Научная статья на тему 'Особенности формативного оценивания командной работы курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке'

Особенности формативного оценивания командной работы курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формативное оценивание / команда / командная работа / курсанты / тактико-специальная подготовка / образовательные организации МВД России / formative assessment / team / teamwork / cadets / tactical and special training / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антон Сергеевич Гричанов, Евгений Валентинович Панов

Одной из важных компетенций будущего офицера полиции является умение работать в команде. Однако в образовательных организациях МВД России ее совершенствованию уделяется недостаточное внимание. Вместе с этим интерес представляет восприятие курсантами образовательных организациях МВД России методики формативного оценивания и ее влияние на повышение эффективности образовательного процесса. Использование основ образовательной деятельности в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка» позволило провести полноценное исследование, целью которого стало изучение особенностей повышения компетентности в командной работе курсантов с использованием формативного оценивания. В данном исследовании представлены результаты применения формативного оценивания командной работы, которое проводилось на третьем курсе факультета подготовки специалистов по программам высшего образования Сибирского юридического института МВД России по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» в течение 2022–2023 учебных годов. Основными методами исследования были выбраны опрос и интервьюирование. При этом участникам командной работы были предложены заранее разработанные системы оценки вклада в командную работу каждого члена команды на основе взаимооценки и самооценки. В ходе исследования были выявлены две основные категории восприятия курсантами метода формативного оценивания, заключающиеся в понимании значимости проводимой работы в будущей служебно-профессиональной деятельности, а также получении нового опыта взаимодействия с другими людьми. Результаты показали эффективность формативного оценивания на практических занятиях по тактико-специальной подготовке с использованием метода работы в команде, заключающуюся в развитии профессиональной компетентности обучающихся, увеличении уровня их мотивации и вовлеченности в командную работу, формировании новых навыков управленческой самостоятельности, способностей критического оценивания своей деятельности и деятельности других членов коллектива, саморазвитию и самопознанию, повышению ответственности за процесс собственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антон Сергеевич Гричанов, Евгений Валентинович Панов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formative assessment of the teamwork of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia on tactical and special training

One of the important competencies of a future police officer is the ability to work in a team. However, insufficient attention is paid to its improvement in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. At the same time, the perception of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the formative assessment methodology and its impact on improving the effectiveness of the educational process is of interest. Using the basics of educational activity within the discipline of «Tactical and special training» allowed us to conduct a fullfledged research, the purpose of which was to study the features of improving the competence of teamwork of cadets using formative assessment. This study presents the results of the application of formative assessment of teamwork, which was conducted in the third year of the faculty of training specialists in higher education programs of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the specialty «Legal support of national security» during the academic years 2022–2023. The main methods of the research were selected survey and interviewing. At the same time, the participants of the teamwork were offered pre-designed systems for assessing the contribution to teamwork of each team member on the basis of self-assessmen. The study revealed two main categories of cadets' perception of the formative assessment method, which consisted in understanding the significance of the conducted work in the future service-professional activity, as well as gaining new experience of interaction with other people. The results showed the effectiveness of formative assessment in practical classes on tactical and special training using the method of teamwork, consisting in the development of professional competence, increasing the level of their motivation and involvement in teamwork, the formation of new skills of managerial independence, the ability to critically evaluate their own activities and the activities of other team members, self-development and self-knowledge, increased responsibility for the process of their own learning.

Текст научной работы на тему «Особенности формативного оценивания командной работы курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке»

Научная статья УДК 378.09

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-105-110 EDN: https://elibrary.ru/luyltp NIION: 2018-0077-2/24-462 MOSURED: 77/27-024-2024-02-661

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Особенности формативного оценивания командной работы курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке

Антон Сергеевич Гричанов1, Евгений Валентинович Панов2

1 Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Домодедово, Россия,

g-ton@mail.ru

2 Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, pan-69@mail.ru

Аннотация. Одной из важных компетенций будущего офицера полиции является умение работать в команде. Однако в образовательных организациях МВД России ее совершенствованию уделяется недостаточное внимание. Вместе с этим интерес представляет восприятие курсантами образовательных организациях МВД России методики формативного оценивания и ее влияние на повышение эффективности образовательного процесса. Использование основ образовательной деятельности в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка» позволило провести полноценное исследование, целью которого стало изучение особенностей повышения компетентности в командной работе курсантов с использованием формативного оценивания. В данном исследовании представлены результаты применения формативного оценивания командной работы, которое проводилось на третьем курсе факультета подготовки специалистов по программам высшего образования Сибирского юридического института МВД России по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» в течение 2022-2023 учебных годов. Основными методами исследования были выбраны опрос и интервьюирование. При этом участникам командной работы были предложены заранее разработанные системы оценки вклада в командную работу каждого члена команды на основе взаимооценки и самооценки. В ходе исследования были выявлены две основные категории восприятия курсантами метода формативного оценивания, заключающиеся в понимании значимости проводимой работы в будущей служебно-профессиональной деятельности, а также получении нового опыта взаимодействия с другими людьми. Результаты показали эффективность формативного оценивания на практических занятиях по тактико-специальной подготовке с использованием метода работы в команде, заключающуюся в развитии профессиональной компетентности обучающихся, увеличении уровня их мотивации и вовлеченности в командную работу, формировании новых навыков управленческой самостоятельности, способностей критического оценивания своей деятельности и деятельности других членов коллектива, саморазвитию и самопознанию, повышению ответственности за процесс собственного обучения.

Ключевые слова: формативное оценивание, команда, командная работа, курсанты, тактико-специальная подготовка, образовательные организации МВД России

Для цитирования: Гричанов А. С., Панов Е. В. Особенности формативного оценивания командной работы курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 105-110. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-105-110. EDN: LUYLTP.

Original article

Features of the formative assessment of the teamwork of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia on tactical and special training

Anton S. Grichanov1, Evgeny V. Panov2

1 All-Russian Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo, Russia,

g-ton@mail.ru

2 Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk, Russia, pan-69@mail.ru © Гричанов А. С., Панов Е. В., 2024

Abstract. One of the important competencies of a future police officer is the ability to work in a team. However, insufficient attention is paid to its improvement in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. At the same time, the perception of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the formative assessment methodology and its impact on improving the effectiveness of the educational process is of interest. Using the basics of educational activity within the discipline of «Tactical and special training» allowed us to conduct a full-fledged research, the purpose of which was to study the features of improving the competence of teamwork of cadets using formative assessment. This study presents the results of the application of formative assessment of teamwork, which was conducted in the third year of the faculty of training specialists in higher education programs of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the specialty «Legal support of national security» during the academic years 2022-2023. The main methods of the research were selected survey and interviewing. At the same time, the participants of the teamwork were offered pre-designed systems for assessing the contribution to teamwork of each team member on the basis of self-assessmen. The study revealed two main categories of cadets' perception of the formative assessment method, which consisted in understanding the significance of the conducted work in the future service-professional activity, as well as gaining new experience of interaction with other people. The results showed the effectiveness of formative assessment in practical classes on tactical and special training using the method of teamwork, consisting in the development of professional competence, increasing the level of their motivation and involvement in teamwork, the formation of new skills of managerial independence, the ability to critically evaluate their own activities and the activities of other team members, self-development and self-knowledge, increased responsibility for the process of their own learning.

Keywords: formative assessment, team, teamwork, cadets, tactical and special training, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Grichanov A. S., Panov E. V. Features of the formative assessment of the teamwork of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia on tactical and special training. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):105-110. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-105-110. EDN: LUYLTP.

Развитие профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России является одним из приоритетных направлений. Будущая служебно-профессиональная деятельность данной категории обучающихся нередко предполагает взаимодействие и совместную работу с различными представителями правоохранительных органов. В этой связи развитие компетенций курсантов в командной работе, а также возможности оценки их работы приобретает высокую значимость в рамках образовательных программ. Как показывает теоретический анализ, нередко различные дисциплины образовательных организаций МВД России содержат задания для командной работы, которые, в свою очередь, подлежат итоговой оценке. Для повышения эффективности процесса оценивания интерес представляет методика формативного оценивания, заключающаяся в непрерывном определении текущего уровня усвоения знаний в повседневном образовательном процессе, а также способствующая оперативной взаимосвязи преподавателя и обучающихся для повышения эффективности процесса обучения.

Однако анализ современной литературы позволил определить не достаточную полноту раскрытия вопросов, касающихся возможностей использования формативного оценивания в ходе командной работы курсантов образовательных организаций МВД России.

В современной литературе по высшему образованию в образовательных организациях МВД России указывается, что образовательный процесс направлен на комплексное развитие личности и предполагает выход за рамки простого профессионального обучения по определенной дисциплине [4, с. 260]. Важное значение приобрело направление всесторонне развитой

личности обучающегося, имеющего специфические компетенции, характерные для каждой предметной области, определяемые как навыки и знания, относящиеся к конкретной дисциплине, а также общие или сквозные компетенции, характеризующиеся универсальностью и одинаковой важностью, как в обычной жизни, так и в профессиональной деятельности [9, с. 99]. При этом острым остается вопрос оценивания сформированности компетенций обучающихся [1; 2; 5].

Ряд авторов придерживается мнения, что для достижения прогресса в оценке компетенций необходима выработка единого подхода к рациональному использованию как суммативного, так и формативного оценивания [8, с. 97]. Также считается, что оценка, проводимая исключительно преподавателем, в меньшей степени соответствует философии компетент-ностно-ориентированного подхода, чем совместная оценка, самооценка или другие формы оценки, согласованные, обсужденные и разделяемые с обучающимися [12; 15; 16]. Такие формы оценивания имеют множество преимуществ с точки зрения вовлеченности курсантов в образовательный процесс и их восприятия обучения [13, с. 1049]. Несмотря на то, что формативное оценивание влекло за собой большую нагрузку на обучающихся, их общая удовлетворенность процессом и достигнутыми результатами обучения была высокой. В свою очередь, были обнаружены значительные различия по показателям успеваемости в пользу формативного оценивания [7; 10; 11].

Компетенция командной работы представляет собой сквозную компетенцию, связанную с организационными и управленческими навыками, которые необходимы обучающимся в их дальнейшей профес-

сиональной деятельности. Работа в команде требует наличия развитых способностей принятия управленческих решений, лидерства, межличностного общения, в т. ч. обмена идеями, взаимодействия, сотрудничества и диалога. Для команды важна общая цель, симметричные и взаимные межличностные отношения и возможности получения общего вознаграждения при успешном решении поставленных задач [14, с. 133].

Исследования компетенций командной работы дали представление об аспектах педагогических разработок, связанных с выставлением оценок, поскольку они отражают индивидуальные, а не групповые результаты. При этом существует необходимость разделения оценок за работу в команде для повышения вовлеченности и справедливости, а также интеграции оценок преподавателя и обучающегося через процессы само- и взаимооценки [3, с. 128; 6, с. 354].

Поскольку дисциплина «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России позволяет в полной мере реализовать рассматриваемые педагогические разработки, было принято решение провести исследование особенностей формативного оценивания командной работы курсантов именно в рамках данной дисциплины.

Исследование проводилось на третьем курсе факультета подготовки специалистов по программам высшего образования Сибирского юридического института МВД России по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». Согласно рабочей учебной программе на третьем курсе факультета подготовки специалистов по программам высшего образования преподается дисциплина «Тактико-специальная подготовка». В рамках выбранной дисциплины

Оценка вклада в командную работу каж

проходило исследование в течение 2022-2023 учебных годов. В исследовании приняли участие 120 курсантов, обучавшихся по этой дисциплине в течение трех семестров, 94 из которых были юноши и 26 девушек.

Для обеспечения оперативного получения и дальнейшего анализа использовался метод опроса. В первом семестре он проводился в письменной форме, а во второй год - через форму Yandex Forms, чтобы получить большее количество ответов, которые отражали бы опыт курсантов, их понимание формативного оценивания в командной работе, а также ответы, направленные на конкретную тему, с которой они сталкивались.

В начале обучения по тактико-специальной подготовке курсантам были доведены основные принципы проведения формативного оценивание заданий, которые будут получать команды. Команды формировались случайным образом, но, как правило, по 6 человек и в каждую из них включалась одна девушка. По завершению тем дисциплины, по которым выдавались задания, команда должна была защитить свой проект оперативно-тактического решения перед одногруппниками и экспертной комиссией, в которую входили три преподавателя кафедры.

В рамках предметно-методической секции кафедры «Тактико-специальной подготовки» были обсуждены такие ключевые элементы командной работы, как определение задач и функций, распределение ролей и правил, определение целей, взаимодействие и подотчетность. Кроме того, были рассмотрены две системы оценки командной работы с распределением рейтинга для каждого члена группы. Первая система, основывалась на распределении баллов в зависимости от взаимной оценки каждого члена команды и его вклада в общую работу (табл. 1).

Таблица 1

члена команды на основе взаимооценки

Качества члена команды Количество баллов

3 2 1

1. Принятие и соблюдение правил командной работы Предлагает свои решения, участвует в коллегиальных обсуждениях Принимает участие в коллегиальных обсуждениях Вопросами команды не интересуется, в коллегиальных обсуждениях принимает минимальное участие

2. Внедрение основ командной работы Всесторонне способствует внедрению и использованию основ командной работы Принимает некоторое участие во внедрении основ командной работы Минимально использует или не способствует внедрению основ командной работы

3. Способности к решению командных конфликтов Умелые и последовательные действия по разрешению конфликтов Действия адекватные, но решение конфликта потребовало дополнительной помощи В решение конфликта не вмешивается или делает это с отсутствие желания решить его

4. Способности к сплочению команды Анализирует и оценивает мнения членов команды, активизируя их к дальнейшей деятельности Анализирует, но не в полной мере оценивает мнения членов команды, в стремлении решения поставленных задач Не в полной мере или полностью не анализирует работу команды, оценивает мнения только те, что схожи с его собственным, не способствует сплочению команды

Вторая система предполагала осуществление са- оценки были предложены учебным группам для ис-мооценки всех членов команды (табл. 2). Обе системы пользования в командной работе.

Таблица 2

Самооценка и оценка команды (представлена не в полном объеме)

Собственная оценка Ф.И.О. товарища по команде Ф.И.О. товарища по команде Ф.И.О. товарища по команде

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1. Соблюдение правил работы в команде, проявление инициативы в работе, уважения и поддержки членов команды.

2. Участие в групповых обсуждениях и принятие коллективных решений.

3. Исполнение своих обязанностей в соответствии с решением команды.

4. Внесение организационных предложений, касающихся работы в команде, определение принципов совместной работы в команде.

После презентации и защиты своего проекта оперативно-тактического решения курсанты выставляли индивидуальную оценку каждому из членов команды, а также оценивали собственный вклад в проект. Оценивание происходило анонимно. На основании этих оценок, интерпретируя сумму полученных баллов, экспертная комиссия выставляла общую оценку подгруппе.

Вместе с этим, в учебных группах было проведено интервьюирование, которое выявило индивидуальные особенности отношения рассматриваемой категории обучающихся к применению формативного оценивания в командной работе. Результаты, полученные в ходе качественного анализа данных, показали наличие двух основных категорий в восприятии курсантами предложенного метода оценивания.

Во-первых, были выявлены определенные знания, умения и навыки в сфере организации и осуществления командной работы, а также значимость данной работы в решении профессиональных задач.

Во-вторых, был переосмыслен опыт и его важность в ходе применения формативного оценивания командной работы.

К основным положительным результатам исследования необходимо отнести то, что 94,2 % опрошенных курсантов отметили необходимость и полезность работа в команде в рамках подготовки к будущей служеб-но-профессиональной деятельности. 92,5 % опрошенных указали на возникновение позитивного учебного климата, который формируется в ходе работы команды по выполнению полученного задания. Однако 7,5 % опрошенных обратили внимание на возникновение некоторых негативных особенностей, возникающих в процессе командной работы, в т. ч. психической напряженности, неприятия командной работы, что, в свою очередь, не способствовало эффективному обучению и созданию комфортного учебного климата.

Повышение эффективности обучения с применением формативного оценивания через призму достижения курсантами успехов в выполнении практических заданий представлялось главной задачей проводимого исследования. Так, 91,6 % опрошенных курсантов отметили возрастание своего практического опыта в организационных основах взаимодействия в коман-

де, взвешенности в принятии управленческих вопросов и в вопросах личной безопасности. При этом опрашиваемые подчеркнули повышение креативных возможностей при всесторонней оценке тактики действий сотрудников полиции.

94,2 % опрошенных указали на улучшение своей психологической подготовки. В командной работе этому способствовали случаи разрешения конфликтов, принятия идей других членов команды, терпимости к разного рода мнениям одногруппников, стрессоустой-чивости при подготовке к защите своего оперативно-тактического решения.

Однако, результаты интервью показали, что 98,3 % интервьюируемых подчеркнули необходимость наличия у курсантов, задействованных в командной работе на занятиях по тактико-специальной подготовке, определенной мотивации и опыта работы в команде. Дело в том, что отсутствие или недостаточное развитие мотивации и командного опыта в командной работе с формативным оцениванием не будет оказывать существенного влияния на формирование чувства ответственности членов команды.

Интервьюируемые в 100 % случаев подчеркнули важность и необходимость поддержки преподавателя. Многие курсанты отметили потребность в повышении преподавательской поддержки, особенно в случаях возникновения в командах, а также между командами серьезных конфликтов. В дополнение к мнению обучающихся, следует привести выводы экспертной комиссии после проведения защит оперативно-тактических решений. Комиссия подчеркнула факт повышения качества обучения на основе формативного оценивания, а также значимости роли преподавателя в этом виде работы, который нередко выступал посредником в решении возникающих конфликтов.

Безусловно, конфликты и трудности, возникающие в ходе командной работы и необходимость взаимного оценивания в качестве инструмента формативного оценивания, оказывали благотворное влияние на психологическую подготовку курсантов. 98,3 % интервьюируемых указали на важность умений различать личные и профессиональные отношения, а также на фоне их влияния принимать оптимальные решения. В этом

смысле курсантам в командной работе было трудно отбросить личные отношения, чтобы оценить работу, проделанную каждым членом команды. В 78,3 % случаев они не смогли быть справедливыми из-за дружеских отношений. Факт того, что возникла необходимость критического подхода к оценке своего друга или подруги, оказал непосредственное влияние на подготовку к принятию личной ответственности, которая, несомненно, играет важную роль в служебно-профессиональной деятельности сотрудника полиции.

К основным результатам исследования, которые выявили негативные тенденции, стоит отнести общее мнение курсантов о сложности работы в команде. 29,2 % опрошенных отметили организационные сложности. 46,7 % указали на наличие сложностей, связанных с разнообразием ответственности на этапе подготовки проекта оперативно-тактического решения. Для 22,5 % опрошенных возникли сложности в самоотдаче и эффективности в командной работе. 35,8 % подчеркнули сложности в проявлении личностных и лидерских качеств.

Вместе с тем, были отмечены ответы, в которых опрашиваемые указывали на проблемы неравенства приложенных усилий каждым членом команды, а также возникающие в этой связи субъективные сложности выполнения оценивания их действий и вклада в общий результат.

В заключение следует отметить, что реалии образовательного процесса образовательных организаций МВД России требуют применения новых способов и подходов к оцениванию учебной деятельности обучающихся. Особое место в образовательном процессе занимает тактико-специальная подготовка, которая предполагает постоянные достижения обучающимися в освоении тактико-специальных основ, что требует развития методик оценивания их деятельности. Применение формативного оценивания в ходе командной работы на занятиях по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД России показало высокую эффективность процессов повышения профессиональной компетентности обучающихся, увеличения их вовлеченности в образовательный процесс, формирования навыков самостоятельности при принятии управленческих решений и стрессоустойчивости, создания предпосылок к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.

Список источников

1. Алтухова Т. А., Алтухов С. В. Формы и методы обучения, используемые при формировании профессиональных компетенций студентов // Потенциал образования для самореализации и развития талантов у молодежи. Иркутск : Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 2023. С. 4-8.

2. Андреев М. А. Методика развития образовательных компетенций // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2023. С. 135-136.

3. Апанович А.В., Богатская Е.Ю. Командная работа как метод профессионального взаимодействия пре-

подавателей вуза // Актуальные проблемы социогума-нитарных наук. Ростов н/Д. : Донской государственный технический университет. 2023. С. 127-132.

4. Белицкий К. А. Практические аспекты развития образовательных компетенций // Развитие современного образования в контексте педагогической компе-тенциологии. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2023. С. 260-261.

5. Горденко Д. В., Резеньков Д. Н., Горденко Н. В. Формирование компетенций инновационными методами обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 116-118.

6. Малагусейнова К. А. Внедрение методов и технологий командной работы для развития образовательного учреждения // Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин : Директмедиа Паблишинг. 2018. С. 353-360.

7. Масалаб Н. М. Формативное оценивание в системе преподавания естественнонаучных дисциплин // Технологическое образование в системе «Школа-Колледж-Вуз»: традиции и инновации. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет. 2021. С. 215-221.

8. Никитин И. В., Белолуцкая А. К. Концепту ализа-ция формативного оценивания в высшем образовании: результаты тематического анализа // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 96-109.

9. Сейферт И. В. Ключевые компетенции высшего профессионального образования // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 99.

10. Хан Н. Н., Жуматова А. О. Формативное оценивание как важный аспект качественного обучения // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 1. № 1 (12). С. 56-65.

11. Чудская О. А., Полянская Н. А. Формативные методы оценивания как повышение качества обучения // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии. Астрахань : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет». 2022. С. 189-193.

12. Dorji S. Teachers' Perception on the Feasibility of Formative Assessment in Bhutan. Bhutan Journal of Management. 2022. 2 (1). Р. 17.

13. Hortigüela D., Pérez-Pueyo A., Fernández-Río J. Entender y enseñar la educación física en la formación inicial del profesorado: Estudio de caso en España y Costa Rica. Movimento. 2016. 4 (22). Р. 1049-1062.

14. Sanz Peinado R., Quesada Zaragoza N. El Aprendizaje Cooperativo: Estudio De Una metodología Emergente Inclusiva. MLSISJ. 2021. 1 (1). Р. 132-147.

15. Utha K. Formative assessment practices in Bhuta-nese secondary schools and its impact on quality of education. Doctoral dissertation, Aalborg University, Aalborg, Denemark. Aalborg Universitesforlag. 2015. https://doi. org/10.5278/vbn.phd.socsci.00011

16. Voinea L. Formative assessment as assessment for learning development. Revista de Pedagogie. 2018. 1. Р. 7-23.

СКИЕ НАУКИ 109

References

1. Altukhova T. A., Altukhov S. V. Forms and methods of teaching used in the formation of professional competencies of students // Potential of education for self-realization and talent development among young people. Irkutsk : Irkutsk State Agrarian University named after A. A. Yezhevs-ky, 2023. P. 4-8.

2. Andreev M. A. Methodology for the development of educational competencies // Development of modern education in the context of pedagogical competence. Cheboksary : Publishing house «Wednesday», 2023. P. 135-136.

3. Apanovich A. V., Bogatskaya E. Y. Teamwork as a method of professional interaction of university teachers // Actual problems of socio-humanitarian sciences. Rostov n/A : Don State Technical University. 2023. P. 127-132.

4. Belitsky K. A. Practical aspects of the development of educational competencies // Development of modern education in the context of pedagogical competence. Cheboksary : Publishing house «Wednesday», 2023. P. 260-261.

5. Gordenko D. V., Rezenkov D. N., Gordenko N. V. Formation of competencies by innovative teaching methods // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 63-2. P. 116-118.

6. Malaguseynova K. A. Introduction of methods and technologies of teamwork for the development of an educational institution // Modern pedagogical technologies of professional education. Moscow-Berlin : Directmedia Publishing. 2018. P. 353-360.

7. Masalab N. M. Formative assessment in the system of teaching natural sciences // Technological education in the School-College-University system: traditions and innovations. Voronezh : Voronezh State Pedagogical University. 2021. P. 215-221.

8. Nikitin I. V., Belolutskaya A. K. Conceptualization of formative assessment in higher education: results of a thematic analysis // Higher education in Russia. 2021. Vol. 30. No. 11. P. 96-109.

9. Seifert I. V Key competencies of higher professional education // Successes of modern natural science. 2005. No. 3. p. 99.

10. Khan N. N., Zhumatova A. O. Formative assessment as an important aspect of quality education // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Vol. 1. No. 1 (12). P. 56-65.

11. Chudskaya O. A., Polyanskaya N. A. Formative assessment methods as an improvement in the quality of education // Tourism and recreation: innovations and GIS technologies. Astrakhan : Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State University». 2022. P. 189-193.

12. Dorji S. Teachers' Perception on the Feasibility of Formative Assessment in Bhutan. Bhutan Journal of Management. 2022. 2 (1). P. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Hortigüela D., Pérez-Pueyo A., Fernández-Río J. Entender y enseñar la educación física en la formación inicial del profesorado: Estudio de caso en España y Costa Rica. Movimento. 2016. 4 (22). P. 1049-1062.

14. Sanz Peinado R., Quesada Zaragoza N. El Aprendizaje Cooperativo: Estudio De Una metodología Emergente Inclusiva. MLSISJ. 2021. 1 (1). P. 132-147.

15. Utha K. Formative assessment practices in Bhuta-nese secondary schools and its impact on quality of education. Doctoral dissertation, Aalborg University, Aalborg, Denemark. Aalborg Universitesforlag. 2015. https://doi. org/10.5278/vbn.phd.socsci.00011

16. Voinea L. Formative assessment as assessment for learning development. Revista de Pedagogie. 2018. 1. P. 7-23.

Информация об авторах

А. С. Гричанов - преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. В. Панов - доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

A. S. Grichanov - Lecturer at the Department of Tactical and Special Training and Operational Planning of the All-Russian Advanced Training Centre of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

E. V. Panov - Associate Professor of the Physical Training Department of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 27.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.