DOI: 10.24412/2076-1503-2021-8-159-162 КАРИМОВ Альберт Амирович,
2018-0076-8/21-105 кандидат педагогических наук, доцент
MOSURED: 77/27-023-2021 -08-304 начальник кафедры тактико-специальной подготовки
Восточно-Сибирского института МВД России,
е-таИ: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь дисциплин как «психология» и «тактико-специальная подготовка» в рамках образовательного процесса курсантов в вузе МВД России. Автором показана необходимость учета психологической готовности курсанта при подготовке их к действиям в сложных ситуациях службы, в том числе в экстремальных условиях. Раскрываются пути достижения профессионального мастерства в образовательном процессе системы МВД России.
Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, психология, психологическая готовность, тактические приемы, служба в МВД России.
KARIMOV Albert Amirovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Head of the Department of Tactical and Special Training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
PSYCHOLOGICAL ASPECTS IN TACTICAL AND SPECIAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Annotation. The article examines the relationship between disciplines such as "psychology" and "tactical and special training" in the educational process of cadets at a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author shows the need to take into account the psychological readiness of the cadet when preparing them for actions in difficult situations of service, including in extreme conditions. The ways of achieving professional excellence in the educational process of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed.
Key words: tactical-special training, psychology, psychological readiness, tactical techniques, service in the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Подготовке высококвалифицированных кадров для Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России) в настоящее время уделяется пристальное внимание, как со стороны руководства данного ведомства, так и с позиций широкой общественности. Служба в органах внутренних дел (далее ОВД) требует от сотрудников значительных физических, интеллектуальных и психоэмоциональных затрат. Необходимость выполнения поставленных задач в строго обозначенные в законе сроки, ненормированный рабочий день, наличие контакта с криминалитетом накладывает определенный отпечаток на психическое состояние сотрудников ОВД. Исследователи отмечают, что «рутинизация и бюрократизация правоохрани-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
тельной деятельности ведут к значительному снижению уровня психологического здоровья сотрудников, отсюда ожидается высокая степень внимания к психологическим вопросам сотрудников и подразделений в целом» [1]. Невозможность, а иногда и неумение противостоять сильнейшим нагрузкам, связанным с выполнением служебных обязанностей может привести к серьезным негативным последствиям, ведь выполняя свои должностные обязанности «страж правопорядка» всегда на виду. Поэтому формирование профессионально-нравственных качеств, необходимых для этого начинается с обучения в образовательных организациях, специально созданных и находящихся в ведении МВД России. По нашему мнению, наиболее прочные связи образовались у
профессиональной подготовки с психологией. Эта наука и сегодня является необходимой для ее развития.
Особое место среди всех дисциплин, преподавание которых осуществляется в вузах МВД России, занимает блок специальных дисциплин, в который входит «Тактико-специальная подготовка». Данная учебная дисциплина формирует основу профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел. Теоретическая составляющая данной дисциплины направлена на формирование соответствующих компетенций при реализации которых обучающиеся готовятся к применению нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих специфику несения службы, особенности законодательных и тактических ограничений и запретов при выполнении должностных обязанностей. Особое место в рамках тактико-специальной подготовки обучающихся в системе образования МВД России занимает теоретическая и практическая подготовка к организации и проведению специальных операций. Ведь «Тактико-специальная подготовка» является той из немногих учебных дисциплин, в ходе обучения которым занятия проводятся в условиях максимально схожих с теми, в которых в будущем придется работать обучающимся. Данное обстоятельство достигается применением имитационных методов, дающих возможность выстраивать познавательно-образовательную деятельность на занятиях по тактико-специальной подготовке на основе имитации профессиональной деятельности сотрудников ОВД [2]. Тем самым в ходе изучения данной дисциплины формируются компетенции специалиста, готового к выполнению профессионального долга, в том числе силовыми способами. Ведь обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка нередко требует от специалиста не только четкое знание нормативно-правовых установлений и регламентаций, но и готовности применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. А для этого необходимо не только знание условий дающих возможности к применению этого, но и тактических приемов, а также соответствующей психологической готовности. Именно поэтому считаем возможным говорить о психологических составляющих при тактико-специальной подготовке курсантов образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России, что и является целью данной статьи. Ведь проблемы, с которыми сталкиваются курсанты при обучении нуждаются в своевременном их разрешении с учетом современных стандартов принятых в психологической науке. Как отмечал В.Л. Кубышко: «ведомственная психология нуждается в анализе эффек-
тивности, поиске резервов для совершенствования, развитии связей с другими отраслями психологии, мониторинге перспективных идей и подходов, реализуемых в силовых структурах» [3]. Думается, что одним из таких резервов является развитие взаимосвязи психологии и специальных дисциплин, особое место среди которых, как уже отмечалось, принадлежит тактико-специальной подготовке. Педагоги-практики отмечают, что тактико-специальная подготовка, как учебная дисциплина, является достаточно сложной, как раз в виду своего интегративного характера. Так, по нашему мнению, тактико-специальная подготовка «включает в себя знания, умения и навыки из многих дисциплин, таких как тактическая, топографическая, огневая, физическая, психологическая, правовая подготовка и др.» [4]. Особое значение в контексте данной статьи, конечно, принадлежит взаимодействию с психологией.
Обозначая основные теоретические аспекты психологических составляющих при тактико-специальной подготовке курсантов, отметим, что необходимость подобной интеграции обуславливается важностью обеспечения целостного подхода к решению проблемы создания благоприятных психоэмоциональных условий организации образовательного процесса в целом и в преломлении к конкретной дисциплине - тактико-специальной подготовке, в частности. Ведь развитие тактического мышления обучающегося и формирование его морально-боевых качеств невозможно без учета психологической готовности курсанта к этому.
Психологическая составляющая также рельефно прослеживается и при подготовке курсантов к выполнению профессиональных задач в любых условиях и ситуациях, которые могут наступить в абсолютно любое время, ведь деятельность сотрудника сопряжена с контактом с криминалитетом, профессиональными преступниками и их сообществами. Это создаёт возможность со стороны преступников в любой момент применить физическую силу и или оружие, захватить ни в чем не повинных людей (заложников) и манипулировать перед сотрудником этим. В таких ситуациях особое значение имеет психологическая готовность и наличие навыков (в том числе тактических составляющих) командира, с целью взять на себя ответственность (при необходимости действовать самостоятельно). Здесь стоит отметить, что возлагаемые на сотрудников ОВД задачи требуют от них не только проявления профессионально значимых качеств личности, но и личностного интеллектуального роста. Конечно для проходящих обучение в высших образовательных организациях системы МВД России, интеллектуальное совершенствование в соответ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
ствии с реализуемыми компетенциями определенной образовательной программы высшего образования предполагается априори.
Отдельного внимания заслуживает подготовка специалистов, в рамках данной учебной дисциплины, к деятельности в экстремальных условиях, а также по применению и использованию огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы (о чем отчасти было отмечено выше). Применение опыта психологической науки здесь имеет целью выработку общих мер и мероприятий, направленных на формирование оптимальных психологически комфортных условий служебной деятельности сотрудников, выполняющих свои обязанности в экстремальных условиях или приближенных к ним. Важно чтобы работа в этом направлении включала в себя мероприятия по коррекции поведения сотрудника ОВД (обучающегося образовательной организации системы МВД России), создавала максимально благоприятные условия для выполнения профессиональных обязанностей, способствовала развитию творческих способностей и наклонностей сотрудников ОВД, ложащихся в основу коррекции (минимизации) профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД, которая может развиться в связи с применением силы и оружия.
Мы придерживаемся мнения, что пути достижения профессионального мастерства также должны обеспечиваться благодаря интерактивным образовательным технологиям, например, таким как:
1. Работа в командах — это совместная деятельность нескольких обучающихся в группе, под руководством командира (лидера), которая направлена на решение общей задачи;
2. Проектная технология — индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению и систематизации информации по определенной цели и в конечном итоге составление проекта;
3. Анализ конкретных ситуаций — анализ реальных ситуаций, имевших место в профессиональной деятельности и поиск наиболее оптимальных путей решения таких задач;
4. Модульное обучение — использование знаний в виде либо отдельных модулей, автономных частей курса, интегрируемых с другими частями курса, либо в виде блоков взаимосвязанных курсов, которые можно изучать вне зависимости друг от друга;
5. Развитие критического мышления — деятельность, направленная на развитие разумного, рефлексивного мышления, способного выдвинуть новые иди и увидеть новые возможности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
В заключении отметим, что к психологическим компонентам при преподавании дисциплины «Тактико-специальная подготовка» должно быть также отнесено изучение и анализ профессионального поведения обучающегося, его социально-психологического потенциала, развитости профессионально-психологической компетентности с целью коррекции и направления его в ходе обучения. Использование психологических методов, направленных на регулирование взаимодействия (профессионального общения) как в рамках учебных групп, так и курса в целом, во время изучения указанной дисциплины.
Список литературы:
[1] Нежкина Л.Ю., Бобков А.И. Модель программы социально-психологического экспертно-а-налитического центра («Фабрика мысли») // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии. Материалы международной научно-практической конференции (Васильевские чтения - 2019) / Под редакцией Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала. СПб. 2019. С. 246-551.
[2] Сысоев А.А., Каримов А.А. Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. 2020. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-takticheskoy-podgotovki-otrudnikov-ovd (дата обращения: 25.04.2021).
[3] Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. - 2017. - №4 (28). - С. 96.
[4] Каримов А. А. Некоторые аспекты интеграции тактико-специальной и огневой подготовки // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. №1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nekotorye-aspekty-integratsii-taktiko-spetsialnoy-i-ognevoy-podgotovki (дата обращения: 25.04.2021).
[5] Алексеев С.А., Несмелов П.В., Чистикина М.Ю. Тактико-специальная подготовка как базовый элемент профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД: сборник научных статей 2-й Всероссийской конференции. М.: МУ МВД России им. В.Я. Кикотя. 2019. С. 48-54.
[6] Федотов, А.А. Методы и средства профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел в деятельности руководителя / А.А. Федотов // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 3(35). - С. 94-98.
Spisok literatury:
[1] Nezhkina L.Yu., Bobkov A.I. Model' programmy social'no-psihologicheskogo ekspert-no-analiticheskogo centra («Fabrika mysli») // Aktu-al'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deya-tel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Vasil'evskie chteniya - 2019) / Pod redakciej YU.A. SHaranova, V.A. Shapovala. SPb. 2019. S. 246-551.
[2] Sysoev A.A., Karimov A.A. Osobennosti tak-ticheskoj podgotovki sotrudnikov OVD // Policejskaya deyatel'nost'. 2020. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-takticheskoy-podgot-ovki-otrudnikov-ovd (data obrashcheniya: 25.04.2021).
[3] Kubyshko V.L. Sovershenstvovanie psiho-logicheskoj raboty v sisteme moral'no-psihologich-eskogo obespecheniya operativno-sluzhebnoj deya-tel'nosti lichnogo sostava organov vnutrennih del //
Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2017. - №4 (28). - S. 96.
[4] Karimov A. A. Nekotorye aspekty integracii taktiko-special'noj i ognevoj podgotovki // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2012. №1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-aspekty-integratsii-taktiko-spetsial-noy-i-ognevoy-podgotovki (data obrashcheniya: 25.04.2021).
[5] Alekseev S.A., Nesmelov P.V., CHistikina M.YU. Taktiko-special'naya podgotovka kak bazovyj element professional'noj podgotovki sotrudnikov OVD // Taktiko-special'naya podgotovka sotrudnikov OVD: sbornik nauchnyh statej 2-j Vserossijskoj konferencii. M.: MU MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya. 2019. S. 48-54.
[6] Fedotov, A.A. Metody i sredstva profession-al'nogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennih del v deyatel'nosti rukovoditelya / A.A. Fedotov // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2015. - № 3(35). - S. 94-98.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021