УДК 371
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS IN THE CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION
М.А. Бондарь M.A. Bondar
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia
E-mail:12bondare@ mail. ru
Аннотация. В статье анализируются различные научные подходы, определяющие сущность понятия «творческая активность», обосновывается актуальность творческой активности школьников в детской общественной организации, предлагается авторское определение «творческой активности школьников». В статье раскрыты и охарактеризованы основополагающие компоненты творческой активности школьников в детской общественной организации, включая потребностно-ценностностный, содержательно-смысловой и созидательно-творческий.
Abstract. In the article various scientific approaches defining essence of the concept "creative activity" are analyzed, relevance of creative activity of school students is proved in the children's public organization, the author's definition of "creative activity of school students" is offered. In the article fundamental components of creative activity of school students in children's public organization, including meaningful semantic and creativity-creative are revealed and characterized.
Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность личности, творческая активность школьников, детская общественная организация.
Keywords: creativity, activity, creativity of personality, the creative activity of students, children's public organization.
Введение
Одной из актуальных задач времени является повышение эффективности современного школьного образования, которое характеризуется совершенной системой поддержки детского творчества и юношеской творческой активности.
Время действенных перемен требует от общеобразовательных учреждений активной личности, школьников, умеющих творчески мыслить, способных самостоятельно приобретать информацию и ее оценивать, делать осмысленный правильный выбор и принимать самостоятельные, взвешенные и правильные решения, что делает проблему развития творческой активности школьников особенно актуальной.
Творческая активность школьников представлена одним из факторов, описанных и играющих основную роль в подготовке выпускников школ, в образовательной инициативе «Наша новая школа» [18]. Школьник значительную часть времени проводит в школе, где приобретает знания, умения и навыки, поэтому именно в общеобразовательном учреждении нужно создавать условия и возможности к развитию творческой активности школьников.
Теоретический анализ проблемы
Для понимания сущности творческой активности школьников важную роль играют понятия «творчество» и «активность».
В философии «творчество» рассматривается как активность, как вид или форма деятельности. В толковом словаре оно определяется как создание новых материальных или культурных ценностей [20]. В научной литературе творчество представлено формой деятельности человека, направленной на формирование качественно новых для него ценностей, необходимых для развития личности как общественного субъекта [21, с.286], как «фактор и условие свободы человека» [8, с.142], как «мышление в его высшей форме, проявляющееся как воображение и выходящее за пределы знакомых способов решения возникшей задачи» [23, с.142].
Очевидно, что развитие школьников невозможно без репродуктивной деятельности и определенной среды. Однако, анализ научных работ, позволяет сделать вывод, что под творчеством следует понимать деятельность по созданию нового уникального своеобразного и полезного продукта.
Понятие «творчество» непосредственно связано с понятием «активность» (от латинского activus - энергичный, деятельный), которая в качестве всеобщей характеристики присуща индивиду как живому существу.
Активность по К.А. Абульхановой-Славской - специальное высшее личностное образование, связанное с целостной и ценностной временной организацией, что проявляется в формировании смысла жизни и жизненной позиции [1, с. 279-297].
Г.И. Щукина активность определяет как основную черту личности, содержащаяся в способности трансформировать реальный мир в соответствии с собственными взглядами, потребностями, целями и обнаруживающая в насыщенной деятельности в учении, творчестве, труде и т.п., при этом синонемируя деятельность и активность, считая, что активность выражает характер и уровень деятельности [27].
По мнению И.Д. Демаковой [9] активность ребенка, с позиции гуманистической концепции воспитания, определяется как средство достижения успеха и непременное условие развития способностей и дарований ребенка. С другой стороны, активность есть показатель достижений и потребность ребенка, проявление его мыслительной деятельности.
Активность школьника, которая сопровождает процесс развития личности, выражается в творческой деятельности и развивается, проходя различные уровни [26, с.146-148]:
a. Репродуктивно-подражательная активность. Овладение школьниками более сложной формой развития реализовывается посредством сотрудничества, посредством которого происходит приобретение стандартных предметных действий, речевых форм и опыта других, а затем уже ими самостоятельно, т.е. происходит накапливание опыта деятельности через опыт другого.
b. Поисково-исполнительская активность. На этом уровне школьникам необходимо принять поставленную творческую учебную задачу и самим найти средства для ее выполнения.
c. Творческая активность выступает высшим уровень активности, ибо школьники могут ставить задачи и находить оригинальные разные пути решения.
Активность, по мнению Г.М. Коджаспировой формируется под воздействием воспитания и среды и проявляется в общении и творческой деятельности [15]. Как личностное образование школьника, она выражает его состояние, проявляющееся в виде любопытства, внимания, интереса к совершаемой деятельности и личностной инициативе, причем включение школьников в самую разнообразную творческую деятельность повышает их активность.
Мы приходим к выводу, что творчество, с одной стороны, есть высшая форма активности личности, создаваемая в процессе взаимодействия с общечеловеческими ценностями, с другой стороны, оно выступает основным фактором самостоятельной деятельности, которая присуща человеку.
Многие исследователи (В.С. Безрукова, В.Г. Иванова, А. И. Карманчиков, Л. Н. Шульпина и д.р.), раскрывая сущность творческой активности,представляли ее как высший уровень активности,предлагали использование новых педагогических технологий через включение школьников в поисковую деятельность, предполагающее погружение их в рефлексию и совместную творческую деятельность с педагогами.
Творческая активность школьников выявляет предпосылку и условие творческого преобразования усвоенных знаний, саморазвития подростка, его личностного роста и проявляется в самых различных видах деятельности [17, с.12-15]. Важным условием в формировании творческой активности является создание в образовательном учреждении инновационно -исследовательской среды, которая стимулирует школьников к творческому поиску и обеспечивает творческую самореализацию [12, С.141].
По мнению В.Г. Ивановой сущность творческой активности определяется как интегральное качество личности, которое выражается в целенаправленном единстве мотивов, потребностей, действий, интересов и проявляется в виде высокого уровня ее индивидуальной преобразовательной деятельности [11].
В.С. Безрукова под творческой активностью понимает свойство личности, проявляющееся как оригинальность, созидательность, и новизна в деятельности и общении [4].
Творческая активность Н.Н. Нефедьевой определяется как способ собственного самовыражения, форма познания окружающего мира, когда личность изучает творческий опыт, становящийся потом основой саморазвития [19, с.401].
В исследованиях Л.Н. Шульпиной под творческой активностью понимается устойчивое интегральное качество личности, проявляющееся в целенаправленной цельности потребностей, мотивов, интересов и действий, характеризующееся осмысленным поиском творческих ситуаций [25, с.44].
По мнению А.И. Карманчикова, творческая активность как совокупность свойств личности, есть оригинальный концентрированный реализуемый потенциал инициативной эффективной деятельности личности, обеспечивающий результативное взаимодействие внутренних и внешних факторов в процессе создания нового знания [13, с.47].
Творческую активность личности Филимонова В.Б. в своих исследованияхопределяет как качество личности, которое выражает интенсивность ее деятельности по образованию новых или совершенствованию уже существующих продуктов, содержание и устойчивость которой определяются совокупностью готовности (внутренней и внешней) и направленности к осуществлению такой деятельности [24].
На основе анализа различных подходов к определению «творческая активность», делаем вывод о том, что у исследователей нет единого подхода в ее определении.
По мнению Ш.А. Амонашвили для развития творческой активности необходимо «соответствующая воспитательная и обучающая атмосфера, способная осуществлять комплексное воздействие на личность и максимально использовать потенциальные возможности развития творческой активности в данном возрасте» [3, с.36-41].
Поэтому средством мотивации развития школьников к творчеству через многообразие видов деятельности может выступать внеурочная деятельность, в частности детская общественная организация [7]. Процесс развития творческой активности школьников в детской общественной организации имеет ряд особенностей, которые в силу характерных признаков, позволяют полнее проникнуть в его сущность. Развитие творческой активности школьников в детской общественной организации подкрепляется свободой смены вида деятельности и созданием ситуаций успеха, обилием информации и разносторонностью знаний.
Создание школьником некоего продукта, для изготовления которого самостоятельно применяютя усвоенные ранее знания, умения и навыки, при этом осуществляется перенос и комбанирование представляет собой творчество школьника [22].
Установлено, что к 14-15 годам завершается формирование предпосылок к профессиональному уровню художественной деятельности [28], что способствует развитию творческой активности в юношеском возрасте в детской общественной организации.
По мнению Л.Б. Ермолаевой-Томиной происхождение творческой активности связано с привлечением детей и подростков к доступным для них организационным видам творческой деятельности [10, с.66-76].
В нашем понимании творческая активность школьников в детской общественной организации представляет собой устойчивое интегративное качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности в детской общественной организации, обнаруживающееся в целенаправленном мотивированном единстве потребностей, интересов и действий, направленных на готовность к творчеству и поиск творческих ситуаций.
Компоненты творческой активности школьников в детской общественной организации
Творческая активность школьников в детской общественной организации предполагает самостоятельный поиск решения проблемы, теоретическое осмысление знаний, развитие самостоятельности школьников, их умение не только ставить и решать творческие учебные задачи, но и умение находить наиболее рациональный путь решения нестандартных задач.
Процесс развития творческой активности школьников в детской общественной организации - систематическое непрерывное взаимодействие педагога и творчески активных школьников, сопровождаемое нарастанием мотивации, самостоятельности, интеллектуальных, волевых усилий и эмоциональных переживаний.
Согласно Л.П. Буевой, творческая активность сочетает в себе интеллектуальные (направленность, устойчивость познавательных интересов), эмоциональные (стремление к результативному овладению способами деятельности) и волевые (мобилизация воли на достижение цели) компоненты [5].
В.И. Андреев, А.А. Кирсанов, Н.А. Козлова в своих исследованиях в качестве компонентов творческой активности выделяют мотивационный, операционный, эмоциональный и креативный компоненты [2; 14; 16].
Определяя творческую активность как интегративную черту личности, Н.Е. Воробьев в ее структуре выделяет два компонента: мотивационный (стремление к творческой деятельности) и операционный (умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно) [6].
В ходе исследования нами выявлено, что структура творческой активности школьников в детской общественной организации включает следующие основополагающие компоненты: потребностно-ценностностный, содержательно-смысловой и созидательно-творческий.
Потребностно-ценностный компонент содержательно представлен потребностью к общению в различных группах школьников, в понимании особенностей социального общения, постижением общечеловеческих ценностей, стремлением к творческой деятельности, устойчивостью познавательных интересов и их согласование с личными ценностями.
Содержательно-смысловой компонент характеризуется практическим стремлением к результативному овладению определенных видов деятельности, опредмеченных в работе детской общественной организации; интеграцией разных видов деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной); возможностью вхождения в реально социально-значимые отношения; интеграцией деятельности педагогов и вожатого.
Активность личности и освоение ею творческой деятельности осуществляются и в коллективной и в индивидуальной формах. Школьник в детской общественной организации чувствует себя активной личностью, которая желает быть самостоятельной, непохожей на другие и стремящейся к признанию другими.
Созидательно-творческий компонент включает в себя поиск путей реализации своих намерений, стремлений и потенциалов; проявление инициативы, учет собственного мнения; мобилизацию воли на достижение цели, с последующим повышением самооценки, осмысление важности овладения социальным опытом и стремление к творческому самовыражению в деятельности.
Выявленные компоненты творческой активности школьников в детской общественной организации органически взаимосвязаны, данная взаимосвязь выражается в том, что любой малоразвитый компонент рассматриваемой нами творческой активности воздействует на характеристику остальных компонентов, что в свою очередь понижает общий уровень проявления творческой активности школьников.
Заключение
Школьники, находясь в детской общественной организации, развивают свои творческие способности, которые дают возможность к самовыражению и самореализации. Всякий вид творчества проявляется в творческой активности школьников, в личностной позиции, которая определяет собственную линию способов жизнедеятельности, форм поведения школьников, при этом творческая активность включена в различные виды деятельности школьников.
Отметим, что состояние структуры творческой активности школьников в детской общественной организации зависит от взаимодействия всех компонентов, которые определяют перестройку потребностно-мотивационной сферы школьников, приводящей к изменениям в самосознании, характеризуемому переоценкой ценностей, появлением новых потребностей и личностных качеств.
Литература
Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - С. 279-297.
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев -Казань:Издательство Казанского университета, 1988. - 228с.
Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии - 1984 - № 5. - С.36-41.
Безрукова В.С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: СИПИ, 1994. - 340с. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - Москва: Мысль, 1978. - 216с. Воробьев Н.Е. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла: монография / Н.Е. Воробьев, Э.Ю. Мизюрова. - Волгоград: Перемена, 2001. - 184с.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223с. - (Стандарты второго поколения).
Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии / Учебное пособие. Изд. 2-е. / Ю. А. Гагин. - СПб., СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 2000. - 222 с..
Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И.Д. Демакова. - М.: Каро, 2007. - 159с.
Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии, 1975, № 5. - С.66-76.
Иванов А.В. Педагогическая защита / А.В. Иванов // Гуманизация воспитания в современных условиях: Сборник статей. / РАО, ИПИ. - МД995. - 115с.
Исаев И.Ф, Алиева О.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся на этапе предпрофильной подготовки в образовательной организации // Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - № 24 (221). Выпуск 28. 200 с..
Карманчиков А.И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования: дис....канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 175с.
Кирсанов А.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева - Казань, 1995. - 103с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издат. центр «МарТ», 2005. 448с.
Козлова Н.А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Автореф. дисс. к.п.н. / Н.А. Козлова - М., 1991. - 33с.
Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках// Одаренный ребенок. - 1994- -№ 4. - С.12-15.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
Нефедьева Н.В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 399-419.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, П24 В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с: ил.
Попов В.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / В.В. Попов, Ю.Г. Круглов - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 319с.
Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Межериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. -М.: ТЦ Сфера, 2009. - 448 с., С.142.
Филимонова В.Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://e-koncept.ru/2014/14626.htm.
Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2003. - 142с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208с., С.146-148.
Щукина Г.И. Развитие познавательной активности школьников. / Г.И. Щукина. - М., 1989. - 142с.
Юсов Б.П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественно мышления учителя образовательной области «Искусство». - М., 2004. - С90.