Научная статья на тему 'Организационные условия развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха'

Организационные условия развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА / AMUSEMENT PARK / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT / ПАРКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AMUSEMENT PARK ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Игорь Михайлович

В данной статье организация деятельности парков культуры и отдыха рассматривается как совокупность организационных, информационно-пространственных (культурная среда), хозяйственно-экономических, кадровых механизмов, направленных на создание необходимых условий развития познавательной активности детей и подростков.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article, organization of working process of amusement parks is considered as a complex of organizational, informational and spatial (cultural environment), economic, as well as HR mechanisms, aimed at setting up the necessary conditions of development of children and teenagers' cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Организационные условия развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха»

.....

I I I ■ M I I I

Социально-культурная деятельность 175

без наличия организационно-педагогических условий, когда устанавливается обратная связь между учащейся молодежью и условиями, в которых протекает деятельность.

Этот процесс в учреждении культуры включает следующие элементы: объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы, коллективы людей и отдельные личности); субъект деятельности: руководители, специалисты и их актив учреждения культуры; деятельность учреждений культуры - это процесс воздействия субъекта на объект всеми его компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые субъектами для осуществления перед ними задач.

Все элементы учебно-творческого процесса в учреждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - учащаяся молодежь, которая проводит деятельность под руководством специалистов для удовлетворения духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры следует знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания и соответствующих им организационно-педагогических условий людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективность развития творческого потенциала.

Примечания

1. Бершадский, М. Интеллект или креативность? / М. Бершадский // Народное образование. - 2002. - №7.

2. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов, 1983. - 176 с.

3. Мурейко, М. В. Творческая активность сознания / М.В. Мурейко. - Л., 1986.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПАРКАХ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

И. М. Родионов

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье организация деятельности парков культуры и отдыха рассматривается как совокупность организационных, информационно-пространственных (культурная среда), хозяйственно-экономических, кадровых механизмов, направленных на создание необходимых условий развития познавательной активности детей и подростков.

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, познавательная активность, организационная структура, культурная среда, парковая деятельность

In the given article, organization of working process of amusement parks is considered as a complex of organizational, informational and spatial (cultural environment), economic, as well as HR mechanisms, aimed at setting up the necessary conditions of development of children and teenagers' cognitive activity.

Key words: amusement park, ^gnitive activity, organizational structure, ^ltural environment, amusement park activity.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 175-178

.....

ш

176 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

Детской и подростковой аудитории в организационной системе парковой деятельности придается большое значение. Это обусловлено, во-первых, исключительной важностью воспитания и развития познавательных интересов подрастающего поколения для будущего страны, во-вторых, высокой степенью постоянного интереса к парковой деятельности этой возрастной группы (до 50% участников культурных программ парков - это дети и подростки). Предпосылки создания социально-педагогических условий для реализации интересов данной возрастной категории населения как раз и закладываются грамотно выстроенной системой организационных механизмов парка.

В контексте нашей темы организацию деятельности парков культуры и отдыха мы определяем как совокупность организационных, информационно-пространственных (культурная среда), хозяйственно-экономических, кадровых механизмов, направленных на создание условий развития познавательной активности детей и подростков. Такие условия могут быть непосредственными - материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными - бюджет свободного времени, развитие образовательных, воспитательных и коммуникационных отношений, уровень готовности и способности работников парков и детско-под-ростковой аудитории к совместной социально-культурной деятельности.

Организационные условия развития познавательного интереса детей и подростков в широком понимании, на наш взгляд, могут быть представлены: целью, разделяемой всеми участниками организационного процесса; единой педагогической концепцией, ориентированной на приоритеты гуманистических ценностей; «мягкой» и открытой для каждого структурой пространства, его событийностью, диалоговым режимом функционирования; разветвленной системой отношений между различными компонентами, субъектами.

Такую организационную систему следует рассматривать как процесс, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам. Этапы характеризуют последовательность

качественного изменения процесса организации, что является ступенями внутреннего развития воздействия в каждом акте его осуществления.

Этап представляет собой совокупность операций (действий), характеризующихся качественной определенностью и отражающих закономерную (необходимую) последовательность их осуществления. На определенном этапе процесса организации осуществляются такие функции, как принятие управленческих решений, планирование, координация, стимулирование и контроль (1, с. 98).

Исследование организационных условий парков и путей их совершенствования в развитии познавательной активности детей и подростков, на наш взгляд, следует начать с определения и изучения организационного механизма парковой деятельности.

Организационный механизм - это система целенаправленных практических действий, которые ориентируют на постановку целей, задач, принятие решений, подбор и расстановку кадров, обеспечение материальными ресурсами, их распределение, осуществление контроля исполнения. Он может рассматриваться так же, как учреждение, которое имеет определенные задачи, направленные на достижение максимальной эффективности, где обязанности должностных лиц, методика и служебные наставления играют большую роль, где границы между правилами и регламентацией проходят не жестко (2, с. 51).

Основополагающим свойством организационного механизма парка культуры и отдыха является его внутренняя организационная структура. Ее роль и значение мы рассматриваем, как минимум, в трех следующих уровнях:

- частнонаучном - способности к самоорганизации и решению вполне определенных задач, связанных с коллективным взаимодействием, открытыми образовательными системами, переходами от неустойчивого к устойчивому развитию;

- общенаучном - определение специфики коллективного взаимодействия как научной теории, фиксирующей наличие социально-

.....

ш

Социально-культурная деятельность 177

педагогического конструкта как общенаучного понятия;

- мировоззренческом - современном принятии знаний о синтезе субъекта и объекта.

Как показал анализ, организационные структуры большинства парков культуры и отдыха страны имеют в основном однородную, типовую структуру с незначительными модификациями количества культурных объектов и, следовательно, видов и направлений деятельности.

Анализ работы парков культуры и отдыха показывает, что их деятельность строится сегодня на основе таких организационных механизмов и правоустанавливающих документов, которые в большинстве своем мало соотносятся с радикальными изменениями экономических, социальных, культурных, образовательных и даже политических отношений в обществе.

Организационные механизмы развития познавательной активности детей и подростков в парковой деятельности должны быть связаны с фактором креативности, поскольку креативность в организации работы парка порождает креативный ответ детской и подростковой аудитории, и наоборот. В практической организационной деятельности парков указанный феномен используется достаточно продуктивно.

Другим важным компонентом организационной системы парка как полифункционального учреждения является информационно-пространственный механизм, формирующий культурную среду парка, в конкретном толковании - среду социально-культурных и образовательных процессов. Культурная среда - это система, объединяющая стабильные искусственные материальные и подвижные изменчивые структуры поведения и деятельности, в которых воплощается связь человека, общественного бытия, в их живой, текущей и изменчивой жизни.

Положив в основу типологию культурно-досуговой среды учреждений культуры разных типов, разработанную В.В. Чижиковым (3, с. 151-152), мы пришли к выводу, что и обра-

зовательное пространство парка имеет, в соответствии со своими направлениями деятельности, целый ряд локальных культурно-образовательных зон, обеспечивающих развитие познавательной активности детей и подростков, с учетом их индивидуальных интересов и потребностей.

Социально-культурная направленность деятельности парков культуры и отдыха позволяет выделить, несколько типов культурной среды, отличающихся в целом по образным характеристикам, различию культурных процессов.

Первая группа - это культурно-досуговая среда, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданию условий индивидуального выбора познавательных интересов детей и подростков.

Вторая группа - рекреационно-досуговая культурная среда, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации детей и подростков, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы.

Третья - музейно-выставочная, представляющая собой «консервант культуры».

К четвертой группе относится концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищностью проте-каемого процесса.

Пятая группа - театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Она специфична своей «консервативностью», постоянством, является своеобразной школой поведения молодого зрителя.

Кшестой группе можно отнести культурную среду, синтетически вбирающую в себя различные виды искусств и создающую атмосферу особого художественного состояния.

И, наконец, седьмая - стихийно складывающаяся культурная среда открытых пространств обусловлена своим существованием людностью мест, сформировалась под влиянием иных целевых установок.

Погружаясь в одну или, возможно, в несколько микросред парка, дети и подростки

.....

I I I ■ М I I I

178 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

в большей или меньшей степени оказываются вовлеченными в практически-духовное освоение мира, наполненного конкретными смыслами.

Другое актуальное направлении в организации деятельности парков - хозяйственно-экономический механизм, с помощью которого также обеспечивается совершенствование условий развития познавательной активности детей и подростков.

В условиях рыночной экономики, парки стали терять свои привычные, наработанные временем эстетические и этические ориентиры. Когда стремление создать стало менее важным стремления продать, причем продать быстро и прибыльно, то возникла необходимость в продукте, во-первых, легкодоступном и, во-вторых, броском и красочном.

Финансовые средства современного парка формируются за счет:

- доходов от платных форм культурного обслуживания населения (платы за пользование аттракционами и игровыми автоматами, спортивными сооружениями и площадками, за посещение театрально-концертных мероприятий, танцевальных вечеров, дискотек, выставок, кружков и т.д.);

- платы за вход (если она установлена);

- бюджетных ассигнований и других поступлений от Учредителя;

- платежей за оказание культурно-досу-говых услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

- добровольных взносов, даров, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

- иных доходов и поступлений, разрешенных законодательством РФ, в том числе прибыли от предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день пристального внима-Примечание

1. Дзиов, А. Х. Социально-педагогические аспекты организации деятельности парка культуры и отдыха: дис. ... канд. пед. наук / А.Х. Дзиов. - М., 1997.

2. Демченко, О. А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парке культуры и отдыха: дис. . канд. пед. наук / О.А. Демченко. - М., 2005.

3. Чижиков, В. В. Дизайн в формировании культурной среды / В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2001.

ния требуют создание и отработка механизмов взаимодействия парка с органами исполнительной власти, государственными и негосударственными, коммерческими и общественными учреждениями и организациями. Нужен инвестиционный механизм перераспределения «зон ответственности» между законодательными и исполнительными органами, муниципальными службами и предприятиями, отдельными юридическими и физическими лицами.

Не менее важным механизмом, с помощью которого или посредством которого совершенствуются организационные условия развития познавательной активности детей и подростков, является кадровый потенциал парков культуры и отдыха. Совершенствованию деятельности парков, в первую очередь, способствуют следующие факторы:

- профессионализм, ответственность за результаты своего труда всех работников парка;

- профессионализм в работе управленческой команды;

- открытость деятельности парка;

- ориентированность коллектива на личность детей и подростков;

- благоприятные материальные условия для образовательного процесса;

- привлечение к партнерству представителей социокультурных институтов;

- участие в экспериментальной, инновационной деятельности.

С помощью специалистов парка выстраивается вся система разнообразных форм организованного и самостоятельного образовательного, духовного, физического развития детей и подростков в условиях досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.