УДК 355.4
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СБОРНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ГОРОДКАХ
THE SPECIFICS OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES ON PERSONAL SECURITY WITH EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES ON COMBINED TACTICAL CAMPS
Николаев Сергей Анатольевич
старший преподаватель
кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Nikolaev Sergey Anatolyevich senior lecturer
department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы специфики подготовки и проведения практических занятий на тактических городках сборного типа с сотрудниками органов внутренних дел (далее - ОВД).
Abstract. The article deals with the specifics of the preparation and conduct of practical exercises on tactical campuses of the combined type with employees of the internal affairs bodies (hereinafter-the Department of Internal Affairs).
Ключевые слова: сотрудники ОВД, индивидуальные и групповые навыки, тактическая подготовленность, сборных зданий.
Keywords: police officers, individual and group skills, tactical readiness, prefabricated buildings.
Практические занятия, в основном, проводятся на отдельных учебно-тренировочных базах или на специальном тактическом городке. Такие городки, как правило, создаются из подручных средств, своими силами и представляют из себя конструкции различного типа.
Если подразделения ОВД занимаются на хорошо оснащенной базе, в непосредственной близости от места дислокации, то приобретает умения и навыки быстрее и надежнее. Это позволяет увеличить плотность занятий, а также меньше расходовать материальных средств на транспорт и времени на дорогу [1, с. 80].
Учитывая специфику выполнения подразделениями ОВД определенных оперативно-служебных задач, такие учебные объекты, на которых можно отрабатывать, в соответствии с утвержденным учебным планом различные тактические задания. Например, наиболее доступным материалом, в экономическом отношении, в строительстве различных модулей для практических занятий являются автомобильные покрышки. Из них можно готовить сборно-разборные конструкции, по аналогии
с блоками стандартных сборных зданий. Пустоты в таких покрышках целесообразно заполнять песком, гравием или в крайнем случае землей. После чего, покрышки закрепляются при помощи веревок или тросов к соответствующим сваям. Кроме того, дополнительно можно установить стены из бревен или других подручных материалов.
В виду универсальности сооружения из автомобильных покрышек можно возводить любой конфигурации и размеров, от отдельного помещения до целого лабиринта из комнат. Это зависит от численности подразделения, планируемых учебных оперативно-служебных заданий. Высота такого сооружения не должна превышать двух метров, а толщина стен не более двух покрышек.
Подобное сооружение позволяет отрабатывать такие тактические приемы, как:
- тактика индивидуально или группового передвижения по зданию; тактические действия по командам руководителя группы;
- идентификация цели и ее нейтрализация;
- проверка реакции личного состава на визуальные сигналы;
- наработка слаженности действий группы задержания в ограниченное время;
- боевая стрельба по мишеням с соблюдением мер безопасности;
- отработка навыков проникновения через окна в помещение;
- действия в условиях применения светозвуковых устройств, слезоточивого газа, дыма или других специальных средств [2, с. 273].
Опыт полученный отдельными подразделениями в ходе проводимых подобных занятий показывает, что при проведении частых практических занятий в таких сооружениях позволяет личному составу групп задержания быстро адаптироваться к окружающей обстановке и безошибочно выполнять поставленные задания. Обучающиеся учатся выбирать наиболее оптимальный вариант маршрута движения, а также грамотно действовать в непредсказуемой и быстроменяющейся обстановке.
Однако, у обучающегося личного состава, в виду одного места проведения занятий может формироваться динамический стереотип на создаваемую тактическую обстановку. Чтобы избежать таких стереотипов и монотонности проводимых занятий, их следует переносить на реальные сооружения. В некоторых случаях, занятия необходимо проводить, как на заброшенных зданиях, так и на действующих объектах, в выходные дни.
Чтобы проводимые практические занятия были близки к реальным операциям в таких сборных строениях нужно устанавливать рамы окон и косяки дверных проемов вместе с дверями. После каждого такого занятия разрушенная материальная часть строения ремонтировать должна быть отремонтирована [3, с.52].
К обучению на специальных сооружениях следует относиться ответственно, без снижения общих требований, так как в реальных условиях выполнения оперативно-служебных задач личный состав может столкнуться с надежно закрытыми дверями и окнами.
В целях повышения эффективности практических занятий в сборных сооружениях из покрышек необходимо моделировать различные ситуации из свершив-
шихся реальных событий. Так, например, в строения следует вносить списанную мебель и часто ее перемещать, таким образом, меняя условия тактической обстановки. Обычный брезент можно использовать для затемнения отдельных комнат или части сооружения, чтобы ухудшить видимость освещения мишеней. Кроме того, изменение расстояний до цели и импровизация с размерами комнат и коридоров, оборудуя их любыми предметами обихода [4, с. 139].
В таких сооружениях необходимо разнообразить приемы и способы выполнения комплексных тактических упражнений и нормативов, которые позволят руководителю занятия оценить уровень тактической подготовленности, как каждого сотрудника, так и подразделения в целом. К примеру, во время занятия по тактической стрельбе обучающемуся выдается один патрон для поражения одной мишени. Это позволит определить, способен ли сотрудник поразить мишень с первого выстрела либо он нуждается в дополнительной огневой подготовке.
Для закрепления навыка гарантированного поражения «вооруженного преступника» расположение мишеней постоянно следует менять местами, к примеру «гражданский человек» и «преступник». После смены мишеней обучающимся сообщают приметы преступников, при этом придавая им нестандартные положения. При выполнении этого упражнения огонь ведется только по «вооруженным преступникам» [5, с. 166].
В целях выработки остроты слуха у обучающихся их можно расставлять так, чтобы они могли по издаваемым шумам или шорохам узнать о приближении кого-либо к месту нахождения сотрудника.
Занятия следует проводить как в повседневной форме одежды, так и в специальном снаряжении. Такой подход к занятию дает возможность сотруднику на понимание им целесообразности той или иной экипировки при проведении различных операций, чтобы не перегружать себя лишней амуницией. К обучающимся будет приходить понимание о нужности надевания того или другого снаряжения, которое необходимо для выполнения конкретного задания. Поэтому при отработке учебного оперативно-служебного задания подразделение должно выходить с различным снаряжением.
В целях выработки психологической уверенности в своих силах и для обеспечения мер безопасности при выполнении учебных заданий на занятиях по тактико-специальной подготовке личному составу нужно надевать специальные средства каски, бронежилеты и т.д. Специальные средства индивидуальной защиты являются важным элементом проведения занятий по тактико-специальной подготовке и личной безопасности сотрудников ОВД способные уберечь обучающихся от травм, поэтому пренебрегать этим нельзя [6, с. 163].
Таким образом, приобретение, формирование и совершенствование личным составом ОВД индивидуальных и групповых навыков проходит в ходе систематических практических занятий на специально оборудованных местах, в любое время суток, в различных климатических и других условиях.
Литература
1. Гуняев Е. В., Актуальные проблемы обучения сотрудников, привлекаемых к проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов сборник материалов Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 79-84.
2. Фроленков В. Н., Методика обучения стрельбе в условиях ограниченного времени, физических нагрузок и психологического воздействия // Проблемы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов сборник материалов Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 271-275.
3. Барчуков И. С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений / сост. И. С. Барчуков. Москва : СпортАкадемПресс, 2001. 250 с.
4. Губенков А. О. Обучение сотрудников органов внутренних дел, убывающих в служебную командировку на территорию Северо-Кавказского региона, к действиям при попадании в засады, организованные боевиками // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 4 (77). С. 138-140.
5. Савчук Н. А. Проблемы подготовки сотрудников ОВД к применению огне -стрельного оружия в реальных условиях// Наука и практика. 2015. № 2 (63). С. 165-168.
6. Тихонович М. И. Практическая направленность в огневой подготовке курсантов и слушателей и пути ее совершенствования // Наука и практика. 2015. № 3 (64). С. 162-164.
References
1. Gunyaev E. V. [Actual problems of training employees involved in conducting counter-terrorism operations in the North Caucasus region] Sovershenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov sbornik materialov Vseros-siyskogo kruglogo stola [Improving fire and tactical and special training of law enforcement officials, the collection of materials of all-Russian round table]. Orel, Oryol law Institute of the MIA of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2017, рр. 79-84. (In Russia).
2. Frolenkov V. N. [Methods of shooting training in conditions of limited time, physical exertion and psychological impact]. Problemy professional'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov sbornik materialov Vserossiyskogo kruglogo stola [Problems of professional training of law enforcement officers collection of materials of the All-Russian round table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 271-275. (In Russia).
3. Barchukov I. S. Fizicheskaya podgotovka lichnogo sostava spetspodrazdeleniy [Physical training of the personnel of special forces]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2001, 250 p.
4. Gubenkov A. O. Obuchenie sotrudnikov organov vnutrennikh del, ubyvayushchikh v sluzhebnuyu komandirovku na territoriyu Severo-Kavkazskogo regiona, k deystviyam pri popa-danii v zasady, organizovannye boevikami [Training of employees of internal Affairs bodies, departing on a business trip on the territory of the North Caucasus region, to actions in case of ambush, organized by the militants]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 4 (77), рр. 138-140.
5. Savchuk N. A. Problemy podgotovki sotrudnikov OVD k primeneniyu ognestrel'nogo oruzhiya v real'nykh usloviyakh [Problems of training police officers to use firearms in real conditions]. Nauka i praktika, 2015, no. 2 (63), pp. 165-168.
6. Tikhonovich M. I. Prakticheskaya napravlennost' v ognevoy podgotovke kursantov i slushateley i puti ee sovershenstvovaniya [Practical orientation in fire training of cadets and listeners and ways of its improvement]. Nauka i praktika, 2015, no. 3 (64), pp. 162-164.