Научная статья на тему 'Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика'

Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2403
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПОТРЕБНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / PUBLIC ACTIVITY / ELEMENTS OF SOCIAL ACTIVITY / NECESSITY / DIRECTEDNESS / VALUE ASPECTS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна

В статье соотносятся понятия «общественная активность» и «социальная активность». Особое внимание уделено сущности, структуре понятия «социальная активность». Представлен анализ результатов констатирующего эксперимента и предложены направления формирования социальной активности студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article deals with correlation of the concepts «public activity» and «social activity». The main attention is paid to the essence and the structure of the concept «social activity». The results of the stating experiment are analyzed and the ways of the forming of the social activity of teachers training institute students are offered.

Текст научной работы на тему «Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика»

УДК 37

Н.В. Пилипчевская

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Реформирование российского общества затрагивает все сферы человеческой деятельности. Особенно актуальна проблема воспитания студенческой молодежи, становления ее личности, социальной активности. Следовательно, возрастает роль социального аспекта общекультурной подготовки студентов педагогического вуза, направленной на

формирование социально активной личности будущего учителя.

В этой связи понимание формирования социальной активности студента педагогичного вуза как части гармоничного развития личности обосновывает целесообразность использования изучаемого понятия в качестве основного в теории и

практике воспитания студентов педагогического вуза.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [1, с. 444-445].

В философских, социологических, педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (Л.М. Архангельский, Б.З. Вульфов, Т.Н. Мальков-ская, Г.Л. Смирнов, Э.В. Струков). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно [2, с. 12]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. [3, с. 39].

Разработке проблем повышения общественной активности молодежи в процессе трудовой и общественно-политической деятельности посвящены работы выдающихся советских педагогов и государственных деятелей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С., Макаренко, В.А. Су-хомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

В связи с переходом современного российского общества к рыночным отношениям, новым условиям жизни в общественном сознании и отношениях произошли значительные изменения. Этим изменениям подверглись и многие научные понятия. Одно из таких понятий - это понятие «общественная активность», которое было актуальным в советское время. Для современного общества актуальным становится понятие «социальная активность», ее формирование у студентов. Данный термин в современную эпоху наполняется новым содержанием.

Значительный вклад в разработку проблемы социальной активности внесли философы Е.А. Ануфриев, Г.С. Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, А.В. Клюев, М.С. Каган, В.Г. Мордкович, М. А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, Е.А. Якуба, В.А. Ядов и др.

Если обратиться к истории, впервые известный русский философ, психолог и педагог В.В. Зень-ковский в своих исследованиях по социальному воспитанию акцентирует внимание на развитии

социальной активности у детей. Социальная активность, по его мнению, заключается в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личностными, эгоистическими замыслами. По Зеньковскому, при развитии социальной активности у детей необходимо создание психической склонности к активности, а не одного навыка социального взаимодействия. Развитие социальных сил ребенка заключается в подготовке его к социальной жизни, с точки зрения социального идеала. Идея солидарности заключается в подготовке тех, кто будет решать социальные вопросы и развивать социальную взаимопомощь [4, с. 87].

Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью [5, с. 5]. В нашем исследовании мы категорию «социальной активности» рассматриваем в узком смысле.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Ануфриева, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, Т.Н. Мальковской, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. раскрывается природа и сущность феномена социальной активности, ее структура и общие закономерности развития.

По определению В.А. Смирнова, социальная активность есть мера, «выражающая характер, масштабы проводимых в ходе и вследствие этой деятельности изменений в среде и в самой личности» [6, с. 25].

Под социальной активностью В.Ф. Титов [7, с. 132] понимает степень реализации потенциальных возможностей, сущностных сил и способностей личности в общественно полезной деятельности, выраженной в конкретных результатах по преобразованию социально-природной среды. В.Г. Мордкович отмечает, что содержательная сторона данного понятия состоит в том, что социальная активность есть существенное социальное качество человека, его «деятельная сущность». Объективируясь, проявляясь как самодеятельность (свободная сознательная, заинтересованная), деятельность человека, социальная активность обретает статус явления социальной действительности [8, с. 58].

Определений социальной активности можно привести множество. Среди перечисленных определений отмечаются общие тенденции: активность есть качество личности как субъекта деятельности,

Н.В. Пилипчевская. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза..

а социальность подчеркивает ее направленность на деятельность и ее общественную значимость.

Таким образом, в контексте нашего исследования социальная активность - сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности.

Сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев [9, с. 37] определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности. Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение. Л.М. Архангельский [10, с. 109-110] рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую.

По мнению Е.А. Якуба [5, с. 6], социальная активность выражает уровень реализации функциональных особенностей социальной общности, уровень общей социальности личности, ее внутренние потребности, уровень принятия ценностей общества. Она представляет собой единство социальновсеобщего, особенного и индивидуального в личности, единство объективного и субъективного. Социальная активность есть частная и высшая форма активности.

В.И. Овчинников отмечает, что в основе социальной активности лежат потребности личности, а все остальные категории, раскрывающие содержание и механизмы ее формирования (интересы, цели, установки, ориентации, стимулы, мотивы и т. д.), так или иначе исходят из потребностей и выражают их [11, с. 39].

Анализ научной литературы позволил нам утвердиться в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект - накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект - отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление.

В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компо-

нентов. Исследователи (К.А. Абульханова-Слав-ская, Т.А. Ильина, Л.А. Лиферов, Т.Н. Мальков-ская, М. А. Румянцева и др.) выделяют разнообразное количество компонентов социальной активности. Л.А. Лиферов выделяет следующие компоненты социальной активности: социальная направленность (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.), социально значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.) [12, с. 34]. Т.А. Ильина [13, с. 40] среди компонентов выделяет: социальную направленность интересов и устремлений личности, добавляя к нему еще один: активная деятельность по реализации этой направленности на практике. М.А. Румянцева выделяет три компонента социальной активности: ценностные ориентации, социальная деятельность, социальная позиция [14, с. 3].

Проанализировав научную литературу о структурных компонентах социальной активности, мы попытались вычленить следующую структуру социальной активности:

- потребность в деятельности, реализуемая в различных видах и определяющая ее активность;

- интересы, представляющие собой личностные образования, интегрирующие рациональное и эмоциональное начала;

- направленность человека на предмет и явления действительности, а также и мотивы его действий, ответственное к ней отношение.

В качестве регулятора структуры социальной активности представляют те образования, которые являются производными от органических составляющих ядра, то есть социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные переживания, рефлексия, ее интересы, потребности и мотивы. Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены, поэтому она является целостным, интегрированным качеством личности, определяющим ее роль, место и положение в обществе.

В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов педагогического вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением следующих методик: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.А. Мильман); тест-анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И. До-доновым; анкета «Потенциал активности», разработанная нами на основе методики Э.Р. Ахмежда-нова «Оценка социального потенциала».

Базой исследования стали: факультет начальных классов (студенты первого курса, 100 человек), где была сформирована экспериментальная

группа, и факультет русского языка и литературы (студенты первого курса, 100 человек) Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Таким образом, в эксперименте приняло участие 200 человек.

Методика «Ценностные ориентации» позволила определить направленность студентов-первокур-сников. Ранжирование по степени значимости жизненных ценностей позволило выявить, что наиболее ценными для студентов-первокурсников являются: здоровье, красота природы и искусство, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, свобода (что составляет 1-5 ранговое место), следовательно, данные ценности являются значимыми для данной группы испытуемых. Второй ранговый уровень занимают общественные и профессионально значимые ценности (6-12 ранговое место): любовь, общественное признание, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, жизненная мудрость, развитие, продуктивная жизнь, познание. И наконец, на третьем уровне (13-18) находятся развлечения, счастливая семейная жизнь, счастье других, интересная работа, творчество. Такая ранговая расстановка терминальных ценностей студентов позволяет говорить о том, что существует проблема в самореализации личности. В частности, является традиционным для юношеского возраста выдвижение на первые места ценностей, задействованных в межличностных отношениях и эмоционально-чувственной сфере. Различия в ценностных предпочтениях объясняются индивидуальными особенностями респондентов, спецификой личностного и социального опыта.

По мнению респондентов, для достижения поставленной цели человек должен обладать следующими характеристиками: быть аккуратным, воспитанным, жизнерадостным. Такие личностные характеристики, как способность действовать самостоятельно, решительно, не отступать перед трудностями, готовность доводить начатое дело до конца, говорят об определенных способах поведения в данной группе испытуемых, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. Следовательно, в работе по формированию социально активной личности студентов-первокур-сников необходимо ориентироваться на следующие инструментальные ценности, такие как образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, эффективность в делах. Ранги остальных ценностей во всех выборках различны, что свидетельствует о несформированности представлений о предстоящей деятельности, необходимых для этого черт и свойств, студенты-первокурсники каждой группы демонстрируют собственную позицию.

Для выявления жизненных устремлений, которые необходимы для построения перспектив личностного развития, мы воспользовались методикой В. А. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности».

При анализе данной методики для нас имели огромное значение показатели, которые характеризуют рабочую направленность личности. Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что «общежитейская» направленность личности преобладает над «рабочей» направленностью. Этот факт служит подтверждением того, что у большинства студентов экспериментальной и контрольной групп ярко выражен «общежитейский» мотивационный профиль личности, что составляет по 75 % в обеих группах. Следовательно, одни из важных показателей социальной активности, такие как «общая активность», «творческая активность», «социальная полезность», не являются устойчивыми для данных студентов. Студенты, демонстрирующие устойчивость по данным показателям, находятся в обеих группах в меньшинстве и составляют всего 23 % в контрольной и 19 % в экспериментальной группах.

Как показало исследование, в обеих группах встречаются категории студентов, у которых в равной степени выражены оба мотивационных профиля, число таких студентов в экспериментальной группе в количественном отношении превышает число студентов в контрольной группе в 3 раза и составляет 6 % и 2 % соответственно. Следовательно, у данной группы студентов устойчивые показатели отмечаются по всем семи шкалам, которые в совокупности представляют мотивационную структуру личности.

С целью изучения эмоциональной направленности личности и выбора сферы деятельности студенты заполняли тест-анкету «Эмоциональная направленность», разработанную Б.И. Додоновым.

При анализе данной психодиагностической методики для нас было важно посмотреть, какие эмоциональные состояния являются доминантой для выбора деятельности студентов контрольной и экспериментальных групп.

При выборе деятельности для большинства студентов контрольной и экспериментальной групп преобладают студенты с гностическим типом. Для этих студентов свойственны: удовлетворение потребности в познавательной гармонии; стремление понять, проникнуть в сущность явления; преодолеть противоречия, привести все в систему.

На второе место выходят студенты, которые для определения деятельности руководствуются в контрольной группе альтруистическими и глористи-ческими эмоциями, а в экспериментальной - только глористическими.

Е.В. Лопанова. Деятельностный подход в профессионализации мышления будущего педагога

Данная методика показала, что присутствуют все типы эмоций. Следует отметить, что студенты в меньшей степени руководствуются приобретенными эмоциями.

Проведенный нами срез по изучению социальной активности показал недостаточный уровень ее сформированности у студентов педагогического вуза и позволил руководствоваться необходимостью целенаправленного и последовательного ее формирования. С этой целью нами разработана программа формирующего эксперимента. Данная программа включает в себя два направления: 1) обогащение со-

держания основных направлений внеучебной деятельности студентов педагогического вуза, способствующих проявлению их социальной активности; 2) составление программы тьюторского сопровождения студентов педагогического вуза во вне-учебной деятельности.

Таким образом, анализ изучения социальной активности студентов педагогического вуза в современной педагогической высшей школе является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их реализации в воспитательную практику вуза.

Поступила в редакцию 28.01.2006

Литература

1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986.

2. Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учебное пособие. Красноярск, 1985.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

4. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / Сост.: Е.Г. Оссовский, О.Е. Оссовский. Саранск, 2003.

5. Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования (социологический анализ). Киев, 1983.

6. Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих. М., 1979.

7. Социальная активность человека: философский анализ: Сб. науч. тр. Краснодар, 1986.

8. Мордкович В.Г. Трудовая активность: «теория» одного эмпирического изменения // Социальная активность. Челябинск, 1981.

9. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М., 1969.

10. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

11. Овчинников В.И. Потребности личности как фактор ее социальной активности // Социальная активность и духовное богатство личности / Под общ. ред. К.М. Никонова. Волгоград, 1980.

12. Формирование социально активной личности: материалы конференции / Отв. ред. И.И. Купцов. Рязань, 1990.

13. Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма / Под ред. А.П. Петрова. М., 1983.

14. Формирование социально активной позиции школьника в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов / Ред. кол.

Рязань, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.