АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ И МЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА ПАТРИОТИЗМА
ЛУГОВОЙ А.Ю.
В статье рассматриваются разные подходы к научной трактовке понятия «патриотизм». Уделено внимание компонентам понятия «патриотизм». Также рассмотрены социальные упражнения (создание ситуаций) в качестве основного средства формирования поведенческого компонента позиции патриота. В заключение представлены теоретические основы патриотизма в современном обществе.
В рамках антропологического анализа патриотизм определяется как одна из высших социокультурных ценностей и имеет несколько антропологических измерений. Он проявляется в сфере чувств, идей, поступков личности, является средством идеологического воздействия и фактором политической практики. Ни одно из них не должно развиваться в ущерб гуманистическим принципам, в этом смысле отношение к Отечеству является ценностью жизни в культуре, имеющей общечеловеческое содержание и значение. Гуманное начало патриотизма составляет его основополагающий критерий.
Существуют разные подходы к научной трактовке понятия «патриотизм». Его рассматривают:
- как моральный принцип (Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, В.Н. Устякин и др.);
- как новый, высший тип проявления чувства национальной гордомти (В.А. Воронкович);
- как чувство любви к Отечеству (Р.Л. Болотина, Н.И. Матюшин и др.);
- некоторые исследователи указывают на необходимость осмысления патриотизма как ка-
чества личности (Н.И. Беляева, Л.И. Мищенко, М.А. Терентий и др.).
Таким образом, воспитание патриотизма у подрастающего поколения можно рассматривать как отношение, как чувство, как качество, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его героическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы страны.
В педагогической литературе наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «патриотизм»: количество элементов, входящих в состав рассматриваемого понятия, у разных авторов неодинаково.
Большинство исследователей к существующим признакам патриотизма относят любовь к Отечеству, готовность к защите Отечества, интернационализм, желание трудиться на благо страны и т.д.
Проведенный анализ психологической и педагогической литературы позволил нам определить структуру феномена патриотизма, компонентами которой являются патриотическое сознание, патриотическое убеждение, патриотические чувства, навыки патриотического поведения.
На наш взгляд, эта структура адекватно отражает сущность данного явления в реалиях современной жизни.
Перечисленные компоненты патриотизма находятся не в статичном, неизменном положении, а в состоянии постоянной связи и взаимообогащения, что обеспечивает непрерывное осуществление процесса воспитания патриотизма подрастающего поколения.
Патриотическое сознание определяет характер поступков, их целесообразность, мотивы
Different approaches to notion “patriotism” scientific explanation are told about in the given article. Also much attention is paid to notion “patriotism” components. Social training (formation of situation) as a patriot position behavior component foundation general way is described in the given article too. In conclusion the patriotism theoretical basis in a modern society is suggested.
поведения в той или иной ситуации. Патриотическое сознание выступает как единство глубоких и прочных идейных убеждений. Сознание определяет отношение личности к Отечеству, политике государства, характеру общественных отношений к патриотическому долгу, потребности быть полезным Отечеству. Патриотическое сознание молодёжи - фундамент, на котором могут строиться и развиваться необходимые для гражданина качества.
Патриотические чувства активизируют познавательные усилия человека и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении, особенно ярко проявляющуюся в служении Отечеству.
Источником развития патриотических чувств является та среда, в которой протекает жизнь человека. Непосредственное участие, самовыражение по отношению к конкретной ситуации есть одно из главных условий становления чувств патриота.
Природные свойства индивида являются лишь предпосылками, условием формирования патриотических чувств. Это было убедительно обосновано Л.С. Выготским в его культурноисторической теории.
В результате усвоения знаний о патриотизме и в итоге развития патриотических чувств человека складываются патриотические убеждения, на формирование которых направлено использование социальных проектов.
Патриотические убеждения как компонент патриотизма подразумевает уверенность в правильности знаний о патриотизме и необходимости применения их в жизни, осознание личностью общечеловеческих ценностей, их значения для осуществления своих жизненных планов.
Исследованиями доказано [1, С. 122-124], что основным средством формирования поведенческого компонента позиции патриота являются социальные упражнения - создание ситуаций, в которых воспитание побуждается к самоопределению, к выбору наиболее для него приемлемого способа поведения, одновременно с принятием на себя ответственности за данный выбор. При этом предполагается, что нравственная позиция (её поведенческий компонент) формируется, когда воспитанник совершает нравственный поступок. Позицией патриота должно быть добровольное включение в социальную деятельность на благо Отечества. При реализации патриотических навыков эмоционально принятые идеи закрепляются, становятся осознанной необходимостью.
Теоретические основы патриотизма в современном российском обществе, базирующиеся на новых научных подходах и осмысленно важнейших тенденциях его развития, могут быть сформулированы следующим образом: патриотизм формируется и развивается как нравственное качество, все более социализируясь и возвышаясь на основе духовно-нравственного обогащения общества; патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе, является не только гранью жизни общества, но и источником его существования и развития; в роли первоосновы патриотизма выступает личность, приоритетно-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Отечеству; истинный патриотизм заключается в его духовности; патриотизм как нравственное качество - незаменимая ценность.
Важнейший мотив социально значимой деятельности [2] наиболее полно проявляется в личности, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития; истинный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству.
Патриотизм как интегральное нравственное качество личности прочно связано с другими качествами: гуманизм, коллективизм [3], дисциплинированность, честь, ответственность - это основа, на которой формируются патриотические чувства и убеждения.
Библиографический список:
1. Рябченко, А.М. Воспитание детей в Донской народной школе/А.М. Рябченко. - Ростов-на-Дону, 2005.
2. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения // Научные исследования в образовании. 2010. № 8. С. 3-17.
3. Смирнов И.П. Полиэтническое общество и школа // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 1. С. 46-49.
Ключевые слова: патриотизм, социокультурная ценность, гражданская идентификация, патриотическое мировоззрение, патриотический долг, патриотическое сознание.
Keywords: patriotism, value of social culture, civil identification, patriotic outlook, patriotic debt, patriotic consciousness.