Научная статья на тему 'НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД'

НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛКОВЫЙ БОЕВОЙ ТИР / ТРЕНАЖЕРЫ / МАКЕТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губенков Андрей Олегович, Дурнев Алексей Иванович

В данной статье рассказывается о нестандартных формах и методах проведения занятий по дисциплине «огневая подготовка», с помощью которых можно повысить интерес к стрельбе среди обучающихся, а также более эффективно сформировать профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-STANDARD METHODS AND FORMS OF FIRE TRAINING TRAINING AS A PERSONAL SAFETY ELEMENT OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

This article describes non - standard forms and methods of conducting classes in the discipline of «fire training», with the help of which it is possible to increase interest in shooting among students, as well as more effectively form professional competencies.

Текст научной работы на тему «НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД»

УДК 342.951

W W

НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СОТРУДНИКА ОВД

NON-STANDARD METHODS AND FORMS OF FIRE TRAINING TRAINING AS A PERSONAL SAFETY ELEMENT OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

Губенков Андрей Олегович

кандидат юридических наук

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gubenkov Andrey Olegovich

PhD

department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Дурнев Алексей Иванович

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Durnev Alexey Ivanovich

department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье рассказывается о нестандартных формах и методах проведения занятий по дисциплине «огневая подготовка», с помощью которых можно повысить интерес к стрельбе среди обучающихся, а также более эффективно сформировать профессиональные компетенции.

Abstract. This article describes non-standard forms and methods of conducting classes in the discipline of «fire training», with the help of which it is possible to increase interest in shooting among students, as well as more effectively form professional competencies.

Ключевые слова: огневая подготовка, стрелковый боевой тир, тренажеры, макет транспортного средства

Keywords: re training, shooting range, simulators, vehicle layout

В настоящее время широкое применение в образовательном процессе находят современные технологии. Практически во все виды преподавательской деятельности стараются внедрять достижения научно-технического прогресса. Не отстает в использовании новейших достижений науки и образовательный процесс подготовки будущих сотрудников ОВД.

В образовательные организации системы МВД России будущий сотрудник

полиции поступает, в большинстве случаев, в возрасте 17-18 лет. Именно в это время новобранцы впервые знакомятся с оружием, овладевают навыками стрельбы. Именно данная возрастная категория проявляет неподдельный интерес к компьютерным играм, как средству досуга. «Игровой мир» представлен множеством различных жанров, но преобладающее большинство отводится к стрелковым симуляторам. Именно поэтому, достаточно перспективным видится использование компьютерных технологий в обучении огневой подготовке.

В соответствии с приказом МВД России от 05.05.2018 N 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» и приказом МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», обучение огневой подготовке начинается с изучения теоретических положений, таких как меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, основы баллистики, тактико-технические характеристики и конструктивные особенности различных видов оружия. Допускается курсант к оружию, только после подтверждения своих знаний по вышеперечисленным разделам, посредством сдачи зачетов [1].

Однако, теоретические знания по огневой подготовке не обеспечивают получение практических навыков, что обуславливает возникновения типичных ошибок, самой распространенной из которых является страх выстрела. Причиной боязни выстрела кроется в разной степени из-за сильной отдачи, громкого шума, осознании, что в руках находится предмет повышенной опытности и т.д. Все эти факторы оказывают крайне негативное влияние не только на состояние обучающегося, но и на эффективность стрельбы [2].

Именно поэтому, на наш взгляд, более выигрышным представляется вариант использования в учебном процессе компьютерных технологий и различных симуля-торов стрельбы, так как при их применения можно постепенно сформировать психологическую готовность стрелка и нивелировать его фобию, в какой-то степени так ему будет легче преодолеть свой страх. Несомненно, к положительным сторонам использование цифрового оборудования можно отнести и то, что компьютерное моделирование ситуации приближенной к реальной, выглядит гораздо реалистичней, чем при использовании других технологий. К тому же, ^-симуляции позволяют отрабатывать ситуации с применением оружия, которые, из-за соображений безопасности, невозможно, реализовывать в боевом тире.

Так, в последнее время все активнее для воссоздания оперативно-служебных ситуаций в некоторых спецподразделениях силовых структур на занятиях по огневой и тактико-специальной подготовке используются VR-технологии. Использование VR-очков и синхронизированных с ними манипуляторов в виде огнестрельного оружия или специальных средств, помимо возможности полного погружения в другую «среду» имеет множество других преимуществ, среди которых:

1. Экономичность и компактность. Приобретение и обслуживание стационарных тренажеров достаточно затратно, также зачастую они являются достаточно громоздкими, а это означает, что для их использования необходимо просторное помещение. Очки виртуальной реальности же, относительно недорогие, а также не

требуют много места для их использования, занятия с помощью них можно проводить не только в тире, но и в классах, и на открытых площадках.

2. Безопасность. Существенный плюс особенно при проведении занятий с лицами, только осваивающими навыки стрельбы. В очках виртуальной реальности, при применении учебного оружия, риск получения травм сведен к минимуму, так как непосредственно боевые боеприпасы не раздаются, а цель поражается при помощи специальных датчиков, установленных в учебном оружии.

3. Фокусировка и наглядность. При производстве обычных учебных стрельб в целях соблюдения мер безопасности достаточно затруднительно тренировка упражнений, связанных с переносом огня по фронту, с перемещением самого стрелка. С помощью же виртуальной реальности данная проблема легко устранима, за счет возможности видеть окружающую обстановку на 360 градусов, стрелок может спокойно перемещаться, переносить огонь и постоянно менять свою позицию.

Также, достаточно важным преимуществом использования виртуальной реальности является то, что при помощи специальной программы можно смоделировать и загрузить для отработки практически любую ситуацию.

К сожалению, в настоящее время, такие технологии, пока еще не могут полностью исключить применение классических форм и методов подготовки стрелка, эффективное использование 1Р-технологий для освоения учебной программы по огневой подготовке находится в диапазоне 20-30 % от всего курса обучения.

Таким образом, применение виртуальной реальности в процессе обучения огневой подготовки, нам видится достаточно перспективным направлением, но на данный момент еще «сырым». Однако, стремительное развитие 1Р-технологий, несомненно, выявит большее количество преимуществ и различных функций, которые сделают процесс обучения более эффективным и привнесут дополнительный интерес к данной дисциплине среди обучающихся.

Наиболее оптимальным, на наш взгляд, учебный процесс по огневой подготовке должен строится на комбинировании уже зарекомендовавших себя с положительной стороны классических методик с современными достижениями ^-технологий.

Так, в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова для реализации профильного обучения по дисциплине огневая подготовка задействован макета транспортного средства «Оперативник-1» с боевым интерактивным стрелковым тиром «Витязь».

Макет транспортного средства «Оперативник-1» предназначен для имитации движения транспортного средства. Динамическая платформа обеспечивает крен и тангаж в диапазоне ±15 градусов и иные условия движения автомобиля. Макет оборудован светозвуковыми приборами, соответствующими устанавливаемым в служебные автомобили. Все это дает возможность имитировать ощущения, которые испытывает человек находящийся в автомобиле [3].

В свою очередь, боевой интерактивный стрелковый тир - сложная интерактивная система. При помощи проекционного оборудования на сенсорную панель выводится изображение с компьютера. Программное обеспечение, установленное на компьютере, создает трехмерное виртуальное пространство стрелкового тира,

а также различные интерактивные видео и 3D упражнения [4].

Сенсорная панель экрана регистрирует попадания пуль или лазерного луча и в реальном времени отображает реакцию в графической обработке - отметки на мишенях, следы попаданий на стенах и других объектах. Конструкция экрана обеспечена поглощающим резиновым покрытием, полностью исключающим рикошет и разброс осколков пуль. Фиксирующий компонент системы - металлический пуленепробиваемый сенсорный экран, оборудованный датчиками и электронно-вычислительным блоком [5].

Описанные выше технические средства, совместно используемые в образовательном процессе по дисциплине «Огневая подготовка», позволяют комплексно реализовать подход к процессу формирования специфических знаний, умений и навыков. Компоненты предлагаемого взаимодействия двух специальных тренажеров формируют среду близкую к реальной обстановке применения боевого оружия сотрудниками в ситуациях несения службы.

Литература

1. Гуняев Е. В. Особенности обучения ведению огневого контакта сотрудниками ОВД, привлекаемыми к проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Внутриве-домственного круглого стола. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 21-25.

2. Савчук Н. А. Особенности огневой подготовки сотрудников ОВД в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач. Сборник материалов регионального круглого стола. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 107-110.

3. Николаев С. А. Роль и место применения техники интуитивной стрельбы в профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2020. № 1 (3). С. 321-324.

4. Савчук Н. А. Применение новых методик обучения стрельбе курсантов и слуша-телей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукья-нова, 2020. С. 183-186.

5. Савчук Н. А. Некоторые аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел // Наука-2020. 2020. № 6 (42). С. 154-156.

References

1. Gunyaev E. V. [Features of training in the conduct of fire contact by police officers involved in the counter-terrorist operation in the North Caucasus region]. Sovershenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov Vnutrivedomstvennogo kruglogo stola [Improvement of fire and tactical-special

training of law enforcement officers. Collection of materials of the intradepartmental round table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 21-25. (In Russia).

2. Savchuk N. A. [Features of fire training of police officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy obespecheniya lichnoy bezopasnosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov pri vypolnenii operativno-sluzhebnykh zadach. Sbornik materialov regional'nogo kruglogo stola [Actual problems of ensuring the personal safety of law enforcement officers when performing operational and service tasks. Collection of materials of the regional round table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2020, pp. 107-110. (In Russia).

3. Nikolaev S. A. Rol' i mesto primeneniya tekhniki intuitivnoy strel'by v professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD [The role and place of application of intuitive shooting techniques in the professional activities of traffic police officers]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sover-shenstvovaniya - Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement, 2020, no. 1 (3), pp. 321-324.

4. Savchuk N. A. [Application of new methods of training in shooting cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola - Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the All-Russian round table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov Publ., 2020, pp. 183-186. (In Russia).

5. Savchuk N. A. Nekotorye aspekty primeneniya ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami organov vnutrennikh del [Some aspects of the use of firearms by employees of the internal affairs bodies]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 6 (42), pp. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.