Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая команда / управленческая команда / экосистемный подход / ресурсы развития / профессиональная подготовка / pedagogical team / management team / ecosystem approach / development resources / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна

В статье раскрываются организационно-управленческие аспекты формирования успешной педагогической команды для современной школы. Автор описывает возможности внедрения экосистемного подхода в систему образования, выделяя инструменты, позволяющие управленческой и педагогической командам преобразовать ее содержание. Особое внимание обращает на условия, необходимые для профессиональной подготовки педагогических кадров для системы общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the organizational and managerial aspects of the formation of a successful teaching team for a modern school. The author describes the possibilities of introducing an ecosystem approach into the education system, highlighting the tools that allow the management and teaching teams to transform its content. He pays special attention to the conditions necessary for the professional training of teaching staff for the general education system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ»

- психологическое обеспечение оптимального функционирования учебных коллективов, направленное в первую очередь на сохранение заинтересованности учебным процессом, его результатами, а также на подготовку курсантов к профессиональной деятельности;

- тренинговое обеспечение формирования профессионально важных качеств курсантов, командиров учебных групп, практическая подготовка которых осуществляется на основе специально разработанной системы практических занятий [2; 3; 4; 11; 15].

Следует отметить, что формирование профессионального мировоззрения у курсантов вузов МВД России становится возможным при комплексном подходе, что, в свою очередь, порождает необходимость сочетания и реализации перечисленных выше направлений наиболее грамотным и результативным способом.

Итак, формирование и развитие профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России являются одним из наивысших образовательных результатов профессиональной подготовки. Ведомственные вузы МВД России должны обеспечить все необходимые правовые, инфраструктурные, организационные, а также психолого-педагогические условия, для формирования и развития профессионального мировоззрения курсантов путем создания развивающей информационной образовательной среды. На наш взгляд, грамотная и содержательно-качественная организация профессиональной подготовки будет влиять на формирование и развитие целостности мировоззрения личности курсанта, как профессионала готового к столь ответственной и значимой профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бархатов, М.Н. Профессиональное мировоззрение студентов университета: содержание понятия / М.Н. Бархатов // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. Материалы XLIII Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 29-32

2. Березкина, A.C. Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения у обучающихся / A.C. Березкина // Современное профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. - 2022. -С. 184-190

3. Дулов, A.B. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России / A.B. Дулов, A.C. Батышев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. -№2 (14). -С. 35-45

4. Евтихов, О.В. Специфика формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза МВД России / О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. - 124 с.

5. Кабиров, Д.Э. Роль философии в становлении мировоззрения курсантов образовательных организаций системы МВД России и условия его формирования / Д.Э. Карибов // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2017. -№ 3. - Т. 2. - С. 28-33

6. Лопушенко, А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся /

A.Я. Лопушенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 4. - С. 186-191

7. Михайлова, Т.Н. Содержательная сторона процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России / Т.Н. Михайлова, И.А. Маланов, В.Б. Цыренова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 8 (205). - С. 92-97

8. Петренко, Е.А. Формирование профессионального мировоззрения / Е.А. Петренко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 1 (32). - С. 180-183

9. Печерский, Ю.И. Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации / Ю.И. Печерский // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2023. - № 13. - С. 53-62

10. Семак, В.В. Профессиональное мировоззрение личности как компонент компетентностной модели специалиста /

B.В. Семак // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2019. - № 3 (36). - С. 24-30

11. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения / В.В. Белоножкин, A.B. Белошицкий, A.C. Фетисов, [и др.]. - Воронеж: Научная книга, 2018. - 283 с.

12. Старостин, В.Г. Реализация системы педагогического менеджмента в организации воспитательной работы с курсантами вузов МВД России / В.Г. Старостин, Ф.Ф. Халилуллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 174-177

13. Туркина, Т.С. Сущностная характеристика профессионального мировоззрения / Т.С. Туркина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. - С. 58-61

14. Уржа, O.A. Подготовка курсантов к военно-профессиональной деятельности: социологическое осмысление понятий / O.A. Уржа, Т.А. Терешонок // Социальная политика и социология. - 2021. - Т. 20. - № 2 (139). - С. 165-173

15. Фетисов, A.C. Психологические основы взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога / A.C. Фетисов // Вестник воронежского государственного технического университета. - 2012. - № 10-2. - С. 144-149

16. Фролова, C.B. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета / C.B. Фролова, Н.Д. Базарнова, Д.А. Саватеева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-4. - С. 247-250

Педагогика

УДК 378.1

заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Пилипчевская Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

Аннотация. В статье раскрываются организационно-управленческие аспекты формирования успешной педагогической команды для современной школы. Автор описывает возможности внедрения экосистемного подхода в систему образования, выделяя инструменты, позволяющие управленческой и педагогической командам преобразовать ее содержание. Особое внимание обращает на условия, необходимые для профессиональной подготовки педагогических кадров для системы общего образования.

Ключевые слова: педагогическая команда, управленческая команда, экоспстемный подход, ресурсы развития, профессиональная подготовка.

Annotation. The article reveáis the organizational and managerial aspects of the formation of a successful teaching team for a modern school. The author describes the possibilities of introducing an ecosystem approach into the education system, highlighting the tools that allow the management and teaching teams to transform its content. He pays special attention to the conditions necessary for the professional training of teaching staff for the general education system.

Key words: pedagogical team, management team, ecosystem approach, development resources, professional training.

Введение. Выбор стратегий инновационного развития образовательной организации, качественные изменение системы высшего образования, подготовка профессионально-педагогических кадров для школы требуют целенаправленного поиска и переосмысления содержательных компонентов образования в соответствии с социально-экономическим развитием общества и государства. Следовательно, формирование успешной педагогической команды образовательной организации предполагает переход к фундаментальному образованию с учетом личных качеств и способностей каждого члена коллектива, а также готовности современного педагога к преобразовательной и творческой деятельности, к ответственному отношению к работе и самопроектированию.

Изложение основного материала статьи. Формирование успешной педагогической команды возможно при решении организационно-содержательных, социально-психологических и исследовательских вопросов, возникающих в деятельности образовательной организации. Ответы на данные вопросы позволят директору школы организовать эффективную и продуктивную работу педагогической команды, которая обладает не только стратегическим видением, способна спрогнозировать события будущего и действовать на опережение, решать нестандартные педагогические задачи, побуждать к изменению, задавать новые способы деятельности, определять вектор своего развития, осуществлять проектную деятельность инновационного характера, проявлять инициативность, профессиональную эрудицию. Какие формы и подходы позволят образовательной организации осуществить переход на новый уровень развития? Как сформировать навыки сотрудничества, конструктивного межличностного взаимодействия, взаимной поддержки, увеличить потенциал каждого сотрудника?

Постановка перечня этих и многих других сопутствующих вопросов привело нас к построению новой модели подготовки педагогических кадров для школы. Следует отметить, что сфера профессионального развития педагогических кадров требует не только реализации компетентностного, антропологического, субъектного подходов, но и внедрения экосистемного подхода, который позволит осмыслить происходящие изменения и наметить способы обновления современной школы, создать необходимую инфраструктуру и собрать воедино все ресурсы для развития педагогической команды.

Рассматривая характеристики экосистемного подхода в образовании, Т.М. Ковалева [6, С. 28], отмечает, что качества изменения образовательной среды зависят от осмысления замыслов, анализа ресурсов и рефлексивной деятельности участников образовательного процесса, а наличие горизонтальных (неиерархических) связей позволяет пересмотреть нормы педагогической деятельности. Следовательно, команда педагогов может быть рассмотрена как определенная экосистема с распределением зон персональной ответственности, горизонтальными и вертикальными связями, определенным уровнем профессиональной самоорганизации и саморегуляции, вовлеченности и сопричастности.

В.М. Розин [9] раскрывает «модельный» и «эвристический» способы переноса экосистемного подхода на образование. «Модельный» способ позволяет осмыслить и преобразовать сферу образования, а «эвристический» задает и разворачивает новый способ анализа и исследования в самой системе. Следовательно, применение инструментов экосистемного подхода расширяет возможности для социального анализа, проектирования и методологического сопровождения преобразований. Использование визуального инструмента «Экокарта» позволяет проанализировать имеющиеся ресурсы образовательной организации и создать программу позитивных изменений, направленных на формирование успешной педагогической команды. Разработка и реализация экосистемных проектов позволяет педагогической команде выявлять социальные проблемы, конструировать и внедрять социальные новации, обновляя систему образования. Расширение командных форм взаимодействия педагогов, решение задач функционального и проектного характера, применение новых форм и технологий в организацию образовательного процесса - все это способствует изменению деятельности учителя и, как следствие, повышает результативность современной школы.

Раскрывая стратегические векторы развития профессионального образования в постиндустриальном обществе, Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Зинченко [5] отмечают важность формирования у работников (специалистов) новых ключевых компетенций, позволяющих педагогам находить комплексные и уникальные решения в профессиональной деятельности. К ним относятся конкретные специализированные навыки, транспрофессиональные навыки, персонализированные навыки, «новые грамотности»: цифровая и кросс-культурная компетентность, экологическое мышление и др. Авторы подчеркивают, что развитие многомерных компетенций, обеспечивает преадаптацию специалиста к ускоренному изменению технологий и неопределенному, турбулентному будущему.

Пересмотр базовых принципов образования, трансформация моделей подготовки будущих профессионалов, по мнению разработчиков «Атласа новых профессий 3.0.» [2], заключается в освоении специалистами экзистенциальных, кросс-контекстных и контекстных (специализированных) навыков. Современному педагогу важно не только ставить цели и достигать их, осуществлять рефлексивную и осознанную деятельность, быть готовыми к процессу саморазвития, но и осуществлять командное взаимодействие с участниками образовательного процесса. Особое внимание необходимо уделить формированию кросс-контекстных навыков, т.к. благодаря им происходит наращивание остальных уровней и способностей трансформировать реальность.

Перечисленные выше компетенции и навыки являются основой создания авторской модели опережающей практико-ориентированной подготовки педагогических кадров для общеобразовательных учреждений региона. Данная модель является методологическим основанием проектирования образовательной программы продуктовой магистратуры по педагогическому направлению в Севастопольском государственном университете.

Следует обратить внимание на реконструкцию управленческой команды образовательной организации. Иными словами, в современной школе необходимо создать условия построения нового образования, которые заключаются в наличии у управленческой команды особого замысла в выстраивании целостной системы образовательных предложений, чем многообразнее эти предложения, чем более они соответствует множеству современных перспективных направлений.

Изучая способы вовлечения директоров в управление образовательным процессом школ А.Г. Каспржак, А.А. Кобцева, М.А. Цатрян [4] отмечают, что результат развития образовательной организации зависит от управленческих способностей руководителя, который вовлекает педагогический коллектив в процесс моделирования и проектирования концепции школы, создает условия для развития профессионального мастерства учителей и сотрудников школы, обсуждает новые идеи и современные тренды, знакомит с лучшими педагогическими практиками, организует работу по их внедрению, тем самым

изменения логику образовательного процесса, ориентирует коллектив на качество реализации образовательных программ, внедрение эффективных образовательных технологий, методов оценивания, что, в свою очередь, повышает шансы на успех у каждого ученика данной образовательной организации. Следовательно, эффективность образовательной организации во многом зависит от алгоритма деятельности руководителя, от его стиля управления и реализуемого подхода (переговорный, аналитический, «работа ума и сердца», директивный, action-based approach), от его умений вдохновлять сотрудников на изменения, от его включения педагогической команды школы в разработку концепции, программ, планов.

В.В. Авдеев [1] выделят условия формирования управленческих команд, акцентируя особое внимание на психологическую совместимость, стратегические интересы, концептуально-технологический тип мышления ее участников. К ним относятся: во-первых, создание деятельностно-ориентированной сплочённости, т.е. согласование приоритетов стратегических интересов на интегрированном и дифференцированном уровнях, формулирование общих правил командного взаимодействия, выявление особенностей проявления ценностных ориентаций в управленческой деятельности и ценностных регуляторов организационного поведения; во-вторых, выявление для каждого участника командной деятельности специфики реализации поведенческих актов и подтипа темперамента, которые влияют на характер межличностных отношений и опосредуют успешное взаимодействие в ролях; в-третьих, распределение командных ролей и функций с учетом ресурсов каждого члена команды. По нашему мнению, выделенные условия могут быть положены в основу формирования не только управленческой команды, но и целостной педагогической команды школы. Процесс формирования успешной педагогической команды возможен при двусторонних изменениях: первые должны произойти у руководителя, вторые - у сотрудников (педагогов). Руководителю необходимо переосмыслить собственную профессионально-управленческую деятельность и привычные роли, скорректировать целевые установки, выявить ценности сотрудников, определить приоритетные ценности в педагогическом коллективе и удерживать баланс между личным и общественным. Ведь ценностные ориентиры руководителя образовательной организации могут являться своеобразными детерминантами индивидуального и коллективного выбора, позволят применять педагогические стратегии (проблематизации и рефлексии, активизации, интенсификации и вариативности), конструктивные стратегии взаимодействия на основе диалога и равноправия. Сотрудникам необходимо быть готовыми самостоятельно, с полной мерой ответственности, принимать нестандартные решения по различным проблемам, в том числе непедагогическим, расширять виды и функции профессиональной деятельности; быть способными выявлять стратегические перспективы развития образования и подчинять им близкие и среднесрочные цели и задачи, расширять собственный ролевой репертуар (фасилитатор, координатор, тьютор, консультант, эксперт, модератор, исследователь, проектировщик и пр.), направленный на усложнение иерархических структур собственной деятельности; владеть научными способами общения. По нашему мнению, заданные изменения позволят развернуть поле возможностей для всех участников процесса, очертить новые контуры в понимании себя и окружающих, скорректировать индивидуальные стратегии поведения, научиться выстраивать партнерские отношения [8].

Разработчики проекта «Ключевые направления развития российского образования до 2035 г» [7] отмечают, что виденние и понимание рисков позволит руководителю (управленческой команде) образовательной организации определить необходимые ресурсы для достижения намеченных целей и скорректировать программу развития школы при реализации следующих организационно-педагогических условий:

- подготовить педагогическую команду к решению задач инновационного развития школы;

- повысить уровень цифровой культуры педагогов;

- усилить практико-ориентированность образовательных и воспитательных программ;

- расширить практики предпрофессиональной подготовки обучающихся.

Педагог-профессионал занимает особое место в системе образования. Он ориентируется на практическую деятельность с обучающимися по развитию их субъективности, ориентируясь на будущее. В процессе работы применяет различные приемы стратегической и тактической деятельности, организует среду для взаимодействия и продуктивного диалога со всеми участниками образовательного процесса. Данный диалог выстаивается как коллективная мыследеятельность, способствующая обмену идеями и опытом. Именно он входит в тот слой населения, который в большей степени способен к творческой и преобразовательной деятельности.

Изменения в сфере образования происходят под влиянием новых технологий и человеческих практик. Так, например, для получения самостоятельного опыта в исследованиях и экспериментах (самостоятельно или в команде) могут применяться распределенные, дистантные и виртуальные лаборатории и научные коллективы, в том числе с участием ИскИнов; для трансляции эталонного опыта или практики могут использоваться онлайн-мультимедийные библиотеки, многопользовательские онлайн-курсы, виртуальные наставники (ИскИны), виртуальные или носимые тренажеры; прогноз образовательно-карьерной траектории на основе профиля достижений, личный профиль компетенций, сквозной непрерывный мониторинг могут применяться для фиксации и оценки достижений; для мотивации обучения могут быть использованы игровые адаптирующиеся модели, системы мониторинга состояний, состязательные игровые модели (геймификация) и т.д. [3, С. 17]. Следовательно, будущим педагогам в период освоения образовательной программы необходимо намечать векторы приращения социально-психологических ресурсов, развивать собственные возможности, формировать культуру педагогического общения, наращивать личностный потенциал активности, включаться в решение профессионально-ориентированных проблемных ситуаций, расширять собственный ролевой репертуар, ориентироваться в многообразии предложений, выстраивать доверительные отношения с коллегами и обучающимися, помогать и поддерживать в трудных ситуациях, содействовать вырабатыванию новых способов действий, приобретать и осмыслять опыт деятельности через поиск новых способов его реализации, перерабатывать личностный опыт, чтобы он стал источником движения и развития. Формирование педагогической команды для образовательной организации зависит от опыта продуктивной деятельности и эффективного общения. Ведение конструктивного диалога, признание своих ошибок и принятие чужих, сдерживание своих амбиций и умелое управление своим эмоциональным состоянием, позволит задать новую логику командного взаимодействия, а главное изменить деятельность учителя и повысить результативность современной школы.

Выводы. Трансформация системы профессиональной подготовки будущих педагогов его практико-ориентированный и опережающий характер, поиск новых подходов к проектированию образовательной среды, моделирование персональных образовательных траекторий, наращивание собственных ресурсов, использование пространственного потенциала региона обеспечивают конкурентоспособность образовательной организации и направлены на формирование успешной управленческой и педагогической команд.

Литература:

1. Авдеев, В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учеб. пособие / В.В. Авдеев. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 544 с.

2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020.-456 с.

3. Будущее образования: глобальная повестка. Павел Лукша и Дмитрий Песков, 2013. - С. 54.

4. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? / А.Г. Каспржак, A.A. Кобцева, М.А. Цатрян // Образовательная политика. - №2 (82). - 2020. - С. 70-85

5. Зинченко, Ю.П. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития / Ю.П. Зинченко, Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 3. -С. 11-35

6. Ковалева, Т.М. Экосистемный подход в образовании: начало пути / Т.М. Ковалева // Непрерывное образование в контексте Будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. -Москва, 2021.-С. 25-31

7. Проект «Ключевые направления развития российского образования доя достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. - Режим доступа: http://edu2035.fironir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035

8. Пилипчевская, Н.В. Формирование педагогической команды образовательной организации / Н.В. Пилипчевская // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. - 2022. - № 15. - С. 268-274

9. Розин, В.М. Экосистемный подход в образовании - оптика, аналитика, проектирование, трансформация в направлении будущего / В.М. Розин // Непрерывное образование в контексте Будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. - Москва, 2021.

Педагогика

УДК 730

старший преподаватель Пискайкина Елена Анатольевна

Институт архитектуры и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень); куратор направления Васильева Эмма Викторовна Школа дизайна НИУ ВШЭ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования этнокультурной компетенции студентов художественного вуза. Авторы проводят аналитическую работу, в результате которой приходят к заключению о необходимости использования проектных и компьютерных технологий (коллаж, видео-арт). Авторы предлагают включить в образовательный процесс коллаборационные межвузовские проекты с целью формирования этнокультурных компетенций студентов, раскрывающий будущую созидательную деятельность, свойства личности дизайнера, способного проектировать идеи сотрудничества между народами, как равноценными составляющими мировую культуру.

Ключевые слова: этнокультурная компетенция, коллаборация, дизайн, проект, информационные и компьютерные технологии.

Annotation. This article discusses the problems of the formation of ethno-cultural competence of art university students. The authors conduct analytical work, as a result of which they come to the conclusion that it is necessary to use design and computer technologies (collage, video art). The authors propose to include collaborative interuniversity projects in the educational process in order to form ethno-cultural competencies of students, revealing future creative activity, personality traits of a designer capable of designing ideas of cooperation between peoples as equivalent components of world culture.

Key words: ethno-cultural competence, collaboration, design, project, information and computer technologies.

Введение. На современном этапе развития общества, в переломные исторические моменты повышается интерес к вопросам профессиональной подготовки студента художественного вуза, способного адекватно совершать выбор, решать задачи в профессиональной и социальной жизни преодолевая всевозможные трудности и кризисные явления. В этом контексте особенно остро стоит вопрос в профессиональной подготовке специалистов информационных технологий в различных областях российской экономики, что обуславливает повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области компьютерного дизайна.

Изложение основного материала статьи. В этой связи в системе профессиональной вузовской подготовки происходит процесс модернизации содержания образования, оказывающие благотворное влияние на профессиональное становление дизайнера, компетенции которого рассмотрены в перечне профессиональных стандартов.

Рассматривая стандарты профессиональной деятельности дизайнеров, стоит отметить, что наряду с проработанными профессиональными компетенциями дизайнеров, недостаточно выражены жизненно важные морально-нравственные личностные характеристики, которые предъявляют современные вызовы времени [5].

Эту идею подчеркивает в своем исследовании Н. А. Сергеева, которая считает, что духовно-нравственные ориентиры образуют внутреннюю детерминацию профессионального поведения и деятельности, способные решать профессиональные и социальные проблемы [7].

Духовно-нравственным ориентиром будущих специалистов в графическом дизайне является феномен этнокультуры, который представляет синтез научных исследований, основанных на общей национальной идее таких направлений гуманитарных наук как философия, культурология, социология, этническая психология, и т.д.

Вопросы качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры, формирования этнокультурной компетенции студентов художественного вуза не нова. Решением этих задач занимались современные педагоги профессионального образования такие как; Зубанова С.М. (Москва), Султанова А.Я. (Казань) [8], Бакиева О.А. (Тюмень) [1] и др.

Так, например С.М. Зубанова указывает на необходимость профессионального становления этнокультурной личности в вузе через освоение исторического общекультурного опыта, этнического и религиозного культурного наследия [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.