Научная статья на тему 'Этапы формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения художника, дизайнера'

Этапы формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения художника, дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNOCULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / КУЛАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / KULAYSK CULTURE / ЭТНОДИЗАЙН / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / CORPORATE STYLE / ETHNO-DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгих Николай Андреевич

Рассматривается понятие этнокультуры как средства приобщения к духовной культуре своего народа, источника вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров. Актуальность введения основ этнокультуры в содержание образования обусловлена эффективностью образовательного и воспитательного воздействия этнотематики. В процессе уточнения понятия «этнокультурная компетентность» выделены три уровня: аксиологический, деятельностный, творческий. Представлены задания экспериментальной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, которые выполняются в два этапа. Задачами первого этапа освоения программы являются повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, закрепление на практике знаний и навыков по основам композиции с использованием этнокультурной тематики, на основе этнокультурных образцов. Задачи второго этапа реализации программы – творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи решаются в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING ARTISTS, DESIGNERS

The article considers the concept of ethnoculture as a means of familiarizing with the spiritual culture of its people, a source of inspiration for the creativity of contemporary artists and designers. The urgency of introducing the foundations of ethnoculture into the content of education is due to the effectiveness of the educational impact of ethnology. The concept of ethnocultural competence as an integral characteristic of the individual is formulated, which includes a value attitude, a stable motivation for engaging in creative activity, the author’s professional style, the selfrealization of the individual in creative work. In the process of clarifying the concept of “ethnocultural competence” three levels of “ethnocultural competence” are distinguished: axiological, active, creative. The tasks of the experimental program are aimed at the formation of ethnocultural competence. The tasks of the first stage of the program development are to raise the level of ethno-cultural awareness of students, the activity of immersion in the ethnocultural environment, the consolidation of knowledge and skills on the basics of composition using ethnocultural themes, based on ethnocultural patterns. The tasks of the second stage of the program implementation are creative interpretation, finding an individual author’s style, the author’s creative work on the basis of ethnostyle. These tasks are solved in the process of developing and implementing a corporate style based on ethnoculture. Ethnodesign is able to bring the creative beginning of the traditional culture into the modern living space.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения художника, дизайнера»

Н. А. Долгих. Этапы формирования этнокультурной компетентности...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ

УДК 371. 322

DOI: 10. 23951/2307-6127-2018-3-85-93

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ДИЗАЙНЕРА

Н. А. Долгих

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается понятие этнокультуры как средства приобщения к духовной культуре своего народа, источника вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров. Актуальность введения основ этнокультуры в содержание образования обусловлена эффективностью образовательного и воспитательного воздействия этнотема-тики. В процессе уточнения понятия «этнокультурная компетентность» выделены три уровня: аксиологический, деятельностный, творческий. Представлены задания экспериментальной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, которые выполняются в два этапа. Задачами первого этапа освоения программы являются повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, закрепление на практике знаний и навыков по основам композиции с использованием этнокультурной тематики, на основе этнокультурных образцов. Задачи второго этапа реализации программы - творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи решаются в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, кулайская культура, этнодизайн, фирменный стиль.

Целями и ценностями художественного образования является создание наиболее благоприятных условий развития личности, приобщения человека к художественной культуре. Согласно Концепции развития художественного образования в Российской Федерации образовательные программы по предметам искусства должны быть основаны на мульти-культурном подходе, включающем широкий диапазон стилей и национальных традиций, но с опорой на отечественную, региональную культуру [1].

Изучение родной культуры и формирование ценностного отношения к культурному наследию предков решают важные образовательные и воспитательные задачи. Сегодня очевидна актуальность освоения в учебном процессе традиционных ценностей, знакомства с образцами материальной и духовной культуры своего этноса - постижение основ этнокультуры. Этнос - исторически сложившаяся общность людей, отличающихся особенностями культуры и психики, а также осознающих и поддерживающих свое единство и отличие от других таких же сообществ. Одним из наиболее значимых и универсальных этнических символов является язык. Именно он формирует национальное самосознание. Язык объединяет людей, формирует единые, родственные особенности национальной психологии и поведения. Понятие «этнокультура» включает положительный социально-культурный опыт

этноса, накопленный в формах ценностей, норм, традиций, обычаев, верований, знаний, образцов и артефактов [2].

В нашем регионе эффективным средством приобщения к духовной культуре предков, источником вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров являются образцы кулайской культуры, алтайской культуры, а также культуры других этносов Сибири. В связи с вышеизложенным была разработана и апробирована программа обучения, направленная на формирование этнокультурной компетентности.

С целью уточнения понятия «этнокультурная компетентность» обратимся к толкованию понятия «компетентность». Обобщенные взгляды отечественных педагогов определяют «компетентность как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта человека» [3-5]. Теоретический анализ литературы, исследование процесса и результатов деятельности на занятиях по этнокультуре позволили сформулировать понятие этнокультурной компетентности как интегральной характеристики личности, включающей ценностное отношение, устойчивую мотивацию к занятиям творческой деятельностью с использованием этнокультурной тематики, также сопровождающуюся становлением авторского профессионального стиля, самореализацией личности в творческом труде.

Структура программы основана на определении трех уровней освоения этнокультуры, или трех уровней формирования этнокультурной компетентности. Концепция развития художественного образования в Российской Федерации выделяет три уровня освоения содержания художественного образования [1]:

- первый уровень: формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности (аксиологический, ценностно-смысловой уровень);

- второй уровень: формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки (деятельностный уровень);

- третий уровень: формирование навыков самостоятельной творческой деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни (личностно-творче-ский уровень).

На основании обозначенных трех уровней художественного образования было обозначено три уровня этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью в настоящем исследовании рассматривается интегральная характеристика личности, включающая:

- понимание значимости, эмоциональное восприятие и принятие этнокультурных ценностей, эмоциональная отзывчивость на произведения этнокультуры в целом, ценностное отношение к этнокультуре (аксиологический, ценностно-смысловой уровень);

- деятельное отношение к этнокультуре, наличие личного опыта успешной разработки дизайн-продуктов с использованием этнокультурных традиций, на основе этнокультурных прототипов, наличие художественного вкуса и владение оценочными критериями в области этнокультуры, материальной и нематериальной, выраженная мотивация к занятиям творческой деятельностью с погружением в этнокультуру (деятельностный уровень);

- наличие личностного смысла, личностной позиции по отношению к этнокультурным ценностям и их применению в экспериментальной практической дизайн-деятельности, сопровождающейся становлением индивидуального профессионального стиля, раскрытием творческого потенциала личности (личностно-творческий уровень).

Понятие о трех уровнях этнокультурной компетентности можно рассматривать как методологическое основание для построения образовательной программы с целью разработки и апробации серии учебных заданий, направленных на формирование этнокультурной

компетентности будущих художников, дизайнеров в период обучения в вузе. В разработке и реализации программы использованы также результаты выявленных закономерностей следующих исследователей. Психолого-педагогические особенности учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования таких исследователей, как В. С. Кузин [6], А. С. Зайцев [7], А. А. Мелик-Пашаев [8], М. О. Сурина, А. А. Сурин [9], цели и ценности образования: Концепция художественного образования в РФ [1], В. П. Зинченко [10, 11], основы композиции и особенности композиции в дизайне, специфика этнокомпо-зиции: Ю. В. Назаров [12], Т. Ю. Быстрова [13], М. С. Кухта [2], И. С. Каримова [14], Е. Н. Ковешникова и др. [15].

Были сформулированы задачи:

Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

Конкретизировать содержание и структуру понятия «этнокультурная компетентность».

Выявить взаимосвязь содержания образования и становления уровней этнокультурной компетентности обучающихся.

Разработать и реализовать программу по этнокультуре, направленную на формирование этнокультурной компетентности будущих художников, дизайнеров.

Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное освоение учебной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности.

Мы исходим из следующего предположения: формирование этнокультурной компетентности будет успешным, если построение курса и его педагогическое осмысление будут направлены на создание условий для последовательного формирования ценностно-смысловой, деятельностной и творческой составляющих этнокультурной компетентности будущих художников, дизайнеров. Последовательное освоение уровней этнокультурной компетентности будет способствовать становлению профессионализма, обретению индивидуального стиля художника, дизайнера.

Общее построение курса предполагает поэтапное обучение студентов.

На первом (теоретическом) этапе реализуются следующие задачи: формирование ценностного отношения к этнокультуре, эмоционально-ценностного отношения к своей этнической принадлежности.

Содержание теоретического этапа предполагает сбор и изучение исторических документов, книг, периодической литературы, других источников, осмысление культурных (материальных и духовных) особенностей этноса, основных норм и традиций, обычаев, артефактов, продуктов народного творчества. Особое значение для успешного освоения программы данного этапа имеет большое количество наглядного материала, ориентированного на визуальное восприятие: иллюстрации, фотографии, артефакты. Знакомство с результатами творческих работ, выполненных по мотивам этнокультуры (кулайской культуры): примеры курсовых и дипломных работ студентов, ювелирные украшения, коллекции костюмов, изделия декоративно-прикладного искусства. Возможна организация экскурсии в краеведческий музей, выездная экскурсия с посещением горы Кулайки. В процессе изучения данной тематики важно создать условия для формирования восприимчивости к этноэстетической информации, осознания ее значимости, формирования ценностного отношения к этнокульту-ре. В рамках первого этапа приобретаются базовые основы знаний основных культурных норм и традиций, обычаев, артефактов, продуктов народного творчества. Данный уровень предполагает формирование отношения к этнокультуре как к важнейшему условию культурного развития личности.

В результате выполнения программы первого этапа формируется понимание значимости, эмоциональное восприятие и принятие этнокультурных ценностей, эмоциональная отзывчивость на произведения этнокультуры в целом, ценностное отношение к этнокультуре (аксиологический уровень).

На втором этапе осуществляется практическая деятельность, направленная на формирование этнокомпетентности. Предварительно разрабатывается программа экспериментальных заданий и методических рекомендаций к проведению занятий. Выполнение аудиторных занятий, заданий для самостоятельной и творческой работы студентов сопровождается рефлексией, анализом процесса и результатов, корректировкой экспериментальных заданий с учетом полученных и обработанных результатов эксперимента. Экспериментальная программа включает выполнение студентами упражнений по калькированию, стилизации символов ку-лайской культуры с целью постижения языка визуальных образов. Для работы педагогом готовятся наглядные пособия - иллюстративный материал с образцами кулайской металлопла-стики. На данном этапе происходит более глубокое проникновение обучающихся в мир эт-нокультуры, освоение на практике визуального языка этнокультуры, эмоциональное переживание в процессе восприятия носителей культуры. Данный уровень предполагает дея-тельностное погружение в этнокультурную среду, овладение навыками художественно-практической деятельности на основе этнокультурных образцов, активную мотивацию к занятиям творческой деятельностью. В процессе преподавания педагогу важно использовать методы, направленные на создание условий для эмоционального восприятия обучающимися учебного материала. Необходимо выбирать содержание и формы образовательного процесса, побуждающие к формированию эстетических чувств, активизирующие аффективно-эмоциональную сферу личности, средства и приемы передачи знаний, воздействующих на различные органы чувств.

Результатом выполнения программы второго этапа является владение системой этно-эстетических ценностей, восприимчивость к этноэстетической информации, определение ее личностного смысла и осознание значимости, знание конкретных педагогических технологий этноэстетической деятельности, применение технологий и методик в конкретных условиях деятельности.

Третий этап предполагает с целью формирования творческого уровня этнокомпетен-тности включение этнокультурной тематики в содержание учебных дисциплин, а также в рамках подготовки и защиты выпускной квалификационной работы с использованием этнокультурных мотивов. Этап творческой интерпретации мотивов и языка этнокультуры сопровождается формированием личностной значимости эстетических ценностей традиционной культуры, появлением определенных приоритетов в собственном художественном творчестве. Воспитательное влияние этноэстетического содержания на данном этапе отличается не широтой, а глубиной, значимыми становятся не количественные, а качественные показатели. В этот период продолжает формироваться эмоционально-эстетическая отзывчивость и личностная значимость эстетических ценностей традиционной культуры.

В структуре этнокультурной компетентности третий (творческий) уровень проявляется в успешном осуществлении творческой деятельности, создании авторских продуктов на основе этнокультурных прототипов. Третьего уровня этнокультурной компетентности достигают учащиеся, которые не только усвоили знания, умения и навыки и умеют их творчески применять, но отличаются наличием личностной вовлеченности, личностного отношения к этнокультуре.

Успешность освоения программы третьего этапа определяется авторской личностной позицией по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической

деятельности, индивидуальным профессиональным стилем, раскрытием творческого потенциала личности.

Рассмотрим задания экспериментальной программы, которые выполняются в два этапа. Целью первого этапа освоения программы является повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, освоение на практике знаний и навыков на основе этнокультурных образцов. Освоение теоретической информации тесно взаимосвязано с апробацией теоретических знаний в практической деятельности, что соответствует первому и второму уровню этнокомпетентности. На этом этапе выполняются упражнения, направленные на закрепление в деятельности знаний и навыков на основе этнокультурных образцов.

1. Задания для практических занятий.

Задание 1.1. Знак как чувственно воспринимаемый субъект, который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения: звук, изображение и т. д. Графический образ знака. Вариации знака. Принципы построения знака. Средства знака.

Знак и знаковая система (или язык культуры: естественный язык, фольклор, традиции, художественные образы разных видов искусства) как средство коммуникации, средство передачи культурного опыта.

Графическая композиция с использованием этнокультурных традиций, на основе этнокультурных прототипов. Калькирование (готовим раздаточный материал: сканируем изображения образцов металлопластики кулайской культуры).

Задание 1.2. Художественный образ. Слово-образ. Создать графический образ слова. Легкое-Тяжелое. Мягкое-Твердое. Темное-Светлое. Прозрачное-Непрозрачное и т. д.

Цель: создание художественного образа в формальной композиции на основе заданных слов; образность как один из основных композиционных принципов. Форма и ее значение при выражении определенного образа. Образ в формальной композиции. Создание образа на основе реальных форм. Творческие методы формирования идей. Понятие композиционных центров. Зрительный и геометрический центры композиции. Способы акцентирования выбранного элемента. Стиль как способ объединения элементов в художественную систему.

Задание 1.3. Композиция из графических знаков с использованием элементов этнокуль-туры. Симметрия-Асимметрия. Статика-Динамика. Статика и динамика в формах, статичность и динамичность как композиционные средства при организации формальной композиции (определение, характеристики, средства выражения). Методы выражения движений путем последовательного изменения композиционных средств: формы, размера, поворота, тона, расстояния. Понятие пластики. Пластические свойства, отражающие визуальный образ динамики, статики. Значение диагонали в построении динамичной композиции. Характеристика открытой и замкнутой композиции.

Задание 1.4. Понятие художественного образа. Создание художественного образа. Приемы стилизации и трансформации. Трансформация изображения объекта в абстрактную форму. Понятие силуэта. Силуэт-фон может быть решен как темное на светлом, так и светлое на темном. Контраст обязателен. Упрощение формы, усиление выразительности. Передача типичного, характерного, неслучайного. Плоская форма, объемная форма.

Задание 1.5. Цвет в формировании образа. Значение цвета как средства выражения художественного образа. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Объективные свойства цвета и реакции, которые они вызывают. Цветовые ассоциации.

Задание 1.6. Поиск новой формы через подражание. Исследование и анализ анималистической формы через подражание определенному этностилю с целью создания нового образа. Визуальное знакомство с различными этностилями.

Выявление характерных особенностей каждого стиля. Создание новых образов с условием сохранения выбранного стиля.

2. Целью второго этапа реализации программы является творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи могут быть решены в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.

Этнодизайн способен привнести творческое начало традиционной культуры в современное жизненное пространство человека информационного общества, окруженного продуктами высоких технологий, компьютерной и бытовой техникой, прагматизмом и холодной эстетикой стиля «хай-тек». Создавая творческий продукт с использованием этнокультурной тематики, художник, дизайнер способен наполнить предметы, окружающие нас, теплом, творческим, духовным началом. Дизайнер, использующий этнокультурные мотивы в своей работе, должен осознавать свою социальную ответственность и, подвергая культурное достояние предков современной стилизации, сохранить стилистику и не навредить его имиджу. Автор-интерпретатор, прежде чем приступить к проектированию, должен провести исследование той культуры, из которой он собирается заимствовать визуальные образы, глубоко «погрузиться» в традиционную культуру, чтобы корректно и грамотно стилизовать культурно-исторические артефакты и создать новый визуальный образ с учетом современных тенденций в графическом дизайне.

Если обобщить взгляды на определение понятия «фирменный стиль», то можно сделать вывод о том, что фирменный стиль - это ряд графических, цветовых и языковых приемов, которые обеспечивают единство всех изделий фирмы и отличает их от изделий конкурентов. Основными целями создания фирменного стиля являются идентификация изделий фирмы и выделение товаров предприятия из общей массы аналогичных товаров конкурентов.

В процессе реализации второй части экспериментальной программы была выполнена выпускная квалификационная работа «Обращение к истокам этнокультурного наследия алтайского народа при проектировании фирменного стиля кафе "Чике-Таман"».

На первом (теоретическом) этапе была проведена большая исследовательская работа по изучению культуры алтайцев. После того как была собрана вся необходимая информация по данной теме и проведена большая аналитическая работа, началась непосредственная работа над разработкой фирменного стиля. В начале для поиска дизайнерской концепции этнического кафе путем опроса целевой аудитории была составлена карта ассоциаций, которая помогла выделить основные направления, раскрывающие разные аспекты этности-ля. Далее было определено, что графический образ фирменного стиля при современном и интересном решении непременно должен передавать графическими средствами колорит и таинственную магию древности. Ключевыми источниками в определении визуального образа стиля были выбраны древние алтайские наскальные рисунки-петроглифы.

Этническое кафе было решено назвать «Чике-Таман». Название выбрано не случайно, так как перевал Чике-Таман - известное место среди туристов, посещающих Алтай, и переводится как «Здравствуй, гора!».

Разработка концепции графического образа началась с эскизирования и поиска логотипа. Логотип нуждается в максимальной чистоте и выразительности знаков. При проектировании логотипа на первое место ставится удобочитаемость и графическая выразительность. Важно учитывать, с какой целевой аудиторией работает компания, для которой разрабатывается логотип. Если это логотип для юридической фирмы, значит необходимо что-

то строгое и уравновешенное. Логотип этнического кафе предполагает возможность использования рукотворных шрифтов и необычных изображений.

Очень важная характеристика логотипа - это его уникальность, которая выделяет его из других. Было разработано много вариантов логотипов этнического кафе, среди которых присутствует стилизованное изображение спиралевидного перевала Чике-Таман, в честь которого названо кафе. В итоговом логотипе этнического кафе «Чике-Таман» представлена комбинация изображения стилизованного бегущего горного козла со шрифтовой надписью «Чике-Таман».

После того как утвержден логотип, проектируются основные носители фирменного стиля. Были выполнены варианты визиток в различных размерах, также разработаны нестандартные визитки, например визитка-магнит размером 18*3 мм, и вертикальная визитка размером 90*50 мм. Также были созданы варианты буклетов, содержащих информацию о том, чем занимается компания, чем отличается от других? Были разработаны конверты как часть фирменного стиля компании, в частности европейский конверт Е65 размером 110*220 мм; также был создан фирменный бланк формата А4. Основными графическими элементами в оформлении фирменного стиля этнического кафе послужили древние наскальные петроглифы. Наскальные рисунки - самый многочисленный и широко распространенный вид памятников древнего искусства Алтая, одна из ведущих тем археологии и этнографии. Они представляют собой ценнейший материал для понимания духовной жизни и культуры древних людей, их мировоззрения.

Список литературы

I. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе . 2002 . № 2 . С . 84-86.

2 . Кухта М . С . Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур // Вестник

Тувинского гос . ун-та . Социальные и гуманитарные науки . 2015 . № 1. С . 159-162 .

3 . Долгих Н . Н . Педагогические условия обеспечения непрерывности становления профессиональной компетентности

преподавателя изобразительного искусства: дис .. . . канд . пед . наук . Томск, 2005.

4 . Зимняя И . А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 3-е изд. , пересмотр. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.

5 . Хуторской А. В . Современная дидактика: учеб . пособие . 2-е изд . , перераб. М . : Высшая школа, 2007 . С . 159-182.

6 . Кузин В . С . Психология живописи . 4-е изд . испр . М . , 2005.

7 . Зайцев А. С . Наука о цвете и живописи . М . : Искусство, 1986. 158 с .

8 . Мелик-Пашаев А . А . Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование . 2014 . Т . 19,

№ 4 . С . 15-21.

9 . Сурина М . О . , Сурин А . А. История образования и цветодидактики . М . : ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издат . центр МарТ, 2003.

10 . Зинченко В . П . О целях и ценностях образования // Педагогика . 1995.

II. Зинченко В . П . Принципы психологической педагогики // Педагогика . 2001. № 6 .

12 . Назаров Ю . В . Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, прогнозы, регио-

нальные особенности: дис д-ра искусствоведения М , 2003 346 с

13 . Быстрова Т . Ю . Вещь . Форма . Стиль: Введение в философию дизайна . Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.

288 с

14 . Каримова И . С . Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: автореф .

дис канд пед наук Хабаровск, 2005

15 . Ковешникова E . H . Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки

дизайнеров): дис .. . . д-ра пед . наук. М . , 2000 . 388 с .

Долгих Николай Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: nadolgich@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.04.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-85-93

STAGES OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING ARTISTS, DESIGNERS

N. A. Dolgikh

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article considers the concept of ethnoculture as a means of familiarizing with the spiritual culture of its people, a source of inspiration for the creativity of contemporary artists and designers. The urgency of introducing the foundations of ethnoculture into the content of education is due to the effectiveness of the educational impact of ethnology. The concept of ethno-cultural competence as an integral characteristic of the individual is formulated, which includes a value attitude, a stable motivation for engaging in creative activity, the author's professional style, the self- realization of the individual in creative work. In the process of clarifying the concept of "ethnocultural competence" three levels of "ethnocultural competence" are distinguished: axiological, active, creative. The tasks of the experimental program are aimed at the formation of ethnocultural competence. The tasks of the first stage of the program development are to raise the level of ethno-cultural awareness of students, the activity of immersion in the ethnocultural environment, the consolidation of knowledge and skills on the basics of composition using ethnocultural themes, based on ethnocultural patterns. The tasks of the second stage of the program implementation are creative interpretation, finding an individual author's style, the author's creative work on the basis of ethnostyle. These tasks are solved in the process of developing and implementing a corporate style based on ethnoculture. Ethnodesign is able to bring the creative beginning of the traditional culture into the modern living space.

Key words: ethnoculture, ethnocultural competence, Kulaysk culture, ethnodesign, corporate style.

References

1. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The concept of art education in the Russian

Federation] . Iskusstvo v shkole, 2002, no . 2, pp . 84-86 (in Russian) .

2 . Kukhta M . S . Ethnodizayn kak osnova formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k traditsiyam raznykh kul'tur [Ethnodesign as

the basis for the formation of a tolerant attitude to the traditions of different cultures] . Vestnik Tuvinskogo gos. un-ta. Social'nye

i gumanitarnye nauki, 2015, no . 1, pp . 159-162 (in Russian) .

3 . Dolgikh N . N . Pedagogicheskiye usloviya obespecheniya nepreryvnosti stanovleniya professional'noy kompetentnosti

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

prepodavatelya izobrazitel'nogo iskusstva. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for ensuring the continuity of the

formation of the professional competence of the teacher of fine arts . Diss . Of cand . Of ped . sci . ] . Tomsk, 2005. 170 p . (in

Russian)

4 . Zimnyaya I . A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. dlya vuzov [Pedagogical psychology: textbook for higher schools] .

Voronezh, 2010, 447 p . (in Russian) .

5 . Khutorskoy A . V. Sovremennaya didaktika. Ucheb. posobiye 2-e izd., pererab. [Modern Didactics . Teaching aid . 2nd edition] .

Moscow, 2007, 544 p . (in Russian) .

6 . Kuzin V. S . Psikhologiya zhivopisi [Psychology of painting] . Moscow, 1997, 304 p . (in Russian) .

7 . Zaytsev A. S . Nauka o tsvete i zhivopisi [The science of color and painting] . Moscow, 2005.158 p. (in Russian) .

8 . Melik-Pashaev A . A. Proyavleniye odarennosti kak norma razvitiya [ Manifestation of giftedness as a norm of development] .

Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2014 . , vol . 19, no .4, pp . 15-21 (in Russian) .

9 . Surina M . O . , Surin A. A. Istoriya obrazovaniya i tsvetodidaktiki [History of education and colour didactics] . Moscow, 2003,

352 p (in Russian)

10 . Zinchenko V. P O tselyakh i tsennostyakh obrazovaniya [About the purposes and values of education] . Pedagogika, 1995 (in

Russian)

11. Zinchenko V. P. Printsipy psikhologicheskoy pedagogiki [Principles of psychological pedagogy] . Pedagogika, 2001, no . 6 (in Russian) .

12 . Nazarov Yu . V. Osobennosti i perspektivy razvitiya sovremennogo rossiyskogo dizayna: problemy, prognozy, regional'nye

osobennosti. Dis. dokt. iskusstvovedeniya [Features and prospects of development of modern Russian design: problems, forecasts, regional features . Diss . doct. of art history] . Moscow, 2003. 346 p . (in Russian) .

13 . Bystrova T Yu . Veshch'. Forma. Stil': Vvedeniye v filosofiyu dizayna [Thing . Form . Style: Introduction to design philosophy] .

Ekaterinburg, Ural . un-ta Publ . , 2001. 288 p . (in Russian) .

14 . Karimova I. S . Formirovaniyeproektno-obraznogo myshleniyastudentov-dizaynerovsredstvamigrafiki. Avtoref. dis. kand. ped.

nauk [Formation of project-image thinking of students-designers by means of graphics . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Khabarovsk, 2005 (in Russian) .

15 . Koveshnikova E . H . Teoriya i metodika khudozhestvennogo i professional'nogo obrazovaniya (na materiale podgotovki

dizaynerov). Dis. dokt. ped. nauk [Theory and methodology of artistic and professional education (on the basis of the preparation of designers . Diss . of doct. of ped . sci . ] . Moscow, 2000 . 388 p . (in Russian) .

Dolgikh N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: nadolgich@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.