подготовки. Также выявлено отставание методики подготовки бегунов на колясках, которое выражается в том, что большинство из них до сих пор совмещает подготовку в легкоатлетическом беге на дистанции от спринта до марафона с подготовкой и выступлениями в лыжных гонках и биатлоне.
К недостаткам подготовки необходимо также отнести слабую и архаичную нормативную базу, абсолютно не успевающую за мировыми спортивными тенденциями и реалиями в подготовке высококвалифицированных спортсменов, а также отсутствие или недостаточность специалистов и материально-технической базы в регионах.
Не смотря на все выше сказанное необходимо высказать осторожный оптимизм в преддверии Паралимпийских игр-2020.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2019
УДК 796.015.6
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Владислав Сергеевич Мартыненко, кандидат педагогических наук, Дмитрий
Михайлович Петров, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России
Аннотация
Исследование затрагивает особенности подготовки бегунов на средние и длинные дистанции, обучающихся в образовательных организациях МВД РФ. В статье изложено теоретическое обоснование необходимости совершенствования индивидуальной подготовки, роли тренировки бега в анаэробном режиме, использование индивидуального подхода в подготовке спортсменов из числа курсантов и слушателей, участвующих в соревнованиях по легкой атлетике. Изложен подход к разработке методики совершенствования индивидуальной техники бега на основе выявления специфических возможностей спортсмена.
Ключевые слова: бег, ведомственный вуз, физическая подготовленность, физические способности, средние и длинные дистанции, методика бега.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.183-187
ON THE ISSUE OF TRAINING RUNNERS FOR MEDIUM AND LONG DISTANCES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
Vladislav Sergeevich Martynenko, the candidate of pedagogical sciences, Dmitry Mikhailo-vich Petrov, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
The study touches on the features of training middle- and long-distance runners studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The article sets out the theoretical justification for the need to improve individual training, the role of running training in anaerobic mode. Using an individual approach in the preparation of athletes from among cadets and students participating in athletics competitions. An approach to the development of methods for improving individual running techniques based on the identification of specific capabilities of an athlete is described.
Keywords: running, departmental University, physical fitness, physical abilities, medium and long distances, running technique.
В образовательных организациях МВД РФ много внимания уделяется повышению уровня физической подготовленности курсантов и слушателей, а также воспитанию морально-волевых качеств будущих сотрудников ОВД. Одним из ведущих направлений
кафедры физической подготовки является совершенствование спортивного мастерства, так как спорт - неотъемлемая часть физического воспитания будущих офицеров. Занятия спортом помогают сформировать навыки, связанные с быстрой ориентацией в различных ситуациях, своевременным принятием решений и многими другими. Кроме того, не следует забывать, что курсанты и студенты ведомственных вузов являются резервом для спорта высших достижений в нашей стране. В России популярен бег на средние и длинные дистанции. А также в учебных заведениях МВД России много времени уделяется бегу и придается большое значение. Итак, бег является одной из основных составляющих служебно-прикладных видов спорта, служебного биатлона и является одним из контрольных упражнений на выносливость. Сотрудники, курсанты и слушатели МВД России принимают участие в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, где спортсмены соревнуются на различных дистанциях. В последнее время появилось достаточно большое количество научных работ и исследований освещающие вопросы спортивной физиологии, спортивной медицины, психологии спорта, включая изучение специфических характеристик спортивной подготовки с применением опыта в тренировочном процессе спортсменов. В данных исследованиях описываются особенности техники бега, разнообразные методики подготовки к соревнованиям, значение тактики в беге на средние и длинные дистанции и другие составляющие, позволяющие достигать достойных результатов в этом виде спорта. Анализ литературы показал, что вопросы, влияющие на специфику подготовки бегунов на средние и длинные дистанции во время обучения в ведомственных образовательных организациях, остаются без внимания до сих пор. В ходе изучения научной литературы и опираясь на основные моменты тренировочного процесса и деятельности бегунов на средние и длинные дистанции был сделан вывод о том, что важнейшим и основным компонентов хорошего результата в этом виде легкой атлетики является техническая и тактическая подготовка, а также методика обучения бегунов включающая в себя два основных направления: совершенствование техники бега и повышение функциональных возможностей организма спортсмена [5]. Поэтому основой технической подготовки является учебный процесс, в связи с этим необходимо, чтобы было соответствие между методикой обучения и современными тенденциями в обучении. Изучение подходов к обучению в ведомственных вузах, теории и методологии физического воспитания способствовало определению следующих современных тенденций:
1. Акцент тренировочного процесса должен совпадать с естественными ускорениями в развитии отдельных элементов моторики спортсмена [1].
2. Обучение необходимо осуществлять в зависимости от типа морально-психологических особенностей спортсменов [2].
Важно отметить, что спортсмены, которые проходят обучение в образовательных организациях МВД России в отличие от студентов иных гражданских вузов, посвящают свое время и службе, и учебному процессу. При этом нужно брать во внимание и энергетические затраты при выполнении служебной деятельности: уборка территории, дежурства в суточных нарядах, учебная практика и стажировка по месту будущей службы. Все эти мероприятия оказывают сильное воздействие на организм курсантов и слушателей в физической и эмоциональной нагрузки, а также уменьшают багаж времени спортсмена [3].
При изучении методических рекомендаций связанных с тренировкой бегунов на средние и длинные дистанции было отмечено, что часто не учитываются врожденные и приобретённые индивидуальные способности, и особенности спортсменов, а также их уровень специальной подготовленности, психологического развития и специфику учебно-служебной деятельности. Все перечисленные критерии отрицательно влияют на подготовку квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции в образовательных учреждениях. Путь к успеху и достижению, положительных результатов в любом виде спорта, также как и в легкой атлетике, лежит через выполнение неоднократного количества различных упражнений, тренировок. А для достижения высоких результатов в беге на
средние и длинные дистанции необходимо уделять много времени на ежедневные тренировки в течение всего учебного года [4]. Следует учитывать, что такая спортивная подготовка должна разумно планироваться, для обеспечения необходимой нагрузки и восстановления организма. Учитывая вышеперечисленные особенности обучения в ведомственном вузе, необходимо использовать индивидуальный подход для подготовки спортсменов из числа курсантов и слушателей, участвующих в соревнованиях по легкой атлетике и служебному биатлону. При этом тренировка на всех этапах развития спортивной формы спортсмена в период обучения в вузе должна носить строго циклический характер. Так, каждый цикл, представляет очередную стадию в подготовке спортсмена, при которой осваивается такое количество нагрузки, которое физиологически обоснованно именно для него и для конкретного этапа развития его уровня подготовки. Некачественное планирование подготовки бегунов, а в первую очередь относительно низкая интенсивность тренировочного процесса или неравномерное распределение соревновательной нагрузки - те недочёты, которые допускают некоторые тренеры в образовательных организациях. В итоге, такого рода некомпетентность не дает возможность спортсменам достигать высоких результатов. В настоящее время имеется множество методов для подготовки спортсменов, направленных на достижение высоких результатов в соревнованиях по бегу, к ним, в частности, относятся: объемные аэробные нагрузки; интенсивные отрезки на беговой дорожке; темповые кроссы. Однако какой именно метод для развития профессионализма и скоростной выносливости является наиболее подходящим для спортсмена, определяет тренер. Что касается особенностей методики бега на ту или иную дистанцию, то, к примеру, бег на средние и длинные дистанции относится к зоне работы «субмаксимальной мощности». То есть, одним из показателей, который характеризует эту работу, является «кислородный долг», нарастающий во время соревновательного бега и достигающий к концу дистанции значительной величины, а к важнейшим факторам подготовленности бегунов относятся физические возможности спортсмена - от уровня развития основных двигательных качеств, таких как: быстрота, гибкость, сила, выносливость, во многом зависит и совершенствования технической и тактической подготовленности спортсмена [5].
Таким образом, повышение уровня физической подготовленности является фундаментальной задачей спортивной подготовки. В беге на короткие и длинные дистанции важна выносливость, которая заключается в способности организма противостоять усталости. И ведущим особым качеством является скоростная выносливость, то есть способность сохранять темп на протяжении всей гонки. Для развития скоростной выносливости среди курсантов и студентов, специализирующихся на беге, учебный процесс должен быть структурирован таким образом, чтобы систематически решались задачи по развитию общей, а затем скоростной выносливости. В специальной литературе по легкой атлетике неоднократно выражалось, что можно повысить специальную выносливость путем увеличения средней интенсивности тренировок, то есть путем применения различных тренировочных нагрузок и увеличения их изменчивости. Кроме того, развитию скоростных качеств всегда способствуют спортивные игры, которые требуют от спортсмена особой выносливости при выполнении коротких и длинных рывков на максимальной скорости [6]. Важную роль в подготовке спортсмена играет тренировка бега в анаэробном режиме. Также необходимо смоделировать режим соревновательного бега, в частности, когда финальная часть дистанции проходит с сильным так называемым «подкислением» тела. Также совершенствование технических и тактических навыков спортсмена должно осуществляться на скорости, близкой к соревновательной. В связи с этим объемом анаэробного бега в общей структуре подготовки курсантов и студентов должен быть заметным. По сути, стратегия обучения заключается в постепенном увеличении доли специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства курсанта или слушателя. Следует сделать вывод, что высоких результатов работы бегунов образовательных организаций МВД России можно достичь путем совершенствования индивидуальных спортивных навыков и
устранения недостатков в подготовке спортсменов - курсантов и слушателей. И растущая популярность легкой атлетики стимулирует поиск новых методов подготовки спортсменов. Благодаря использованию новых и эффективных методов тренировок обеспечивается стабильный рост спортивных результатов в беге на средние и длинные дистанции.
Методология развитие функциональных возможностей спортсменов включает в себя различные подходы, а в технической подготовке отмечается приоритеты классической школы. Для достижения высоких спортивных результатов при подготовке курсантов и слушателей факультетских вузов представляется необходимым повысить техническую подготовленность бегунов на средние и длинные дистанции путем поиска новых эффективных и качественных методов. Кроме того, для улучшения индивидуальной техника бега конкретного спортсмена большое значение имеет определение его физиологических характеристик, что важно для определения педагогической методологии, которая должна оказывать эффективное влияние на суть тренировочного процесса.
ВЫВОДЫ
Использование индивидуального подхода в подготовке спортсменов из числа курсантов и слушателей, участвующих в соревнованиях по легкой атлетике, совершенствование индивидуальной техники бега на основе выявления специфических возможностей спортсмена, а также использование основных компонентов подготовки легкоатлетов позволяет достичь положительных результатов в беге на средние и длинные дистанции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 4. - С. 21.
2. Коробков, A.B. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки / A.B. Коробков // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 4. -С. 26-28.
3. Лигута, В.Ф. Динамика физического состояния курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе / В.Ф. Лигута, К.Ю. Горин, А.С. Рукавишников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 129-134.
4. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших учебных заведений МВД России в условиях сбивающих факторов / А.Г. Карасев, Д.Г. Овечкин, В.С. Мартыненко, А.А. Кудинов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 115— 118.
5. Шестаков, М.П. Высокотехнологические инновации тренировочного процесса в легкой атлетике / М.П. Шестаков // Современный взгляд на подготовку легкоатлетов : материалы международной конференции. - М., 2006. - С. 178-195.
6. Мартыненко, В.С. Динамика развития физических качеств у курсантов-юношей образовательных организаций МВД России на различных семестрах обучения / В.С. Мартыненко, Р.В. Кам-нев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 151-154.
REFERENCES
1. Balsevich, V. (2007), "Prospects of development of the General theory and technology of sports training and physical education (methodological aspect)", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 21.
2. Korobkov, A. (2012), "Correlation of means of General and special physical training in the system of sports training", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 26-28.
3. Liguta, V.F., Gorin K.Yu. and Rukavishnikov, A.S. (2016), "Dynamics of the physical state of cadets and students in the process of education in the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (131), pp. 129-134.
4. Karasev, A., Ovechkin D., Martynenko, V. and Kudinov, A. (2018), "Professional and applied physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia in the conditions of knocking down factors", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166),
pp. 115-118).
5. Shestakov, M. (2006), "High-Tech innovations of the training process in athletics", A Modern Look at Athlete Training: Proceedings of an International Conference, Moscow, pp. 178-195.
6. Martynenko, V. and Kamnev, R. (2018), "Dynamics of development of physical qualities at cadets-young men of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on various semesters of training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 151-154.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2019
УДК 796.015
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ГОЛБОЛ
Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Григорьевна Харьковская, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар; Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследований разработанной программы физического воспитания средствами игры в голбол, которые позволят улучшить физическое состояние и здоровье обучающихся в специализированных учебных заведениях для лиц с отклонением зрения. В отдельных классах в течение 3-х лет проводился мониторинг физической подготовленности, который позволил выявить отличия в развитии физических качеств у обучающихся, которые занимались дополнительно в секциях голбола. По всем показателям у обучающихся прослеживается улучшение отдельных физических качеств, которое происходит благодаря регулярным занятиям голболом. Мы изучали уровень физической подготовки, при этом степень развития физических качеств определялась пределом их двигательных возможностей, а также уровнем их общей физической подготовленности, который сказывается не только на овладении учебными нормативами по предмету физическая культура.
Ключевые слова: физическая культура, физические качества, двигательные возможности, физические упражнения, обучающиеся с депривацией зрения, двигательные способности, физическая нагрузка, регулярные занятия голболом.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.187-192
DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF DISABLED ATHLETES BY VISION BY THE GOALBALL GAME
Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Grigo-ryevna Kharkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar; Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University,
Krasnodar
Abstract
This article presents the results of the studies of the developed program of physical education by means of playing goalball, which will improve the physical condition and health of the students in specialized educational institutions for people with visual impairment. For 3 years, physical fitness was monitored in the separate classes, which made it possible to identify the differences in the development of physical qualities among the students who were additionally involved in the sections of the goalball. According to all indicators, students can observe improvement in the certain physical qualities, which occurs due to regular practice of the goalball. We have studied the level of physical fitness, while the degree of development of physical qualities was determined by the limit of their motor capabilities, as well as the level of their general