УДК 37.032.5
Нефедова Наталья Александровна
преподаватель. «Детская музыкальная школа», аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств [email protected]
Формирование
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Natalya A. Nefedova
teacher. «Children's music school», graduate student of department of pedagogics and psychology Chelyabinsk state academy of culture and arts [email protected]
The formation of
MUSICAL CREATIVE ACTIVITY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS
Аннотация. Необходимость формирования творческой активности как фактора социализации подростков объясняется тем, что в последние 20 лет в стране прогрессирует падение духовности, которое сопровождаются негативными процессами, имеющими последствия для человека. Педагогические исследования указывают на нарастание социальной, творческой апатии у подростков в связи с недостаточно развитыми условиями для активной самореализации и эстетического творчества. Целью работы является определение содержания понятия «формирование музыкально-творческая активность как фактора социализации подростков». Материалы исследования могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования при разработке авторских программ по формированию творческой активности подрастающего поколения.
Ключевые слова: формирование, воспитание, активность, творческая активность, музыкально-творческая активность, подростковый возраст, социализация, факторы социализации, музыкально-творческая социализация.
Annotation. The Necessity of formation of creative activity as a factor of socialization of adolescents due to the fact that in the last 20 years, the country progresses the decline of spirituality which are accompanied by negative processes that have implications for humans. Pedagogical studies indicate an increase in social, creative apathy in teenagers, due to insufficiently developed conditions for the active actualization and aesthetic creativity. The aim of this work is the definition of the notion «the formation of musical creative activity as a factor of socialization of adolescents». The study materials can be used in the practice of institutions of additional education in the development of the author's programs on the formation of creative activity of the younger generation.
Keywords: formation, education, activity, creative activity, music and creative activity, adolescence, socialization, agents of socialization, music and creative socialization.
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.
Актуальность формирования творческой активности как фактора социализации подростков объясняется тем, что в последние 20 лет в стране прогрессирует падение духовности, которое сопровождаются негативными процессами, имеющими последствия для человека. Это -приоритет материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства, социальная и творческая апатия, нарастание агрессии, и др., в конечном счете, утилизирует нравственность.
В связи со сложившейся ситуацией, в настоящее время существует необходимость в формирова-
нии духовно-нравственной, активной творческой личности, инициативной, готовой к творческой деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющей социально-культурные ценности, а также умеющей вносить существенные изменения в различные сферы жизнедеятельности общества и государства. Следовательно, возрастает роль развития художественно-творческого образования и социально-культурной деятельности в целом.
Музыкальное искусство - одно из самых сильных средств, оказывающих на человека формирующее влияние. На протяжении всей истории человечества музыка активно использовалась в воспитании подрастающего поколения. Она художественно и опосредованно отражает все стороны жизни, а, следовательно, может быть использована в качестве фактора воспитания целостной личности в современном социуме, а не только ее эстетической стороны.
273
Рассмотрим понятия «формирование», «активность», «творческая активность», «музыкальнотворческая активность».
Исследователь Г.Я. Гревцева отмечает, что формирование - это «процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности [8, с. 28].
Качественной характеристикой развития личности в качестве субъекта деятельности является его активность.
Термин «активность» - латинского происхождения, в буквальном смысле означает «деятельный, энергичный, инициативный». Данный термин часто несет различные смысловые нагрузки (деятельность, активность личности, психическая активность, творческая активность и др.). В понимании «творческой активности» существуют различные подходы: с точки зрения повышенных интеллектуальных возможностей и личностных качеств человека, а также на синтезе личностного и деятельностного компонентов.
Отечественные исследователи выделили ряд качеств личности, располагающих к активной творческой деятельности, такие так: готовность к самоусовершенствованию; стремление к активной жизненной позиции; активный поиск своего «1» в бытии и общении с другими людьми.
Отметим, что творческая активность позволяет учащимся быстрее и успешнее осваивать опыт творческой деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать личное отношение к окружающей действительности.
Творческую активность личности исследователь Б.М. Теплов рассматривал в связи со своеобразием психических процессов, таких как: устойчивость творческого внимания; богатство воображения и зрительных образов; подвижность мышления и др. Д.Б. Богоявленская рассматривает творческую активность как внутренний психологическое ресурс человека, связанный с преобразованием и развитием деятельности, которое совершается по собственной воле. Н.Е. Лазарев полагает, что творческая активность является интегративным качеством личности, состоящим из комплекса творческих способностей и мотивационной направленности личности на творческую деятельность. Е.Ю. Романова характеризует творческую активность как единство внутренних и внешних проявлений в качестве процесса, который начинается с творческого мышления и проявляется в активной творческой деятельности человека.
Мы полагаем, что творческая активность - это сложное многогранное понятие, интегрирующее интеллектуальные возможности и эмоционально-личностные качества человека, которые способствуют творческим достижениям в различных сферах жизнедеятельности.
Музыкальное творчество является составной частью художественного творчества и проявляется в качестве самопознания, самовыражения,
самоутверждения личности в музыкальном искусстве. Исследователь И.В. Груздова утверждает, что «потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребенок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребенок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии» [3].
Основная задача в процессе изучения музыкального материала - это научить учащегося воспринимать музыку как особый мир, как некую реальность, живущую по своим законам. Наиболее эффективно эта задача решается в ходе активной музыкально-творческой деятельности учащегося.
В нашем исследовании под музыкально-творческой активностью мы понимаем интегративное качество личности, которое выражается в устойчивой потребности подростка в музыкально-творческой самоактуализации и самореализации, предполагая переход музыкальных задатков и творческого потенциала личности в деятельность, направленную на создание новых (для общества и личности) ценностей.
Не вызывает сомнения, что только активная музыкально-творческая деятельность способна сформировать ценностные музыкально-эстетические ориентации, эстетическое сознание и оказать решающее влияние на учащихся подросткового возраста.
В последние годы в научно-педагогических исследованиях существует интерес к проблемам формирования музыкально-творческой активности молодежи. Например, О». Зотова в своем исследовании определяет музыкально-творческую активность как интеграцию интеллектуальных возможностей и особенностей эмоциональной сферы личности, которая полноценно развивается в соответствующих педагогических условиях и продуктивной деятельности. Исследователь считает, что юношеский этап развития личности отличается интересом к искусству и творческой деятельности.
Передреева М.Н. рассматривает процесс формирования творческой активности школьников в условиях организации музыкально-эстетической среды в системе дополнительного образования. В диссертации исследователь выделяет направления, ориентированные на дифференцированную работу с музыкально одаренными детьми и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Изучая современные исследования процесса формирования музыкально-творческой активности учащихся подросткового возраста в системе дополнительного образования музыкально-эстетической направленности, стоит констатировать тот факт, что данный процесс недостаточно разработан.
Рассмотрим некоторые особенности подросткового возраста. Это «возраст интенсивного формирования нравственных понятий, пред-
274
ставлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности ...» [7, с. 262].
Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением подросткового периода: Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. Кон, НЮ. Лейтес, Э. Кречмер, Э. Шпангер,
Э. Штерн, Ж.Ж. Руссе, А. Толстых и др.
Б.Т. Лихачев утверждает, что подростковый возраст наиболее сложный для становления личности. ЕЮ. Ванина, отмечает, что подростковый возраст - это «возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности» [1, с. 81]. В своем исследовании Д.Б. Богоявленская описывает экспериментальные данные, констатирующие всплеск творческой активности в юношеском возрасте.
В процессе музыкального образования формируются музыкально-творческая активность, которая особенно эффективно развивается в подростковом возрасте, что способствует творческой самореализации и успешной социализации личности.
Социализация, являясь многогранным процессом, охватывает все сферы жизнедеятельности личности. Р.А. Литвак под социализацией понимает процесс «присвоения личностью культурных ценностей в форме системы знаний, норм, правил, позволяющие личности взаимодействовать с социальной средой и успешно развиваться» [10, с. 15]. Исследователь Г.Я. Гревцева полагает, что социализация личности будет успешной, если «процесс подготовки воспитанника к жизни будет способствовать изменению личностных ценностных ориентаций, поиску оп-
Литература:
1. Ванина Е.С. Формирование ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования : дис. ... канд. лед. наук: 13.00.01. Уфа, 2004. 206 с.
2. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации. СПб. : СМИО-ПРЕСС:ЧГПУ, 2005. 504 с.
3. Груздова ИВ. Теоретические предпосылки готовности будущего педагога к формированию основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста. Полиаспектная подготовка современного педагога : монография. М. : Академия Естествознания, 2011.
4. Зотова О.Н. Формирование музыкальнотворческой активности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в
тимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развитию умений оценивать понимание моральных личностных ценностей» [2, с. 46]. Принято выделять следующие факторы социализации личности: макрофакторы (планета, страна, государство), мезофакторы (город, село, исторические и этнокультурные условия), а также средства массовой коммуникации, различные общественные формирования, институты воспитания и семья. Мы полагаем, что формирование музыкально-творческой активности в учреждениях в дополнительном образовании является фактором социализации подростков.
Под фактором социализации мы понимаем условия освоения системы музыкальных знаний и умений, необходимых человеку для самореализации в конкретном обществе. Под музыкально-творческой социализацией мы рассматриваем процесс усвоения подростком зна-н и й, ценностей, умения и навыков, на основе которых формируются социально-значимые черты личности, а также овладение им социальными ролями, позволяющими ему успешно осуществлять социально-культурную деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Процесс социализации направлен на установление правильных взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя.
Музыкальная культура является своеобразной сферой, которая развивает творческую индивидуальность и интеллектуальный потенциал, способствует формированию целостной личности, создает условия для активной самореализации и эстетического творчества, открывает безграничные возможности для самосовершенствования, саморазвития и социализации личности. Важным звеном обеспечения такого развития выступает система дополнительного образования, в частности детская музыкальная школа, которая ориентируется на проблемы культурного развития личности, формирование ее духовности и поиска новых приоритетов, отражающих прогресс общечеловеческой культуры.
Literature:
1. Vanino E.S. Formation valuable orientations of teenagers in system of the general music education : yew. ... edging. пед. sciences: 13.00.01. Ufa, 2004. 206 pages.
2. Grevtseva G.Ya. Civil education of school students as socialization factor. SPb. : SMIO-PRESS:ChGPU, 2005. 504 pages.
3. Gruzdova I.V. Theoretical prerequisites of readiness of future teacher for formation of bases of musical and esthetic culture at children of preschool age. Polyaspect training of the modern teacher : monograph. M. : Academy of Natural sciences, 2011.
4. Zotova O.N. Formation of musical and creative activity at future tutors of preschool educational institutions in teacher training college) : yew. ... edg-
275
педагогическом колледже) : дис. ... канд. лед. наук: 13.00.07. Москва, 2003. 200 с.
5. Дуранов И.И. Педагогические проблемы социокультурного подхода: теория и практика : монография // ИИ. Дуранов, Е.В. Швачко. Челябинск, 2010. 147 с.
6. Передреева ОД. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Н. Новгород, 2002. 203 с.
7. Психологический словарь / под ред. В.П. Зин-чекно, Б.Г. Мещерякова. М. : Педагогика-Пресс,
2001. 440 с.
8. Словарь - справочник по гражданскому воспитанию, авт. - сост. Г.Я. Гревцева. Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2003. 33 с.
9. Современный философский словарь / ред. В.Е. Кемерова. М. : Академический Проспект, 2004. 864 с.
10. Литвак РА. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста : теория и практика : монография / Р.А. Литвак, И.М. Дуранов, ИИ. Дуранов. М. : Владос, 2009. 242 с.
ing. пед. sciences: 13.00.07. Moscow, 2003.
200 pages.
5. Duranov I.I. Pedagogical problems of sociocultural approach: theory and practice : monograph.
1.1. Duranov, E.V. shvachko. Chelyabinsk, 2010. 147 pages.
6. Peredreeva O.B. Pedagogical conditions of formation of creative activity of school students in musical and esthetic additional education : yew. ... edging. пед. sciences: 13.00.01. N. Novgorod,
2002. 203 pages.
7. The psychological dictionary / under the editorship of V.P. Zinchekno, B.G. Meshcheryakov. M. : Pedagogika-Press, 2001. 440 pages.
8. The dictionary reference on civil education.
G.Ya. Grevtseva. Chelyabinsk : IIUMTs «Education»,
2003. 33 pages.
9. Modern philosophical dictionary / edition of V.E. Kemerov. M. : Akademichesky Avenue, 2004. 864 pages.
10. Lithuanian R.A. Sociocultural education and development of the identity of future expert: theory and practice : monograph / R.A. Lithuanian, I.M. Duranov,
1.1. Duranov. M. : Владос, 2009. 242 pages.
276