ствует углубленному пониманию литературных норм, повышает культуру речи, заставляет шире смотреть на язык как на общественное явление.
Общий анализ изменений показателей коммуникативной активности позволил сделать выводы о положительной динамике изучаемого качества личности. Согласно данным анкетирования и наблюдения, выросла потребность учащихся в общении, инициативность, легкость вступления в контакт не только с другими школьниками, но и с односельчанами. Например, работники библиотеки отметили, что дети стали менее стеснительными при обращении к ним, стали четче формулировать свою просьбу. По мнению педагогов, учащиеся стали более активны на уроках, смелее вступают в обсуждение, выступают с докладами, задают вопросы другим и отвечают на вопросы по своему докладу. Увеличилось число участвующих во внеучебной деятельности. Если ранее активными участниками в конкурсах, викторинах и других мероприятиях в основном были учащиеся с высокой успеваемостью, то теперь активнее стали и менее успешные в учебе школьники. Многие школьники стали посещать не один кружок, а несколько. Отметим, что после показа спектакля по материалам диалектологического кружка все участники выразили желание посещать кружок театрального мастерства, что свидетельствует о высокой потребности в общении и уверенности в себе.
Таким образом, коммуникативная активность сельских школьников рассмотрена нами как сложное свойство личности, необходимое для успешной учебы, социализации и самореализации учащихся. В структуре коммуникативной активности сельских школьников выделены мотивацион-ный, когнитивный, операционный, рефлексивный компоненты, подлежащие развитию в образовательном процессе, и предложено с этой целью использовать потенциал внеучебной деятельности, которая обладает большими возможностями для неформального общения учащихся, раскрытия их творческих способностей, самовыражения. На примере диалектологического кружка показано влияние кружковой деятельности как одной из форм внеучебной работы на развитие всех компонентов коммуникативной активности.
Примечания
1. Мудрик А. В. Общение как педагогическая категория // Об исследовании проблемы взаимодействия социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся. М., 1983. С. 21-24.
2. Гурьянова М. Модернизация воспитания как приоритетное направление преобразования сельской малочисленной школы // Воспитание школьников. 2006. № 5. С. 13-18.
3. Аебединцев В. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель // Народное образование. 2005. № 1. С. 103-107.
4. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы / под ред. Г. Ф. Суворовой. М., 1990. 159 с.
5. Васюра С. А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 35-52.
6. Корниенко Д. С. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности (Генетический и онтогенетический аспекты): дис. ... канд. пси-хол. наук. Пермь, 2003.
7. Шмыков В. И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3.
8. Горохова С. А. Организационно-педагогические условия развития коммуникативной активности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.
9. Карбушева Т. А. Становление коммуникативной активности студентов регионального педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2007.
10. Байбородова Л. В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. URL: http://www.obrazpress.ru.
УДК 373.303
О. В. Щелкунова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается сущность организационно-педагогических условий и влияние их на развитие умственной активности младших школьников.
The article deals with organizational-pedagogical conditions of developing junior pupils' mental activities.
Ключевые слова: умственная активность, учебно-познавательная деятельность, организационно-педагогические условия, развитие, младшие школьники.
Keywords: mental activity, educational-cognitive activity, organizational-pedagogical conditions, development, junior pupils.
Современное общество требует от образования формирования таких качеств личности, как активность, исполнительность, ответственность, что позволит школьнику в будущем стать успешной личностью.
Активность определяется как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленного набора оптимальных путей для достижения целей познания [1].
© Щелкунова О. В., 2011
В науке активность личности трактуется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активность может быть:
- надситуативной - способность человека подниматься над уровнем ситуаций;
- познавательной - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями;
- общественной - деятельное отношение человека к жизни общества;
- социальной - родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной.
Важнейшая составляющая общей активности личности - умственная активность. Сензитивным для развития умственной активности является младший школьный возраст.
Умственная активность младших школьников относится к познавательной деятельности, является социально значимым качеством личности, формируется у школьников в учебной деятельности. Умственную активность можно определить как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой учебной деятельности.
В работах М. И. Лисиной, А. А. Люблинской, А. М. Матюшкина и других умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д. Б. Богословской, И. А. Петуховой, умственная активность определяется как «потребность в умственной деятельности».
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Таким образом, учебно-познавательная деятельность обладает существенным потенциалом для развития умственной активности младших школьников.
Младший школьный возраст - время, когда умственная активность в широком смысле этого слова (детская любознательность, интерес к новому) должна перерасти в учебную деятельность, иначе можно считать, что возраст не осуществил свою функцию в развитии и навсегда лишил человека множества психологических приобретений. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов называли начальное обучение «...самым ответственным участком обучения» и отмечали, что задача обучения заключается в содействии умственному развитию учащихся [2].
В частности, В. В. Давыдов объясняет причину этого тем, что младшие школьники овладевают учебным материалом преимущественно посредством эмпирического абстрагирования и обобщения, что не может служить основой для качественных сдвигов в их умственном развитии. В рамках экспериментальной школы Эльконина-Давыдова было доказано, что более богатые возможности детей этого возраста связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, в ходе которой у учащихся возникает центральное новообразование возраста - способность к теоретическому обобщению.
Другой важной особенностью умственной активности младшего школьника становится осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности, что связано с зарождением рефлексии. Эти изменения осуществляются под влиянием учебной деятельности.
Деятельность - это активное взаимодействие с окружающим миром, направленное на удовлетворение своих потребностей. Необходимо развивать потребность у младшего школьника познавать окружающий мир. С этой целью следует создать организационно-педагогические условия, развивающие умственную активность младшего школьника, при которых младший школьник будет выступать в роли субъекта.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению термина «организационно-педагогические условия». В частности, Е. И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т. К. Клименко, Н. А. Переломова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия (создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия (увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности).
Н. Н. Кузина обращается к инновационному методическому обеспечению как одному из организационно-педагогических условий в профессиональном образовании. Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач.
Под организационно-педагогическими условиями понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:
- определяется конкретными задачами;
- проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются;
- содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.
Основной причиной, обусловившей активное создание организационно-педагогических условий, является, на наш взгляд, изменение исходных оснований построения современных образовательных технологий.
Речь идет о том, что в настоящее время активно происходит:
- смена образовательных парадигм, т. е. тех исходных дидактических и психологических оснований, на которых построены содержание и методы обучения, характерные для данной образовательной технологии;
- изменение целей обучения;
- изменение представлений о развитии способностей учащихся в ходе обучения.
Можно выделить основные аспекты организационно-педагогических условий:
- культурологический аспект. Культура выступает посредником между человеком и обществом. Большое значение имеет то, какие формы отношения к познавательной и умственной активности будут переданы ребенку. Эффективность данного процесса определяется уровнем деятель-ностной активности самого ребенка и воспитанием у него потребности быть умственно активным. Реализация культурологического подхода предполагает гармоничное развитие разума, чувства и воли воспитанников на основе объединения накопленного человечеством опыта, бережного и уважительного отношения ко всем формам культуры: религии, морали, праву, народному творчеству и научному знанию. Процесс обучения, развития и воспитания должен быть направлен на стимулирование ребенка к самосознанию, жизнетворению с учетом особенностей конкретной общественно-экономической формации, менталитета своей нации, условиями окружающей социальной и природной среды;
- педагогический аспект. Заключается в построении образовательного процесса с учетом осо-
бенностей детского и подросткового возраста, индивидуальных различий, многообразия потребностей, мотивов, интересов личности ребенка;
- интегративно-антропологический аспект. Воспитание умственной активности и жизне-творчества должно осуществляться с учетом знаний о человеке в широком спектре областей современной науки, что обеспечивает реализацию целостного подхода к природе человека с учетом ее основных закономерностей: взаимоорганизованности и упорядоченности, взаимопроникновения и дополнения, взаимозависимости и обусловленности, взаиморегуляции и устойчивости, взаимодействия и изменяемости. Это способствует достижению умственной активности в единстве всех составляющих личности, определяет способ отбора необходимых и достаточных знаний;
- личностно-ориентированный аспект. Высвобождение созидательных потребностей и способностей полноценного индивидуально-личностного становления школьника возможно при построении образовательного процесса на постулатах классической философии и педагогики о целостности природы ребенка (принцип природосооб-разности - ребенок есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа) и ее движущих сил: стремление к развитию (при преодолении трудностей), к взрослению (детство должно быть радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным), к свободе (свободный выбор линии поведения, готовность к разрешению ситуаций свободного выбора). Организационно-педагогические условия должны способствовать творческому становлению его индивидуальности, неповторимости и уникальности;
- гуманистический аспект. Умственная активность человека, как его жизнь, является высшей ценностью общества. Совокупность всех состояний, свойств и качеств человека есть ценность не только его самого, но и общества.
Показателем качества создания организационно-педагогических условий рассматривается возможность данных условий обеспечить всем субъектам образовательного процесса развитие умственной активности.
На основании проведенного нами эксперимента к организационно-педагогическим условиям развития умственной активности младших школьников отнесли:
- мотивацию умственной активности младшего школьника (помощь ребенку при определении личной цели в познании учебного материала; внесение новых пособий, атрибутов; распределение педагогом ролей и правил; использование учебника с целью выдвижения новых целей в умственной активности; формирование вопросов, лично-стно значимых для ребенка; задания, способствующие развитию самостоятельности, которые не
должны содержать указания на поиск различных вариантов решения учебных задач).
На основе анализа психолого-педагогических исследований были выделены особенности мотивации младшего школьника: их интересы недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность; неустойчивы, то есть ситуативны, малоосознанны, слабо обобщены, содержат в себе, как правило, ориентир на результат учения; до конца обучения в начальной школе порой не формируется интерес к преодолению трудностей в учебной работе. Необходимым условием для создания у учащихся интереса к содержанию обучения, мотивации к самой учебной деятельности является возможность проявить в учении умственную самостоятельность, инициативность, активность, предполагающую готовность выполнять учебные задания и стремление к самостоятельной деятельности;
- включение школьников в разные виды учебно-познавательной деятельности (применение инновационных технологий, таких, как проблемное обучение, моделирование, ролевые игры, учебные экскурсии и тренинги). В процессе эксперимента мы включали школьников в следующие виды учебно-познавательной деятельности с целью развития их умственной активности:
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; написание рефератов и докладов; решение познавательных задач; систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя; просмотр учебных фильмов; анализ таблиц, схем, моделей, чертежей; объяснение наблюдаемых явлений; анализ проблемных ситуаций.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой: проведение элементарных опытов; решение экспериментальных задач; работа с раздаточным материалом; конструирование простейших моделей; проектная деятельность; выдвижение гипотез, их проверка на практике; обучающие игры; проигрывание ситуаций;
- создание предметно-развивающей среды (создание психологической готовности к познавательной активности; сюрпризность; положительный настрой на учебно-познавательную деятельность; создание атмосферы эмоционального комфорта; организация поисковой деятельности; использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учениками практических заданий в школе и дома; использование наглядно-образной информации, символи-
ческих опор; создание развивающей среды в период адаптации в первом классе; использование дидактических игр на уроке и в повседневной жизни, игр с правилами; моделирование).
Для воспитания умственной активности младших школьников была создана предметно-развивающая среда в соответствии с принципами открытости, гибкого зонирования, стабильности-динамичности развивающей среды, полифункциональности. Классный кабинет был поделен на три специально организованные зоны: учебную, игровую, природную. Учебная зона - основная -помимо парт и доски включала разнообразные обучающие плакаты (менялись по мере необходимости), стенды с занимательным познавательным материалом и заданиями, модели, макеты, географические карты, проекты учащихся и др. В игровой зоне для развития умственной активности размещались настольно-печатные игры, игры-головоломки. Природная зона - зеленый уголок, где школьники наблюдали и ухаживали за растениями;
- организацию самоанализа и самоконтроля умственной деятельности младших школьников (самопроверка и самокоррекция; рефлексия групповой и собственной деятельности; педагогическая поддержка; приветствие навыков самоанализа).
Привлечение учеников к оценочной деятельности способствует формированию учебных действий самооценки, снижает стресс и напряжение при оценивании ответов, побуждает ученика, при грамотной организации данного условия, к рефлексии самооценки.
Выявленные и апробированные нами организационно-педагогические условия способствовали развитию умственной активности младших школьников.
В результате обработки полученных данных было выявлено, что число школьников с высоким уровнем умственной активности увеличилось на 6% (9-15%); со средним уровнем - на 34% (3266%); уменьшилось число школьников с низким уровнем умственной активности на 40% (59-19%).
Полученные результаты подтверждают правомерность выявленных нами организационно-педагогических условий умственной активности младших школьников.
Примечания
1. Данюшенков В. С. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориен-тированного обучения: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 160 с.
2. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной активности // Педагогика. 2007. № 4.