Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова О.С., Тащиян А.А., Демьянова Л.М., Ефремова Т.Г., Бабин А.В.

Цель работы: совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России по средствам использования спортивных игр в рамках практических занятий по физической подготовке, самостоятельной физической подготовке. В работе авторами обоснована значимость спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Выявлены специфические признаки спортивных игр, условия использования в образовательных организациях МВД России, основные задачи спортивных игр в рамках ППФП, выявлены наиболее приоритетные спортивные игры, которые используют сотрудники ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова О.С., Тащиян А.А., Демьянова Л.М., Ефремова Т.Г., Бабин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE IMPORTANCE OF SPORTS GAMES IN PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OFINTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The purpose of the work: to improve professionally important physical qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of using sports games in the framework of practical physical training, independent physical training. The authors substantiate the importance of sports games in professionally applied physical training (PPFP) of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The specific features of sports games, the conditions of use in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main tasks of sports games within the framework of the PPFP are identified, the most priority sports games that are used by police officers are identified.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, профессор, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград; Аршак Андраникович Тащиян, кандидат юридических наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону; Людмила Михайловна Демьянова, кандидат медицинских наук, доцент заведующий кафедрой, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону; Татьяна Геннадьевна Ефремова, кандидат педагогических наук, доцент, Академия физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону; Александр Владимирович Бабин, доцент, Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской

Федерации, г. Уфа

Аннотация

Цель работы: совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России по средствам использования спортивных игр в рамках практических занятий по физической подготовке, самостоятельной физической подготовке. В работе авторами обоснована значимость спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Выявлены специфические признаки спортивных игр, условия использования в образовательных организациях МВД России, основные задачи спортивных игр в рамках ППФП, выявлены наиболее приоритетные спортивные игры, которые используют сотрудники ОВД.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, спортивные игры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p285-289

SUBSTANTIATION OF THE IMPORTANCE OF SPORTS GAMES IN PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd; Arshak Andrani-kovich Tashiyan, the Candidate of Law sciences, docent, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Don State Technical University, Rostov-on-Don; Lyudmila Mikhailovna Demyanova, the candidate of medical sciences, docent, Department chair, Don State Technical University, Rostov-on-Don; Tatiana Gennadievna Efremova, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Academy of Physical Culture and Sports of the Southern Federal University, Rostov-on-Don; Alexander Vladimirovich Babin, the docent, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa

Abstract

The purpose of the work: to improve professionally important physical qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of using sports games in the framework of practical physical training, independent physical training. The authors substantiate the importance of sports games in professionally applied physical training (PPFP) of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The specific features of sports games, the conditions of use in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main tasks of sports games within the framework of the PPFP are identified, the most priority sports games

that are used by police officers are identified.

Keywords: physical training, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, sports games.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Для большинства ОВД России наиболее значимыми физическими способностями для успешной профессиональной деятельности являются координационные и силовые способности, а также выносливость [1, 3]. Именно развитию этих физических способностей необходимо уделять приоритетное значение в подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

В решении задач формирования, развития и совершенствования физических качеств, влияющих на физическую подготовленность, направлений укрепления здоровья сотрудников ОВД важнейшая роль принадлежит спортивным играм. В процессе эффективно организованных занятий с использованием спортивных игр укрепляется двигательный аппарат занимающихся, совершенствуются различные функции органов и систем организма, повышается психологическая, стрессовая устойчивость сотрудников.

Спортивные игры широко используются в качестве средств активизации оздоровительного отдыха сотрудников в рамках спортивно-массовой работы в образовательных организациях и территориальных органах МВД России [2]. Они способствуют формированию и развитию профессионально важных физических качеств сотрудников, среди которых ведущая роль принадлежит координационным, силовым способностям, выносливости [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Являясь сложным социально-психологическим, общественным явлением, спортивные игры сформировались на основе социальной двигательной активности человека, воплощенной в игру, которой принадлежит ведущая роль в жизнедеятельности человеческого общества. В игре предполагается объединение двух существенно важных признаков: суть игры и суть спорта.

Спортивные игры являются одним из факторов полноценного развития человеческого организма, создают условия для всестороннего развития личности, включающую в себя психологическую, личностную, двигательную, регулятивную, нервную, творческую и др. сферы, активизируют и повышают эмоциональную составляющую, содействуют повышению уровня работоспособности, развивают концентрацию внимания, формируют умения правильно его распределять и быстро переключать, также являются оздоровительным фактором современного спортивного общества.

В основу единства и взаимосвязи всех элементов ППФП и спортивных игр должен быть положен системный подход, который направлен на формирование профессионального становления сотрудников ОВД, развития профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности. Связующим, объединяющим фактором в процессе профессионального становления полицейских должны стать теория, методика, спортивное совершенствование, практика ППФП. Через теоретическое осмысление содержания профессиональной деятельности складываются условия для формирования у курсантов и слушателей умений и навыков, компетенций практического претворения теоретических основ на практике. В свою очередь преподаватель ППФП должен обладать высоко развитыми личностными качествами, широко развитой культурой, индивидуальным стилем деятельности и творческого мастерства, в совершенстве владеть умениями и навыками спортивных игр, обладать знаниями о структуре и содержании игры, техническими и тактическими умениями.

В образовательных организациях МВД России создаются условия для широкого изучения и практического применения ведущих спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола, тенниса и др. Постоянная смена положений игроков формирует умения

мгновенно реагировать на действия соперника, а в профессиональной деятельности - на действия правонарушителя. Тем самым происходит отработка новых, необходимых сотруднику ОВД двигательных действий. В спортивной игре формируются и развиваются личностные качества, такие как: умение быстро оценивать сложившуюся обстановку, способность ориентироваться в ней, находчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность, смелость. Всевозможные вариации и сочетания движений и действий, особенно скоростно-силового характера, приемы силовой борьбы способствуют развитию мышечной силы, двигательной реакции (быстроты), координации движений (ловкости), физической выносливости.

Специфическими признаками спортивных игр являются:

- разработанные правила и технические характеристики игры;

- наличие командного соревновательного, состязательно противоборства;

- спортивная команда как целостная спортивная единица;

- технически, тактически, физически подготовленные игроки, способные оценивать ситуацию и выбирать действия в постоянно изменяющихся условиях соревновательной деятельности;

- наличие большого количества, разнообразных состязательных, соревновательных действий - многообразных игровых приемов;

- обязательность согласованных индивидуальных, групповых командных действий игроков;

- ступенчатость в достижении конечных спортивных результатов: от тактико-физических до победных;

- сформированные различные по характеру взаимоотношения игроков: партнерские, сопернические, определяющиеся спецификой игры;

- структурная иерархия в отношениях игроков, членов команды, тренерско-препо-давательского состава: ролевые, функциональные, информативные, формализованные, неформализованные (естественные), коллективно-психологические.

Спортивные игры в ППФП сотрудников ОВД наряду с указанными функциями, являются одним из видов рекреационно-оздоровительной физической культуры, позволяющей повысить не только общий уровень здоровья, развивать психологическую готовность к выполнению профессиональных задач.

Наиболее ценностными особенностями спортивных игр является их всесторонность и комплектность воздействия на психические и физические функции организма, способность формировать, развивать и совершенствовать коммуникативные компетенции и отношения через профессионально-прикладную составляющую образовательного процесса, через применение и реализацию индивидуального, личностно-ориентированного подходов, возможность опираться в ходе воспитательного процесса на компоненты сферы личностных составляющих, в частности, деятельность, интеллект, психику, мотивационные установки, проявление двигательной активности и креативности, инициативности и самостоятельности, через соревновательные, коллективные формы деятельности, создание благоприятных условий для социализации отношений и межличностного климата в коллективе.

Анализ изучения специальной литературы позволяет заключить, что спортивные игры являются универсальным средством физической подготовки, использование спортивных игр позволяет решать ряд задач:

- развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств сотрудников, что является базовой основой формирования служебно-прикладных упражнений;

- моделирование силового противоборства с противником в условиях игры;

- профилактика стрессов и эмоционального перенапряжения сотрудников, активный отдых и повышение общего уровня здоровья сотрудников;

- формирование навыков и умений для дальнейшего совершенствования в рамках соревновательной деятельности в игровых видах спорта.

Спортивные игры и игровые формы организации практических занятий по ППФП могут использоваться в рамках подготовительной части занятия как подводящие, подготовительные упражнения, в рамках основной части занятия с целью развития координационных способностей, быстроты и выносливости, а также в рамках сопряженных методов развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков (боевых приемов борьбы). Анкетные опросы и беседы с компетентными специалистами позволили выявить наиболее приоритетные спортивные игры, которые используют сотрудники ОВД, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, к ним следует отнести: мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный и большой теннис.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из теоретического анализа и практического опыта следует выделить три направления значимости спортивных игр в ППФП курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России:

1. Спортивные игры как составная часть общей физической подготовки, средства формирования, развития и совершенствования физических качеств: силы, выносливости, быстроты и ловкости, координационных способностей. Это направление следует рассматривать как процесс изучения техники, методики и правил, а также практического формирования первоначальных умений и навыков игры.

2. Спортивные игры как составная часть педагогического процесса обучению боевым приемам борьбы, методам физического воздействия на преступников и правонарушителей, средствам и приемам самозащиты и самообороны, процесса моделирования воздействия в составе малой, большой группы. Это направление предполагает использование и совершенствование базовых умений и навыков в практической деятельности при выполнении оперативно-служебных задач.

3. Спортивные игры как форма соревновательной деятельности в урочное и неурочное время как средство активизации отдыха и оздоровления курсантов и слушателей. Это направление предполагает процесс организации и проведения соревновательных мероприятий, направленных на восстановление физической работоспособности, психического и эмоционального здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глущенко Д.В. Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России /Д.В. Глущенко, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 1 (28). - С. 160-163.

2. Михайлова Е.А. Возможность использования спортивных игр в программе физического воспитания курсантов высших учебных заведений системы МВД России //Студенческий вестник. -2021. - № 25-1 (170). - С. 23-25.

3. Овчинников В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

4. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2004. - 517 с.

REFERENCES:

1. Glushchenko, D.V. and Ovchinnikov, V.A. (2014), "Actual problems of professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol.1 (28), pp. 160-163.

2. Mikhailova, E.A. (2021), "Possibility of using sports games in the program of physical education of cadets of higher educational institutions of the system of the Ministry of internal affairs of Russia",

Studenchesky Vestnik, No. 25-1 (170), pp. 23-25.

3. Ovchinnikov, V.A. Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 4, pp. 172-176.

4. Zheleznyak, Yu.D., Portnov, Yu.M., Savin, V.P. and Leksakov A.V. (2004), Sports games: Technique, tactics, teaching methods, Study. for students. higher. ped. studies. Institutions, Academy, Moscow.

Контактная информация: kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2023

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Николай Юрьевич Патаркацишвили, старший преподаватель, Андрей Владимирович Бикбулатов, старший преподаватель, Светлана Александровна Михайлова, старший преподаватель, Станислав Владимирович Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема физического развития в высшем учебном заведении, которая направлена на повышение эффективности физической подготовленности студентов. Раскрыта значимость прикладной физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Проанализирована эффективность спортивного ориентирования на занятиях по прикладной физической культуре студентов бакалавров и специалистов гуманитарных специальностей. Отражена важность в потребности двигательной активности как значимого компонента здорового образа жизни. Нами было проведено исследование с использованием средств спортивного ориентирования в учебно-тренировочном процессе по прикладной физической культуре. Благодаря чему и был выявлен уровень физического развития и физической подготовленности. Представлен комплекс упражнений как эффективное средство физической подготовки. Уровень физического развития, физической подготовленности способствует высокой умственной и физической работоспособности, производительности учебного труда.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, физическая культура, работоспособность, физические качества, физическое воспитание, спортивное ориентирование, учебный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p289-292

ASSESSMENT OF PHYSICAL AND SPORTS PREPAREDNESS OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF SPORTS ORIENTATION

Nikolay Yurievich Patarkatsishvili, the senior teacher, Andrey Vladimirovich Bikbulatov, the

senior teacher, Svetlana Alexandrovna Mikhailova, the senior teacher, Stanislav Vladimiro-

vich Sobolev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Abstract

This article considers the problem of physical development in a higher educational institution, which is aimed at increasing the efficiency of students' physical fitness. The importance of applied physical culture for the preservation and promotion of health is revealed. The effectiveness of orienteering in the applied physical culture classes of bachelor students and specialists in the humanities has been analyzed. The importance in the need for physical activity as a significant component of a healthy lifestyle is reflected. We have conducted a study using the means of orienteering in the educational and training process in applied physical culture. Due to this, the level of physical development and physical fitness was revealed. A set of exercises is presented as an effective means of physical training. The level of physical development, physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.