Научная статья на тему 'КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ'

КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ / КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Дарья Александровна, Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна, Шклярова Ольа Анатольевна

Подготовка педагогических и управленческих кадров в системе высшего образования предполагает формирование необходимых компетенций, обеспечивающих эффективное взаимодействие с разными группами участников образовательных взаимоотношений. Значимость освоения технологий тимбилдинга (строительство команды) возрастает в условиях перехода на проектное управление в сфере образования. Изучение основ командного менеджмента также важно и для совершенствования компетенций организационно-управленческой деятельности педагогических работников. Именно поэтому при проектировании образовательных программ по направлению педагогического и психолого-педагогического образования компонент командного менеджмента целесообразно рассматривать как ядро содержания в отдельных модулях (разделах) или как самостоятельную учебную дисциплину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Дарья Александровна, Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна, Шклярова Ольа Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM MANAGEMENT IN THE STRUCTURE OF TRAINING PEDAGOGICAL AND MANAGEMENT STAFF

The training of pedagogical and managerial personnel in the higher education system involves the formation of the necessary competencies that ensure effective interaction with different groups of participants in educational relationships. The importance of mastering team building technologies (team building) increases in the context of the transition to project management in the field of education. Studying the basics of team management is also important for improving the competencies of organizational and managerial activities of teachers. That is why, when designing educational programs in the direction of pedagogical and psychological and pedagogical education, it is advisable to consider the component of team management as the core of the content in separate modules (sections) or as an independent academic discipline.

Текст научной работы на тему «КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-14-3-68-80

УДК 371.11 ББК 74.480.41

Д.А. Кудрявцева, О.П. Осипова, Е.В. Савенкова, О.А. Шклярова (Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия)

КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Подготовка педагогических и управленческих кадров в системе высшего образования предполагает формирование необходимых компетенций, обеспечивающих эффективное взаимодействие с разными группами участников образовательных взаимоотношений. Значимость освоения технологий тимбилдинга (строительство команды) возрастает в условиях перехода на проектное управление в сфере образования. Изучение основ командного менеджмента также важно и для совершенствования компетенций организационно-управленческой деятельности педагогических работников. Именно поэтому при проектировании образовательных программ по направлению педагогического и психолого-педагогического образования компонент командного менеджмента целесообразно рассматривать как ядро содержания в отдельных модулях (разделах) или как самостоятельную учебную дисциплину.

Ключевые слова: подготовка кадров в сфере высшего образования; компетенции профессиональной деятельности в управлении образовательными системами; командный менеджмент; компетенции командного взаимодействия; технологии командной работы; кросс-культурный менеджмент.

§ D.A. Kudryavtseva, O.P. Osipova, E.V.Savenkova, O.A. Shklyarova | (Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia)

< о

го m

0 ^

1

<u m го О

ûû ULÍ

го" m о с s о О

d

О

(О m <u J m к ü

Ч

^

< 4

TEAM MANAGEMENT IN THE STRUCTURE OF TRAINING PEDAGOGICAL AND MANAGEMENT STAFF

The training of pedagogical and managerial personnel in the higher education system involves the formation of the necessary competencies that ensure effective interaction with different groups of participants in educational relationships. The importance of mastering team building technologies (team building) increases in the context of the transition to project management in the field of education. Studying the basics of team management is also important for improving the competencies of organizational and managerial activities of teachers. That is why, when designing educational programs in the direction of pedagogical and psychological and pedagogical education, it is advisable to consider the component of team management as the core of the content in separate modules (sections) or as an independent academic discipline.

Keywords: training in the field of higher education; competencies of professional activity in the management of educational systems; team management; team interaction competencies; teamwork technologies; cross-cultural management.

Введение. Современные тенденции функционирования и развития образовательных систем, значительное повышение требований к эффективности и качеству деятельности акцентируют внимание на обеспечении образовательных организаций высококвалифицированными специалистами. Данное требование в полной мере относится к системе подготовки выпускников в педагогических вузах. Одним из факторов профессионально-личностного роста педагогических и управленческих кадров являются организационные, инновационные виды и технологии управления, активизация дидактического потенциала которых обеспечивает освоение и совершенствование профессионально значимых компетенций участников образовательного процесса. К эффективным видам внутри-организационного управления, с позиции активизации, прежде всего человеческого ресурса, следует отнести корпоративное, партисипативное управление, командный, проектный, кросс-культурный менеджмент. Так, командный подход в управленческой деятельности педагогических работников можно рассматривать как целевую установку и как формат в определении содержания, проектировании процесса личностного (персонифицированного) развития всех участников образовательных взаимоотношений.

В подготовке и повышении компетентности педагогических кадров актуален вопрос о формировании необходимых компетенций, обеспечивающих готовность и успех командного взаимодействия в профессиональной деятельности. Суть проблемы, рассматриваемой в рамках данной статьи, заключается в актуализации и описании потенциала командного менеджмента, возможности использования его содержательного, организационно-дея-тельностного компонентов в структуре подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области образования.

Цель статьи: презентация результатов научно-практической деятельно-

сти по использованию содержательного, организационного и технологического компонентов командного менеджмента в подготовке педагогических и управленческих кадров в условиях педагогического вуза.

Методология и методики исследования: концептуально-теоретические основы и практика командного управления; проблемно-ориентированный анализ командного подхода в структуре подготовки специалистов в сфере образования; опытно-практическая деятельность по проектированию и апробации командного подхода, как компонента в содержании программ, форм и видов учебно-исследовательской работы по направлению подготовки «Педагогического образование»; диагностика динамики формирования и совершенствования компетенций командной работы (наблюдение, опрос, выполнение заданий в LMS и т.п.); методика и технологии проектирования и реализации командного менеджмента, реализация педагогического менеджмента [6].

Обзор литературы. Аналитики, эксперты, исследователи, занимающиеся вопросами прогнозирования и определения стратегии развития образования, подчеркивают, что «...фокус внимания в образовании, особенно в профессиональном, сдвигается на формирование командных компетенций и подготовку команд.» [1, С. 99-100].

Использование командного подхода в сфере образования с различных позиций представлено в работах В.И. Андреева, С.Г. Воровщикова, Н.Л. Галеевой, Н.П. Капустина, Ю.К. Конаржевско-го, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрик, МП. Нечаева, А.М. Новикова, АН. Ту-бельского, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и других. Принципы, условия, технологии командного подхода в управлении профессиональной деятельностью педагогических работников, в формировании педагогического коллектива, творческих и профессиональных объединений, развитии корпоративной культуры образо-

ш

о

ч го

0 ф

т

1

ф

ц

CG

го

о ф

т

го

ч

ф

ш

о

о

с

ф

0 со II ф

S *

ф

1

ф

.0 I

4

I

го

5 о

го m о ü к

<

О

го" ш

0 ^

1

ф

ш

го О

m

го" ш о с s о О

d

О

го"

ш

ф

ш

к <

с±

вательнои организации отражены в публикациях В.П. Васильева, С.В. Демина, Н.Б. ПетровоИ, Л.В. Львова, В.В. Тиуно-воИ, М.М. Шалашовой, Н.И. Шевченко, О.А. Шкляровой и др.

Общая характеристика, описание механизмов, практики командной работы в профессиональных объединениях педагогов рассматривалась основоположниками научной школы управления образовательными системами. В работах Т.М. Давыденко, Б.И. Канаева, Ю.А. Конаржевского П.И. Третьякова, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамовой и др. представлены особенности командного взаимодействия членов различных педагогических сообществ (творческие, предметные объединения, команды проекта, управленческие команды и т.п.) при принятии и реализации управленческих решений. Командный подход как ресурс оптимизации образовательного взаимодействия в системе «учитель-ученик», реализации управленческих функций педагога раскрыт в трудах Н.Л. Галеевой [5, С. 85, 89]. Теоретические и практические результаты по данной проблеме в рамках научной школы Т.И. Шамовой «Управление образовательными системами» активно используются при реализации образовательных программ магистратуры «Менеджмент в образовании», «Управление системами образования», «Менеджмент проектов и программ»; программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» [10]; образовательной программы бакалавриата «Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики» (с двумя профилями подготовки); при реализации программ повышения квалификации.

Команда любого вида и типа предполагает, прежде всего, слаженность, согласованность действий конкретных участников, выстраивание договорных взаимоотношений, основанных не на должностной иерархии, а на правилах внутрикомандной коммуникации. Речь идет не только о команде менеджмента, обеспечивающей качество и эффектив-

ность управления ресурсами и процессами образовательной организации, но и реализации командного подхода на уровне различных целевых объединений (профессиональных, творческих, исследовательских и т.п.), формируемых конкретными участниками образовательного процесса. В исследованиях Т.М. Давыденко, Б.И. Канаева, А.И. Мо-иссева, О.П. Осиповой, М.М. Поташника, Е.В. Савенковой, П.И. Третьякова, А.А. Хван, Т.И. Шамовой, О.А. Шкляро-вой и др. деятельность управленческих команд, рабочих группы, проектных команд в сфере образования рассматривается с различных позиций:

- как активизирующий субъект эффективного функционирования и инновационного развития образовательной системы или организации;

- как средство реализации организационно-педагогических, организационно-управленческих условий в процессе работы по большинству основных направлений;

- как дидактический ресурс, играющий определенную роль в формировании и совершенствовании функциональной грамотности педагогических работников в области формирования команды (тимбилдинга), командного менеджмента;

- как фактор-условие освоения новых коммуникационных, цифровых, организационных компетенций, важных в профессиональном и личностном развитии и эффективного общения всех участников командного взаимодействия.

Командный менеджмент в формате генерального и стратегического управления образовательными системами предусматривает, во-первых, создание и функционирование управленческих команд. В структуре управления любой образовательной организации в управленческую команду входят специ-

алисты, занимающие высший (административно-управленческая команда) и средний уровень менеджмента (руководители структурных подразделений, служб, управлений и т.п.), для которых организационно-управленческая деятельность является основной деятельностью. Во-вторых, делегирование ряда управленческих полномочий командам, разрабатывающим и реализующим конкретные направления деятельности образовательной организации. Это менеджеры проектов и программ (низший/начальный уровень управленцев). В-третьих, инициирование и освоение принципов, технологий командного подхода, командной работы как основы создания и развития системы самоуправления. Командный подход актуален и при внедрении различных моделей самоуправления в образовательных организациях - от уровня обучающихся до реализации государственно-общественного управления, деятельности Управляющих советов [5].

Подготовка к командной работе сопряжена с формированием компетенций командного взаимодействия, в основе которых не только знания, умения, приемы реализации технологий тимбилдинга, но и воспитание личностных качеств на основе позиционно-смысловых, целевых установок командно-ориентированного поведения, деятельности. А.М. Новиков подчеркивает, что особенностью командного взаимодействия, отличающей её от других форм групповой активности, является, во-первых, тот факт, что «.. .достижение цели, то есть конечный результат совместной деятельности является для команды объединяющим фактором.». Во-вторых, «...автономность и согласованность деятельности -означает, что каждый из членов команды не только демонстрирует поведение, требуемое в данных условиях (позволяющее достичь поставленной цели), но это и есть именно то поведение, которого от него ожидают другие члены команды.» [7, с. 344]

В структуре подготовки педагогических и управленческих кадров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) и дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» нами были апробированы различные варианты использования научно-теоретических основ командного менеджмента в содержании и практике реализации командного подхода, а именно:

- учебных дисциплин: «Командный менеджмент в образовательной организации»; «Технологии тим-билдинга в образовании», «Управление командной работой»;

- учебных модулей для разных учебных дисциплин и заданий по производственной практике: «Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в образовательной организации», «Командный стиль управления в образовательных организациях», «Технологии организации командной работы», «Стиль командного управления» и др.;

- образовательной технологии командной работы в процессе организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности на практических и семинарских занятиях.

Содержание модулей направлено на формирование и совершенствование необходимых компетенций и предусматривает выполнение заданий как в рамках самостоятельной работы с использованием ресурса ИнфоДа МПГУ, так и в процессе практических занятий. Примеры приведены в табл. 1.

ш

о

ГО

0 ф

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

ф

ц

ш го

О ф

т

го

ч

ф

ш

о

о

с

ф

0 ш н

1

ф

S *

ф

I

ф

.0 I

4

I

го

5 о

Таблица 1 - Примеры формирования компетенций командной деятельности в процессе подготовки педагогических и управленческих кадров

го со о а. к

<

О

го" со о

ф

со го О

т ш

го" ш о

с ^

о О

С

О

го"

ш

ф

^

ш к а.

Ч

^

< с±

Наименование учебной дисциплины, модуля/темы, направления и программы подготовки Основные дидактические единицы (содержание темы/модуля) Примеры заданий, упражнений

Учебная дисциплина: «Управление персоналом в образовательной организации». Тема: «Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в образовательной организации». Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательная программа магистратуры «Менеджмент в образовании». Дополнительная профессиональная программа (ДПО) по профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании» Командный подход к управлению персоналом в образовательной организации. Понятие команды, характерные особенности и технология формирования команды. Социальная и социально-психологическая структура команды. Принципы и условия эффективной работы команды по управлению персоналом: поддерживающее окружение, квалификация членов команды и четкое осознание ими выполняемых ролей, командное вознаграждение, командное строительство, самоуправляемость команды. Факторы и причины повышения эффективной работы команды. 1. Разработка матрицы ресурсов для успешной работы команды проекта (командная работа на примере конкретного НР-проекта в образовательной организации). 2. На основе анализа системы и структуры управления образовательной организации определить и обосновать выбор претендентов на место в команде по управлению персоналом. 3. Подготовка сообщения по проблемам командного менеджмента в образовательной организации к проведению круглого стола (темы предлагаются).

Учебная дисциплина: «Командный менеджмент в образовании». Тема: «Выстраивание системы командного менеджмента в организации». Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательные программы магистратуры «Менеджмент в образовании», «Менеджмент проектов и программ». Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Образовательная программа магистратуры «Педагогический менеджмент» Команда и её миссия в реализации стратегии развития образовательной организации. Комплектование управленческих команд в образовательной организации. Организационный и человеческие факторы комплектования управленческой команды. Модель управленческих ролей Т.Ю. Базарова. Технологии командообра-зования в комплектовании проектных групп в образовательной организации. Формирование педагогической команды в образовательной организации. 1. Анализ и описание факторов эффективного командного взаимодействия (на примере конкретной команды в образовательной организации). 2. Разработка проекта «Комплектование управленческой команды образовательной организации». Подготовка презентации. 3. Формирование рабочей группы, распределение функций (ролей), сбор и обсуждение материала. Заполнение таблицы «Причины раскола в команде: профилактика и устранение негативных факторов» (В качестве «навигатора» в таблицу внесены примерные формулировки некоторых проблем/причин, которые приводят к расколу в команде).

Наименование учебной дисциплины, модуля/темы, направления и программы подготовки Основные дидактические единицы (содержание темы/модуля) Примеры заданий, упражнений

Учебная дисциплина: «Проектирование и экспертиза образовательных программ». Тема: «Методика и технологии педагогического проектирования образовательных программ». Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательная программа магистратуры «Менеджмент в образовании» Педагогическое проектирование как управленческая функция, организуемый процесс и вид профессиональной деятельности. Факторы, влияющие на проектирование образовательных программ. Команда проекта как фактор качества образовательной программы. 1. Изучите последовательность действий по проектированию основной образовательной программы, представленной в таблице «Этапы проектирования ООП» (материал предлагается) . 2. Подготовьте текст сообщения (презентацию) для инструктажа членов команды-разработчиков образовательной программы (уровень образования и направленность программы по выбору)

Учебная дисциплина: «Проектный менеджмент в образовании». Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательная программа магистратуры «Менеджмент в образовании» Управление реализацией проекта. Организация эффективной работы команды проекта. Роль менеджера образования, команды проекта, заинтересованных сторон в эффективной реализации проекта. 1. Изучение ролевой дифференциации команды (использование теста Р.М. Белбина) 2. Решение ситуационных задач.

Учебная дисциплина: «Проектирование и экспертиза образовательных систем». Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательная программа магистратуры «Менеджмент в образовании» Педагогическое проектирование как управленческая функция. Экспертиза образовательных систем как организуемый процесс и вид профессиональной деятельности. Факторы, влияющие на проектирование и экспертизу образовательных систем. Команда проекта как фактор качества реализации проекта. 1. Подготовить матрицу «Сравнительная характеристика образовательных систем в условиях информатизации образования». 2. Разработать этапы проектирования образовательных систем. 3. Разработать экспертные лист для проведения экспертизы образовательных систем. Разработать этапы проведения экспертизы образовательных систем.

Учебная дисциплина: «Производственная проек-тно-технологическая практика». Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательная программа магистратуры «Менеджмент в образовании» Освоение опыта проектного и командного менеджмента в практике функционирования и стратегического развития образовательной организации для обеспечения качества образовательных результатов. Формирование педагогической команды в образовательной организации. 1. Знакомство с особенностями менеджмента проектов и программ в образовательных организациях. 2. Изучение и описание вну-триорганизационной системы управления качеством образовательного процесса и оценки качества результатов образования (ВСОКО, мониторинг, контрольно-оценочные процедуры и т.п.).

m о а. Ч го

0 ф

т

1

ф

Ц

ш го а.

о ф

т

го

ч

ф

ш

о

о

с

ф

а.

0 ш н

1

ф

S *

ф

I

ф

.0 I

ч

I

го

о

го со о а к

<

О

го" ш о

ф

ш

го О

Ш Ш

го" ш о

с ^

о О

С

О

го"

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

^

ш к а

ч

^

< с±

Наименование учебной дисциплины, модуля/темы, направления и программы подготовки Основные дидактические единицы (содержание темы/модуля) Примеры заданий, упражнений

Совершенствование навыков конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательных взаимоотношений в образовательной организации (педагогическими и другими работниками, обучающимися, их родителями (законными представителями), социальными партнерами 3. Подготовка/разработка проекта/программы мероприятия (разработка методических рекомендаций) по направлению собственного научного исследования в рамках ВКР. 4. Описание опыта и практики командного подхода в проектной деятельности по обеспечению качества образовательного процесса и образовательных результатов в образовательной организации (информационно-аналитическая справка).

Учебная дисциплина: «Социальное партнерство в образовании». Направление подготовки: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление. Образовательная программа магистратуры «Управление системами образования» Механизмы социального партнерства. Создание команды. Осуществление стратегического выбора приоритетных партнеров. Система привлечения партнеров. Информационное сопровождение партнёрского взаимодействия. 1. Разработайте макет проекта с учетом проблемно-ориентированного анализа ресурсов участников социального партнерства. Основные требования к проекту: - краткое обоснование актуальности решаемой проблемы, формулировка цели, задач, ожидаемых результатов, ресурсного обеспечения для достижения цели проекта; - формулировка возможных рисков и план мероприятий по их предупреждению; - формулировка основных направлений деятельности в рамках проекта, - план мероприятий в рамках проекта, - команда проекта. 2. Проект оформить в виде презентации.

Учебная дисциплина: Психология. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование. Образовательная программа бакалавриата «Обществоз-нание и Основы религиозных культур и светской этики» (с двумя профилями подготовки) Социальная психология группы. Структура малой группы. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Коллектив как малая группа. Понятие и признаки коллектива, стадии и уровни развития коллектива. 1. Разработка моделей поведения, адекватных конкретной ситуации взаимодействия. 2.Подготовить выступление по темам дисциплины к семинару. Для выполнения заданий обучающиеся объединяются для работы в команды, выбирают лидера команды, осуществляют распределение ролей,

Наименование учебной дисциплины, модуля/темы, направления и программы подготовки Основные дидактические единицы (содержание темы/модуля) Примеры заданий, упражнений

выстраивание коммуникаций, знакомятся с механизмами оценки, учитывающими вклад каждого члена команды в результат.

Непосредственное участие субъектов образовательного взаимодействия в процессах командного управления по разным направлениям деятельности, реализации конкретных проектов и программ образовательной организации не только содействуют раскрытию и развитию личностного потенциала субъектов, но и повышают мотивацию личного участия, порождают коллективную ответственность за результаты совместной работы, формируют необходимые компетенции.

На протяжении нескольких лет мы изучали динамику отношения и готовности обучающихся к командному взаимодействию в образовательном процессе и предстоящей профессиональной деятельности на начало освоения модулей и по окончании обучения. Следует отметить, что примерно 75-80 % обучающихся в магистратуре и 90-100% слушателей программы профессиональной переподготовки имели позитивный опыт участия в командной работе и рассматривают данный подход как значимый для обеспечения качества и эффективности работы образовательных организаций, выражают готовность к командному взаимодействию с участниками образовательных отношений. Однако лишь 5-10% обучающихся в магистратуре и 30-35% слушателей профессиональной переподготовки на начало обучения имели опыт организации и выполнения лидерской роли в команде на предыдущих уровнях обучения (старшие классы общеобразовательной организации, бакалавриат, работа в образовательных организациях и др.).

Организацию командного взаимодействия на принципах корпоративного

и партисипативного управления целесообразно рассматривать как один из ресурсов в совершенствовании профессионально значимых компетенций. Первый опыт групповой совместно-творческой деятельности (взаимодействие, взаимопомощь, взаимозаменяемость, педагогическая поддержка и т.п.); самоорганизации, сотворчества и самоуправления в условиях совместной деятельности; рефлексии, контроля (самоконтроля, взаимного) обучающиеся приобретают не только на учебных занятиях, но и во время прохождения производственной практики. В данном случае происходит осознание и принятие общих целей, ценностей, профессионально-личностных установок, определяющих поведение каждого члена профессиональной группы, подразделения или команды и т.п. по решению профессиональных задач, реализации управленческих функций [9]. Заявленный тезис подтверждается успешно выполненными заданиями обучающимися. Так, по итогам производственной практики, оценку «отлично» (оценивание по итогам практики осуществляет работодатель) получают от 98 до 99% обучающихся.

Для коллективного обсуждения потенциала командной работы в образовании на занятиях можно использовать высказывания деятелей науки, искусства, политики, размышления над которыми важны для формирования позицион-но-мотивационной установки к использованию технологий тимбилдинга. Например: Насколько справедливы (какова доля сарказма?) словах отечественного детского писателя, поэта, сценариста, журналиста и педагог, Владислава Пе-

ш о а ч го

0 ф

т

1

ф

ц

ш го а

о ф

т

го

ч

ф

со о

о

с

ф

а

0 со н

1

ф

* ф

I

ф

.0 I

ч

I

го о

го со о а к

<

О

го" ш

0 ^

1

ф

ш

го О

т ш

го" ш о

с ^

о О

С

О

го"

ш

ф

^

ш к а

ч

^

< с±

тровича Крапивина (1938-2020 гг.), которые он вложил в уста одного их героев повести «Кораблики, или «Помоги мне в пути...»: «Коллектив - большая сила, и для пущего единения ему нужно общее дело. А если нет дела, то хотя бы общий враг»?

Особую актуальность командный подход приобретает в практике организации учебно-познавательной деятельности, когда инициируется командная работа по решению учебной задачи. В процессе командной работы каждый обучающийся как участник команды не только осваивает умения и навыки достижения образовательного результата, разработки или создания конкретного продукта, но приобретает опыт командной работы. Данные выводы подтверждаются и результатами проведенного нами опроса обучающихся на уровне бакалавриата, отмечающими (89,7%), что работа в команде повышает эффективность подготовки и выполнения заданий, дает возможности для более основательной проработки материала (92,4%). При этом изучение сформированных команд бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.01. Педагогическое образование, имеющих постоянный состав в течение двух лет, в рамках обучения по дисциплине «Психология» по изучению уровня развития малой команды и на основании анкетирования показало, что работа в команде для студентов наиболее предпочтительна (96,7%), так как позволяет получить более высокие образовательные результаты, расширяет возможности взаимообучения и взаимопомощи в команде и др.

Полученные результаты исследования (принимали участие 148 обучающихся, что составило в нашем исследовании 100%) по методике П. Лутошкина демонстрируют то, что команды в результате работы в сформированных малых группах в рамках изучения дисциплины в течение двух лет в большинстве вышли на средний уровень развития малой команды, что свидетельствует о том, что

сформировались такие признаки команды, как:

- взаимодополняемость, когда в ходе позиционирования ответственность в команде распределяется так, чтобы каждый участник команды в любой момент мог заменить любого члена команды;

- способность мотивировать членов команды к совершению определённых действий, проявляемая в качественной работе членов команды при включении в общую групповую активность - сотрудничество и сотворчество;

- сплоченность в команде, отражающая чувство принадлежности к команде и проявляющееся в выстраивании взаимоотношений между ее участниками.

По результатам опроса обучающихся определено развитие команды как коллектива, характеризующегося по следующим показателям:

- интегрированность, показывает степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива;

- организованность как подчинённость определённому порядку выполнения совместной деятельности;

- мотивированность как активное, действенное побуждение членов команды к совместной деятельности.

И лишь менее 10% опрошенных отметили номинальный (не выполняющий своего назначения, фиктивный) уровень развития команды.

Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что у обучающихся в процессе учебной деятельности в магистратуре, формируются и развиваются компетенции необходимые универсальные компетенции командного взаимодействия (УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде), включенной во ФГОС ВО 3++.

Следует отметить, что командная форма организации обучения обучающихся помогает преподавателю демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические, социально-психологические возможности получения педагогического результата [8, с. 43], позволяет организовывать образовательный процесс с более высоким темпом, повышает проявление особенностей интеллектуального, мотивационного, предметно-практического состояния каждого члена команды.

Таким образом, систематическая работа с обучающимися, заключающаяся в создание условий для обучения и профессионально-личностного развития, включающая мотивацию и выстраивание коммуникаций, оценку качества обучения, позволила нам не только сформировать команды обучающихся и слушателей, но и к завершению изучения дисциплины получить высокий уровень организованности и необходимый уровень навыков командной работы.

Одним из перспективных направлений в обновлении структуры, содержания командного компонента в программах подготовки педагогических и управленческих кадров, совершенствования навыков командной работы, конструктивного командного взаимодействия являются технологии кросс-культурного менеджмента. В настоящее время в системе высшего образования образовании эти технологии являются предметом изучения при подготовке специалистов по управлению внеэкономическими, национально-культурными процессами в условиях активной миграции населения. «Кросс-культурный менеджмент - это создание и применение технологий управления культурным разнообразием в условиях экономической глобализации» [2, с. 9] В последние годы на первое место выходят исследования по управлению «культурным разнообразием», направленные на выработку механизмов, которые бы позволяли, сохраняя национально-культур-

ную самобытность определенных групп населения, обеспечить устойчивый и строгий управленческий контроль путем выработки некоего общего, приемлемого для представителей разных культур, «протокола» - кросс-культурных технологий управления, в том числе и в сфере образования.

И.А. Гришин и Е.А. Николаева в своих исследованиях отмечают, что кросс-культурный менеджмент преподается во многих ведущих вузах страны и указывают на необходимость руководствоваться при организации обучения основополагающими методическими принципами [3]:

- профессионально коммуникативной значимости - принципом, нацеливающим обучающихся на вовлечение в профессиональную деловую коммуникации на протяжении всего курса, обеспечивающим проблемное обучение;

- деловой межкультурной коммуникации - принципом, направленном на построение учебного процесса, при котором центральной фигурой является обучающийся как потенциальный партнер межкультурной коммуникации;

- функциональной релевантности - принципом, подразумевающим функциональность в отборе и организации учебного материала, отражающим интересы и потребности не только будущих специалистов, но и работодателей в условиях кросс-культурного делового социума.

По нашему мнению, обучение педагогических и управленческих кадров, направленное на формирование гибкой, быстро адаптирующейся к изменениям команды, обладающей низкой конфликтностью, требует включения в содержание командного компонента изучения следующих кросс-культурных аспектов взаимодействия: межкультурной коммуникации, управления, умения идентифицировать и понимать в разных культурах и предпочтениях членов команды,

ш о а ч го

0 ф

т

1

ф

ц

со го а

о ф

т

го

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

ш

о

о

с

ф

а

0 со н

1

ф

* ф

I

ф

.0 I

ч

I

го о

го m о ü к

<

О

го" ш

0 ^

1

ф

ш

го О

m

го" ш о с

S

о О

d

О

го"

ш

ф

J ш к ср

ч

^

< с±

поведения при работе в команде, преодоления конфликтов.

Следовательно, в рамках обучения педагогических и управленческих кадров в педагогическом вузе повышение эффективности внешних и внутренних деловых коммуникаций обучающихся в условиях полиэтничности требует формирования необходимой кросс-культурной компетентности как качества личности, включающего знания обо особенностях различных культур, опыта осуществления коммуникации на кросс-культурном поле.

К методам обучения кросс-культурному менеджменту относят кросс-культурное просвещение (приобретение знаний при чтении книг, просмотре кинофильмов и др.), кросс-культурное ориентирование (разбор ситуаций, в которых участвуют представители различных культур и др.), кросс-культурный тренинг, кейс-метод, дистанционные технологии обучения и др.

Таким образом, повышение качества подготовки педагогических и управленческих кадров требует учета феномена кросс-культурного компонента через освоение знаний о различных культурах, выработку толерантности, развития способности к межкультурному пониманию и диалогу, позволяющих улучшить компетенции обучаемых в области командного менеджмента, тем самым оказывая влияние на принятие решений и выстраивание взаимодействия. Библиографический список:

1. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://asi.ru/upload/ medialibrary/f6c/Doklad_block_russ. pdf

2. Бунина В.Г Кросс-культурный менеджмент и межкультурная коммуникация: учебное пособие. - М.: ГУУ, 2008. - 128 с.

3. Гришин И.А., Николаева Е.А. особенности исследования и преподавания кросс-культурного менеджмента в условиях глобализации рынков и интернационализации производства в

России. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. -№4 (21). С. 92-96.

4. Ильин С. Р. Основные проблемы развития кросс-культурного менеджмента в России [Электронный ресурс] // Colloquium-journal. - 2019. -№26 (50). - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-razvitiya-kross-kulturnogo-menedzhmenta-v-rossii

5. Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учебное пособие / [О.А. Шкляро-ва, Н.Л. Галеева, О.П. Осипова, Е.А. Парахина, Е.В. Савенкова]; под ред. О.А. Шкляровой. - Москва: МПГУ, 2021. - 384 с.

6. Львов Л.В. Педагогический менеджмент. - Челябинск: ЧГАУ; ЮУНОЦ РАО, 2008. - 178 с.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - С.:Синтег. - 668 с.

8. Плотникова Н.Ф. Командный подход в обучении: учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 96 с.

9. Шклярова О.А., Демин С.В. Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №5. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-upravlencheskoy-komandy-po-razvitiyu-kadrovogo-resursa-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii

10. Шклярова, О.А., Осипова О.П. Подготовка менеджеров образования в условиях его цифровизации: идеи, подходы, ресурсы. Преподаватель XXI век. - 2019. - №2. С.108-124.

Поступила 12.10.2022

Об авторах:

Кудрявцева Дарья Александровна, проректор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия), da.kudryavtseva@mpgu.su

Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, ИСГО ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия), op.osipova@mpgu.su

Савенкова Елена Викторовна, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, ИСГО ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, ev.savenkova@mpgu.su

Шклярова Ольа Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, ИСГО ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия), oa .shklyarova@mpgu ^

Для цитирования: Кудрявцева Д.А., Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А. Командный менеджмент в структуре подготовки педагогических и управленческих кадров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 3. С. 68-80. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-3-68-80

References:

1. The future of education: a global agenda [Electronic resource]. - Available at: https://asi.ru/upload/medialibrary/f6c/Doklad_block_russ.pdf [in Russian]

2. Bunina V.G. Cross-cultural management and intercultural communication. - M.: GUU, g 2008. - 128 p. [in Russian] |

3. Grishin I.A., Nikolaeva E.A. Features of research and teaching of cross-cultural x management in the context of globalization of markets and internationalization of S production in Russia // Bizines. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo Instituta Biznesa. - 2012. - No. 4 (21). P. 92-96. [in Russian]

4. Ilyin S. R. The main problems of the development of cross-cultural management in Russia [Electronic resource] // Colloquium-journal. 2019. No. 26 (50). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-razvitiya-kross-kulturnogo-managementa-v-rossii. [in Russian]

5. Shklyarova O.A., Galeeva N.L., Osipova O.P., Parakhina E.A.,. Savenkov E.V Team management as a management resource in educational systems. Ed. by O.A. Shklyarova.-Moscow: MSGU, 2021.- 384 p. [in Russian]

6. Lvov L.V. Pedagogical management. - Chelyabinsk: ChGAU; YuUNOTS RAO, 2008. . - ¡ 178 p. [in Russian]

7. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. - S.: Sinteg. - 668 p. [in Russian] o

8. Plotnikova N.F. Team approach in teaching. - Kazan: Izd-vo Kazanskogo un-ta, 2016. -96 p. [in Russian]

9. Shklyarova O.A., Demin S.V. Formation of a management team for the development of a personnel resource in an educational institution [Electronic resource] // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2013. No. 5. - Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-upravlencheskoy-komandy-po-razvitiyu-kadrovogo-resursa-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii [in Russian]

10. Shklyarova O.A., Osipova O.P. Training of education managers in the context of its digitalization: ideas, approaches, resources. Prepodavatel XXI vek. - 2019. - No. 2. P. 108-124. [in Russian]

о

о

о

About the authors:

Kudryavtseva Daria Alexandrovna, Vice-Rector, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, Email da.kudryavtseva@mpgu.su

Osipova Olga Petrovna, Professor, Department of Management of Educational Systems named after. T.I. Shamova, Moscow Pedagogical State University, Doctor of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, Email op.osipova@mpgu.su

Savenkova Elena Viktorovna, Associate Professor, Department of Management of Educational Systems named after T.I. Shamova, Moscow Pedagogical State University, Candidate of Pedagogy, Email ev.savenkova@mpgu.su

Shklyarova Olya Anatolyevna, Professor, Department of Management of Educational Systems named after T.I. Shamova, Moscow Pedagogical State University, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, Email oa.shklyarova@mpgu.su

For citation: Kudryavtseva D.A, Osipova O.P., Savenkova E.V., Shklyarova O.A. Team management in the structure of training pedagogical and management staff // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 3. Р. 68-80. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-3-68-80

ro m о a к

< О

(О m

0 ^

1

<u m го О

ûû ULÍ

го" m о с s о О

d

О

го" m <u J m к a

Ч

^

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.