Научная статья на тему 'О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ'

О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МВД РОССИИ / ОВД / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехранов Юрий Валентинович

Рассмотрены вопросы выявления содержания системы МВД России; педагогической системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД России; а также компонента этой системы - физической подготовки сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чехранов Юрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The issues of identifying the content of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia; the pedagogical system of professional training of police officers of Russia; as well as the component of this system -physical training of police officers, have been considered.

Текст научной работы на тему «О СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-330-333 NIION: 2015-0066-3/22-384 MOSURED: 77/27-011-2022-03-583

О системе физической подготовки сотрудников полиции

в системе МВД России

Юрий Валентинович Чехранов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, yvch@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы выявления содержания системы МВД России; педагогической системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД России; а также компонента этой системы - физической подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: система, МВД России, ОВД, полиция, профессиональная подготовка, сотрудники полиции, физическая подготовка, боевые приемы борьбы

Для цитирования: Чехранов Ю. В. О системе физической подготовки сотрудников полиции в системе МВД России // Вестник экономической безопасности. 2022. 3. С. 330-333. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-330-333.

Original article

About the system of physical training of police officers in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Yuri V. Chehranov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, yvch@mail.ru

Abstract. The issues of identifying the content of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia; the pedagogical system of professional training of police officers of Russia; as well as the component of this system -physical training of police officers, have been considered.

Keywords: system, Ministry of Internal Affairs of Russia, ATS, police, professional training, police officers, physical training, fighting techniques of wrestling

For citation: Chehranov Yu. V. About the system of physical training of police officers in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2022;(3):330-3. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-330-333.

При рассмотрении вопросов методологии физической подготовки сотрудников правоохранительных органов ученым непременно приходится исследовать такие термины, как «система МВД», «система профессиональной подготовки», «система физической подготовки» и т. п. Поэтому необходимо изначально обратиться к истокам термина «система».

Термин «система» происходит от греческого «systema», означающего совокупность ряда элементов, взаимосвязанных друг с другом и составляющих единое целое. При этом каждый элемент сам может представлять собой отдельную систему. В то же время простая сумма этих элементов не позволяет

© Чехранов Ю. В., 2022

говорить о системе и не дает такого эффекта как их взаимосвязь. Данное понятие зародилось еще в эпоху философов древнего мира и с середины XX века стало основой философско-методологических исследований в различных областях науки [5; 9].

В настоящем исследовании в первую очередь следует рассмотреть систему МВД России, которая состоит из органов внутренних дел (ОВД), представляющих основную подсистему, а также организаций и подразделений, представляющих вспомогательную подсистему (паспортно-визовая и другие специализированные службы). В составе ОВД специалисты выделяют основной компонент - полицию, другой ком-

PEDAGOGICAL SCIENCE

понент представлен внутренней службой и юстицией [1; 7]. В состав ОВД входят центральный аппарат МВД России и территориальные органы, а также образовательные организации (ОО), в которых проходят профессиональную подготовку и получают профессиональное образование сотрудники полиции.

Наибольшие разногласия у специалистов вызывает система профессиональной подготовки сотрудников ОВД [8], важнейший раздел которой до недавнего времени носил название «служебно-боевая подготовка». Автор В. Г. Лупырь подчеркивает, что в настоящее время «...служебно-боевая подготовка, к которой относились служебная, боевая и физическая, переименована в профессиональную служебную и физическую подготовку. Она включает в себя: правовую, служебную, огневую и физическую подготовку» [6, с. 162]. И далее он формулирует такой вывод, что «служебно-боевая подготовка курсантов вузов МВД России превратилась сегодня в разветвленный, выделенный в отдельные учебные дисциплины (правовая, тактико-специальная, огневая и физическая подготовка), несистематизированный учебный процесс» [6, с. 162]. Далее В. Г. Лупырь предлагает собственную модель «педагогической системы междисциплинарной интеграции служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России», позволяющей, по его мнению, «рассматривать действия сотрудника ОВД в процессе оперативно-служебной деятельности в полном цикле, т. е. с применением ранее полученных знаний, умений и навыков» [6, с. 167]. Центральное место в представленной модели системы отведено моделированию «ситуационных задач на основе междисциплинарной интеграции» [6, с. 167]. С этим следует согласиться, при условии действительной предварительной сформированности у обучаемых навыков применения необходимых действий, в особенности - применения физической силы.

Какими средствами существующая система профессиональной подготовки предлагает формировать указанные навыки, следует рассмотреть на важном компоненте этой системы - дисциплине «Физическая подготовка». Данная учебная дисциплина, в свою очередь, понимается также как «педагогическая система», поскольку представляет собой совокупность «взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [4]. Действующее «Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [2] (в дальнейшем НОФП-17) также представляет физическую подготовку самостоятельной системой, цель которой обозначена в п. 2 данного документа: «формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-

служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности». Содержанием данной системы являются, в соответствии с задачей, указанной в п. 4: «.упражнения общей физической подготовки (на силу, быстроту и ловкость, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы)», представляющие два ее взаимосвязанных компонента. Из задачи, указанной в п. «6. Доведение физических качеств до требуемого уровня, формирование необходимых двигательных навыков и умений осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России», следует, что «Физическая подготовка» как отдельная учебная дисциплина преподается в рамках образовательных программ различного уровня. А из задачи, указанной в п. «7. Поддержание и совершенствование физических качеств, а также двигательных навыков и умений сотрудников осуществляются на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке, следует, что в данном случае физическая подготовка выступает как постоянный компонент профессиональной служебной деятельности преподается в рамках учебной программы, без изменения образовательного уровня обучающихся.

Наиболее полное представление о содержании системы физической подготовки сотрудников ОВД РФ представлено в приказе МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [3], в котором в п. 160 представлен перечень служебно-прикладных упражнений (СПУ) специального уровня физической подготовки. Данный перечень является наиболее полным, поскольку содержания усиленного и базового уровней физической подготовки являются лишь его сокращенными вариантами. Раздел ОФП в данном ракурсе исследовать нецелесообразно, поскольку его упражнения общеизвестны и разногласий не вызывают.

Исходя из указанного выше содержания, система физической подготовки сотрудников ОВД РФ, помимо подсистемы ОФП, включает также подсистему СПУ, состоящую из трех взаимосвязанных блоков: «160.1. Боевые приемы борьбы; 160.2. Задачи, решаемые при обучении тактике применения боевых приемов борьбы; 160.3. Учебно-боевую практику» [3]. Однако, упражнения пп. 160.2, 160.3. включают в себя боевые приемы борьбы (БПБ), поэтому их следует рассматривать как компоненты первого блока - 160.1. БПБ. Такое слияние блоков позволяет представить систему физической подготовки сотрудников ОВД РФ,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

состоящей лишь из двух подсистем: ОФП и БПБ, что полностью согласуется с перечнем основных средств ФП, представленных в НОФП-17.

Таким образом, выявлено, что при исследовании вопросов совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД России, следует различать самую обширную систему, которой является система МВД России, одними из ее структурных компонентов являются ОВД, включая полицию, внутренняя служба, юстиция, образовательные и ряд других организаций ведомства, а также паспортно-визовая и другие специализированные службы.

Важнейшей педагогической системой отрасли является система профессиональной подготовки сотрудников полиции, специализированная подсистема которой представлена профессиональной служебной и физической подготовкой, содержащей правовую, служебную, огневую и физическую виды подготовки. Проблема интегрального обучения учебных дисциплин данной системы до настоящего времени не решена и остается актуальной.

В свою очередь учебная дисциплина «Физическая подготовка» также представляет собой отдельную педагогическую систему, состоящую из двух подсистем: ОФП и БПБ. Противоречивость учебных тем, составляющих содержание подсистемы БПБ, является на сегодня также нерешенной проблемой и требует всестороннего научного исследования, которое позволит усовершенствовать систему физической подготовки сотрудников ОВД России, в первую очередь -сотрудников полиции.

^исок источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 г. № 699 (ред. от 22.12.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система Гарант (дата обращения: 03.01.2022).

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями на 27 июля 2020 года) [Электронный ресурс] // Система Гарант (дата обращения: 03.01.2022).

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями на 25 января 2021 года) [Электронный ресурс] // Система Гарант (дата обращения: 03.01.2022).

4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, акту-

альная лексика / С. М. Вишнякова. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с.

5. Жилина А. И. Системно-деятельностный подход к управлению знаниями на уроке в соответствии с требованиями ФГОС / А. И. Жилина // ЧиО. 2017. № 4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sistemno-deyatelnostnyy-podhod-k-upravleniyu-znaniyami-na-uroke-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos (дата обращения: 03.01.2022).

6. Лупырь В. Г. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов вузов МВД России : монография / В. Г. Лупырь. Омск : Омская академия МВД России, 2013. 188 с.

7. Ольшевский А. В. К вопросу о соотношении понятий «органы внутренних дел» и «полиция» /

A. В. Ольшевский, Ю. В. Малышева // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 3 (93). С. 77-83.

8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред.

B. Л. Кубышко. Часть 2. М. : ДГСК МВД России, 2014. 459 с.

9. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке : учеб. пособие / Е. И. Пургина ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 275 с.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.12.2016 № 699 (ed. dated 22.12.2021) «On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation» [Electronic resource] // Garant system (accessed: 03.01.2022).

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 450 dated July 1, 2017 «On approval of the Manual on the Organization of Physical Training in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» (as amended on July 27, 2020) [Electronic resource] // The Garant system (accessed: 03.01.2022).

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 5, 2018 № 275 «On approval of the Procedure for organizing training for positions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» (as amended on January 25, 2021) [Electronic resource] // Garant System (accessed: 03.01.2022).

4. Vishnyakova S. M. Professional education : dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary / S. M. Vishnyakova. M. : NMC SPO, 1999. 538 p.

5. Zhilina A. I. System-activity approach to knowledge management in the classroom in accordance with the requirements of the Federal State

PEDAGOGICAL SCIENCE

Educational Standard / A. I. Zhilina // CHIO. 2017. № 4 (53). URL : https: //cyberleninka.ru/article/n/ sistemno-deyatelnostnyy-podhod-k-upravleniyu-znaniyami-na-uroke-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos (accessed: 03.01.2022).

6. Lupyr V. G. Interdisciplinary integration in the service and combat training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia : monograph / V. G. Lupyr. Omsk : Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. 188 p.

7. Olshevsky, A. V. On the question of the relationship between the concepts of «internal affairs

bodies» and «police» / A. V. Olshevsky, Yu. V. Malysheva // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3(93). P. 77-83.

8. Professional training of employees of internal affairs bodies (professional training of police officers) : textbook in 2 hours / under the general ed. V. L. Kubyshko. Part 2. M. : DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. 459 p.

9. Purgina, E. I. Methodological approaches in modern education and pedagogical science : textbook. manual / E. I. Purgina ; Ural. gos. ped. un-T. Yekaterinburg, 2015. 275 p.

Информация об авторе

Ю. В. Чехранов - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author Yu. V. Chehranov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 17.06.2022; принята к публикации 09.08.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 17.06.2022; accepted for publication 09.08.2022.

Социальная психология. Учебник. Под ред. А. М. Столяренко. 3-е изд., перераб. и доп. 431 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.

Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности. Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.