Научная статья на тему 'Соревновательный метод как важное средство физической подготовки сотрудников ОВД'

Соревновательный метод как важное средство физической подготовки сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая и профессионально-прикладная физическая подготовка / сотрудники ОВД / курсанты / соревновательный метод / general and professionally applied physical training / police officers / cadets / competitive method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Валентинович Чехранов

Рассмотрен вопрос активного применения соревновательного метода в процессе физической подготовки сотрудников ОВД, включая курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, обеспечивающего их готовность к применению физической силы в условиях профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Валентинович Чехранов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive method as an important means of physical training of police officers

The question of the active application of the competitive method in the process of physical training of police officers, including cadets (trainees) of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ensuring their readiness to use physical force in the conditions of professional activity, is considered.

Текст научной работы на тему «Соревновательный метод как важное средство физической подготовки сотрудников ОВД»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-320-322

2015-0066-4/22-452 MOSURED: 77/27-011-2022-04-651

Соревновательный метод как важное средство физической подготовки сотрудников ОВД

Юрий Валентинович Чехранов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассмотрен вопрос активного применения соревновательного метода в процессе физической подготовки сотрудников ОВД, включая курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, обеспечивающего их готовность к применению физической силы в условиях профессиональной деятельности.

Ключевые слова: общая и профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники ОВД, курсанты, соревновательный метод

Для цитирования: Чехранов Ю. В. Соревновательный метод как важное средство физической подготовки сотрудников ОВД // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 320-322. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-320-322.

Original article

Competitive method as an important means of physical training of police officers

Yuri V. Chehranov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The question of the active application of the competitive method in the process of physical training of police officers, including cadets (trainees) of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ensuring their readiness to use physical force in the conditions of professional activity, is considered.

Keywords: general and professionally applied physical training, police officers, cadets, competitive method For citation: Chehranov Yu. V. Competitive method as an important means of physical training of police officers. Bulletin of economic security. 2022;(4):320-2. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-320-322.

К наиболее важным составным частям процесса физической подготовки сотрудников ОВД, включая курсантов (слушателей) образовательных организаций (далее также ОО) МВД России, по мнению специалистов, относятся следующие: обеспечение функциональных способностей организмов занимающихся к физическим нагрузкам и неблагоприятным условиям внешней среды, приобретение устойчивых навыков владения физической силой, повышение качества их тактического мышления [2; 5]. Функциональные способности занимающихся, позволяющие преодолевать значительные физические нагрузки, развиваются и совершенствуются, в первую очередь, в процессе подготовки к выполнению ими нормативных требований (тестов) по таким физическим качествам, как сила, быстрота и ловкость, выносливость. Выполнение тестов следует проводить в стандартных условиях, что обеспечивает их сопоставимость с показателями всего контингента обучающихся. В то

же время, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды вырабатывается в различных погодных условиях, при контрастных температурных режимах, в движении по пересеченной местности, эти условия могут и должны обеспечиваться в процессе подготовки к выявлению физических способностей сотрудников ОВД. Следует учитывать, что данную способность следует относить также и к тактическим свойствам обучающихся, поскольку навыки преодоления различных сбивающих факторов относятся к тактике деятельности [5].

Однако главным сбивающим фактором в профессиональной деятельности сотрудников ОВД является сопротивление правонарушителя, поэтому для освоения устойчивых навыков владения физической силой и совершенствования тактического мышления, необходимы упражнения не только в демонстрации техники выполнения боевых приемов борьбы (БПБ), но также и упражнения по их применению на сопротивляющемся

© Чехранов Ю. В., 2022

PEDAGOGICAL SCIENCE

противнике. Освоению таких умений и навыков способствует использование в обучении соревновательного метода. Данный способ позволяет не только развивать физические способности, воспитывать волевые качества и совершенствовать важные умения и навыки, но также успешно моделировать профессиональные тактико-технические действия с применением физической силы в условиях сопротивления сторон в процессе соревновательных поединков по прикладным единоборствам [1; 2; 3; 4; 8].

Специалисты отмечают, что исторически в физическом воспитании сформировались основные группы методов: строго регламентированных упражнений, игровой и соревновательный [6; 7]. Первый метод особенно важен при изучении техники двигательных действий, описание которых для сотрудников ОВД, включая курсантов (слушателей) ОО МВД России, представлено в нормативных и методических источниках. Две другие группы методов позволяют совершенствовать изученные действия в усложненных условиях. Эти методы отличаются подвижностью, эмоциональностью, разнообразием двигательных и умственных действий, в ряде случаев, например, в спортивной игре, игровой и спортивный метод сливаются воедино. Однако игровой метод отличается наличием, как правило, сюжета игры и соответствующей роли каждого участника, в то время как соревновательный метод отличается выраженным соперничеством, достижением лучшего, нередко на грани возможного, результата. Поэтому сотрудники ОВД, имеющие высокий уровень подготовленности в спортивных единоборствах, успешнее применяют БПБ в условиях оперативно-служебной деятельности [1; 2; 4]. Однако такой высокий уровень подготовленности достигается в процессе тренировочно-соревновательной подготовки данных сотрудников (и курсантов) в спорте высших достижений или ряда лет в массовом спорте, как правило, в городских (районных) спортивных клубах и секциях. Образовательные организации МВД России, в своем большинстве, не имеют условий для подготовки квалифицированных спортсменов.

В то же время, даже наличие возможности проведения тренировок в спортивных секциях или на факультативах, не решает проблемы подобной подготовленности основного контингента обучающихся. Проблема должна решаться в активном внедрении соревновательного метода в учебный процесс по физической подготовке сотрудников ОВД, в первую очередь, в раздел освоения техники и тактики применения БПБ. При этом следует не только надеяться на тех преподавателей данной дисциплины, которые проявляют инициативу по внедрению собственных методик обучения, содержащих соревновательный метод, а данный метод должен найти свое место в самой структуре системы физической подготовки, представленной в нормативных документах ведомства, в форме спортивной компоненты профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД, в том числе курсантов (слушателей) ОО МВД России.

Список источников

1. Арутюнян В. Н. Формирование системы методических навыков обучения на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / В. Н. Арутюнян, А. С. Стручков, В. В. Лионтер // Молодой ученый. 2020. № 35 (325). С. 182-185.

2. Баранов А. М. Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) / А. М. Баранов, С. В. Чичин, М. А. Огородников, И. Н. Блудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 67-73.

3. Баркалов С. Н. Анализ служебных отзывов о качестве подготовки и эффективности служебной деятельности выпускников Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова и мерах по повышению уровня физической подготовленности обучающихся / С. Н. Баркалов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : Сборник статей Всероссийского круглого стола, Орел, 24 июня 2021 года / Редколлегия: С. Н. Баркалов (председатель) [и др.]. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2021. С. 19-23.

4. Баркалов С. Н. К проблеме профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / С. Н. Баркалов // Наука-2020. 2021. № 5 (50). С. 87-94.

5. Гросс И. Л. Специальная тактика полиции / И. Л. Гросс, А. В. Иванов, А.М. Старцев, С. Н. Нестяк и др. М. : Московский университет МВД России имени

B.Я. Кикотя, 2020. 602 с.

6. Масловская Ю. И. Соревновательный метод в физическом воспитании студенческой молодежи : пособие / Ю. И. Масловская, В. А. Овсянкин. Минск : БГУ, 2017. 111 с.

7. Уразалин Н. Б. Игровой и соревновательный методы на занятиях по физической культуре : значение и особенности использования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 104-107.

8. Чехранов Ю. В. Место и роль спортивных единоборств в процессе физической подготовки сотрудников полиции / Ю. В. Чехранов // Актуальные вопросы развития рукопашного боя : проблемы, пути решения, перспективы : Всероссийская конференция : сборник научных трудов (сост. М. А. Ефременко). М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021.

C. 248-251.

References

1. Агиуипуап V. N. Formation of a system of methodological skills of training in physical training classes for cadets and students of educational institutions of the

№ 4/2022

Bulletin of economic security

321

Ministry of Internal Affairs of Russia / V N. Arutyunyan, A. S. Struchkov, V V. Lionter // Young scientist. 2020. № 35 (325). P. 182-185.

2. Baranov A. M. Introduction of wrestling and hand-to-hand duels into the system of physical training of police officers enrolled in vocational training programs / A. M. Baranov, S. V. Chichin, M. A. Ogorodnikov, I. N. Bludova // Psychopedagogics in law enforcement agencies. 2018. № 2 (73). P. 67-73.

3. Barkalov S. N. Analysis of service reviews on the quality of training and efficiency of service activities of graduates of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VV Lukyanov and measures to improve the level of physical fitness of students / S. N. Barkalov // Improving the physical training of law enforcement officers : Collection of articles of the All-Russian round table, Orel, June 24, 2021 year / Editorial Board: S. N. Barkalov (Chairman) [et al.]. Orel : Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, 2021. P. 19-23.

4. Barkalov S. N. On the problem of professionally applied physical training of employees of internal affairs

bodies / S. N. Barkalov // Nauka-2020. 2021. № 5 (50). P. 87-94.

5. Gross I. L. Special tactics of the police / I. L. Gross, A. V. Ivanov, A. M. Startsev, S. N. Nestyak, etc. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020. 602 p.

6. Maslovskaya Yu. I. Competitive method in physical education of students: manual / Yu. I. Maslovskaya,

V A. Ovsyankin. Minsk : BSU, 2017. 111 p.

7. Urazalin N. B. Game and competitive methods in physical education classes: the meaning and features of use // Scientific notes of the St. Petersburg named after

V B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. 2019. № 4 (72). P. 104-107.

8. Chekhranov Yu. V. The place and role of martial arts in the process of physical training of police officers / Yu. V. Chekhranov // Topical issues of the development of hand-to-hand combat: problems, solutions, prospects : All-Russian Conference : collection of scientific papers (comp. M. A. Efremenko). M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', 2021. P. 248-251.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

Ю. В. Чехранов - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author Yu. V. Chehranov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 08.08.2022; принята к публикации 06.09.2022.

The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 08.08.2022; accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.