Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуткова Галина Александровна, Саберов Рушан Анвярович, Фильченкова Ирина Федоровна

Введение. Статья посвящена описанию подходов к проектированию образовательных программ педагогического профиля подготовки, реализуемых в Мининском университете. Обосновывается применение модульной структуры образовательных программ, и описываются блоки модулей в подготовке будущего учителя. Рассматривается идея внедрения модулей «универсальной подготовки», основанная на антропологическом подходе и обеспечивающая возможность изменения образовательной траектории после 2-го курса обучения. Статья представляет анализ методологических и практических результатов работы команды преподавателей в рамках реализации проекта «Модернизация образовательной деятельности: новые логистические решения» в 2016-2020 гг. в Мининском университете. Материалы и методы. Для решения поставленных в работе задач использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы научного поиска. Основными методами практического исследования являются анализ, синтез и формализация, педагогическое проектирование, описание подходов к проектированию структуры и содержания образовательных программ подготовки будущего учителя. Результаты исследования. В статье представлены основные концептуальные подходы к проектированию образовательных программ. Определена структура образовательной программы подготовки будущего педагога, включающая такие блоки модулей, как модули универсальной подготовки, модули психолого-педагогической подготовки, модули методической и предметной подготовки, модули специализации. Представлены этапы проектирования и уровни управления модульной образовательной программой будущего учителя. Обсуждение и заключения. Сделаны выводы о том, что представленные подходы к построению образовательных программ позволяют реализовать идеи эффективного «входа в профессию», изменения направления или профиля подготовки после 2-го курса. Определены основные направления дальнейшего развития подходов к проектированию образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папуткова Галина Александровна, Саберов Рушан Анвярович, Фильченкова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DESIGNING THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF FUTURE TEACHERS

Introduction. The article is devoted to the description of approaches to the design of educational programs of the pedagogical profile of training implemented at the Minin University. The article substantiates the application of the modular structure of educational programs and describes the blocks of modules in the preparation of the future teacher. The idea of introducing modules of "universal training", based on the anthropological approach and providing the possibility of changing the educational trajectory after the 2nd year of study, is considered. The article presents an analysis of the methodological and practical results of the work of the team of teachers in the framework of the project "Modernization of educational activities: new logistics solutions" in 2016-2020 at Minin University. Materials and Methods. To solve the tasks set in the work, general scientific, psychological, pedagogical and practical methods of scientific research were used. The main methods of practical research are analysis, synthesis and formalization, pedagogical design, description of approaches to the design of the structure and content of educational programs for the training of future teachers. Results. The article presents the main conceptual approaches to the design of educational programs. The structure of the educational program of training of the future teacher is defined, including such blocks of modules as modules of universal training, modules of psychological and pedagogical training, modules of methodological and subject training, modules of specialization. The stages of design and management levels of the modular educational program of the future teacher are presented. Discussion and Conclusions. Conclusions are drawn that the presented approaches to the construction of educational programs allow us to implement the ideas of effective "entry into the profession", changing the direction or profile of training after the 2nd year. The main directions of further development of approaches to the design of educational programs are determined.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Управление образованием Статья/Article

УДК 378(07)

Б01: 10.26795/2307-1281 -2021 -9-4-1

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Г. А. Папуткова21, Р. А. Саберов1, И. Ф. Фильченкова31

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2ФГАОУДПО «АкадемияМинпросвещенияРоссии», Москва, Российская Федерация 3Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвящена описанию подходов к проектированию образовательных программ педагогического профиля подготовки, реализуемых в Мининском университете. Обосновывается применение модульной структуры образовательных программ, и описываются блоки модулей в подготовке будущего учителя. Рассматривается идея внедрения модулей «универсальной подготовки», основанная на антропологическом подходе и обеспечивающая возможность изменения образовательной траектории после 2-го курса обучения. Статья представляет анализ методологических и практических результатов работы команды преподавателей в рамках реализации проекта «Модернизация образовательной деятельности: новые логистические решения» в 2016-2020 гг. в Мининском университете. Материалы и методы. Для решения поставленных в работе задач использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы научного поиска. Основными методами практического исследования являются анализ, синтез и формализация, педагогическое проектирование, описание подходов к проектированию структуры и содержания образовательных программ подготовки будущего учителя.

Результаты исследования. В статье представлены основные концептуальные подходы к проектированию образовательных программ. Определена структура образовательной программы подготовки будущего педагога, включающая такие блоки модулей, как модули универсальной подготовки, модули психолого-педагогической подготовки, модули методической и предметной подготовки, модули специализации. Представлены этапы проектирования и уровни управления модульной образовательной программой будущего учителя.

Обсуждение и заключения. Сделаны выводы о том, что представленные подходы к построению образовательных программ позволяют реализовать идеи эффективного «входа в профессию», изменения направления или профиля подготовки после 2-го курса. Определены основные направления дальнейшего развития подходов к проектированию образовательных программ.

Ключевые слова: образовательная программа, педагогическое образование, модульная структура, универсальный бакалавриат.

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность педагогическому коллективу Мининского университета, поддерживающему и реализующему новые идеи структуры и содержания программ подготовки будущего учителя. Также благодарим рецензентов за замечания и предложения.

Для цитирования: Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С.1.

THE CONCEPT OF DESIGNING THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL

PROGRAMS OF FUTURE TEACHERS

G. A. Paputkova21, R. A. Saberov1, I. F. Filchenkova31

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation 2FGAOU DPO "Academy of the Ministry of Education of Russia", Moscow, Russian Federation 3Vice-Rector for Educational Activities, Immanuel Kant Baltic Federal University,

Kaliningrad, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article is devoted to the description of approaches to the design of educational programs of the pedagogical profile of training implemented at the Minin University. The article substantiates the application of the modular structure of educational programs and describes the blocks of modules in the preparation of the future teacher. The idea of introducing modules of "universal training", based on the anthropological approach and providing the possibility of changing the educational trajectory after the 2nd year of study, is considered. The article presents an analysis of the methodological and practical results of the work of the team of teachers in the framework of the project "Modernization of educational activities: new logistics solutions" in 20162020 at Minin University.

Materials and Methods. To solve the tasks set in the work, general scientific, psychological, pedagogical and practical methods of scientific research were used. The main methods of practical research are analysis, synthesis and formalization, pedagogical design, description of approaches to the design of the structure and content of educational programs for the training of future teachers. Results. The article presents the main conceptual approaches to the design of educational programs. The structure of the educational program of training of the future teacher is defined, including such blocks of modules as modules of universal training, modules of psychological and pedagogical training, modules of methodological and subject training, modules of specialization. The stages of design and management levels of the modular educational program of the future teacher are presented.

Discussion and Conclusions. Conclusions are drawn that the presented approaches to the construction of educational programs allow us to implement the ideas of effective "entry into the profession", changing the direction or profile of training after the 2nd year. The main directions of further development of approaches to the design of educational programs are determined.

Управление образованием Keywords: educational program, teacher education, modular structure, universal bachelor's degree.

Acknowledgements: the authors of the article express their gratitude to the teaching staff of Minin University, who supported and implemented new ideas of the structure and content of future teacher training programs. We also thank the reviewers for their comments and suggestions.

For citation: Paputkova G.A., Saberov R.A., Filchenkova I.F. The concept of designing the main professional educational programs of future teachers // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 4. Р.1.

Введение

В рамках государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «16» июня 2014 г. №05.043.11.0025 по проекту «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (далее - университет, Мининский университет), были разработаны модель и механизмы модульного построения основной образовательной программы бакалавриата, успешно прошедшие экспертизу и апробацию на базе Мининского университета и вузов-партнеров [6, 9].

Основываясь на полученных материалах и опыте, начиная с 2016 года университет проводит постепенную модернизацию реализуемых основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) в рамках проекта «Модернизация образовательной деятельности: новые логистические решения». Так, в 2016 году ОПОП бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» были актуализированы с учетом модульного подхода [7] по следующим направлениям:

1) целевой компонент ОПОП определяется в практико-ориентированной логике при целенаправленном использовании Профессионального стандарта по видам деятельности, по которым осуществляется подготовка студента в процессе образования;

2) отбор и структурирование содержания ОПОП осуществляется в рамках модульного подхода в идеологии Liberal Arts, доказавшего свою высокую результативность и в зарубежном, и в современном российском опыте;

3) структура модуля инкорпорирует диагностический компонент, ориентированный на образовательный результат модуля, в форме итоговой аттестации по модулю. Это позволяет выйти на метапредметный и межпредметный уровень, реализовать подход в профессиональном обучении, основанный на решении конкретных профессиональных задач в соответствии с видами профессиональных действий и образовательных результатов модуля.

Реализация содержания модуля предполагает использование такой инновационной формы организации педагогического взаимодействия, как образовательное событие. Оно в качестве целевого приоритета имеет воздействие на аффективную сферу личности, т.е.

способствует профессиональному воспитанию студента, формированию системы профессиональных убеждений, а не только знаний, навыков, умений, компетенций.

При разработке модулей были также учтены возможности их реализации в сетевом партнерстве с привлечением ресурсов одной или нескольких образовательных организаций.

Подчеркнем, что внедрение модульной структуры построения ОПОП повлияло на постепенную трансформацию учебного процесса, выработку новых смыслов в управлении ОПОП и, соответственно, проведение в жизнь глобальных изменений всего университета [13, 16, 21, 23].

Обзор литературы

Проектирование образовательных программ находится в фокусе внимания как исследователей, так и практиков образования. Особенности проектирования образовательных программ в педагогическом вузе рассматривает Л.Г. Смышляева [19], И.А. Терских [20], С.Н. Каштанова и Е.А. Шестакова [10], применение модульного подхода в построении образовательных программ предлагают Т.В. Клеветова и С.А. Комиссарова [11], С.Н. Каштанова и Н.В. Белинова [5] и др., соотношение модульного и кластерного подходов в структуре образовательных программ педагогических направлений подготовки исследует А.Г. Бермус [4]. Исследователи подчеркивают, что реализация модульного подхода обоснована трансформацией целей и ценностей образования и происходит через изменение структуры образовательного процесса. Модульный подход позволяет максимально эффективно реализовать логику педагогической целесообразности, основанную на соответствии «цель - средство - результат», за счет четкости формулировок целевого и результативного компонента и выхода на задачи отбора и структурирования содержания ВО через результативный компонент, а не внешне заданное содержание - перечень дисциплин.

Необходимость многоканальности входа в педагогическую профессию, динамичности и индивидуализации образовательных программ вызвала внимание исследователей к модели Liberal Arts [1, 2, 18]. Подход, ориентированный на образовательную модель Liberal Arts, позволяет безболезненно осуществлять смену образовательной программы или профессии, не приводит при этом к большим потерям времени и сил. Liberal Arts представляет собой фундаментальную базу из ряда дисциплин, которые можно выбирать и комбинировать по своему желанию, позволяет получить уникальное образование для каждого и подготовиться к поступлению в магистратуру. Основой его является индивидуализация и многопрофильность. Студенту предоставляется возможность самостоятельно выстраивать учебный процесс и формировать индивидуальную образовательную траекторию за счет широкого выбора элективных дисциплин или модулей.

Модель Liberal Arts соответствует реализации идеи открытого педагогического образования будущего [22]. Она в большей степени направлена на развитие soft skills, что в ситуации неопределенности и высокоскоростной изменчивости профессионального мира является очевидным преимуществом и предоставляет дополнительные линии образования.

Индивидуализация обучения как основа указанного подхода реализуется через формирование индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов. Их теоретическое обоснование представлено в работах Р.У. Арифулиной, Г.А. Кручининой, С.В. Фроловой и др. [3, 12, 24, 25]. Тем не менее моделирование их требует практического решения на уровне структуры образовательных программ.

Материалы и методы

Особенности темы исследования определяют сочетание теоретических и практических методов в работе. Основными методами практического исследования являются анализ, синтез и формализация, педагогическое проектирование, описание подходов к проектированию структуры и содержания образовательных программ подготовки будущего учителя. Описание практического опыта основано на использовании анализа источников по изучаемой теме. Применялись общенаучные, психолого-педагогические и практические методы научного поиска.

Результаты исследования

Концепция проектирования образовательных программ будущих педагогов в Мининском университете основана на применении модульного и антропологического подходов.

Модульная структура ОПОП выступает одним из ключевых элементов стратегии развития университета. Модульный подход при разработке ОПОП учитывает принципы многоканальности входа в профессию учителя, академической мобильности, вариативности, метапредметности и индивидуализации.

Новый формат построения образовательной программы в Мининском университете носит название «универсального бакалавриата» и осуществляется на 1 и 2 курсах. В рамках идеи «универсального бакалавриата» учебные планы предусматривают модули, обеспечивающие формирование общекультурных (универсальных) компетенций, таких как формирование критического мышления, навыков проектной деятельности, эффективной коммуникации и т.д. В основе «универсального бакалавриата» заложены метапредметность и вариативность.

Такая система позволяет выстроить программу по формуле не «4+2» (бакалаврит + магистратура), а по формуле «2+2+2» (универсальный бакалаврит + профильный бакалавриат + магистратура) и тем самым обеспечивает возможность формирования гибкой индивидуальной образовательной траектории.

В рамках проектирования ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 -Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) были определены следующие блоки модулей в подготовке будущего учителя:

Модули универсальной подготовки:

- направлены на формирование универсальных компетенций, в т.ч. на формирование критического мышления и научного мировоззрения;

- обеспечивают формирование трудового и мобильного поведения на рынке труда, взаимодействие в цифровом, поликультурном, безопасном обществе.

Модули психолого-педагогической подготовки:

- направлены на формирование психолого-педагогических компетенций, позволяющих работать с неоднородным контингентом детей и выстаивать отношения со всеми участниками образовательных отношений.

Модули предметной и методической подготовки:

- направлены на формирование профессиональных компетенций;

- обеспечивают теоретическую и практическую подготовку будущего учителя в качестве предметника;

Модули специализации:

- модули узкой профилизации;

- обеспечивают индивидуализацию профессионального развития с учетом будущих профессиональных интересов или места будущего трудоустройства.

Общая структура построения учебного плана в разрезе направлений (модулей) подготовки представлена на рисунке 1.

Универсальная

подготовка

(15-22%)

Психолого-

педагогическая

подготовка

(9-13%)

Предметная подготовка

(39-44%)

OPAGCFIMlim птвпъаш^ пржтассА

Методическая подготовка

(25-30%)

Модули специализации (4%)

Рисунок 1 - Общая структура построения учебного плана в разрезе направлений (модулей)

подготовки будущих педагогов

Universal training (15-22%) Psychological and pedagogical training (9-13%) Subject training (39-44%)

PRACTICE PRACTICE PRACTICE Methodological training (25-30%)

Specialization modules (4°

Figure 1 - General structure of curriculum construction in the context of directions (modules) of future

teachers training

Принципиально важным аспектом нового подхода к проектированию ОПОП педагогических профилей подготовки, реализуемых в университете, стало внедрение так называемых «универсальных модулей» (модулей универсальной подготовки).

В основу идеи для формирования модулей универсальной подготовки был положен антропологический подход (рисунок 2), предполагающий развитие будущего педагога не только непосредственно в своей профессиональной - предметной деятельности, но и во всем разнообразии сфер деятельности человека.

Рисунок 2 - Антропологический подход формирования модулей универсальной подготовки

Figure 2 - Anthropological approach to universal training modules

На наш взгляд, с концептуальной точки зрения это позволяет не только подготовить выпускника к работе в ситуации неопределенности, динамичности, разного характера ученического коллектива, но и заложить основы для продолжения расширения кругозора будущего учителя, определяющего его точки роста в личностно-профессиональной сфере. Подчеркнем, что современный учитель должен быть не только источником предметных знаний, но и обладать интеллектом, позволяющим раскрыть его способности в разных плоскостях жизни и деятельности человеческого социума. Именно такой подход позволяет готовить учителей, способных привлечь внимание всех учащихся и увести за собой в мир предметной и метапредметной областей, быть интересным своим слушателям.

Краткое описание схем построения универсальных модулей представлено ниже в рисунках 3-4.

Рисунок 3 - Концептуальное наполнение модулей 1-3 («большие идеи»)

Figure 3 - Conceptual content of modules 1-3 ("big ideas")

Рисунок 4 - Концептуальное наполнение модулей 4-5 («большие идеи»)

Figure 4 - СопсерШа! соПеп! of то^1е8 4-5 ("Ы§ ideasм)

Описанные выше идеи в практической плоскости представлены в структуре примерного учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (рисунок 5).

Заслуживают внимания еще несколько новаций в построении учебного плана ОПОП.

1. Модули специализации - это комплексная научно-практическая дидактическая единица ОПОП, обеспечивающая индивидуализацию профессионального развития обучающегося с учетом места будущего трудоустройства и/или актуальных запросов системы образования.

В настоящее время в реализуемых ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 -Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) внедрены следующие модули специализации (на примере профиля подготовки «История и Обществознание»): «Основные принципы организации и дифференциации педагогического труда учителя истории и обществознания», «Современные педагогические технологии модерации в обучении истории и обществознанию», «Современные педагогические технологии тьюторства в работе учителя».

Рисунок 5 - Структура примерного учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Figure 5 — Structure of the model curriculum in the area of training 44.03.05 - Pedagogical education (with two training profiles)

Разработка новых модулей продолжается в рамках федеральной инновационной площадки Мининского университета «Модуль-инжиниринг персонифицированного обучения будущих педагогов в вузе» (период реализации инновационного образовательного проекта - 2021 - 2023 гг.).

2. Комплексный экзамен готовности к профессиональной деятельности

По завершении программы «универсального бакалавриата» предусмотрен обязательный комплексный экзамен готовности к получению будущей профессии (КЭГ). КЭГ является одним из элементов системы управления качеством образовательной деятельности. Он направлен на «независимую оценку достижений и степени соответствия мотивационной, практической и теоретической подготовленности обучающегося к получению профессионального образования» [17].

Вместе с тем КЭГ выступает диагностическим инструментом в реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Достигнутые результаты, продемонстрированные в ходе экзаменационных испытаний, могут послужить основой для изменения образовательной траектории.

Другими словами, КЭГ - комплексное испытание, направленное на определение соответствия реальных достигаемых образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям о степени готовности к профессиональной деятельности обучающихся по программам бакалавриата [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных целей проведения КЭГ выступают:

- обеспечение комплексной и независимой оценки качества образования;

- выявление мотивированных к профессиональной деятельности обучающихся;

- определение соответствия уровня мотивационной готовности к обучению профессии требованиям ФГОС ВО и работодателей;

- оценка уровня сформированности образовательных результатов, определяющих профессиональные способности выпускника.

В рамках ОПОП по 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) КЭГ проводится в период промежуточной аттестации по завершении обучения на втором курсе для всех обучающихся по данному направлению подготовки.

КЭГ включает в себя тестирование (тест и кейс) по педагогике и психологии, курсовой или учебный проект в предметной деятельности, портфолио достижений обучающегося. При этом на всех этапах привлекаются работодатели: от экспертизы и рецензирования кейсов до участия в комиссии по приему экзамена.

Следует отметить, что при освоении универсальных модулей особое внимание уделяется формированию навыков проектной деятельности обучающихся. На 1-2 курсе обучающиеся приобретают навык участия в проекте при изучении дисциплины «Организация проектной деятельности», направленной на приобретение теоретических основ и практического опыта подготовки и защиты проектов, дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности», предполагающей научное проектирование (подготовка публикации, мини-исследования), дисциплины «Социальное проектирование», обеспечивающей участие студентов в социальных проектах. Логическим завершением данного процесса обучения на этапе 1-2 курса является именно комплексный экзамен готовности к профессиональной деятельности.

Этапы проектирования модульной образовательной программы включали в себя:

1 - формулировку идеи модульной реализации ОПОП;

2 - создание проектных групп из числа преподавателей разных кафедр (метапрофильных проектных групп) [8];

3 - проектирование модулей универсальной подготовки;

4 - формирование структуры ОПОП;

5 - формирование содержания модулей;

6 - открытую защиту проектными группами структуры и содержания модульной ОПОП. Надо отметить, что на каждом этапе предусматривается открытое обсуждение

достигнутых результатов работы на проектных сессиях, на заседаниях ректората, учёного совета.

Предложенная структура модульной ОПОП предусматривает многоуровневую систему управления, которая реализуется за счет включения новых ролей профессорско-преподавательского состава: руководители ОПОП, руководители модулей универсальной подготовки, руководители модулей психолого-педагогической подготовки (рисунок 6).

Модули универсальной подготовки

г л

Модули психолого-педагогической подготовки

Общепрофессиональный компонент

Руководители модулей психолого-педагогической подготовки

f Л Модули предметной и методической подготовки

Профильный компонент J

Руководитель ОПОП

Рисунок 6 - Уровни управления модульной ОПОП по подготовке будущего учителя

Universal training modules

f ... Л

Psychological and pedagogical training modules

General professional component

Managers of psychological and

pedagogical training modules

( . "N Modules of subject and methodological training

Profile component >

OPOP Managers

Figure 5 - Modular OPOP management levels for future teacher training

Примечательно, что описанная выше структра построения модульного учебного плана ОПОП уже сейчас позволяет реализовывать механизмы смены профиля подготовки в конце второго курса обучения в упрощенном варианте с минимальной академической разницей, что соотвествует федеральной повестке, обозначенной в ежегодном послании Президента к Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года: «Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это не так просто наладить, но нужно это сделать»»

Кроме этого, применяемая модель подготовки педагога, на наш взгляд позволяет более широко реализовывать возможность раннего включения обучающихся, успешно завершивших обучение на втором курсе, в непосредственную профессиональную деятельность с 3-го курса по программам дополнительного профессионального образования, а с 4-го курса - по основным образовательным программам школы (в соотвествии с Федеральным законом от 08.06.2020 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»).

Обсуждение и заключения

Университет продолжает работать над опережающим и восходящим развитием модульного принципа построения ОПОП.

Так, в октябре 2020 года для руководителей ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) была проведена проектная сессия «Стратегии модернизации учебных планов в свете трансформации общего образования» 29 октября 2020 г. (Приказ №634/01.2.14 от 26.10.2020 г.). Основной целью проектной сессии была определена выработка подходов по унификации модулей предметной подготовки на смежных образовательных программах по профилю 1 и профилю 2 (для ОПОП 2021 года набора).

Кроме этого, предметом анализа и проектирования ОПОП являлись:

- совершенствование связей модулей предметной подготовки с предметной областью в школе (на основе фундаментального ядра содержания общего образования);

- обеспечение единства практик с модулями предметной и методической, психолого-педагогической подготовки, логика их проведения при формировании календарного графика, четкость взаимосвязи учебной и производственной практик, целостность всего комплекса практической подготовки;

- применение принципов разумной вариативности дисциплин модулей предметной подготовки, актуальность и личностная ориентация модулей дополнительной специализации, построение индивидуальных образовательных маршрутов.

Развитие проекта по разработке и внедрению в ОПОП модулей специализации получило поддержку на федеральном уровне. В 2020 году университет получил статус Федеральной инновационной площадки по теме «Модуль-инжиниринг персонифицированного обучения будущих педагогов в вузе».

Основной целью инновационного образовательного проекта является формирование образовательных условий и процессов личностно-профессионального развития обучающихся в вузе на основе модуль-инжиниринга персонифицированных маршрутов и траекторий будущих педагогов. Реализация инновационного образовательного проекта рассчитана на 2021 - 2023 год. Проект основан на концептуальных и практических цифровых решениях

сопровождения образовательного процесса [14, 15, 28]. Он позволит реализовать современные IT-решения - апробировать и внедрить для обучающихся в университете и вузах-партнерах цифровой сервис «Электронный тьютор ИОМ».

Таким образом, процесс модернизации реализуемых в университете основных профессиональных образовательных программ, безусловно, является драйвером его развития и способствует внедрению в образовательную и воспитательную, научно-исследовательскую деятельность новых решений в части средового подхода (Open Space, STA-студия, Скрипториум), цифровизации процессов, совершенствования кадрового потенциала Мининского университета.

Список использованных источников

1. Авдонина Н.С. Образовательная модель LiberalArts: содержание и методы // Ценности и смыслы. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-model-liberal-arts-soderzhanie-i-metody (дата обращения: 20.06.2021).

2. Академик Семенов: «Мы восстанавливаем идеальный баланс» // Проект Учёба.ру. URL: https://www.ucheba.ru/article/1158 (дата обращения: 20.06.2021).

3. Арифулина Р.У., Фролова С.В., Хава С.Я. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и индии // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 10.

4. Бермус А.Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век.

2015. №4(12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasterno-modulnyy-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovatelnyh-programm-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.06.2021).

5. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17).

6. Каштанова С.Н., Воробьев Н.Б., Илалтдинова Е.Ю., Орлова О.А., Пыжьянова М.А., Соткина С.А., Белинова Н.В. Модернизация образовательного процесса: проектирование модулей основной профессиональной образовательной программы: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 64 с.

7. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Диссеминация опыта проектирования профессиональных модулей в педагогическом вузе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. №3(33). С. 31-44.

8. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7, №4. С. 115-127.

9. Каштанова С.Н. Из опыта проектирования и апробации новых образовательных модулей в рамках специального (дефектологического) образования для подготовки бакалавров 34 курсов непедагогических направлений подготовки // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Варданян. Саранск, 2016. С. 330-335.

10. Каштанова С.Н., Шестакова Е.А. О некоторых аспектах подготовки преподавателей к проектированию образовательных программ // Современные наукоемкие технологии.

2016. №2-1. С. 83-86.

11. Клеветова Т.В., Комиссарова С.А. Проектирование образовательного процесса на основе модульного подхода при подготовке будущих учителей физики и информатики // Современные проблемы науки и образования. 2019. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28837 (дата обращения: 20.06.2021).

12. Кручинина Г.А., Фролова С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося по изучению английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №52-7. С. 211-219.

13. Илалтдинова Е.Ю. Педагогическое образование: потенциал и ресурсы экосистемных решений // Аккредитация в образовании. 2019. №6(114). С. 70-71.

14. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 10.

15. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф. О концепции развития цифровой педагогики в Мининском университете // Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы: сборник трудов конференции / под ред. Т.Н. Владимировой, И.В. Жилавской, О.В. Гордиенко, И.А. Фатеевой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 208-215.

16. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф. Сопровождение жизненного цикла профессии педагога в структуре регионального социально-педагогического кластера // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2018. С. 159-164.

17. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научный потенциал. 2020. №11(116). С. 174-176.

18. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Свободное образование и профессиональная подготовка педагогов // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: сборник материалов VII международной научно-практической конференции. Симферополь, 2020. С. 242-243.

19. Смышляева Л.Г., Войтеховская М.П., Матвеев Д.М. Особенности модульных образовательных программ подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. №8(197). С. 155-161.

20. Терских И.А. Проектирование образовательных программ // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. Спецвыпуск №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/proektirovanie-obrazovatelnyh-programm (дата обращения: 20.06.2021).

21. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Самерханова Э.К., Фильченкова И.Ф., Демидова Н.Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, №1. С. 52-63.

22. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Открытое педагогическое образование будущего: новые средовые решения. М. - Н. Новгород, 2020.

23. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В., Богородская О.В., Перевощикова Е.Н., Кудрявцев В.А., Житкова В.А., Каштанова С.Н., Самойлова Г.С., Латухина А.Л., Самерханова Э.К., Комышкова А.Д., Прохорова И.В.,

Картавых М.А., Арифулина Р.У. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ. Н. Новгород: Мининский университет, 2017.

24. Фролова С.В., Королева А.С., Какорина Н.В., Кузнецова Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в воспитательном пространстве образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. №4. С. 150.

25. Фролова С.В. Педагогическое сопровождение студента на индивидуальном образовательном маршруте внеучебной деятельности. Н. Новгород, 2016.

26. Ilaltdinova E.U., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Bicheva I.B., Krasnopevtseva T.F. Comprehensive readiness exam of bachelors of pedagogical education in the structure of the independent assessment of the quality of education // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 8. Pp. 3381-3386.

27. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution / Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. World conference of Higher education. 2009. Available at: http://www.cep.edu.rs/public/Altbach,_Reisberg,_Rumbley_Tracking_an_Academic_Revolutio n, UNESCO 2009.pdf (accessed: 20.06.2021).

28. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Ilaltdinova E.Y., Klyueva M.I. Open digital education space: classification of e-services at university // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, no. 2. Pp. 2495-2498.

References

1. Avdonina N.S. LiberalArts educational model: content and methods. Cennosti i smysly, 2017, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-model-liberal-arts-soderzhanie-i-metody (accessed: 20.06.2021). (In Russ.)

2. Academician Semenov: "We are restoring the ideal balance". Proekt Uchyoba.ru. Available at: https://www.ucheba.ru/article/1158 (accessed: 20.06.2021). (In Russ.)

3. Arifulina R.U., Frolova S.V., Hava S.YA. Implementation of individual educational routes in higher education: the experience of Russia and India. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 4(12), p. 10. (In Russ.)

4. Bermus A.G. Cluster-modular approach to the design of educational programs in the system of continuing education. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2015, no. 4(12). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/klasterno-modulnyy-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovatelnyh-programm-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (accessed: 20.06.2021). (In Russ.)

5. Kashtanova S.N., Belinova N.V. Modular learning: goal setting, structure and content design. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4(17). (In Russ.)

6. Kashtanova S.N., Vorob'ev N.B., Ilaltdinova E.YU., Orlova O.A., Pyzh'yanova M.A., Sotkina S.A., Belinova N.V. Modernization of the educational process: design of modules of the main professional educational program: teaching aid. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2016. 64 p. (In Russ.)

7. Kashtanova S.N., Kudryavcev V.A. Dissemination of the experience of designing professional modules in a pedagogical university. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika ipsihologiya, 2015, no. 3(33), pp. 31-44. (In Russ.)

8. Kashtanova S.N., Kudryavcev V.A. The problem of forming a team of teachers for the tasks of designing and implementing modular educational programs. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie www.psyedu.ru, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 115-127. (In Russ.)

9. Kashtanova S.N. From the experience of designing and testing new educational modules within the framework of special (defectological) education for the preparation of 3-4 year bachelors of non-pedagogical areas of training. Integraciya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psihologiya, pedagogika, defektologiya: materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii /pod red. YU.V. Vardanyan. Saransk, 2016. Pp. 330-335. (In Russ.)

10. Kashtanova S.N., SHestakova E.A. On some aspects of training teachers for the design of educational programs. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 2-1, pp. 83-86. (In Russ.)

11. Klevetova T.V., Komissarova S.A. Designing the educational process on the basis of a modular approach in the preparation of future teachers of physics and informatics. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28837 (accessed: 20.06.2021). (In Russ.)

12. Kruchinina G.A., Frolova S.V. Designing an individual educational route for a student in the study of the English language. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2016, no. 52-7, pp. 211-219. (In Russ.)

13. Ilaltdinova E.YU. Pedagogical Education: Potential and Resources of Ecosystem Solutions. Akkreditaciya v obrazovanii, 2019, no. 6(114), pp. 70-71. (In Russ.)

14. Ilaltdinova E.YU., Fyodorov A.A., Fil'chenkova I.F. Typology of electronic services in an open educational space. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 2(19), p. 10. (In Russ.)

15. Ilaltdinova E.YU., Fil'chenkova I.F. On the concept of development of digital pedagogy at Minin University. Pedagogicheskoe obrazovanie v cifrovom obshchestve: vyzovy, problemy, perspektivy: sbornik trudov konferencii /pod red. T.N. Vladimirovoj, I.V. ZHilavskoj, O.V. Gordienko, I.A. Fateevoj. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2019. Pp. 208-215. (In Russ.)

16. Ilaltdinova E.YU., Fil'chenkova I.F. Maintenance of the life cycle of the teaching profession in the structure of the regional socio-pedagogical cluster. Nepreryvnoe obrazovanie pedagogov: dostizheniya, problemy, perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii GUO «Akademiyaposlediplomnogo obrazovaniya». Minsk, 2018. Pp. 159-164. (In Russ.)

17. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F. Some aspects of an independent assessment of the achievements of students in pedagogical areas of training. Global'nyj nauchnyjpotencial, 2020, no. 11(116), pp. 174-176. (In Russ.)

18. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F. Free education and professional training of teachers. Povyshenie konkurentosposobnosti social'no-ekonomicheskih sistem v usloviyah transgranichnogo sotrudnichestva regionov: sbornik materialov VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Simferopol, 2020. Pp. 242-243. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Smyshlyaeva L.G., Vojtekhovskaya M.P., Matveev D.M. Features of modular educational programs for training bachelors of pedagogical education. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin), 2018, no. 8(197), pp. 155-161. (In Russ.)

20. Terskih I.A. Designing educational programs. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. CHekhova, 2014, special issue no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-obrazovatelnyh-programm (accessed: 20.06.2021). (In Russ.)

21. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerhanova E.K., Fil'chenkova I.F., Demidova N.N. Designing a new design of the educational ecosystem of a university in the context of

modernization of national education. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2018, vol. 23, no. 1, pp. 52-63. (In Russ.)

22. Fedorov A.A., Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. Open teacher education of the future: new environmental solutions. Moscow - Nizhny Novgorod, 2020. (In Russ.)

23. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.YU., Fil'chenkova I.F., Frolova S.V., Bogorodskaya O.V., Perevoshchikova E.N., Kudryavcev V.A., ZHitkova V.A., Kashtanova S.N., Samojlova G.S., Latuhina A.L., Samerhanova E.K., Komyshkova A.D., Prohorova I.V., Kartavyh M.A., Arifulina R.U. Portrait of a teacher. The basis for modeling educational programs. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017. (In Russ.)

24. Frolova S.V., Koroleva A.S., Kakorina N.V., Kuznecova N.A. Designing an individual educational route in the educational space of an educational organization. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 4, p. 150. (In Russ.)

25. Frolova S.V. Pedagogical support of a student on an individual educational route of extracurricular activities. Nizhny Novgorod, 2016. (In Russ.)

26. Ilaltdinova E.U., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Bicheva I.B., Krasnopevtseva T.F. Сomprehensive readiness exam of bachelors of pedagogical education in the structure of the independent assessment of the quality of education. Universal Journal of Educational Research, 2020, vol. 8, no. 8, pp. 3381-3386.

27. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution / Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. World conference of Higher education. 2009. Available at: http://www.cep.edu.rs/public/Altbach, Reisberg, Rumbley Tracking an Academic Revolutio n, UNESCO 2009.pdf (accessed: 20.06.2021).

28. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Ilaltdinova E.Y., Klyueva M.I. Open digital education space: classification of e-services at university. International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 2495-2498.

© Папуткова T.A., Саберов РА., Фильченкова И.Ф., 2021

Информация об авторах Папуткова Галина Александровна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени ^зьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, начальник отдела стратегии развития педагогического образования управления взаимодействия с педагогическими вузами, ФГAОУ ДПО «Aкадемия Минпросвещения России», Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Саберов Рушан Анвярович - начальник учебно-методического управления, Нижегородский государственный педагогический университет имени ^зьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: saberow@yandex. ru.

Фильченкова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени ^зьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, проректор по образовательной деятельности, Балтийский федеральный университет имени Иммануила ^нта, ^лининград, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Information about the authors Paputkova Galina A. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Head of the Department of Strategy for the Development of Pedagogical Education of the Department of Interaction with Pedagogical Universities, FGAOU DPO "Academy of the Ministry of Education of Russia", Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Saberov Rushan A. - Head of the Educational and Methodological Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Filchenkova Irina F. - candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Vice-Rector for Educational Activities, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation, e-mail: ifilchenkova@yandex .ru.

Вклад соавторов

Папуткова Галина Александровна - формирование концептуальных идей; в организации сбора данных и обобщение результатов его проведения в публикации. Саберов Рушан Анвярович - изучение концепции, сбор и анализ результатов проекта, представление данных в тексте, оформление результатов в публикации. Фильченкова Ирина Федоровна - развитие методологии, систематизация доработка и написание окончательного варианта статьи.

Contribution of authors Paputkova Galina A. - the formation of conceptual ideas; participation in the organization of data collection and generalization of the results of its conduct in the publication.

Saberov Rushan A. - concept study, collection and analysis of project analysis results, presentation of data in text, presentation of results in publication.

Filchenkova Irina F. - development of methodology, systematization of data, revision and writing of the final version of the article.

Поступила в редакцию: 29.06.2021 Принята к публикации: 01.10.2021 Опубликована: 12.11.2021

участие анализа данных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.