ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
М.И. АЛДОШИНА
профессор, доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. (4862)74 45 39
ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Она включает понятие, аспекты структуры и результаты данного процесса в университете. При характеристике личности студента классического университета социального и гуманитарного профилей со сформированной этноэстетической культурой выделяются следующие критерии: культуросообразности университетского образования, этнической идентификации, этноэстетической компетентности специалиста и продуктивно-творческой направленности личности. Данные критерии проявляются на разных уровнях и характеризуют качественные и количественные приращения сформированной этноэстетической культуры у студентов классического университета на основе традиционной этнокультуры.
Ключевые слова: культура, этноэстетика, студент, университет, уровень
Сложившаяся в России в начале ХХ1 века социокультурная ситуация делает актуальной проблему личностного развития специалиста в рамках его профессионального образования в университете. Кризис современной культуры и экосистемы человека в целом обусловлен, по мнению многих исследователей, такими факторами, как индустриализация, урбанизация, вестернизация, технический прогресс, массовые миграции. Массовая культура несет отпечаток насилия, гедонизации, стратификации и «варваризации». Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались подростки и молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Сложившиеся обстоятельства оказывают давление на человека, заставляют осмысливать про© М.И. Алдошина
шлое, задумываться о будущем, создают почву для обращения к основополагающим, глубинным проблемам человеческого существования, по своей сути философским: «Каково назначение человека?», «Что такое красота?» и др.
В современных условиях духовного и эмоционально-ценностного оскудения образования мы доказываем существование этноэсте-тической культуры студентов. На современном этапе развития общества этнокультура выступает важным средством воспитания человеческого в человеке, его прекрасных сторон в их различных проявлениях и органично входит в целостную систему образования. Не вызывает сомнения тот факт, что эстетический компонент национальной культуры является воспитательным инвариантом, ценностно-смысловой сущностью формирования личности любой национальности. Песенная культура, традиционная обрядовая на-
циональная культура адыгов, чувашей, якутов и т.д. будет способствовать воспитанию личности вообще и, в случае наполнения ими образовательного процесса университета, профессиональнопедагогический и этноэстетической культуры, в частности.
Категориальный анализ позволил определить авторскую позицию относительно этноэ-стетической культуры студентов социальных и гуманитарных специальностей университета, т.е. специализированной части культуры общества и личности, системообразующими элементами которой выступают эстетические ценности того или иного народа и соответствующая им система этно-эстетических чувств, отношений, качеств и видов деятельности, способствующая этнической идентификации, формированию мировоззренческой стадии этнокультурного развития, духовности и патриотизма. К ее структурно-функциональным элементам относятся: совокупность художественных ценностей, представляющих собой эстетические модели - идеалы этноса; эстетико-педагогическая и социально-творческая деятельность личности. Ядром этноэстетической культуры выступает этнокультура, познание которой сопровождается формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и гармонию и эстетически ее оценивать с позиции менталитета. Чувственная природа этнической культуры делает ее уникальным транслятором эт-ноэстетических идеалов, вкусов, чувств.
В структуре этноэстетической культуры можно выделить три основных компонента: аксиологический, деятельностно-практический и личностно-творческий.
Базовыми этноэстетическими ценностями выступают: культурно-исторические традиции
русского народа; эстетические ценности этно-культуры; ценностное (бережное) отношение к русской природе, культуре, семье, ценности педагогической профессии как деятельности, транслирующей этнокультурные ценности от одного поколения к другому; ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в университете как среды присвоения, сохранения и воспроизведения этноэстетических ценностей русского народа. Субъективное восприятие и
присвоение этноэстетических ценностей определяется богатством личности студента, научнопедагогической квалификацией, педагогическим стажем, развитостью педагогического мышления, наличием собственной педагогической системы и отражает внутренний мир, вплетаясь в систему ценностных ориентаций
Деятельностно-практический компонент этноэстетической культуры личности студента характеризует способы ее формирования, механизмы удовлетворения этноэстетических потребностей личности. Основу деятельностно-практического компонента составляют способности и возможности личности выполнять различные виды творческой этноэстетической деятельности (петь, танцевать, рисовать, играть и т.п.). Кроме того, деятельностно-практическая характеристика эт-ноэстетической культуры личности может быть раскрыта через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в процессе этноэстетического образования или этноэстетиче-ского воспитания (М.М.Левина, Н.Е.Щуркова).
Личностно-творческий компонент этноэ-стетической культуры студентов социальных и гуманитарных специальностей заключается в неповторимом, личностно-обусловленном усвоении способов этноэстетической деятельности, а также в успешном осуществлении этих функций на основе использования творческого потенциала. Личностно-творческий компонент обеспечивает распредмечивание ценностей и технологий этноэ-стетической деятельности.
- При характеристике личности будущего преподавателя со сформированной этноэсте-тической культурой мы выделили следующие компоненты:
- отношение к этнокультурной наполненности и эмоционально-эстетическая отзывчивость на содержание профессионального образования в университете;
- этническая идентификация личности в процессе освоения эстетических ценностей традиционной культуры русского народа;
- этноэстетическая информированность и направленность будущей профессиональной деятельности;
- личностная значимость эстетических ценностей традиционной народной культуры.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Как объект этноэстетической культуры, будущий преподаватель формируется в университете в процессе этноэстетического образования и этноэ-стетического воспитания, которые должны быть специфически содержательно наполненными. Поскольку современное университетское образование строго регламентируется Государственными образовательными стандартами, то целенаправленная этнокультурная направленность (критерий культуросообразности профессионального образования) проявляется на двух (микро- и ма-кро-) уровнях и зависит от определенных показателей: на макроуровне: наполненности
содержания образования этнокультурным материалом; на микроуровне: осведомленности об этноэ-стетических ценностях русского народа, наличия художественно-исполнительских способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения народной культуры, деятельное отношение к традиционной культуре русского народа и наличие личного художественно-эстетического опыта.
При высоком уровне культуросообразно-сти образования (уровень содействия) будущий преподаватель социально-гуманитарного профиля имеет стойкие убеждения и систему эт-ноэстетических ценностей, сформированных в соответствии с культурно-национальным мировоззрением; осознает себя частью своего народа и результатом культурного развития народа; активно и устойчиво положительно относится к культурно-историческому национальному наследию; проявляет положительную эмоциональную отзывчивость на произведения культурного наследия; творчески самоопределен в художественноисполнительской деятельности, что выступает показателем его гражданской активности; проявляет художественно-интеллектуальные способности (оригинальность, гибкость, беглость, критичность, ассоциативность, образность, продуктивность мышления, гармонию логического и интуитивного); имеет художественноэстетический опыт личности (сенсорную культуру, богатство эмоциональных модальностей, общехудожественную эрудицию, знание эстетических законов, средств и форм практической деятельности).
Средний (уровень сочувствия) предполагает наличие неустойчивых противоречивых взглядов на культурные национальные ценности в контек-
сте житейского и культурного подходов, способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения по отношению к культурным национальным ценностям, познавательный интерес к национальному наследию, предпочтения к какому-либо виду народного творчества, художественноинтеллектуальные способности (критичность, ассоциативность, образность, продуктивность мышления), эстетический опыт личности (сенсорная культура, знание техник и приемов народного творчества, способов деятельности в рамках вида традиционного искусства).
При низком уровне (уровне соотнесения) личность будущего преподавателя имеет следующие характеристики: неопределенное отношение к ценностям традиционной культуры этноса и необходимости их познания в профессиональнопедагогической деятельности, понимание личностной, но не профессиональной значимости национального искусства, сомнения в необходимости приобщения воспитанников к национальной культуре, ситуативный интерес к культурному национальному наследию, слабо сформированные художественно-эстетические способности (образность, ассоциативность мышления), малый опыт эстетической деятельности, отсутствие навыков эстетической деятельности.
Исходный (нейтральный уровень) констатирует безразличное отношение личности к вопросам происхождения и сущности национальных культурных ценностей, их месту в структуре профессионального образования и становления специалиста.
Как объект процесса формирования этноэ-стетической культуры будущего преподавателя в университете, личность, осваивая этнические и эстетические ценности традиционной народной культуры русских, этнически идентифицируется. Культурное самоотождествление личности, соотнесение себя с материальными и духовными ценностями национальной культуры способствует присвоению ею основных черт русского национального характера. Данная сторона этноэстетической культуры (критерий этнической идентичности) зависит от следующих показателей: информированности о национальных физических, душевных, психологических и духовных особенностях русского народа; отношения к
своей этнической принадлежности; деятельного погружения в этнокультурную среду.
При высоком уровне (уровне реализации единства) будущий преподаватель имеет ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к национальной культуре и этнической общности; это т.н. стадия реализованного «этнического Я», при которой проявляется единение с теми качествами русского народа, которые позволяют ему выделиться и ощущать себя частью общечеловеческой эволюции, мирового прогресса.
Средний уровень (уровень отождествления) характеризует личность будущего преподавателя с позиции обладания как собственным, духовным наследием народа, его духовным достоянием, его духовными достижениями, проявления способности развивать и совершенствовать эти достижения; исследования своей идентичности этносу, стремления понять личностное значение этнической идентификации; активное участие, «погружение» в культурную жизнь этноса.
Низкий (уровень контактов) предполагает у личности наличие внешних и внутренних контактов с представителями своего этноса, его культурой, внутреннюю близость, необязательно поддерживаемую внешними отношениями, сохранение, расширение и углубление своей близости к народу как к коллективному субъекту; безразличие к вопросам исследования своей этнической идентичности, отсутствие интереса к проблеме своих корней и членства в этнической группе.
Исходный уровень (уровень неосознаваемых контактов) констатирует отсутствие интереса к своим корням, членству в этнической группе, при возможных контактах с ее представителями, которые не осознаются в контексте этничности.
Как субъект формирования этноэстетической культуры в университете, будущий преподаватель выступает носителем определенного набора этноэстетических ценностей и технологий, которые, в общем виде, характеризуют его как квалифицированного специалиста социальногуманитарного профиля с дополнительной квалификацией «Преподаватель» (критерий ком -петентности), что предполагает учет следующих показателей: владение системой этноэстетиче-ских ценностей, осознание ее значимости; вос-
приимчивость к этноэстетической информации и определение ее личностного смысла; знание конкретных педагогических технологий этноэстетической деятельности; применение адекватных педагогических технологий в конкретных условиях практической деятельности.
При высоком (уровне ценностно-ориентированного самоопределения) будущий преподаватель демонстрирует наличие систематизированных знаний о культуре своего народа, ее эстетических ценностях, а также способах трансляции их в практику эстетического и общего образования; владение личностно-ориентированными и культуросообразными технологиями.
Средний уровень (уровень знаниево-ориентированного определения) предполагает наличие систематизированных знаний о культуре своего народа, этноэстетических ценностях; понимание необходимости приобщения к национальным ценностям; наличие и осознание противоречия между потребностью осуществлять этноэстетическую деятельность и имеющимися средствами и уровнем компетентности будущего преподавателя.
При низком уровне (уровне практикоориентированного определения) у будущего преподавателя наличествуют отрывочные представления о культуре своего народа как источнике образования, этноэстетических ценностях; имеются бессистемные представления об организации процесса этноэстетического формирования личности, ориентация на деятельность «по образцу», неадекватно применяются имеющиеся знания и умения в практической деятельности.
Исходный (непрофессиональный уровень) констатирует отсутствие желания использовать этноэстетический материал в профессиональной деятельности вследствие его незнания.
Как субъект этноэстетической культуры, будущий преподаватель формируется при определенном личностном отношении к данному воздействию (критерий личностной направленности), которое детерминируется следующими показателями: личностной позицией по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической деятельности; индивидуальным стилем общения; творческим потенциалом личности.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Высокий уровень (активно-творческий уровень) характеризует убежденность будущего преподавателя в необходимости приобщения к национальным эстетическим ценностям; преобладание диалоговых форм в общении; проявление творческого подхода к решению задач этноэстетического развития личности, стремление к повышению уровня профессионального мастерства, достижению высокого уровня «акме».
Средний уровень (частично-поисковый)
констатирует наличие профессиональной направленности личности на организацию процесса формирования этноэстетической культуры; использование, в случае необходимости, диалоговых форм взаимодействия; готовность воспроизводить освоенное содержание, способы и средства этноэстетического воздействия на личность по предложенному алгоритму.
При низком (репродуктивный уровне) отсутствует направленность личности на формирование этноэстетической культуры у будущего преподавателя, проявляется неготовность личности на эмоциональном, рациональном и практическом уровнях к профессиональнопедагогической деятельности.
Исходный уровень характеризует безразличие и нежелание использовать этноэстетический материал в деятельности.
Таким образом, выступая объектом формирования этноэстетической культуры, будущий преподаватель зависим от содержания и организации процесса обучения в университете. В обобщенном виде, в качестве входящего условия, их можно охарактеризовать как культуросоо-бразность профессионального образования, что дает нам основания выделить критерий культу-росообразности при оценке сформированности этноэстетической культуры личности будущего преподавателя.
Процесс формирования этноэстетической культуры студентов в университете предполагает качественный переход от имеющегося уровня к высокому. Деятельность студентов предполагает развитие перечисленных выше показателей и строится на основе интереса к различным видам народного искусства; предполагает приобретение студентами знаний, умений и навыков в области этноэстетики в процессе этноэстетического образования и этноэстетического воспитания.
Этноэстетическая культура студентов социального и гуманитарного профилей формируется комплексом средств народного искусства, учитывающих интересы студентов, их социальноэтническую принадлежность и уровень общей культуры.
В рамках опытно-экспериментальной работы была подтверждена продуктивность теоретической модели формирования этноэстетической культуры студентов в университете, подкрепленная полученными эмпирическими данными. Результаты эксперимента, как обобщенные количественные данные (см. таблицу1), могут служить основанием для качественных выводов (д - до / п -после эксперимента).
Исследование показало, что при равных исходных возможностях высокий уровень сформиро-ванности этноэстетической культуры студентов к концу эксперимента в экспериментальных группах в среднем отмечен в 1,5-1,7 раза больше, чем в контрольных (за исключением показателя «деятельного погружения в этносреду» по критерию этнической идентификации личности и показателя «индивидуального стиля общения» по критерию продуктивно-творческой направленности личности). Низкий уровень сформи-рованности искомой культуры в контрольных группах сохраняется по 7 показателям, тогда как в экспериментальных - только по 2. Данные анализа свидетельствуют о том, что динамика роста уровня ее сформированности в экспериментальных группах более выражена и значительна. Истинность эмпирических данных подтверждена статистической обработкой полученных результатов.
Для проверки статистической значимости эффективности формирования уровня этноэсте-тической культуры студентов результаты оценки разных экспериментальных и контрольных групп были объединены. Это позволило упростить схему расчетов без потери содержательности выводов. Так как измерение уровня сформиро-ванности этноэстетической культуры студентов университета проведено в порядковой шкале, где балльные оценки выставлены при выделении качественных параметров и нижние границы обеих выборок содержат более пяти элементов в каждой, для проведения проверки нами был выбран критерий согласия распределения Фишера.
^^^ПЁДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ^^^=
Таблица 1
Сводные данные изменений уровня сформированности этноэстетической культуры у студентов экспериментальных и контрольных групп
Показатели Экспериментальные группы Контрольные группы
Низкий средний высокий низкий средний высокий
Осведомленность об этноэсте- Д 43.2 56.8 0 44.2 55.8 0
тических ценностях п 7,1 39.7 53.2 0 58 42
Этноэстетические способности Д 39.7 60.3 0 44.2 55.8 0
п 10.1 46.8 43 0 58 42
Эмоциональная отзывчивость Д 60.7 33.4 61 51.3 41.6 7
п 7.1 44.1 48.8 11.6 56.3 32
Деятельное отношение к Д 60.7 41.5 0 60.7 40 0
этноэстетическим ценностям п 7.1 44.2 48.6 24.3 47.7 28
Информированность о на- Д 43.2 56.8 0 44.2 55.8 0
циональных особенностях п 7.1 39.7 53.2 0 58 42
Отношение к этнической Д 44.2 55.8 0 44.2 55.8 0
принадлежно сти п 4.2 48.6 47.2 8.1 59.4 32.5
Деятельное погружение в Д 59.4 30.7 99 55 24.9 20.8
этносреду п 16.3 46.7 37 11.2 47.5 41.2
Восприимчивость и владение Д 43.2 56.8 0 44.2 55.8 0
этноэстетическими ценностями п 7.1 39.7 53.2 0 59 41
Знание и применение этноэсте- Д 42.3 57.7 0 41 52 71
тических умений и технологий п 8 43.7 49.2 0 59 40.6
Личностная позиция Д 36.4 54.5 91 63.6 36.4 0
п 0 45.5 54.5 0 63.6 36.4
Индивидуальный стиль общения Д 59.4 30.7 99 55 24.9 20.8
п 16.3 46.7 37 11.2 47.5 41.2
Творческий потенциал личности Д 36.4 54.5 91 63.6 36.4 0
п 0 45.5 54.5 0 63.6 36.4
Проверка статистической значимости различий эффективности формирования этноэстетической культуры у студентов экспериментальных и контрольных групп
Таблица 2
Критерии Показатели Успешность формирования ЭЭК Ф1 Ф2 Фэмп Уровень значимости различий
Эксп/гр Конт/гр
1 П1 96 72 2.739 1.987 2.658 менее 1%
П2 92 72 2.568 1.987 2.054 от 1 до 5 %
П3 88 68 2.416 1.939 1.687 от 1 до 5 %
П4 88 68 2.416 1.939 1.687 от 1 до 5 %
2 П5 96 72 2.739 1.987 2.658 менее 1%
П6 96 68 2.739 1.939 2.829 менее 1%
П7 68 64 1.939 1.885 0.297 более 10%
3 П8 96 72 2.739 1.987 2.658 менее 1%
П9 88 68 2.416 1.939 1.687 от 1 до 5 %
4 П10 88 72 2.416 1.987 1.517 более 6%
П11 68 64 1.939 1.885 0.297 более 10%
П12 88 72 2.416 1.987 1.517 более 6%
В приводимой таблице 2 используются следующие обозначения:
1. — критерий культуросообразности процесса образования в университете:
П1 - осведомленность об этноэстетических ценностях русского народа;
П2 - наличие художественно-исполнительских способностей;
П3 - эмоциональная отзывчивость на явления и произведения этнокультуры;
П4 - деятельностное отношение к произведениям этнокультуры и наличие личного художественноисполнительского опыта;
2. — критерий этнической идентичности личности:
П5 - информированность о национальных особенностях русского народа;
П6 - отношение к своей этнической принадлежности;
П7 - деятельное погружение в этнокультурную среду;
3. — этноэстетической компетентности будущего специалиста:
П8 - восприимчивость к этноэстетической информации, владение системой этноэстетических ценностей;
П9 - знание и владение этноэстетическими умениями и технологиями;
4. — критерий продуктивно-творческой направленности в профессиональной деятельности:
П10 - личностная позиция по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической деятельности;
П11 - индивидуальный стиль общения;
П12 - творческий потенциал личности;
ф1 - табличная величина, соответствующая большей процентной доле; ф2 - табличная величина, соответствующая меньшей процентной доле; фэмп - эмпирическое значение критерия Фишера для оценки различий в двух выборках.
Все расчеты выполнены в табличном процессоре Microsoft Excel. Проверка статистической значимости различий в экспериментальных и контрольных группах отражена в таблице 2.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что статистически значимые отличия в эффективности формирования этноэстетической культуры студентов университета в экспериментальных и контрольных группах обнаружены по десяти показателям из двенадцати. Что касается П7 - «деятельное погружение в этнокультурную среду», то статистическая значимость различий на 10% уровне значимости не позволяет судить о продуктивности формирования данного аспекта личности специалиста в университете, ведь данный показатель является длительно формируемым и может незначительно проявляться в студенческом периоде. Малый прирост показателя П11
- «индивидуальный стиль общения» обусловлен непродолжительностью (с точки зрения формирования стилевых характеристик деятельности) периода этноэстетического развития студентов в университете, индивидуальной опосредованно-стью и необходимостью долговременной и систематической деятельности в данном направлении.
Уровень различий значимости (более 6%) по показателям личностной позиции (ПІО) и творческого потенциала студентов является достаточным и свидетельствует об эффективности процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете в образовательном процессе специальностей социального и гуманитарного профилей. Вместе с тем, успешность развития данных показателей (по 72%) в контрольных группах приводит к выводу о том, что данные процессы являются логическим следствием профессионального становления студентов в университете.
Нам представляется важным для формирования этноэстетической культуры студентов высокий уровень различий успешности (от l до 5 %) по показателям П2, ПЗ и П4 критерия культу-росообразности образования, что подчеркивает значимость эмоционально-чувственного отклика и деятельного освоения явлений и произведений этнокультуры русских. Важность практического применения этноэстетических ценностей в деятельности иллюстрирует П9 критерия этноэ-стетической компетентности, проявившийся на высоком уровне.
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что очень высокий уровень значимости различий (менее 1%) наблюдается по показателям П1, П5, П6 и П8. Данный факт объясняется целенаправленностью процесса формирования этноэстетиче-ской культуры студентов, стремлением осознания нового через категории известного и, с третьей стороны, проявляется студенческая привычка усваивать новую информацию на уровне набора знаний. Осознание значимости этноэстетических ценностей, выработка отношений к ним, формирование ценностных ориентаций на творческое применение их в профессиональной деятельности и поведении, становление индивидуального стиля общения, деятельности и поведения подчеркивают логичность и значимость прово-
димой в университете деятельности по формированию этноэстетической культуры студентов. Проведенное исследование продемонстрировало, что правильно выделены и этапы формирования этноэстетической культуры студентов, подчеркивая необходимость наращивания интеллектуального багажа, затем постепенное развитие спектра этноэстетических чувств, переживаний и отношений через «прикосновение» к элементам этноэстетической деятельности, и, наконец, деятельностное ее осуществление в непосредственной практике. Таким образом, соединяется логика постижения личностью прекрасного в эт-нокультуре, логика процесса познания и правило профессионального роста: от знания - к умению, от умения - к мастерству.
M.1.ALDOSH1NA
THE RESULT,S OF EXPERIMENT FOR DEVELOPMENT ETHNO-AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
The current situation in Russia in the twenty-first century in social and culture makes the problem of personal development as part of his professional education at the university. The ethno-aesthetic culture of pre-servise teachers, its structure, content, and the result,s aspect of development in the university are regarded. Charakteristike When the student,spersonality classical university humanities and social science with ethno-aesthetic culture formed next criteria: cultural conformity of university education, ethnic identification, ethno-aesthetical specialist competence and productive and creative direction of personality. These criteria are manifested at different levels and characterize the qualitative and quantitative increment formed ethno-aesthetic culture among students of university on the basis of traditional ethnic culture.
Key words: culture, etnoestetika, student, university, level.