; смоделировать формы освоения патриотизма учащимися разных возрастов через встраивание его в социальные и мировоззренческие потребности са-мопостижения и самореализации личности.

Педагогический аспект понятия патриотизма помогает определить предмет патриотического воспитания как моделирование (проблемных) жизненных ситуаций, выражающих целостность страны в (конкретных) смысловых, духовно-культурных, ценностных и других проявлениях, и организацию педагогических условий и средств их внутреннего, эмоционально-смыслового освоения обучающимися. Результатом такого освоения должно быть повышение уровня и расширение масштаба сознания «мы-идентичность» у детей и молодежи.

Исследование педагогического аспекта понятия патриотизма позволяет более широко определить цель патриотического воспитания: на основе развитого чувства и сознания гражданской и надэтнической идентичности, социальной и нравственной ответственности, глубокого освоения истории России, овладения современными требованиями правовой и художественной культуры сформировать у личности внутреннюю сакральную связь со своей страной, народом, Отечеством. Один из важных показателей уровня развития патриотического сознания и культуры личности - базисное место Отечества, страны в формировании струк-

тур и содержания пространства личностной самореализации: структура значимых проблем и ценностей Отечества оказывается той основой, в контексте которой индивид создает свои жизненные планы и проекты, а решение личных проблем - соотнесением их с конкретными проблемами страны (региона, коллектива и др.).

Механизм патриотического воспитания в свете данной методологии - единство и вза-имопереход интериоризации и экстериориза-ции. Усвоенные индивидами и группой знания, навыки и сформированные чувства реализуются в практических отношениях: игровых, проблемных и других ситуациях, которые создает педагог.

Естественно, такой подход позволяет придать объемное наполнение современных функций и задач патриотического воспитания:

- сакрализации - формирование в общественном сознании оценочного отношения к стране, которое выступает мерилом и критерием общественных отношений;

- социокультурного конструирования -формирование особых социальных и гражданских качеств личности, такого ее типа, который может стать основой реализации эффективной системы образования и инновационной направленности социальной сферы, определяющей своим развитием движение других подсистем общества;

- личностного конструирования - воспитание социально востребованного типа личности, ориентированной на инновационное, демократическое развитие страны в контексте сознания «мы-идентичности»;

- формирования социально-гражданского партнерства - между государством и обществом, этносами и нациями в стране, социальными слоями и др., что обеспечивает интеграцию общества и достижение страной гражданской идентичности;

- социально-мобилизационная - готовность населения участвовать в проведении реформ, выводящих страну на новый уровень развития;

- культурно-гуманистическая - направленность общества и его институтов на преодоление социального и духовно-культурного отчуждения индивидов и формирование мотивации субъектов к освоению самобытности России в ее истории, культуре и современности;

- мировоззренчески-идеологическая -формирование единства общественного сознания, согласия общества с формируемой «мо-

делью» (образом, смыслом) будущего, общегражданскими целями его развития.

Изучение педагогического аспекта понятия «патриотизм» позволяет сконцентрировать внимание исследователей вокруг таких дискуссионных комплексных и междисциплинарных проблем, как роль и место патриотизма в формировании российской гражданской идентичности, социализации и воспитании подрастающего поколения; интегрированность патриотического воспитания в региональном образовательном пространстве; соотношение общероссийских и региональноэтнических ценностей в структуре российского патриотизма, патриотическом воспитании; роль религиозных ценностей и культуры в структуре российского патриотизма и патриотическом воспитании; влияние глобализационных процессов на содержание российского патриотизма и патриотического воспитания.

литература

1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М.Г. Ярошевского. М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Гатальский В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2009. №3.

3. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании: информационный портал. URL: http://www.nravstvennost.info/librarv/news de-tail.php?1D=2263.

4. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство личности в обществе риска // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2002. № 4 (24).

5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности : учеб. пособие. М. : Изд. корпорация «логос», 1999.

Pedagogical aspect of the notion “patriotism” as the methodology of patriotic education

There are analyzed the philosophic, sociological, psychological aspects of the notion "patriotism" from the point of view of pedagogy. On the basis of the interdisciplinary synthesis there are determined the methodological issues of patriotic education by means of the pedagogic interpretation of the notion ofpatriotism.

Key words: patriotism, patriotic education, Russian civil identity, goals of patriotic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.