Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ШКОЛЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА / ПРОДУКТОВАЯ МАГИСТРАТУРА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна

Формирование педагогической команды школы является одной из важных составлявших результативной деятельности образовательной организации. Подготовка педагогических команд для учреждений общего образования возможна в прикладной (продуктовой) магистратуре. Автором статьи представлен один из инструментов способный активизировать деятельность педагогикой команды - стратегическая сессия; раскрыты особенности ее проведения, описаны формы взаимодействия и образовательные продукты, которые наиболее значимы для профессиональной деятельности педагога в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS FOR FORMING A PEDAGOGICAL TEAM FOR A SCHOOL

The formation of the teaching team of the school is one of the important components of the effective activities of the educational organization. Training of pedagogical teams for general education institutions is possible in the applied (product) master's program. The author of the article presents one of the tools that can activate the activity of the pedagogy team - a strategic session; the features of its implementation are revealed, the forms of interaction and educational products that are most significant for the professional activity of a teacher in modern conditions are described.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Пилипчевская Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт (г. Севастополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ

ШКОЛЫ

Аннотация. Формирование педагогической команды школы является одной из важных составлявших результативной деятельности образовательной организации. Подготовка педагогических команд для учреждений общего образования возможна в прикладной (продуктовой) магистратуре. Автором статьи представлен один из инструментов способный активизировать деятельность педагогикой команды - стратегическая сессия; раскрыты особенности ее проведения, описаны формы взаимодействия и образовательные продукты, которые наиболее значимы для профессиональной деятельности педагога в современных условиях.

Ключевые слова: подготовка педагога, педагогическая команда, продуктовая магистратура, стратегическая сессия, образовательный продукт.

Annоtation. The formation of the teaching team of the school is one of the important components of the effective activities of the educational organization. Training of pedagogical teams for general education institutions is possible in the applied (product) master's program. The author of the article presents one of the tools that can activate the activity of the pedagogy team - a strategic session; the features of its implementation are revealed, the forms of interaction and educational products that are most significant for the professional activity of a teacher in modern conditions are described.

Key words: teacher training, pedagogical team, product magistracy, strategic session, educational product.

Введение. Культура постиндустриального, информационного и сетевого общества выдвигает новые требования и подходы к профессиональным кадрам и их образованию. Инновационное развитие страны требует обновления всей системы образования. Особую значимость приобретает его ориентация на освоение подрастающим поколением инновационного поведения, основанного на активизации творческих способностей, умений добывать и применять знания, инициативности и ответственности. И.Ю. Степанова, Н.В. Пилипчевская [8] отмечают, что модернизация общего образования связывается прежде всего с созданием среды для развития личности ребенка, для учения с удовольствием, для общения с другими непохожими детьми и взрослыми, для становления гражданина общества. Модернизации системы образования окажутся малоэффективными, если не будут приняты меры к решению проблем основного субъекта всех этих преобразований - учителя.

Изложение основного материала статьи. Образование человека в третьем тысячелетии, подчеркивает в своих исследованиях С.В. Борисов, - это попытка самоопределения субъектов образования в настоящем времени для того, чтобы изменить современную ситуацию, исходя из перспектив будущего [6, С. 145]. Автор акцентирует внимание на реальном (актуальном) образовании, которое предполагает индивидуальные достояния личности за счет ответственного выбора форм и способ самореализации, построения образовательной траектории, ориентируясь на личностные интересы и перспективы будущего. Реальное образование открывает возможности для самореализации личности: в коммуникации (все формы общения, их организация и реализация); в кооперации (организация и руководство проектами); в креативности (творчество и обмен им); в критическом мышлении (экспертиза, оценка, умение советовать, разрешать конфликты, открывать перспективы выхода из больших и малых «жизненных тупиков»). М.М. Шалашова предлагает идею STEM-образования. Учитель формата STEM предлагает решать реальные задачи, он готов к обновлению содержания, готов прививать детям живой интерес к технологиям и проектированию, увлекать их наукой и исследованиями, способен производить отбор и структурировать содержания на основе инновационных подходов, имеет опыт организации проектной и учебно-исследовательской работы обучающихся. Автор раскрывает «минимальный набор» скилл-бокса, которым должен обладать «человек будущего»: базовые предметные знания как фундамент для освоения нового содержания и проектирования технологических решений, инструменты познания мира (опыт постановки проектных задач, исследований, достаточный уровень проектной и исследовательской культуры), ключевые компетенции (критичность, креативность, продуктивная коммуникация, способность распознавать и использовать потенциал новых технологий) [12, С. 34-36]. Следовательно, включение в образовательный процесс технологий работы с будущим (форсайт, бизнес-форсайт-проекты, нейротехнологии и т.д.), позволят сформировать у обучающихся индивидуальный опыт решения повседневных задач, связанных с самопознанием, самоопределением и самореализацией; обогатить собственные способы чувствования, реагирования; расширить масштабы субъектности, выстроить свои ценностно-смысловые ориентации, осознать самоценность образования; педагогических техник (стимулирование смыслообразующего переживания, реализующего жизненные планы, глубинный диалог, педагогическая поддержка и т.д.), направленных на развитие сопереживания и понимания.

Профессия педагога в современных условиях общественного развития претерпевает свои изменения. Расширяются виды и функции профессиональной деятельности, появляются новые профессиональные задачи, существенным образом изменяются способы их решения, возникает запрос на иные профессиональные роли учителя (учитель-модератор, учитель-командный коуч, учитель-тьютор, учитель-фасилитатор) в образовательном процессе. Востребованными становятся модераторские компетенции, как способность отслеживать временные форматы учебной коммуникации, следование плану, помогать учащимся не только ориентироваться в учебной ситуации, но и удерживать образовательную цель; коучинговые компетенции - умение вести диалог, устанавливать доверительные отношения с учениками, организовывать коллективное взаимодействие, направленное на длительную совместную работу, стимулировать к сотрудничеству, самостоятельной творческой работе, осуществлять командообразование (тимбилдинг); тьюторские компетенции - актуализировать содержательный потенциал учащихся, простраивать индивидуальные маршруты, формировать навыки оформления продуктов учебно-познавательной и образовательной деятельности на основе выявленных запросов, интересов, определять образовательные ресурсы, стимулировать развитие мыслительных, коммуникативных, дискуссионных и рефлексивных способностей обучающихся, навыки самообразования и т.д.; фасилитационные компетенции - выстраивать доверительные отношения, осуществлять рефлексию, обсуждать процессуальные проблемы и сложности в процессе обучения, помогать анализировать результаты, включать учащихся в учебный процесс через личную позитивную поддержку, стимулировать самостоятельность, ответственность обучающихся [7].

Раскрывая значение и роль антропологического поворота в системе образования, М.С. Гусельцева выделяет четыре модуса (кастомизация, субъектность и субъективность, коммуникативный стиль, ориентация на жизненные задачи), влияющие на его изменения. По мнению автора, кастомизация в образовательном пространстве означает, что у каждого

ребенка и у каждого взрослого есть свой индивидуальный - познавательный и коммуникативный - стиль, есть свои интересы и мотивации, а главное, есть своя траектория и внутренняя программа развития. Индивидуальные стратегии образования позволяют человеку перейти к поиску себя в этом мире, отказавшись от линейности и стандартизированности. Субъектность и субъективность направлены на самостоятельный выбор обучающимся набора компетенций в зависимости от личных предпочтений, особенностей, мотивов, интересов и индивидуальной стратегии обучения. Особое значение приобретает коммуникативный стиль взаимодействия учителя и ученика, ценится уникальность, оригинальность, индивидуальность, владение коммуникативными стратегиями и тактиками. Без приближения образования к конкретному человеку, к его повседневной жизни, к задачам текущего дня и глобальным целям самореализации, невозможно достичь необходимых преобразований в системе [3]. По нашему мнению, современному учителя важно видеть горизонты и потенциал для индивидуальных стратегий развития не только обучающихся, но и своих собственных, отвечать на антропологические вызовы и быть готовыми к глобальным изменениям.

О.В. Тихомирова отмечает, что от готовности педагога осваивать новые способы организации образовательного процесса зависит формирование и развитие у обучающихся компетентностей, которые были бы востребованы работодателями в будущем (критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации) [9]. Следовательно, для формирования компетентностей будущего педагог должен владеть техниками и технологиями организации совместной учебной деятельности учеников, уметь создавать на учебном занятии атмосферу, побуждающую детей к деятельности (познавательной, коммуникативной и пр.), к пониманию общих смыслов происходящего, осознанию ценности этих смыслов, поддерживать выбор детей. В этой связи учителю необходимо изменить личную позицию стать «со-деятелем» образовательного процесса, применяя технологию фасилитации. И как следствие, фасилитация учения становится одним из способов педагогической деятельности.

Из вышесказанного следует, что необходим поиск новых форм, технологий, стратегий профессионального образования, учитывающих индивидуально-психологические особенности обучающихся, актуализирующих их стремление к осознанному, инициативному целеполаганию и самоосуществлению в вариативном образовательно-профессиональном пространстве. По нашему мнению, один из возможных вариантов модернизации является разработка программ практико-ориентированного, опережающего характера, т.е. разработка и реализации идеи «продуктовой» магистратуры.

Основная идея продуктовой магистратуры - формирование педагогической команды (команды профессионалов) для нового образовательного учреждения. Команды, способной разрабатывать и реализовывать образовательные программы, опираясь на мировые тенденции в области развития образования, национальные и региональные приоритеты, запросы педагогического сообщества, обучающихся (их семей) и потенциал образовательной организации, а также порождать принципиально новые идеи, проекты и образовательные продукты. По нашему мнению, создание образовательных продуктов в процессе обучения и конструирование персональных образовательных траекторий с опорой на свои личностные качества, позволят магистрантам находить продуктивные решения многоуровневых проблем, возникающих в современном образовании.

Идея создания образовательных продуктов имеет свою историю и получила распространение в педагогической науке и практике, обобщая экономические, философские, социологические и психологические исследования. В понимании А.В. Хуторского, образовательный продукт - результат образовательной деятельности человека, четко задаваемый на уровне цели и диагностируемый по завершению деятельности. Внешний образовательный (материализованный) продукт деятельности выражается в виде текстов, учебных программ, диагностических материалов, авторских методик, проектов, планов воспитанной работы (для учителей) и внутренних - личностных приращений в виде профессиональных компетенций, новых знаний, умений и качеств [11]. Д.И. Воронин, С.Н. Каштанова, раскрывая механизмы создания образовательного продукта, акцентируют внимание на его способность удовлетворять потребности субъекта образовательной деятельности, связанную с формированием необходимых ему личных и профессиональных компетенций [2]. И.Ф. Фильченкова рассматривает образовательный продукт как результат научно-педагогической, научно-исследовательской, инновационной деятельности преподавателя [10]. Л.В. Журавлева выделяет свойства образовательного продукта: востребованность, планируемость и проектная ограниченность, идеальность, духовный потенциал, адекватность цели, антропоцентричность, культуросообразность, зависимость от технологии организации процесса образования, системность, уровневость, вероятностность (эвристичность), интегрированность, динамичность [4]. В рамках данного исследования важным является оценка качества внутреннего образовательного продукта, т.е. сформированность профессионально-личностных качеств и компетентностей выпускников продуктовой магистратуры направления «Педагогическое образование» через созданные и реализованные ими внешние продукты: проекты, рабочие программы по предметам, модульные программы, методические разработки, ВКР и т.д.). Возникает значимость комплексной подготовки педагогических кадров к разработке и внедрению инноваций на уровне образовательного учреждения.

В условиях инновационной деятельности субъектом становления может выступать как отдельный педагог, так и команда педагогов данного образовательного учреждения. Значимость команды, способной выполнять функциональные или проектные задачи подчеркивают П. Лукша и Д. Песков [1, С. 25], отмечая, что слаженная работа команды в текущих условиях обеспечивает организациям продуктивное развитие.

Н.Ф. Ильина, В.А. Адольф отмечают, что важным моментом в процессе профессионального развития команды и каждого ее представителя является формирование общих представлений об образе отдаленного будущего. Один из основных принципов строительства будущего заключается в том, что субъект должен соответствовать по масштабу тем преобразованиям, которые он будет реализовать. Одному учителю невозможно осуществить подобные изменения, поэтому речь идет о профессиональном становлении педагогической команды в целом и каждого ее члена в отдельности [5, С. 79-80]. Регулярное обсуждение вопросов развития образовательного учреждения, разработки и реализации инновационных проектов и программ в разных формах, например, специальных, для которых выделено особое время и место (стратегические и проектные сессии, проблемные и методологические семинары, ситуативные, имитационно-моделирующие и организационно-деятельностные игры, тренинги и т.д), ситуативных, реализуемых в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии квазипрофесииональной деятельности, способствуют формированию устойчивого представления о профессиональном будущем сегодняшних магистрантов. Опишем один из инструментов активизирующий работу педагогической команды школы - стратегическая сессия.

Стратегическая сессия проводилась в рамках реализации проекта «Школа под ключ», направленного на подготовку педагогических команд для новых школ и включала в себя три такта работы. Раскроем особенности каждого такта.

Первый так стратегической сессии был направлен на командообразование, формирование единого образа школы будущего, выделение ключевых проектов, которые будут реализованы магистрантами в общеобразовательном учреждении, определении направления развития организации. Особенностью данного этапа являлось, то, что в процесс проектирования были включены не только бакалавры направления подготовки «Педагогическое образование профиль «Начальное образование», магистранты направления «Педагогическое образование» профиль «Среднее общее образование (по

предметным областям)», профиль «Инноватика в педагогическом образовании», профиль «Менеджмент образовательной организации», профиль «Музейная педагогика и мировая художественная культура», но и учителя начальной и средней школы, администрация образовательного учреждения и преподаватели кафедры «Педагогическое образование» Гуманитарно-педагогического института (ГПИ) Севастопольского государственного университета.

Первый такт совместной работы пяти проектных педагогических команд завершился представлением «Образа новой школы». В своих докладах спикеры от групп отмечали, что одной из важных характеристик эффективного образования является готовность школьников к взрослой жизни (умение решать жизненные задачи и нести личную ответственность, умение самостоятельно мыслить, вести продуктивный диалог, понимать себя и других, управлять собственным эмоциональным состоянием, проявлять чувство благодарности и сопричастности и много другое). По мнению участников стратегической сессии, это возможно достичь при более плотном взаимодействии школы с семьей и с социальными партнёрами.

В рамках стратегической сессии особая роль отвадилась модераторам проектных педагогических команд. Основными задачами модератора являлись настройка групп на длительную совместную работу, расширение смысловых горизонтов, удержание темы обсуждения, фиксация предложений, снятие эмоционального напряжения, выстраивание регламента, управление обсуждением и активностью участников, организация эффективной коммуникации и т.д.

Ключевая задача второго такта работы заключалась в оформлении и представлении проектных замыслов исходя из актуальных запросов образовательного учреждения. Командам необходимо было составить список идей и выбрать по пять приоритетных, которые отвечают перспективным направлениям развития организации и соответствуют сложившемуся образу «Новой школы». Следует обратить внимание, что на данном этапе работы администрация образовательного учреждения выступает в качестве экспертов и не принимает участия в обсуждении проектных замыслов. Участниками было озвучено более тридцати проектных идей. Перечислим идеи, которые были отмечены членами экспертного совета: «Волонтерский и тьюторский центр», «Студия педагогического проектирования и дизайна», «Школа родителей», «Школа морской подготовки», «Комфортная среда», «Школа-жизни», «Центр патриотического воспитания», «Досуговый центр для семьи», «Равный - Равному», «Субботники», «Передвижной музей» и т.д. Данный так работы, усилил потребность участников к совместной преобразовательной деятельности и готовность к сотрудничеству.

Третий такт выходит за рамки стратегической сессии и заключается в оформлении эскизов проектов, обсуждении и согласовании с заказчиком. Заказчиком выступает Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Образовательный центр «Бухта Казачья»» (ГБОУ города Севастополя «Образовательный центр «Бухта Казачья»»). Подобное взаимодействие педагогических команд с заказчиком, позволит участником расширить представление об организации, скорректировать содержание проектов на основе внедрения новых методов, подходов и технологий, выявить требования и ожидания со стороны заказчика, оценить ресурсные возможности организации, уточнить сроки реализации проектов, выявить риски и при необходимости скорректировать итоговый продукт. Следует обратить внимание, что в обязательном порядке в конце реализации проекта магистрантами должен быть получен продуктовый результат, решающий обозначенную проблему.

Выводы. На примере стратегической сессии, которая проводилась на базе ГБОУ города Севастополя «Образовательный центр «Бухта Казачья»», можно увидеть, что подобные форматы способствуют формированию стратегического видения, формированию проектного и инновационного мышления, расширяет командное взаимодействие педагогов, позволяет каждому участнику осознать свои возможности и ограничения, повышает вовлеченность всех членов команды в решение актуальных задач образовательной организации, помогает осваивать и внедрять новые формы и технологии в процесс обучения школьников, и, как следствие, повышает эффективность подготовки педагогических кадров для новой школы.

Литература:

1. Будущее образования: глобальная повестка. Павел Лукша и Дмитрий Песков, 2013. - С. 54.

2. Воронин, Д.И. Механизм создания образовательного продукта / Д.И. Воронин, С.Н. Каштанова // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практич. конф. - Н. Новгород, 2015. - С. 262-264

3. Гусельцева, М.С. Предпосылки антропологического поворота в образовании / М.С. Гусельцева // Образовательная политика. - № 1 (89). - 2022. - С. 26-40.

4. Журавлева, Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность / Л.В. Журавлева // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 321. - С. 159-163

5. Ильина, Н.Ф. Онтология непрерывного образования: учебное пособие / Н.Ф. Ильина, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 199 с.

6. Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире. Круглый стол, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена / М.Н. Кожевникова, А.Г. Асмолов, С.В. Борисов, Е.В. Брызгалина, С.В. Иванова, А.В. Кирьякова, О.Е. Лебедев, А.И. Макаров, В.М. Монахов, Л.Т. Ретюнских, В.М. Розин, И.Б. Романенко, В.В. Сериков // Ценности и смыслы. - 2021. - № 6 (76). - С. 117-149

7. Пилипчевская, Н.В. Педагогическая команда для новой школы: теоретические аспекты и практические задачи / Н.В. Пилипчевская // Мир человека: материалы ежегод. конф. - Вып. 1 (50). - 2022. - С. 144-149

8. Степанова И.Ю., Пилипчевская Н.В. Практико-ориентированная подготовка педагога в вузе: педагогическая интернатура - погружение студентов в профессиональную деятельность: монография / И.Ю. Степанова, Н.В. Пилипчевская // Под общ. ред. В.А. Адольфа; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. - 224 с.

9. Тихомирова, О.В. 4 к в школе: учитель как фасилитатор / О.В. Тихомирова // Образовательная политика. - 2019. -№ 3 (79). - С. 44-48

10. Фильченкова, И.Ф. Систематизация образовательных продуктов инновационной деятельности преподавателя вуза / И.Ф. Фильченкова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. -№ 3 (43)

11. Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., пераб. / А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.

12. Шалашова, М.М. Stem-педагог: учитель будущего / М.М. Шалашова // Образовательная политика. - 2020. -№ S5. - С. 34-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.