Научная статья на тему 'Педагогическая регуляция формирования ценностных предпочтений молодежи средствами художественно-публицистических программ в учреждениях культуры'

Педагогическая регуляция формирования ценностных предпочтений молодежи средствами художественно-публицистических программ в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / PEDAGOGICAL REGULATION / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / VALUABLE PREFERENCES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / IS ART-PUBLICISTIC PROGRAMS / CULTURE ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Наталья Николаевна

В статье рассматривается сущность процесса педагогической регуляции формирования ценностных предпочтений у молодежи средствами художественно-публицистических программ в учреждениях культуры. Основное предпочтение в выборе методов реализации художественно-публицистических программ отводиться методу театрализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the essence of process of pedagogical regulation by is art-publicistic programs in culture establishments on formation of valuable preferences at youth is considered. The basic preference in a choice of methods of realization of is art-publicistic programs to be taken away to a staging method.

Текст научной работы на тему «Педагогическая регуляция формирования ценностных предпочтений молодежи средствами художественно-публицистических программ в учреждениях культуры»

^нтггш + I ■ I I ■

^ Социально-культурная деятельность 121

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Н. Н. Фокина

Пермский государственный институт культуры и искусств

В статье рассматривается сущность процесса педагогической регуляции формирования ценностных предпочтений у молодежи средствами художественно-публицистических программ в учреждениях культуры. Основное предпочтение в выборе методов реализации художественно-публицистических программ отводиться методу театрализации.

Ключевые слова: процесс, педагогическая регуляция, художественно-публицистические программы, учреждение культуры, ценностные предпочтения, молодежь.

In article the essence of process of pedagogical regulation by is art-publicistic programs in culture establishments on formation of valuable preferences at youth is considered. The basic preference in a choice of methods of realization of is art-publicistic programs to be taken away to a staging method.

Key words: process, pedagogical regulation, is art-publicistic programs, culture establishment, valuable preferences, youth.

Планируя художественно-публицистические программы для формирования ценностных предпочтений молодежи в учреждениях культуры, необходимо широко использовать ее специфические возможности и стремиться к максимальному расширению комплекса средств, методов и форм, приемлемых в каждом конкретном случае.

Забота о высоком ценностно-ориентированном уровне молодежных предпочтений в каждом массовом мероприятии - важнейшая задача его организаторов, где образцом творческого применения будут являться художественно-публицистические программы учреждений культуры.

В предлагаемых программах много внимания необходимо уделять таким формам проведения, как тематический вечер, лекция-кон-

церт, кинолекция, вечер-концерт, киновечер, кинопанорама, устный молодежный журнал, вечер-митинг, вечера-репортажи, творческие показы, открытые уроки мастерства и т.д.

Наряду с этим можно использовать такие формы, как театрализованный тематический вечер, театрализованный концерт, театрализованный митинг, массовый праздник и т.п. Следует учитывать, что художественно-публицистические программы ведутся в часы досуга молодежи и поэтому требуют зрелищности и красочности, эмоциональности (5, с. 105).

Реализация художественно-публицистических программ даст возможность создавать центры культуры, объединяющие деятельность дома культуры, библиотек, кинотеатра, отдельного музыкального общества, краеведческого музея, кафе и т.д.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 121-125

122 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

В них, как правило, могут функционировать отделы: организационно-программный с методистами по клубной и учебной работе; отдел библиотек и распространения научных знаний с инструкторами по методике просветительской работы; отдел искусства, развлечений и отдыха с инструкторами по музыке, изобразительному искусству, кино, фотографии и звукозаписи, кинооператорами.

Предпочтение среди методов реализации художественно-публицистических программ отдается методу театрализации. Как отмечает А.И. Чечетин, «это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное» (8, с. 6). Он предлагает выделить театрализованные представления в отдельный род искусства, имеющий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности (8, с. 6).

Разумеется, важно применять различные методы, сочетать их при выборе содержания художественно-публицистических программ для молодежи, которые организуются в клубе или в ином досуговом центре или учреждении культуры.

Для этого нужно понимать педагогическое построение содержания художественно-публицистических программ, которое можно рассматривать как проблему в аспекте синергети-кии, позволяющей раскрыть художественный творческий процесс в целом.

Методики анализа художественного произведения, которые определяются соответствием законам синергетики по Г. Хакену, И. Пригожину, можно брать за основу при рассмотрении художественно-публицистических программ.

Речь идет о методиках составления картограмм, графических моделей, отражающих взаимодействие детерминированных и стохастических процессов в художественной системе и возможности ее «самоорганизации».

Понять процесс «самоорганизации» в художественном творчестве возможно, если рассматривать его как педагогическую систему с многоуровневой внутренней структурой, построенной на двух основных типах отношений:

1) творческом, диалектическом отношении к отображаемой действительности, ее познании и оценки; 2) диалогических отношениях (по терминологии М. Бахтина) к будущему участнику художественного процесса.

Прослеживается взаимосвязь процессов создания художественного произведения и художественно-публицистических программ, которая определяется в своей основе творческим процессом педагогической регуляции.

Общефилософский подход к художественному творческому процессу как диалектическому единству познавательно-оценочных процессов учитывает специфику оценочной функции в искусстве. Отношение составляет взаимодействие, столкновение эстетического идеала и предполагаемых ценностных установок или предпочтений, что определяется педагогической направленностью решения этого вопроса.

Эстетический идеал - это не «застывший» в сознании образ совершенства. Идеал как бы заново создается в каждом творческом процессе именно благодаря внутреннему контакту, постоянному соизмерению, осознаваемому или неосознаваемому, собственных критериев эмоционально-эстетической оценки действительности с эстетическими потребностями и ценностными представлениями личности участника этого процесса (7, с. 12).

Такие творческие процессы коренятся в особенностях художественного отражения действительности. Разумеется, для того чтобы подобные действия производили высокохудожественное впечатление, они должны быть организованы педагогически. Это возможно, как писал А.В. Луначарский, при выполнении, по меньшей мере, трех условий:

1) это искреннее желание аудитории «откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется»;

2) это талантливые организаторы, способные организовать действие и руководить ими так, «чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и полный энтузиазма, насквозь искренний замысел руководителей, с другой, сливались между собой» (4, с. 85);

Социально-культурная деятельность 123

3) это механизм организации развлекательного действия обусловлен сменой разнообразных впечатлений, получаемых человеком в процессе соучастия в этих действиях.

Смена впечатлений происходящих событий, в свою очередь, должна быть обусловлена чередованием разнообразных художественно-выразительных средств (слова, музыки, танца и т.п.), оказывающих на человека максимально насыщенное педагогическое художественное воздействие, рождающее у него состояние праздничности, то есть мощного эмоционально-чувственного восприятия предложенного организаторами действия, имеющего не только художественно-эстетическую, но и нравственно-мировоззренческую значимость.

Отсюда следует, что ни развлечения, ни игра, ни зрелище, ни праздник не обладают «единообразным строением художественной ткани» (2, с. 235), что свойственно любому виду искусства (музыке, театру и др.). Поэтому они не могут являться видами искусства. Однако в структуре игр, зрелищ, праздников и т.п. те или иные произведения искусства могут быть использованы либо в полном, либо во фрагментарном виде, например как элемент художественно-публицистической программы. Подобное использование подчиняется тому замыслу, который вызвал к жизни конкретное развлекательное действие.

Таким образом, и игра, и зрелище, и праздник и т.д., не являясь, по сути, видам искусства, представляют собой всего лишь формы искусств, а не их ограниченное синтезирование. Здесь речь идет, по мнению М. Кагана, о механическом объединении произведений разных искусств. Данная ситуация характерна для концерта, литературно-музыкальной композиции, «музыкальной гостиной», бала и пр., где осуществление данного действия производиться по принципу «концертности», когда один номер следует за другим.

Художественная и педагогическая значимость подобной программы обусловлена как высоким художественно-эстетическим качеством каждого ее номера, так и логикой художественного замысла организатора (режиссе-

ра), соединившего все концертные номера воедино, во имя художественной целостности всего действия.

Такое ансамблевое сочетание представляет собой объединение различных видов искусств на основе принципа «эпизодичности», то есть последовательной смены эпизодов, каждый из которых существует на основании закона «трех единств». В том числе единства места (наличие единой сценической или игровой площадки), единства времени (действие, даже если оно повествуя о прошлом, происходит в настоящем времени), единства действия (то есть действия, объединенного единым замыслом организатора (специалиста, режиссера), проявляемого, в том числе и в тексте ведущего (или ведущих)).

Художественная и педагогическая ценность подобных программ обуславливается не только высоким художественно-эстетическим качеством каждого элемента в том или ином эпизоде, но и единым художественным замыслом всего действия. Данная ситуация характерна для зрелища, праздника, театрализованного представления, театрализованного действия и т.д. (1, с. 5).

В содержание художественно-публицистических программ, в отличие от художественных произведений, дополнительно включается педагогический процесс воздействия на передний план как форма воспитательного аспекта, что обеспечивает внутреннее единство всех направлений ценностно-нравственного воспитания. Тем самым происходит реализация воздействия социально-ценностных функций, которые дают развитие социально-культурного творчества и общественной активности молодежи и формируют их ценностные предпочтения.

С точки зрения педагогического воздействия на личность молодого человека главная задача художественно-публицистических программ заключается в активизации этого участника, что помогает выработать жизненную позицию личности, ее самореализации, формирует ценностные ориентиры.

Итак, многофункциональность содержа-

124 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

ния художественно-публицистических программ реализуется в деятельности учреждений культуры, обеспечивая педагогическую значимость этой деятельности в общей системе социально-культурного досуга.

Цели реализации художественно-публицистических программ определяются с помощью клубных объединений, учреждений культуры, они должны воплотиться в детальной программе педагогических действий. «Общественная значимость клубного объединения зависит от идеологической и культурной ценности занятий, интерес к которым обусловил его создание» (3, с. 277).

Художественно-публицистические программы должны представлять собой единое целое, части которого взаимосвязанны, взаимозависят и взаимообусловливают друг друга.

Основные компоненты педагогических условий воздействия на молодежь в учреждениях культуры таковы: цель и содержание деятельности учреждений культуры; объект формирующего воздействия - молодежь, на которую это воздействие направлено; субъект воздействия - тот или те, кто выступает инициатором и источников воспитательного, просветительного, организующего влияния; педагогические факторы, использование которых необходимо для передачи содержания, достижения цели.

Главная задача - ценностно-ориентированные цели и педагогические условия для разработки педагогических способов воздействия на молодежь. За каждым методическим приемом нужно видеть социально-нравственный смысл.

Воздействие через художественно-публицистические программы на молодежь даст уникальные воспитательные возможности.

Во-первых, «эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации, преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности» (6, с. 55). Этот момент чрезвычайно актуален в связи с развитием информационных технологий.

Во-вторых, уникальная воспитательная

возможность состоит в том, что обеспечивается широкое разнообразие форм и методов деятельности учреждений культуры, которые способствуют активному самовыражению личности подростка, молодого человека, вызванное эмоциональной реакцией на конкретное событие.

Воспитательное воздействие через художественно-публицистические программы определяет «состояние психики» молодежи, которое можно понимать через установку как носителя бессознательного творчества, определяемое художественным творчеством. Или как целостно-личностную организацию и внутреннюю готовность индивида к той или иной деятельности. Одним из носителей такой установки является образ-символ.

Это мотивируется тем, что механизмы формирования педагогической установки и символа весьма схожи: формирование установки происходит под воздействием повтора каких-то ситуаций, символ тоже формируется через повторение каких-то художественных деталей, образов, несущих некий скрытый смысл, который и есть установка.

Вместе с тем в художественном творчестве - сложноорганизованной системе с многочисленными рядами, уровнями и иерархиями структур, выделяется возможность доминирующей структуры.

Именно эта доминирующая структура может стать объектом педагогического прогноза творческого процесса для формирований ценностных предпочтений молодежи. Проблема прогнозирования в области творческого процесса имеет два различных аспекта.

Первый - предвосхищение будущего посредством выражения эстетического идеала; второй - развитие самого творческого процесса. В первом случае объектом прогноза будет эстетический идеал, во втором случае - система: художественно-публицистическая программа - молодежь.

Основой для разрешения этих вопросов может стать ряд физиологических и психологических теорий, например, теория П.К. Анохина об «опережающем отражения действи-

Социально-культурная деятельность 125

тельности», теория установки Д.Н. Узнадзе, искусства, существующего как процесс перехо-группа исследований явлений психики, нося- да таких границ (реальных и потенциальных щих вероятностный характер и др. смыслов, формы и материала, авторского и

Тем самым понятие «художественное» «чужого» восприятия, собственно художе-можно определить как динамическую зависи- ственного и творческого, реального и идеаль-мость множества «граничных» образований но-возможного, культуры и искусства). Примечания

1. Гагин, В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект / В.Н. Гагин. - М., 2005.

2. Каган, М. Морфология искусств / М. Каган. - М., 1972.

3. Клубоведение. - М., 1980.

4. Луначарский, А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке / А.В. Луначарский. - М., 1981.

5. Массарский, С. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы: дис. ... канд. пед. наук / С.М. Массарский. - Л., 1990.

6. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества: [сборник научных трудов]. - Л., 1981.

7. Нигматуллина, Ю. Г. Синергетический аспект в исследовании художественного творчества / Ю.Г. Нигма-туллина. - Казань, 2008.

8. Чечетин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М., 1981.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПАРКАХ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

И. М. Родионов

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье парки культуры и отдыха рассматриваются как целостная полифункциональная организационно-воспитательная система со специфическими признаками, позволяющая раскрыть новые возможности развития познавательной активности детей и подростков. В статье дается анализ разных направлений работы парка, связанных с организацией педагогического процесса в условиях парка, и напрямую влияющих на развитие познавательной активности детей и подростков.

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, познавательная активность, парковая деятельность, педагогические технологии, культурно-образовательная система

In this article parks are regarded as an entire multifunctional organizational and educational system with specific features which allows discovering new opportunities for developing children's and teenagers' cognitive activity. In the article the analysis of different directions of park work is presented which are related to the organization of a pedagogical process in park conditions and which influence directly on the development of children's and teenagers' cognitive activity.

Key words: amusement park, cognitive activity, amusement park activity, pedagogical technologies, cultural and educational system.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 125-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.