Научная статья на тему 'Проблемно-ситуационный метод в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России'

Проблемно-ситуационный метод в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PHYSICAL STRENGTH / FIGHTING TECHNIQUES / CONTENT OF EDUCATION / TRAINING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев Владимир Львович, Пужаев Владимир Владимирович, Калашников Константин Павлович

Обосновывается необходимость совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России на основе уточнения и дополнения содержания образования и использования проблемно-ситуационного метода обучения. Упорядочивание и уточнение содержания предлагается осуществлять на базе моделирования типичных ситуаций определенной профессиональной деятельности сотрудника полиции, а формирование профессиональных компетенций при применении физической силы в ситуациях конфликтного взаимодействия с правонарушителем посредством применения боевых приемов борьбы на основе решения проблемных задач, возникающих при пресечении правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев Владимир Львович, Пужаев Владимир Владимирович, Калашников Константин Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-SITUATION METHOD IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The paper substantiates the need to improve professional and applied physical training of cadets in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of clarifying and supplementing the content of education and using the problem-situational method of training. It is proposed to organize and clarify the content on the basis of modeling typical situations of a certain professional activity of a police officer, and the formation of professional competencies in the use of physical force in situations of conflict interaction with the offender through the use of combat techniques of struggle-on the basis of solving problems that arise in the suppression of offenses.

Текст научной работы на тему «Проблемно-ситуационный метод в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 37:796.8 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10137 © В.Л. Дементьев, В.В. Пужаев, К.П. Калашников, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Владимир Львович Дементьев,

профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Владимир Владимирович Пужаев, доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат педагогических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Константин Павлович Калашников, старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат педагогических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Обосновывается необходимость совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России на основе уточнения и дополнения содержания образования и использования проблемно-ситуационного метода обучения. Упорядочивание и уточнение содержания предлагается осуществлять на базе моделирования типичных ситуаций определенной профессиональной деятельности сотрудника полиции, а формирование профессиональных компетенций при применении физической силы в ситуациях конфликтного взаимодействия с правонарушителем посредством применения боевых приемов борьбы - на основе решения проблемных задач, возникающих при пресечении правонарушений.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, физическая сила, боевые приемы борьбы, содержание образования, метод обучения.

PROBLEM-SITUATION METHOD IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Vladimir L. Dement'ev,

Professor of the Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation;

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Vladimir V. Pugaev,

Associate Professor of the Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training,

Candidate of Pedagogical Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Konstantin P. Kalashnikov,

Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training,

Candidate of Pedagogical Sciences.

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The paper substantiates the need to improve professional and applied physical training of cadets in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of clarifying and supplementing the content of education and using the problem-situational method of training. It is proposed to organize and clarify the content on the basis of modeling typical situations of a certain professional activity of a police officer, and the formation of professional competencies in the use of physical force in situations of conflict interaction with the offender through the use of combat techniques of struggle-on the basis of solving problems that arise in the suppression of offenses.

Keywords: professional competence, physical strength, fighting techniques, content of education, training method.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дементьев В.Л., Пужаев В.В., Калашников К.П. Проблемно-ситуационный метод в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):328-32.

Актуальность. В последние годы резко обострилась политическая обстановка в мире и социально-экономическая ситуация у нас в стране, упали доходы и покупная способность населения, что привело к росту протестного движения, увеличению количества правонарушений, посягательств и физических нападений на граждан. Возросло число случаев неповиновения и физического сопротивления преступных элементов сотрудникам правоохранительных органов, непосредственно угрожающих их жизни и здоровью. Как сообщало главное управление собственной безопасности МВД РФ, количество нападений на сотрудников правоохранительных органов в первой половине 2017 года превысило 10 тысяч. Согласно данным официального сайта МВД РФ, в период с января по сентябрь 2018 года было совершено около 4,5 тысяч преступлений с использованием оружия [10].

Успешность в борьбе с преступными элементами непосредственно зависит от уровня профессионализма сотрудников полиции. В этой связи требуется подчеркнуть, что современное законодательство предъявляет повышенные требования к физической подготовке сотрудников полиции, причем формированию профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в образовательных организациях (ОО) МВД России отводится особая роль. Это обусловлено тем, что курсанты в ОО МВД России в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая подготовка» получают наиболее полное и системное представление о специальной физической подготовленности сотрудников ОВД и боевых приемах борьбы (БПБ) [8].

Под боевыми приемами борьбы понимается «совокупность технических и тактических двигательных действий, позволяющих сотруднику полиции реализовывать принудительные меры физического воздействия на правонарушителей без использования оружия, специальных средств и подручных предметов» [9, с. 67]. Основная цель осуществления специальной физической подготовки и освоения БПБ заключается в подготовке курсантов к применению физической силы к преступным элементам для пресечения правонарушений и их задержания [6]. При этом под физической силой мы понимаем «применение сотрудником полиции

двигательных действий для физического тактильного воздействия на правонарушителя в процессе осуществления правоохранительной деятельности без использования оружия, специальных средств и подручных предметов» [9, с. 67].

Цель исследования - совершенствование подготовленности курсантов ОО МВД России к применению физической силы при пресечении правонарушений, связанных с активным сопротивлением правонарушителя.

Организация исследования. Анализ практической деятельности и опрос сотрудников ОВД позволил выявить существующие в настоящее время недостатки в их профессионально-прикладной физической подготовленности. На основе изучения специальной литературы и нормативно-правовых документов [1-3 и др.] по вопросам, касающимся правомерности применения физической силы сотрудниками полиции, были определены современные требования к их физической подготовленности. Педагогические наблюдения за процессом физической подготовки курсантов ОО МВД России, опрос и моделирование профессиональной деятельности сотрудников ОВД позволили выделить существующие подходы к совершенствованию их профессиональных компетенций (знаний и умений) применения физической силы посредством выполнения БПБ при пресечении правонарушений, которые нашли свое отражение в представленной работе.

Методы исследования - анализ данных статистики, анализ специальной литературы и нормативно-правовых документов, педагогическое наблюдение, моделирование, опрос.

Обсуждение результатов. Опрос работников отделов служебной и профессиональной подготовки и сотрудников ОВД, а также анализ практической правоохранительной деятельности сотрудников полиции позволили выявить, что основной причиной ранений и гибели полицейских при применении физической силы для пресечения правонарушений являются их неквалифицированные действия в силовом конфликтном взаимодействии при задержании правонарушителя. При этом сотрудниками полиции было утрачено более четверти табельного оружия, списанного в ОВД. Очевидно, что данное положение сложилось из-за недостаточного умения право-

мерного применения табельного оружия, низкого уровня специальных физических качеств, неготовности к применению БПБ в разнообразных экстремальных ситуациях, возникающих в конфликтном взаимодействии с правонарушителем [4].

Анализ результатов исследования свидетельствует, что на практике недостаточный уровень профессионально-прикладной физической подготовленности демонстрируют недавние выпускники ОО МВД России. В целом самая плохая подготовленность выявлена у молодых сотрудников (до 30 лет), которые составляют 55% от общего числа личного состава ОВД. Это, в первую очередь, связано с тем, что молодые сотрудники полиции в начале конфликтного взаимодействия с правонарушителем теряются и проявляют нерешительность и беспомощность, так как часто уступают им не только в весоростовых показателях, физической силе, но и в готовности вести реальный поединок на основе применения БПБ. Это объясняется тем, что в процессе подготовки курсантов у них вместо навыков выполнения БПБ в реальных типичных ситуациях профессиональной деятельности формируются демонстрационные умения выполнения БПБ, так как данные приемы осваиваются в условиях отсутствия сопротивления ассистента. Причем тактика применения отдельных БПБ (ударов, бросков, и т.д.) при задержании преступника изучается в условиях четко дозированного сопротивления ассистента для исключения возможности получения травмы, что, безусловно, не способствует эффективному применению БПБ в реальных условиях профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

На наш взгляд, основными причинами такого положения являются:

- во-первых, перегруженность содержания образования курсантов значительным объемом необходимых к освоению БПБ, которое требует упорядочивания и уточнения с учетом их будущей конкретной деятельности и оперативно-служебных задач, стоящими перед ними в процессе ее осуществления;

- во-вторых, направленность существующей методики обучения курсантов БПБ, которая, по сути, не способствует формированию умений и навыков выполнения БПБ в конфликтном взаимодей-

ствии с преступником, т.е. в экстремальных ситуациях, связанных с непосредственным пресечением правонарушения и его задержанием.

Упорядочивание и уточнение содержания образования курсантов должно осуществляться путем выявления перечня типичных конфликтных ситуаций, соответствующих реальным условиям их последующей профессиональной деятельности при пресечении правонарушений и при задержании преступных элементов. Причем при изучении данных ситуаций основное внимание необходимо уделять преднамеренным и вынужденным действиям сотрудника полиции при противодействии правонарушителю.

Совершенствование методики обучения курсантов БПБ, на наш взгляд, целесообразно осуществлять на основе широкого применения проблемно-ситуационного метода, достаточно подробно изложенного в специальной литературе [5; 7 и др.] и широко используемого при подготовке тренеров и борцов высокой квалификации. Применительно к формированию у курсантов ОО МВД России профессиональных компетенций применения физической силы посредством применения БПБ в конфликтном взаимодействии с правонарушителем данный метод имеет следующие особенности.

В основе определения принципа проблемности стоит постановка ситуационных задач при разрешении той или иной типичной конфликтной ситуации или же при переходе от одной ситуации к другой. В профессиональной деятельности сотрудника полиции проблемная ситуация характеризуется некоторой неопределенностью в использовании конкретных БПБ из своего арсенала. Курсанты должны знать и уметь решать проблемные (типичные конфликтные) ситуации на основе изучаемого арсенала БПБ, исходя из степени противодействия правонарушителя, которое может быть активным и пассивным, безоружным и вооруженным. Целесообразность использования тех или иных БПБ, а главное, успешность их выполнения, в основном обусловлена действиями правонарушителя и условиями, сопутствующими разрешению той или иной конфликтной ситуации.

Познавательная деятельность курсантов при формировании необходимых профессиональ-

ных компетенций на базе применения проблемно-ситуационного метода должна осуществляться поэтапно:

1) ознакомление курсантов с изучаемой типичной конфликтной ситуацией с использованием словесного описания или видеоматериалов. Курсанты распределяются по парам, в которых изучают типичную ситуацию со сменой ролей, т.е. сотрудника полиции и правонарушителя;

2) курсанты при разрешении изучаемой ситуации сталкиваются с определенными трудностями. Преподаватель выделяет и обобщает возникающие у курсантов затруднения, переводит их в проблемы овладения техникой БПБ и тактикой применения конкретных приемов в изучаемой ситуации;

3) преподаватель задает или определяет совместно с курсантами проблемные задачи, которые отличаются от проблемной ситуации тем, что в них задаются условия решения, которые заключаются в определении наиболее оптимальных своих действий (БПБ), соответствующих изучаемой конфликтной ситуации. После этого курсанты в парах приступают к решению данных задач;

4) курсанты в парах активно ищут решение заданных проблемных задач, выполняя по своему усмотрению защитные, контратакующие и атакующие действия в моделируемой ситуации. Причем каждая проблемная задача решается как минимум двумя парами курсантов, конкуренция между которыми заложена в необходимости нахождения наиболее оптимальных и соответствующих действий, позволяющих эффективно решить проблемную задачу;

5) определение эффективности решений, найденных курсантами. Преподаватель вместе со всеми курсантами обсуждает целесообразность и эффективность найденных каждой парой решений заданных проблемных ситуаций. При этом курсанты, демонстрирующие свои решения посредством выполнения тех или иных действий (БПБ), стараются доказать их целесообразность и оптимальность, а другие занимающиеся данные решения пытаются критиковать или полностью опровергать. Преподаватель подводит итог дискуссии, выделяет победившую пару и предлагает наиболее правильные решения к изучению всеми курсантами;

6) закрепление полученных (во многом самостоятельно) знаний и способов профессиональной деятельности в моделируемой типичной ситуации. Курсанты в тех же парах выполняют выделенные действия, позволяющие разрешить изучаемую ситуацию. После достижения курсантами умения выполнения БПБ в конкретной типичной ситуации преподаватель формирует новые пары и дает задание на выполнение БПБ с дозированным сопротивлением ассистента (партнера). Отработка с дозированным сопротивлением проводится по три минуты со сменой ролей, после чего осуществляется образование новых пар. Смена ассистентов дает возможность отрабатывать БПБ на различных по весоростовым показателям противниках (правонарушителях).

Выводы.

Проблемно-ситуационный метод при формировании у курсантов ОО МВД России профессиональных компетенций применения БПБ для решения оперативно-служебных задач позволяет: 1) формировать необходимые знания и умения решения типичных конфликтных ситуаций посредством выполнения целесообразных и эффективных защитных, контратакующих и атакующих действий (захватов, ударов, бросков и т.д.); 2) повысить познавательную активность курсантов на основе использования конкурентных отношений между ними при осуществлении самостоятельного поиска оптимального решения проблемной ситуации; 3) формировать у курсантов целостное представление о конфликтном взаимодействии с правонарушителем при разрешении той или иной проблемной ситуации; 4) улучшить контроль овладения профессиональными компетенциями применения физической силы в типичных ситуациях за счет совместного обсуждения с курсантами правильности найденных ими решений проблемных задач.

Применение проблемно-ситуационного метода в процессе физической подготовки курсантов в ОО МВД России обуславливается сочетаемостью его структурно-функциональной организации с осваиваемым содержанием обучения, т.е. с ситуационным конфликтным взаимодействием с правонарушителем посредством выполнения БПБ, которое порождает возникновение проблемных ситуаций и тактических задач по их разрешению.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ: [фед. Закон: принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г.]. М.: Проспект, 2011. 48 с.

2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71647620.

3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система Гарант.

4. Воротник А.Н. Методика профессиональной физической подготовки женщин, обучающихся в образовательных организациях МВД России / А.Н. Воротник, В.Л. Дементьев. Белгород: Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2017. 171 с.

5. Дементьев В.Л. Профессиональная тактико-техническая подготовка специалистов-

тренеров по спортивной борьбе / В.Л. Дементьев. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 108 с.

6. Калашников К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Калашников Константин Павлович. М., 2018. 22 с.

7. Проблемно-ситуационное обучение студентов ИФК технике классической борьбы: метод. разработки для слушателей ФПК и ФУС ГЦОЛИФК /

B.М. Игуменов [и др.]. М., 1990. 61 с.

8. Пужаев В.В. Методика обучения тактики самбо курсантов образовательных организаций МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Пужаев Владимир Владимирович. М., 2016. 24 с.

9. Чехранов Ю.В. Структуризация видов силового воздействия сотрудников полиции на правонарушителей / Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев // Экстремальная деятельность человека. 2019. № 1(51).

C. 65-68.

10. Ы^: //мвд.рф/Deljatelnost/statistics.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Психология

служебной деятельности

Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.