Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры'

Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDYING YOUTH / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURE ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры. Делается вывод, что необходимо включение в творческий процесс учреждений культуры мировоззренческих ценностей, формирование ценностных ориентаций личности и развитие ее творческих способностей, при оптимальных организационно-педагогических условиях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article organizational-pedagogical conditions development of creative abilities of studying youth in culture establishments are considered. Inclusion in creative process of culture establishments of world outlook values, formations of valuable orientations of the person and development of its creative abilities is necessary, under optimum organizational-pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры»

.....

I I I ■ M I I I I

172 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Н. Г. Герасимова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры. Делается вывод, что необходимо включение в творческий процесс учреждений культуры мировоззренческих ценностей, формирование ценностных ориентаций личности и развитие ее творческих способностей, при оптимальных организационно-педагогических условиях.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, развитие творческих способностей, учащаяся молодежь, учреждения культуры.

In article organizational-pedagogical conditions development of creative abilities of studying youth in culture establishments are considered. Inclusion in creative process of culture establishments of world outlook values, formations of valuable orientations of the person and development of its creative abilities is necessary, under optimum organizational-pedagogical conditions.

Key words: organizational-pedagogical conditions, development of creative abilities, studying youth, culture establishments.

Включение в творческий процесс учреждений культуры мировоззренческих ценностей как специфического способа освоения действительности, формирования ценностных ори-ентаций личности и развития ее творческих способностей возможно при оптимальных организационно-педагогических условиях. Автор статьи обратился к исследованиям организационно-педагогических условий в учреждениях культуры как особого способа освоения жизни, в основе которого лежит эмоционально-образный и практический опыт молодого человека.

Важнейшим организационно-педагогическим условием развития творческих способностей является использование всех видов искусств, ибо каждый из них связан с эмоцио-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 172-175

нальным переживанием мировоззренческих, этических ценностей. Стержнем для создания организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры является представление об интонировании как об одной из форм проявления человеческого сознания, способа мышления (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, К.С. Станиславский, Е.А. Ручьевская, В.А. Цуккерман и др.).

В современной социокультурной ситуации организационно-педагогические условия предстают не столько знаковой структурой, сколько «живым организмом», олицетворяющим духовную жизнь личности молодого человека в учреждениях культуры. Теория творчества здесь является основой понимания принципов

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 173

функционирования искусства как генератора и транслятора для личности духовно-ценностной информации, смысложизненных идей через их эмоционально-образное постижение.

Специфика творчества молодежи в учреждениях культуры заключается в синкретическом сплаве биологического, психологического и социально-культурного опыта учащейся молодежи, которые содержатся и в речевом интонировании, - несут информацию о возрасте, поле, темпераменте, внутренней энергии, силе, ситуативной реакции молодого человека. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей связаны с особенностями художественного сознания и проявляются в соответствии со специфическими законами коллективной художественной деятельности. Иерархическое выстраивание организационно-педагогических условий условно, поскольку они обладают свойством совмещения жизненной информации различных уровней. Именно благодаря такому синкретизму творчество учащейся молодежи в учреждениях культуры воспринимается как живая, «принадлежащая конкретному человеку способность.

Опора на теорию творчества и положения позволили нам выдвинуть понятие «организационно-педагогические условия учреждений культуры». Это специфические особенности, которые выражаются в синкретическом единении различных видов искусства на основе витальности средств выразительности, то есть непосредственной связанности с жизнедеятельностью молодого человека.

Синкретическое объединение организационно-педагогических условий служит формой эмоционально-деятельностного переживания и обретения молодым человеком через «приобщающую идентификацию» (В.И. Иванов) духовных ценностей, накопленных коллективным опытом. Пение, игра на инструментах и танцевальные движения активно включают учащуюся молодежь в процесс переживания смысло-жизненных идей и воззрений, значимых для данного сообщества.

Предпринятый нами анализ организаци-

онно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры позволил выявить следующую структуру данного процесса: восприятие личностью молодого человека в учреждениях культуры художественного и эстетического образа в качестве носителя социально значимой ценности проходит через погружение личности в проблематику значимых ценностей, через эмоционально-деятельностное соучастие в конкретных условиях, при этом реакция на сопереживание образу-ценности становится средством эмоционального закрепления и интеллектуального осознания личностью ценности; актуализация ценностной ориентации через ее выражение в художественно-практической деятельности; наконец, перевод ценностной ориентации в статус качества личности, то есть ее выражение в различных сферах отношений личности.

Сущностью взаимодействия в организационно-педагогических условиях развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, что порождает их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой взаимодействия организационно-педагогических условий является возможность воздействовать друг на друга в ходе учебно-творческого процесса в учреждениях культуры и проводить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально волевой, но и в поведенческой сфере личности молодого человека.

Организационно-педагогические условия в учреждениях культуры позволяют осуществлять прямое воздействие на учащуюся молодежь, предъявляя ей определенные требования, ставя перед ней конкретные воспитательные и творческие задачи, что и обуславливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Постоянное обеспечение оптимальных организационно-педагогических условий осложняется взаимоотношением участника и педагога. Это подтвердили 38% учащейся молодежи, а 59% считают, что более

.....

I I I ■ М I I I

174 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на личность участника коллектива, а на создание условий. Следовательно, внося новые предлагаемые обстоятельства в жизнь учащейся молодежи, педагог направляет его на достижение общей цели -развития творческих способностей. Это нашло подтверждение в экспериментальном учреждении культуры при воздействии через организационно-педагогические условия. Выяснилось, что у 83% учащейся молодежи есть товарищи, знакомые, друзья, с мнением которых они считаются, чью позицию они принимают. Через них специалист учреждения культуры организовывает воздействие на личность молодежи, делая их своими коллегами.

Следовательно, организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры имеет две стороны: функционально-ролевую и общественную, где педагог и учащаяся молодежь воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - личностные профессиональные качества целесообразности общества.

Повышение результативности деятельности учреждений культуры через создание организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры предполагает умение преодолевать всяческие препятствия, которые могут возникнуть на пути продуктивного творческого мышления. Среди таких препятствий назовем следующие: конформизм - желание быть похожим на других людей; человек воздерживается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или неумным; цензура (прежде всего, внутренняя); люди, которые боятся собственных идей, не бывают инноваторами; необходимо равновесие между одаренностью и самокритичностью, ибо слишком придирчивая самооценка приводит к творческому тупику; боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу; затрудненность в изменении способов деятельности в нестандартных условиях; стремление найти решение но-

вой задачи немедленно; чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию неадекватных, ложных решений.

Всё это позволяет рассмотреть деятельность учреждений культуры как сложную задачу, поскольку это многоплановый, противоречивый процесс, в котором решаются задачи: создания социально-культурных программ и поиска оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижения новых форм на основе совместного творчества специалистов и инициативных молодых людей из учащейся молодежи (посетителей, зрителей и т.д.).

Это предполагает, что организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры и представляют единство идеальных компонентов: организационная подсистема - управление, финансирование, штатное, расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов работы и т.д.; подсистема методической деятельности - сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.; психологическая подсистема - мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения культуры и участника художественной самодеятельности, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов и т.д.

Организационно-педагогические условия составляют ту среду, обстановку, которая способствует развитию творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры. Специалисты учреждений культуры могут создать благоприятные условия и устранить неблагоприятные условия для этого процесса.

Особенно следует подчеркнуть, что существует прямая и обратная связь системы учреждений культуры со средой посредством условий внешнего воздействия, что дает психологический эффект, лишь преломляясь в субъекте, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Внешне причины формируются в результате внешних воздействий. Творческий процесс не может функционировать

.....

I I I ■ M I I I

Социально-культурная деятельность 175

без наличия организационно-педагогических условий, когда устанавливается обратная связь между учащейся молодежью и условиями, в которых протекает деятельность.

Этот процесс в учреждении культуры включает следующие элементы: объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы, коллективы людей и отдельные личности); субъект деятельности: руководители, специалисты и их актив учреждения культуры; деятельность учреждений культуры - это процесс воздействия субъекта на объект всеми его компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые субъектами для осуществления перед ними задач.

Все элементы учебно-творческого процесса в учреждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - учащаяся молодежь, которая проводит деятельность под руководством специалистов для удовлетворения духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры следует знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания и соответствующих им организационно-педагогических условий людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективность развития творческого потенциала.

Примечания

1. Бершадский, М. Интеллект или креативность? / М. Бершадский // Народное образование. - 2002. - №7.

2. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов, 1983. - 176 с.

3. Мурейко, М. В. Творческая активность сознания / М.В. Мурейко. - Л., 1986.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПАРКАХ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

И. М. Родионов

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье организация деятельности парков культуры и отдыха рассматривается как совокупность организационных, информационно-пространственных (культурная среда), хозяйственно-экономических, кадровых механизмов, направленных на создание необходимых условий развития познавательной активности детей и подростков.

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, познавательная активность, организационная структура, культурная среда, парковая деятельность

In the given article, organization of working process of amusement parks is considered as a complex of organizational, informational and spatial (cultural environment), economic, as well as HR mechanisms, aimed at setting up the necessary conditions of development of children and teenagers' cognitive activity.

Key words: amusement park, ^gnitive activity, organizational structure, ^ltural environment, amusement park activity.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 175-178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.