Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / ПСИХОЛОГИЯ СТРЕЛКА / АДАПТАЦИЯ ПСИХИКИ / ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фроленков Василий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы обучения стрелков психологической устойчивости, а так же формирования необходимых навыков самоконтроля в различных условиях стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE SHOOTER

The article deals with the issues of training shooters in psychological stability, as well as the formation of the necessary skills of self - control in various shooting conditions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА SOME QUESTIONS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE SHOOTER

Фроленков Василий Николаевич

преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Frolenkov Vasily Nikolaevich

lecturer

department fire training and activities of internal affairs bodies in special conditions O^l Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения стрелков психологической устойчивости, а так же формирования необходимых навыков самоконтроля в различных условиях стрельбы.

Abstract. The article deals with the issues of training shooters in psychological stability, as well as the formation of the necessary skills of self-control in various shooting conditions.

Ключевые слова: стрельба из боевого оружия, психология стрелка, адаптация психики, техника стрельбы.

Keywords: shooting from military weapons, the psychology of the shooter, the adaptation of the psyche, shooting technique.

Чтобы качественно выполнить упражнение по стрельбе необходимо обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но также немало важную роль для точности и безопасного проведения стрельбы играет психологический аспект. Психологическая уравновешенность, в первую очередь, обеспечивает меры безопасности при проведении стрельб [1]. Уравновешенность - это умение удержать определенный уровень напряженности. Она представляет собой совокупность различных качеств личности. Стоит учитывать, что качества, влияющие на формирование устойчивости у каждой личности индивидуальны. Несмотря на это, сформированы общие положения для выработки психологической устойчивости у стрелка. Психика человека подвластна тренировке, как и любая мышца в его теле. Перед стрелком стоит задача освоить методы адаптации психики [7, 169]. В процессе подготовки к стрельбе и на самом огневом рубеже стрелком могут завладеть такие эмоции как страх, тревога, неуверенность. Это нормальная реакция организма на работу в условиях риска и опасности. В данных условиях ослабляются все навыки и умения, которые были выработаны стрелком в процессе тренировки [3, с. 67].

Характерными особенностями неуравновешенного состояния являются: увеличивается частота пульса и сердцебиения; повышается потоотделение; появляется тремор рук и нарушается координация; ухудшается зрение.

Данные факты негативно сказываются на технике стрельбы, и могут привести к следующим результатам:

- стрелок не может сопоставить целик с мушкой, что повышает вероятность неточного попадания или промаха;

- воздействие на спусковой крючок замедляется или, наоборот, приводит к быстрому срыву крючка;

- увеличивается время прицеливания, что негативно отражается на результате скоростной стрельбы и т. д.

Физические и психологические факторы образуют общую подготовленность стрелка. Поэтому важно в тренировке учитывать не только отработку таких важных моментов в стрельбе как выведение оружия в цель, изготовка для стрельбы, прицеливание, но и психологически готовить стрелка к выполнению упражнений. Это позволит достичь максимально высокого результата. Стоит помнить, что, если человек не может изменить обстоятельства, то, как минимум, он может изменить свое отношение к ним [5, с. 24]. Психологические особенности обучения включают в себя формирование у стрелка таких свойств как:

- концентрация внимания и адаптация к выстрелу (стрелок не должен отвлекаться на чужие выстрелы);

- умение преодолевать волнение и неуверенность, как на огневом рубеже, так и при использовании оружия в реальной ситуации;

- способность за короткий промежуток времени выбрать цель и как можно быстрее ее поразить.

Процесс психологической подготовки включает в себя, прежде всего, формирование высоких профессиональных качеств. Из них следует особо отметить хладнокровность и оперативность мышления, т.е. умение быстро и правильно принимать решение, как в жизненных ситуациях, так и в вопросах служебной деятельности, самообладание и выдержку, как волевые качества, которые не позволят страху и растерянности подавить логичность мыслей и правильность действий [8, с. 166].

Какая же роль при этом может быть отведена такой дисциплине, как огневая подготовка?

Помимо основной цели - становления и совершенствования профессиональных навыков умелого и безопасного обращения с оружием, данная дисциплина, в силу своих особенностей, связанных, прежде всего, с повышенными эмоциональными нагрузками, помогает развитию устойчивых морально-психологических качеств сотрудников.

Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на то, что учебные стрельбы из боевого оружия существенно повышают психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов, типичных для служебной деятельности. Еще большее положительное влияние на формирование психологической устойчивости, оказывают регулярные тренировки в группах спортивного совершенствования, функционирующих в образовательных организациях системы МВД России, а также активное участие обучающихся в спортивных соревнованиях различного уровня [6, с. 42].

Вообще организация спортивной деятельности проводится, в первую очередь с целью пропаганды здорового образа жизни, популяризации спорта, стимулирования интереса к службе в правоохранительных органах, повышения уровня профес-

сионального мастерства, а также повышение морально-психологических качеств сотрудников. В рамках спортивной работы решаются задачи воспитания, укрепления здоровья, совершенствование тактического мышления, физических и психоэмоциональных качеств. Подтверждением этому является то, что все разнообразие упражнений, которые выполняют участники соревнований (в особенности в соревнованиях практической стрельбы), а также суть этих упражнений максимально приближена к экстремальной (опасной) обстановке, которая может складываться при выполнении оперативно-служебных задач [2, с. 141].

Участие в различных соревнованиях по стрельбе из боевого оружия создает для сотрудника более интенсивные психоэмоциональные нагрузки, которые негативно сказываются на общую работоспособность стрелка, его внимание, скорость реакций. На практике это приводит к тому, что сотрудник, не развивший в себе в полной мере психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, может полностью или частично терять контроль над своими действиями [4, с. 137].

Поэтому, для достижения высоких результатов в стрелковом спорте, формирование на тренировках устойчивого мышечного навыка действий с оружием оказывается уже недостаточно. Можно с уверенностью сказать, что особую роль приобретает умение сотрудника в ответственной ситуации адекватно мыслить и хладнокровно принимать рациональные решения. Было замечено, что сотрудники, активно занимающиеся стрелковым спортом, приобретают способность гораздо быстрее и продуктивнее справляться с нестандартными ситуациями.

При выполнении упражнений в ограниченное время упражнение будет считаться невыполненным. И если в учебной обстановке это может закончиться неудовлетворительной оценкой, то при возможном огневом контакте с преступником такая остановка наверняка приведет к более печальным последствиям. Иная картина, в случаях, связанных с задержками стрельбы, наблюдается у сотрудников - спортсменов. В подобных ситуациях, действуя уже на уровне рефлексов, они хладнокровно реагируют на возникшую проблему и моментально находят вариант ее безопасного решения. В итоге скоростное упражнение оказывается выполненным не только в рамках отведенного на него времени, но и с самыми высокими показателями. Вполне очевидно, что такой сотрудник явно будет иметь более высокие шансы не потерять самообладание в сложных ситуациях служебной деятельности.

Таким образом, кроме развития психологической устойчивости и рационального мышления, спортивная работа в группах позволяет преподавателю выявить наиболее эффективные способы формирования стрелкового навыка, а также экспериментально опробовать различные современные методики обучения. Необходимо более вдумчиво подбирать методы обучения и может ускорить формирование стрелковых умений сотрудников правоохранительных органов. Кроме этого было замечено, что наличие в учебной группе спортсменов - стрелков, их личные достижения и успехи в спорте, повышают мотивацию к самосовершенствованию у других обучающихся.

Литература

1. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения -1.02.2021).

2. Дурнев А. И. О Биомеханических аспектах техники стрельбы из боевого оружия // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 2 (75). С. 140-143.

3. Иноземцев С. В. Обучение психологической устойчивости на занятиях по огне -вой подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2020. С. 66-69.

4. Тихонович М. И. Психологическое восприятие стрельбы из огнестрельного оружия сотрудниками ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 1 (70). С. 136-138.

5. Низкова Л. А. Спортивная подготовка стрелков-пистолетчиков : учебно-методическое пособие. Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. 63 с.

6. Николаев О. Н. Психические свойства стрелка в процессе огневой подготовки сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. 2016. № 2. С. 4145.

7. Тихонович М. И. Психологические тренинги как ведущая форма подготовки про -фессиональных стрелков // Наука и практика. 2016. № 3. С. 168-170.

8. Савчук Н. А. Проблемы подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия в реальных условиях// Наука и практика. 2015. № 2. С. 165-168.

References

1. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizatsii ognevoy podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 23 noyabrya 2017 g. № 880 [On approval of the Instruction on the organization of fire training in the internal Affairs of the Russian Federation: the Ministry of internal Affairs order dated November 23, 2017 No. 880]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 1.02.2021).

2. Durnev A. I. O Biomekhanicheskikh aspektakh tekhniki strel'by iz boevogo oruzhiya [Biomechanical aspects of shooting techniques of military weapons]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'ya-nova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 2 (75), pp. 140-143.

3. Inozemtsev S. V. [Training of psychological stability in fire training classes]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhra-nitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the All-Russian Round Table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanova Publ., 2020, pp. 66-69. (In Russia).

4. Tikhonovich M. I. Psikhologicheskoe vospriyatie strel'by iz ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami GIBDD [Psychological perception of shooting from firearms by traffic police officers]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'ya-nova - Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017, no. 1 (70), pp. 136-138.

5. Nizkova L. A. Sportivnaya podgotovka strelkov-pistoletchikov [Sports training shooters pistoletov]. Voronezh, Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2018, 63 p.

6. Nikolaev O. N. Psikhicheskie svoystva strelka v protsesse ognevoy podgotovki sotrudnika organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii [Mental properties of the shooter in the process of fire training of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Kontsept - Concept, 2016, no. 2, pp. 41-45.

7. Tikhonovich M. I. Psikhologicheskie treningi kak vedushchaya forma podgotovki pro-fessional'nykh strelkov [Psychological trainings as a leading form of training professional shooters]. Nauka i praktika, 2016, no. 3, pp. 169.

8. Savchuk N. A. Problemy podgotovki sotrudnikov OVD k primeneniyu ognestrel'-nogo oruzhiya v real'nykh usloviyakh [Problems of training of police officers to the use of firearms in real conditions]. Nauka i praktika, 2015, no. 2, pp. 165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.