Научная статья на тему 'Педагогическая регуляция художественно-публицистических программ'

Педагогическая регуляция художественно-публицистических программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИКА / PUBLICISM / ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ARTISTRY / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / SOCIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонких Н.Н.

В статье описываются художественно-публицистические программы в единстве с общим процессом развития культуры. Автор статьи подчеркивает необходимость создания модели педагогических регуляций для воспитания толерантной личности. В статье также раскрываются теоретические аспекты художественно-публицистических программ, которые основываются на психологии, педагогике и культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with artistically-publicistic programmes that are described with/in unity of general process of the cultural development. The author of the article underlines the need to create the model of pedagogical regulations for training/education of a tolerant person. The article also reveals the theoretical aspects of artistically-publicistic programmes which are based on psychology, pedagogics and culture.

Текст научной работы на тему «Педагогическая регуляция художественно-публицистических программ»

являющегося в стремлении личности оградить себя от внешних посягательств со стороны социума. Данные утверждения вряд ли состоятельны, поскольку праздник был и остается мощным воспроизводящим и регулирующим соционормативным фактором социальной действительности.

Праздник, обладающий ярко выраженной социально-педагогической направленностью, продолжает формироваться как существенная сила, способствующая одухотворению и солидаризации людей. Существенно и то, что праздничная культура, формируемая праздником, значительно обогащает культуру бытовую, повседневную, поскольку многие материальные артефакты, некогда использовавшиеся только во время празднования, в последующем прочно утвердились в социальной практике, а некогда реализуемые в празднике правила и нормы социального поведения прочно укоренились в жизни и ее социальной действительности.

Примечания

1. БеркЭ. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Берк. - М., 1979.

2. Ванченко Т. П. Трансформация мышления в празднике / Т. П. Ванченко // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусства. - 2008. № 6 (27). - С. 59-63.

3. Веденеев Г. А. Массовые российские праздники: состояние и тенденции развития: учеб. пособие / Г. А. Веденеев. - Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2008.

4. Кассирер Э. Опыты о человеке / Э. Кассирер // Избранное. - М., 1998.

5. Коротков Э. М. Исследование систем управления / Э. М. Коротков. - М.: Издатель-ско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000.

6. Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен / О. Л. Орлов. - СПб.: Нестор, 2003.

7. Триадский В. А. Праздники юности Подмосковья / В. А. Триадский. - М.: Московский рабочий, 1983.

Н. Н. Тонких

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

В статье описываются художественно-публицистические программы в единстве с общим процессом развития культуры. Автор статьи подчеркивает необходимость создания модели педагогических регуляций для воспитания толерантной личности. В статье также раскрываются теоретические аспекты художественно-публицистических программ, которые основываются на психологии, педагогике и культурологии. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, публицистика, художественность, педагогика, личность.

The article deals with artistically-publicistic programmes that are described with/in unity of general process of the cultural development. The author of the article underlines the need to create the model of pedagogical regulations for training/education of a tolerant person. The article also reveals the theoretical aspects of artistically-publicistic programmes which are based on psychology, pedagogics and culture. Keywords: social-cultural activity, publicism, artistry, pedagogics, personality, social, activity.

Среди актуальных проблем, связанных с ускорением социально-экономического и культурного развития нашего общества, ведущая роль принадлежит активизации человеческого фактора. В сложившихся ныне условиях роль художественно-

публицистических программ в активизации человеческого фактора значительно повышается.

Многие художественно-творческие акции, транслируемые с помощью средств массовой коммуникации, будь-то «шоу» или концерт, являются публицистическими. Вопрос в том, насколько они художественны, какие социальные нормы и жизненные приоритеты позиционируют и какие изменения при этом претерпевает объект воздействия. Низкий уровень художественности современных публицистических программ, проникновение в их содержание пошлости, вульгарности, бессмыслицы в значительной степени обусловлено стремлением создателей к развлекательности, гедонизму, следствием чего становится формирование у нового поколения нигилизма, низкого художественного вкуса. Поэтому так необходима выработка и теоретическая систематизация знаний о процессах и явлениях, происходящих в социально-культурной сфере при потреблении и воспроизводстве субъектами современной культуры.

Как показало наше исследование, реализация общечеловеческих ценностей наиболее эффективно проходит в процессе педагогического регулирования художественно-публицистических программ в учреждениях культуры.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую - к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Огромную актуальность среды признают педагоги всего мира, однако при оценке степени влияния среды единства не наблюдается. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Как в теоретическом, так и в практическом плане необходимо учитывать влияние на развитие человека и наследственности, другими словами, следует учитывать коэффициент влияния наследственности и среды, а также то, что коэффициент этот корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Именно поэтому педагогическая регуляция художественно-публицистических программ осуществляется с учетом специфических закономерностей поведения человека, прежде всего социально-психологических.

Педагогическая регуляция художественно-публицистических программ подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние художественно-публицистических программ приводит к образованию новых условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут.

Влияние среды и воспитания на развитие личности осуществляется посредством деятельности, многообразных занятий человека. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития личности, которую можно сформулировать так: чем больше

работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Безусловно, эффективность деятельности будет значительно выше, если она интенсивна и хорошо организована. Успешное развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, где он полностью реализует свои возможности. Тогда в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно дополнить эмоционально. В этом самая большая проблема, решить которую способны художественно-публицистические программы. Художественно-публицистическая программа учреждения позволяет населению активно участвовать в их подготовке и проведении. В художественно-публицистический программе проявляются все основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, их внутренние структуированные формы: познавательная, культурная, общественная, спортивная, художественная, техническая, развлекательная, гедоническая и т.д.

Активность в обучении позволяет человеку быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие личности. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться и в условиях культурно-досуговой деятельности.

С теоретической точки зрения культурно-досуговая деятельность имеет три типа программ: информационно-просветительные, художественно-публицистические и культурно-развлекательные.

Теоретические основы художественно-публицистических программ в современном российском обществе, базирующиеся на новых научных подходах и тенденциях его развития, могут быть сформулированы следующим образом:

— содержание художественно-публицистических программ формируется и развивается как нравственное качество, все более социализируясь и возвышаясь на основе духовно-нравственного обогащения общества;

— содержание художественно-публицистических программ, будучи глубоко социальным по своей природе, является не только информационно-просветительским, но и выступает как оптимистическое начало, вера в будущее;

— в содержании художественно-публицистических программ личность находится в центре и несет нравственную нагрузку программы, в которой исторические, культурные, национальные составляющие строятся на высшем принципе, определяющем смысл и стратегию ее жизни.

Специфика художественно-публицистических программ, их эмоционально-выразительная форма вызывает у воспринимающего субъекта-объекта состояние сотворчества.

Обладая огромной силой идейно-эмоционального воздействия, художественно-публицистические программы позволяют наиболее полно выразить современные идеи, взгляды, чувства, которые нашли свое отражение в содержании. Единство познания действительности и чувственно-предметного отображения мира, а также реконструкция целостного образа в художественно-публицистической программе выступают как механизм глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры человека.

Педагогическая регуляция художественно-публицистических программ связа-

на с изменением, перемещением параметров общественного сознания и, как результат педагогической деятельности отдельного индивида и различных социальных групп, является целью и содержательной основой исследования в силу творческой и практической значимости художественно-публицистических программ в деятельности учреждений культуры.

Итак, педагогическое регулирование художественно-публицистические программы в разнообразных срезах и аспектах выглядит следующим образом:

- художественная информация в программе, специфика ее художественного сообщения состоит в том, что она оказывает эмоциональное воздействие на аудиторию и передается понятийно-смысловым путем через систему индивидуализированных художественных образов;

- объектом программы, имеющим регулирующие возможности, становится метод, инструмент (система методов и средств) педагогического регулирования, стремящегося к достижению определенного социального результата;

- субъектом становится культурно-досуговое проектирование и моделирование, создающее соответствующий контент и методы его воздействия на аудиторию;

- способом применения данной системы методов и средств, то есть педагогическим регулированием, является характеристика состояния индивидуального и общественного сознания, обусловленного художественно-публицистическим воздействием на аудиторию.

Таким образом, педагогическое регулирование художественно-публицистических программ необходимо рассматривать в единстве с общим процессом развития культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры, где раскрытие духовно-творческих начал личности представляет собой важнейший элемент педагогического регулирования.

Актуальной проблемой современного этапа развития высшего художественно-педагогического образования в России является формирование личности студента, гармонично сочетающей в себе педагогическое призвание с творческими способностями к избранной профессии - постановщик культурно-досуговых программ. Сформировать задачи, ориентируясь на общечеловеческие ценности, и определить конкретные пути их реализации, пути превращения установок в конкретные дела -в этом и состоит главная задача педагогической регуляции художественно-публицистических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.