Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИЕРАРХИЧНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД'

КОНЦЕПЦИЯ ИЕРАРХИЧНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ОВД / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехранов Юрий Валентинович

Рассмотрен вопрос концепции обучения сотрудников ОВД, в том числе курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России с учетом деятельностной направленности системы физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE HIERARCHICAL STRUCTURE OF THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article considers the issue of the concept of training police officers, including cadets (trainees) of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the activity orientation of the physical training system.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИЕРАРХИЧНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД»

Научная статья УДК 378; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-227-229 NIION: 2018-0077-3/22-210 MOSURED: 77/27-024-2022-03-409

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Концепция иерархичной структуры системы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД

Юрий Валентинович Чехранов

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, yvch@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен вопрос концепции обучения сотрудников ОВД, в том числе курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России с учетом деятельностной направленности системы физической подготовки.

Ключевые слова: концепция, профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники ОВД, курсанты, профессионально-прикладной спорт

Для цитирования: Чехранов Ю. В. Концепция иерархичной структуры системы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 227-229. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-227-229.

Original article

The concept of the hierarchical structure of the system of professionally applied physical training of police officers

Yuri V. Chehranov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, yvch@mail.ru

Abstract. The article considers the issue of the concept of training police officers, including cadets (trainees) of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the activity orientation of the physical training system.

Keywords: concept, professionally applied physical training, police officers, cadets, professionally applied sports For citation: Chehranov Yu. V The concept of the hierarchical structure of the system of professionally applied physical training of police officers // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):227-229. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-3-227-229.

О необходимости совершенствования существующей системы физической подготовки сотрудников ОВД высказываются многие специалисты данной отрасли профессиональной педагогики. Заслуживает существенного внимания обращение С. Н. Баркалова к вопросу концепции обучения сотрудников полиции, в том числе курсантов (слушателей) образовательных организаций (ОО) МВД России, по дисциплине «Физическая подготовка» [1]. Автор в статье указывает на необходимость разработки и в дальнейшем практической реализации профессионально ориентированной стратегии преподавания данной дисциплины. Нами неоднократно указывалось на необходимость изменения концепции существующей системы физической подготовки сотрудников ОВД с «фрагментарной» на «деятельностную» [4, 5], которая в полной мере соответствует современным представ-

лениям о подготовке обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности, основной особенностью которой является готовность к применению физической силы. Составной частью методологии деятельностной направленности физической подготовки сотрудников ОВД, связанной с экстремальной деятельностью, требующей готовности к противоборству, должна стать концепция иерархичной структуры системы ППФП с обязательной «Спортивно-прикладной компонентой» в основе и «Оперативно-служебной компонентой» в ведущей части. Именно «Спортивно-прикладная компонента» в состоянии обеспечить не только психомоторную, но и познавательную и эмоционально-ценностную стороны профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Содержание «Спортивно-прикладной компоненты» должен обеспечивать не спорт высших достижений,

© Чехранов Ю. В., 2022

№ 3 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

главной функцией которого является выявление предельных возможностей организма человека и не массовый спорт, с его оздоровительно-рекреационными и подготовительными к спорту высших достижений функциями, а особый тип спорта: «профессионально-прикладной», главной функцией которого является моделирование противоборства сторон в соревновательных поединках по упрощенным правилам видов спорта, имеющих прикладное значение. Ведущее значение для МВД имеют самбо и рукопашный бой ввиду аналогичности технических и тактических действий этих видов спорта с действиями сотрудников правоохранительных органов в противостоянии правонарушителям [6].

Немаловажным при обучении посредством «профессионально-прикладного» спорта является возможность и необходимость фактически одновременного освоения не только двигательных действий техники и тактики единоборств, но также и умственных действий тактики и стратегии. Упрощенные правила предусматривают поединки (схватки) продолжительностью в несколько секунд в положении лежа, что обеспечивает их широкую доступность (невзирая на пол и возраст обучающихся) и высокий уровень безопасности. Важным условием обучения является также постепенное усложнение изучаемых действий, от преобладания технико-тактических (в основном двигательных) действий на первоначальном этапе и до преобладания тактико-технических (в основном умственных) действий на заключительном этапе обучения.

«Оперативно-служебная компонента», являющаяся надстройкой всей системы ППФП, содержит как обязательные двигательные упражнения техники и тактики боевых приемов борьбы (БПБ), соответствующие представленному в нормативном документе описанию, так и вариативные упражнения, позволяющие обучающемуся демонстрировать решение поставленных проверяющим преподавателем технико-актических задач различными способами, по своему усмотрению. Освоение содержания «Спортивно-прикладной компоненты» может проводиться на тех же учебных занятиях, что и освоение «Оперативно-служебной компоненты», лишь с некоторым опережением. Так, изучение болевых приемов в борьбе лежа должно предшествовать изучению болевых приемов в положении стоя, составляющих основу силовых приемов задержания, которые в действующем Наставлении (НОФП-17) носят название приемы «Ограничения свободы передвижения» ассистента.

Внедрение представленной концепции ППФП в учебный процесс позволит целенаправленнее проводить реализацию различных обучающих технологий, направленных как на активную деятельность обучающихся (курсантов ОО МВД России и сотрудников практических подразделений ОВД), так и на развитие их значимых физических качеств, на формирование потребности в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями [3] и совершенствовании умений и навыков технических и тактических действий прикладной профессиональной деятельности [2].

Библиографический список

1. Баркалов С. Н. Концептуальные особенности обучения дисциплине «физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 26 марта 2020 года ; отв. ред. А. А. Тащиян, В. М. Баршай, Т. А. Степанова. Ростов-на-Дону : Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 15-17.

2. Струганов С. М. Значение физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел в обеспечении личной безопасности при решении оперативно-служебных задач // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2022. № 22-2. С. 253-254.

3. Украинский С. В. Самостоятельная подготовка: проблемные вопросы в период прохождения первоначального обучения по профессии «Полицейский» в образовательных организациях МВД России / С. В. Украинский, Е. Е. Власенко // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 3 (37). С. 194-197.

4. Чехранов Ю. В. Профессионально-прикладной спорт в системе спортивной деятельности / Ю. В. Чех-ранов, В. Л. Дементьев // Теория и практика физической культуры. 2021. № 5. С. 73-75.

5. Чехранов Ю. В. Методологическое обоснование сущности деятельностной направленности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: V Международная конференция : сборник научных трудов (сост. А. В. Кравченко). Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2021. С. 285-287.

6. Шилакин В. Б. К вопросу об аналогии технических действий спортивных единоборств и профессиональной деятельности сотрудников полиции / В. Б. Ши-лакин, Ю. В. Чехранов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 510-513.

Bibliographic list

1. Barkalov S. N. Conceptual features of teaching the discipline «physical training» in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Physical education and sport: topical issues of theory and practice Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, March 26, 2020 ; еd. A. A. Tashiyan, V. M. Barshay, T. A. Stepanova. Rostov-on-Don : Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. РР. 15-17.

2. Struganov S. M. The importance of physical fitness of employees of internal affairs bodies in ensuring personal safety when solving operational and service tasks // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2022. No. 22-2. РР. 253-254.

3. Ukrainian S. V. Independent training: problematic issues during the initial training in the profession of

228

PEDAGOGICAL SCIENCES

«Policeman» in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / S. V. Ukrainian, E. E. Vlasenko // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 3 (37). PP. 194-197.

4. Chehranov Yu. V. Professionally applied sport in the system of sports activity / Yu. V. Chehranov, V. L. Dementiev // Theory and practice of physical culture. 2021. No. 5. PP. 73-75.

5. Chehranov Yu. V. Methodological substantiation of the essence of the activity orientation of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Inter-

nal Affairs of Russia // Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects: V International Conference : collection of scientific papers (A. V. Kravchenko). M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2021. РР. 285-287.

6. Shilakin V. B. On the question of the analogy of technical actions of martial arts and professional activities of police officers / V. B. Shilakin, Yu. V. Chehranov // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. 2022. № 4 (206). PP. 510-513.

Дополнительная информация об авторе Ю. В. Чехранов - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент.

Additional information about the author Yu. V. Chekhranov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 09.06.2022; одобрена после рецензирования 23.06.2022; принята к публикации 05.09.2022.

The article was submitted 09.06.2022; approved after reviewing 23.06.2022; accepted for publication 05.09.2022.

Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / под науч. ред. И. В. Грошева, В. Л. Цветко-ва; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 311 с. ISBN 978-5-238-03625-0

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.