Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ СТРЕЛКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ СТРЕЛКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонович Мария Игоревна, Савчук Никита Александрович

В статье рассматривается понятие профессионального тренинга как одного из элементов направленного на улучшение навыка обращения с оружием и преодоления психологического барьера перед производством выстрела в непредвиденных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SHOOTER'S PSYCHOLOGY AT VARIOUS STAGES OF TRAINING

The article considers the concept of professional training as one of the elements aimed at improving the skill of handling weapons and overcoming the psychological barrier before firing a shot in unforeseen situations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ СТРЕЛКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ СТРЕЛКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ FORMATION OF THE SHOOTER'S PSYCHOLOGY AT VARIOUS STAGES OF TRAINING

Тихонович Мария Игоревна

старший преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия

Tihonovich Maria Igorevna senior lecturer

department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Савчук Никита Александрович

старший преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Savchuk Nikita Aleksandrovich senior lecturer

Department of Fire training and activities internal Affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается понятие профессионального тренинга как одного из элементов направленного на улучшение навыка обращения с оружием и преодоления психологического барьера перед производством выстрела в непредвиденных ситуациях.

Abstract. The article considers the concept of professional training as one of the elements aimed at improving the skill of handling weapons and overcoming the psychological barrier before firing a shot in unforeseen situations.

Ключевые слова: профессиональный тренинг, огневая подготовка, психологический барьер.

Keywords: professional training, fire training, psychological barrier.

Психологическая подготовка стрелка занимает доминирующее положение во всей системе обучения и, соответственно, профессионального тренинга в огневой подготовке. Это объясняется тем влиянием, которое оказывается на сознание и поведение стрелка опасность применения огнестрельного оружия, боязнью произвести выстрел.

Принципы подготовки стрелка заключается в необходимости преодоления психологического барьера [1].

CW WW

одной стороны, принципы нацелены на отработку следующих действий: сохранение фиксированной позы, тщательное прицеливание, достаточно тонкая

работа указательного пальца, определенность внешних воздействий на внутреннее состояния стрелка. В реальных условиях данный подход к подготовке стрелка позволяет произвести выстрел в течение 10-12 секунд.

у—. и и

С другой стороны, в ходе огневой подготовки, прежде всего, осуществляется обучение умению оценивать обстановку, извлекать оружие без зрительной фиксации на нем, быстро и правильно определять очередность поражения целей, производить выстрел из любой изготовки в течение 2-3 секунд.

Отрабатывать каждое действие необходимо до появления стойкого ощущения правильности и качества выстрела. Это, в свою очередь, дает стрелку твердую уверенность в том, что он сможет точно стрелять в самых сложных условиях, при сильном морозе, ветре, плохой видимости, ситуациях повышенной конфликтности и при реальной угрозе применения огнестрельного оружия.

Совмещение принципов психологии и тактики приводит к выработке у стрелка толерантного отношения к неопределенности, что является признаком профессионализма и мастерства [2].

Действия сотрудника полиции, связанные с применением огнестрельного оружия связано с риском для их жизни и здоровья, при этом экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент.

При систематической тренировке в решении задач и производстве стрельбы на фоне конкретных ситуаций будет вырабатываться устойчивый навык принятия решения в самых сложных ситуациях. Выработанный при этом стереотип определит правильные действия сотрудника в реальной ситуации.

Самой распространенной ошибкой в мышлении обучающихся навыкам стрельбы является тот момент, что оружие из которого они выполняют упражнения курса стрельб предназначено для ведения огня на поражение живого организма, а именно, выстрел будет производиться в человека, который может получить серьезное ранение [3].

Оружие - это своеобразное «орудие технологичного умертвления живых существ», в этом состоит профессиональный смысл огнестрельного оружия, в том числе и стоящего на вооружении сотрудников полиции. Подавляющее большинство сотрудников, даже практикующих боевую стрельбу, в полной мере не осознают этих положений.

Сотрудник, который может произвести выстрел на поражение в живой организм, испытывает сильнейшую стрессовую ситуацию.

Привить навык сотруднику полиции производить первый выстрел в пределах 1 секунды вполне возможно, а в экстремальной ситуации принять решение на производство выстрела ему понадобится большее количество времени. Следовательно, весь учебный процесс преподавания огневой подготовки необходимо рассматривать гораздо шире, чем в плоскости изучения навыка владения оружием [4].

В следствии чего вся техническая подготовка, которая давалась в процессе обучения может остаться невостребованной. Занятия, посвященные элементам техники стрельбы, прививают устойчивые навыки поражения цели в ограниченное время. Такой раздел как психологическая подготовка определяет способность сотрудника быстро оценить реальную обстановку и мгновенно принять решение на открытие

(или не открытие) огня.

Знание материальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним, задержек при стрельбе в экстремальной ситуации позволит быстро выйти решить проблему, связанную с оружием и его неисправностью.

Стрессовые условия, в которых происходит реальное применение огнестрельного оружия, вызывают в организме человека определенные изменения, что отражается на психологическом состоянии сотрудника и на его эмоциональном фоне. В данных условиях характерно проявление следующих психологических изменений:

1. Возбуждение - это реакция организма на стрессовую ситуацию. При этом повышается частота дыхания, улучшается реакция и изменяются функции организма. Однако имеется и негативная сторона этого явления. При большом волнении снижается объем внимания, нарушается координация движений, и вследствие дополнительного напряжения мышц ухудшается устойчивость оружия, появляется тремор рук.

2. Апатия — это симптом или временное психическое состояние, характеризующееся безразличием, эмоциональной холодностью, равнодушием. У сотрудника наблюдается сниженная работоспособность, равнодушие к выполняемой работе, пониженная концентрация внимания.

3. Тревоги и беспокойства, связанные с негативным опытом.

В большей степени с возбуждением и апатией связано физиологическое состояние организма человека, то тревоги и беспокойство в большей степени психологическая проблема. Тревоги могут иметь конкретные причины, например, производство неудачного выстрела.

На первоначальном периоде обучения огневой подготовке психология в основном направлена на преодоление боязни производства выстрела, а вот на заключительном этапе подготовки его психология формирует конкретные качества, необходимые для достижения поставленных перед ним задач поразить цель за ограниченное время, где цель это уже не мишень, а реальный человек совершивший деяние.

Эмоции, происходящие в сознании стрелка, нарушают нормальное психические процессы и вызывают сужение сознания, ухудшают и двигательные функции. Как пример такого нарушения двигательной функции можно отнести, так называемое, «ожидание выстрела».

Можно говорить о том, что причиной «ожидания выстрела» являются страх и переживания стреляющего, связанный с желанием сделать выстрел хорошо и правильно.

Психологическая подготовка должна проводиться в течение всего курса обучения. Суть психологической подготовки заключается в том, чтобы уровень подготовки стрелка был высокий в условиях эмоциональной напряженности. Эмоционально возбужденный стрелок, как правило, показывает худший результат, чем на обычных занятиях, где отсутствует раздражитель, так как страх сделать ошибку во время стрельбы постоянно преобладает в его мыслях, это мешает сосредоточиться на производстве выстрела [5].

Курсант и слушатель в процессе обучения правильному навыку стрельбы дол-

жен научиться подавлять негативные эмоции, вызываемые внутренними переживаниями. Задача преподавателя - помочь ему подавить нежелательные негативные эмоции.

В воспитании и обучении навыкам стрельбы применяются различные формы тренировочных занятий: контрольные стрельбы, соревнования, промежуточные стрельбы. Однако их выбор происходит внезапно, без дополнительной подготовки. Уровень подготовленности стрелка будет расцениваются как результаты стрельбы.

Таким образом, заложником своих эмоций в самый ответственный момент производства выстрела это сам стрелок и регулировать и справляться со своими эмоциями тоже должен сам.

Подводя итог можно резюмировать, что психологический тренинг - основа профессионального мастерства стрелка. Под влиянием психотравмирующих факторов стреляющий может потерять контроль над самообладанием, что влечет негативные последствия. Разработаны многочисленные методики тренингов, направленные на борьбу с данными проявлениями психики. Важным аспектом выступает осознание стреляющим действительной обстановки, разумная и адекватная оценка критической ситуации. Психологическая подготовка стрелка должного уровня в сумме с тактическими навыками ведет к повышению качества стрельбы и совершенствованию способностей самого стрелка.

Литература

1. Фроленков В. Н., Психологическая устойчивость стрелка // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 224-226.

2. Фроленков В. Н., Дурнев А. И. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов внутриведомственного круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 108-112.

3. Иноземцев С. В. Обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 66-69.

4. Дурнев А. И. О барьере психической адаптации, самоанализе и научной организации труда стрелков из боевого оружия // Наука-2020. 2020. № 6 (42). с. 82-85.

References

1. Frolenkov V. N. [Psychological stability of the shooter]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the All-Russian Round Table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2020, pp. 224-226. (In Russia).

2. Frolenkov V. N., Durnev A. I. [Questions of psychological training in shooting training]. Sovershenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov vnutrivedomstvennogo kruglogo stola [Improving the fire and tactical-special training of law enforcement officers. Collection of materials of the intradepartmental round table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 108-112. (In Russia).

3. Inozemtsev S. V. [Training of psychological stability in the classes of fire training]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey vserossiyskogo kruglogo stola [Improving the physical training of law enforcement officers. collection of articles of the All-Russian round table]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2020. pp. 66-69. (In Russia).

4. Durnev A. I. O bar'ere psikhicheskoy adaptatsii, samoanalize i nauchnoy organizatsii truda strelkov iz boevogo oruzhiya [On the barrier of mental adaptation, self-analysis and scientific organization of labor of shooters from combat weapons]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 6 (42). pp. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.