УДК 37.032 ББК 74.3
DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-202-213
РЕСУРС САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
SELF-MANAGEMENT RESOURCE IN INCREASING PROFESSIONAL VITALITY AND DEVELOPING THE MANAGERIAL CULTURE OF TEACHERS
Осипова Ольга Петровна
Профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Osipova Olga P.
Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Шклярова Ольга Анатольевна
Профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами профессиональной жизнеспособности работника образования
Shklyarova Olga A.
Professor at the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses issues related to the problems of professional viability of an education worker in an electronic
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Осипова О. П., Шклярова О. А., 2020
в условиях электронной информационно-образовательной среды. Самоменеджмент, тайм-менеджмент рассматриваются как инструменты профессионально-личностного развития педагогических работников. В качестве подтверждения заявленных тезисов использованы результаты исследований профессорско-преподавательского состава кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой
мпгу.
information and educational environment. Self-management and time management are considered as tools for the professional and personal development of teachers. The theses are confirmed with the research study results of the faculty of the Department of Educational Systems Management named after T. I. Shamova of MPGU.
Ключевые слова: самоменеджмент, электронная информационно-образовательная среда, профессионально-личностное развитие педагогических работников, профессиональное здоровье, тайм-менеджмент, информационные технологии, трудовые эпизоды, здоровый образ жизни, профессиональная самореализация работника образования.
Keywords: self-management, electronic information and educational environment, professional and personal development of teachers, professional health, time management, information technology, labor episodes, healthy lifestyles, professional self-realization of an education worker.
Одно из системных научных исследований, которые проводились под непосредственным руководством Т. И. Шамовой, было связано с изучением профессиональной жизнеспособности педагогов. Внимание к проблеме профессиональной жизнеспособности (витагенности) педагогических работников в условиях стратегии устойчивого развития образовательных систем позволило обозначить наиболее актуальные аспекты, над изучением которых в течение пяти лет работал коллектив кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета (далее - МПГУ):
• факторы-условия и факторы-причины, определяющие формирование и развитие профессиональной жизнеспособности педагогических работников в условиях устойчивого развития образовательных систем;
• особенности трактовки ключевых понятий (их содержание, структура и интерпретации), раскрывающих суть профессиональной жизнеспособности педагогического работника как объекта познания и управления в образовательных системах;
• взаимосвязь и взаимозависимость профессионализма, профессиональной компетентности и профессиональной компетенции с жизнеспособностью и адаптивностью педагогических кадров в сфере образования;
• условия и факторы профессионального (профессионально-личностного) развития кадрового ресурса в образовательных организациях;
• основные направления, технологии и управленческие механизмы регулирования и коррекции профессионального-личностного развития персонала в образовательной организации;
• прогнозирование и оценка результатов развития кадрового ресурса образовательной организации;
• мониторинг профессионализма, профессиональных и ключевых компетенций, эффективности управления персоналом в образовательной организации.
Декомпозиция основной проблемы позволила конкретизировать наиболее общие вопросы, решение которых было созвучно научно-исследовательским и профессионально-личностным интересам практически всех работников кафедры. Так, в теме нашего исследования были определены компоненты, определяющие целостность феномена «профессиональная жизнеспособность» как объекта управления в образовательных системах разного уровня.
Исследования С. Г. Воровщикова, Э. В. Литвиненко, Л. И. Маленковой, М. П. Нечаева, В. В. Пикан, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, О. А. Шкляровой и др. сотрудников кафедры по профессиональной жизнеспособности позволили, прежде всего, доработать понятийно-категориальный аппарат, дополнив его новыми понятиями, существенно углубляющими сущность и содержание управления образовательными системами. Одним из обобщенных результатов совместной научно-исследовательской работы стало определение понятия «профессиональная жизнеспособность» - «.. .особое состояние человека, его жизненный и профессиональный опыт, который обеспечивает личностную ситуационную адаптацию к социуму...» [1, с. 221].
В качестве основных показателей профессиональной жизнеспособности были определены:
• сбалансированность и «инструментальность» необходимых функций (знаний, умений, навыков), которые проявляет специалист в определенных профессиональных ситуациях;
• проявление способности к самомобилизации, актуализации позиционно-смысло-вых, профессионально и личностно ценностных установок, направленных на развитие своего потенциала (самосовершенствование); формирование готовности к освоению новых компетенций;
• самореализация или социальная адаптация, проявляющиеся в целенаправленном функционировании и развитии, которая соответствует как внешним, так и внутренним обстоятельствам адаптации.
Можно констатировать, что актуальность управления профессиональной жизнеспособностью кадрового ресурса в образовательной организации не только не утратила своей значимости, но и в последнее время все чаще заявляется специалистами в сфере оперативного, стратегического, инновационного, проектного и других видов менеджмента [2].
Профессиональная жизнеспособность специалиста в сфере образования в значительной степени зависит от сформированности культуры самоуправления, что подтверждается тезисом: «.неотъемлемыми качествами специалиста должны быть не только профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполняемым обязанностям, но и умение спланировать и эффективно организовать свою работу, способность распределять рабочие нагрузки и управлять персональной деятельностью.» [3, с. 4]
Культуру самоуправления работника образования как качественную характеристику самоменеджмента мы рассматриваем не только с позиции управления собственной деятельностью и управления временем (тайм-менеджмент), но и с позиции управления
процессами профессионально-личностного развития человека. Речь идет об осознанном принятии личностной ответственности педагогического работника в жизнеустройстве, социализации, самореализации, профессионально-личностном развитии.
В основе самоменеджмента, который понимается нами как «....реализация управленческих функций в процессе организации собственной жизнедеятельности, направленной на самоактуализацию, самоактивизацию и самореализацию личностного потенциала.» [4, с. 7], происходит, прежде всего, осмысление и проектирование определенных позиционно-смысловых ориентаций как свободный выбор жизненного пути; сознательное проектирование траектории личностного самосовершенствования, профессиональной деятельности, карьерного роста и т. п.
Рассматривая данные вопросы применительно к современной образовательной системе, необходимо указать на то, что педагогический работник реализует свои профессиональные задачи в новых условиях, а именно в условиях электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС), которая не ограничивается и не замыкается в рамках образовательной организации.
Невозможно отрицать то обстоятельство, что компьютеризация, информатизация и цифровизация совершили определенную революцию как в сфере труда и быта в целом, так и в сфере образования в частности. Влияние информационных (цифровых) технологий на процессы реализации профессиональной деятельности в сфере образования, на режим его организации, темп, объем и характер является значительным. Подтверждение данного тезиса мы находим в трудах Д. Вайсман: «.распространение информационных технологий коррелирует с ростом трудовых усилий, т. е. с ростом доли эффективного труда, выполняемого за каждый час работы.» [5].
С этим трудно не согласиться. В то же время разумное использование технологий менеджмента позволяет эффективно отслеживать различные рабочие процессы педагогических работников, усиливает координацию и контроль за выполнением профессиональной деятельности и др., что позволяет микрокоординировать отдельные задачи, простра-ивать тактику и стратегию, т. е. управлять процессом.
С. Э. Хьюлетт в своих статьях выделяет так называемые «экстремальные условия работы» в условиях цифровизации. К таким условиям автор относит «.жесткость в сочетании с непредсказуемостью; быстрый темп работы и жесткие сроки выполнения заданий; нахождение на связи в режиме 24/7; мероприятия, проводимые в нерабочее время, досадные помехи из-за вторгшихся хитроумных средств связи .» [6, с. 163], постоянное формирование/совершенствование компетенций, требования к повышению квалификации и др.
Именно поэтому в условиях настоящей и последующей в ближайшем будущем реальности формирование культуры тайм-менеджмента (как технологии самопланирования времени) актуально у обучающихся уже на уровне общего образования. Данное направление разрабатывалось и прошло успешную апробацию на базе научно-образовательных площадок кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой МПГУ под руководством С. Г. Воровщикова, С. Р. Гилядова, М. М. Новожиловой [7, с. 249-260].
Относительно особенностей ЭИОС проблема формирования культуры тайм-менеджмента рассматривалась О. П. Осиповой, О. А. Шкляровой [8]. Поэтому необходимо
обратить внимание на состояние культуры самоменеджмента у педагогических работников, как основных ответственных за качество образования обучающихся. Полагаем, что целесообразно вопросам совершенствования культуры самоменеджмента педагогических работников уделять внимание не только в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования при обучении бакалавров и магистров, но и на уровне дополнительного профессионального образования.
Для подтверждения вышесказанного мы попытались рассмотреть, как организуется работа современного педагогического работника в условиях ЭИОС. Участниками данного проекта стали обучающиеся по магистерским образовательным программам «Менеджмент в образовании» и «Менеджмент проектов и программ». Более 95% обучающихся являются действующими работниками образования. Нами анализировались данные, полученные по основным эпизодам трудовой деятельности обучающихся: фиксировалось содержание, местоположение, продолжительность, используемые информационные технологии и др.
За основу мы взяли материалы исследования Д. Вайсман. В таблице показано, что рабочий день современного работника образования в условиях ЭИОС состоит из множества трудовых эпизодов, различных по своей продолжительности. В данном случае трудовой эпизод понимается нами как определенная деятельность, которая осуществляется в рабочее время (встреча учеников, проведение уроков, подготовка к урокам, участие в совещаниях, работа в МЭШ «Московская электронная школа», коммуникации, подготовка отчетов, обучение, самообучение и др.).
Получив эти данные, мы можем с уверенностью сказать: весь рабочий день педагогического работника разделен на различные по времени и сути трудовые эпизоды. Работник образования сам является инициатором переключения с одного вида деятельности на другой, а информационные технологии позволяют это сделать наиболее эффективно. Больше всего времени у работника образования уходит на трудовые эпизоды от 10 минут и менее. Сюда относятся, прежде всего, различные виды коммуникации: непосредственное общение с учениками, родителями учеников, коллегами, руководством.
Значительная часть времени уходит на опосредованное общение, которое осуществляются с использованием технических средств: общение в социальных сетях
Таблица
Трудовые эпизоды обучающихся в условиях ЭИОС
Продолжительность трудового эпизода, мин. Среднее число эпизодов за 1 день Доля данных эпизодов, % Средняя продолжительность затраченного за день времени, мин
10 и менее 16,4 58,3 164,0
От 11 до 30 2,2 7,8 66,0
От 31 до 45 6 21,4 270,0
Более 60 (в том числе подготовка к урокам дома) 3,5 12,5 210,0
Общее количество за 1 день 28,1 100,0 710 (11,8 ч)
Более 80 (получение образования) 1 790 (13,2 ч)
(различные группы, личная страница ВКонтакте, РасвЬоок и др.); разговоры по телефону; работа в МЭШ (частично) и др. Более 20% времени рабочего дня у работника образования уходит на непосредственное проведение уроков (в зависимости от предмета). 12,5% рабочего времени работники образования готовятся к урокам, в том числе работают в МЭШ и Электронном дневнике (как правило, дома), участвуют в совещаниях, готовят различные отчеты с использованием информационных технологий, отвечают на электронные письма и др.
Кроме всего прочего, респонденты обратили внимание на то, что в среднем они ежедневно тратят на получение образования более 80 минут. Сюда входит не только обучение в магистратуре, но и плановое повышение квалификации, профессиональная переподготовка; участие в семинарах, вебинарах, конференциях, конкурсах и многочисленных проектах и др. Значительно минимизировать время на получение образования позволяют информационные технологии, при помощи которых они управляют своей доступностью (в данном случае LMS Moodle, WhatsApp, вебинары с использованием дистанционных образовательных технологий и др.).
Изучение проблемы разделения рабочего дня на трудовые эпизоды не является чем-то новым. В 1970-1990 гг. данная проблема широко обсуждалась не только в менеджменте производства (Л. И. Абалкин, И. В. Абанкина, О. В. Козлова и др.), но и менеджменте образования (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.). Инновацией в рассматриваемом нами случае является то обстоятельство, что именно опосредованные контакты всех участников образовательного процесса стали активно внедряться практически во все трудовые эпизоды работника образования. Для эффективной организации образовательного процесса работник образования все чаще получает инструкции, распоряжения, приказы и различную информацию посредством тех или иных информационных систем, приложений, устройств. С помощью цифровых технологий, специального программного обеспечения, корпоративной электронной почты налажена связь не только с родственниками, коллегами, сокурсниками, но и обучающимися, их родителями и руководством образовательной организации.
Все чаще для корпоративного общения используется электронная почта. Анализируя ответы респондентов (см. таблицу), мы отмечали, что значительное количество рабочего времени было потрачено на электронную переписку. Данное обстоятельство объясняется социоматериальным своеобразием электронной почты, так как она предполагает временной интервал между получением письма и непосредственно ответом на сообщение. Как правило, ответы на письма, полученные по электронной почте, пишутся по окончании рабочего дня, скорее всего, в транспорте, дома. Данное обстоятельство удлиняет рабочий день работника образования. Так, по расчетам респондентов рабочий день в среднем составил от 11,8 часа (без обучения) и 13,2 часа с обучением. На основании этого возникает мысль, что по мере того, как информационные технологии все активнее проникают в жизнь современного человека, размываются организационные и пространственные рамки рабочего и домашнего времени.
В то же время участники проекта не воспринимали информационные технологии и мобильные устройства как «.досадные помехи из-за вторгшихся хитроумных средств
связи ...» [5, с. 163]. По мнению современных работников образования, данные «помехи» составляют часть образовательного процесса и считаются нормой, что подкреплено нормативно-правовыми документами. Кроме того, асинхронность информационных технологий и их способность к манипулированию временем позволяет работникам образования принимать участие в процессе оценки поступающей информации на предмет важности и приоритетности по отношению к другим задачам и, следовательно, самостоятельно выстраивать алгоритм решения поставленных задач, то есть управлять своим временем.
Таким образом, ежедневный процесс успешного решения и реализации различных профессиональных задач в условиях ЭИОС, по сути, является процессом самоменеджмента (самоуправления), эффективность которого зависит от компетентности в реализации основных функций управления. В процессе самоменеджмента реализуются все функции управления (рис. 1), бинарный подход к описанию которых разработан представителем научной школы управления образовательными системами профессором П. И. Третьяковым [1, с. 51]. Ценность данного подхода в описании функций управления состоит в том, что он позволяет принять, осознать и оценить как само действие (функцию), так и предмет/объект, на который оно направлено.
В качестве одного из объектов реализации управленческих функций рассмотрим профессиональное здоровье. Данный вопрос можно рассмотреть также и с позиции собственного здоровья, если по штатному расписанию мы являемся педагогическими работниками (учитель, воспитатель, преподаватель, вспомогательный персонал и т. п.), и/или профессионального здоровья педагогических и других работников, если мы являемся менеджерами высшего или среднего звена в административно-управленческом аппарате образовательной организации.
Информационно- —> Мотивационно-
аналитическая <— целевая
Планово-прогностическая
I
Регулятивно-коррекционная
Контрольно-оценочная
II
Организационно-исполнительская
Рис. 1. Взаимосвязь функций управления (по П. И. Третьякову)
Проведенные нами ранее опросы педагогических работников, а также обучающихся по программам повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки (общее число: 286 человек, 2008-2010 гг.; 76 человек, 2016-2018 гг.) показали незначительные отличия в ответах по вопросам здоровьесбережения. Анкетирование проводилось на этапе первичного знакомства, то есть в период комплектования учебных групп, при первом знакомстве на занятиях по реализации программ курсовой подготовки. Так 66,7% (2010) и 75% (2018) респондентов считают себя достаточно хорошо информированными в вопросах, связанных со здоровьем, то есть владеют фундаментальными знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Более 70% (2010) и 95% (2018) получают информацию о ведении ведения здорового образа жизни из сети Интернет. В данном случае поменялись источники получения информации: в 2010 г. 75% респондентов получили необходимую информацию с помощью интернет-сайтов, 18% получили информацию с помощью бумажных изданий, а с помощью мессенджеров - 12% респондентов. Ситуация 2018 г. поменялась значительно - более 84% респондентов получили информацию о ведении ведения здорового образа жизни в социальных сетях и 12% получили необходимую информацию с помощью интернет-сайтов.
Но только 14,3% (2010) и 12% (2018) респондентов оценивают свой образ жизни как здоровый образ жизни. Они активно занимаются развитием и укреплением своего здоровья. Лишь 9-11% проявляют действенный интерес и реальное внимание к здоровью и образу жизни близких людей. Отметим, что в данном случае речь идет не об оказании помощи, поддержки в период заболевания, а об отношении к здоровью, например, с целью обеспечения его сохранности и укрепления.
По нашему мнению, основными причинами пренебрежительного (мы готовы аргументировать даже объективность использования термина «инфантильного» в данном аспекте) отношения к здоровью у педагогов, по данным проведенных исследований, являются отсутствие воли (27,7%) и невнимание к себе (23,4%). Меньшее количество опрошенных указали на недостаток времени (15%), отсутствие условий (14,5%), уже сформировавшиеся нездоровые привычки, расстаться с которыми трудно (10,2%). Не назвали причину 9,2%, ответ вызвал у большинства затруднение. В целом все это можно охарактеризовать как недостаточный уровень самоменеджмента.
Последующие исследования культуры здоровья в сфере образования, управления процессами здоровьесбережения в образовательных системах, внутренними и внешними ресурсами обеспечения эффективной профессиональной деятельности показали, что принципиально важно за профессионально-личностным здоровьем закрепить статус основополагающего фактора в обеспечении профессиональной жизнеспособности педагогических работников. Ценность здоровья определяется свободой жизнедеятельности человека. С повышением степени (уровня) здоровья повышается и степень свободы личности (при наличии соответствующих социальных предпосылок).
Ценностные ориентации по отношению к здоровью педагогического работника - один из важнейших элементов мировоззрения. В основе ценностных ориентаций лежат знания о здоровье и способах его развития, а также осознание феноменальности и универсальной ценности здоровья как продукта сознательной целенаправленной деятельности. Уникальным проектом,
успешно реализованным департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы является проект «Московское долголетие». В 2019 г. 26 вузов г. Москвы приняли участников проекта «Московское долголетие». Полагаем, что при всем внимании к данному вопросу основная роль принадлежит грамотному самоменеджменту. Насколько высок потенциал самоменеджмента в обеспечении профессионального здоровья и долголетия, можно проанализировать, рассмотрев основные «слагаемые» успеха в решении этой проблемы (рис. 2).
В основе профессионально-личностного развития вряд ли стоит расставлять приоритеты, если мы декларируем паритет гармоничного и всестороннего развития педагога. В профессиональной самореализации фактор работоспособности и выносливости педагога во многом зависит от его физического статуса и физиологической реактивности, культуры профилактики соматических патологических изменений, от умения регулировать, оптимизировать организационно-психологические условия профессиональной деятельности (выбор позиционно-смысловых установок, нагрузка, расписание занятий, принятый стиль управления в образовательной организации, взаимоотношения с коллегами, уровень организации ЭИОС, психологический климат в образовательной организации и др.), экологически грамотно улучшать бытовые условия. Конечно, в основе развития общей культуры, культуры здоровья, здорового образа жизни, экологической и валеологической ответственности лежат как личностные аксиологические, акмеологические установки и ориентации, так и наличие или отсутствие определенных принципов в формировании здорового образа жизни в образовательной организации.
Идеальным инструментом профессионально-личностного развития педагогических работников является готовность образовательной организации реализовать прогрессивную модель управления, в которой кроме основных функций предполагается построение развернутой системы социального управления, ориентированной на удовлетворение жизненных интересов членов коллектива. Педагогическое проектирование профессионально-личностного развития инициируется и поддерживается менеджментом организации, но наполняется содержанием, формами и способами работы над собой уже самим
Здоровый образ жизни
Рис. 2. Формула профессионального долголетия и здоровья
педагогом. На решение данной задачи, по нашему мнению, могут быть направлены следующие гуманитарные технологии:
• технология определения поля актуальных и потенциальных жизненных интересов работника образования (администрация);
• технология проектирования организационных изменений по критериям жизненных интересов работника образования (администрация) [9, с. 208];
• технология проектирования индивидуальной траектории профессионально-личностного развития (карьера, образование и др.) (сам педагог).
Творчество как основа профессионально-личностного здоровья сопряжено с конструктивными, позитивными изменениями как внешнего мира, так и мира внутри себя. Педагогическое творчество в условиях ЭОИС требует от педагога таких личностных качеств, как «.. .инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений ...» [9, с. 22], а также готовность к нововведениям и обновлениям, готовность к внедрению информационных технологий. Приходится констатировать, что творчество, в том числе и педагогическое, не существует вне личности и не может быть понято и принято вне личностного контекста.
И на этом этапе мы можем сказать, что важным элементом организации педагогического творчества являются технологии самоменеджмента. В основе активного участия педагога в творческой (инновационной, исследовательской, научно-образовательной) деятельности, конечно же, заложена культура целеполагания. Функция целеполагания не только в постановке/формулировке цели, но и в повышении самосознания человека, росте его самоорганизации. Роль цели - помочь работнику образования перейти на более высокий уровень развития, чтобы его жизнь ограничивали только физические законы и его совесть, а не внешние манипуляции, используемые для управления и подчинения в рамках образовательной организации.
Региональная образовательная система предоставляет педагогическим работникам широчайшее поле для педагогического творчества: конкурсы и проекты:
• Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего»;
• Актуальные региональные проекты: «Субботы московского школьника», «Московская электронная школа», «Предпрофессиональное образование»;
• Мегапроект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов»;
• Олимпиады социокультурной направленности и др.
Для духовно развитой личности смысл жизни непрерывно пополняется и углубляется на всем протяжении зрелого возраста. Безусловно, возможны спады и временные отступления, но общая направленность на высшее содержание жизненного смысла сохраняется неизменной. Усложнение и обогащение смысла жизни связано со всеми родовыми сторонами человеческой сущности: общественно полезным творческим трудом, функционированием сознания, социальными отношениями в коллективах различной степени общности - трудовых, семейном и по интересам. Принципиальное совпадение и совместное развитие всеобщей сущности в личностях супругов обеспечивают развитие биологической стороны любви в соответствии с законом рекурсивного развития.
Выводы:
• во-первых, эффективная профессиональная деятельность и рост педагога зависят от здоровья и уровня культуры управления собственной жизнедеятельностью;
• во-вторых, творчески насыщенная, активная, интересная профессиональная деятельность - это стимул для поддержания профессионального здоровья, продления долголетия, а следовательно, и профессиональной витагенности.
Наука самоменеджмента призвана упростить процесс нашего развития и личностного роста независимо от того, какие цели мы перед собой ставим, поэтому актуальны поиск и освоение новых технологий, повышающих эффективность профессионального саморазвития, на что указывала Т. И. Шамова: «Исходя из понятий профессиональной жизнеспособности, которая представляет собой способность эффективно существовать и развиваться в изменяющихся условиях профессиональной среды, мы ставим задачу отбора имеющихся и поиска новых образовательных технологий, которые обеспечат успешность саморазвития» [10, с. 7].
Список литературы
1. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: Скрипторий 2003, 2005. 568 с.
2. Основы самоменеджмента: организация персональной деятельности специалиста: сб. метод. разработок. Екатеринбург, 2017. 84 с. URL: http://elar.uspu.ru/ bitstream/uspu/6412/1/uch00166.pdf (дата обращения: 04.02.2020).
3. Минаева О. В., Евченко А. Ф. Современный самоменеджмент и личная тектоло-гия: общее и особенное // Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С. 34-47.
4. Шклярова О. А. Основы самоменеджмента: учеб. пособие для студентов по спецкурсу «Научная организация учебной деятельности». Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2001. 45 с.
5. Вайсман Д. Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме / пер. с англ. Н. Эдельмана; под науч. ред. С. Щукиной. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 304 с.
6. Hewlett S. A. Is Your Extreme job Killing You? // Harvard Business Revieew. 22.08.2007.
7. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект. 4-е изд. М.: 5 за знания, 2009. 352 с.
8. Осипова О. П., Шклярова О. А. Формирование организационной культуры будущих менеджеров образования в процессе освоения магистерских программ // Социология образования. 2017. № 5. С. 21-33.
9. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие: в 2 кн. / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Брян. гос. ун-т, 2003. Кн. 1. 174 с.
10. Шамова Т. И. Кластерная организационная технология в развитии и саморазвитии участников образовательного процесса // Теория и практика реализации компетентностного подхода в управлении развитием субъектов образовательного процесса: сб. материалов науч. сессии фак. повышения квалификации и
проф. переподготовки работников образования МПГУ (25 января 2008). М.: МПГУ, 2008. С. 7-14.
References
1. Tretyakov P. I. Operativnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya v shkole. Teoriya i praktika. Novye tekhnologii. Moscow: Skriptoriy 2003, 2005. 568 p.
2. Osnovy samomendzhmenta: organizatsiya personalnoy deyatelnosti spetsialista: sb. metod. razrabotok. Ekaterinburg, 2017. 84 p. Available at: http://elar.uspu.ru/ bitstream/uspu/6412/1/uch00166.pdf (accessed: 04.02.2020).
3. Minaeva O. V., Evchenko A. F. Sovremennyy samomenedzhment i lichnaya tektologiya: obshchee i osobennoe. Vestnik MIEP. 2017, No. 2 (27), pp. 34-47.
4. Shklyarova O. A. Osnovy samomenedzhmenta: ucheb. posobie dlya studentov po spetskursu "Nauchnaya organizatsiya uchebnoy deyatelnosti". Tolyatti: Izd-vo fonda "Razvitie cherez obrazovanie", 2001. 45 p.
5. Wajcman J. Vremeni v obrez: uskorenie zhizni pri tsifrovom kapitalizme. Moscow: Izd. dom "Delo" RANKhiGS, 2019. 304 p. (In Russian)
6. Hewlett S. A. Is Your Extreme job Killing You? Harvard Business Revieew. 22.08.2007.
7. Vorovshchikov S. G., Novozhilova M. M. Shkola dolzhna uchit myslit, proektirovat, issledovat: upravlencheskiy aspekt. Moscow: 5 za znaniya, 2009. 352 p.
8. Osipova O. P., Shklyarova O. A. Formirovanie organizatsionnoy kultury budushchikh menedzherov obrazovaniya v protsesse osvoeniya magisterskikh program. Sotsiologiya obrazovaniya. 2017, No. 5, pp. 21-33.
9. Simonenko V. D., Retivykh M. V. (eds.) Obshchaya i professionalnaya pedagogika: ucheb. Posobie. In v vols. Bryansk: Bryan. gos. un-t, 2003. Vol. 1. 174 p.
10. Shamova T. I. Klasternaya organizatsionnaya tekhnologiya v razvitii i samorazvitii uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. In: Teoriya i praktika realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii razvitiem subyektov obrazovatelnogo protsessa. Coll. of works. Moscow: MPGU, 2008. Pp. 7-14.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 5
Статья поступила в редакцию 04.03.2020 The article was received on 04.03.2020