Научная статья на тему 'Специфика развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха'

Специфика развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА / AMUSEMENT PARK / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ПАРКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AMUSEMENT PARK ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CULTURAL AND EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Игорь Михайлович

В данной статье парки культуры и отдыха рассматриваются как целостная полифункциональная организационно-воспитательная система со специфическими признаками, позволяющая раскрыть новые возможности развития познавательной активности детей и подростков. В статье дается анализ разных направлений работы парка, связанных с организацией педагогического процесса в условиях парка, и напрямую влияющих на развитие познавательной активности детей и подростков.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article parks are regarded as an entire multifunctional organizational and educational system with specific features which allows discovering new opportunities for developing children's and teenagers' cognitive activity. In the article the analysis of different directions of park work is presented which are related to the organization of a pedagogical process in park conditions and which influence directly on the development of children's and teenagers' cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Специфика развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха»

.....

I I I ■ M I I I

Социально-культурная деятельность 125

тельности», теория установки Д.Н. Узнадзе, искусства, существующего как процесс перехо-группа исследований явлений психики, нося- да таких границ (реальных и потенциальных щих вероятностный характер и др. смыслов, формы и материала, авторского и

Тем самым понятие «художественное» «чужого» восприятия, собственно художе-можно определить как динамическую зависи- ственного и творческого, реального и идеаль-мость множества «граничных» образований но-возможного, культуры и искусства). Примечания

1. Гагин, В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект / В.Н. Гагин. - М., 2005.

2. Каган, М. Морфология искусств / М. Каган. - М., 1972.

3. Клубоведение. - М., 1980.

4. Луначарский, А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке / А.В. Луначарский. - М., 1981.

5. Массарский, С. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы: дис. ... канд. пед. наук / С.М. Массарский. - Л., 1990.

6. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества: [сборник научных трудов]. - Л., 1981.

7. Нигматуллина, Ю. Г. Синергетический аспект в исследовании художественного творчества / Ю.Г. Нигма-туллина. - Казань, 2008.

8. Чечетин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М., 1981.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПАРКАХ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

И. М. Родионов

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье парки культуры и отдыха рассматриваются как целостная полифункциональная организационно-воспитательная система со специфическими признаками, позволяющая раскрыть новые возможности развития познавательной активности детей и подростков. В статье дается анализ разных направлений работы парка, связанных с организацией педагогического процесса в условиях парка, и напрямую влияющих на развитие познавательной активности детей и подростков.

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, познавательная активность, парковая деятельность, педагогические технологии, культурно-образовательная система

In this article parks are regarded as an entire multifunctional organizational and educational system with specific features which allows discovering new opportunities for developing children's and teenagers' cognitive activity. In the article the analysis of different directions of park work is presented which are related to the organization of a pedagogical process in park conditions and which influence directly on the development of children's and teenagers' cognitive activity.

Key words: amusement park, cognitive activity, amusement park activity, pedagogical technologies, cultural and educational system.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 125-128

.....

I I I ■ М I I I

126 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

Деятельность парка культуры и отдыха мы рассматриваем в контексте педагогической антропологии социально-культурной деятельности, сущность которой определяется «совокупностью педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологию, определяющую социализирующие воспитательные процессы» (6, с. 299). В таком контексте образовательная деятельность парков выделяется своей «спецификой» по отношению к другим общеизвестным и общественно признанным образовательным системам. Между тем образовательная деятельность парков, выражая свою внутреннюю и внешнюю специфику, неповторимость и уникальность (деятельности, форм, явлений, технологий, содержания и т.д.) по отношению к другим институтам, в отношении собственно своей деятельности определяется уже не спецификой, а основным, главным, родовым видом деятельности, предопределенным природой социально-культурных и парковых образовательных процессов.

Парки культуры и отдыха представляют собой целостную и полифункциональную организационно-воспитательную систему, для которой, по нашему мнению, характерны специфические базовые признаки, отличающие парки культуры и отдыха от всех других систем воспитания и развития. К ним относятся: динамичность воспитательного и образовательного процессов в социально-культурной природной среде, естественной для развития личности детей и подростков, их самореализации; стимулирование творческой активности данной возрастной категории молодежи, развитие их познавательной активности, способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и поступательному саморазвитию; расширение социального и культурного опыта детей и подростков на основе объективных исторически сложившихся позитивных базовых ценностей и ценностных ориентаций, самостоятельности мышления и оценок, поступков и поведения; преемственность развития познавательной активности детей и подростков в пар-

ковой деятельности, сформированных учебных познавательных интересов в образовательной деятельности школы.

Указанные специфические условия деятельности парков культуры и отдыха позволяют нам раскрыть и специфику его педагогического процесса, который указывает на новые (в отличие от школы) возможности развития познавательной активности детей и подростков: добровольность участия детей и подростков в коллективных, групповых, индивидуальных организованных и самостоятельно инициированных видах деятельности; дифференциация детей и подростков с учетом индивидуальных интересов и направленности на определенный вид деятельности; возможность корректировать содержание обучающих и культурных программ с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности данной возрастной категории посетителей; общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей и подростков, ориентированный на предметно-практические и личностно значимые для каждого подростка задачи; разнообразие сфер общения, возможность неформального общения специалиста парка с детьми и подростками; творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка и подростка повышение своего статуса в коллективе сверстников.

Таким образом, культурно-образовательная система парка культуры и отдыха предоставляет подростку возможность добровольного выбора видов занятий, с учетом его интересов, выбора удобного для него времени, не «репрессивный» учет посещаемости и «лояльные» оценочные характеристики. Более того, подростку предоставлена возможность выбирать не только интересующий его вид и форму занятий, но и руководителя, с которым он ощущает себя наиболее комфортно. Познавательная активность данной молодежной группы в условиях парковой деятельности во многом формируется и воспроизводится самими детьми и подростками и проецируется главным образом в социально значимых предметно-дея-тельностных видах активности, которые поощ-

.....

ш

Социально-культурная деятельность 127

ряются и поддерживаются социальными педагогами парка. Чаще всего именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный и последующий выбор или даже замену направления и формы участия подростка в студии, клуба, кружка, секции и т.д. Особое значение приобретает та сфера парковой деятельности, которая является средством воспитания эстетических вкусов и суждений детей и подростков - сфера игры. Система игровых программ парка позволяет моделировать реальный, идеальный и фантастический миры. Компьютерные игры, интеллектуальные, развивающие, познавательные конкурсы, спортивные, развлекательные игры - эта среда целенаправленно обучает и воспитывает своими ценностями, непосредственно связанными с интеграцией детей и подростков в сообщество и процессами социализации. Р. Барт, например, отмечая изоморфизм мира игрушек и «вещного» мира взрослых, писал: «Расхожие игрушки - это, по сути, мир взрослых в миниатюре». Но это «предвосхищение» мира взрослых может носить как пассивный, так и активный характер: в первом случае «ребенку остается лишь роль владельца и пользователя, но не творца», во втором - ребенок «занят не применением вещей, а сотворением мира ... он творит жизнь, а не собственность» (1, с. 102).

Специфичный характер педагогического процесса в парках культуры и отдыха позволяет более эффективно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми и подростками, поскольку здесь он не «привязан» к государственным образовательным стандартам, количество детей, с которыми одновременно занимается педагог, изначально меньше, чем в типовом школьном классе. С си-нергетической точки зрения, процедура обучения и воспитания в парке культуры и отдыха как внешкольном институте представляет собой не передачу подростка, как эстафетную палочку, от одного субъекта к другому, а погружение подростка в иные, отличные от школы, условия развития его познавательного активности. Это позволяет устранять двойственность динамики количественных изменений и

качественных преобразований, иначе говоря, преобразований «старого» и «нового» в процессе развития. Нами установлены следующие противоречия, которые в процессе преодоления выступают движущими силами развития подростка: противоречие между новыми потребностями детей и подростков, которые вызваны социально-культурными условиями деятельности парка культуры и отдыха. и возможностями их удовлетворения; противоречие между возрастающими возможностями физического и культурного развития детей и подростков в условиях парка культуры и отдыха и ранее сложившимися формами и видами деятельности в процессе школьного образования; противоречие между растущими требованиями модернизируемого общества, социальных педагогов и специалистов парка культуры и отдыха и уровнем общей развитости детей и подростков.

Рассмотренные выше специфические свойства процесса развития познавательной активности детей и подростков в условиях парка культуры и отдыха имеют весьма существенное значение, поскольку все они ориентированы на деятельность и накопление опыта. Мы согласны с мнением А. Пуанкаре, который говорил, что «разум пользуется своей творческой силой только тогда, когда опыт принуждает его к этому» (5, с. 38). Соединение знаний и реальности всегда было и остается труднейшим обстоятельством жизни подрастающего поколения, так как обычно они находятся в противоречии друг с другом. Поэтому насущным вопросом современности является создание системы ценностей и моделей реальности, которые определят выбор стратегии развития и поведения. Весьма продуктивную, на наш взгляд, модель развития предлагает В.Э. Войцехович: «а) система ценностей, которой придерживается (и сознательно, и бессознательно) субъект, б) пониманием реальности, моделью действительности, которую принимает субъект» (2, с. 144). Среди посетителей парков культуры и отдыха свыше 50 процентов составляют дети и подростки. Высокий интерес в целом к парковой деятельности детерминируется познавательным

.....

I I I ■ М I I I

128 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

интересом к конкретным познавательным, развивающим, формирующим, информационным, коммуникативным, художественным, спортивно-оздоровительным, рекреационным и другим видам деятельности. Например, в парках культуры и отдыха страны в 2008 году проведено 38982 культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятия для детей и подростков до 14 лет включительно, что составляет 56,2% от общего числа парковых программ (4, с. 205). Выстраивая в этой форме организации категориальный ряд, мы выделяем из многообразия явлений те процессы, которые носят кооперативный характер фазовых переходов и элементов самоорганизации, совместных корпоративных действий не только в указанных процессах, но и в социуме. При этом мы различаем два несовпадающих фактора: выявление аналогий, зачастую внешних, не означает совпадения содержательно различных познавательных процессов, базирующихся на качественно иных технологиях развития познавательной активности детей и подростков в парковой деятельности.

На наш взгляд, использование аналогий школьного (группового) обучения не ведет к увеличению информационного и смыслового поля познания в организационно-педагогической сфере парковой деятельности. Вместе с тем, нелинейное мышление и конструирование познавательного процесса парка в уже известных терминах «позволяет дать более или менее убедительную картину соци-

ально-культурных процессов aposteriori, при этом фактический материал подбирается к уже "готовой" схеме как наиболее подходящая иллюстрация» (6).

При анализе целевых установок школьной системы образования и организационно-педагогического института парка культуры и отдыха очевидны общие цели и устремления - дать обществу новое поколение активных, целеустремленных, пытливых, инновационных личностей, способных выразить себя в непрерывно меняющихся условиях. Цель школы, используя ресурсы учебного процесса, сформировать познавательный интерес детей и подростков к окружающему миру, выработать позитивное отношение к общечеловеческим ценностям. Цель деятельности парка культуры и отдыха, используя культурный, эмоциональный, игровой, театрализованный ресурс организованной и спонтанной досуговой деятельности, развить познавательную активность подрастающей личности через включение ее в сложившуюся культуру, социальные отношения людей и процесс самореализации. Таким образом, мы наблюдаем два встречных взаимно направленных педагогических процесса, которые могут при правильной интеграции превратиться в единое воспитательное пространство, в котором будут нивелироваться негативные последствия влияния спонтанной и неопределенной окружающей среды улицы, двора, обеспечиваться взаимосвязь образовательного и воспитательного процесса.

Примечания

1. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Изд-во им. Сабашниковы, 1996.

2. Войцехович, В. Э. Синергетическая концепция фракталов / В.Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.

3. Евстигнеев, В. Р. Идеи Пригожина в экономике. Нелинейность и финансовые схемы / В.Р. Евстигнеев // Общественные науки и современность. - М., 1998. - №1.

4. Культура России: информационно-аналитический сборник. - М., 2009.

5. Пуанкаре, А. Наука и гипотеза / А. Пуанкаре. - М., 1913.

6. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.