Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / OPEN EDUCATION / SELF-DETERMINATION IN ACTIVITY / INDIVIDUALLY PERSONAL POTENTIAL / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Инга Юрьевна, Пилипчевская Наталья Викторовна

Образовательная реальность, современная социокультурная ситуация накладывает существенные требования к проявлению педагогом собственного индивидуально-личностного потенциала, предоставляя широкие возможности для выбора места профессионально-трудовой деятельности. И для того, чтобы выбором можно было воспользоваться, он должен стать осознанным. Поэтому в процессе освоения образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» студентов необходимо готовить к самоопределению в профессиональной деятельности. Для этого необходимо преодолевать барьеры индивидуально-личностного характера, которые наиболее заметны на младших курсах. Это становится возможным за счет реализации в образовательном процессе идей открытого образования, создания проектного пространства взаимодействия команды преподавателей, студентов и профессионально-педагогической культуры в широком многообразии ее проявлений. Практика показывает перспективность подобной организации подготовки педагога к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Инга Юрьевна, Пилипчевская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-PERSONAL ASPECT OF PREPARATION OF A TEACHER FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Educational reality, the current sociocultural situation imposes essential requirements for the teacher to manifest his own individual and personal potential, providing ample opportunity to choose the place of professional work. And in order to be able to use the choice, he must become conscious. Therefore, in the process of mastering educational programs in the direction of «Pedagogical education», students must be prepared for self-determination in their professional activities. To do this, it is necessary to overcome the barriers of an individual-personal nature, which are most noticeable in junior courses. This becomes possible due to the implementation of the ideas of open education in the educational process, the creation of a project space for the interaction of a team of teachers, students and professional pedagogical culture in a wide variety of its manifestations. Practice shows the prospects of such an organization of teacher training for professional activities.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

9. Пшеничная С.В. «Музейный язык» и феномен музея // В диапазоне гуманитарного знания. Серия «Мыслители». - Выпуск 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. - 490 с.

10. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме / М.: Аспект Пресс, 2006. — 36 с.

11. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 41-43.

12. Шаталова Н.С., Тонгуюн В. Параметризация текстов дискурсивных практик // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 4 (690). С. 205-214.

13. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 444-446.

14. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 494-497.

15. Уварова Н.Н. Организация патриотического воспитания студенческой молодёжи на основе традиций региона // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 340-342.

16. Уварова Н.Н., Лигновская Т.А. Подходы к организации поликультурного воспитания студентов в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 331-333.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Пилипчевская Наталья Викторовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Образовательная реальность, современная социокультурная ситуация накладывает существенные требования к проявлению педагогом собственного индивидуально-личностного потенциала, предоставляя широкие возможности для выбора места профессионально-трудовой деятельности. И для того, чтобы выбором можно было воспользоваться, он должен стать осознанным. Поэтому в процессе освоения образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» студентов необходимо готовить к самоопределению в профессиональной деятельности. Для этого необходимо преодолевать барьеры индивидуально-личностного характера, которые наиболее заметны на младших курсах. Это становится возможным за счет реализации в образовательном процессе идей открытого образования, создания проектного пространства взаимодействия команды преподавателей, студентов и профессионально-педагогической культуры в широком многообразии ее проявлений. Практика показывает перспективность подобной организации подготовки педагога к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: подготовка педагога, профессиональная деятельность, открытое образование, самоопределение в деятельности, индивидуально личностный потенциал, проектирование.

Annоtation. Educational reality, the current sociocultural situation imposes essential requirements for the teacher to manifest his own individual and personal potential, providing ample opportunity to choose the place of professional work. And in order to be able to use the choice, he must become conscious. Therefore, in the process of mastering educational programs in the direction of «Pedagogical education», students must be prepared for self-determination in their professional activities. To do this, it is necessary to overcome the barriers of an individual-personal nature, which are most noticeable in junior courses. This becomes possible due to the implementation of the ideas of open education in the educational process, the creation of a project space for the interaction of a team of teachers, students and professional pedagogical culture in a wide variety of its manifestations. Practice shows the prospects of such an organization of teacher training for professional activities.

Keywords: teacher training, professional activity, open education, self-determination in activity, individually personal potential, designing.

Введение. Современная социокультурная ситуация предполагает возможность выбора выпускником вуза, освоившим образовательную программу по направлению «Педагогическое образование», варианты приложения своих сил в профессионально-трудовой сфере. Для успешности в жизни и деятельности очень важно, чтобы такой выбор был осознанным. При построении профессиональной биографии, определении стиля профессионального поведения необходимо осознавать свою конкурентоспособность в профессиональном социуме [6]. Различение профессионального социума может происходить исходя из понимания нескольких видов образования, выделяемых в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза: формальное, неформальное, информальное. Каждый из названных видов способен вносить свой вклад в образование человека на различных этапах его жизненного пути. И каждый из данных видов предполагает вхождение в некое профессиональное сообщество, которое обладает специфической совокупностью норм и правил, отношений и предпочтений, определяющих ключевой характер взаимодействия педагога и обучающихся, тип их коммуникации и пр.

В современных условиях происходит стремительное изменение образовательной реальности. Складывающееся открытое образовательное пространство позволяет развиваться человеку как субъекту, который самостоятельно или при помощи наставника способен находить места своего личного присутствия в образовании, преодолевать редукцию своей деятельности за счет наполнения ее собственным смыслом и действиями, стремиться к созданию собственного ценностно-смыслового пространства, Я - пространства в образовании [3]. При этом появление все новых сервисов и платформ, обеспечивающих многоплановую глобальную коммуникацию на расстоянии, способствует распространению дистанционных образовательных технологий. В совокупности это приводит к тому, что происходит «смена места, которое занимают образовательные учреждения в «образовывании человека» [5, с. 3]. Авторитарность в выполнении

образовательных функций, столь распространенная в системе общего образования, преобладающая демократичность построения отношений в системе дополнительного образования, либерализм, рассчитанный на активность индивида в культурно-образовательной среде информального образования предполагают востребованность различных представлений педагогов о сущности образовательного взаимодействия и специфики реализации образовательного процесса. В совокупности они создают условия и возможности для выявления индивидуально-личностных предпочтений и адекватного обстоятельствам проявления своих устремлений, склонностей и способностей в реализации педагогической деятельности.

В статье предлагается авторский взгляд на индивидуально-личностный аспект подготовки педагога в вузе. Раскрываются отдельные моменты, способствующие самоопределению в профессиональной деятельности выпускника образовательной программы педагогического направления.

Изложение основного материала статьи. Профессия педагога в современных социокультурных условиях претерпевает свои изменения. Расширяются виды и функции профессиональной деятельности, появляются новые профессиональные задачи, существенным образом изменяются способы их решения. Современному педагогу при реализации открытого образования необходимо уметь «вычерпывать» педагогическую ситуацию, как основание для обучения, воспитания, развития школьника, способствуя осуществлению перехода с «вершин» научного знания к жизненному познавательному опыту учащихся и к рефлексии собственной деятельности (в том числе и методологической) самого педагога. А, следовательно, акцент внимания переносится на «профессиональный образ мира» педагога, содержащем целостную, многоуровневую систему представлений о педагогическом процессе, о себе и его других участниках, об их и собственной деятельности. Именно сформированный образ обеспечивает возможность потенциальной готовности педагога к перепрофилированию профессиональной деятельности в короткий срок без необходимости получения второго и третьего образования.

Следует отметить и возникающий запрос на иные профессиональные роли, позиции педагога. Современной системе образования активно требуются уже не только учителя-предметники, но и педагоги-руководители исследовательской и проектной деятельностью, педагоги-менеджеры, педагоги-проектировщики, организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, репетиторы, менторы, тьюторы, методисты, медиаторы, модераторы, фасилитаторы и пр. Сегодня востребованными становятся не только педагоги-профессионалы, но и педагоги-транспрофессионалы, способные решать задачи в смежных с образованием областях. Атлас новых профессий в образовании задает вполне конкретные контуры для педагога будущего. А ситуации возрастающей неопределенности, нестабильности, факторы глобальных общественных перемен показывают, что педагогическая профессия будет обогащаться новыми компетенциями, которые позволят быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. При этом особую значимость приобретает творческо-преобразовательная деятельность педагога, ведь он должен быть способен не только умело воспроизводить готовые методики и технологии при организации образовательного процесса, но и творчески их перерабатывать, преобразовывать, адаптировать, а также создавать авторские образовательные технологии и методические системы. От современного педагога требуется владеть научными способами общения, быть способным выявлять стратегические перспективы развития образования и подчинять им близкие и среднесрочные цели и задачи, быть готовым самостоятельно, с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения по различным проблемам, в том числе непедагогическим.

Вместе с тем фундаментальная сущность педагогической профессии остается неизменной: вводить подрастающее поколение в жизнь, в общество, в культуру; работать с процессами развития человека, социума, школы, образования, собственной личности и деятельности [8].

А, значит, успешность в профессиональной деятельности во многом зависит от того, насколько индивидуальные особенности и личностные предпочтения педагога будут осознаны и согласованы с предъявляемыми требованиями, отражающими специфику места приложения сил и норм, задаваемых профессиональным социумом. Тем самым определяется возникновение у будущего педагога реальной потребности в конструирования образа себя через согласование Я-перспективного (представления о себе в будущем, основанное на мысленном моделировании в жизненной перспективе), Я-внутреннего (состояния в настоящий момент, предполагающее наблюдение за собой), Я-действующего (осознания способов реализации действий и самооценки их успешности). Именно подобное конструктивное согласование и позволяет выстраивать собственную траекторию личностно-профессионального саморазвития, обеспечивает постановку индивидуальных образовательных задач и разработку программ по их реализации. Устранение индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе подготовки становится ключевым механизмом становления педагога как профессионала.

Соглашаясь с мнением Н.В. Асташкиной [1, с. 100-101], обратим особое внимание на то, что индивидуализация образовательного процесса предполагает насыщение образовательной среды и педагогических ситуаций знаниями, способствующими осознанию каждым студентом собственной уникальности и неповторимости. А сам процесс индивидуализации превращается в специфическую цель образования и развития человека, позволяющую преодолевать сложившиеся в образовании стереотипы формирования людей, подверженных массовой манипуляции сознания.

Для осуществления образовательного процесса такого рода требуется педагогическая команда, способная задействовать потенциал открытого культурно-образовательного пространства, под которым понимается пространство социальных отношений, обусловленных процессами трансляции культуры, обеспечивающих развитие человека. Главной ценностью такого пространства становятся носители культуры, способные вводить будущих педагогов в мир многообразной профессиональной культуры, способной отвечать на вызовы времени, раскрывать базовые основы педагогического профессионализма и закладывать фундамент профессиональной компетентности, обеспечивающей способность к продуктивному действию в ситуациях с высокой степенью неопределенности, адаптивность к изменяющимся образовательным потребностям. Открытость культурно-образовательного пространства требует особого вида усилий, которые позволяют сочетать индивидуальную свободу в выборе направления профессионального развития с личной ответственностью, аксиологическими приоритетами, которые накладывает педагогическая сфера деятельности.

Открытость будущему как альтернатива закрытости, исключительности значения опыта прошлого предполагает преодоление следующей сложности. Будущему педагогу необходимо обеспечить переход в

субъектную позицию, помочь стать субъектом своего образования, перемещаясь от участия в организации образовательного процесса к его инициированию. И это крайне нетривиальная задача в современных условиях, которая характеризуется низким уровнем осознанности собственного выбора при поступлении на педагогическое направление, существованием «двойного негативного отбора» (когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» абитуриенты, а педагогами становятся не самые «лучшие» выпускники). Ориентация на творческо-преобразовательный процесс, осознанное целеполагание и порождение индивидуальных целей во многом зависит от уровня личностного развития, степени психической зрелости, коммуникабельности и рефлексии обучающегося. При этом представляется важным учет группы противоречивых моментов личностно-развивающего характера. С одной стороны, реальные ограничения, которыми характеризуются личностное развитие поступающих в вузы, такие как «застревание» в подростковом возрасте, снижение значительного количества показателей когнитивного развития, что проявляется в слабой сформированности разнообразных познавательных действий, преобладании ассоциативно-репродуктивного способа в выполнении мыслительных действий, эмоциональная нестабильность, доминирование прагматических ценностных ориентаций и т.п. С другой стороны, у подрастающего поколения отмечается повышение интеллекта, выход на первый план не развлечений, а своего особого поиска смысла жизни, возрастание критичности по отношению к старшему поколению, всплеск потребности в утверждении уникальности «Я», не входящего в противоречие с развитием как социально-ориентированных субъектов, увеличение категории одаренных и пр.

А, следовательно, крайне необходимо выделение места, пространства, создание среды для овладения будущими педагогами такими ключевыми действиями, которые позволяют доводить личностно и профессионально значимые качественные характеристики до приемлемого уровня. Как показывает опыт и практика, такие действия предполагают целенаправленное расширение, обогащение представлений о мире в целом, формирование образа профессионального мира педагога и отношения к миру во всех его многообразных проявлениях, поиск и обретение личностных смыслов, ориентация на индивидуальное самовыражение. Особая роль при этом отводится реализации образовательного процесса на младших курсах.

Основополагающей личностно-профессиональной ориентацией при этом становится установка на открытость образования в современных социокультурных условиях, открытость образования будущему, формирование готовности к переменам, творческо-преобразовательной деятельности, позволяющей уходить от деструктивных шаблонов и стереотипов о педагогическом труде, закрепившихся в сознании студентов, которых не мало, как свидетельствует практика.

Придание образованию открытого характера предполагает «встречу трех культур» [4, с. 25]: культуры студента, которая с неизбежностью включает имеющийся жизненный, личностный опыт; культуры преподавателя как носителя индивидуально-педагогической культуры; «ставшей» и «становящейся» культуры, фиксирующей общественно-педагогический опыт в различных документах (концепциях, стандартах, программах, проектах), пособиях и учебниках, научных публикациях и пр.

Обеспечение уникальной самоорганизации «трех культур» предполагает конструирование содержания образования во взаимодействии преподавателя со студентами, что способствует порождению «живого знания». Необходимым условием становится проектирование образовательного процесса, которое позволяет «тексты», которыми представлена «ставшая» и «становящаяся» культура, включить в понимающий и педагогический контексты взаимодействия «преподаватель - студент». Создание проектного пространства, проектная логика разворачивания образовательного процесса позволяют реализовать свойства открытого образования, определяемые А.Н. Дахином:

- ориентация на жизнь в открытой, быстроменяющейся социальной среде;

- возможность выступать средством личностной самореализации для достижения успеха;

- ценное равенство различных источников знания;

- доминирование проблемного и поисково-исследовательского подхода в образовании;

- активность, за счет которой образование становится средством созидания;

- ценность совместной деятельности, общения, «диалога культур» [2, с. 33-34].

Необходимо переосмысление образовательного процесса в целом, которое приведет к созданию проектного пространства. Проектирование, проектная логика разворачивания образовательного процесса становятся необходимым атрибутом реализации образовательной программы. Особое внимание при этом уделяется постановке конкретных личностно значимых и в тоже время профессионально-ориентированных целей будущих педагогов, а также реализации тех способов активности, которые способствуют ее достижению. Для этого в активном диалоге со студентами младших курсов разрешается проблема крайней размытости образа будущего, ставятся и обсуждаются «экзистенциальные вопросы, занимающие передний план их жизненных приоритетов и наиболее значимые для них» [7, с. 208], а также вопросы «отсроченного настоящего». Значимым в таком диалоге становится согласование представлений о педагогической профессии с образом жизни в целом, выбором образа жизни, ценностных ориентиров и смыслов собственного существования.

Успешность реализации описанного процесса в значительной степени определяется степень развитости коммуникативных и рефлексивных умений студентов. При этом рассчитывать на высокий уровень не приходится. Коммуникация часто ограничивается обсуждением житейских ситуаций, без проникновения в их сущность и попыток выяснить глубинные причины их происхождения. А рефлексия, как правило, находится за пределами фокуса внимания студентов и ее необходимо «запускать», что зачастую носит болезненный характер. Но личностная, жизненная значимость предлагаемых к обсуждению проблем и вопросов, внимание к проживаемым эмоциям, целенаправленно культивируемая доброжелательная атмосфера взаимодействия позволяют находить возможности преодоления возникающих препятствий, мотивируют к «достижению успеха» значительной большинство студентов.

Проектная организация образовательного процесса позволяет создавать условия, способствующие раскрытию и развитию личностно-профессионального потенциала студента, его активному субъектному проявлению в образовательном процессе, освоению самоопределенческих процедур. Для этого организуется деятельность по построению перспективного образа - Я в жизненном и профессиональном Будущем, который позитивно эмоционально окрашен и способен вести за собой. Тем самым создаются предпосылки для освоения целенаправленности на самостроительство как непреложную качественную характеристика профессионально поведения.

В процессе освоения целенаправленного осознанного поведения будущий педагог сначала учится ставить цель в соответствии с текущими, актуальными проблемами учебно-профессиональной ситуации. Со временем, вследствие накапливающихся нерешенных наличными способами проблем, ограниченных зоной актуального развития, он учиться обращаться за помощью, чтобы интегрировать несколько проблем в одно целое. Тем самым приобретается способность выстраивать различные иерархии целей, а также осознается необходимость вырабатывания новых способов достижения целей, решения проблем. Это приводит к необходимости учиться находить других субъектов, вместе с которыми данный способ может быть найден, освоен, выходя в зону ближайшего развития. Целенаправленности в деятельности, когда достижение результата естественно, характерно для обычной деятельности, когда цель достигается мимоходом, как некий побочный эффект студенты учатся у преподавателя-профессионала, педагогов-практиков, которые в большей степени нацелены на процесс, а не на результат. Вместе с этим они осваивают и такие виды деятельности как исследование, проектирование, управление (самоменеджмент), а также развивают способности их интеграции в процессе решения проблемных ситуаций профессионально-ориентированного характера.

Выводы. Опыт подобной проектной организации образовательного процесса реализован в Сибирском федеральном университете при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». Практика показывает, что «запускаемый» на младших курсах самоопределенческий процесс, подкрепляемый на протяжении всего периода освоения образовательной программы разнообразными практикумами, органичным сочетанием теоретических и практических этапов обучения, дает существенный положительный эффект. Все студенты обоснованно осуществляют самоопределение в профессиональной деятельности. Три четвертых студентов способны представить образ своего профессионального будущего в логике мотивации «достижения успеха», обоснованно предъявить индивидуально-личностные основания для выбора места профессионально-трудовой деятельности по окончании вуза.

Литература:

1. Асташкина Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования. - М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2000. - 172 с.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 292 с.

3. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. I. Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 484 с.

4. Сенько Ю.В. Образование всегда накануне себя // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 22-29.

5. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Педагогическое сообщество: на пути к образованию будущего // Мир образования - образования в мире. - 2011. - №2(42). - С. 3-12.

6. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности // Высшее образование в России. - 2017. - №4. - С. 104-110.

7. Степанова И.Ю., Никитенко Ю.А. Преподаватель-фасилитатор как фактор активизации учебно-познавательной деятельности студентов-первокурсников // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - №55(11). - С. 207-213.

8. Степанова И.Ю., Пилипчевская Н.В. Практико-ориентированная подготовка педагога в вузе: педагогическая интернатура - погружение студентов в профессиональную деятельность: монография / Под общей редакцией В.А. Адольфа; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 224 с.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель Болдырева Виктория Эдуардовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. В статье раскрывается состояние специального и инклюзивного образования в Республике Крым в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения детей с психофизическими нарушениями в общеобразовательных организациях, особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальное и инклюзивное образование, адаптированная основная общеобразовательная программа.

Annotation. The article reveals the state of special and inclusive education in the Republic of Crimea in the context of the implementation of the Federal state educational standard of primary General education for students with disabilities, the forms of education for children with psychophysical disabilities in General education organizations, the features of training teachers who support children with disabilities in adapted basic General education programs.

Keywords: Federal state educational standard of primary General education for students with disabilities, special and inclusive education, adapted basic General education program.

Введение. Вопрос обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современной плоскости образовательной системы продолжает быть остроактуальным. С каждым годом в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.