О. А. Болденко
(Сочи), Г. В. Палаткина
(Астрахань)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
В статье анализируются различные научные подходы, определяющие сущность феномена «творческая активность». Рассмотрены особенности развития творческой активности, обусловленные возрастной спецификой старшего подростка
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что сегодня требуется обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования, в том числе совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, а также информирование молодежи о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки творческой активности молодежи. В связи с этим актуализируется поиск наиболее оптимальных путей развития творческой активности молодежи.
Исследования проблемы творческой активности старших подростков требует раскрытие феномена «активности личности», являющегося предметом рассмотрения многих наук, которые исследуют специфические для каждой из них закономерности возникновения и развития самого понятия «активность».
Анализ противопоставлений в исследований философов духовного начала (Н. О. Лос-ский, С. Л. Франк и др.] и материального начала (Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазур-ский и др.] в трактовках понятия активности показал, что оно не в полном объеме раскрывает его сущность. Более полная позиция у ученых, рассматривающих проявление активности как взаимосвязь и взаимообусловленность разнообразных факторов (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.], что предполагает не любую реакцию субъекта на влияния внешней среды, а такую, в процессе которой субъект, с одной стороны, приспосабливается к окружающим условиям, с другой, трансформирует эти условия и при этом сам изменяется [6].
Этот же взгляд на сущность понятия «активность личности» прослеживается в других научных трудах. Так, в российской педагогической энциклопедии [12, с. 26] активность личности рассматривается как «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества». Как изменяющаяся и воспроизводящая сторона деятельности рассматривается понятие «активности» и в научных трудах В. А. Петровского [10, с. 45].
Следовательно, категории «активность» и «деятельность» взаимосвязаны, а именно: активность личности в соответствии с поставленными целями обуславливает ее деятельность.
Эта же позиция подтверждается исследованиями А. В. Енина, который определяет активность как важнейшую черту личности, способную изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющуюся в любой интенсивной деятельности [2, с. 32], и исследованиями А. А. Люблинской, которая рассматривает активность человека через выполняемое им действие [7, с. 11].
Из рассмотренных выводов ученых для нашего исследования важно то, что активность выражает уровень и характер деятельности, влияет на цели, мотивацию, ее осознание и выбор видов деятельности. Она способна постоянно изменять уровни развития личности, является первопричиной ее саморазвития и самодвижения, связана с ее эмоциональностью, индивидуальными способностями и потребностями, продиктована инициативой
изнутри. Таким образом, активность можно рассматривать как проявление самодеятельности, которая обладает творческим потенциалом.
Рассматривая динамику активности, А. В. Петровский отмечает, что она происходит во взаимопереходах между деятельностью, действиями и операциями и в способности субъекта ставить избыточные цели по отношению к требованиям ситуации (надситуа-тивная активность]. Принцип надситуатив-ной активности появляется тогда, когда «производство действий над порогом ситуативной необходимости дает нам начальную характеристику активности как момента прогрессивного движения деятельности» [10, с. 78]. То есть процесс преобразования обуславливает появление творческой активности: творческая активность есть высшее проявление активности.
Исследование феномена творческой активности требует рассмотрения понятия «творчество». Определяя феномен творчества, следует обращать внимание на внутреннее преобразование. Отсутствие внешнего творчества не исключает наличия внутреннего творчества. Внутреннее творчество характеризуется состоянием интенсивного подъема, переживания, фантазией, воображением, поиском, социальной ценностью и новизной [8, с. 31]. Оно обеспечивает уверенность в самом себе, определяя этим его самостоятельность.
Основой творчества является воображение, создающее новые полезные комбинации путем преобразования образов, а ранее не существовавшие объекты или ситуации. Этому способствуют те знания или образы, которые у субъекта существовали ранее. Они получают оценку, отбираются и обобщаются, что способствует получению непривычных сочетаний и связей реальной действительности. Но это появляется тогда, когда при решении проблемной ситуации отсутствует нужная база знаний и опередить ее мышлением невозможно. То есть базовой «техникой» воображения является разрушение старых систем, и комбинирование из них новых.
Следует отметить, еще одним проявлением творчества является любопытство, которое выступает стимулом познания неизведанного мира. Любопытство обеспечивает контакт с внешним и внутренним миром через концентрацию внимания на необычное, незнакомое явление.
Таким образом, анализ научных работ показывает, что под творчеством понимается деятельность по созданию качественно нового, оригинального, уникального и полезного продукта.
Определяя вслед за Д. Н. Узнадзе [14] творческую деятельность как внутренне обусловленную и свободную автономную активность, мы считаем, что включение в любую творческую деятельность повышает активность личности в различных областях ее проявления, что способствует развитию креативности.
Л. В. Чупрова определяет креативность как личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально значимые интересы [15, с. 105106]. Креативность, замечает ученый, как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, как общая универсальная способность к творчеству проявляется и реализуется в творческом процессе. Ученный делает акцент на гармоничное взаимодействие креативности и творчества, а также индивидуальность и направленность личности на социальность, подчеркивая, что креативность, так же как и творчество, должна быть социально востребована.
Креативность отражает поисково-преобразовательную потребность личности, проявляющуюся в поисково-преобразовательной активности и реализующуюся в преодолении стереотипа, в нарушении однообразия во взаимодействии с действительностью.
В структуру творчества, по мнению
А. И. Карманчикова, входят: постановка проблемы, сбор информации, поиск вариантов решения, обоснование оптимального варианта решения, накопление опыта использования оптимального варианта решения, выявление недостатков используемого решения, определение основного направления совершенствования используемого решения. Эта структура носит цикличный характер, потому что следующим этапом развития процесса совершенствования является этап - постановки новой проблемы - и далее все этапы в процессе творческой деятельности повторяются [5, с. 29].
Рассмотрев характеристики активности и творчества личности и основы их проявления (творчество, воображение, любопытство, творческая деятельность, креативность], рассмотрим саму творческую активность личности.
Большинство ученых, таких как М. И. Данилов, В. Г. Иванова, В. А. Петровский, Н. В. По-горелова, Т. И. Шамова и др., раскрывая сущность творческой активности, отмечают, что она является высшим уровнем активности и основывается на интенсивных преобразующих и поисковых способах деятельности.
Так, в исследовании Н. В. Погореловой, творческая активность рассматривается как интегральное качество личности, которое характеризует личностноориентированное отношение к творческой досуговой деятельности и степень включенности в творческий процесс [11, с. 90].
Как форму познания окружающего мира, способ собственного самовыражения, когда личность осваивает творческий опыт, становящийся затем основой саморазвития, рассматривает творческую активность В. Г. Гри-горова [1, с. 19]. Из этого определения очевидно, что творческая активность непосредственно связана с саморазвитием.
Ряд ученых рассматривают творческую активность как реализацию личностного потенциала. Например, Л. Волович, Ж. А. Зайцева и М. И. Рожков рассматривают ее как концентрированное выражение личностного потенциала и закрепление его в уникальном исходном продукте деятельности. Важно, что ученые делают акцент на том, что творческая активность изначально заложена в личности и для того, чтобы она раскрылась, необходимо ее актуализировать.
Р. Р. Загидуллин определяет творческую активность как способ существования личности, ее свойство (качество или способность -в различной трактовке авторов], которое проявляет себя в жизнедеятельности (личность есть субъект жизнедеятельности], предметной деятельности (личность есть субъект предметной деятельности], общении (личность есть субъект общения], самосознании (личность есть субъект самосознания] [3, с. 37]. Ученый включает в творческую активность как обязательный элемент коммуникативный аспект, тем самым подчеркивая социальную направленность исследуемого феномена.
В исследовании Л. Н. Шульпиной творческая активность определяется как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций [16, с. 44]. Важно, что Л. Н. Шульпина определяет творческую активность как двухстороннее явление, интегрирующее способности личности и ее действие.
Интересный подход к определению понятия творческая активность предлагает
Н. Н. Нефедьева, которая определяет ее как форму познания окружающего мира, способ собственного самовыражения, когда личность осваивает творческий опыт, становящийся потом основой саморазвития [9, с. 401]. В этом определении делается акцент на то, что творческая активность является основой саморазвития, при этом автор упускает важный аспект исследуемого феномена, а именно творческую деятельность.
Определяя творческую активность как совокупность свойств личности, обеспечивающих эффективное взаимодействие внутренних и внешних факторов в процессе создания объективно или субъективно нового знания, объекта или способа действия, расширяющих возможности человека, А. И. Карманчиков приходит к выводу о том, что творческая активность - своеобразный концентрированный реализуемый потенциал (готовность к деятельности и сама деятельность] энергичной эффективной деятельности личности [5, с. 47].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить существенные признаки творческой активности, которые проявляются в том, что она:
- является высшим уровнем активности (М. И. Данилов, В. Г. Иванова, В. А. Петровский и др.], следствием саморазвития и самореализации личности (К. Роджерс, В. Г. Григорова);
- служит своеобразным концентрированным реализуемым потенциалом энергичной эффективной творческой деятельности личности (Ж. А. Зайцева и М. И. Рожков];
- имеет социальную и общественную направленность (В. Д. Шадриков];
- интегрирует творческие способности личности и действия по их реализации (Л. Н. Шульпина);
- характеризует личностноориентированное отношение к творческой (досуговой] дея-
тельности и степень включенности в творческий процесс (Н. В. Погорелова);
- проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой готовности личности включиться в творческую деятельность (Р. Р. Загидуллин);
- форма собственного саморазвития
(Н. В. Нефедьева).
На структуре и содержании творческой активности отражаются возрастные, физиологические, эмоциональные особенности, а также имеющийся жизненный опыт и умения личности. Поэтому необходимо уточнить возрастные особенности старших подростков.
Нами выбран старший подростковый возраст, так как это переходный от детства к юности возраст становления личности, время интенсивного развития творческой деятельности.
В этом возрасте происходит скачок в психологическом и физическом развитии: старший подросток усиленно растет, продолжается перестройка организма, связанная с половым созреванием, повышаются способности, совершенствуются процессы возбуждения и торможения, продолжается умственное развитие, развивается индивидуальность и расширяются интересы.
В старшем подростковом возрасте появляется новый фактор развития - требовательность к себе, в связи с чем растет противоречие между его объективным положением и внутренним миром (позицией). Причем внутренняя позиция начинает доминировать над вызывающим сопротивление внешним воздействием.
В этот период старший подросток из объекта педагогического процесса превращается в его субъект, что обуславливается развитием его самостоятельности. Особенно интенсивно у старшего подростка начинает развиваться потребность иметь свои собственные взгляды, ему хочется доказывать правильность его суждений, показывать, что он взрослый. В этот период творческая активность старшего подростка из управляемой перерастает в самоуправляемую. Многие ученые доказывают, что в этом возрасте центральным новообразованием является появление «чувства взрослости» [4, с. 54].
Под влиянием растущих требований к себе старший подросток начинает ощущать устойчивое стремление к самоанализу, утверждению собственной значимости, оцениванию своих возможностей, сохранять свою само-
оценку во всех жизненных ситуациях, при этом именно наиболее высокая самооценка является главным обстоятельством интенсивного развития личности.
В период взросления происходит качественный переход от ситуативной творческой активности к личностной. Созревание внутренних предпосылок творчества ведет к формированию личностной творческой активности, связанной с творческими способностями. Так, одним из источников творческой активности старшего подростка становятся творческие потребности, так как процесс их удовлетворения является целенаправленным. Благодаря творческим потребностям происходит регулирование поведения старших подростков через процесс ожидания чувственного открытия. Сам процесс ожидания эмпирического открытия представляет собой одну из форм проявления творческой активности старшего подростка, которая является пусковым механизмом полного удовлетворения его творческой потребности. Это открытие переходит в положительный опыт, накопление которого сильнее побуждает творческую активность. У старшего подростка развиваются только те творческие потребности, которые удовлетворяются.
В этом возрастном периоде имеет свою специфику досуговая деятельность. У старших подростков ценность досуга состоит в самом творческом процессе, а результат их волнует значительно меньше, чем в других возрастных категориях.
Таким образом, особенности творческой активности старших подростков проявляются в том, что в этом возрасте:
- развивается индивидуальность, самостоятельность, требовательность к себе;
- старший подросток из объекта педагогического процесса превращается в его субъект;
- творческая активность старшего подростка из управляемой перерастает в самоуправляемую;
- происходит устойчивое стремление к самоанализу,
- происходит качественный переход от ситуативной творческой активности к личностной;
- ценность досуга состоит в самом творческом процессе.
Заметим, что творческая активность старших подростков может пониматься как активность в различных видах творчества (ху-
дожественном, организаторском, научно-техническом и др.). Поэтому характеристика активности может приобретать специфические особенности определенного вида творчества.
Т. В. Тюленева выделяет такие виды творчества как научное, техническое, художественное и бытовое [13, с. 198]. Под бытовым творчеством ученый понимает творчество в реальной жизненной практике. Это может быть изобретение нового кулинарного блюда, новой игры и т.д.
Если делать акцент на художественное творчество старших подростков, то следует уточнить, что оно отличается от других видов творчества (научного, технического) чувственно-образным характером. За образное мышление и чувства отвечает правое полушарие мозга, которое также отвечает за сферу бессознательного (интуицию). Следова-
тельно, художественное творчество имеет интуитивный, бессознательный характер.
Еще одним признаком художественного творчества является свободная игра воображения с образами, чувствами, звуками, словами, красками и т.д. Поэтому художественное творчество обладает высокой степенью свободы.
Таким образом, творческую активность старших подростков можно определить как устойчивое интегральное свойство личности, выражающееся в отношении к творческой деятельности и степени включенности в нее, связанное со всеми сторонами формирующейся личности старшего подростка (творческими способностями, творческими потребностями, творческими интересами, эмоциональным отношением к творчеству, волевыми проявлениями в творчестве).
Литература
1. Григорова В. Г. Развитие творческой активности старших подростков: теоретический и научно-методологический подход // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 1. -С. 17-20.
2. Енин В. А. Педагогические условия воспитания творческой активности у учащихся в процессе внеклассной работы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 228 с.
3. Загидуллин Р. Р. Педагогические условия развития творческой активности подростков в процессе совместной деятельности в детских сообществах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Ульяновск, 2003. - 229 с.
4. Звягинцева З. И. Воспитание общественной активности школьников в детских объединениях по месту жительства : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1983. - 16 с.
5. Карманчиков А. И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2005. - 175 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
7. Люблинская Л. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
8. Марков В. В. Организационно-педагогические условия развития творческой активности учащихся профессионального лицея : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2006. - 190 с.
9. Нефедьева Н. В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 399-410.
10. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. - М.: ТОО «Горбунок». - 1992.
- 224 с.
11. Погорелова Н. В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2003. -181 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия / под ред.
В. В. Давыдова. - М., 1993.
13. Тюленева Т. В. Подходы к пониманию сущности творчества // Гуманитарные исследования. - 2009. - № 1. - С. 195-201.
14. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.
15. Чупрова Л. В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2012 г. - Пенза : Семей ; Шадринск : Науч.-издат. центр «Социосфера». - 2012. - № 41. - С. 103-106.
16. Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- М., 2003. - 142 с.
---------^-----------