ISSN 1997-Q8Q3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Q18 ♦ 5 (85) сентябрь - октябрь ^
УЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ПАРКА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
АКТИВНОГО ДОСУГА
УДК 71:364.446
Н. В. Шарковская
Московский государственный институт культуры
В статье раскрыты созидательные смыслы парка как открытого общественного пространства организации активного досуга. Выделены существенные признаки общезначимых вех становления и развития отечественной садово-парковой культуры. Дана содержательная характеристика центровым функциям парка: мировоззренческой, просветительной, прогностической, способствующим развитию наглядно-образного мышления посетителей, реализации разных видов культурной деятельности, в том числе межкультурной досуговой коммуникации. Обозначена роль социальных взаимодействий в подсистемах «человек - человек», «человек - природная среда», «человек - культурные ценности» при создании культуротворческого пространства как в традиционных (парк культуры и отдыха), так и в инновационных (парк настоящего будущего, кемпинг-парк) видах парка. Конкретизирована система их принципов: культуросообразности и природосообразности, гуманизма и ценностных установок, преемственности культурных досуговых традиций, ненасилия как способности позитивного отношения к другим людям, окружающей природной среде.
Ключевые слова: садово-парковая культура, личность, парк, функции парка, социальное взаимодействие, активный досуг.
N. V. Sharkovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),
Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
The article reveals the creative meanings of the park as an open public space for the organization of active leisure. Significant signs of universally significant milestones in the formation and development of the national landscape gardening culture are highlighted. An informative characteristic is given to the center functions of the park: ideological, educational, prognostic, contributing to the development of visual and imaginative thinking of visitors, the implementation of various types of cultural activities, including
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Departments of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture
CULTURAL SENSE OF THE PARK AS A PUBLIC SPACE OF ACTIVE LEISURE
e-mail: [email protected] © Шарковская Н. В., 2018
intercultural leisure communication. The role of social interactions in the subsystems "man-man", "man-natural environment", "man-cultural values" when creating cultural space in traditional (culture and recreation park), and in innovation (the park of the present future, camping park) views of the park. The system of their principles was concretized: culture and nature, humanism and values, succession of cultural leisure traditions, non-violence as an ability of a positive attitude towards other people around the natural environment.
Keywords: landscape gardening culture, personality, park, park functions, social interaction, active leisure.
Для цитирования: Шарковская Н. В. Культуротворческие смыслы парка как общественного пространства активного досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 104-110.
«Многоликость» осмысления созидательной сущности парка - публичного озеленённого пространства, предназначенного для свободного времяпрепровождения посетителей; доступной территории, в которой воплощена идея осуществления человеком субъективного восприятия окружающей природы, а также приобщения к системе моральных ценностей, - характерна для организационных процессов упорядочивания культурной жизнедеятельности всех обществ и социальных групп.
Прообраз отечественного парка в виде особой сферы русской садово-парковой культуры, которая своими истоками уходит в глубокую древность, а последующее её развитие связывается со сводом правил «Кормчей книги» - сборника церковных и светских законов (XIII век), восходит к созданию монастырских садов, которые можно причислить к средневековым моделям европейских садов. Так, московским садам, тесно связанным с территориальным устройством города и повседневным бытом людей, были присущи колоритность пейзажа обжитой природы и художественное своеобразие способов выражения их практической пользы. Археолог, специалист по истории города Москвы И. Е. Забелин в работе «Московские сады в XVII столетии» отмечал, что «... о садах боярских с прудами упоминается ещё в актах XVI сто-
летия [5, с. 19]», а «обозрение московского садоводства в первой половине XVII столетия заключалось двумя статьями Х главы Соборного уложения царя Алексея Михайловича, из которых статья 221 касается создания садов как части хозяйства весьма важной в домашнем быту и распространённой в Москве [4, с. 5]». В данном труде представлено подробное описание всех дворцовых садов Москвы, «к устройству которых государь Алексей Михайлович приступил в 1666 году, в том числе: Аптекарского сада, трёх садов села Измайлово, шести садов села Коломенское [5, с. 24]», а также непосредственно досуговых увлечений царя, в том числе соколиной охотой.
Активное развитие российской садово-парковой культуры первой половины XVIII века связано с именем Петра I. Регулярные сады и парки: Летний сад, парки Петергофа и Стрельны - это центры культуры и общественной жизни, место сосредоточения произведений искусства и различных природных раритетов. Они предназначались «не только для празднеств и прогулок, но и приобщения к широкому кругу гуманитарных знаний, истории, мифологии и общественно-политическим проблемам своего времени [7, с. 12]». Летний сад (1704), в котором был создан первый в России скульптурный лабиринт, посвящённый басням Эзо-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 5 (85) сентябрь - октябрь ^
па, один из основных и наиболее полно сохранившихся памятников садово-паркового творчества Петровской эпохи.
Именно во второй половине XVIII века началось интенсивное совершенствование усадебного пейзажного парка, которым как раз отличается отечественная садово-парковая культура. Отвечая культурно-историческим, природным реалиям, данный тип парка, примером которого являлся Богоро-дицкий парк в Тульской губернии, спроектированный А. Т. Болотовым (1783), был не только произведением садового зодчества, но и пространством активного досуга, предназначенным для прогулок, чтения книг, в частности романов, обмена полезными знаниями о садоводстве, земледелии и т.д. [2]. Многочисленные статьи А. Т. Болотова по садово-парковому искусству, написанные в стиле диалога с читателем в издаваемых им журналах «Сельский житель. Экономическое в пользу сельских жителей служащее издание» (1776-1779) и «Экономический магазин» (1780-1790), отражали суть его эстетических взглядов на значимость творческого подхода к созданию русского типа парка как «художественного произведения самой природы [1, с. 224]».
Организация культурной жизнедеятельности в садах, парках XIX века, связанная с возрождением идеи творческого обустройства «зелёных апартаментов», созданием благоприятной рекреационной среды в камерных природных ландшафтных зонах, способствовала пробуждению к ним познавательного интереса среди широких слоёв городского населения. Это, в свою очередь, стимулировало появление такой разновидности садово-парковых учреждений, как художественные центры при усадьбах, которые стали существенным культурным явлением, способным объединить созидательные за-
мыслы художников, музыкантов, скульпторов, театральных деятелей. Одновременно с ними стали появляться усадебные библиотеки - самостоятельная организационная структура, направленная на реализацию духовных потребностей, целевых предпочтений их владельцев в приобщении читателей, посетителей к общечеловеческим культурным ценностям, в том числе к ценности познания специфики паркового искусства.
Значимость культуротворческих смыслов парка XX века, отражённая в работах Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачёва, Е. В. Триоди-на, Ю. Д. Красильникова и других, прослеживается как на вербальном (культурный текст как «смысловой генератор» участников коммуникации), так и невербальном (общечеловеческие символы, инициативные формы организации свободного времени, фотографии) уровнях социального поведения посетителей в конкретной парковой микросреде. Если к известным видам парка в контексте создания социокультурных условий реализации духовных потребностей и ценностно-смысловых ориентаций участников парковой рекреации исследователи относят парки культуры и отдыха, парки скульптур, то к инновационным - парки настоящего будущего, кемпинг-парки, этнопарки, парки развлечений (тематический парк, парк аттракционов), археопарки и т.д.
Так, центровые функции парка культуры и отдыха в плане их структурной упорядоченности - это мировоззренческая функция, способствующая выработке наглядно-образного мышления посетителей, характеризующегося отражением многообразия ценностных характеристик парка, упорядоченности их существования; просветительная функция, связанная с реализацией разных видов культурной деятельности, в том числе межкультурной досуговой коммуни-
кации; прогностическая функция, нацеленная на совершенствование процессов регуляции парковых норм, традиций, их социальной полезности и востребованности. Основными предназначениями этого традиционного типа парка при реализации творческих начинаний и любительских интересов посетителей, по мнению Ю. Д. Красиль-никова, выступают: рекреация, организация массового отдыха и развлечений, информационно-просветительная и физкультурно-оздоровительная работа [6, с. 323]. Динамичность и взаимообусловленность вышеуказанных функций, а также типичных их эквивалентов сопряжена с магистральными направлениями реализации социально-культурной деятельности, нацеленной на формирование культурной мотивации социального поведения конкретной личности посетителя, влияющей на способность к самостоятельной рефлексии в предметном общественном пространстве парка культуры и отдыха.
Сущностный смысл творческой ориентированности современных парков культуры и отдыха во многом обусловлен применением такого рода социально-культурных технологий, как рекреативные технологии, в том числе технологий формирования рекреационных потребностей личности, стимулирования рекреационной активности, организации рекреативной деятельности [3, с. 12]. Названные технологии позволяют оптимизировать процессы функционирования различных парковых зон и секторов, прежде всего физкультурно-спортивных, развлекательно-игровых, природоохранных. Именно в этих зонах и секторах реализуются культурно-досуговые программы и проекты, представленные в разных форматах: кинолектории под открытым небом, арт-пер-форманс, мастер-классы, фотоквесты, обра-
зовательные дебаты, экологические марафоны и экопикники, спортивные велогонки, народные праздники, а также фестивали, в том числе загородной культуры, клоунского искусства и т.д. Среди наиболее известных социокультурных проектов в московских парках культуры и отдыха выделяются: совместный проект Парка культуры и отдыха имени М. Горького и Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко - «Балет «Жизель»; выставочные проекты «Тайны мировой культуры» -презентация первого рукописного варианта Конституции Российской Федерации и церемония открытия первой в России Национальной школы красивого письма (при-родно-исторический парк «Сокольники»).
Обеспечивая свободный и самостоятельный выбор, а также добровольность участия, эти технологии способствуют созданию условий для «расширения социального и культурного опыта посетителей, мотивации их художественного творчества, осуществления личностной досуговой самореализации в природно-ландшафтной и социально-культурной среде [8, с. 14]». С позиции целеполагающей досуговой деятельности участников парковой рекреации их результативность прослеживается в активизации организационных, психолого-педагогических факторов как движущих сил процесса формирования их экологической культуры; в улучшении эмоционального и физического здоровья; стимулировании смысловых и целевых культуротворческих установок, ориентированных на приоритетность избрания тех или иных форм продуктивного проведения свободного времени.
Востребованность современным социумом инновационных моделей парка, прежде всего таких, как природно-ландшафт-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 5 (85) сентябрь - октябрь ^
ный парк «Зарядье», кемпинг-парк, связана с глобальным общественным движением за охрану окружающей природной среды, экологическое просвещение людей. Реальная миссия деятельности парка «Зарядье», успешно соединяющего в себе социокультурную, рекреационную, просветительную и коммуникативную функции, состоит в формировании творческого и ответственного отношения посетителей к российской природе. Среди основных задач парка выделяются: создание позитивной атмосферы для организации культурного досуга населения на основе разных видов рекреационной, выставочной и музейной деятельности; осуществление различных по тематической направленности социальных общекультурных массовых мероприятий, прежде всего информационно -просветительных, физкультурно-оздоровительных, экологических, с использованием природных и досугово-рек-реационных комплексов парка. Являясь парком национального масштаба, «Зарядье» реализует культурно-просветительные задачи в научно-познавательном центре «Заповедное посольство», тематическом центре «Ледяная пещера», экспозиционном культурном комплексе и медиацентре при поддержке ГУП «Природоохранный центр», РНИМУ имени Н. И. Пирогова, а также в экоцентре «Заповедники». В качестве аксиологической функции парка выступают следующие ценности-цели: открытость новым людям, идеям, технологиям, осознание исключительности и незаурядности каждого человека, природного явления и культурного феномена; поддержка инициативы, активной социальной позиции волонтёров в процессе участия во всех сферах жизни парка; ответственное отношение к культурному наследию и экосистеме парка; междисциплинарность, выраженная в сборе, трансляции знаний из
различных областей науки и культуры и отражённая в социокультурных проектах [11].
Кемпинг-парк - это современный парк активного досуга, предоставляющий культурные услуги в плане комфортного проживания на природе. Специфика его в том, что спроектированная культурная среда предназначена для самостоятельного комфортного проведения дней молодёжного, семейного отдыха в загородных лесах без нанесения им ущерба. Среди потенциальных мотивов, определяющих выбор типа кемпинг-парка, выделяются потребности в туристской рекреации, неформальном общении с друзьями, близкими людьми в новой роли кемпинг-туристов, обмене личностными ценностями как факторе регуляции досугово-го поведения на природе. Ведущие функции кемпинг-парков - социоэкологическая реабилитация посетителей и гедонистическая адаптация к природной составляющей среде обитания, сориентированные на познание окружающего мира природы при условии её целостного сохранения, - реализуются как в типовых моделях этого вида парка, так и в кластерах экологического и культурно-образовательного туризма (парк-музей «Этномир», парк птиц «Воробьи», Калужская область; природный парк «Птичья гавань», г. Омск и другие). Выступая в виде нестандартного типа экологического клуба, популяризирующего ценности экологического туризма, кемпинг-парки являются «модификацией поведения» отдыхающих в русле парадигмы «бережного отношения к природе [9, с. 22-23]».
Культуротворческое пространство не только традиционных, но и инновационных видов парка, нацеленное на восстановление общего эмоционального фона посетителей, психологических ресурсов их здоровья, трудоспособности, аккумулирует не-
сколько типов социальных взаимодействий, представленных:
• в подсистеме «человек - человек», критерием полезности которой является установление межличностных отношений в диалоге «Я - Ты», в котором проявляется как личная ответственность Я за Ты, основанная на осознании значимости друг для друга, коммуникативных средств досугового общения, так и социальная ответственность, базирующаяся на общности культурных потребностей, активном выражении собственного мнения, в частности - по вопросам организации культуротворческой среды парка;
• в подсистеме «человек - природная среда», предусматривающей достижение гармоничности сосуществования посетителя в парковом пространстве, основанной на эмоционально-нравственном его отношении к природному ландшафту парка, соблюдении морально-этических норм поведения как результата личностной культурной самоорганизации, успешной самореализации;
• в подсистеме «человек - культурные ценности», способствующей приобщению посетителя к системе ценностей парковой культуры; формированию его художественного вкуса восприятия открытых парковых пространств и композиций, стремле-
нию к разумному развлечению; желанию выстраивать отношения с окружающей природой, людьми на приоритетных основах сотрудничества [10, с. 116-117]. Продуктивность развития данных типов социальных взаимодействий в значительной мере обусловлена степенью определённости ключевых принципов их организации: культу-росообразности и природосообразности, гуманизма и ценностных установок, преемственности культурных досуговых традиций, ненасилия как способности позитивного отношения к другим людям, окружающей природной среде.
Актуализация созидательных смыслов парка на личностном и деятельност-ном уровнях организации активного досуга посетителей обусловлена поиском продуктивных организационных, информационно-коммуникационных средств регулирования их социального поведения (привычных досуговых действий, целенаправленных творческих действий, жизненных стремлений), а также эффективных технологий, позволяющих реализовать духовные потребности каждого посетителя, в том числе в общей самоактуализации, раскрытии резервных креативных возможностей, а также в выборе форм собственной культурной активности.
Примечания
1. Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград: садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). Москва : Культура, 1996. 431 с.
2. Веселова А. Ю. Эстетика Андрея Тимофеевича Болотова : Литературная критика и садово-парковое искусство : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата филологических наук : 10.01.01 / Веселова Александра Юрьевна ; Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2000. 19 с.
3. Демченко О. А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Демченко Олег Александрович. Москва, 2007. 23 с.
4. Забелин И. Е. Московские сады в XVII столетии. Часть I. Б/г., б/м. 15 с.
5. Забелин И. Е. Московские сады в XVII столетии. Часть II. Б/г., б/м. 30 с.
6. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУКИ, 2004. 539 с.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 5 (85) сентябрь - октябрь ^
7. Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. Санкт-Петербург : Паритет, 2003. 448 с.
8. Родионов И. М. Организационно-педагогические условия развития познавательной активности детей и подростков в деятельности парков культуры и отдыха : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Родионов Игорь Михайлович. Москва, 2011. 24 с.
9. Чахова Д. А. Кемпинг-парки как учреждения культуры нового типа. Казань : Бук, 2016. 44 с.
10. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность : монография. Москва : МГИК, 2017. 148 с.
11. Официальный сайт ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.zaryadyepark.ru
References
1. Vergunov A. P., Gorokhov V. A. Vertograd: sadovo-parkovoe iskusstvo Rossii (ot istokov do nachala XX veka) [Vertograd: landscape art of Russia (from the origins to the beginning of the 20s century). Moscow, 1996. 431 p.
2. Veselova A. Yu. Estetika Andreya Timofeevicha Bolotova: Literaturnaya kritika i sadovo-parkovoe iskusstvo. Avtoreferat diss. cand. filol. nauk [Aesthetics of Andrey Timofeevich Bolotov: Literary criticism and landscape art. Synopsis cand. filol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2000. 19 p.
3. Demchenko O. A. Sotsial'no-kul'turnye tekhnologii rekreatsiigorodskogo naseleniya vparkakh kul'tury i otdykha. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Social and cultural technologies of recreation of the urban population in parks of culture and recreation. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2017. 23 p.
4. Zabelin I. E. Moskovskie sady vXVIIstoletii. Chast' 1 [Moscowgardens in the 17s century. Part 1]. 15 p.
5. Zabelin I. E. Moskovskie sady v XVII stoletii. Chast' 2 [Moscowgardens in the 17s century. Part 2]. 30 p.
6. Kiseleva T. G., Krasilnikov Yu. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.
7. Kyuchariants D. A., Raskin A. G. Sady i parki dvortsovykh ansambley Sankt-Peterburga i prigorodov [Gardens and parks of palace ensembles of St. Petersburg and suburbs]. St. Petersburg, Publishing house "Paritet", 2003. 448 p.
8. Rodionov I. M. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya poznavatelnoy aktivnosti detey i podrostkov v deyatelnosti parkov kul'tury i otdykha. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions for the development of cognitive activity of children and adolescents in the activities of recreation parks. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2011. 24 p.
9. Chakhova D. A. Kemping-parki kak uchrezhdeniya kul'tury novogo tipa [Campingparks as a new type of cultural institution]. Kazan, 2016. 44 p.
10. Sharkovskaya N. V. Sotsial'no-kul'turnye instituty: tipologiya, soderzhanie, deyatel'nost' [Social and cultural institutions: typology, content, activity]. Moscow, Publishing house of the Moscow State Institute of Culture, 2017. 148 p.
11. Official site of the Zaryadye Park. Available at: https://www.zaryadyepark.ru
*