Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Тащиян Аршак Андраникович, Лунин Александр Анатольевич, Биналиев Азалхон Тамалович, Губанов Эдуард Владимирович

Цель работы: совершенствовать процесс обучения легкоатлетическим упражнениям курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В работе авторами охарактеризованы факторы, определяющие эффективность обучения и процесса технического совершенствования легкоатлетических упражнений. Выявлены основные методы практического освоения спортивной техники. Охарактеризованы преимущества и недостатки расчлененного, целостного и комплексного методов обучения легкоатлетическим упражнениям. Определены методические приемы, способствующие облегчению начального разучивания и способствующие ускорению процесса технического совершенствования легкоатлетических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Тащиян Аршак Андраникович, Лунин Александр Анатольевич, Биналиев Азалхон Тамалович, Губанов Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND IMPROVEMENT OF ATHLETICS EXERCISES IN THE FRAMEWORK OF PRACTICAL CLASSES ON PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The purpose of the study: to improve the process of teaching athletics exercises to cadets and students at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the article, the authors characterized the factors that determine the effectiveness of training and the process of technical improvement of athletics exercises. The main methods of practical development of sports equipment are revealed. The advantages and disadvantages of the dissected, holistic and complex methods of training athletics exercises are characterized. The methodological techniques that facilitate the initial learning and accelerate the process of technical improvement of athletics exercises are determined.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

важных физических качеств, личностных качеств, психологических, физиологических, функциональных возможностей женского организма создает условия для качественной подготовки их к профессиональной деятельности.

Опираясь на дифференцированный подход в ППФП женщин-сотрудников, кон -троль функционального состояния их организма следует осуществлять с учетом индивидуальных, возрастных особенностей. На основе принципов доступности, дозирования, постепенности, систематичности необходимо дифференцированно осуществлять подбор физических упражнений.

Таким образом, дифференцированный подход к процессу организации ППФП женщин-сотрудников ОВД оказывает влияние на уровень их психофизического состояния, на их благоприятное профессиональное становление; позволяет учитывать их индивидуальные особенности; создает условия для разработки и внедрения новых педагогических технологий, средств и методов в образовательный процесс; позволяет учитывать изменения в их типологических особенностях; оптимизировать процесс ППФП в многолетнем аспекте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошин А.Ю. Реализация дифференцированного обучения в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России /А.Ю. Алдошин, Е.А. Алдо-шина // Наука - 2020. - 2021. - № 1 (46). - С. 57-62.

2. Камнев Р.В. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / Р.В. Камнев, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 127-133.

3. Педагогический словарь по темам / сост. Л.П. Русинова. - Сарапул, 2010. - 143 с.

4. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005 - 456 с.

5. Социально-педагогический словарь / сост. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др. / Саратов. гос. университет им. Н.Г. Чернышевского, 2016. - 126 с.

REFERENCES

1. Aldoshin, A.Yu. and Aldoshina, E.A. (2021), "Implementation of differentiated training in physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Science -2020, No. 1 (46). pp. 57-62.

2. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the methodology of conducting training sessions on physical training of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (29). pp. 127-133.

3. Rusinova, L.P. (2010), Pedagogical dictionary on topics. Sarapul.

4. Romantsev, G.M., Fedorov, V.A., Osipova, I.V. and Tarasyuk, O.V. (2005), Professional and pedagogical concepts. Yekaterinburg.

5. Burmistrova, M.N., Vasilyeva, L.L., Petrova, L.Yu. and Kashcheeva, A.V. (2016), Socio-pedagogical dictionary, Saratov.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 355.233

ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград; Аршак Андрани-

кович Тащиян, кандидат юридических наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ростов-на-Дону; Александр Анатольевич Лунин, доцент, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Московская область, Домодедово; Азалхон Тамалович Биналиев, начальник кафедры, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ростов-на-Дону; Эдуард Владимирович Губанов, преподаватель, Орловский юридический институт МВД

России имени В. В. Лукьянова, г. Орел

Аннотация

Цель работы: совершенствовать процесс обучения легкоатлетическим упражнениям курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В работе авторами охарактеризованы факторы, определяющие эффективность обучения и процесса технического совершенствования легкоатлетических упражнений. Выявлены основные методы практического освоения спортивной техники. Охарактеризованы преимущества и недостатки расчлененного, целостного и комплексного методов обучения легкоатлетическим упражнениям. Определены методические приемы, способствующие облегчению начального разучивания и способствующие ускорению процесса технического совершенствования легкоатлетических упражнений.

Ключевые слова: легкая атлетики, физическая подготовка, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p313-318

TRAINING AND IMPROVEMENT OF ATHLETICS EXERCISES IN THE FRAMEWORK OF PRACTICAL CLASSES ON PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Olga Sergeevna Panova, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd; Arshak Andranikovich Tashiyan, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don; Alexander Anatolyevich Lunin, the docent, Advanced Training Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Moscow region, Domodedovo; Azalkhon Tamalovich Binaliev, the head of the department, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Rostov-on-Don; Eduard Vladimirovich Gubanov, the teacher, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel

Abstract

The purpose of the study: to improve the process of teaching athletics exercises to cadets and students at the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the article, the authors characterized the factors that determine the effectiveness of training and the process of technical improvement of athletics exercises. The main methods of practical development of sports equipment are revealed. The advantages and disadvantages of the dissected, holistic and complex methods of training athletics exercises are characterized. The methodological techniques that facilitate the initial learning and accelerate the process of technical improvement of athletics exercises are determined.

Keywords: athletics, physical training, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Особая роль и место в профессиональном становлении человека, в том числе и сотрудника органов внутренних дел (ОВД), отводится физической подготовке и спорту. Физическая подготовка как одна из форм постоянного совершенствования профессионализма сотрудников ОВД обеспечивает их подготовленность к выполнению служебных задач

и сохранению высокой работоспособности во время прохождения службы [4, 5]. Легкая атлетика является одним из обязательных разделов для изучения в рамках физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Успешность обучения легкоатлетическим упражнениям курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России во многом зависит от прежних двигательных умений и навыков. Этот процесс будет более успешным, если с накоплением двигательных возможностей у обучающегося сформируются и знания [2].

Цель работы: совершенствовать процесс обучения легкоатлетическим упражнениям курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В научно-методической литературе под спортивной техникой понимается способ рациональной организации движений при выполнении целостного двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается эффективно и наиболее полно реализуются [3].

При оценке техники легкоатлетических упражнений необходимо выделять пространственные, временные, пространственно-временные (кинематические), динамические и ритмические характеристики.

При обучении технике следует также выделять структуру движений. Структура движений - это закономерная, относительно стабильная взаимосвязь всех составляющих двигательного акта, как единого целого.

Выделяют: кинематическую структуру (пространственные, временные и пространственно-временные характеристики); динамическую (взаимодействие внешних и внутренних сил); ритмическую (качественно выраженные временные, пространственные и силовые отношения) [1].

При обучении легкоатлетическим упражнениям необходимо применять систему специально-подводящих упражнений и разнообразные методы их использования. При этом техника движений должна отвечать закону стабилизирующей вариативности, т.е. способности приспособления к меняющимся условиям и к блокаде сбивающих воздействий. В связи с этим все основные упражнения для обучения необходимо подбирать в пределах диапазона подвижности навыка. При подборе упражнений, выборе наиболее эффективных из них следует обращать внимание на их совместимость, так как одно упражнение может подкреплять другое, а может и значительно ослаблять его эффект. Дальнейшее совершенствование техники вида осуществляется в зависимости от степени развития физических качеств занимающихся, а иногда требует перехода на новые формы техники.

Чтобы разобраться в сложности стоящей перед преподавателем и курсантом задачи необходимо с позиций педагогики представить процесс технического совершенствования. Достижение необходимых результатов физической подготовки и соответствующего уровня технического мастерства сводится к решению следующих задач:

1. Освоение рациональной, биомеханически целесообразной динамической и кинематической структуры техники изучаемого двигательного действия.

2. Освоение эффективного ритма движений.

3. Повышение индивидуального уровня ритмо-темповых характеристик движений, с обязательным условием сохранения рациональной биомеханически целесообразной их внешней формы и повышения уровня динамических характеристик в финальной части двигательного действия.

4. Формирование адаптивности в навыке технических действий.

В основе совершенствования координации двигательной деятельности положено повторное выполнение спортивного упражнения. К числу факторов, определяющих успешность обучения и процесса технического совершенствования, следует отнести:

наличие или отсутствие у занимающихся запаса двигательных навыков; соответствие или несоответствие спортивной техники индивидуальным антропометрическим данным и уровню специальной физической подготовленности; творческое, а не механическое отношение занимающихся к процессу обучения и технического совершенствования; наличие или отсутствие рациональной ритмической структуры движений в навыке технических действий; наличие или отсутствие адаптивности в технических действиях.

Легкоатлетические упражнения в большинстве своем являются сложными в координационном отношении видами, и поэтому вопросы методики начального обучения, а также становления и совершенствования технического мастерства всегда находятся в центре внимания специалистов.

Если схематизировать процесс обучения движениям, то можно сказать, что научить - значит сформировать двигательный навык, т.е. способность с высокой степенью надежности выполнять двигательное действие автоматически, оставляя под сознательным контролем только пусковые или наиболее важные моменты двигательного акта. В теории физического воспитания двигательный навык понимается как степень владения техникой выполнения упражнения.

Если схематизировать представления о двигательном навыке и двигательном умении, то можно сказать, что признаками двигательного умения являются: неавтоматизированное управление движениями, концентрация внимания на самом действии; относительная расчлененность движений, составляющих соревновательное упражнение; нестабильность действия. Признаки двигательного навыка: автоматизированное управление движениями, концентрации внимания на цели и условиях действий; слитность движений при выполнении целостного упражнения; устойчивость, надежность действия.

Двигательные умения, сформированные при выполнении этих упражнений, в идеальном варианте можно рассматривать как основу в формировании двигательного навыка в выполнении легкоатлетических упражнений. Несформированность двигательных умений в выполнении специальных упражнений, как и излишняя стереотипность в их выполнении могут явиться причинами задержки в формировании двигательного навыка. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным биомеханическим законам.

Основными методами являются методы расчлененного, целостного и комплексного обучения.

Расчлененный метод обучения применяется как на этапе начального обучения, так и на этапе технического совершенствования. При его использовании спортивная техника изучается по частям, что позволяет упростить состав движений, облегчить процесс осмысливания и лучше понять структуру каждого элемента целостного упражнения.

Основным преимуществом расчлененного метода является то, что он позволяет легче освоить отдельные наиболее трудные по исполнению элементы спортивной техники.

Недостатком расчлененного метода является то, что при его применении в процессе формирования двигательных навыков, в основном, решаются задачи становления внешней формы движений. Он не дает возможность понять взаимосвязи движений и почти не затрагивает их внутренней ритмо-темповой и динамической организации в целостной структуре двигательной деятельности.

Целостный метод обучения применяется, как правило, на этапе технического совершенствования, для квалифицированных спортсменов является основным.

Назначение этого метода - сформировать целостный навык в избранном виде легкой атлетики в соответствии с условиями соревновательной деятельности и постоянно его совершенствовать.

Преимуществом целостного метода является то, что при его использовании легче создать полное представление о спортивной технике, понять взаимосвязь отдельных

движений и основной механизм двигательных действий.

Недостатком целостного метода обучения является то, что отдельные элементы спортивной техники часто осваиваются неверно и остаются неосознанными, что затрудняет процесс технического совершенствования.

В период непосредственной подготовки к соревнованиям целостный метод совершенствования техники в ациклических скоростно-силовых видах занимает основное место. Эффективность данного метода наиболее полно проявляется при условии выполнения упражнений с околопредельной и предельной интенсивностью.

При использовании комплексного метода обучения этого применяются упражнения для исправления недостатков в отдельном звене целостного действия, а затем совершенствуется техника в целом. В дальнейшем процесс совершенствования протекает более успешно, если вспомогательные упражнения расчлененного метода будут постоянно сопровождать целостное выполнение спортивного упражнения.

Облегчить начальное обучение и ускорить процесс технического совершенствования можно за счет следующих методических приемов:

1. Упростить технику двигательного действия. Вначале изучить основу двигательного действия, а потом добавлять детали.

2. Облегчить условия выполнения двигательного действия. Следует учитывать, что слишком облегченные условия приводят к тому, что упражнения теряют ценность, поскольку становятся похожи на имитационные.

3. Выполнять изучаемое двигательное действие в более медленном темпе без нарушения целостной структуры движений.

4. Применять регуляторы движений, ставящих занимающихся в условия, при которых движение может быть выполнено только одним правильным способом.

5. Процесс обучения должен строиться с учетом возрастных особенностей занимающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует заключить, что эффективность обучения и совершенствования легкоатлетических упражнений курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России будет выше, если своевременно формировать двигательный навык с учетом пространственных, временных, кинематических характеристик. Поэтому на этапе начального обучения легкоатлетическим упражнениям курсантов и слушателей особое внимание необходимо уделять технике выполнения изучаемых двигательных действий. На этапе совершенствования, когда сформирован двигательный навык легкоатлетического упражнения, следует развивать необходимые двигательные качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген - Москва., Физкультура и Спорт, 1985. - 192 с.

2. Камнев Р.В. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / Р.В. Камнев, А. Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 127-133.

3. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

4. Овчинников В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России /В. А. Овчинников, В. Н. Галкин, А. Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

5. Панова О.С. Пути и способы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции России женского пола /О.С. Панова, А.С. Пряхин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 340-344.

REFERENCES

1. Bogen, M.M. (1985), Training in motor actions, Physical culture and Sport, Moscow.

2. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the methodology of conducting training sessions on physical training of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 127-133.

3. Matveev, L.P. (1999), Fundamentals of the general theory of sports and the system of training athletes, Olympic Literature, Kiev.

4. Ovchinnikov, V.A., Galkin V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of the internal affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No.. 4, pp. 172-176.

5. Panova, O.S. and Pryakhin, A.S. (2019), "Ways and means of improving professionally applied physical training of female police officers of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 340-344.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 796.012

ВОРКАУТ КАК ВИД СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Яна Сергеевна Петренко, студент, Владимир Дмитриевич Фомичев, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова,

старший преподаватель, Анатолий Васильевич Лыткин, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Николай Алексеевич Малтапар, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Воркаут - это уличная гимнастика, относящаяся к любительскому виду спорта, физической культуре и представляющая собой спортивную субкультуру. Воркаут включает в себя выполнение различных упражнений на уличных спортплощадках, а именно на турниках, брусьях, шведских стенках, рукоходах и прочих конструкциях, или вообще без их использования (на земле). В Краснодарском крае есть возможность развивать это направление спортивной субкультуры, благодаря привлечению интереса спортсменов методом показательных выступлений, построению общедоступных спортплощадок, проведению соревнований по воркауту. В большинстве парков, скверов сконструированы бесплатные воркаут-площадки для всех желающих познакомится с этим видом спорта.

Ключевые слова: воркаут, «Street Workout», физическая подготовка. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p318-321

WORKOUT AS A SPORT IN KRASNODAR REGION

Yana Sergeevna Petrenko, the student, Vladimir Dmitrievich Fomichev, the student, Evgeniy Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Natalya Petrovna Fedorova, the senior teacher, Anatoly Vasilyevich Lytkin, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Nikolai Alekseevich Maltapar, the teacher, Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

Workout is a street gymnastics related to the amateur sport, physical culture and is sports subculture. Workout includes performing various exercises on outdoor sports grounds, namely on horizontal bars, parallel bars, wall bars, handrails and other structures, or without using them at all (on the ground). In the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.