http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.132 4539 (Scopus)
34. Iizuka, Toshiaki, Uchida, Gyo. Promoting innovation in small markets: Evidence from the market
Submitted: 05.08.2017 Received: 09.08.2017
for rare and intractable diseases. Zhurnal ekonomiki o zdorov'e [Journal of Health Economics]. 2017, Vol. 54 (Scopus)
Authors information
Zerf Mohammed — PhD, Physical Education Institute Laboratory OPAPS, University of Mostaganem, Mostaganem 27000, Algeria, E-mail: biomeca.zerf@outlook. com
For citations: Zerf Mohammed Significance of Post-Game-Specificity Skills Coaching on Rhythmic Coupling Coordination Case Players Handball Positions, The Russian journal ofphysical education and sport (pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports), 2017, Vol. 12, No.3, pp. 21-29. DOI 10.14526/03_2017_230
DOI 10.14526/03_2017_231
УДК 796.422 ББК 75.711.5
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БЕГА НА 400м КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК 17-20 ЛЕТ
Е.А. Анисимова - кандидат педагогических наук А.Н. Катенков - аспирант Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Е-mail: ld nazarenko@mail. ru
Аннотация. Бег на 400м является одним из наиболее сложных по технике, так как данная дистанция является пограничной между короткими (100 и 200 м) и средней (800м) дистанциями и для сохранения высокой скорости бега требуется скоростная выносливость. Особенностью данной дистанции является ее сравнительная непродолжительность при высоких требованиях к сохранению скоростного режима нервно-мышечной деятельности, что не обеспечивает согласованности в деятельности двигательных и вегетативных функций и связано со сложными механизмами работы центральной нервной системы. Материал. Изучение различных подходов к совершенствованию техники бега на 400 м, представленных в специальной литературе, а также их анализ, позволивший сосредоточить внимание на ведущих структурных компонентах техники бега на данную дистанцию. Методы: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. Совершенствование индивидуальной технической подготовки бегуний возможно при выявлении факторов, определяющих проявление их скоростных качеств, знание которых позволило разработать методику технической подготовки квалифицированных бегуний 17-20 лет в беге на 400 м. В
методике нашли свое отражение различные подходы к организации тренировочного процесса; ведущие факторы, влияющие на быстроту движений, реализация которых позволила осуществить выбор эффективных средств специальной беговой подготовки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств; повышение быстроты двигательных действий, усвоения навыков управления двигательной деятельностью во время преодоления соревновательной дистанции, а также формирование индивидуального рационального ритма беговых шагов. Заключение. Экспериментальная проверка разработанной методики показала ее эффективность, так как способствовала повышению результативности соревновательной деятельности. При разработке методики совершенствования индивидуальной техники бега квалифицированных спортсменок учитывалась необходимость их разностороннего развития, так как специфика дистанции бега на 400 м требует проявления не только высокого уровня двигательно-координационных качеств, но также морально-волевых усилий, что свидетельствует о необходимости постановки специальных задач, направленных на систематическую работу по развитию и совершенствованию данных качеств с учетом специфики их проявления в беге на 400 м. Ключевые слова: бег на 400 м, спортивная подготовка, факторы, педагогический эксперимент, методика.
FACTORS, WHICH INFLUENCE THE EFFECTIVENESS OF 400 METERS RUNNING AMONG QUALIFIED 17-20-YEAR-OLD FEMALE ATHLETES
Elena A. Anisimova - candidate of pedagogics Andrei N. Katenkov - postgraduate Ludmila D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Annotation. 400 meters running is one of the most difficult in technique distances, as it is a boundary distance between short distances (100 and 200 meters) and the average (800 meters) distances and in order to keep high speed of running speed endurance is necessary. The peculiarity of this distance is its relatively short duration in terms of high demands concerning speed regimen preservation of neural-muscular activity. It doesn't provide consistency into the activity of motor and vegetative functions and is connected with difficult mechanisms of central nervous system work. Material. Studying different approaches to the technique of 400 meters running improvement, presented in special literature and also their analysis, which helped to pay attention to the leading structural components of the running technique at this distance. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, filming, statistical data manipulation. Results. Individual technical training improvement among female runners is possible in case of the factors revelation, which condition their speed qualities demonstration, the knowledge of which helped to create the methodology of technical training among qualified 17-20 year-old female athletes in 400 meters running. The methodology included different approaches to the training process organization; the leading factors, which influence quickness of movements, the realization of which helped to choose effective means of special running training, directed at speed-power qualities development; quickness of motor actions increase, mastering the skills of motional activity control during competitive distance overcoming and an individual rational rhythm of running steps formation. Conclusion. Experimental check of created methodology showed its effectiveness, as it provided competitive activity effectiveness increase. During the methodology creation of individual running technique improvement among qualified female athletes the necessity of their many-sided development was taken into
consideration, as the specificity of 400 meters running demands not only high level of motor-coordinating qualities, but also moral-volitional efforts. It proves the necessity to set special goals, directed at a systematic work on these qualities development and improvement, taking into consideration the specificity of their demonstration in 400 meters running. Keywords: 400 meters running, sports training, factors, pedagogical experiment, methodology.
Введение. Высокие результаты в беге на 400 м достигаются под воздействием целенаправленной
мышечной нагрузки за счет выхода организма на новый уровень функционирования. По данным В.У. Аванесова, 2007, проблема улучшения функциональных возможностей решалась преимущественно путем увеличения объема или интенсивности тренировочных нагрузок. Причем если в начале преобладала тенденция к ежегодному возрастанию количества используемых средств в пределах 6-8% за счет разнонаправленных тренажеров, то по мере осознания бесперспективности данного направления спортивной подготовки специалисты пришли к необходимости снижения объемов годовых нагрузок - на 12-15%, при увеличении их интенсивности на 3-5% [8]. В настоящее время превалирует идея увеличения интенсивности тренировочной работы по мере повышения показателей физической и технико-тактической подготовленности спринтеров в пределах 1,5-2,5% в год посредством снижения объема мышечных нагрузок на отдельных этапах годичного цикла от 3,1 до 3,8%. Однако при изменении подхода к использованию основных параметров спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции: объема и интенсивности тренировочных нагрузок, проблема повышения результативности соревновательной деятельности до настоящего времени остается нерешенной.
Целью данной работы явилось теоретическое обоснование
необходимости поиска новых подходов к совершенствованию системы спортивной подготовки бегуний на 400 м.
Задачи: 1. Выявить факторы, влияющие на скорость бега на 400 м.
2. Разработать методику совершенствования технической
подготовки бегунов на 400 м и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.
Материалы. Крупнейшие
международные соревнования в беговых видах легкой атлетики характеризуются новыми спортивными достижениями, однако становится все более очевидным, что рост результатов, появление и обновление рекордов не может быть бесконечными. По данным Р.А. Абзалова, О.И. Павловой, А.Б. Мастрова, 2000, некоторые выдающиеся показатели в спорте обусловлены применением фармакологических препаратов. Однако это тупиковый путь, снижающий значимость постоянного поиска дополнительных резервов повышения эффективности тренировочного процесса
[4].
Спортивная подготовка является сложным и длительным процессом, результативность которого определяется большим количеством разнообразных факторов, педагогических условий и других структурных компонентов, знание которых позволяет открывать
дополнительные резервы для роста спортивного мастерства. По мнению тренера сборной команды КНР, выдающиеся результаты в беге были достигнуты благодаря новому подходу к организации системы спортивной подготовки. Китайские бегуньи значительную часть времени тренируются в горах на высоте 2000-2500 м, используя интенсивные и большие по объему беговые нагрузки, создающие
необходимый запас прочности.
Ежедневный медицинский контроль функционального состояния и
восстановление организма средствами
народной медицины позволяют сохранять оптимальную работоспособность.
Скорость бега, как известно, определяется соотношением длины и частоты беговых шагов. В горной местности при недостатке кислорода необходимая скорость обеспечивается частотой шагов. В спринтерских и стайерских видах дистанций мировые рекорды были установлены путем оптимизации частоты беговых шагов. Это свидетельствует о необходимости выявления новых подходов к системе спортивной подготовки на основе реализации личностно-ориентированного подхода. Как считают Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимова, 2011, 2013, 2015, индивидуальная техника бега обусловлена не только соотношением росто-весовых показателей, особенностями
фенотипического статуса, быстротой реакции, степенью координации двигательных и вегетативных функций, но также спецификой параметров беговых шагов. По данным В.Ф. Попова и др., 2003; Е.А. Анисимовой, 2015 результативность соревновательной деятельности на дистанции 400 м определяется не максимально высоким темпом или большой длиной беговых шагов, но их оптимальным соотношением для каждого спортсмена. Кроме того, по мнению авторов, необходимо сохранять это соотношение от старта до финиша на относительно постоянном уровне, что свидетельствует о большой значимости развития выносливости и факторов, обеспечивающих способность бегуна к выполнению специальных упражнений в зоне субмаксимальной мощности. При утомлении происходит закономерное снижение скорости в связи с уменьшением длины беговых шагов, что указывает на ведущую роль силового фактора, так как именно сила толчка определяет их длину. Характер соотношения частоты и длины беговых шагов определяется
индивидуальными особенностями
спринтеров [6, 9].
При изучении факторов, определяющих скорость бега на 400 м, были получены данные, показавшие, что лучших результатов добиваются атлеты с относительно высокой частотой и меньшей длиной шага [10]. Однако произвольно изменить соотношение данных параметров спортсмены не могут. Это свидетельствует о значительной сложности структурного содержания скорости, которая фактически является функцией всего организма. Анализ скорости бега на 400 м позволил выявить основные факторы,
определяющие результативность
соревновательной деятельности:
относительные показатели силы мышц-разгибателей нижних конечностей и туловища, влияющих на длину беговых шагов, а также относительная сила мышц-сгибателей, обусловливающих темп движений. Следовательно, ведущими факторами совершенствования техники бега на 400 м являются:
- обеспечение оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки;
- учет соотношения длины и частоты беговых шагов для увеличения скорости бега;
- сформированность индивидуального двигательного ритма;
- создание педагогических условий, влияющих на результативность соревновательной деятельности и др.
В ходе тренировочного процесса для совершенствования техники беговых шагов необходимо многократное выполнение подготовительных и подводящих физических упражнений. Это способствует не только улучшению основных параметров техники бега: улучшению скорости отталкивания от опоры, повышению прямолинейности беговых шагов; снижению амплитуды колебательных движений тела в передне-заднем и боковом направлении и др., но и приросту показателей быстроты двигательных действий. Благодаря использованию целенаправленных
беговых заданий осуществляется прирост
показателей скоростно-силовых качеств. По мере выполнения одной и той же тренировочной нагрузки создаются условия для адаптации организма к используемым упражнениям, что требует поиска их новых вариантов и условий выполнения. Все это обусловливает закономерное увеличение объема тренировочной нагрузки [7, 8].
Прирост показателей быстроты обусловлен изменением скоростных режимов мышечной деятельности. Постоянная смена мышечного напряжения и расслабления при выполнении ускорений, требующих максимального проявления скоростных качеств, должна чередоваться с расслаблением работающих мышц. Увеличение объема тренировочной нагрузки обусловливает более быстрое наступление утомления, препятствующего развитию скоростных качеств, в связи с этим поиск оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки является одной из наиболее сложных проблем совершенствования технической подготовленности бегунов на 400 м.
Спортивное мастерство в значительной мере определяется способностью к управлению
двигательными действиями в процессе соревновательной деятельности.
Управление беговыми шагами при преодолении дистанции 400 м имеет свою специфику. Максимальное проявление нервно-мышечных усилий существенно ограничивает возможность контроля своих действий; восприятия, оценки и переработки информации, поступающей от внешних и внутренних раздражителей.
В данной ситуации важно определить объективные критерии оценки эффективности выполняемых
двигательных действий, обусловливающих величину скорости преодоления соревновательной дистанции. В.Ф. Попов и др., 2003, предлагают в качестве такого критерия использовать информацию о количестве беговых шагов; определив число шагов, можно вычислить длину
бегового шага и в ходе тренировочных занятий экспериментальным путем установить индивидуально-оптимальное соотношение длины и частоты беговых шагов с учетом уровня физической и специальной беговой подготовленности спортсмена.
Более рационально осуществлять подсчет беговых шагов под одну, более сильную ногу. Формирование навыка подсчета беговых шагов предусматривает их определение во всех специальных беговых упражнениях и ускорениях на отрезки: 30, 60, 100, 150 и 200 м. Это способствует улучшению самоконтроля в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности, а также для определения оптимального
соотношения длины и частоты беговых шагов. В первые недели тренировочного процесса развивается значительное нервно-мышечное напряжение, появляется скованность двигательных действий, однако по мере повышения тренированности улучшается
перцептивная чувствительность и создаются благоприятные условия для формирования рационального
двигательного ритма. Проявление оптимального ритма как значимого фактора роста спортивных результатов свидетельствует об экономичности двигательной деятельности; появлении легкости и свободы движений.
Деятельность центральной
нервной системы по регуляции физиологических процессов под воздействием целенаправленной нагрузки основана на механизме формирования ритма как важного фактора образования доминантного очага и динамического стереотипа. Особенностью бега на 400 м является необходимость сохранения максимально высокой скорости в течение сравнительно продолжительного времени по сравнению с короткими дистанциями, когда двигательные и вегетативные функции не успевают достичь своей согласованности [5]. Высокий скоростной режим поддерживается за счет мощного
потока импульсов от работающих в предельном темпе мышц и сухожилий. Афферентный и эфферентный отделы центральной нервной системы работают с максимальным напряжением, что обусловливает быстрое утомление. В результате резко снижается
работоспособность нервной системы вследствие измененного химического состава крови. Для преодоления развивающегося утомления спортсмену требуются значительные волевые усилия. Существенная роль в сохранении скорости принадлежит рациональному
двигательному ритму, обеспечивающему экономичность беговых шагов.
Следовательно, ведущими факторами, влияющими на скорость бега, являются: обеспечение оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки; учет соотношения длины и частоты беговых шагов для увеличения скорости бега; сформированность индивидуального двигательного ритма.
Результаты и их обсуждение. Для проверки значимости данных факторов в повышении результативности соревновательной деятельности бегунов на 400 м был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 22 бегуньи 17-20 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 15 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня физической и специальной беговой подготовленности. Для оценки показателей физической подготовленности применялись
следующие контрольные упражнения: бег на 30 м (с) с высокого старта; бег на 60 м (с) с высокого старта; бег на 1000 м (мин); прыжок в длину с места (см); толкание ядра весом 3 кг (м). Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности бегуний КГ и ЭГ, (р>0,05).
Исходные показатели специальной беговой подготовленности определялись по результатам бега с высокого старта на дистанциях 100, 150, 300 и 600 м (с). Анализ полученных данных также не выявил существенных различий по уровню специальной беговой подготовленности спортсменок КГ и ЭГ, (р>0,05).
В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной федерацией легкой атлетики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика
совершенствования технической
подготовленности бегуний с учетом выявленных подходов к повышению эффективности системы спортивной подготовки бегунов на 400 м, а также факторов, влияющих на результативность соревновательной деятельности. В ЭГ использовался комплекс специальных средств, направленных в основном, на повышение частоты и скорости беговых шагов. На тренировочных занятиях большое внимание уделялось развитию скоростно-силовых качеств, при максимальной реализации личностно-ориентированного подхода с учетом соотношения росто-весовых показателей длины нижних конечностей, уровня подготовленности. В содержание методики входили следующие беговые упражнения: ускорения, бег с высокого старта на отрезки 30, 60, 100, 150, 200 и 300 м в различных условиях тренировочной деятельности: в гору под наклоном от 10 до 30°; с горы, бег по песку, по траве, по земляному покрытию, с использованием утяжеленного пояса и утяжеленных кроссовок; серия прыжков - поочередно на правой и левой ноге на скорость; тройной прыжок, пятерной, десятикратный в различных вариантах сочетаний со специальными беговыми упражнения; бег за лидером; бег с волнообразным изменением скорости (30 м ускорения, 30 м с максимальной скоростью, 30 м бег со скоростью 75% от максимальной).
Широко использовались
соревновательные и игровые моменты на скорость выполнения беговых заданий. Большое внимание уделялось
формированию навыков подсчета количества беговых шагов на пробегаемых отрезках. Среди методов спортивной тренировки значительное место занимали: метод круговой тренировки, повторный, интервальный, равномерный,
комбинированный, вариативный и др.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и специальной беговой подготовленности спортсменок с использованием тех же тестов. Анализ полученных результатов показал, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако у бегуний ЭГ результаты оказались существенно выше. Так, в беге на 30 м с высокого старта в КГ при исходных данных 4,41±0,31 с показатели возросли на 3,44%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 4,39±0,11 с прирост составил 4,69%, (р>0,05). В беге на 60 м (с) с высокого старта в КГ при исходных показателях 7,83±0.55 с к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились на 1,83%, (р>0,05); в ЭГ. соответственно. при исходных результатах 7,86±0,52 с прирост составил 3,89%, (р>0,05). В беге на 1000 м (мин) при исходных данных в КГ 3,21,2±0,22 мин к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились на 1,33%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходном уровне 3,21,7±0,20 м прирост результатов составил 4,14%, (р>0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в экспериментальной группе была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Анализ результатов специальной беговой подготовленности бегуний КГ и ЭГ свидетельствует о том, что изменение показателей в процессе проведения педагогического эксперимента
происходило неравномерно. В беге на 100 м (с) с высокого старта в КГ при исходных
показателях 12,31±0,11 с к завершению педагогического эксперимента улучшение произошло на 3,11%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 12,29±0,45 с прирост результатов составил 5,19%, (р>0,05). В беге на 150 м с высокого старта при исходных данных в КГ 18,53±0,55 с к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 1,79% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 18,59±0,68 с прирост составил 3,59% (р>0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения результатов в
экспериментальной группе была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволили выявить значимость изучения различных подходов к совершенствованию техники бега на 400 м, среди которых ведущими являются: исследование оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки; выявление роли длины и частоты беговых шагов; увеличение скорости бега; установление факторов, влияющих на результативность соревновательной
деятельности. Ведущими факторами, влияющими на скорость бега, являются: обеспечение оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки; учет соотношения длины и частоты беговых шагов для увеличения скорости бега; сформированность индивидуального двигательного ритма. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность методики совершенствования техники бега на 400 м, разработанной на основе выявленных подходов к совершенствованию процесса технической подготовки, а также факторов, влияющих на скорость движений.
Литература
1. Абзалов, Р. А. Тупики и перспективы развития методов спортивной подготовки в циклических видах легкой атлетики / Р. А. Абзалов, О. Н. Павлова, А. В. Мастров // Теория и практика физической культуры, 2000. - № 11. - С. 23-26.
2. Аванесов, В. У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге
на короткие дистанции / В. У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - № 12. - 2007. - С. 38-41.
3. Анисимова, Е. А. Параметры, влияющие на характер взаимодействия с опорой у бегунов на средние дистанции / Е. А. Анисимова // Спортивное наследие Универсиады-2013 : материалы Международной научно-практической конференции. - Казань, 2010. - С. 183-185.
4. Анисимова, Е. А. Методика контроля параметров движений верхних конечностей в беге на короткие и средние дистанции / Е. А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 27. - №2 (27). - С. 7-11. (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny.net/joшr-
ш1).
5. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс].
://www/kamgifk. chelny.net/ ошта!
6. Кузнецова, З.М. Спорт индейцев доколумбовой Месоамерики / З.М. Кузнецова, А.А. Мустакимова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012 -Том 7. - № 3. - С. 74-80. Режим доступа: http://www.joшrnal-science.org/rш/magazine/27.html.
7. Мугаллимова, Н.Н. Особенности первичной профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Мугаллимова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Том 7. - № 3. - С. 8995. Режим доступа: : http://www.joшmal-science.org/ru/magazine/27.html.
8. Назаренко, Л. Д. Формирование рационального двигательного ритма у бегуний на средние дистанции / Л. Д. Назаренко, А. В. Чернышева, Л. И. Костюнина. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 96 с.
9. Назаренко, Л. Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров : учебно-методическое пособие / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова, М. А. Козловский. - Ульяновск, 2011. - 107 с.
10. Назаренко, Л. Д. Воспитание в спорте / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова // Теория и практика физической культуры и спорта. - М., 2015. - 80 с. Тираж 500
11. Суслов, Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов, В. Л. Сыч, Б. Н. Шустин. - М. : изд-во СААМ, 1985. - 448 с.
12. Попов, В. Ф. Основные параметры беговых шагов на дистанции 400 м / В. Ф. Попов, В. В. Михайлов, В. Б. Сергиенко // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 9. - С. 15-17.
13. Примаков, Ю. Н. Факторы, определяющие скорость бега на 400 м / Ю. Н. Примаков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С. 71-73.
14. Jose Antonio Carbonell-Martinez, Jose Manuel Jimenes-Olmedo. Time-motion analysis in professional championships of Valencian handball. Zhurnal fizicheskogo obrazovaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 550 - 555, DOI:10.7752/jpes.2017.02083 (Scopus)
15. Graham N. Dixon. Making Vaccine Messaging Stick: Perceived Causal Instability as a Barrier to Effective Vaccine Messaging. Zhurnal zdorov'ya [Journal of Health communication]. 2017, pp. 1-7, http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1337832 (Scopus)
References
1. Abzalov R. A., Pavlova O.N., Mastrov A.V. Dead ends and prospects of sports training methodologies development in cyclic kinds of track-and -field. Teroiya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2000, No. 11, pp. 23-26. (in Russian).
2. Avanesov, V. U. Problems and the ways of special working capacity increase in sprint. Teroiya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2007, No. 12, pp. 38-41. (in Russian).
3. Anisimova E. A. Parameters, which influence the character of interaction with the support among average distance runners. Sportivnoe nasledie Universiady - 2013: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Sports heritage of Universiade -2013 : materials of the International scientific-practical conference]. 2010, pp. 183-185. (in Russian).
4. Anisimova E. A. Methodology of movements parameters control of the upper extremities in sprint and average distance running. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2013, Vol. 27, No. 2 (27), pp. 7-11. (Access mode: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal).
5. Kuznetsova Z. M., Simakov Yu.P. The Olympic tradition revival. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2009, No. 10, http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal
6. Kuznetsova Z. M., Mustakimova A. A., Simakov, Yu. p. Sports the Indians of pre-Columbian Mesoamerica. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2012, No. 3(24), pp. 74-80. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/27.html.
7. Mugalimova N. N., Kuznetsova Z. M. features of primary drug prevention by means of physical culture and sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2012, No. 3(24), pp. 89-95. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/27.html.
8. Nazarenko L. D., Chernyshova A.V., Kostyunina L.I. Formirovanie racional'nogo dvigatel'nogo ritma u zhenchin srednego rasstoyaniya begunov [Rational motional rhythm formation among female average distance runners]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University, 2011, 96 p. (in Russian). Nazarenko L. D., Anisimova E.A., Kozlovskiy M.A. Racional'naya organizaciya vzaimodejstviya podderzhki na disstancii 400 m credi zhenchin begunov [Rational interaction organization with the support among 400 meters female runners]. Ulyanovsk, 2011, 107 p. (in Russian).
9. Nazarenko L. D., Anisimova E.A. Upbringing in sport. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury I sporta [Theory and practice of physical culture and sport]. 2015, 80 p. (in Russian).
10. Suslov F. P., Sych V.L., Shustin B.N. Sovremennaya Sistema sportvnoj podgotovki [Modern
Подано: 23.06.2017 Принято: 26.06.2017
system of sports training]. Moscow, publishing house CAAM, 1985, 448 p. (in Russian).
11. Popov V. F., Mikhaylov V.V., Sergienko V.B. The main parameters of the running steps at 400 meters distance. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2003, No. 9, pp. 15-17. (in Russian).
12. Primakov Y. N. Factors, which determine the speed of running at 400 meters distance. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2001, No. 3, pp. 71-73. (in Russian).
13. Jose Antonio Carbonell-Martinez, Jose Manuel Jimenes-Olmedo. Time-motion analysis in professional championships of Valencian handball. Zhurnal fizicheskogo obrazovaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 550 - 555, DOI:10.7752/jpes.2017.02083 (Scopus)
14. Graham N. Dixon. Making Vaccine Messaging Stick: Perceived Causal Instability as a Barrier to Effective Vaccine Messaging. Zhurnal zdorov'ya [Journal of Health communication]. 2017, pp. 1-7, http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1337832 (Scopus)
Анисимова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, Е-mail: ld_nazarenko@mail. Ru Катенков Андрей Николаевич - аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Анисимова Е.А., Катенков А.Н., Назаренко Л.Д. Факторы, влияющие на результативность бега на 400 м квалифицированных спортсменок 17-20 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 29-37. DOI 10.14526/03 2017 231
DOI 10.14526/03_2017_232 УДК 796.01:612:796.8
ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ
Н.А. Гранкин - старший преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Ул. Л.Толстого, д. 1, (10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001