Научная статья на тему 'Творческая активность школьников в детской общественной организации: педагогические условия'

Творческая активность школьников в детской общественной организации: педагогические условия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CONDITIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DEVELOPMENT / CREATIVE ACTIVITY / SCHOOLCHILDREN / CHILDREN PUBLIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарь М. А.

В статье представлены авторское определение педагогических условий развития творческой активности школьников в детской общественной организации, комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой активности школьников в детской общественной организации: создание социальной культурно-развивающей среды саморазвития школьников в детской общественной организации; использование методов педагогического стимулирования творческой активности школьников; включение школьников в проектную, исследовательскую и конкурсную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CHILDREN''S PUBLIC ORGANIZATION: PEDAGOGICAL CONDITIONS

The article presents the analysis of the notion "pedagogical conditions", the author's definition of pedagogical conditions of development of creative activity of schoolboys in children's public organization, the complex of pedagogical conditions conducive to the development of creative activity of schoolboys in children's public organization: the creation of a social cultural developmental environment of self-development in children's public organizations; the support of a subjective integration of school children in social relations; involving school children in impromptu educational field and educational creative activity.

Текст научной работы на тему «Творческая активность школьников в детской общественной организации: педагогические условия»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Бондарь М.А.

В статье представлены авторское определение педагогических условий развития творческой активности школьников в детской общественной организации, комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой активности школьников в детской общественной организации: создание социальной культурно-развивающей среды саморазвития школьников в детской общественной организации; использование методов педагогического стимулирования творческой активности школьников; включение школьников в проектную, исследовательскую и конкурсную деятельность. Ключевые слова: условия, педагогические условия, развитие, творческая активность, школьники, детская общественная организация.

В современных условиях приоритетной и актуальной задачей российского школьного образования является развитие творчески активных, самостоятельных, способных креативно мыслить, легко и свободно адаптирующихся и ориентирующихся в разнообразном насыщенном и обновляющемся мире, детей. В связи с этим актуализируется поиск оптимальных путей развития творческой активности школьников.

Если творчество в подростковом периоде не станет ценностной ориентацией, то и в юношеском периоде оно не будет сформировано. Значит, не поддержав в этом возрасте раскрытие всецелого развития личности, творческого потенциала, инициативы, самостоятельности, основой чего является творческая активность, мы обрекаем школьников на трудности в будущем.

Несмотря на глубокое изучение проблемы творчества, развитие творческой активности ребёнка до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как её в свое время называл В.А. Сухомлин-ский. Для развития творческой активности школьников вне школьного обучения необходимо использовать потенциал детской общественной организации (ДОО - это интеграция детей с взрослыми, организация их для совместной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей детей и подростков) через который можно эффективно, организовать обучение, способствующее развитию указанного феномена. Требуется теоретическое осмысление проблемы и выявление педагогических условий, которые могли бы обеспечить успешное развитие творческой активности школьников в детской общественной организации.

Понятие «творческая активность» определяют как: свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как новизна, оригинальность; особый вид деятельности; компонент различных видов деятельности, в том числе коммуникативной.

Творческая активность свойственна каждому человеку [1] и её развитие тесно связано с развитием самостоятельности и проявлением индивидуальности, причём особое значение приобретает в подростковом возрасте, ибо именно в этом возрасте у школьников происходит изменение социальной позиции, они стремятся занять определённое место в коллективе, в жизни и обществе. И это подталкивают школьников к постоянному самовыражению и, как следствие, к проявлению творческой активности [2].

Педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [3, с.124].

Нам близка точка зрения Н.М. Яковлевой о том, что случайные, разрозненные условия не могут решить ту или иную педагогическую задачу эффективно, при этом успешность выделения педагогических условий зависит от чёткости определения результата или конечной цели; понимания того, что улучшение педагогического процесса достигается за счёт взаимосвязанного комплекса условий [4].

Под педагогическими условиями мы понимаем оптимальную целенаправленно сформированную совокупность педагогических факторов (средств, отношений и т.д.), выполнение которых обеспечивает достижение школьниками более высокого уровня развития творческой активности школьников. При этом комплекс педагогических условий представим как совокупность взаимосвязанных педагогических условий.

Комплекс педагогических условий успешного развития творческой активности школьников в детской общественной организации включает в себя: создание социальной культурно-развивающей среды саморазвития школьников в детской общественной организации; включение школьников в проектную, исследовательскую и конкурсную деятельность; использование методов педагогического стимулирования творческой активности школьников.

Создание социальной культурно-развивающей среды саморазвития школьников в детской общественной организации способствует взаимному обогащению детей и педагогов в процессе взаимодействия и творческой деятельности.

Мы исходим из того, что с психологической точки зрения среду понимают как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности [5, с.30].

Учеными выделяются различные среды: предметно-пространственная, предметно-развиваюшая, культурная, культурно-образовательная и социальная культурно-развивающая.

Культурно-образовательная среда, по мнению Е.П. Белозерцева это «прорыв в современной методологии образовательных теорий», ибо она средоточие природных, исторических, культурных, социальных, материальных условий, в которых протекает деятельность и жизнь обучающихся, а, следовательно, является «клеточным уровнем национальной самобытности, концентрированной субстанцией национального самосознания» [6, с.21].

Среди аспектов воздействия социальной культурно-развивающей среды саморазвития школьников в детской общественной организации, влияющих на развитие творческой активности школьников, выделим следующие:

• ресурсный: источник для развития интересов и способностей школьников;

• ориентировочный: источник социальных норм и образцов поведения для школьников;

• мотивационный: источник мотивационного поведения, позволяющий школьникам выполнять одни действия или воздерживаться от других.

• опциональный: источник, определяющий возможности и активность школьников.

Социальная культурно-развивающая среда саморазвития школьников в детской общественной организации есть социальное пространство, посредством которого они активно включается в культурные связи общества. Успешное становление и развитие творческой активности школьников тесно связано с её социальной активностью, т.к. школьники должны быть вовлечены в творческую деятельность не только на интеллектуальном уровне, но и на социальном и личном.

Более того социальная культурно-развивающая среда саморазвития школьников в детской общественной организации даёт возможность обеспечить широкий спектр видов вне учебной деятельности, которая способствует самореализации личности, таких как научно-исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, участие в работе различных творческих коллективов школы и города, праздничных концертов, дискотек, КВН между школьниками ДОО, встречи с известными людьми (спортсменами, деятелями культуры), встречи с выпускниками и многое другое; личностному росту школьников, рефлексивно оценивать свои отношения с друзьями, свою позицию в детской общественной организации и представляет собой систему предметных сред, которые насыщены материалами для организации самостоятельной творческой деятельности школьников (организаторское, художественное, литературное, повседневно-бытовое, социальное и т.д. творчество).

Организуя и регулируя взаимодействие школьников в детской общественной организации важно:

- обеспечить дифференциацию и интеграцию интересов школьников: отобрать привлекательные для школьников разного возраста содержание и формы совместной творческой деятельности, раскрывая значимость действий школьника для достижения общего результата и развития его личности; стимулировать проявление школьником своей индивидуальности в групповой деятельности;

- обеспечить разнообразие форм взаимодействия школьников (сотрудничество, опека, диалог, наставничество, игра и т.д.);

- предоставить школьникам возможность выбора и выполнения разнообразных видов творческой деятельности (организаторское, художественное, литературное, повседневно-бытовое, социальное и т.д.).

В детской общественной организации возникают в процессе совместной творческой деятельности и функционально-ролевого общения деловые, функциональные и эмоционально-психологические отношения между участниками организации, которые повышают социальную значимость деятельности детей, делая их более взрослыми, при этом школьник успешно проходит этапы социализации личности, что объясняет их готовность и желание к выполнению социальных функций в обществе.

Накопление социального опыта школьниками определяет то, что они овладевают различными способами совместной творческой деятельности и общения. Основными составляющими психолого-педагогического механизма социального опыта являются: деятельность, выступающая способом, условием и формой воспроизведения социального опыта и самосознание школьника, ибо социальный опыт присваивается им только по мере осознания себя носителем общественно значимой позиции [7, с.43].

Школьник, участие которого в социальной жизни ещё ограничено, не является сложившимся субъектом, но благодаря общению он начинает осмысливать социальные ценности и свои связи с другими людьми. Ценностные ориентации в творческой активности школьников играют существенную роль, так как принятие определённых способов деятельности выражает понимание школьниками жизненных притязаний и целей своего существования. В ценностных ориентациях, по мнению И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова, объективируется накопленный человечеством опыт, а также опыт самой личности [8].

Наиболее результативными средствами, направляющими школьников к творчеству и совместному сотрудничеству в детской общественной организации, являются: неформальная обстановка; добровольный выбор школьниками видов и форм творческой деятельности; проблемные ситуации, которые раскрывают интересы и потребности школьников; игровые и соревновательные элементы.

Включение школьников в проектную, исследовательскую и конкурсную деятельность.

Включение школьников в исследовательскую, проектную деятельность способствует «обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации ... сфор-

мировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях...» [9, с.5-6]. Подготовленные сообщения были представлены на учебных занятиях ДОО школы, Дворца детского творчества, конкурсах исследовательских работ школьников городского уровней. Результаты этого вида деятельности позволили отметить повышение интереса к исследовательской работе и к самообразованию.

Необходимым условием развития творческой активности является также участие школьников в конкурсной деятельности. Осуществляя этот вид деятельности, школьники представляли свои творческие работы на конкурсы и выставки различных уровней.

Использование методов педагогического стимулирования творческой активности школьников в детской общественной организации.

Все виды творческой деятельности, которые осуществляли школьники в социальной культурно-развивающей среде саморазвития в детской общественной организации, сопровождались применением методов и средств педагогического стимулирования (создание ситуаций успеха, выполнение творческих заданий, создание ярких наглядно-образных представлений), что позволило последовательно и систематически формировать мотивацию к творчеству, повышать самооценку школьников.

Средствами, определяющими развитие творческой активности школьников в детской общественной организации, выступают методы активного обучения, такие как разыгрывание ролей (инсценировки), организационно-деятельностные игры, деловые игры, беседы, кейсовый метод, дискуссии, диалог, учебные конференции.

Разыгрывание ролей (инсценировки) выступают как игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых заложены проблемы жизненных взаимоотношений. Этот метод направлен на развитие у школьников поведенческих умений как творческого, так и социального характера и предполагает введение определенных элементов театрализации, поскольку представление ситуации, её анализ и принятие решений осуществляются в лицах. В ролевых играх школьники входят в многообразные контакты между собой и по собственной инициативе располагают возможностями самостоятельно строить свои взаимоотношения, сталкиваясь и считаясь с интересами других школьников в детской общественной организации.

Таким образом, ролевая игра способствует формированию и развитию коммуникативных способностей, креативности и толерантности и взаимоотношению школьников в детской общественной организации.

Организационно-деятельностные игры предусматривают организацию коллективной деятельности в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех школьников детской общественной организации. Деловые игры есть имитационное моделирование реальных ситуаций и процессов, которое воссоздаёт предметное и социальное содержание творческой деятельности.

Беседа представляет собой направленное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, которое характеризуется эмоциями и переживаниями, нацеленное на получение обратной связи в виде вопросов, ответов и т.п.

Кейсовый метод (ситуационный метод). Анализ конкретных ситуаций в условиях детской общественной организации является одним из способов результативного применения теоретических знаний при решении проблем в реальной жизни. Ибо кейс - педагогическая модель жизненной реальной ситуации, на основании изучения и анализа которой школьники раскрывают проблему и предлагают её решение [10]. Использование кейсо-вого метода в условиях детской общественной организации позволяет умножить связь между теорией и практикой, а также оценить ситуацию; выбрать главную информацию; определить возможности; предсказать пути развития ситуации; взаимодействовать с другими участниками процесса; в условиях неопределённости принимать решения; критиковать и адекватно реагировать на критику.

В ходе дискуссий у школьников детской общественной организации вырабатываются инициативность, коммуникативные способности, уверенность в своих силах и в себе, убеждённость в том, что в настоящей ситуации с реальной проблемой также можно справиться. Обучение с применением жизненных ситуаций побуждает и подталкивает школьников занимать активную позицию, развивает умение брать на себя ответственность за свои решения.

Групповые формы работы школьников в детской общественной организации, ролевые игры, учебно-практические конференции эффективны и моделируют реальный процесс решения проблем, который невозможен без учёта всего многообразия имеющихся точек зрения и интересов разных школьников.

Среди способов реализации диалога в процессе развития творческой активности школьников в детской общественной организации нам представляются важными: самоактуализация субъектного опыта школьников; диалог; ролевые игры; ситуации выбора, персонализация; ситуации успеха, моделирование жизненных ситуаций; проблемные ситуации, задания по жизненным впечатлениям; творческие сочинения и т.д.

Реализация данного условия, на наш взгляд, будет способствовать получению школьниками реальной возможности раскрытия своих творческих способностей, представляющих собой субъект-субъектное взаимодействие в условиях совместной творческой деятельности.

Таким образом, нами выявлены и обоснованы педагогические условия, влияющие на развитие творческой активности школьников в детской общественной организации.

The article presents the analysis of the notion "pedagogical conditions", the author's definition of pedagogical conditions of development of creative activity of schoolboys in children's public organization, the complex of pedagogical conditions conducive to the development of creative activity of schoolboys in children's public organization: the creation of a social cultural developmental environment of self-development in children's public organizations; the support of a subjective integration of school children in social relations; involving school children in impromptu educational field and educational creative activity. Keywords: conditions, pedagogical conditions, development, creative activity, schoolchildren, children public organization.

Список литературы

1. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с.

2. Божович Л.И. Подростковый возраст [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php.

3. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С. 124.

4. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. ... д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403с.

5. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. С.30.

6. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 704с.

7. Голованова Л.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. - 1998. - № 5. -С.42-45., С.43.

8. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пе-дуниверситета, 1997. - 112с.

9. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления - генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 1. - C. 5-6.

10. Юлдашев З.Ю., Бобохужаев Ш.И. Инновационные методы обучения. Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. - Ташкент: Iqtisod-Moliya, 2006. - 88с.

Об авторе

Бондарь Марина Александровна - учитель математики, старшая вожатая «Гимназия №5» г. Белгорода, аспирантка кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, 12bondare@mail. ru

УДК 37.378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Гришина Е.В., Беляева И.В., Сорогина Т.И.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией образовательного процесса в условиях реализации уровне-вой дифференциации с целью формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза. Установлены сущность и структура уровневой дифференциации. Приведены результаты пилотного проекта по иностранному языку.

Ключевые слова: уровневая дифференциация, компетентностный подход, профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность, европейская система компетенций, таксономический анализ.

Дифференцированная система обучения в вузе имеет свои подсистемы на макроуровне (вуз), мезауровне (содержание образования) и микроуровне (учебная группа). Дифференциацию можно определить как своеобразную профилизацию образовательных систем, заключающуюся в структурно-логическом разделении учебного содержания образования с учетом потребностей и реальных познавательных возможностей обучающихся. Сущность ее состоит в направленной специализации образования, дифференцируемого по интересам, склонностям и способностям обучающихся с целью максимального их развития. Создаются относительно стабильные учебные группы, где содержание образования и предъявляемые к студентам требования в каждой группе отличаются друг от друга.

На сегодняшний день актуальность компетентностного обучения в вузе очевидна. Одним из основных требований компетентностного подхода является развитие у студентов "системы понятий на основе единого подхода к организации усвоения знаний, приемов и навыков по основам наук..." [1, c. 53]. Компетентностный подход заключается в том, что заранее задает ситуации включения студента в деятельность определенного вида, формирует определенные знания, умения и ценности - компетенции; подчеркивает практическую, действенную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.