УДК 796 Б01 10.14526/01_1111_56
ББК 75. 1
УПРАВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ МАХОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПРИНТЕРОВ
Катенков А.Н. - аспирант, Анисимова Е.А. - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова», Ульяновск Россия
QUALIFIED SPRINTERS' UPPER EXTREMITIES SWING MOVEMENTS
CONTROL AND CORRECTION
Katenkov A.N. - post-graduate, Anisimova E.A. - candidate of pedagogics, associate professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov"
Ulyanovsk Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: бег, короткие дистанции, повышение скорости, методика, педагогический эксперимент.
Аннотация. Высоких результатов в беге на короткие дистанции добиваются спортсмены с оптимальными параметрами беговых шагов: прямолинейностью бега, рациональным взаимодействием с опорой, с меньшими колебаниями головы и тела в передне-заднем и боковом направлении, а также оптимальной амплитудой маховых движений рук и согласованностью двигательных действий верхних и нижних конечностей при соответствующих показателях развития двигательно-координационных качеств.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных.
Результаты и их обсуждение. Анализ научной и научно-методической литературы свидетельствует о том, что бег на спринтерские дистанции требует максимальной концентрации нервно-мышечных усилий; высокая скорость бега не позволяет контролировать и корректировать технику бега, выполнять указания тренера по изменению характера ведущих параметров беговых шагов. В данной статье авторы предлагают специальное техническое устройство для управления и коррекции маховых движений верхних и нижних конечностей квалифицированных спринтеров. Устройство имеет оригинальную конструкцию, доступную для использования в тренировочном процессе, является надежным информативным средством, обеспечивающим бегуна на короткие дистанции срочной информацией о расположении верхних конечностей в пространстве и времени, степени согласованности двигательных действий верхних и нижних конечностей.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что данное техническое устройство имеет простую конструкцию, отличается легкостью в изготовлении, не искажает технику беговых шагов; вес его незначителен, он доступен в
использовании, обеспечивает спортсмена срочной, объективной информацией о величине амплитуды маховых движений верхних конечностей. Его использование позволяет бегунам своевременно корректировать величину маховых движений рук, добиваться оптимальной согласованности двигательных действий верхних и нижних конечностей - одного из важных условий совершенствования техники бега спринтера на соревновательной дистанции.
Keywords: running, short distances, speed increase, methodology, pedagogical experiment.
Annotation. High results in sprint can be achieved by the sportsmen with optimal parameters of running steps: linearity of running, a rational interaction with the support, with lesser oscillations of head and body in front-back and side directions, an optimal amplitude of arms swing and motional actions coordination of the upper and lower extremities with the corresponding development indices of motional-coordinating qualities.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, filming, statistical data manipulation.
Results and their discussion. Scientific and scientific-methodical literature analysis shows that sprint demands maximum concentration of nervous-muscular efforts; high speed of running doesn't allow to control and correct the running technique, to fulfill the directions of a trainer concerning the character of the leading parameters of the running steps. In this article the authors offer a special technical device for qualified sprinters' upper and lower extremities swing movements control and correction. The device has an original construction, available for use in a training process, and is a reliable informative means, which gives sprinter urgent information about the position of the upper extremities in space and time, the degree of motional actions coordination of the upper and lower extremities.
Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that this technical device has a simple construction, is easy to make, doesn't distort the technique of the running steps; its weight is not great, it is easy to use, it gives sprinter urgent, objective information about the amplitude of swing movements of the upper extremities. Its use gives sprinters an opportunity to correct timely the volume of arms swing, achieve a maximum coordination between motional actions of the upper and lower extremities - one of the most important conditions for a sprinter's running technique improvement at a competitive distance.
Актуальность. Спринтерский бег имеет сложную технику, усвоение которой является одним из условий улучшения скорости прохождения соревновательной дистанции. Это обусловливает его высокую зрелищность и массовость среди других беговых видов легкой атлетики. Перед специалистами стоит задача выявления новых способов и неиспользованных резервов увеличения скорости бега на короткие дистанции. Это актуализирует осуществление
мониторинга техники бега ведущих спортсменов с целью выявления типичных ошибок и анализа идей, взглядов и подходов тренеров к их исправлению.
Анализ научной и научно-методической литературы свидетельствует о том, что многие специалисты сосредоточивают основное внимание на
развитии мышечной силы нижних конечностей, начиная от подошвенных мышц до голени и бедра [5, 6, 10, 13, 14]. Перспективы увеличения скорости бега квалифицированных спринтеров
специалисты; В.Д. Кряжев, 1998, 2002; О Б. Немцев, 2008; Е.А. Анисимова, 2013и др. видят в совершенствовании процесса взаимодействия бегуна с опорой. Е.А. Анисимовой, 2013, 2014, разработан ряд технических устройств, позволяющих управлять основными параметрами беговых шагов на спринтерских дистанциях [1-4, 11]. Это позволило определить основные тенденции дальнейшего совершенствования техники беговых шагов на дистанциях 100 и 200 м.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости
совершенствования техники бега на короткие дистанции.
Задачи:
1. Выявить основные параметры беговых шагов квалифицированных спринтеров, влияющих на скорость бега.
2. Разработать методику контроля и коррекции движений верхних конечностей и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. Скорость бега на короткие дистанции обусловлена сложными нейрофизиологическими и биохимическими процессами, общими закономерностями функционирования организма под воздействием
специфической тренировочной и соревновательной нагрузки. Большое значение имеют также навыки рациональной организации состязательной деятельности, определяющие способность спринтера к оптимальному распределению нервно-мышечных усилий на дистанции; определению индивидуально-идеального соотношения длины и частоты беговых шагов; своевременному реагированию на стартовый сигнал и т.д.
Исследования В.Д. Кряжева, 1998, 2002; ВН. Власова, 2007; Е.А. Анисимовой, 2013; Л.Д. Назаренко и др., 2011 позволили получить данные, свидетельствующие о том, что скорость спринтера обусловлена деятельностью периферического двигательного аппарата с его сложной многозвенной
кинематической системой, работа которой определяется центральными механизмами управления движениями, расположенными на различных уровнях центральной нервной системы и составляющих иерархическую систему управления. В состав центральных механизмов, кроме двигательных центров, входят
вегетативные, обеспечивающие
соответствие характера вегетативных процессов скорости беговых шагов, а также сенсорные центры,
контролирующие движения спортсмена на соревновательной дистанции [9, 10, 11]. Все это подтверждает, что повышение скорости беговых шагов спринтера
является функцией всего организма. Из этого концептуального положения следует исходить при совершенствовании техники беговых шагов, являющейся высоко динамичной системой. По мере тренированности организма происходит закономерное увеличение показателей мышечной силы, быстроты, общей и специальной выносливости, ловкости и других качественных сторон двигательной деятельности, что оказывает существенное влияние на индивидуальную технику беговых шагов, требующую
своевременной коррекции [1-4, 11].
Техника бега на короткие дистанции определяется также такими параметрами беговых шагов:
- прямолинейностью, определяемой постановкой стоп на беговую дорожку;
- величиной колебательных движений головы и тела в передне-заднем и боковом направлениях;
- расположением частей и звеньев тела в пространстве и времени и др.
Анализ научной и научно-методической литературы, опыта собственной тренировочной и
соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции, мониторинг техники бега сильнейших спринтеров показали, что одной из важных характеристик бегового шага является согласованность движений верхних и нижних конечностей. Опрос квалифицированных тренеров с большим стажем педагогической деятельности свидетельствует о том, что спринтеры недостаточно контролируют амплитуду маховых движений рук.
Оптимальная согласованность движений верхних и нижних конечностей предусматривает величину амплитуды взмаха рук до уровня ниже горизонтали на 15-20 см в зависимости от росто-весовых показателей спортсменов. Однако мониторинг данного параметра в процессе соревновательной деятельности
квалифицированных спортсменов показал, что амплитуда маховых движений рук у одних бегунов выше, чем у других. Это не способствует рациональному
использованию развиваемой мощности движений.
Результаты и их обсуждение.
Нами разработано специальное устройство, позволяющее контролировать оптимальную амплитуду маховых движений рук (рисунок 1).
Устройство представляет собой пояс, который бегун надевает перед выполнением серии беговых упражнений и ускорений. К поясу со стороны спины крепятся два рычага, изготовленные из жесткой проволоки сечением 0,5 см, хорошо сохраняющей заданную форму. Верхняя часть рычага располагается на плече. Рычаг изготовлен из двух параллельно расположенных отрезках проволоки на расстоянии 20-25 см. Передняя часть рычага имеет длину, соответствующую длине руки, постепенно снижается вперед-вниз до уровня 15 см
ниже горизонтали, и два параллельных отрезка проволоки каждого рычага, постепенно расширяясь, заканчиваются площадкой овальной формы, имеющей ширину 15-18 см, длину 20-25см. На овальную площадку каждого рычага крепится сетка, ячейки которой имеют размер 1х1 см. Сетка слегка провисает вниз, в ней находится теннисный шарик, покрытый мелкой сеткой (ячейки 0,5х0,5 см). К сетке, покрывающей теннисный шарик, крепится шнур длиной 15-20 см, второй конец которого закреплен у основания овальной площадки. Спортсмен во время бега делает взмах рукой такой амплитуды, чтобы выбить шарик из овальной сетки. В момент соприкосновения кисти руки с шариком бегун получает срочную информацию о силе взмаха рукой и величине амплитуды.
Рисунок 1. Устройство для управления и коррекции маховых движений верхних конечностей квалифицированных спринтеров
Условные обозначения:
1 - пояс; 2 - рычаг с овальным ободом; 3 - сетка; 4 - шарик для настольного тенниса, покрытый мелкой сеткой; 5 - эластичная тесьма; 6 - пружины
Данное устройство позволяет формировать навыки контроля величины развиваемых мышечных усилий, необходимых для оптимальной амплитуды
маховых движений рук. Выбивая теннисный шарик из сетки устройства, бегун получает объективную информацию о величине развиваемых усилий; при
отсутствии касания шарика кистью руки он остается на месте, что свидетельствует о недостаточной амплитуде взмаха рукой. При выполнении специальных беговых упражнений: захлестом голени,
прыжкообразного бега и др., характер маховых движений верхних конечностей меняется, что также отражается на движениях теннисного шарика: он может при сильном взмахе рукой резко и высоко отлетать от сетки; при слабом маховом движении рук шарик поднимается над сеткой на незначительную высоту.
Для проверки эффективности использования разработанного нами технического устройства, позволяющего контролировать и корректировать величину развиваемых мышечных усилий при взмахе руками во время бега на короткие дистанции, был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие квалифицированные спринтеры 17-21 года 1-го разряда и КМС в количестве 24 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 спортсменов.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня беговой
подготовленности. Использовались
следующие контрольные упражнения: бег на 100 м (с); на 150 м (с); на 200 м (с). Кроме того, определялась величина амплитуды взмаха руками с применением разработанного нами устройства: выявлялось количество касаний кистью сетки устройства.
Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по показателям беговой подготовленности спринтеров КГ и ЭГ (р>0,05), а также по величине амплитуды маховых движений верхними конечностями (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной РФ легкой атлетики. В ЭГ использовалось устройство для управления и коррекции маховых
движений верхних конечностей квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Устройство использовалось на каждом тренировочном занятии при выполнении специальных беговых упражнений, ускорений на короткие дистанции, в беге на соревновательные дистанции.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей беговой подготовленности и амплитуды маховых движений верхних конечностей, их согласованности с движениями нижних конечностей. Результаты исследований показали, что улучшение произошло в обеих группах, однако в ЭГ результаты оказались более значимыми. Так, при исходных данных в беге на 100 м в КГ 11,14±0,13 с к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли и составили 11,23±042 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 11,35±0,44 с к завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились и составили 10,81±0,19 с, (р>0,05). В КГ при исходных данных в беге на 200 м 23,49±1,08 с к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 23,08±0,08 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 23,38±0,15 с к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 22,78±0,61 с (р<0,05).
Величина амплитуды маховых движений рук также увеличилась у спринтеров КГ и ЭГ. В КГ при исходных данных амплитуды маховых движений рук 32,0±1,25 см ниже горизонтали после окончания педагогического эксперимента данные улучшились и составили 29,1±1,21 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 31,2±0,95 см к завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились и составили 17,3± 0,58 см (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что использование
разработанного нами устройства для управления и коррекции маховых движений верхних конечностей
квалифицированных спринтеров позволяет формировать устойчивые навыки рациональной амплитуды маховых движений рук во время бега на соревновательной дистанции; увеличивать согласованность двигательных действий верхних и нижних конечностей, что позволило улучшить скорость бега квалифицированных спринтеров.
Литература
1. Анисимова, Е. А. Методика контроля параметров движений верхних конечностей в беге на короткие и средние дистанции / Е. А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 27. - №2 (27). - С. 7-11. (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk.chelny .net/journal).
2. Анисимова, Е. А. Методические подходы к совершенствованию спортивной подготовки квалифицированных бегуний на короткие дистанции / Е. А. Анисимова // Теория и практика физической культуры: тренер : журнал в журнале. - 2013. - №3. - С. 66-68.
3. Анисимова, Е. А. Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции / Е. А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 28. - №3 (28). - С. 24-27. (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk.chelny .net/journal).
4. Анисимова, Е. А. Совершенствование техники бега на короткие дистанции / Е. А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 30. - №1 (30). - С. 14-19. (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk.chelny .net/journal).
5. Власов, В. Н. Инновационные технологии: Методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском беге / В. Н. Власов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №9. - С. 16-18.
6. Майский А. Секреты спринтерского бега / А. Майский // Легкая атлетика. - 2007. - №45. - С. 22-25.
7. Кряжев, В. Д. Биомеханический анализ техники бега сильнейших спортсменов мира / В. Д. Кряжев, Г. И. Попов, В. М. Скуднов, Л. И. Безрукова // Теория и практика физической культуры. - 1988. -№10. - С. 30-32.
8. Кряжев, В. Д. Совершенствование беговых движений / В. Д. Кряжев. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. - 191 с.
9. Назаренко, Л. Д. Физиология физического воспитания и спорта / Л. Д. Назаренко. - Ульяновск, 2000. - 144 с.
10. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с. : ил.
11. Назаренко, Л. Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров : учебно-методическое пособие / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова, М. А. Козловский. -Ульяновск, 2011. - 107 с.
12. Немцев, О. Б. Биомеханические особенности взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге по прямой / О. Б. Немцев, Е. А. Доронина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2008. - № 6. - С. 8094.
13. Павлова, О. Д. Современная тренировка юных легкоатлетов / О. Д. Павлова, О. И. Павлова. - М. : Изд. Теория и практика физической культуры, 2004. - 160 с.
14. Таранов, В. Ф. Становление и совершенствование спортивного мастерства в беге на 100 м с барьерами / В. Ф. Таранов, В. В. Чемов. -Волгоград : ВГПИ, 2007. - 232 с.
References
1. Anisimova E. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 2 (27), pp. 7-11. http ://www/kamgifk.chelnv.net/ioumal.
2. Anisimova E. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury: trener, 2013, No.3, pp. 66-68.
3. Anisimova E. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No.3 (28), pp. 2427. http://www/kamgifk.chelnv.net/journal.
4. Anisimova E. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 1 (30), pp. 1419. http://www/kamgifk.chelny.net/iournal.
5. Vlasov V. N. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No. 9, pp. 16-18.
6. Mayskiy A. Legkaya atletika, 2007, No. 4-5, pp. 22-25.
7. Kryazhev V. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1988, No. 10, pp. 30-32.
8. Kryazhev V. D. Sovershenstvovanie begovykh dvizhenii [Running movements development], Moscow : All-Russian Scientific-Research Institute of Physical Culture publishing house, 2002, 191 p.
9. Nazarenko L. D. Fiziologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Physiology of physical upbringing and sport], Ulyanovsk, 2000, 144 p.
10. Nazarenko L. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2003, 258 p.
11. Nazarenko L. D. Formirovanie ratsional'nogo vzaimodeistviya s oporoi begunii na 400 metrov [A rational interaction with the support organization among female runners at 400 meters distance], Ulyanovsk, 2011, 107 p.
12. Nemtsev O. B. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei, 2008, No. 6, pp. 80-94.
13. Pavlova O. D. Sovremennaya trenirovka yunykh legkoatletov [A modern training of young athletes], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2004, 160 p.
14. Taranov V. F. Stanovlenie i sovershenstvovanie sportivnogo masterstva v bege na
100 m s bar'erami [Sportsmanship formation and development in 100 meters running with hurdles], Volgograd : Volgograd State Pedagogical Institute , 2007, 232 p.
Статья поступила в редакцию: 28.10.2015 г.