pp. 155-159.
2. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2016), "Features of lifestyle and health parameters of female students-artists", Kazan Pedagogical Journal, No. 2-2(115), pp. 284-291.
3. Ilkevich, T.G. (2018), "A model of sports and health-improving activities of female students and artists on campus", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 121-166.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2020
УДК 796.011.3
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИИ
Ризван Абдуллаевич Исаев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России
Аннотация
В настоящей статье раскрывается значение материально-технической базы образовательных организаций системы МВД РФ в совершенствовании процесса обучения курсантов и слушателей по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Автором выявлены основные технические средства обучения, а также вспомогательные, которые позволят интенсифицировать процесс обучения, а также сократить время на обучение основным двигательным действиям, в том числе навыкам боевых приемов борьбы курсантов слушателей образовательных организаций МВД России. Охарактеризованные в работе подходы организации процесса обучения с использованием технических средств обучения позволят более эффективно осуществлять подготовку обучающихся, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективно осуществлять оперативно-служебные задачи, связанные с применением физической силы и специальных средств.
Ключевые слова: обучение курсантов и слушателей, профессионально-прикладная физическая подготовка, технические средства обучения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p132-136
TECHNICAL TRAINING TOOLS FOR PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Rizvan Abdullaevich Isaev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
This article reveals the importance of the material and technical base of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in improving the process of training cadets and students in the discipline "Professional and applied physical training". The author identifies the main technical means of training, as well as auxiliary ones that will intensify the learning process, as well as reduce the time for training the basic motor actions, including the skills of fighting techniques for the cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. Characterized approaches for the organization of the learning process with the use of technical learning tools will better prepare the students and it contributes most effectively to carrying out the operational tasks associated with the use of physical force and special means.
Keywords: training of cadets and students, professional and applied physical training, technical means of training.
ВВЕДЕНИЕ
Правоохранительная деятельность в Российской Федерации представляет собой разновидность профессиональной деятельности, характеризующейся особой сложностью и экстремальностью. Сотрудники органов внутренних дел вынуждены осуществлять несение трудовых обязанностей в условиях повышенной физической и психологической нагрузки. Физическая подготовка позволяет повысить уровень профессионализма сотрудников, сформировать «здоровые» во всех смыслах профессиональные кадры для эффективного достижения целей выполняемой ими деятельности, среди которых - охрана и защита прав, свобод и интересов граждан, противостояние преступности, обеспечение безопасности общества и государства. Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России должны обладать определенными навыками, проходить обучение по специально разработанной программе, включающей в себя обучение стрельбе, борьбе, самозащите, тактике и т.п. Система физической подготовки требует развития профессионально важных физических качеств. Для эффективного осуществления образовательного процесса, образовательные организации МВД РФ должны обладать соответствующей материально-технической базой. Технические средства позволяют обеспечить всестороннее и комплексное обучение курсантов образовательных организаций МВД, поскольку предназначены для отработки и развития новых навыков, преодоления как физических, так и психических барьеров, улучшения силовых и волевых качеств, которые неотъемлемы при физической подготовке, тренировке мышечной системы [1, 2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Техническая и тактическая подготовка обучающихся улучшает выносливость, совершенствует умения и мастерство курсантов. База, как правило, представлена в виде совокупности зданий, сооружений, а также учебно-тренажерных комплексов, предназначенных для обучения тому или иному навыку. Инфраструктура включает в себя спортивный городок, спортивные стадионы и уголки, футбольные поля, учебные полигоны, криминалистические лаборатории, бассейны, игровые залы, залы для занятий борьбой и иными видами единоборств, стандартные и специальные полосы препятствий, тренажеры, инвентарь. Все указанные объекты должны быть приспособлены для обучения курсантов и слушателей. Наличие технических средств позволяет осуществить эффективную подготовку будущих сотрудников правоохранительной системы. Так, например, занятия, которые проводятся в игровых залах, позволяют сформировать физические качества личности через игровой процесс, а занятия в залах для единоборств - отработать специальные навыки при применении техники борьбы.
Техническая обеспеченность включает в себя спортивные сооружения как открытого и закрытого типов. К первым относятся спортивные городки, на которых должно быть расположено спортивное ядро определенного диаметра с беговыми дорожками по кругу, длина которых от 200 до 400 м. Полосы препятствий также относятся к открытым сооружениям.
Обучение гимнастике и атлетической подготовке курсантов и слушателей должны осуществляться на специально подготовленных гимнастических площадках, в комплексно оборудованных помещениях или местности. Для проведения физических упражнений курсантам должны быть предоставлены брусья, перекладины, спортивные стенки, батуты, многопролетные снаряды, канаты, кольца, гимнастические колеса и кони, опоры, наклонные доски, лестницы, бревна, спортивные маты.
Для отработки преодоления препятствий курсантами и слушателями используются заборы и стены высотой от 3 до 6 метров. Специальные изделия «Кошка», сетки, колючие проволоки, веревки используются для отработки навыков незаметного переползания. Наклонная лестница и рукоход позволяют развить физическую силу, контроль над собственными движениями, координацию.
Спортивный инвентарь как техническое средство бывает нескольких разновидностей: индивидуальный и групповой.
Спортивный инвентарь включает в себя мячи для игры в футбол, регби, волейбол, баскетбол, гандбол; инвентарь для игры в бадминтон; имитационные метательные гранаты; скакалки; канаты; лыжи; обручи. Штанги, гири, спортивные блины, гантели, меди-цинбол относятся к тяжестям, используемым для укрепления мышечной массы. Перечисленные виды могут быть использованы лицом как индивидуально, так и в группе из нескольких человек.
В качестве оружия как технического средства используются палки, макеты ножей. Средства для обезвреживания (обездвиживания) представлены веревками, наручниками.
Стандартное оборудование, применяемое при обучении, представляет собой тренажёры, которые соответствуют типовым стандартам, установленным соответствующими актами. Они предназначены для любого возраста, пола, нет дифференциации по каким-либо ограничениям. Нестандартное же оборудование представляет собой совокупность технических средств, которые разрабатывают новые подходы при обучении, создание условий, приемов. К ним относятся электронные устройства и компьютерные программы.
Классификация технических средств, которые используются при физической подготовке, в настоящее время не представлена, поскольку перечень расширяется, совершенствуются имеющиеся тренажерные комплексы и дополняется система упражнений.
При выполнении упражнений, характеризующихся степенью сложности, следует использовать снаряды следующим образом:
1 группа - снаряд, определяющий силу нанесения удара и технические средства, направленные на развитие гибкости;
2 группа - снаряды и устройства, способные создать боевую обстановку через сочетание тренажерных механизмов;
3 группа - различные аудиовизуальные средства, методические, схематические разработки, презентационные и графические представления;
4 группа - механизмы и снаряды, действие которых направлено на измерение силы удара, высоты и длины в ходе проведения соревнований;
5 группа - оборудование, измененное в соответствии со стандартами для бокса и восточных единоборств, в котором преобразована структура внешних (вид, форма, расположение) и внутренних (заполнение, наполнение) характеристик;
6 группа - снаряжение, защищающее участников при проведении поединков полного контакта, снижающее опасность получения травм в схватке;
7 группа - технические средства, позволяющие отрабатывать точность ударов;
8 группа - тренажеры, имитирующие изображения партнера, его параметры, с использованием датчиков, определяющих количество действий в техническом исполнении.
Использование указанных снарядов, оборудования, тренажеров следует подразделить на 3 этапа.
1-й этап направлен на обучение курсантов и слушателей технике нанесения ударов ногами и руками по определенным точкам, размещенных на стационарных тренажерах. На этом этапе используется облегченный инвентарь с целью отработки техники бросков.
2-й этап направлен на формирование и развитие у курсантов и слушателей навыка попадать по уменьшенным предметам. Развитие борцовских элементов предполагает весовое изменение снаряды в сторону увеличения, а также применение более жесткого резинового оборудования, в т.ч. жгутов. С данного этапа начинается использование электроники для контроля за силой удара, точностью его, амплитудой движения, скоростью проникновения в атакующую зону правонарушителя.
3-й этап направлен на использование в ходе отработки приемов подвижных, вращающихся, раскачивающихся манекенов, боксерских груш разнообразной формы, тренажеров, оказывающих болевое влияние на организм, в т. ч. суставы. Данный этап усложняется
применением разнообразия и количества снарядов, оборудования, инвентаря, направленного на возможность сочетать бросковую и ударную технику.
На занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке преподавателями может быть использована видеофиксация упражнений для осуществления технического контроля за обучением курсантов. Видеозапись позволяет выявить допущенные ошибки или имеющиеся недочеты при выполнении упражнений обучающимся, а также проанализировать возможные методы исправления и корректировок исполнения. На основании зафиксированного материала могут быть составлены обучающие фильмы с подробным комментированием, что позволит повысить эффективность физической подготовки. Видеофильмы могут транслироваться с помощью применения компьютерных технологий, телефонов, демонстрационных экранов; кроме того, могут быть использованы аудиосред-ства и иная техника.
Анализ методической и научной литературы, в области профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов, показал, что почти все специалисты в данной области придерживаются мнения о необходимости использования технических средств обучения и тренажеров на практических занятиях [3, 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России представляет собой составную часть системы ведомственного образования, неразрывно связанную с процессами, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни государства. Физическая подготовка является неотъемлемым элементом обучения. Технические средства и тренажеры, как уже указывалось выше, способствуют ускоренному совершенствованию двигательного навыка, а также снижают травматизм и психологическое напряжение, способствуют формированию мотивации к практическим занятиям Средства видео и аудио фиксации выступают в роли нестандартных технических средств, обеспечивающих вспомогательное обучение курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркалов, С.Н. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования / С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов // Современные проблемы высшего профессионального образования. - 2014. - № 4 (50). - С. 299-304.
2. Камнев, P.B. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / P.B. Камнев, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 127-133.
3. Камнев, Р.В. Тренажерные устройства в практике подготовки сотрудников полиции России / P.B. Камнев, А.Ю. Плешивцев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 421-425. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64385.htm (дата обращения: 01.02.2020).
4. Крючков, В.В. Методические рекомендации применения технических средств обучения на практических занятиях по физической подготовке с курсантами вузов МВД России / В.В. Крючков, Р.В. Камнев // Современный ученый. - 2017. - № 1. - С. 84-87.
REFERENCES
1. Barkalov, S.N. and Gerasimov, I.V. (2014), "Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia: state, problems and ways of improvement", Modern problems of higher professional education, No. 4 (50), pp. 299-304.
2. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the methods of training in physical training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, No. 2 (29), pp. 127-133.
3. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev A.Yu. (2014), "Training devices in the practice of training police officers in Russia", Concept, Vol. 26, pp. 421-425, available at: http://e-koncept.ru/2014/64385.htm.
4. Kryuchkov, V.V. and Kamnev, R.V. (2017), "Methodological recommendations for the use of technical means of training in practical classes on physical training with cadets of higher education
institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia", Modern scientist, No. 1, pp. 84-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2020
УДК 796.012.412.4
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ И ЕЁ МОДИФИКАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ПАТТЕРНА ОБЫЧНОЙ ХОДЬБЫ У СТУДЕНТОВ 17-18 ЛЕТ
Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Сергеевич Казанцев, старший преподаватель, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации; Екатерина Владимировна Глазова, преподаватель, Байкальский государственный университет, Иркутск; Ольга Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет
Аннотация
В статье представлено исследование, целью которого явилось практическое обоснование применения скандинавской ходьбы и её модификации в виде обратной скандинавской ходьбы для формирования рационального двигательного паттерна обычной ходьбы у студентов 17-18 лет. Предполагается, что нестандартные средства в виде обратной скандинавской ходьбы будут способствовать разрушению привычного двигательного стереотипа. В результате эксперимента параметры ходьбы изменились в сторону увеличения амплитуды в суставах нижних конечностей, что способствовало активному отталкиванию от опоры, увеличению качества фазы амортизации в опорный период шага, снижению ударной нагрузки на суставы нижних конечностей за счёт акцентированного тыльного сгибания в голеностопном суставе. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что применение скандинавской ходьбы и её модификации в виде обратной скандинавской ходьбы будет способствовать формированию рациональной техники ходьбы у здоровых людей.
Ключевые слова: скандинавская ходьба, обратная скандинавская ходьба, двигательный паттерн, кинематические параметры ходьбы, опорно-двигательный аппарат.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p136-139
POSSIBILITIES OF USING NORDIC WALKING AND ITS MODIFICATIONS FOR FORMING RATIONAL MOTOR PATTERN OF USUAL WALKING FOR STUDENTS
17-18 YEARS OLD
Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Sergeevich Kazantsev, the senior teacher, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation; Ekaterina Vladimirovna Glazova, the teacher, Baikal State University, Irkutsk; Olga Ivanovna Kuzmina, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University
Abstract
The article presents the study which purpose was the practical justification for the use of Nordic walking and its modification in the form of reverse Nordic walking for the formation of the rational motor pattern of normal walking among the students aged 17-18 old. It is assumed that non-standard means in the form of reverse Nordic walking will contribute to the destruction of the usual motor stereotype. As a result of the experiment, the walking parameters changed in the direction of increasing the amplitude in the joints of the lower extremities, which contributed to the active repulsion from the support, increasing the quality of the depreciation phase in the supporting period of the step, reducing the shock load on the joints of the lower extremities due to the accentuated flexion in the ankle joint. The data obtained allow us to conclude that the use of Nordic walking and its modification in the form of reverse Nordic walking will contribute to the formation of a rational walking technique in healthy people.