УДК 373.62:159.954-053.5
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-65-71
развитие творческих способностей младших Школьников на уроках технологии
Мусатова МА.1, Кленикова СА\ Талалаева ЕА.2
1 Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
2 Раменская средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов
140100, Московская обл., г. Раменское, ул. Гурьева, д. 23, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии. Перед системой образования ставится задача воспитания творческой, оригинально мыслящей, готовой к непрерывному образованию и самообразованию личности, начиная с начальной школы. Решение этой задачи находит свое отражение в инновационных процессах, происходящих в современной школе, и альтернативных образовательных программах, внедряемых в систему начального образования. В статье перечислены возможности, которые предоставляют занятия бумагопластикой для развития творческих способностей детей, описаны условия и принципы организации занятий. Авторами статьи проведено исследование изменения уровня развития творческих способностей у учащихся младших классов в процессе занятий бумажной пластикой на уроках технологии в школе.
Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, организация образовательного процесса, мотивация учащихся к творчеству, активизация и стимулирование процесса осмысления творческой деятельности.
THE DEVELOPMENT OF YOuNGER sCHOOLCHILDREN's CREATIVE
abilities at the lessons of technology
M. Musatova1, S. Klenikova1, E. Talalayeva2
1 Moscow Region State University
10A, Radio ul, Moscow105005, Russian Federation
2 Ramenskaya secondary school № 21 with profound study of some subjects 23, Guryeva ul.,, Ramenskoye, Moscow region, 140100, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the topical problem of modern education - development of creative abilities of younger students at the lessons of technology. The system of education seeks the education of creative, original thinking, ready to continue education and self-education of a personality, starting with elementary school. The solution of this problem is reflected in the innovative processes of modern school, and alternative education programs implemented in primary education. The article lists the features that provide the lessons of paper plastic arts for
© Мусатова М.А., Кленикова С.А., Талалаева Е.А., 2018.
the development of children's creative abilities. The conditions and principles of organization of such lessons are described. The authors investigated the changes in the level of development of younger schoolchildren's creative abilities in the process of paper plastic arts at the lessons of technology at school.
Key words: creative abilities, primary school age, organization of educational process, motivation of students to be creative, activation and promotion of the process of creative activity comprehension.
Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня нужны инициативные, творческие люди, оригинально мыслящие, находящие выход из нестандартных ситуаций, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. Период младшего школьного возраста - как раз тот период, когда создаётся основа, содержащая в себе открытость опыту, восприимчивость ко всему новому - новым знаниям и умениям, обогащение уже имеющихся навыков, желание создавать творческий продукт. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, у них формируются гибкость, широта и логичность мышления, подвижность и пытливость ума, любопытство, способность предвидения и другие качества, присущие человеку с высоким интеллектом [3]. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.
Многолетние теоретические и практические исследования ведущих отечественных учёных по вопросу развития творческих способностей показали значительную роль творческой деятельности как условия развития этих способностей у детей, начиная с самого раннего возраста.
Большое внимание известных психологов и педагогов было уделено
формированию опыта творческой деятельности как базового компонента содержания образования. Этой проблемой занимались Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.М. Ма-тюшкин, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.
Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Кри-жанской, В.Я. Ляудис, Т.Д. Марцинков-ской, Л.И. Шрагиной, Н.Б. Шумаковой, Н.Б. Щеблановой, Н.П. Щербо и др.
Необходимость творческого подхода к педагогической работе самого учителя, ориентированной на успешное развитие творческих качеств обучающихся, раскрыли в своих научных трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, А.Н. Лук, А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин.
Вопросы определения способов формирования творческих черт школьников в системе оптимизации образовательных процессов рассматривались Ю.К. Бабанским, Л.В. Ершовой, С.Е. Игнатьевым, С.П. Ломовым, A.M. Моисеевым, М.М. Поташником, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др.
В трудах Л.Н. Анисимовой, П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, Ю.П. Ве-
трова, A.M. Сафина, Р.З. Тагарие-ва, А.С. Хворостова, Н.Ф. Хорошко, С.Ю. Широковой освещаются вопросы творческого отношения к труду и формирования творческой личности посредством связи трудового обучения с основами наук.
Творческая деятельность в коллективе зависит от эстетического содержания окружающей среды, стимулирующей творческий потенциал. Кроме того, творческие формы и методы работы предполагают постоянное использование эстетических качеств среды и эстетических ценностей - продуктов человеческой деятельности, в качестве наглядно-иллюстративного, творчески стимулирующего материала.
Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов работы включается в эстетическое содержание воспитательного процесса, они характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и эмоциональностью, доступностью и целесообразностью, возможностью импровизации [1].
В аспекте развития творческих способностей организация образовательного процесса должна базироваться на следующих принципах:
- задействование внутриличност-ных факторов мотивации учащихся к творчеству (природных потребностей в самовыражении и самоутверждении, стремления познать себя и т. д.);
- активизация и стимулирование процесса осмысления творческой деятельности за счёт понимания и осознания учащимися конкретных потребностей в творчестве, усвоения ориентировочной основы их будущей самостоятельной деятельности и формирования умственных действий
посредством изученных методов, приёмов и способов безошибочного достижения необходимого результата творческой деятельности;
- непрерывность, систематичность и последовательность в формировании умений и навыков творческой деятельности, в развитии способностей к творческому саморазвитию (самосовершенствованию);
- сотрудничество учителя и учащегося в процессе творчества;
- деятельностный подход к обучению творчеству и перенос акцента на самостоятельную творческую деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (1-4 классы) [5], образовательная область «Технология» способствует достижению таких результатов освоения программы, как «использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач». Приоритет творчества предопределяет повышение роли художественного труда в рамках образовательной области «Технология» [2], обладающего определенной самоценностью: позволяет привить обучающимся необходимые трудовые умения и навыки, ознакомить учащихся с правилами обработки и использования в быту и на производстве различных материалов, позволяет развивать мелкую моторику рук, мускулатуру пальцев, воспитывает способность к трудовому усилию, наконец, позволяет ознакомить обучающихся с традициями народного творчества, с национальными
эстетическими представлениями, развить у младших школьников наблюдательность и пытливость, творческое и пространственное воображение, что составляет ядро их творческих способностей.
Занятия художественным ручным трудом могут проводиться в самых разнообразных направлениях: объёмная аппликация, картонография, коллаж, оригами, конструирование - и являться действенным средством развития творческой личности обучающихся. Младшие школьники, работая с разнообразными материалами: папье-маше, тканью, бумагой, проволокой, картоном, фольгой, в том числе с природным: шишками, соломой, камушками, листьями, ветками, ракушками, а также с нетрадиционным и бросовым: пластиковыми бутылками, различными упаковками и др. - получают дополнительные знания об окружающем мире, вырабатывают умения создавать композиции, приобретают и закрепляют знания о правилах техники безопасности при работе с инструментами, что положительно влияет на внимание, память, наглядно-образное мышление.
Одним из самых благодатных материалов для детского творчества является бумага, с её помощью можно создавать великое множество невероятных по своей красоте вещей, интересных, оригинальных и полезных в быту (сувениры, украшения для интерьера, подарки и т. д.). Бумажная пластика вводит учащихся младших классов в сферу творчества, даёт возможность им поверить в себя, проявить свои творческие способности.
Работа с бумагой - это не только развивающее, увлекательное и познавательное творчество, она даёт воз-
можность учащимся проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Доступность бумаги как материала, незатейливость её обработки привлекают детей. Работа с бумагой развивает у учащихся не только интерес к творческой деятельности и способности воспринимать красоту, но и создавать её самому. Техника бумажного рукоделия формирует интеллектуальную и творческую активность ребёнка, учит планировать свою деятельность, осваивать новые бумажные технологии в изготовлении своих творческих работ. В результате этого каждое изделие приобретает свою индивидуальность и эксклюзивность.
Обучение бумажной пластике позволяет сочетать индивидуальные и коллективные формы конструирования изделий, обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности, например рисованием и игрой.
Работа над композициями из бумаги развивает глазомер, мелкую моторику рук, цветоощущение, наблюдательность, умение сравнивать, выделять характерное в образе, развивает объёмно-пространственное мышление, являющиеся основой дальнейшего творческого развития ребёнка.
Обучающиеся учатся создавать авторские проекты нестандартной формы, уникальные и единственные в своём роде вещи, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, совмещать несколько техник в одной работе. В результате этого у учащихся возникает потребность в творческом труде. Эмоциональные переживания детей как в процессе деятельности, так и в процес-
^бзу
се обсуждения её результатов побуждают их говорить, порождают речевой диалог, общение.
Нужно отметить что, важным моментом деятельности учащихся является самостоятельный выбор темы работы, способов её оформления, что способствует развитию творческой личности, проявлению своих интересов, оригинальных, креативных идей, раскрытию себя с самой неожиданной стороны [4]. При создании эскиза рисунка, обучающиеся составляют композицию, подбирают бумагу по цвету и структуре и в результате получают неповторимое изделие. Именно здесь
и раскрываются творческий потенциал учащихся, их творческие способности, детям представляется значительный простор для воплощения их идей. Очевидным преимуществом создания творческой работы является возможность увидеть продукт своего личного труда как на промежуточных стадиях работы, так и в окончательном виде.
В ходе диагностики уровня развития творческих способностей учащихся (которая была проведена 2 раза - в начале и конце учебного года) выявлена положительная динамика их творческой увлеченности и активности (см. табл. 1, диагр. 1). Для диагностики
Таблица 1
Творческое, эмоциональное отношение к занятиям бумагопластикой
Критерии Этапы диагностики
Начало учебного года Конец учебного года
Творческое и эмоциональное отношение к предмету 60% 79%
Творческая активность 60% 100%
Диаграмма 1
Результаты диагностики уровня развития творческих способностей учащихся
использовался разработанный авторами Ф. Татл и Л. Беккер опросный лист для родителей и педагогов. Результаты опроса позволили выстроить рабочую программу с учётом желательных для детей видов и форм собственного творчества, с учётом их индивидуальных особенностей.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что вовлечение детей в творческую деятельность, развитие их
творческих способностей способствуют успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляют самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях, расширяют кругозор, развивают познавательный интерес, творческую инициативу и активную жизненную позицию, формируют гибкость, широту и логичность мышления, подвижность и пытливость ума, любопытство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Л.Н. Развитие творческой и научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей технологии // Право и практика. 2017. № 2. С. 236-243.
2. Ершова Е.С. Развитие творческих и специальных способностей обучающихся системы дополнительного образования в предметной области «Технология»: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2011. 25 с.
3. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л.П. Крившенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. 496 с.
4. Козина В.А., Кузьменко И.В. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках технологии [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=33056 (дата обращения: 29.09.2017).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. 1-4 классы (утверждён приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373) (в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс] // Учительская газета: [сайт]. URL: http://www.ug.ru/new_standards/3 (дата обращения: 18.09.2017).
REFERENCES
1. Anisimova L.N. [The development of creative and research activities of students - future teachers of technology]. In: Pravo i praktika [Law and practice]. 2017, no. 2, pp. 236-243.
2. Ershova E.S. Razvitie tvorcheskikh i spetsial'nykh sposobnostei obuchayushchikhsya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya vpredmetnoi oblasti «Tekhnologiya»: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk [Development of creative abilities of students and the special system of additional education in the subject area "Technology": abstract. thesis cand. Ped. Sciences]. Moscow, 2011. 25 p.
3. Krivshenko L.P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2015. 496 p.
4. Kozina V.A., Kuz'menko I.V. [Development of creative abilities of primary school age children at the lessons of technology]. In: Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [The success of modern science], 2013, no. 10. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=33056 (accessed: 29.09.2017).
5. [Federal State Educational Standard. Elementary school. Grades 1-4 (approved by order of Ministry of Education of Russia from 06.10.2009 № 373) (as amended by orders dated 26.11.2010, No. 1241, dated 22.09.2011, No. 2357)]. In: Uchitel'skayagazeta [Teacher's newspaper]. Available at: http://www.ug.ru/new_standards/3 (accessed: 18.09.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мусатова Марина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Кленикова Светлана Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Талалаева Елена Анатольевна - учитель младших классов Раменской средней общеобразовательной школы № 21 с углубленным изучением отдельных предметов; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Marina A. Musatova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Svetlana A. Klenikova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professorof the Department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Elena A. Talalayeva - primary school teacher of the Municipal General Education Institution Ramenskaya secondary school No. 21 with profound study of some subjects; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Мусатова М.А., Кленикова С.А., Талалаева Е.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 65-71. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-65-71
FOR CITATION
Musatov M.A., Kolesnikov S.A., Talalaev, E.A. The Development of Younger Schoolchildren's Creative Abilities at the Lessons of Technology. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 1, рр. 65-71. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-65-71